Военно грузинская дорога зимой на автомобиле
В Грузию?! в Гудаури?! На машине 1800 км? на Новый год?! – отличная идея!
Что это отличная идея — сомнений почти не было (особенно читая истории — zod1ak ), однако по факту…по факту почти всё отлично! (кроме границы в одну сторону). Красота, горы, вкусно — много еды и хорошего вина, отличный горнолыжный склон, всё очень радушно, реально хочется вернуться, но нужно обратить внимание на следующие нюансы:
Такое ощущение, что граница почти всегда закрыта в силу того, что Грузинские службы очень долго и муторно чистят «Крестовый перевал», который то и дело закрывается после одного двух снежных дней и как следствие — сошедших лавин (как они заявляют), перекрывающих дорожку на перевале.
Рекомендую смотреть оперативную информацию на данном ресурсе и исходя из него выстраивать свои планы.
В нашем случае – мы выезжали из Москвы 29 декабря, видя, что с 26 числа граница была перекрыта – наш экипаж принял решение максимально поздно приехать в пробку из 1500 машин.
Доехав до «Rostov-on-Don», мы радостно увидели, что границу всё таки открыли, отдохнув, выехали не спеша в 11 утра из отеля в сторону Владикавказа. В пробке оказались в 23 часа (так долго ехали потому, что дорога проходится с остановками не только на поесть и заправиться – в Кабардино-Балкарии и дальше — полиции больше чем снега зимой — могут посветить фонарём в лицо, проверить паспорта, багажники…к этому нужно быть готовыми) при этом, забегая вперёд, наши боевые друзья ( coolgod ) те, кто вставал в пробку раньше нас кто в 8 вечера, кто в 6 вечера — через 12 адских часов оказались в отеле с разницей в 20-30 минут.
Исходя из этого, рекомендую пересекать границу не ранее 31 декабря часов 6-8 вечера или же 1 числа – пройдёте её за 20 минут. Наши кто по умнее так и сделали ( artemu4618 ).
Отдельно хочу отметить замечательных людей из ближайших к границе регионов и жителей соседних стран, которые пытаются лезть по встречной и обочине, харкая на всех и вся, однако, что ещё более хочется отметить (в реально лучшую сторону) – слаженную работу Российской полиции, которая всё это пресекала и по большей части их усилиями «встречники» и «обочечники» были отправлены в конец. Полиция работала в 12 машин на протяжении всей безумной пробки, патрулируя туда-сюда этот караван — они следили даже за тем, чтобы водители не засыпали – подъезжали и крякали.
Молодцы, если бы не они – этот ад был бы бесконечным.
И вот счастье, утро, рассвет, доковыляв до Грузинского КПП наверное можно расслабиться… но нет дичь начинается с новой силой – на Грузинском КПП проездов меньше чем на нашем, во время распределения по терминалам начинаются крики водил перегруженных волг и жигулей, слышны симфонии сигналов смешанные с руганью, пассажиры бросаются под колёса чтобы быстрее бежать в будку пропуска…
Страховку по новым правилам нужно делать обязательно (её смотрят при выезде по базе) и по-моему на границе (в пешем переходе) есть отдельная будка (зелёный логотип) – лучше делать там или онлайн за 5-10 минут заранее. После границы работают предприимчивые бородачи с завышенным курсом – крайне не рекомендую. Так же на мой взгляд не стоит менять рубли на лари – практически везде можно расплатиться картой (у меня «Тинькофф», курс был выгоднее чем в обменниках), но если всё же менять, то либо на границе (так же в этом окошке), либо в банке (в «Степанцминде» – первый город после границы).
2. Где остановиться в Грузии?
Мы ехали по большей части кататься в Гудаури, но поразмыслив, решили местом постоянной дислокации выбрать селение до «Крстового перевала» – «Степанцминду» и забегая вперёд — не прогадали (при выезде из Грузии — границу опять закрыли, всё по той же причине, снег и сход лавины на «Крестовом перевале». Мы точно не знали сможем ли выехать домой при закрытой границе, к счастью оказалось, что граждан РФ выпускают домой без проблем. Были бы мы в Гудаури – пришлось бы ехать через Азербайджан или опять ждать, а так прошли границу за 15 минут).
При остановке в «Степанцминде» рекомендую гостевой дом TOWER. Хозяин очень радушный, а девушка по имени Русико относится как к родным – то одно приготовит просто так, то детям что-то подарит — было очень приятно. Так же отмечу новогодний банкет за 50 лари с человека, съесть – всё, что они готовят – не возможно – слишком много.
3. Гудаури – хорош ли горнолыжный курорт?
Чего опасаться, отправляясь в Грузию на машине зимой
Один из плюсов зимней поездки в Грузию – отсутствие очередей на границе. Летом на пункте пропуска в Верхнем Ларсе, с российской стороны почти всегда образуется огромная пробка (в последний раз я простоял там 3 часа), а сейчас, даже несмотря на новогодние праздники, машины можно было пересчитать по пальцам. Новичку это покажется добрым знаком, но знаток кавказских дорог сразу почувствует неладное. Так и получилось – мы мило провели время в Грузии, съездили в Армению, а по возвращении в Россию нас ждал сюрприз – Крестовый перевал закрыт, погранпост не пропускает. Также из-за схода лавин был отрезан от цивилизации ближайший к Крестовому перевалу горнолыжный курорт в Гудаури. Но обо всем по-порядку.
Памятуя об опыте предыдущих поездок в Грузию, мы разработали сразу несколько возможных путей «отступления». И перед тем, как отправится на родину, спокойно мониторить ситуацию. Оказалось, не зря. Несмотря на то, что департамент автодорог Минрегионразвития и инфраструктуры Грузии утверждал, что «движение на участке автомагистрали Мцхета-Степанцминда-Ларс, связывающей республику с Россией, после сошедших там накануне лавин в ближайшее время будет восстановлено», в это верилось с трудом. Хотя бы потому, что другие интернет-источники говорили об обратном. Здесь уместно провести небольшой интернет-ликбез. О состоянии дорог в этих местах лучше узнавать не из официальных сайтов-новостей, а из «тусовочных» источников. Например, форума горнолыжного курорта в Гудаури, поскольку именно это место чаще всего оказывается отрезанным от цивилизации вместе с многочисленными туристами, у многих из которых на момент ЧП уже куплены билеты на самолет или нужно на автомобиле возвращаться из отпуска на работу. В дни схода лавин на гудаурском форуме можно услышать и проклятия, и полезные советы. А главное – получить оперативную информацию о состоянии автомобильной трассы. Ведь если через Гудаури не идет поток машин, то и перевал закрыт, и до границы не доберешься. И тут есть несколько вариантов.
ЗАБЫТЬСЯ ХИНКАЛИ
Можно добраться до Пасанаури и наслаждаться там в ожидании «летной погоды» лучшими в Грузии хинкали, гулять по живописным окрестностям или медитировать под шум Арагви. Но здесь есть одна важная деталь.
«Нас не считают за людей» В горах между Россией и Грузией есть лишь одна дорога. Каждую зиму там приходится выживать
Фото: Виктор Драчев / ТАСС
Дело плохо, если непогода застала вас в горах, на дороге, вдалеке от населенных пунктов. Особенно если дело происходит зимой на морозе и просто переждать ненастье, спрятавшись в автомобиле, не получится. А главное, неизвестно, сколько придется ждать. Несколько часов или несколько дней. Такие испытания — неотъемлемая часть трудовых будней водителей-дальнобойщиков, чьи маршруты пролегают через грузино-российскую границу. «Лента.ру» отправилась в горы и выяснила, каково приходится путникам на Военно-Грузинской дороге, когда погода и пограничные власти не располагают к путешествиям.
За чем стоим?
Без преувеличения можно сказать, что дорога от Тбилиси до грузино-российской границы (более известная как Военно-Грузинская) является одним из самых живописных туристических маршрутов Грузии, и заслуженно пользуется популярностью у приезжих. Здесь и древняя столица Грузии — город Мцхета, и живописное водохранилище Жинвали, и средневековая крепость Ананури, и родина хинкали (по версии грузинских краеведов) — поселок Пасанаури. И, конечно же, знаменитая гора Казбек, и горнолыжный курорт Гудаури.
Однако насколько сильно этот маршрут полюбился гостям Грузии, настолько же не любят его водители-дальнобойщики, которые возят товары через грузино-российскую границу. Огромные очереди из большегрузов на трассе Мцхета— Степанцминда — Ларс, тоже можно назвать своеобразной достопримечательностью этой дороги. По официальным данным, трасса закрыта в среднем 100 дней в году, а по неофициальным — намного дольше.
Причины многочасовых, а иногда и многодневных заторов — сезонные. Летом — это угрозы схода селя или оползня, а в этом году к ним добавилась еще одна — большой поток туристов из России и, соответственно, обратно. А зимой — обильные снегопады, опасность схода лавин, гололед и метель. Дорогу закрывают как минимум раз в неделю, а бывает, что и по нескольку раз в день. Таким образом, дальнобойщикам из России, Армении, Турции, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и других стран приходится стоять в огромной очереди и ждать, не имея ни малейшего представления о том, когда же им удастся пересечь границу.
Вереница трейлеров вытянулась вдоль извилистой горной дороги, уходящей куда-то в даль. Горное ущелье, окруженное со всех сторон величественными вершинами, выглядит на удивление живописно даже в пасмурную погоду. Местечко это близ поселения Пасанаури пользуется большой популярностью у туристов. Помимо того что это родина знаменитых хинкали, здесь сливаются две реки — белая и черная Арагви. Иностранцы приезжают сюда кидать камешки в место слияния рек и загадывать желания. Говорят, сбываются, но те, кому раз за разом приходится стоять в многокилометровых очередях, как оказалось, в эту примету не верят.
Где-то там впереди, за горной грядой граница и пункт пропуска
Фото: Шалва Сурамелашвили
— Э. Какие камушки?! Что ты! Если бы все было так просто, давно бы уже поехали, а не стояли бы тут в жару и холод, — смеется мужчина средних лет, водитель одного из грузовиков. Его скепсис, как выяснилось, разделяют и другие дальнобойщики.
Свою автомобильную очередь дальнобойщики называют колейкой. Она уходит далеко-далеко за горизонт, и если подъезжать к ней со стороны Тбилиси, то конец очереди рассмотреть невозможно.
Летом водители сидят в тени грузовиков, а зимой — разжигают костер, греются, жарят на огне сосиски, нанизанные на шампуры и палки, либо варят кофе. У костра стоят по пять-шесть человек. Бывает, что собираются знакомые (за несколько лет стояния в этих очередях многие успели перезнакомиться), но чаще это просто соседи по колейке.
Обитатели колейки гостеприимны. Когда я подошла к одному из костров, где собрались армянские водители, те наперебой предлагали мне отведать их особый кофе по-армянски. Сваренный на костре кофе действительно имеет свой особый аромат. Его разливают в одноразовые пластиковые стаканчики. Выглядят они непрезентабельно, зато хорошо согревают руки на морозе.
Разговор завязывается мгновенно. Люди тут очень общительные — каждый готов высказать все что думает по поводу своего печального положения, предложить место у костра, кофе или попросить о помощи.
— Милая, ты вперед идешь? — окликнул меня пожилой армянин из кабины грузовика. — Будь любезна, сможешь записку передать водителю, который впереди? Идти далеко, а у меня ноги отекли, тяжело.
На обочине
Отказать не смогла, хотя изначально не планировала идти к началу очереди. Водитель достал сложенный листок бумаги, написал на нем номер автомобиля, который мне предстояло найти, и долго благодарил за услугу. Нужный грузовик нашелся примерно через километр. Получатель записки, тоже армянин, развернув листок, изобразил на лице удивление и радость одновременно. «О, так это же мой дядя! Это надо же… Ну, где еще встретишь родственников…»
— Я работаю дальнобойщиком уже 15 лет, езжу по разным странам, но такой ужасной ситуации, как здесь, за всю свою жизнь я еще нигде не встречал, — поделился своей болью Ваган Аветисян. — Каждый раз поездка через Грузию для меня и других водителей настоящее мучение. А я везу скоропорт (скоропортящийся товар — прим. «Лента.ру»). Но всем же на это плевать! Хотя, по правилам, меня должны пропускать вперед, а не заставлять стоять в этой огромной очереди.
Вагана понять можно. Если стоянием в огромных очередях недовольны все, то для тех, кто перевозит скоропорт, такие простои чреваты большими финансовыми потерями. Ведь если они не доставят груз в товарном качестве, их оштрафует либо работодатель, либо компания-закупщик. И никого не волнует, сколько времени водителям пришлось простоять на границе и по каким причинам.
— Мы показываем сотрудникам патрульной полиции грузовую декларацию, где черным по белому стоит пометка «С», которая означает, что мы везем скоропортящийся продукт, и объясняем, что нас надо пропускать в первую очередь. Но им все равно. Все в одну очередь. Все в общем порядке, — эмоционально заканчивает свое выступление Ваган, размахивая руками.
Он и еще несколько дальнобойщиков, которые везут форель из озера Севан в Армении, понимают — у них большие проблемы. Стоимость их товара составляет десятки тысяч долларов, а у рыбы, как известно, «свежесть бывает только одна — первая, она и последняя».
Сохранность товара — большая, но не единственная проблема для тех, кто застрял на границе. Даже если водитель везет стройматериалы, с которыми ничего не случится, ему все равно надо есть, спать и решать бытовые вопросы.
Фото: Шалва Сурамелашвили
— Тут ничего нет, никаких условий. А выехать за едой в магазин мы не можем — боимся пропустить свою очередь, — объясняет Артем Колесников из Казахстана. — Если нас не будет на месте, то все уедут вперед, а мы останемся в хвосте. Не то что за едой нельзя отправиться, извините, в туалет не сходить. А куда? Очередь из машин, дорога и горы. Там дальше, — Артем показывает рукой куда-то в сторону границы, — есть придорожные кафе, но цены там растут так же быстро, как прибавляется грузовиков в пробке.
— Пожалуйста, расскажите всем, в каком состоянии нам тут приходится жить, — перебивает Артема Сергей Трунов из России. — У нас на исходе запасы воды и еды. Зимой холодно, но мы не можем постоянно держать грузовики с заведенным мотором — экономим топливо. Компания не покрывает нам расходов на ночлег и на еду, поэтому приходится ночевать голодными в холодных машинах. Ни помыться, ни в туалет сходить нормально. Почему нас не считают за людей?
Есть ли выход?
Военно-Грузинская дорога — это единственная транспортная артерия, которая в настоящее время соединяет Россию со странами Закавказья. Понятно, что не закрывать ее нельзя — игры с природой не всегда бывают веселыми. Лучше день ожидания, чем человеческие жертвы в результате схода лавины или селя. Можно лишь разгрузить это направление, чтобы уменьшить количество машин. Альтернативы существуют, но не вполне подходящие для грузинской стороны: два других транспортных коридора проходят через «оккупированные» Абхазию и Южную Осетию.
В ноябре 2011 года в Швейцарии, между правительствами России и Грузии было подписано соглашение об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга товаров, которые перемещаются по территориям Абхазии и Южной Осетии. Согласно условиям соглашения, предполагалось, что мониторингом грузов займется нейтральная швейцарская компания SGS.
Соглашение было подписано, но не исполнялось, поэтому торговые коридоры оставались закрыты. Его реализацию отложили в долгий ящик, и, казалось, что оно вообще не вступит в силу, однако подвижки начались спустя почти 6 лет. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Грузинская сторона оформила соглашение с SGS в декабре 2017 года, Россия — в мае 2018-го. Совсем недавно швейцарская компания представила своей первый краткий отчет о проделанной работе. Впрочем, дополнительные транспортные коридоры так и не открыли. Вмешался политический фактор.
В СМИ, в том числе и в российских, появились заявления о том, что, сев за стол переговоров о таможенном администрировании на «оккупированных» территориях, Грузия таким образом идет на сделку. Тбилиси признает существование государственных границ с Абхазией и Южной Осетией (признавая таким образом их субъектность) и получает открытые таможенные границы.
Но специальный представитель премьер-министра Грузии по урегулированию взаимоотношений с Россией Зураб Абашидзе поспешил опровергнуть эти утверждения. По его словам, соглашение не предполагает создания таможенно-пропускных пунктов, а речь пока идет только о мониторинге грузов, так как из России через Абхазию в Грузию поступает много контрабандного товара.
— Это соглашение не означает автоматического открытия торговых коридоров, — подчеркнул Абашидзе, — Будут или не будут они открыты — это будет отдельный политический шаг.
Шаг этот, очевидно, очень серьезный, и в Тбилиси хотят еще раз все хорошо обдумать. Понятно, что создание таможенно-пропускных пунктов не означает автоматического признания независимости «оккупированных» территорий. Но в риторике политической оппозиции это может прозвучать, как решительный шаг в этом направлении. А этого грузинскому правительству сейчас хочется меньше всего. Другими словами, каковы бы ни были подвижки на переговорах, они никоим образом не улучшат положение замерзающих и голодающих дальнобойщиков. В лучшем случае власти соизволят сделать хоть что-то, чтобы создать для людей минимальные бытовые условия.
Военно-Грузинская дорога: без снега, но с приключениями
ТБИЛИСИ, 23 фев — Sputnik. Проезжая зимой по Военно-Грузинской дороге, нередко можно встретить стоящие на обочине вдоль трассы длинные вереницы грузовых машин, направляющихся к грузино-российской границе. Кажется, что лента из грузовиков уходит до горизонта вместе с дорогой. Вдоль трейлеров скучая, прогуливаются водители. Но как выяснилось, очереди возникают не только из-за плохой погоды. Даже при ярком солнце и отсутствии снега на дороге движение по трассе может быть ограничено.
Бесснежная зима
В этом году во второй половине февраля в горах, через которые проходит Военно-Грузинская дорога, не так много снега. Следуя из Тбилиси, надо доехать почти до Гудаури, чтобы ощутить зиму и увидеть заснеженные склоны гор. И даже там сквозь белый покров местами уже виднеется земля. Стоит без дела, словно ожидая своего часа, снегоуборочная техника. Водители время от времени разогревают ее, держа в состоянии готовности. Дороги чистые, вплоть до самой границы.
Синоптики говорят, большой снег тут еще выпадет – его ждут в конце февраля и в марте. Впрочем, уже сейчас в горах днем нередко собираются тучи и начинают сыпаться мелкие снежинки. Словно напоминая, что зима еще вернется. Тем временем водителям все равно приходится быть осторожными — в горах туман, за окнами машин мороз. Минусовые температуры особенно чувствуются с заходом солнца, и на трассе нередко встречаются обледеневшие участки.
Проезжая Гудаури – известный зимний грузинский курорт, становится понятно, почему многие туристы, любители экстремальных видов спорта, на машинах выезжают дальше в сторону грузино-российской границы. Видимо, в Гудаури им уже не хватает снега и острых ощущений. И дальше, забравшись повыше в горы, они на свой страх и риск покоряют заснеженные склоны, самостоятельно взбираясь на них и затем скатываясь прямо к дороге, опоясывающей цепочку горных вершин. С одной стороны развлечение, а с другой — так они подвергают опасности не только себя, но и водителей. Так как в случае наезда на человека, в Грузии всегда признают виновным того, кто управлял машиной.
«Непредсказуемая, как грузинский характер»
Арсений Дьяконов — один из многих российских дальнобойщиков, которому несколько раз за месяц приходится пересекать грузино-российскую границу, доставляя по Военно-Грузинской дороге различные товары в Грузию, Армению и другие страны.
Выяснилось, что Арсений родом из Северной Осетии. За его плечами — не один десяток лет работы дальнобойщиком. Грузию он уже знает довольно хорошо. И по его же словам, «Военно-Грузинская дорога – это как непредсказуемый грузинский характер». Что имел в виду Арсений, выясняется дальше, когда он начинает делиться своими впечатлениями о резкой смене погоды в грузинских горах.
«Погода тут непредсказуемая – едешь, и неожиданно все может поменяться. Так прошлой весной я на целую неделю застрял в Казбеги (Степанцминда). Со мной тогда были и другие ребята, и мы помогали друг другу так же, как и местные жители», — рассказал Арсений, в то же время с теплотой вспоминая внимание проживающих тут грузин. Сейчас по его словам, особых проблем на территории Грузии пока не было, большое количество машин скапливается с российской стороны границы.
Тоннели – вот в чем проблема
Следуя по полностью расчищенной от снега дороге в сторону Крестового перевала, неожиданно встречаем колонну легковых машин, путь которым перекрыла полиция. Ждем в очереди почти полтора часа. Полицейские объясняют, что дальше по трассе скопились около сорока трейлеров, следующих из России, и необходимо их пропустить. Оказывается, через несколько объездных лавинозащитных тоннелей, действующих в зимнее время между Гудаури и Коби, крупные грузовые машины могут проезжать только в одну сторону.
Позже, уже на таможенно-пропускном пункте «Дариали» его сотрудники рассказывают, что после непогоды в начале февраля на границе действительно скопилось много машин. В последние дни они пропускали через границу до 300 трейлеров в каждом из направлений.
Как контролируется ситуация с российской стороны, мы увидеть не смогли, но за порядком на дороге на территории Грузии следила патрульная полиция, регулируя поток грузовиков так, чтобы не возникло заторов и движение не было заблокировано.
Опасная зона
В нескольких километрах от границы нас встречает огромный яркий желтый баннер с надписью «Опасная зона – 1500 метров». Хотя снега тут нет вообще, водителям приходится передвигаться с осторожностью по разрушенной местами дороге.
В мае и августе 2014 года тут сошли с гор селевые потоки, образовав в ущелье завалы из камней и почвы, воды Терека затопили значительную часть территории. Тогда движение по дороге, разрушенной в результате стихийного бедствия, перекрывалось на несколько недель.
Восстановительные работы на территории, пострадавшей от селя, ведутся и по сей день. Неподалеку от ТПП «Дариали» строится новая парковка для трейлеров и административные здания.
В то же время таможенно-пропускной пункт с грузинской стороны сегодня работает с полной нагрузкой. Здесь действует принцип «одного окна», на оформление каждой машины уходит максимум 15 минут.
Что надо знать туристам
В дороге нас просит подвезти до Степанцминда турист из Канады Оливер Ниаковски со своей попутчицей – любительницей горнолыжного спорта из Ирана. Он делится своими впечатлениями о Грузии и дает несколько полезных советов тем, кто приедет в нашу страну зимой и отправится в горы.
«Надо брать с собой теплую одежду, еду, фонарик, батарейки, топор и два литра воды. Почему два литра воды? Когда человек поднимается высоко в горы, его желудок сужается, но ему нужно пить. Максимальное количество воды, которое он в этом состоянии может принять – два литра. Больше нельзя», — поделился своим опытом Оливер.
Тем, кто следует в горы на машине, надо следить за уровнем топлива. Бензозаправочные станции есть только в поселках Гудаури и в Степанцминда, а между этими населенными пунктами – 32 километра. Также обязательны зимние шины, и неплохо возить с собой цепи. Иногда наличие цепей становится обязательным условием для пересечения заснеженных участков дороги, где во время сильных осадков сразу вводятся ограничения.
Водители-дальнобойщики советуют тем, кто занимается перевозкой грузов по Военно-Грузинской дороге, всегда иметь с собой недельный запас пищи и теплую одежду.
Застряв на неделю на дороге — как Арсений Дьяконов, а то и больше, спать водителю скорее всего, придется в своей машине. Гостиницы поблизости скорее всего, может и не оказаться, хотя вдоль дороги до границы с Россией нередко встречаются небольшие отели. Стоимость проживания в сутки там начинается от 50 лари. А самые дорогие комнаты отдыха и гостиницы расположены в Гудаури.