Водитель гоночной машины как называется
Автогонщик (Пилот гоночного автомобиля)
Автогонщик – спортсмен, профессинальный участник автомобильных гонок. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Автогонки – это зрелищный спорт. Гонщик управляет специальным, произведённым на заказ, гоночным автомобилем. Каждый такой автомобиль эксклюзивен, совершенен, великолепен. Автогонщик по своим профессиональным качествам должен соответствовать этому чуду техники и инженерной мысли.
От того, насколько гонщик чувствует свой автомобиль и сливается с ним в едином порыве, зависит успех соревнований. Управление автомобилем — это определенная координация движений, у гонщика она опережает сознание. Это должны быть автоматические реакции, которые нарабатываются множеством повторений, зависят от опыта. Гонщик достаточно много времени уделяет тренировкам, поэтому, когда он участвует в соревнованиях в режиме реального времени, какие-то вещи у него получаются автоматически.
Автогонщик ведет серьезную подготовку к соревнованиям задолго до их начала. В его задачи входит: изучение топографии трассы, ведение гонки соответственно рельефу трассы; эксплуатация и управление гоночным автомобилем; теоретическая разработка эффективных маневров на трассе перед гонкой совместно с тренером или самостоятельно при прохождении трассы; оценка возможностей транспортного средства и участие в его усовершенствовании; регулярные тренировки при подготовке к гонке; психологическая подготовка к гонке.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Опасность и серьезный риск, колоссальная ответственность. За автогонщиком стоят спонсоры, механики, целая команда, благодаря которой становится возможным участие в гонках. Груз ответственности перед ними очень сильно давит.
Виды автомобильных соревнований можно классифицировать по типам трасс, на которых проводятся состязания, по особенностям гоночной техники, по особенностям спортивного регламента и т. д.
От вида гонок зависит состав экипажа машины. Например в гонке на болиде по кольцу гонщик управляет машиной самостоятельно. А в галли экипаж машины состоит из двух человек: первый пилот – это водитель, второй пилот – это штурман.
Гоночные автомобили.
Европейские фирмы начали строить гоночные автомобили после 1900 года. На сегодняшний день существует большое количество различных гоночных автомобилей. По рабочему объему двигателя и массе гоночные автомобили подразделяются на группы — гоночные формулы: формула-1(3 литра, менее 500 кг), формула-2 (до 1,6 литра, менее 450 кг), формула-3 (до 1 литра, менее 400 кг). Наиболее известные фирмы по производству гоночных автомобилей — это «Лотус» (Великобритания), «Порше» (Германия), «Форд» (США).
Рабочее место
Организации автомобильного спорта (спортсмен, тренер); спортивные клубы; спортивные секции.
Важные качества
Способность идти на риск, быстрота реакции, развитое пространственное воображение, распределение внимания, гибкость мышления, высокая помехоустойчивость, уверенность в себе, хорошая координация движений, физическая выносливость, способность анализировать и прогнозировать развитие ситуации, психическая и эмоциональная устойчивость, настойчивость и упорство, стремление к победе, отменное здоровье, острое зрение, хороший глазомер, отличная концентрация.
Оплата труда
Обучение на автогонщика
Профессиональным автогонщиком можно стать, занимаясь в спортивных клубах и секциях.
Знаменитые автогонщики
Автоспорт в России
Автоспорт в Америке
В Америке индустрия автоспорта развита великолепно. Невероятно популярны гонки из серии NASCAR — 36 этапов в год, 40 автомобилей на старте, на каждом автомобиле установлено по 6 камер, которые в режиме реального времени «поливают» всю трассу. Это значит: 240 камер на автомобилях плюс такое же количество по всему треку. Порядка 150 тысяч зрителей на каждой гонке. Десятки миллионов зрителей у телеэкранов, которые смотрят за этой серией. Гонки идут три дня подряд: пятница, суббота, воскресенье. Это профессиональная, серьезная и чрезвычайно прибыльная индустрия.
Описание профессии автогонщика — где учиться на пилота гоночного автомобиля и зарплата
Любители скорости и острых ощущений мечтают стать автогонщиками. Описание профессии, её преимущества, недостатки, а также варианты обучения и возможности карьерного роста помогут лучше понять особенности этой уникальной специальности. Принимая участие в различных соревнованиях, её представители рискуют жизнью, но получают за это хорошее финансовое вознаграждение.
Направления деятельности
Автогонщиком (пилотом гоночного автомобиля) называют человека, который всю свою жизнь посвящает соревнованиям на трассах России и мира. В этой профессии есть много направлений. Они отличаются друг от друга видом автомобилей и трасс, на которых соревнуются спортсмены.
Основные направления:
Плюсы и минусы профессии
Каждый день гонщик зарабатывает деньги, рискуя собственной жизнью и здоровьем. Несмотря на это, у профессии есть много положительных сторон, которые заставляют полюбить её.
Основные преимущества:
Помимо достоинств, у специальности есть и несколько существенных недостатков. Большинство из них связаны с опасностью для водителей гоночных авто.
Главные недостатки:
Личные качества
Человек, который хочет участвовать в гонках и становиться в них победителем, должен обладать определённым набором личных качеств. Без них добиться успеха будет практически невозможно.
Необходимые качества:
Основные обязанности
Прежде чем начать автомобильную карьеру, нужно понимать, что в обязанности пилота входит не только участие в гонках. Кроме своих прямых функций, автогонщик выполняет десяток других, которые понадобятся во время соревнований.
Главные обязанности:
Предъявляемые требования
Принять участие в гонках может только человек, который соответствует всем требованиям профессии. Их довольно много, поэтому отбор кандидатов в автогонщики считается одним из наиболее жёстких.
Перечень требований:
Варианты трудоустройства и карьера
Прежде чем посвятить себя профессии автогонщика, нужно узнать, где можно обучиться, потенциальную зарплату и возможные места трудоустройства. Эта информация поможет понять целесообразность выбора и определить правильный порядок действий.
Автогонщик — это не самая востребованная специальность. Из-за этого попасть в автоспорт без большого количества денег в кармане практически невозможно. Спортсмены, которые по тем или иным причинам не смогли достичь успехов, имеют шанс проявить себя в смежных профессиях.
Возможные места работы:
Чтобы понять, сколько зарабатывает профессиональный автопилот, достаточно посмотреть на его дорогостоящую личную собственность. В большинстве случаев доход топовых гонщиков зависит от выбранного направления и команды, в которой он находится. Размер оклада варьируется в широком диапазоне и может достигать десятков миллионов долларов. При этом спортсмен-любитель ограничивается грамотой или кубком за победу в соревнованиях. Если автогонщик занимается тренерской деятельностью, то его зарплата составляет 25−35 тыс. рублей в месяц.
Построить успешную карьеру удаётся лишь некоторым гонщикам. В большинстве случаев спортсмены довольствуются местом в команде среднего или низкого уровня. У специалистов, занимающихся тренерской деятельностью, верхней ступенькой карьерной лестницы станет должность главного тренера какой-либо любительской или полупрофессиональной команды.
Способы обучения
Чтобы получить шанс стать русской звездой автоспорта, нужно знать, куда обращаться начинающему спортсмену. В большинстве случаев первой ступенью становится запись в спортивный клуб или секцию. Делать это нужно в юном возрасте, чтобы успеть пройти все этапы становления в качестве гонщика.
Обучение проводят лишь в тех городах, где для этого есть подходящие условия. Лучшие автотрассы и школы при них находятся в следующих регионах:
Стать гонщиком в России трудно, но возможно. Для этого нужно приложить максимум усилий и извлекать пользу даже из своих ошибок. Если удастся стать частью этой сферы деятельности, то можно будет не только получать удовольствие от работы, но и хорошую заработную плату.
Словарь автоспорта
Словарь автоспорта
Автодром (трасса суперспидвея) [Superspeedway] — длинная овальная трасса, часто с наклонными виражами. Во время проведения гонок на супер — автодромах НАСКАР на двигатели болидов ставят ограничительные пластины, чтобы снизить их максимальные скорости до безопасного уровня.
Аллея победы [Victory lane] — круглая или квадратная площадка или другое огороженное пространство, где водитель празднует победу вместе со своей семьей, членами команды, боссами и спонсорами.
AMA [AMA] — Американская мотоциклетная ассоциация — организация, которая проводит наиболее крупные мотоциклетные соревнования в США и развивает мотоциклетный спорт.
Амортизаторы [Shock absorbers] — устройства, предназначенные для значительного смягчения ударных толчков и сотрясений на подвеску (см. ниже) транспортного средства.
— обычно самая медленная точка поворота, которую автомобиль проходит ближе всего к внутреннему краю дорожки трассы.
Аэродинамика [Aerodynamics] — В применении к автомобильным и мотоциклетным гонкам — исследования, изучающие взаимодействие движущейся гоночной машины с воздушной средой; цель исследований: уменьшение лобового сопротивления (см. ниже) воздуха транспортному средству и увеличение прижимной силы (см. ниже) для лучшего сцепления шин с дорогой.
Бордюр [Apron] — замощенная часть трассы, отделяющая гоночную дорожку от внутренней части автодрома.
Вираж [Banking] — наклон поверхности трассы, особенно в местах поворотов. Измеряется в градусах от горизонтали.
Воздушный мешок [Drafting] — разреженное воздушное пространство, возникающее позади быстро движущегося автомобиля. Также известен как «слипстрим» [slipstreaming]. Воздушный мешок используется водителем идущей вплотную позади лидера машины либо для поддержания собственной высокой скорости при меньших затратах топлива, либо для мгновенного ускорения и обгона лидера в подходящий момент.
— время, затраченное гоночным средством при прохождении дистанции от стартовой до финишной линии. Особенно важное измерение при дрэг- рейсинге и рекордных заездах.
Гоночная линия (траектория) [Racing line] — оптимальный маршрут на трассе или в дорожной гонке; в частности, точная линия, по которой транспортные средства проходят повороты.
Грелка для шин [Tyre blanket] — электрический нагреватель, которым накрывают новую шину, чтобы сохранять ее теплой к моменту установления на автомобиль во время пит-стопа. Называется также «нагреватель шин».
Дуга (каркас) безопасности [Roll cage] — стальная трубчатая конструкция внутри автомобиля, предназначенная для защиты команды в случае аварии.
Закрытый парк [Pare ferme] — в некоторых категориях соревнований (ралли и др.) огражденная и охраняемая стоянка, куда водители обязаны ставить свои машины, чтобы исключить любые работы с ними до времени выезда.
— часть трассы, предназначенная для съезда автомобилей и мотоциклов при необходимости сделать остановку, не создавая при этом на трассе аварийной ситуации.
Избыточная поворачиваемость [Oversteer] — ситуация при управлении автомобилем, когда передние колеса автомобиля держатся за поверхность дороги, а задние теряют сцепление и могут начать скольжение.
Квалификация [Qualifying] — специальный заезд или короткая гонка, по результатам которой определяется расстановка машин на стартовой решетке в основной гонке.
Колесная база [Wheelbase] — расстояние между передней и задней осью автомобиля или мотоцикла.
Контроль тяги [Traction control] — управляемая компьютером электронная система: подавая на колеса нужную гонщику мощность, одновременно помогает предотвратить пробуксовку и потерю сцепления колес с дорогой.
— круг, на котором в данный момент находится лидер гонки.
Лобовое сопротивление [Drag] — противодействие, оказываемое воздухом движущемуся транспортному средству. Поскольку лобовое сопротивление растет с увеличением скорости, автомобили конструируют так, чтобы они рассекали воздушную среду как можно более плавно.
Лошадиная сила (л. с.) [Horsepower (hp)] — единица, с помощью которой обозначают мощность двигателя автомобиля. У обычного серийного автомобиля мотор имеет мощность 70-120 л. е., а у автомобиля «Формулы-1» — свыше 750 л. с.
Монокок [Monocoque] — единая несущая конструкция кузова, которая вместо обычной внутренней рамы берет на себя вес транспортного средства.
— Национальная ассоциация для организации соревнований на серийных автомобилях в США. Основана в 1948 г.
— подготовка гоночного транспортного средства перед квалификационным заездом или гонкой. Настройки включают подбор характеристик подвески, типа шин и давления, настройку передаточных отношений и двигателя.
— ситуация при управлении автомобилем, когда передние колеса автомобиля теряют сцепление больше, чем задние. При этом нос автомобиля стремится в повороте сохранять прямолинейное движение.
Обладатель поул-позиции [Pole winner] — водитель, который по результатам квалификационного заезда на старте гонки занимает поул-позицию (см. ниже).
— имеются в виду «обороты в минуту», обозначающие скорость вращения коленчатого вала двигателя.
Оконная сетка [Window mesh] — прикрепленный к окну автомобиля сетчатый нейлоновый экран, помогающий в случае аварии удерживать водителя внутри автомобиля.
— площадь на автодроме или в районе трассы гонок, где расположены гаражи, места для проведения технических осмотров, медиацентр, а также передвижные домики для размещения членов команд, судей и гостей.
Пит-лейн [Pit lane] — отдельная дорожка, идущая параллельно основной гоночной трассе вдоль ремонтно- заправочных боксов, куда машины заезжают, чтобы сменить шины, заправить баки топливом и осуществить текущие ремонтные работы.
— непосредственно связанная с колесами или осями система пружин, амортизаторов, рычагов и других компонентов, которая влияет на управляемость гоночного автомобиля или мотоцикла.
Поджигание [Burn-out] — в дрэг-ресинге: вращение на земле задних колес автомобиля для их прогревания перед стартом до идеальной рабочей температуры.
— специальная трибуна стремя ступенями, куда приглашают занявших три первых места водителей для вручения им призов или медалей.
«Подкат» [Slingshot] — обгон, совершаемый автомобилем, который двигался за лидером в воздушном мешке и, используя это преимущество, рывком вышел вперед, чтобы опередить конкурента.
— во многих гоночных дисциплинах это лучшая позиция в первом ряду стартовой решетки. Она присуждается гонщику, показавшему лучшее время в квалификационном заезде.
Предупреждение [Caution] — особый период гонки, когда участники в соответствии с полученными сигналами должны снизить скорость из-за возникшей на трассе аварии или по какой-либо другой причине.
— создается при обтекании потоком встречного воздуха специальных устройств (антикрылья, конфигурация днища и пр.) автомобиля. Она помогает прижимать автомобиль к поверхности дороги.
Рабочий объем двигателя (литраж) [Displacement] — объем горючей смеси, вытесняемой поршнями за один цикл работы мотора и выраженной в кубических сантиметрах или литрах. Иногда упоминается как объем двигателя.
— комбинация идущих один за другим резких поворотов сначала в одну, затем в другую сторону; ретардеры обычно располагаются на прямом участке трассы для снижения скорости автомобилей.
Скольжение (занос, снос) [Drift] — управляемое поперечное скольжение в повороте. Иногда используется для того, чтобы направить автомобиль по лучшей гоночной траектории при выходе из поворота.
— тип шин с гладкой поверхностью без канавок; они используются в некоторых классах гонок на трассах с сухой поверхностью.
Состав резины шин [Tyre compound] — точное сочетание каучука и других веществ, используемых для получения шин с наилучшим сцеплением с конкретной поверхностью дорожки или в специфических погодных или других условиях трассы гонки.
— соревновательный участок ралли, где время прохождения машины фиксируется до десятых долей секунды. Экипаж должен преодолеть его как можно быстрее.
— аэродинамическое устройство, предназначенное для создания воздушного потока, увеличивающего прижимную силу (см. выше).
— поверхность дорожки трассы, где гоночные машины выстраиваются непосредственно перед стартом в порядке мест, завоеванных ими в квалификационных заездах.
Суперспециальный участок [Super special stage] — участок ралли (часто расположенный на стадионе), где два автомобиля бок о бок соревнуются на трассах одинаковой длины и конфигурации.
— способность автомобиля или мотоцикла с помощью подвески, аэродинамики и шин прочно держаться на дороге во время гонки.
Телеметрия [Telemetry] — радиоустройство, передающее информацию (получаемую от электронных датчиков) о двигателе, шинах, тормозах и других основных компонентах автомобиля на компьютер команды для анализа поведения машины во время тестов или гонок.
— радиопередающее устройство, прикрепляемое к некоторым автомобилям для регистрации скоростей и времени прохождения кругов.
Транспортер [Transporter] — грузовой автомобиль, трейлер, который перевозит гоночные машины и их оборудование от одной трассы до другой.
— овальная трасса, отличающаяся незначительным дополнительным поворотом в середине одной из ее прямых.
Углеволокно (углеродистое волокно) [Carbon fibre] — исключительно легкий и крепкий материал (первоначально созданный для космической промышленности), используемый для изготовления элементов шасси и различных деталей кузова многих гоночных машин.
— «отзывчивость» автомобиля на действия водителя, в частности на изменение скорости и направление движения во время гонки. Управляемость автомобиля во многом зависит от его конструктивных особенностей, компоновки и настройки кузова, аэродинамики, шин и подвески.
— Международная автомобильная федерация — организация, которая проводит и контролирует многие из наиболее крупных соревнований автомобильного спорта.
— Международная мотоциклетная федерация — организует многие из главных мировых мотоциклетных соревнований.
Формула-Инди (Инди-Кар) [Indy Car] — термин, используемый сегодня для обозначения автомобилей, участвующих в соревнованиях Лиги гонок Инди (ИРЛ). В прошлом так называли транспортные средства с открытыми колесами, которые выступали в автомобильных гонках американского чемпионата.
— основная рама или несущая конструкция гоночного автомобиля, к которой крепятся остальные компоненты машины.
Шпилька [Hairpin] — очень крутой поворот трассы, на котором автомобиль обычно меняет направление движения на 180°.
«Эски» [Esses] — серия резких правых и левых поворотов на трассе в виде буквы S.
Эффект земли [Ground effect] — область низкого давления, создающаяся под движущимся транспортным средством, помогает шинам машины плотнее прижиматься к поверхности трассы.
Терминология
Боксы — по факту, комплекс гаражей. Внутри боксов стоят машины в перерывах между заездами. В обычных гонках пит-стопы проходят перед боксами, но в Формуле Е вместо дозаправок и смены резины происходит замена пилотом автомобиля, поэтому гонщики заезжают внутрь «гаражей». Вся работа команды по настройкам, регулировкам и ремонту болидов проводится в боксах. Боксы расположены вдоль пит-лейн, один за другим.
Паддок — специальное место, служащее для развертывания команд и пребывания высокопоставленных личностей.
Болид (электро-болид, эболид) — вообще-то это разновидность небесных тел. Быстрая, громкая и красивая разновидность. Падают болиды очень красиво, рассекая атмосферу на огромной скорости. А в русскоязычных гоночных терминах болидом принято называть гоночный автомобиль или даже мотоцикл. В англоязычной прессе такой термин если и присутствует, то крайне редко. В Формуле Е болиды на электрическом ходу, а потому их можно называть электроболидами или «эболид» (от автора).
к оглавлению ↑ Большой шлем — редкое статистическое достижение автогонщика. Для «получения» Большого шлема необходимо выполнить сразу несколько условий:
к оглавлению ↑ Дубль — ситуация, когда на финише гонки первые два места занимают пилоты одной команды. Иногда дублем называется достижение гонщика завоевавшего поул-позицию и выигравшего гонку (ср. хет-трик, большой шлем).
к оглавлению ↑ Квалификация — соревнование участников перед гонкой, которое определяет положение гонщиков на стартовом поле. Обычно квалификация заключается в том, что гонщики проезжают один или несколько кругов по трассе, не соревнуясь друг с другом напрямую, но пытаясь показать наилучшее время прохождения круга.
к оглавлению ↑ Классификация — итоговый протокол, в котором указываются пилоты, прошедшие не менее определенного процента дистанции гонки (для Формулы-1 — не менее 90 %).
Гоночные флаги — Флаги, описывающие обстановку на трассе. Эти флаги имеются в распоряжении всех маршалов трассы. Как правило, маршалы самостоятельно решают, показывать ли флаг в конкретной ситуации (за исключением красного флага — его разрешено показывать только по сигналу главного судьи).
к оглавлению ↑ Кокпит (англ. cockpit) — открытая кабина гоночного автомобиля, в которую гонщик залезает сверху (например, в Формуле-1).
Комиссары (стюарды, маршалы) — обслуживающий персонал гонки. В их задачу входит сигнализация пилотам с помощью предупреждающих флагов, эвакуация разбившихся машин, обеспечение чистоты трассы и безопасности. Как правило, бригада комиссаров обслуживает все гонки на отдельной трассе, а не все трассы серии.
Леденец — табличка, которой механики на пит-стопе отдают команды гонщику. Названа так из-за своего внешнего вида, по аналогии с конфетой на палочке.
Лоллипоп (англ. lollipop — леденец) — человек, который держит леденец на пите и отдает приказания всей команде механиков, обслуживающих машину пилота
Лучший круг — самый быстрый круг в гонке, то есть круг, который какой-то пилот (автор лучшего круга) проехал за наименьшее время среди всех гонщиков и всех кругов в гонке.
Микст (промежуточная резина) — шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку в условиях мокрой трассы или лёгкого дождя. Шины типа «микст» являются средним между сликами, предназначенными для абсолютно сухой трассы, и дождевыми, которые используются в условиях сильного дождя.
Монокласс — класс автогонок, в котором разрешены автомобили только одной определённой марки. К таким относятся, например, А1 Гран-при или Формула Русь.
Нон-стоп — тактика пит-стопов, заключающаяся в отсутствии таковых. В настоящее время практически не употребляется.
Пейс-кар (сейфти-кар, машина безопасности) (амер.англ. pace car, англ. safety car) — специальный автомобиль, который выезжает на гоночную трассу в экстренных случаях для того, чтобы снизить скорость пелетона. Это происходит обычно в случае аварии одного из автомобилей, когда требуется время, чтобы убрать опасные обломки с трассы. Во время присутствия на трассе машины безопасности пилоты не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар (за исключением специально оговоренных в правилах случаев), в связи с чем вынуждены придерживаться сравнительно медленного темпа последнего.
к оглавлению ↑ Пелетон (пелотон) — множество машин, участвующих в гонке.
Пилот (гонщик) — водитель гоночного автомобиля.
Пит-лейн (англ. pit lane) — часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы. Обычно, заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость согласно ограничениям данной гоночной серии.
Пит-стоп (англ. pit-stop) — остановка автомобиля на пит-лейн, во время которой машину могут дозаправить, сменить резину, произвести ремонт и т. д. согласно нуждам пилота и правилам данной гоночной серии.
Подиум — первые 3 места на финише гонки, пилоты, занявшие эти места, а также площадка (трёх уровней по высоте), на которую восходят пилоты. Обычно пилотам на подиуме вручаются кубки, а затем гонщики устраивают душ из шампанского.
Поул-позиция (поул) (англ. pole position) — первая позиция на стартовой решётке. Её занимает гонщик, выигравший квалификацию. В автогонки термин пришел из скачек. Дистанция для бега на ипподроме зачастую размечается столбами (англ. pole). Старт может даваться с разных точек, но конец забега всегда наступает у финишного столба. Поскольку ипподром представляет собой овал, то лошадь, которая держится ближе всего к центру овала, проходит наименьшую дистанцию. Таким образом, позиция у столба (pole-position) является наилучшей для бега. А в гонках, соответственно, таковой становится первая позиция на стартовой решетке.
к оглавлению ↑ Проезд по пит-лейн (англ. drive-through) — один из штрафов, которым карается гонщик за нарушение правил. Смысл его в том, что гонщик проезжает по пит-лейн, с ограничением скорости, принятым в данной гоночной серии. Более мягкий, чем стоп-энд-гоу. В Формуле-1 даётся за пересечение белой линии на пит-лейн и за превышение скорости на пит-лейн.
Свободные заезды (практика) — заезды, которые проводятся до квалификациии и гонки, позволяющие гонщикам познакомиться с трассой, опробовать машину и подготовить ее к гонке.
Слики (англ. slicks) — абсолютно гладкие шины, не имеющие ни канавок, ни иных элементов, замедляющих движение. В автогонках в большинстве случаев используются именно слики. Форма сликов представляет собой гладкий тор и является оптимальной для сцепления с сухой асфальтовой трассой. В дождь и на грунтовых трассах применяются протекторные шины.
Слипстрим (драфтинг) (англ. slipstream) — езда непосредственно за другим автомобилем, в завихрённой зоне. Сопротивление воздуха уменьшается как для едущего сзади, так и (в меньшей степени) для едущего спереди. Слипстрим — важная часть тактики в гонках по овальным трассам, так как позволяет сэкономить топливо и оттянуть пит-стоп, либо разогнаться и совершить обгон. Недостаток езды в слипстриме — сильная недостаточная поворачиваемость.
Сплэш-энд-дэш (англ. splash-and-dash — буквально «плеснул и рванул»), сплэш-энд-гоу — очень короткий пит-стоп, на котором в машину заливается немного топлива (без смены шин). Может иметь место, например, при небольшом недостатке топлива (напр. Мика Хаккинен на Гран-При Венгрии 2001 года).
Старт с места (англ. standing start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком (обычно — согласно результатам квалификации). Старт происходит с места и даётся с помощью светофора или иным способом (редко).
Старт с хода (англ. rolling start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком, затем они следуют за пейс-каром в течение круга. Они не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар. Незадолго до окончания круга пейс-кар сворачивает в боксы, а гонщики продолжают ехать без обгонов до конца круга. После пересечения болидом стартовой линии гонка начинается, в частности, даётся разрешение на обгон. В «Формуле-1» с хода стартовали четыре гонки: Спа-1997, Спа-2000, Интерлагос-2003 и Фудзи-2007.
к оглавлению ↑ Стартовая прямая — прямая, при пересечении которой пилот начинает прохождение круга. Часто стартовая прямая совпадает с финишной.
Финишная прямая — в кольцевых автогонках прямая, при пересечении которой гонщик считается закончившим круг. Пересекая финишную прямую после прохождения последнего круга гонки, пилот заканчивает гонку. Пересечением финишной прямой автомобилем считается пересечение её передней частью автомобиля. В кольцевых гонках финишная прямая обычно совпадает со стартовой.
Стартовое поле (стартовая решётка) (англ. starting grid) — место на стартовой прямой, где гонщики выстраиваются перед стартом гонки. Порядок мест на стартовом поле (расстановка) определяется по результатам квалификации. Конфигурация стартового поля определятся регламентом различных гоночных серий и техническими возможностями автодрома. Как правило, участники автомобильных гонок выстраиваются в две колонны. При этом обладатель поул-позиции располагается в непосредственной близости от линии старт, гонщик показавший второй результат в квалификации, занимает место с другой стороны трассы, отнесенное на несколько метров назад от первой позиции — и так далее. В некоторых видах автоспорта гонщики располагаются по трое в ряд и/или выстраиваются в шахматном порядке.
к оглавлению ↑ Стоп-энд-гоу (англ. stop-and-go — «остановись-и-езжай») — штраф, которым гонщик карается за нарушение правил. Пилот заезжает в свои боксы, останавливается там (обычно на 10 секунд) и продолжает движение. В Формуле-1 он накладывается за срезание поворотов, намеренные столкновения и другие грубые нарушения правил.
Хет-трик — достижение гонщика, выигравшего квалификацию и гонку, и показавшего в ходе гонки лучшее время круга (ср. большой шлем).
Шикана — последовательность поворотов.
Шпилька — резкий поворот менее 180 и более 90 градусов, соединяющий две прямых.
Эска — связка поворотов в форме латинской буквы S.
Фан-Буст (fan-bust, push-to-pass) — кратковременное увеличение мощности болида в гонке (подробнее). Буст получают 3 пилота, набравшие больше всех голосов от болельщиков.