Внутренний рынок авто сша
Рекордные цены на авто в США — кто выигрывает?
В 2021 году мир увидел настоящий коллапс и одновременно ренессанс автомобильной индустрии. В физике такое состояние называется суперпозиция. С одной стороны, объем продаваемых авто в годовом выражении снизился до кризисного значения на фоне проблем с полупроводниками, а с другой стороны, прибыли публичных ритейлеров и производителей бьют ожидания аналитиков в связи с ралли в ценах на авто. Поэтому мы решили разобраться, кому выгоды высокие цены на авто?
В статье мы рассмотрим, что:
Продажи авто в США достигли уровня 2012 года
Продажи авто в США начали стремительно снижаться в апреле 2021 года после многолетнего пика, который был связан с приходом на рынок отложенного спроса со стороны домохозяйств.
Звучит странно, что при повышенном спросе продажи падают, не ошибка ли? К сожалению нет, такой парадокс сложился из-за проблем с поставками полупроводников из-з смещенного спроса и разрушенных цепочек поставок. Но куда сместился спрос?
В пик карантинных ограничений резко выпал спрос на полупроводники со стороны автопроизводителей и потребительских товаров, который был, по сути, частично замещен безумным ростом со стороны производства компьютерной периферии для удаленной работы, медицинских устройств (например, увеличение производства систем искусственной вентиляции легких), а также спроса со стороны телекоммуникационного сектора.
В период резкого восстановления спроса на потребительские товары и автомобили ввиду постепенного снятия карантинных ограничений и реализации эффекта отложенного спроса оказалось, что для производства новых чипов просто нет мощностей. Иными словами, довольно быстрый сдвиг в балансе спроса и предложения привел к тому, что автопроизводители и производители потреб. товаров вынуждены снижать производство своей продукции и довольствоваться крохами. В связи с этим запасы новых авто падают, а покупатели переключаются на подержанные автомобили.
Истощение запасов толкает цены вверх
Дилеры не справляются с высоким спросом на авто, о чем свидетельствуют данные по запасам и продажам. В среднем, до пандемии, запасов у дилеров хватало на 60 дней работы, когда в ноябре этот показатель снизился до 7 дней после 12 дней в октябре и 20 дней в августе.
Столь низкие запасы авто подталкивают дилеров к повышению цен на все категории автомобилей. Например, цены на подержанные и новые авто вновь стали ускоряться, и рост в ноябре составил 31% г/г и 11% г/г соответственно.
Мы не ожидаем сильного снижения цен в 2022 году на все виды авто ввиду все еще не решенной проблемы с поставками полупроводниками.
Многие автопроизводители по результатам 3 кв. 2021 года заявили, что ситуация в отрасли улучшается. Но отметили, что кризис будет и в следующем году, и, возможно, в 2023 году. В основном нынешние улучшения положения отрасли связаны с переходом компаний на альтернативные полупроводники. Например, Tesla полностью переписала код под нового поставщика, в результате чего производство Tesla продолжает бить рекорды, как будто кризиса нет. А Ford подписывает соглашения с новыми поставщиками — NXP Semiconductors.
Кому это выгодно?
На бирже СПб представлены следующие игроки на рынке продаж авто:
Вывод
Цены на авто могут оставаться завышенными еще дольше ввиду сохранения проблем с поставками полупроводников и повышенного потребительского спроса. Однако даже в таком положении это играет на руку дилерам авто, которые за счет повышения отпускных цен продолжат зарабатывать рекордные прибыли.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Андреем Кураповым
Американский автомобильный рынок в 2020 году
Автомобильный рынок США сильно пострадал в 2020 году, пандемия оказала огромное влияние на продажи. Падение было настолько сильным, что зафиксирован самый низкий годовой объём продаж автомобилей в стране с 2012 года.
После резкого кризиса 2008 года, который привел к коллапсу на американском автомобильном рынке, В США начался долгий путь восстановления. Американский рынок вырос с 10,5 млн автомобилей (в 2010 году) до небывалого нового рекорда в 17,5 млн (в 2016 году).
Однако смена хозяина Белого дома и новая протекционистская политика, с первоначальным экономическим бумом из-за резкого снижения налогов, не принесли пользы рынку. За последние три года американский авторынок умеренно потерял, снизившись с 17,23 млн в 2017 году до 17,02 млн в 2019 году.
За год объем продаж в целом составил 14 665 787 автомобилей, показав падение на 13,8% по сравнению с 2019 годом.
ПОМЕСЯЧНАЯ ДИНАМИКА ПРОДАЖ НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ НА АМЕРИКАНСКОМ РЫНКЕ В 2020 ГОДУ
В 2020 году лидер американского рынка Ford (-15,9%) потерял 0,3% рынка, за ним следует Toyota (-11,9%), которая, наоборот, увеличила свою долю рынка на 0,3%. Далее идёт Chevrolet (-11,7%; доля рынка 0,3%). Honda (-17,3%) осталась на четвертом месте, за нею следует Nissan, который потерял в динамике 31,8%, и это худший показатель в десятке лидеров.
Статистика продаж автомобилей в США – какие модели и марки покупают американцы?
Статистика продаж автомобилей в США – это важная информация, дающая покупателю представление о том, что из года в год покупают привередливые к колесной технике американцы.
Имея подобный ориентир, вам будет легче сделать собственный правильный выбор, особенно если авто приобретается в Штатах. Ведь обменять прибывшую из-за океана машину обычно невозможно или очень хлопотно.
С вами Илья Кулик, и сегодня я продолжаю цикл, посвященный автомобильной статистике.
Внутренний авторынок США – вчера и сегодня
Американский автомобильный рынок с начала прошлого века и по сей день характеризуется огромной динамичностью – на него равняются мировые производители и дилеры, а среди простых водителей уже более сотни лет не спадает градус интереса к продаваемым там автомаркам и автомоделям.
Как покупались автомобили в США ранее?
Старт автопромышленности был дан в Германии, но именно в США появился первый в мире полноценный автомобильный рынок, который стремительно наращивал обороты с самого начала и до конца 50-х гг. ХХ в.
Авторынок США всегда отличался высокой емкостью. Например, первая американская автокомпания «Oldsmobile» (вошедшая в историю как «Olds»), запустившая в серию двухместный кабриолет «American Curved Dash», за 5 лет деятельности продала более 5 тыс. машин. И это при том, что данная модель не отличалась ни дешевизной, ни качеством.
С появлением же первого американского бюджетника – «Ford Model T» (легендарная «Жестяная Лиззи»), который к тому же отличался сверхнадежностью, начался массовый сбыт автомобилей населению. С 1908 по 1927 г. только одна эта модель дала 16.5 млн продаж!
Первое время, с 1890-х и до конца 20-х гг. ХХ в, в США продавалась огромная масса всевозможных марок и моделей машин, т. к. в ту пору одних только американских производителей насчитывалось около двухсот. К 30-м годам ХХ в. жесткая рыночная конкуренция оставила на плаву лишь три автоконцерна.
Это т. н. Большая автомобильная тройка, которая заправляет продажами машин в США и по сей день:
К средине ХХ в. эти три концерна продали более 8 млн. авто – ¾ всего мирового предложения!
Интересный факт. С начала прошлого века и заканчивая новейшим временем, существовало более 800 компаний, производивших машины на территории США.
Как продавались автомобили в США во второй половине ХХ века?
К началу второй половины ХХ в. стремительный рост продаж автомашин в Америке резко замедлился – рынок стабилизировался на среднем показателе в 10 млн реализованных ед. Из года в год этот показатель колебался незначительно, за исключением моментов мировых кризисов.
В среднем с 1950 г. и по 1985 г. ежегодные объемы продаж составляли 7-8 млн ед., в границах от 8 до 11-12 млн, что видно из таблицы и графика.
Годы продаж | Объемы ежегодных продаж авто в млн единиц |
1945 г. | 0.725 ед. |
1950 г. | 8 005 ед. |
1955 г. | 9 204 ед. |
1960 г. | 7 905 ед. |
1965 г. | 11 137 ед. |
1970 г. | 8 283 ед. |
1975 г. | 8 986 ед. |
1980 г. | 8 009 ед. |
1985 г. | 11 652 ед. |
После средины 80-х гг. продажи уверенно прошли отметку в 10 млн и к началу нового века дали объем в 17 млн единиц! Правда, кризис 2008 г. временно снизил эту планку, но даже в точке наименьшего спада сбыт не опускался менее 10-и млн штук в год.
Вот статистические данные по реализации транспортных средств (ТС) на внутреннем рынке Соединенных Штатов за 16 лет с конца ХХ века:
Годы продаж ТС на внутреннем рынке США | Объемы ежегодных продаж авто в млн единиц |
1999 г. | 16.958 ед. |
2000 г. | 17.410 ед. |
2001 г. | 17.177 ед. |
2002 г. | 16.848 ед. |
2003 г. | 16.675 ед. |
2004 г. | 16.913 ед. |
2005 г. | 16.997 ед. |
2006 г. | 16.560 ед. |
2007 г. | 16.154 ед. |
2008 г. | 13.245 ед. |
2009 г. | 10.431 ед. |
2010 г. | 11.589 ед. |
2011 г. | 12.778 ед. |
2012 г. | 14.492 ед. |
2013 г. | 15.582 ед. |
2014 г. | 16.531 ед. |
За эти годы средний показатель составляет 15.4 млн единиц, что вдвое больше продаж периода второй половины ХХ в. В среднем прирост продаж за последние 7 лет составляет миллион штук в год, что очень немало, учитывая традиционную почти 50-летнюю стабильность американского авторынка.
Статистику продаж авто на американском рынке в прошлом 2016 и позапрошлом 2015 году я приведу более подробную, т. к. она важна – особенно по 2015 переломному году.
Интересный факт. В США продавалось больше всего автомобилей в мире, начиная с начала ХХ в. и вплоть до 2008 г., когда по этому показателю вперед вышел Китай. Однако свое второе место в обозримом будущем Штаты никому не уступят. Также в Америке пока что самый большой автопарк в мире.
Продажи автомобилей после кризиса 2008 г. на внутреннем американском рынке
Авторынок США серьезно пострадал в период глобального финансово-экономического кризиса 2008 г. Сбыт автомобилей в то время катастрофически сократился – спад составлял почти по 3 млн ед/год в течение 2-х лет:
Но эти негативные явления в США довольно быстро были преодолены, и уже в 2010 г. началось активное восстановление прежнего объема продаж с верхней планкой стабильности в 16-17 млн ед. – на это потребовалось 6 лет.
Наибольший рост продаж наблюдался в 2012 г., когда в Америке было продано 1 713,5 млн машин – это небывалый годовой показатель! Подобного бума не наблюдалось с 60-х гг. ХХ в.
Вот как выглядит диаграмма послекризисного восстановления авторынка США:
Подобные явления объясняются активным восстановлением финансовой стабильности экономики и платежеспособности населения Соединенных Штатов после кризиса 2008 года, а также умелой маркетинговой политикой автоконцернов, автодилеров и иных игроков рынка.
Однако вслед за рекордным 2012 г. объемы продаж резко пошли на убыль, но еще в течение последующих 3-х лет ежегодный прирост составлял в среднем по 1 млн машин, что тоже значительные объемы.
Продажи автомобилей в 2015 году на внутреннем американском рынке
Рекордные темпы увеличения объема сбыта новых автомобилей внутреннего рынка США в 2015 году сохранились на уровне последнего шестилетнего тренда (с 2010 г.).
По сравнению с 2014 г. рынок дал прирост в 5,68% – машин в стране было продано на 939,5 тыс. ед. больше прошлогоднего показателя. Общий объем составил 17 470,6 млн ед. в год (данные «Automotive News», «GoodCarBadCar» и др.).
Это на 60,3 тыс. выше предыдущего докризисного рекорда 2000 г. (тогда было продано 17 410,3 ед.). Причем данные от «Autodata» (американский институт маркетинговых исследований) приводят большую цифру (на 150 тыс. ед.), чем общепринятые значения.
Авторынок за 2015 г. по месяцам | Всего продано автомобилей на внутреннем рынке США (млн ед.) |
ЯНВАРЬ | 1 152.4 ед/мес |
ФЕВРАЛЬ | 1 258.5 ед/мес |
МАРТ | 1 545.7 ед/мес |
АПРЕЛЬ | 1 455.2 ед/мес |
МАЙ | 1 634.9 ед/мес |
ИЮНЬ | 1 476.4 ед/мес |
ИЮЛЬ | 1 510.9 ед/мес |
АВГУСТ | 1 577.9 ед/мес |
СЕНТЯБРЬ | 1 442.1 ед/мес |
ОКТЯБРЯ | 1 455.1 ед/мес |
НОЯБРЬ | 1 318.2 ед/мес |
ДЕКАБРЬ | 1 641.9 ед/мес |
ВСЕГО ПРОДАНО | 17 469.7 ед/год |
Однако рекорд, установленный в 2015 г. стал последним скачковым повышением активности продаж ТС, т. к. объем рынка уже достиг своих пиковых значений и даже превысил их. Это превышение маркетологи объясняют почти двукратным удешевлением топлива в США и инерционно-рыночными процессами.
Каким автобрендам отдают предпочтение американцы в 2015 году?
На сегодняшний день в Соединенных Штатах основные объемы продаж машин дают 11 автоконцернов, среди которых только два чисто американских игрока, а остальные являются зарубежными или транснациональными (подобно номинально итальянской «FCA/Chrysler») корпорациями.
Однако именно американские бренды занимают лидирующие позиции по объемам внутренних продаж. И только 3-е место досталось абсолютному лидеру мировой статистики автопродаж «Toyota»:
2015 г.
Примечательно, что рост покупок продукции у всех автоконцернов, торгующих в США, находится в плюсе. Интересно и то, что английская «Jaguar-Land Rover», находящаяся на последнем месте по объемам продаж (чуть более 80 тыс.), заняла лидерскую позицию по динамике рынка (26.5%).
Какие марки машин покупали американцы в 2015 году?
Значимых для статистики продаж автомарок на американском рынке на рассматриваемый момент насчитывается 36. В 2015 г. сохранялась плюсовая покупательская активность для большинства из них. Только 9 марок закончили год с минусовыми показателями.
Как и в случае с автоконцернами, первые две лидирующие позиции продаж заняли американские марки «Ford» и «Chevrolet», а третье место снова заняла «Toyota». Все три лидера продали более 2-х млн машин, но показатель прироста у них ниже среднего.
Интересно, что на первых позициях безраздельно господствуют американские, японские и корейские марки, а немецкие вытеснены за рамки первой десятки: «Mercedes-Benz», «Volkswagen» и «BMW» — 13-е, 14-е и 15-е места соответственно.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ МАРКИ, ПРОДАЮЩИЕСЯ В США
2015 г.
По динамике продаж среди автомарок ситуация следующая:
Наибольшие проблемы с реализацией наблюдаются у немецкой «Smart», которая на целых 17.8% опережает британский «Bentley» по уровню падения рынка.
Какие модели машин покупали американцы в 2015 году?
Американцев в самую первую очередь интересуют пикапы – их они и покупают каждый год в огромных количествах. Связано это с особенностями американского образа жизни, требующего обязательного наличия пикапа в большинстве домохозяйств.
Универсальные машины повышенной проходимости по похожим причинам ценятся и в России, что отражено в соответствующей статистике, но они не занимают первые места.
Далее идет все довольно стандартно: популярны кроссоверы и компакты. Вот список ТОП-5 самых покупаемых авто в Соединенных Штатах на 2015 г.:
Вот, кстати, интересная статистика по количеству авто на семью у американцев в средине ХХ в.:
Следующие 5 позиций занимают японские авто, среди которых целых 3 Хонды и нет ни одного пикапа. Зато имеется гибридная модель «Altima Hybrid» (9-я позиция), что говорит о спросе американцев на экологически чистый транспорт.
Наименее продаваемыми в 2015 г. стали модели:
За год их было реализовано всего по 2 единицы. На втором месте «Volvo C70» (4 ед.) и «Mercedes-Benz R-Class» (7 ед.) на третьем.
Таблично-статистические данные по продажам автомоделей в США
На рынке США ежегодно бывает представлено около 300 различных моделей машин, но далеко не все они популярны. Есть такие, сбыт которых исчисляется сотнями и даже десятками или вообще единицами.
Вот таблица ТОП-100 по продажам и по росту спроса для моделей авто на рынке США:
ТОП-100 АВТОМОДЕЛЕЙ, ПРОДАЮЩИЕСЯ В США
2015 г.
Полную версию данной таблицы смотрите по ссылке:
Динамика продаж автомоделей в США
Из 288 моделей, присутствующих в вышеприведенном списке, я сделал две выборки с самым стремительным ростом спроса, и с самой пессимистичной динамикой рынка.
Главным критерием послужила условная граница в 50% роста или падения реализации.
Для положительной динамики нашлось 28 моделей, увеличение продаж которых превышает указанную величину. Причем в списке присутствует целых 12 моделей, имеющих рост продаж в несколько сотен %.
МОДЕЛИ-ФАВОРИТЫ РОСТА ПРОДАЖ
2015 г.
Отрицательная динамика спроса дала существенно больше проблемных моделей – 39. Правда, тут нет заоблачных падений, исчисляемых тысячами %. Но серьезные спады есть у 12-и позиций, близких к стопроцентной пессимизации рынка.
Более всего спрос снижается у компакт-кроссовера «Chevrolet Captiva Sport» от «General Motors», собираемого в Южной Корее. Интересная закономерность – оба фаворита роста и падения спроса имеют отношение к Дженерал Моторс.
МОДЕЛИ АНТИРЕЙТИНГА СБЫТА
2015 г.
Продажи автомобилей в 2016 году на внутреннем американском рынке
В 2016 году на внутреннем американском рынке было продано 17 547.66 млн автомобилей.
Среднемесячная реализация составила 1 462,3 млн машин.
Показатель снова рекордный, но в сравнении с 2015 г. увеличение продаж резко снизилось – с 939,5 тыс. до всего лишь 68.4 тыс. единиц, что составляет увеличения рынка 0.3%, т. е. рост фактически остановился.
Это говорит о том, что рынок достиг потолка спроса и в последующем будет держаться этих или немного меньших значений. То есть в 2017 году рекордов продаж ожидать не следует, но они и так весьма высоки.
Вот общая таблица сбыта ТС в США по месяцам за 2016 год:
Авторынок за 2016 г. по месяцам | Всего продано автомобилей на внутреннем рынке США (млн ед.) |
ЯНВАРЬ | 1 148.0 ед/мес |
ФЕВРАЛЬ | 1 343.9 ед/мес |
МАРТ | 1 595.0 ед/мес |
АПРЕЛЬ | 1 506.4 ед/мес |
МАЙ | 1 535.6 ед/мес |
ИЮНЬ | 1 512.9 ед/мес |
ИЮЛЬ | 1 521.8 ед/мес |
АВГУСТ | 1 511.4 ед/мес |
СЕНТЯБРЬ | 1 434.4 ед/мес |
ОКТЯБРЯ | 1 370.7 ед/мес |
НОЯБРЬ | 1 378.6 ед/мес |
ДЕКАБРЬ | 1 688.3 ед/мес |
ВСЕГО | 1 754.7 ед/год |
Каким автобрендам отдают предпочтение американцы в 2016 году?
Ситуация с предпочтением продукции торгующих в США автоконцернов по сравнению с 2015 г. почти не изменилась. На рынке сбыта лидирует «General Motors», «Ford Motor» и «Toyota Motor».
Единственная подвижка – «Daimler» и «BMW-Mini» поменялись местами в рейтинге.
2016 г.
Зато положение с ростом рынка намного хуже, нежели прошлогоднее. Теперь целых 6 корпораций показали отрицательные значения, включая тройку фаворитов продаж.
«Jaguar-Land Rover», кстати, здесь по-прежнему лидирует, хотя и потерял 2.9% роста. Но данная ситуация вполне естественна при достижении потолка объемов сбыта.
Какие марки машин покупали американцы в 2015 году?
Никаких существенных подвижек в выборе автомарок после знакового 2015 г. в прошлом году не наблюдалось. Несмотря на то, что у половины игроков реализация пошла на убыль, общий их уровень по-прежнему довольно высок.
В первой тройке «Chevrolet» и «Toyota» поменялись местами и все они по данному статистическому рейтингу опять в минусе. Да и вообще похвастаться ростом продаж некому. За исключением марки «Jaguar», которая удвоила свой сбыт с прошлого года, дав 116% роста.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ МАРКИ, ПРОДАЮЩИЕСЯ В США
2016 г.
В фаворитах антирейтинга по росту реализации та же самая троица, а наибольший спад наблюдается у японской «Scion», любимицы молодежи США, у американского Крайслера и у «завсегдатая» статистического дна Альфы Ромео.
Какие модели машин покупали американцы в 2016 году?
Статистика по моделям за 2016 год такая же скучная – никаких кардинальных изменений, кроме значительного увеличения позиций с падающим сбытом.
Описанная выше десятка фаворитов осталась в почти что в прежнем составе, а в первой пятерке отсутствуют даже какие-либо рокировки позиций.
Тройка любимых Америкой пикапов отличилась тем, что «Chevrolet Silverado» стали меньше покупать, а «Ford F-Series» и «Dodge Ram P/U» больше. Особенно повезло Ram P/U – 8.7% против прошлогодних 2.6.
Американская Тойота (Camry) ушла в заметный минус, а Corolla немного прибавила сбыт.
Все остальные, кроме «Honda CR-V» поменялись друг с другом местами, оставшись при своих минусах и плюсах.
Антирейтинг продаж возглавило два новых «чемпиона»: «Porsche 918 Spyder» и «Mercedes-Benz SLS AMG», поставившие абсолютный «рекорд» – их продали по одной штуке за год. На третьем месте «Chevrolet Captiva Sport» – ее купили два раза.
Таблично-статистические данные по продажам автомоделей в США
Таблица для 2016 г. содержит немного больше моделей: 299 против прошлогодних 288.
ТОП-100 АВТОМОДЕЛЕЙ, ПРОДАЮЩИХСЯ В США
Полную версию таблицы смотрите по ссылке:
Динамика продаж автомоделей в США
В 2016 г. из статистики роста продаж испарились фантастические цифры. Максимальное увеличение рынка в 300% показала «Honda FCX» – это экспериментальный водородный седан, которого купили аж 8 штук. Поэтому отдавать ему фавор не совсем правильно.
На втором и третьем месте японские компакт-кроссоверы «Infiniti QX50с» дизельным двигателем и «Mazda CX-3».
МОДЕЛИ-ФАВОРИТЫ РОСТА ПРОДАЖ
Интересно, что прошлогодний фаворит роста рынка, имевший более 8 тыс. процентов в 2016 г. теперь показал рост в… 25.4%! Модель со второго места вообще ушла в явный минус (-31.7%), а третий «тысячник» также дал ровно + 25.4%.
В отрицательной динамике продаж примечательно лишь то, что 2/3 моделей имеют спад, превышающий 90%.
Возглавляет антирейтинг снятый в 2015 г. с производства «Nissan Xterra». Второе место достались немецкому гоночному суперкару с гибридной силовой установкой, статистика по которому опять так номинальна, т. к. продали его всего 1 раз. Третье место опять у марки Ниссан («Infiniti Q40»).
МОДЕЛИ АНТИРЕЙТИНГА СБЫТА
На этом статистический обзор продаж автомобилей в США завершен.
Полезные советы
Заключение
Итак, вы ознакомились со статистикой продаж авто на внутреннем рынке Соединенных Штатов за 2015 и 2016 годы. Из приведенных тенденций ясно, что в течение предыдущего года американский авторынок полностью завершил свое восстановление и отныне он должен быть стабилен в течение нескольких лет минимум, если не случится какого-либо нового финансового коллапса.
Использовали ли вы когда-нибудь статистические рейтинги продаж машин в США в целях автошопинга? Помогли ли вам изученные цифры и закономерности? Поделитесь своим опытом в комментариях.
На этом статья завершена, вы можете рекомендовать ее своим друзьям в соцсетях и получать за такие полезные посты лайки благодарности. Напоминаю про возможность подписки на обновления блога – это реально экономит время, попробуйте.