Военная грузовая машина советская

Военные грузовые автомобили СССР. Часть 1

По окончанию Великой Отечественной войны, первостепенной задачей Советского Союза было восстановление экономики и обороноспособности. Автомобильный транспорт всегда считался самой востребованной частью экономики и обороноспособности, обеспечивая перевозку грузов и пассажиров. Так как тематика статьи касается военных грузовых автомобилей, то в этом случае автомобильный транспорт также является важнейшей составляющей армии по перевозке боеприпасов, экипировки, продуктов питания и личного состава.

Произведённые во время войны военные автомобили, из них получившие распространение ЗИС-5, именуемым в народе как «Захар» и ГАЗ-АА «Полуторка», нуждались в замене на более совершенные экземпляры.

Завод имени Сталина

Благодаря труду советских инженеров-автомобилестроителей, на смену фронтовым «Захарам» пришёл новый ЗИС-150, который сразу же стал в армейский строй. Строительство новой «четырёхтонки» помимо Москвы, развернулось ещё на Кутаисском автомобильном заводе в Грузии. Полноприводный автомобиль 1948-1958 года выпуска оснащался бензиновым двигателем с рабочим объёмом 5,5 литра, мощностью 90 л.с. и тормозными механизмами с пневматическим приводом, что на то время было новшеством.

Немного позже в серию производства попал трёхосный полноприводный ЗИС-151, который помимо доставки грузов и личного состава использовался также как транспортёр артиллерийских и зенитных установок и как шасси для ракетных систем залпового огня. Преимуществом данного автомобиля было его хорошая проходимость и три ведущие оси, однако слишком большой вес машины, не эргономичная кабина и отсутствие гидроусилителя руля у многих вызывало недовольство.

В 1956 году, Завод имени Сталина переименовывается в Завод имени Лихачёва и в скором времени автомобиль ЗИС-151 заменяется грузовиком ЗИЛ-157. Более мощный двигатель, синхронизированная коробка передач и система регулировки давления шин, сделали этот автомобиль «Королём бездорожья».

Производимый в 1962 году ЗИЛ-130, по требованию правительства выпускал военные экземпляры ЗИЛ-131. Благодаря восьмицилиндровому двигателю мощностью 152 л.с. удалось достичь избыточной даже мощности, повысив его грузоподъёмность и проходимость.

Ярославский автомобильный завод

В 1947 году, Ярославский автомобильный завод запускает в производство свой двухосный автомобиль ЯАЗ-200, на который устанавливался четырёхцилиндровый дизельный двигатель, мощностью 110 л.с. Для производства данного автомобиля был взят именно дизельный мотор благодаря его высокой мощности, экономичности и ресурсу в отличии от бензинового.

В след за двухосным грузовиком, выпускается его трёхосная модификация ЯАЗ-210 с семилитровым 165 сильным шестицилиндровым дизелем. Автомобиль мог перевозить груз весом в 12 тонн, однако из-за его повышенного расхода топлива — 140 литров дизельного топлива на 100 км, грузовик был заменён в 1956 на более совершенную модель ЯАЗ-214. Его 205 сильный двигатель, позволял перевозить груз весом 7 тонн и при этом развивать скорость до 55 км/ч. На базе ЯАЗ-214 производилось большое разнообразие военных машин. Широкое распространение получил тактический ракетный комплекс «Коршун». Вес установки составлял 18 тонн и не смотря на это, шасси ЯАЗ-214 мог доставить её практически в любое место.

В конце пятидесятых годов, в Ярославле осталось только производство двигателей, а выпуск трёхосных грузовых автомобилей был перенесён в Кременчуг и двухосных в Минск.

Горьковский автомобильный завод

Начиная с 1946 года, в городе Горький начинается выпуск автомобиля ГАЗ-51, грузоподъёмностью 2,5 тонны, тем самым сменив легендарную «Полуторку». Мотор мощностью 70 л.с., гидропривод тормозов и установленные амортизаторы передней подвески приглянулись не только отечественным, но и зарубежным потребителям. Автомобиль не долго прослужил в рядах советской армии и позже стал известен как самая распространённая санитарная машина.

В 1943 году начинает наращиваться производство нового уже полноприводного ГАЗ-63, получивший визуальные отличия кабины, а также ведущий передний мост и одинаковую колею между передними и задними колёсами. На то время, этот автомобиль показал наилучшие результаты проходимости. В результате на шасси именно этого грузовика монтировались штабные машины, походные радиостанции, тягачи и системы залпового огня.

Производители ГАЗ-63 получили Сталинскую премию, а его конструктор Пётр Музюкин должность главного конструктора Ульяновского автозавода. В 1954 году в Горькове выпускается новый внедорожник ГАЗ-69, известный ещё как «Козлик». Его так прозвали за жёсткую подвеску, благодаря которой при проезде даже по самым безобидным неровностям, автомобиль сильно подпрыгивал. Спустя два года производство «Козлика» было перенесено в Ульяновск и следующая линейка автомобилей выпускалась уже под маркой УАЗ.

На замену ГАЗ-63 в 1962 году приходит двухосный ГАЗ-66. Бензиновый двигатель, мощностью 125 л.с., вместе с полным приводом и кулачковым дифференциалом повышенного трения, являлись идеальным сочетанием, позволившим сделать новый ГАЗ-66 хорошо проходимым автомобилем. На двигателе этого грузовика впервые в мире была внедрена система форкамерного зажигания рабочей смеси, в результате чего был заметно снижен расход топлива, а мощность при этом возросла. Также в грузовике предусмотрена четырёхступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка и гидроусилитель руля. Недостатком считалось необычное расположение рычага коробки передач за спиной автомобиля.

Ульяновский автомобильный завод

В начале пятидесятых под руководством Петра Музюкина разрабатывался первый внедорожный автомобиль вагонного типа, вышедший в производство в 1958 году, именуемый УАЗ-450 «Буханка». Двигатель, мощностью 62 л.с., полный привод и раздаточная коробка, позволяют «Буханке» лихо преодолевать любые препятствия, в том числе и водные преграды. Также производился вариант бортового грузового автомобиля.

Источник

ГАЗ-3301, ЗИЛ-4334, МАЗ-6317 и другие: малоизвестные военные грузовики позднего СССР

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

В этой статье продолжаем рассказ о самых разнообразных необычных, редких и малоизвестных грузовиках передовых конструкций для Советских вооруженных сил. Они создавались в период от благодатных времён 60-х до развала СССР в 1991 году, когда по известным причинам все они уже не выпускались.

В то время горьковчане внедряли в войска малотоннажные автомобили и без толку мучились с заменой «буханки», ЗИЛ проектировал будущие КамАЗы и безуспешно испытывал единичные образцы своих вездеходов, МАЗ создал пару перспективных армейских машин, а Уральский завод и КрАЗ довольствовались грузовиками двойного назначения.

Многоцелевые автомобили Горьковского автозавода

ГАЗ-52/ГАЗ-53 (1966-1989/1964-1993 гг.)

Не отличимые друг от друга семейства малотоннажных автомобилей ГАЗ-52 и ГАЗ-53 (4х2) послужили базой многочисленных фургонов, автоцистерн, коммунальной и специальной техники. На них ставили моторы в 75-120 сил, коробки передач с синхронизаторами, гипоидные главные передачи и телескопические гидроамортизаторы.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Армейский бортовой 2,5-тонный грузовик ГАЗ-52-03 для перевозки личного состава. 1966 год

В Советской армии эти скромные машины применялись для перевозки в своих кузовах по дорогам общего пользования до 20 человек личного состава, транспортировки мелких грузов, топлива, продуктов, питьевой воды и т. д.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Военизированный 4,5-тонный автомобиль ГАЗ-53-12 из коллекции Музея военной техники в Рязани. 1983 год

Основную долю специальных исполнений составляли фургоны с деревянной или металлической обшивкой для доставки в воинские формирования горячего хлеба на выдвижных лотках, охлажденных и замороженных продуктов.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Теплоизолированный хлебный фургон ГЗСА-3704 со стальной обшивкой на шасси ГАЗ-52-10. 1984 год

Категорию автомобилей топливной службы составляли автоцистерны двойного назначения, топливозаправщики с насосами и ёмкостями до четырёх тысяч литров и маслозаправщик с пятью отсеками для выдачи бензина, дизельного топлива и различных масел.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Многоцелевая 4800-литровая автоцистерна АЦ-4,2-53 на шасси ГАЗ-53А с прицепом той же вместимости. 1967 год

Для воинских подразделений и военных городков была создана упрощенная машина АНМ-53 для очистки выгребных ям и колодцев. В специальном кузове на лёгком шасси была смонтирована мобильная дезинфекционно-душевая установка ДДА-5, а для обработки небольших территорий и помещений горячими растворами служила дезинфекционная машина ДУК-1, которая ранее базировалась на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-63.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Дезинфекционно-душевая установка ДДА-5 в металлическом кузове на базе грузовика ГАЗ-52-01

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Дезинфекционная машина ДУК-1 на шасси ГАЗ-53А с ёмкостями для воды, спецсоставов и растворов. 1965 год

С середины 70-х Горьковский автозавод безуспешно пытался создать достойную альтернативу легендарному вездеходу ГАЗ-66, жизнь которого со времён застоя уверенно приближалась к финишу. Впрочем, судьба нового 125-сильного грузовика ГАЗ-3301 (4х4) оказалась более суровой.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Прототип дизельного грузовика ГАЗ-3301 с упрощенной кабиной для замены «шишиги» ГАЗ-66. 1979 год

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Окончательный вариант автомобиля ГАЗ-3301 с лебёдкой, надставными решётчатыми бортами и тентом. 1982 год

Несмотря на множество безрезультатных доработок, согласований и испытаний, работы по ним упорно продолжались. К 1987 году завод собрал с десяток 2,5-тонных машин ГАЗ-3301 с упрощенной кабиной, удлинённой грузовой платформой, лебёдкой и типовым кузовом К-66. В последний раз одна из них объявилась на смотре военной техники на полигоне в Бронницах.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Войсковой обитаемый кузов К-66, переставленный на грузовик ГАЗ-3301. 1983 год (архив 21 НИИЦ)

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Доработанный ГАЗ-3301 с локальным бронированием на смотре новой автотехники. 1992 год (архив 21 НИИЦ)

Редкие трёхосные грузовики Московского и Минского заводов​

Московские КамАЗы (1970-1978 гг.)

В 1969 году по решению правительства ЗИЛ приступил к проектированию бескапотных дизельных грузовиков для выпуска на строившемся Камском автозаводе, основой которых стали опытные гражданские машины ЗИЛ-170 (6х4), представленные годом раньше.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Построенный на ЗИЛе прототип будущего полноприводного военного грузовика КамАЗ-4310. 1971 год

Два пятитонных армейских прототипа 6х6 с кабиной от ЗИЛа-170, построенные в 1970-м, успешно прошли государственные испытания. В 1978 году они преодолели пробег на 18 тысяч километров и были приняты на вооружение. В 1981-м под маркой КамАЗ-4310 их сборка развернулась в Набережных Челнах.

Перспективные и бесполезные вездеходы ЗИЛ-4334 (1978-1992 гг.)

Начало разработкам перспективного дизельного семейства ЗИЛ-4334 (6х6) было положено в 1978 году, когда на серийном ЗИЛе-131 создали опытный 170-сильный вариант ЗИЛ-131М. В то же время появился четырёхтонный прототип Э4334 с дизелем V8 мощностью 185 л.с., синхронизированной коробкой передач, широкопрофильными шинами и плоскими лобовыми окнами с треугольными форточками.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Пробный армейский грузовик ЗИЛ-Э4344 с аллигаторным капотом на испытаниях в 21 НИИИ. 1978 год

В 1979-1980 годах на полигоне 21 НИИИ состоялись сравнительные испытания второго образца 2Э4334 с лебёдкой, первого исполнения Э4334 и машины ЗИЛ-131М, но все они не смогли соответствовать жёстким военным требованиям по надежности, эффективности и степени защиты экипажа.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Доработанный вариант 2Э4334 с лебёдкой после завершения государственных испытаний. 1979 год (архив 21 НИИЦ)

Только через девять лет появился третий вариант 3Э4334 на шасси ЗИЛ-131Н с многотопливным двигателем мощностью 170 сил, новой кабиной с прямоугольными формами капота и передней облицовкой со световыми приборами. Для него был построен бескаркасный кузов-фургон К-4334 с плоскими скосами крыши и боковыми световыми окнами.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Третий вариант 3Э4334 на шасси ЗИЛ-131Н с типовым армейским фургоном К-4334. 1989 год

Их развитием в 1989-1990 годах стал четвертый 3,5-тонный прототип 433410 с усиленной рамой и прежним мотором, служивший для буксировки прицепов и транспортировки по воздуху тяжёлыми самолётами. Внешне он выделялся укороченной рамой и округлой формой покатого капота с фарами на верхней кромке бампера.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Опытный грузовик ЗИЛ-433410 на демонстрации новых образцов военной автотехники. 1992 год (архив 21 НИИЦ)

В то же время на агрегатах модели 3Э4334 построили авиатранспортабельный седельный тягач 443114 для буксировки 7,5-тонных полуприцепов, который до 1992 года проходил испытания на полигоне 21 НИИИ как «шасси с макетной нагрузкой». Он отличался угловатой стеклопластиковой кабиной с плоскими лобовыми стёклами и глухой задней стенкой, теоретически обладавшей повышенной устойчивостью к поражающим факторам ядерного взрыва.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Многоцелевой грузовик ЗИЛ-443114 с имитационной нагрузкой на военном смотре. 1992 год (архив 21 НИИЦ)

МАЗ-6317/МАЗ-6425 (1986-1991 гг.)

В середине 80-х Минский автозавод представил образец 11-тонного армейского грузовика МАЗ-6317 с опытным двигателем V8 в 330 сил, девятиступенчатой коробкой передач и удлиненной кабиной. По окончании испытаний предполагалось собрать 12 машин для вооруженных сил Белоруссии, оснащённых силовыми агрегатами разной мощности (360-420 л.с.).

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Прототип трёхосного дизельного армейского грузовика МАЗ-6317. 1986 год (архив 21 НИИЦ)

Одновременно был готов седельный тягач МАЗ-6425 с армейским низкорамным полуприцепом МАЗ-938Б, работавший в составе войсковых автопоездов массой до 44 тонн. В советские времена довести эти перспективные автомобили до серийного выпуска не удалось.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Опытный седельный тягач МАЗ-6425 с танковым полуприцепом МАЗ-938Б. (архив 21 НИИЦ)

Военизированные трёхосные грузовики с колёсной формулой 6х4

Семейство «Урал-377» (1965-1983 гг.)

Односкатные бортовые 7,5-тонные грузовики Урал-377Н с двигателем в 180 сил, передним мостом от МАЗа-500 и широкопрофильными шинами являлись доработанными народнохозяйственными автомобилями, которые в ограниченных количествах служили в Вооруженных cилах СССР для перевозки по тыловым путям сообщения всевозможных грузов, амуниции и оборудования для строительства войсковых трубопроводов.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Военизированный дорожный автомобиль Урал-377Н с деревянным кузовом и широкопрофильными шинами

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Колонна бортовых грузовиков Урал-377Н при дальней транспортировке труб различного диаметра

Мелкими партиями выпускались седельные тягачи 377С и 377СН, работавшие в сцепе с полуприцепами-фургонами ОдАЗ-828 с глухими кузовами (кабинами). В них размещалась аппаратура радиолокационных, штабных и ракетных комплексов ПВО, диспетчерские и автоматизированные командные пункты различных уровней управления.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Серийный многоцелевой седельный тягач Урал-377С (фото автора)

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Урал-377СН с полуприцепом ОдАЗ-828 командного пункта «Основа»

ЗИЛ-133Г (1975-1977 гг.)

В середине 70-х Московский автозавод короткое время выпускал народнохозяйственный восьмитонный 150-сильный грузовик ЗИЛ-133Г1 с балансирной подвеской задних двускатных колёс. Его планировалось использовать на тыловых дорогах общего пользования для доставки воинских грузов, ремонтного оборудования и элементов понтонно-мостовых конструкций.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Грузовик ЗИЛ-133Г1 с деревянной грузовой платформой и откидными бортами. 1975 год (фото С.Андреева)

Малоизвестно, что в 70-е в Кременчуге удалось создать серию грузовиков для доставки тяжёлых грузов и монтажа инженерно-строительных надстроек. Её основой был автомобиль-шасси КрАЗ-250 без лебёдки, выполненный на укороченной базе 12-тонного грузовика КрАЗ-257Б1 с 240-сильным мотором и новой кабиной с капотом и крыльями от армейской версии КрАЗ-260. Несмотря на мелкосерийное производство, на КрАЗах-250 грузоподъёмностью 14,6 тонны успели смонтировать несколько видов военной техники, уже известной по другим крупным автомобилям.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Трёхосный заднеприводный грузовик-шасси КрАЗ-250 для перевозки и монтажа тяжёлых надстроек. 1978 год

На этом шасси устанавливали доработанные застекленные типовые кузова К-257 с оснащением тяжёлых мастерских МШК-1 и МРБД для ремонта в полевых условиях дизельных двигателей и их агрегатов. В аэродромной службе состояла вакуумная аэродромно-уборочная машина В-68 для очистки взлетно-посадочных полос.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Мобильная мастерская МРБД на базе КрАЗ-250 с фургоном К-257 для ремонта блоков цилиндров

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Вакуумная установка В-68 для очистки аэродромных взлетно-посадочных полос, переставленная на шасси КрАЗ-250

В специальных закрытых фургонах размещалось оборудование обновленной азото- и кислорододобывающей станции АКДС-70М2, состоявшей из технологической и компрессорной машины с кузовами длиной около 10 метров, вспомогательных грузовиков и автономной электростанции в 200 киловатт на прицепе МАЗ-5224В.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Модернизированная технологическая машина станции АКДС-70М2 в специальном кузове

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Компрессорная установка азотокислорододобывающей станции АКДС-70М2 на шасси КрАЗ-250

На КрАЗе-250 перевозили также звенья понтонно-мостовых парков ПМП-М и ППС-84 и монтировали сваебойные агрегаты УСА-М. На шасси КрАЗ-250К устанавливали войсковое и инженерно-строительное оборудование, включая дизель-электрические краны КС-4561АМ, применявшиеся при перезарядке пусковых систем ракетного комплекса С-300ПС.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Строительный 20-тонный дизель-электрический кран КС-4562 на специальном шасси КрАЗ-250К. 1991 год

На заглавной фотографии – доработанный экспериментальный армейский грузовик ЗИЛ-433410 в Музее военной автотехники в Рязани

Источник

Гражданские волонтёры: послевоенные грузовики в Советской армии

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Когда завершилась Великая Отечественная война, на помощь только что образованной Советской армии были направлены не только полноприводные армейские автомобили, но и все виды народнохозяйственных грузовиков Горьковского и Московского автозаводов. Они помогали армии разрешать транспортные проблемы, а также несли на себе войсковые кузова и несложные надстройки, доставляли топливо и хлеб.

В Вооруженных силах Советского Союза гражданские грузовые машины применялись в основном на дорогах общего пользования и на тыловых перевозках. Самым известным и работящим оказался 2,5-тонный грузовичок ГАЗ-51, который прошёл цикл армейских испытаний и официально являлся основой лёгкой войсковой техники. Корни гражданских автомобилей ЗИС-150 ведут к серии прототипов военного времени, а в 50-х их сменил ЗИЛ-164 с новым оформлением решётки радиатора.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Многоцелевой грузовик ГАЗ-51 первого выпуска с деревометаллической кабиной. 1948 год

ГАЗ-51 (1945–1975 гг.)

Летом 1945 года 70-сильный ГАЗ-51 получил одобрение на передачу в производство. Его массовое изготовление развернулось в конце 1947-го. Машины первых десяти лет выпуска имели деревометаллическую кабину с фанерной обшивкой, но с 1955-го серийно выпускался вариант ГАЗ-51А с цельнометаллической кабиной и кузовом с тремя откидными бортами.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Серийный ГАЗ-51А с цельнометаллической кабиной в музее военной автомобильной техники в Рязани

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Военизированный вариант ГАЗ-51Н с кузовом от вездехода ГАЗ-63. 1958 год

С 1956-го в производстве находился военизированный грузовик ГАЗ-51Н с дополнительным топливным баком и высокобортной грузовой платформой от ГАЗ-63, который пользовался успехом в Советской армии, военно-десантных войсках и в некоторых странах социализма, где буксировал пушки калибра до 38 мм.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Грузовик ГАЗ-51А воздушно-десантных войск в рязанском Музее вооружения и военной техники ВДВ

Варианты и специальное оснащение на шасси ГАЗ-51

В Советской армии и вооруженных силах союзных государств эти машины служили для перевозки нетяжёлых грузов и доставляли 9–12 человек личного состава стрелковых подразделений. В опытном порядке ГАЗ-51 пытались доставлять на транспортных самолетах и в специальных планерах, а также монтировали на них гусеничные движители.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

ГАЗ-51 первого выпуска для доставки личного состава военно-морского флота СССР. 1949 год

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Посадочное десантирование обычного грузовика ГАЗ-51 на транспортном планере Як-14. 1948 год

Номенклатура войсковых фургонов для ГАЗ-51/51А ограничивалась несколькими облегченными конструкциями, унифицированными с кузовами для вездехода ГАЗ-63. В лёгком фургоне АК-32 пробовали доставлять хлебобулочные изделия, медикаменты и штабное имущество, но он оказался слишком высоким и неустойчивым. Достаточно совершенный кузов КУНГ-2 также не получил рекомендации для передачи в массовое производство, а наиболее приемлемыми оказались многоцелевые обтекаемые деревометаллические кузова марки АВС.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Деревянный кузов АК-32 на ГАЗ-51. 1949 год (архив 21 НИИЦ)

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Каркасный кузов КУНГ-2 с деревянной обшивкой (архив 21 НИИЦ)

В категории автомобилей топливной службы на грузовиках семейства ГАЗ-51 монтировали станцию ПД-50 с центробежным насосом перед радиатором для перекачивания бензина из одной ёмкости в другую. Более мощной была машина ПСГ-65/130 с отдельной кабиной для управления насосной системой и подачи топлива из железнодорожных цистерн в складские ёмкости.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Бензоперекачивающая установка ПД-50 на грузовике ГАЗ-51 с открытым расположением насоса

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Перекачивающая станция ПСГ-65/130 с насосным отсеком в экспозиции музея службы горючего

В эту же категорию входила автоцистерна АЦ-2-51 с эллиптической ёмкостью на две тысячи литров горючего и собственным механическим центробежным насосом. За ней последовал топливозаправщик АТЗ-2,2-51А с цистерной вместимостью 2200 литров и механическим насосом с приводом от коробки отбора мощности самосвала ГАЗ-93.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Лёгкий многоцелевой топливозаправщик АТЗ-2,2-51А на шасси ГАЗ-51А. 1965 год

Достаточно известным был модернизированный маслозаправщик МЗ-51М, служивший для заправки горячим маслом автобронетанковой и авиационной техники в полевых условиях. Его оборудовали цистерной на 920 литров масла, ротационно-зубчатым насосом, нагревательной системой со змеевиком, насосом для подачи бензина в форсунку, жаровой и дымовой трубами.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Многоцелевой маслозаправщик МЗ-51М двойного назначения на шасси ГАЗ-51А. 1957 год

В аэродромной службе применялась передвижная установка УПГ-250ГМ для проверки и испытания бортовых гидравлических систем летательных аппаратов, оборудованная автономным силовым агрегатом, задним постом управления и боковыми ящиками с откидными лючками.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Установка УПГ-250ГМ для проверки авиационных гидросистем в вооруженных силах Финляндии

Первым аэродромным моторным подогревателем стала машина МП-300 для очистки горячим воздухом самолетных агрегатов, кабин и салонов. От коробки отбора мощности приводился вентилятор, подававший воздух в калорифер, который подогревал его до 120 градусов и подавал на пять широких рукавов для распределения по местам назначения.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Моторный подогреватель МП-300 на шасси ГАЗ-51А для разогрева агрегатов и отсеков самолетов

В химических войсках служила дезинфекционная установка ДУК-1 конструкции Комарова, применявшаяся для обработки помещений и техники специальными обеззараживающими составами. Для их приготовления имелись цистерна на 860 литров воды, котёл с форсункой для впрыскивания бензина, змеевик и дымовая труба.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Дезинфекционная машина ДУК-1 на шасси ГАЗ-51А при обработке небольших участков местности

К прочей военной автотехнике в семействе ГАЗ-51 относились радиостанция РАФ-КВ-5, дезинфекционные машины, войсковые хлебные фургоны КХА-51 и кинопередвижки.

ЗИС-150 (1948–1957 гг.)

В апреле 1948-го началось серийное изготовление четырёхтонных грузовиков ЗИС-150 с довоенным 90-сильным двигателем и горизонтальной решёткой радиатора. Сначала их оборудовали деревометаллической кабиной, заменённой вскоре на цельнометаллическую. Эти народнохозяйственные автомобили, добротно сложенные и надежные, также широко использовались в войсках.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Ранний ЗИС-150 с деревометаллической кабиной и кузовом от ЗИС-151 при транспортировке пехоты. 1950 год

Варианты и специальное оснащение на шасси ЗИС-150​

В 1949–1950 годах ЗИС-150 благополучно преодолел военные испытания и в ограниченных количествах служил в Советской армии и в вооруженных силах соцстран, выполняя традиционные функции по перевозке личного состава и различных грузов.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

На марше Народной армии ГДР ЗИС-150 с цельнометаллической кабиной и светомаскировочными фарами

В те же годы на ЗИС-150 было испытано несколько опытных войсковых кузовов, унифицированных с конструкциями для ЗИСа-151. Первый деревометаллический фургон АК-3 приспособили под мастерскую, а в институте «Дортранспроект» собрали два каркасно-металлических кузова МН и СУН с разными габаритами. Следом за ними появился более прочный укороченный кузов СУВ на сварном подрамнике.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Обитаемый кузов АК-3 для мастерской. 1948 год (архив 21 НИИЦ)

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Укороченный металлический кузов СУН. 1951 год (архив 21 НИИЦ)

В 1953-м был разработан каркасно-деревянный фургон КУНГ-1, который оказался не приспособленным к работе автомобилей с прицепами. В 1955 году представили более удачный облегченный вариант КУНГ-1Л с каркасом из трёх склеенных реек.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Каркасно-деревянный кузов КУНГ-1. 1953 год (архив 21 НИИЦ)

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Кузов КУНГ-1Л с реечными брусьями каркаса. 1955 год (архив 21 НИИЦ)

В 1948 году первой автоцистерной на шасси ЗИС-150 была машина АБЦ-3800 с ручными перекачивающими насосами для раздачи топлива. В то же время начинался серийный выпуск машины АЦ-4-150 без штатного насоса, из которой топливо выливалось самотёком. За ними последовали модернизированная войсковая машина АЦМ-4-150 и топливозаправщик ТЗ-150.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Простейшая машина АБЦ-3800 с подвешенным к цистерне ручным насосом. 1948 год

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Серийная многоцелевая автоцистерна АЦ-4-150 без насосной системы. 1956 год

В 1950 году на базе ЗИС-150 был создан первый советский аэродромный командный пункт СКП-3МВ с кузовом вагоностроительного завода из ГДР со съёмным застекленным постом (фонарём) на крыше. Его использовали для наблюдения за перемещениями и полётами самолетов в зоне взлетно-посадочных полос и обеспечения телефонной, телеграфной и световой связи на аэродромах.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Аэродромная стартовая установка СКП-3МВ с кузовом вагоностроительного завода из города Вердау. 1950 год

В конце 50-х на базе ЗИС-150 был построен опытный армейский автопоезд, состоявший из седельного тягача ЗИС-120Н и одноосного полуприцепа ММЗ-584Г с арочными шинами на всех колёсах. В его грузопассажирском кузове с четырьмя продольными скамьями можно было перевезти семь тонн грузов или 52 человека личного состава.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Военные испытания тягача ЗИС-120Н с полуприцепом на арочных шинах. 1958 год (архив 21 НИИЦ)

ЗИЛ-164/164А (1957–1965 гг.)

После переименования ЗИСа в Завод имени И.А. Лихачева удалось модернизировать прежний ЗИС-150, поставив на конвейер 97-сильный грузовик ЗИЛ-164 (с 1961-го — 100-сильный ЗИЛ-164А) с отличительной вертикальной решёткой радиатора. При этом большая доля военного оборудования на их базе незаметно перешла от старых машин к новым.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Военизированный грузовик ЗИЛ-164А со светомаскировочными фарами в Народной армии ГДР. 1963 год

Военное оснащение на шасси серии ЗИЛ-164​

Эти грузовики, как и их предшественник ЗИС-150, состояли в Советских Вооруженных силах и отправлялись на экспорт в союзные страны. В эту программу по-прежнему входили различные мастерские, автоцистерны, автодегазаторы и аэродромная техника.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Экспортная полевая сварочная мастерская в высоком тентованном кузове на шасси ЗИЛ-164А. 1963 год

В категории машин топливной службы состояли простейшие модернизированные топливные автоцистерны АЦ-3,8-164 двойного назначения с архаичной системой ручных перекачивающих насосов и вместительная тыловая машина АЦ-4-164 с цистерной на 4100 литров топлива, которая служила только для его перевозки и временного хранения. За ними следовали механизированная автоцистерна АЦМ-4-164 и доработанный топливозаправщик ТЗМ-164.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Автоцистерна АЦ-3,8-164А вместимостью 3800 литров топлива с ручным насосом

На вооружении войск химзащиты состояли модернизированные дегазационные машины АГВ-3В для термической очистки обмундирования и снаряжения, а также пароэлеваторные дезинфекционно-душевые установки ДДА-2 с душевыми кабинами для одновременной «бани» на 18 человек.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Машины АГВ-3В на шасси ЗИЛ-164 для дегазации имущества горячим воздухом или паром

В аэродромной службе использовалась посадочно-светомаячная станция АПМ-90 или попросту прожектор, переставленный с грузовиков ЗИС-150 и служивший для освещения взлетно-посадочной полосы и облегчения взлёта и посадки самолётов, а также для поиска различных объектов на земле и в воздухе.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Аэродромный прожектор АПМ-90 в бортовом кузове грузовика ЗИЛ-164А в польской армии

Модернизированный стартовый командный пункт СКП-9 на экранированном шасси ЗИЛ-164АД был полностью разработан и укомплектован в СССР с учётом опыта применения первой машины СКП-3.

Военная грузовая машина советская. Смотреть фото Военная грузовая машина советская. Смотреть картинку Военная грузовая машина советская. Картинка про Военная грузовая машина советская. Фото Военная грузовая машина советская

Аэродромный командный пункт СКП-9 с кузовом КУНГ-1М и постом руководителя полётами на крыше

В отличие от неё, он размещался в военном кузове КУНГ-1М с вынесенным на левую часть крыши застеклённым фонарём и был оснащён пятью радиостанциями, светотехническими средствами, светофорами и сигнальными ракетами.

Среди прочей автотехники на ЗИСовских и ЗИЛовских шасси были аэродромные пусковые агрегаты, радиостанции средней мощности, различные лаборатории, шасси под автокраны, гидроподъёмники и так далее.

На заглавной фотографии — военизированный грузовик ГАЗ-51А, служивший в Народной армии ГДР, на фестивале старинной военной автотехники.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *