Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

В Грузию?! в Гудаури?! На машине 1800 км? на Новый год?! – отличная идея!

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

Что это отличная идея — сомнений почти не было (особенно читая истории — zod1ak ), однако по факту…по факту почти всё отлично! (кроме границы в одну сторону). Красота, горы, вкусно — много еды и хорошего вина, отличный горнолыжный склон, всё очень радушно, реально хочется вернуться, но нужно обратить внимание на следующие нюансы:

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

Такое ощущение, что граница почти всегда закрыта в силу того, что Грузинские службы очень долго и муторно чистят «Крестовый перевал», который то и дело закрывается после одного двух снежных дней и как следствие — сошедших лавин (как они заявляют), перекрывающих дорожку на перевале.

Рекомендую смотреть оперативную информацию на данном ресурсе и исходя из него выстраивать свои планы.

В нашем случае – мы выезжали из Москвы 29 декабря, видя, что с 26 числа граница была перекрыта – наш экипаж принял решение максимально поздно приехать в пробку из 1500 машин.

Доехав до «Rostov-on-Don», мы радостно увидели, что границу всё таки открыли, отдохнув, выехали не спеша в 11 утра из отеля в сторону Владикавказа. В пробке оказались в 23 часа (так долго ехали потому, что дорога проходится с остановками не только на поесть и заправиться – в Кабардино-Балкарии и дальше — полиции больше чем снега зимой — могут посветить фонарём в лицо, проверить паспорта, багажники…к этому нужно быть готовыми) при этом, забегая вперёд, наши боевые друзья ( coolgod ) те, кто вставал в пробку раньше нас кто в 8 вечера, кто в 6 вечера — через 12 адских часов оказались в отеле с разницей в 20-30 минут.

Исходя из этого, рекомендую пересекать границу не ранее 31 декабря часов 6-8 вечера или же 1 числа – пройдёте её за 20 минут. Наши кто по умнее так и сделали ( artemu4618 ).

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

Отдельно хочу отметить замечательных людей из ближайших к границе регионов и жителей соседних стран, которые пытаются лезть по встречной и обочине, харкая на всех и вся, однако, что ещё более хочется отметить (в реально лучшую сторону) – слаженную работу Российской полиции, которая всё это пресекала и по большей части их усилиями «встречники» и «обочечники» были отправлены в конец. Полиция работала в 12 машин на протяжении всей безумной пробки, патрулируя туда-сюда этот караван — они следили даже за тем, чтобы водители не засыпали – подъезжали и крякали.

Молодцы, если бы не они – этот ад был бы бесконечным.

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

И вот счастье, утро, рассвет, доковыляв до Грузинского КПП наверное можно расслабиться… но нет дичь начинается с новой силой – на Грузинском КПП проездов меньше чем на нашем, во время распределения по терминалам начинаются крики водил перегруженных волг и жигулей, слышны симфонии сигналов смешанные с руганью, пассажиры бросаются под колёса чтобы быстрее бежать в будку пропуска…

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

Страховку по новым правилам нужно делать обязательно (её смотрят при выезде по базе) и по-моему на границе (в пешем переходе) есть отдельная будка (зелёный логотип) – лучше делать там или онлайн за 5-10 минут заранее. После границы работают предприимчивые бородачи с завышенным курсом – крайне не рекомендую. Так же на мой взгляд не стоит менять рубли на лари – практически везде можно расплатиться картой (у меня «Тинькофф», курс был выгоднее чем в обменниках), но если всё же менять, то либо на границе (так же в этом окошке), либо в банке (в «Степанцминде» – первый город после границы).

2. Где остановиться в Грузии?

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

Мы ехали по большей части кататься в Гудаури, но поразмыслив, решили местом постоянной дислокации выбрать селение до «Крстового перевала» – «Степанцминду» и забегая вперёд — не прогадали (при выезде из Грузии — границу опять закрыли, всё по той же причине, снег и сход лавины на «Крестовом перевале». Мы точно не знали сможем ли выехать домой при закрытой границе, к счастью оказалось, что граждан РФ выпускают домой без проблем. Были бы мы в Гудаури – пришлось бы ехать через Азербайджан или опять ждать, а так прошли границу за 15 минут).

При остановке в «Степанцминде» рекомендую гостевой дом TOWER. Хозяин очень радушный, а девушка по имени Русико относится как к родным – то одно приготовит просто так, то детям что-то подарит — было очень приятно. Так же отмечу новогодний банкет за 50 лари с человека, съесть – всё, что они готовят – не возможно – слишком много.

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

3. Гудаури – хорош ли горнолыжный курорт?

Источник

Чего опасаться, отправляясь в Грузию на машине зимой

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

Один из плюсов зимней поездки в Грузию – отсутствие очередей на границе. Летом на пункте пропуска в Верхнем Ларсе, с российской стороны почти всегда образуется огромная пробка (в последний раз я простоял там 3 часа), а сейчас, даже несмотря на новогодние праздники, машины можно было пересчитать по пальцам. Новичку это покажется добрым знаком, но знаток кавказских дорог сразу почувствует неладное. Так и получилось – мы мило провели время в Грузии, съездили в Армению, а по возвращении в Россию нас ждал сюрприз – Крестовый перевал закрыт, погранпост не пропускает. Также из-за схода лавин был отрезан от цивилизации ближайший к Крестовому перевалу горнолыжный курорт в Гудаури. Но обо всем по-порядку.

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

Памятуя об опыте предыдущих поездок в Грузию, мы разработали сразу несколько возможных путей «отступления». И перед тем, как отправится на родину, спокойно мониторить ситуацию. Оказалось, не зря. Несмотря на то, что департамент автодорог Минрегионразвития и инфраструктуры Грузии утверждал, что «движение на участке автомагистрали Мцхета-Степанцминда-Ларс, связывающей республику с Россией, после сошедших там накануне лавин в ближайшее время будет восстановлено», в это верилось с трудом. Хотя бы потому, что другие интернет-источники говорили об обратном. Здесь уместно провести небольшой интернет-ликбез. О состоянии дорог в этих местах лучше узнавать не из официальных сайтов-новостей, а из «тусовочных» источников. Например, форума горнолыжного курорта в Гудаури, поскольку именно это место чаще всего оказывается отрезанным от цивилизации вместе с многочисленными туристами, у многих из которых на момент ЧП уже куплены билеты на самолет или нужно на автомобиле возвращаться из отпуска на работу. В дни схода лавин на гудаурском форуме можно услышать и проклятия, и полезные советы. А главное – получить оперативную информацию о состоянии автомобильной трассы. Ведь если через Гудаури не идет поток машин, то и перевал закрыт, и до границы не доберешься. И тут есть несколько вариантов.

ЗАБЫТЬСЯ ХИНКАЛИ

Можно добраться до Пасанаури и наслаждаться там в ожидании «летной погоды» лучшими в Грузии хинкали, гулять по живописным окрестностям или медитировать под шум Арагви. Но здесь есть одна важная деталь.

Источник

«Нас не считают за людей» В горах между Россией и Грузией есть лишь одна дорога. Каждую зиму там приходится выживать

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

Фото: Виктор Драчев / ТАСС

Дело плохо, если непогода застала вас в горах, на дороге, вдалеке от населенных пунктов. Особенно если дело происходит зимой на морозе и просто переждать ненастье, спрятавшись в автомобиле, не получится. А главное, неизвестно, сколько придется ждать. Несколько часов или несколько дней. Такие испытания — неотъемлемая часть трудовых будней водителей-дальнобойщиков, чьи маршруты пролегают через грузино-российскую границу. «Лента.ру» отправилась в горы и выяснила, каково приходится путникам на Военно-Грузинской дороге, когда погода и пограничные власти не располагают к путешествиям.

За чем стоим?

Без преувеличения можно сказать, что дорога от Тбилиси до грузино-российской границы (более известная как Военно-Грузинская) является одним из самых живописных туристических маршрутов Грузии, и заслуженно пользуется популярностью у приезжих. Здесь и древняя столица Грузии — город Мцхета, и живописное водохранилище Жинвали, и средневековая крепость Ананури, и родина хинкали (по версии грузинских краеведов) — поселок Пасанаури. И, конечно же, знаменитая гора Казбек, и горнолыжный курорт Гудаури.

Однако насколько сильно этот маршрут полюбился гостям Грузии, настолько же не любят его водители-дальнобойщики, которые возят товары через грузино-российскую границу. Огромные очереди из большегрузов на трассе Мцхета— Степанцминда — Ларс, тоже можно назвать своеобразной достопримечательностью этой дороги. По официальным данным, трасса закрыта в среднем 100 дней в году, а по неофициальным — намного дольше.

Причины многочасовых, а иногда и многодневных заторов — сезонные. Летом — это угрозы схода селя или оползня, а в этом году к ним добавилась еще одна — большой поток туристов из России и, соответственно, обратно. А зимой — обильные снегопады, опасность схода лавин, гололед и метель. Дорогу закрывают как минимум раз в неделю, а бывает, что и по нескольку раз в день. Таким образом, дальнобойщикам из России, Армении, Турции, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и других стран приходится стоять в огромной очереди и ждать, не имея ни малейшего представления о том, когда же им удастся пересечь границу.

Вереница трейлеров вытянулась вдоль извилистой горной дороги, уходящей куда-то в даль. Горное ущелье, окруженное со всех сторон величественными вершинами, выглядит на удивление живописно даже в пасмурную погоду. Местечко это близ поселения Пасанаури пользуется большой популярностью у туристов. Помимо того что это родина знаменитых хинкали, здесь сливаются две реки — белая и черная Арагви. Иностранцы приезжают сюда кидать камешки в место слияния рек и загадывать желания. Говорят, сбываются, но те, кому раз за разом приходится стоять в многокилометровых очередях, как оказалось, в эту примету не верят.

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

Где-то там впереди, за горной грядой граница и пункт пропуска

Фото: Шалва Сурамелашвили

— Э. Какие камушки?! Что ты! Если бы все было так просто, давно бы уже поехали, а не стояли бы тут в жару и холод, — смеется мужчина средних лет, водитель одного из грузовиков. Его скепсис, как выяснилось, разделяют и другие дальнобойщики.

Свою автомобильную очередь дальнобойщики называют колейкой. Она уходит далеко-далеко за горизонт, и если подъезжать к ней со стороны Тбилиси, то конец очереди рассмотреть невозможно.

Летом водители сидят в тени грузовиков, а зимой — разжигают костер, греются, жарят на огне сосиски, нанизанные на шампуры и палки, либо варят кофе. У костра стоят по пять-шесть человек. Бывает, что собираются знакомые (за несколько лет стояния в этих очередях многие успели перезнакомиться), но чаще это просто соседи по колейке.

Обитатели колейки гостеприимны. Когда я подошла к одному из костров, где собрались армянские водители, те наперебой предлагали мне отведать их особый кофе по-армянски. Сваренный на костре кофе действительно имеет свой особый аромат. Его разливают в одноразовые пластиковые стаканчики. Выглядят они непрезентабельно, зато хорошо согревают руки на морозе.

Разговор завязывается мгновенно. Люди тут очень общительные — каждый готов высказать все что думает по поводу своего печального положения, предложить место у костра, кофе или попросить о помощи.

— Милая, ты вперед идешь? — окликнул меня пожилой армянин из кабины грузовика. — Будь любезна, сможешь записку передать водителю, который впереди? Идти далеко, а у меня ноги отекли, тяжело.

На обочине

Отказать не смогла, хотя изначально не планировала идти к началу очереди. Водитель достал сложенный листок бумаги, написал на нем номер автомобиля, который мне предстояло найти, и долго благодарил за услугу. Нужный грузовик нашелся примерно через километр. Получатель записки, тоже армянин, развернув листок, изобразил на лице удивление и радость одновременно. «О, так это же мой дядя! Это надо же… Ну, где еще встретишь родственников…»

— Я работаю дальнобойщиком уже 15 лет, езжу по разным странам, но такой ужасной ситуации, как здесь, за всю свою жизнь я еще нигде не встречал, — поделился своей болью Ваган Аветисян. — Каждый раз поездка через Грузию для меня и других водителей настоящее мучение. А я везу скоропорт (скоропортящийся товар — прим. «Лента.ру»). Но всем же на это плевать! Хотя, по правилам, меня должны пропускать вперед, а не заставлять стоять в этой огромной очереди.

Вагана понять можно. Если стоянием в огромных очередях недовольны все, то для тех, кто перевозит скоропорт, такие простои чреваты большими финансовыми потерями. Ведь если они не доставят груз в товарном качестве, их оштрафует либо работодатель, либо компания-закупщик. И никого не волнует, сколько времени водителям пришлось простоять на границе и по каким причинам.

— Мы показываем сотрудникам патрульной полиции грузовую декларацию, где черным по белому стоит пометка «С», которая означает, что мы везем скоропортящийся продукт, и объясняем, что нас надо пропускать в первую очередь. Но им все равно. Все в одну очередь. Все в общем порядке, — эмоционально заканчивает свое выступление Ваган, размахивая руками.

Он и еще несколько дальнобойщиков, которые везут форель из озера Севан в Армении, понимают — у них большие проблемы. Стоимость их товара составляет десятки тысяч долларов, а у рыбы, как известно, «свежесть бывает только одна — первая, она и последняя».

Сохранность товара — большая, но не единственная проблема для тех, кто застрял на границе. Даже если водитель везет стройматериалы, с которыми ничего не случится, ему все равно надо есть, спать и решать бытовые вопросы.

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

Фото: Шалва Сурамелашвили

— Тут ничего нет, никаких условий. А выехать за едой в магазин мы не можем — боимся пропустить свою очередь, — объясняет Артем Колесников из Казахстана. — Если нас не будет на месте, то все уедут вперед, а мы останемся в хвосте. Не то что за едой нельзя отправиться, извините, в туалет не сходить. А куда? Очередь из машин, дорога и горы. Там дальше, — Артем показывает рукой куда-то в сторону границы, — есть придорожные кафе, но цены там растут так же быстро, как прибавляется грузовиков в пробке.

— Пожалуйста, расскажите всем, в каком состоянии нам тут приходится жить, — перебивает Артема Сергей Трунов из России. — У нас на исходе запасы воды и еды. Зимой холодно, но мы не можем постоянно держать грузовики с заведенным мотором — экономим топливо. Компания не покрывает нам расходов на ночлег и на еду, поэтому приходится ночевать голодными в холодных машинах. Ни помыться, ни в туалет сходить нормально. Почему нас не считают за людей?

Есть ли выход?

Военно-Грузинская дорога — это единственная транспортная артерия, которая в настоящее время соединяет Россию со странами Закавказья. Понятно, что не закрывать ее нельзя — игры с природой не всегда бывают веселыми. Лучше день ожидания, чем человеческие жертвы в результате схода лавины или селя. Можно лишь разгрузить это направление, чтобы уменьшить количество машин. Альтернативы существуют, но не вполне подходящие для грузинской стороны: два других транспортных коридора проходят через «оккупированные» Абхазию и Южную Осетию.

В ноябре 2011 года в Швейцарии, между правительствами России и Грузии было подписано соглашение об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга товаров, которые перемещаются по территориям Абхазии и Южной Осетии. Согласно условиям соглашения, предполагалось, что мониторингом грузов займется нейтральная швейцарская компания SGS.

Соглашение было подписано, но не исполнялось, поэтому торговые коридоры оставались закрыты. Его реализацию отложили в долгий ящик, и, казалось, что оно вообще не вступит в силу, однако подвижки начались спустя почти 6 лет. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Грузинская сторона оформила соглашение с SGS в декабре 2017 года, Россия — в мае 2018-го. Совсем недавно швейцарская компания представила своей первый краткий отчет о проделанной работе. Впрочем, дополнительные транспортные коридоры так и не открыли. Вмешался политический фактор.

В СМИ, в том числе и в российских, появились заявления о том, что, сев за стол переговоров о таможенном администрировании на «оккупированных» территориях, Грузия таким образом идет на сделку. Тбилиси признает существование государственных границ с Абхазией и Южной Осетией (признавая таким образом их субъектность) и получает открытые таможенные границы.

Но специальный представитель премьер-министра Грузии по урегулированию взаимоотношений с Россией Зураб Абашидзе поспешил опровергнуть эти утверждения. По его словам, соглашение не предполагает создания таможенно-пропускных пунктов, а речь пока идет только о мониторинге грузов, так как из России через Абхазию в Грузию поступает много контрабандного товара.

— Это соглашение не означает автоматического открытия торговых коридоров, — подчеркнул Абашидзе, — Будут или не будут они открыты — это будет отдельный политический шаг.

Шаг этот, очевидно, очень серьезный, и в Тбилиси хотят еще раз все хорошо обдумать. Понятно, что создание таможенно-пропускных пунктов не означает автоматического признания независимости «оккупированных» территорий. Но в риторике политической оппозиции это может прозвучать, как решительный шаг в этом направлении. А этого грузинскому правительству сейчас хочется меньше всего. Другими словами, каковы бы ни были подвижки на переговорах, они никоим образом не улучшат положение замерзающих и голодающих дальнобойщиков. В лучшем случае власти соизволят сделать хоть что-то, чтобы создать для людей минимальные бытовые условия.

Источник

Военно-Грузинская дорога: без снега, но с приключениями

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

ТБИЛИСИ, 23 фев — Sputnik. Проезжая зимой по Военно-Грузинской дороге, нередко можно встретить стоящие на обочине вдоль трассы длинные вереницы грузовых машин, направляющихся к грузино-российской границе. Кажется, что лента из грузовиков уходит до горизонта вместе с дорогой. Вдоль трейлеров скучая, прогуливаются водители. Но как выяснилось, очереди возникают не только из-за плохой погоды. Даже при ярком солнце и отсутствии снега на дороге движение по трассе может быть ограничено.

Бесснежная зима

В этом году во второй половине февраля в горах, через которые проходит Военно-Грузинская дорога, не так много снега. Следуя из Тбилиси, надо доехать почти до Гудаури, чтобы ощутить зиму и увидеть заснеженные склоны гор. И даже там сквозь белый покров местами уже виднеется земля. Стоит без дела, словно ожидая своего часа, снегоуборочная техника. Водители время от времени разогревают ее, держа в состоянии готовности. Дороги чистые, вплоть до самой границы.

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

Синоптики говорят, большой снег тут еще выпадет – его ждут в конце февраля и в марте. Впрочем, уже сейчас в горах днем нередко собираются тучи и начинают сыпаться мелкие снежинки. Словно напоминая, что зима еще вернется. Тем временем водителям все равно приходится быть осторожными — в горах туман, за окнами машин мороз. Минусовые температуры особенно чувствуются с заходом солнца, и на трассе нередко встречаются обледеневшие участки.

Проезжая Гудаури – известный зимний грузинский курорт, становится понятно, почему многие туристы, любители экстремальных видов спорта, на машинах выезжают дальше в сторону грузино-российской границы. Видимо, в Гудаури им уже не хватает снега и острых ощущений. И дальше, забравшись повыше в горы, они на свой страх и риск покоряют заснеженные склоны, самостоятельно взбираясь на них и затем скатываясь прямо к дороге, опоясывающей цепочку горных вершин. С одной стороны развлечение, а с другой — так они подвергают опасности не только себя, но и водителей. Так как в случае наезда на человека, в Грузии всегда признают виновным того, кто управлял машиной.

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

«Непредсказуемая, как грузинский характер»

Арсений Дьяконов — один из многих российских дальнобойщиков, которому несколько раз за месяц приходится пересекать грузино-российскую границу, доставляя по Военно-Грузинской дороге различные товары в Грузию, Армению и другие страны.

Выяснилось, что Арсений родом из Северной Осетии. За его плечами — не один десяток лет работы дальнобойщиком. Грузию он уже знает довольно хорошо. И по его же словам, «Военно-Грузинская дорога – это как непредсказуемый грузинский характер». Что имел в виду Арсений, выясняется дальше, когда он начинает делиться своими впечатлениями о резкой смене погоды в грузинских горах.

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

«Погода тут непредсказуемая – едешь, и неожиданно все может поменяться. Так прошлой весной я на целую неделю застрял в Казбеги (Степанцминда). Со мной тогда были и другие ребята, и мы помогали друг другу так же, как и местные жители», — рассказал Арсений, в то же время с теплотой вспоминая внимание проживающих тут грузин. Сейчас по его словам, особых проблем на территории Грузии пока не было, большое количество машин скапливается с российской стороны границы.

Тоннели – вот в чем проблема

Следуя по полностью расчищенной от снега дороге в сторону Крестового перевала, неожиданно встречаем колонну легковых машин, путь которым перекрыла полиция. Ждем в очереди почти полтора часа. Полицейские объясняют, что дальше по трассе скопились около сорока трейлеров, следующих из России, и необходимо их пропустить. Оказывается, через несколько объездных лавинозащитных тоннелей, действующих в зимнее время между Гудаури и Коби, крупные грузовые машины могут проезжать только в одну сторону.

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

Позже, уже на таможенно-пропускном пункте «Дариали» его сотрудники рассказывают, что после непогоды в начале февраля на границе действительно скопилось много машин. В последние дни они пропускали через границу до 300 трейлеров в каждом из направлений.

Как контролируется ситуация с российской стороны, мы увидеть не смогли, но за порядком на дороге на территории Грузии следила патрульная полиция, регулируя поток грузовиков так, чтобы не возникло заторов и движение не было заблокировано.

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

Опасная зона

В нескольких километрах от границы нас встречает огромный яркий желтый баннер с надписью «Опасная зона – 1500 метров». Хотя снега тут нет вообще, водителям приходится передвигаться с осторожностью по разрушенной местами дороге.

В мае и августе 2014 года тут сошли с гор селевые потоки, образовав в ущелье завалы из камней и почвы, воды Терека затопили значительную часть территории. Тогда движение по дороге, разрушенной в результате стихийного бедствия, перекрывалось на несколько недель.

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

Восстановительные работы на территории, пострадавшей от селя, ведутся и по сей день. Неподалеку от ТПП «Дариали» строится новая парковка для трейлеров и административные здания.

В то же время таможенно-пропускной пункт с грузинской стороны сегодня работает с полной нагрузкой. Здесь действует принцип «одного окна», на оформление каждой машины уходит максимум 15 минут.

Что надо знать туристам

В дороге нас просит подвезти до Степанцминда турист из Канады Оливер Ниаковски со своей попутчицей – любительницей горнолыжного спорта из Ирана. Он делится своими впечатлениями о Грузии и дает несколько полезных советов тем, кто приедет в нашу страну зимой и отправится в горы.

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

«Надо брать с собой теплую одежду, еду, фонарик, батарейки, топор и два литра воды. Почему два литра воды? Когда человек поднимается высоко в горы, его желудок сужается, но ему нужно пить. Максимальное количество воды, которое он в этом состоянии может принять – два литра. Больше нельзя», — поделился своим опытом Оливер.

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

Тем, кто следует в горы на машине, надо следить за уровнем топлива. Бензозаправочные станции есть только в поселках Гудаури и в Степанцминда, а между этими населенными пунктами – 32 километра. Также обязательны зимние шины, и неплохо возить с собой цепи. Иногда наличие цепей становится обязательным условием для пересечения заснеженных участков дороги, где во время сильных осадков сразу вводятся ограничения.

Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Смотреть картинку Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Картинка про Военно грузинская дорога зимой на автомобиле. Фото Военно грузинская дорога зимой на автомобиле

Водители-дальнобойщики советуют тем, кто занимается перевозкой грузов по Военно-Грузинской дороге, всегда иметь с собой недельный запас пищи и теплую одежду.

Застряв на неделю на дороге — как Арсений Дьяконов, а то и больше, спать водителю скорее всего, придется в своей машине. Гостиницы поблизости скорее всего, может и не оказаться, хотя вдоль дороги до границы с Россией нередко встречаются небольшие отели. Стоимость проживания в сутки там начинается от 50 лари. А самые дорогие комнаты отдыха и гостиницы расположены в Гудаури.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *