Военно сухумская дорога можно ли проехать в абхазию на машине
Военно-Сухумская дорога
Легендарная дорога через Кавказ. Как выглядит сейчас Военно-Сухумская дорога со стороны Военно-Сухумская дорога – это самый короткий путь с Северного Кавказа к Черному морю. Трасса длинной 337 километров начинается в Черкесске (Россия), проходит через Клухорский перевал Главного Кавказского хребта и заканчивается в Сухуми (Абхазия). Эта дорога не так известна и не стала стратегически ценной как военно-грузинская дорога, но исторический потенциал у нее был не намного меньше.
Дорога известна еще с начала прошлого тысячелетия, через нее существовал караванный путь называемый «турецкой тропой», который выполняла задачу связи между народами, обитавшими по обе стороны Главного Кавказского хребта. Строительство дороги для колесного транспорта осуществилось еще в Царской России, началась стройка в 1894 году и закончилась в 1904-м. Дорога была проложена через Клухорский перевал, высотой 2781 метр. Проект подразумевал еще и строительство железной дороги, но планы перечеркнула революция и Первая Мировая война. Во время Великой Отечественной войны дорогу использовали для переброски военной техники и с 1946 года для движения автомобилей больше она не использовалась, хотя на советских картах она еще долго указывалась в качестве действующего шоссе
В советские времена по Военно-Сухумской дороге проходил всесоюзный туристический маршрут №43. Путевку, продолжительность которой составляла 20 дней, можно было получить через профсоюз предприятия или купить самостоятельно. Этот маршрут I категории сложности был доступен как для новичков, так и для опытных. Начинался маршрут с радиальных походов из поселка Теберда, далее туристов перевозили в поселок Домбай, откуда по Военно-Сухумской дороге они добирались до турбазы «Северный приют» в Гоначхирском ущелье, где ночевали, затем через Клухорский перевал одним днем проходили к турбазе «Южный приют» в Кодорском ущелье (она полностью исчезла в начале 1990-х годов) и заканчивали свой поход в городе Сухум. После вооруженного конфликта 1992 года между Абхазией и Грузией, дорогу закрыли, и пересечь границу по ней сейчас нельзя.
Начинается Военно-Сухумская дорога в 3-х километрах восточнее Сухума, перед мостом через речку Мачара, откуда держит направление на север по правому берегу реки Мачары
По пути можно сделать несколько остановок, одна из них в кафе у водопада в горной теснине.
Еще одну у Ольгинских водопадов
После этого ровная комфортная дорога заканчивается
Местами дорога представляет собой вырубленную в скале ступеньку
По пути проезжаем несколько поселков, в Цабале расположена военная база.
Иногда вдруг встречаются ностальгические клочки советского асфальта, но они скорее портят путь и подвеску, чем радуют водителей.
Вдали виднеется Главный Кавказский хребет, нам по ущелью туда
Асфальт закончился, началась щебенка и каменный триал
Во время дождей дороги превращаются в ручьи
Проезжаем мост через реки Амткел и Джампал, которые являются притоками Кодора. Он возведен в 1970-е, на месте другого моста, железного, что построил здесь в начале XX века ростовский лесопромышленник Максимов.
Дальше дорога особенно раздолбана. Что интересно, ее можно пройти двумя способами, либо по прямой, вымощенную камнями, с резким подъемом, либо плавными зигзагами с остатками старого асфальта.
Следующее интересное место – Багадские скалы. Именно здесь дорога выходит к реке Кодори и Кодорскому ущелью. Отвесные скалы поднимаются вверх почти вертикально.
Очень живописное место!
Далее через скалы проходят два Багатских тоннеля, они в очень плохом состоянии и потихоньку осыпаются. Ехать жутковато.
Между тоннелями стоит абхазский КПП, далее на север только по спецпропускам.
Не смотря на свой мощный исторический и культурный потенциал, пока полное прохождение Военно-Сухумской дороги как на автомобиле, так и пешим походом останется туристической мечтой. Вопрос о восстановлении дороги, соединяющей Абхазию и Северный Кавказ, обсуждается на федеральном уровне с 2008 года. Для этого есть два возможных варианта постройки тоннеля, который минует Главный Кавказский хребет. Он может идти в Абхазию со стороны одного из курортов Карачаево-Черкесии, причем если он пойдет со стороны Теберды, его длина будет превышать 12 километров, а если со стороны Архыза, то длина составит около 4700 метров.
Подробнее о моих путешествиях по Абхазии можно прочитать в БЖ авто
Путь «заказан»: кто может пользоваться Сухумской военной дорогой
Вопрос от команды российских автотуристов: планируем совместный тур по Кавказу от Каспийского до Черного моря. Поняли, что хорошо было бы посетить Страну души, а заодно сократить километраж. Вспомнили о существовании военно-сухумской дороги через Клухорский перевал.
В связи с этим у нас два вопроса: куда нам можно задать вопрос об актуальности состояния военно-сухумской дороги и возможности проезда по ней из России в Абхазию? Если необходимы какие-то согласования и разрешения, то каков порядок их получения?
Бадри Есиава, Sputnik: как рассказал глава Гулрыпшского района Аслан Барателия, через который пролегает Сухумская военная дорога к Клухорскому перевалу, эта участок дороги закрыт, и проезд по нему запрещен.
Он подчеркнул, что единственная автомобильная дорога, по которой можно попасть из России в Абхазию, пролегает через государственную границу по реке Псоу.
Ok, Sputnik
В феврале 2016 года информационное агентство Sputnik Абхазия запустило новую рубрику под названием Оk, Sputnik! У читателей портала появилась возможность задать вопросы и получить ответы по интересующим их темам, касающихся жизни в Абхазии. По мере поступления вопросов на сайте Sputnik Абхазия в рубрике Оk, Sputnik корреспонденты агентства ответят на них. Вопросы можно отправить в личные сообщения на FB, VK, а также в Instagram в Direct. В сообщении нужно указать имя, возраст и место проживания.
Кавказ 2018. Часть 8. Домбай. Военно-Сухумская дорога.
Приехав в Карачевск, заселились в гостишке и поехали искать местный пивоваренный завод.
Нашли. Очень интересно выглядит покупка пива) Высокая сплошная стена и вней окошко) Засовываешься туда, даешь тару и тебе наливают по 74р/литр!) На видео запечатлен весь этот процесс. Пиво было вкусным и супер свежим! Сначала мы давали свою тару, но потом нашли в продаже в «заводской»! Обращаем внимание на срок годности напитка!
Кстати, в Москву может кто-нибудь привезти это пивко?))))
Переночевали и поехали на Домбай!
Дорога туда впечатляет! Извилистая, с перепадами высот, крутецкими видами и почти нет машин! Пока ехал, чувствал эйфорию и было ощущение, как будто гоняешь по горной трассе в старом старом Need For Speed Hot Pursuit)))
В самом Домбае осенью ловить особо нечего и мы поехали к альплагерю Алибек. Дорога туда для 4вд вполне пригодная, для тех у кого нет полного привода — есть местные УАЗы, которые за вознаграждение довезут вас до альплагеря. По пути останавливаемся на КПП и оформляем за 100 рублей пропуск в приграничную зону. Насколько я понял можно это сделать и бесплатно через госуслуги, но заранее и получать в одном из местных отделений полиции. Оформление заняло 10 минут и мы едем дальше! Вот на этой дороге мы и ощутили настоящую золотую осень в горах!
Доехав до верха, мы пошли гулять и тут же остановились у маленького кристально-чистого прудика!
Мимо такой воды невозможно пройти… Хоть умывайся, хоть пей! Выше по течению только ледники!
Из альплагеря пешая тропа ведет к Турьему озеру и Алибекскому водопаду, но туда мы не пошли, времени не хватало. Зато почесали и погладили большое количество местных хаски и покормили листьями косулю!
Чтож, пора спускаться и ехать смотреть на красивейшую Военно-Сухумскую дорогу!
Для въезда на Военно-Сухумскую дорогу тоже надо дать немного денег, в пределах 200 рублей вроде. Въезд оплачен, распечатка с историей и достопримечательностями Карачаево-Черкессии получена и мы продолжаем ехать и крутить головами во все сторону, любуясь природой…
Все время дорога пересекается с чудесной речкой Гоначхир.
Естественно, мы спустились к ней! Вода ледяная!
А дальше нас ждало озеро Туманлы-Кель. Оно именно ждало нас, потому что мы приехали и никого, кроме нас, там не было!
Территория очень хорошо обустроена: Лавочки, навесы, мангалы, даже дрова есть! Таулет, раздевалка — все для людей! Но при этом на берегу стоит табличка, что купаться запрещено) А солнце то припекает! В общем невозможно не искупаться в такой воде!
Дальше прокатились до начала пограничной зоны и полюбовались на каскады реки Кичи-Муруджу!
Обидно, конечно, что дорога заканчивается в горах и на территорию Абхазии не попасть с этой стороны. Думаю, если бы была возможность — махнули бы туда! Невероятно красиво. Но поехали мы обратно, в сторону Архыза.
По пути заехали поужинать в кафе Ас-Алан, которое находится между поселениями Нижняя Теберда и Джингирик. На яндексе оно, почему-то, не отмечено никак, поэтому вот координаты: 43.700715, 41.903312.
Шикарное местоположение у террасы: прямо над рекой!
На ужин ели свежепойманную зажаренную форель и конечно же хычины! Bellissimo!
В общем сытые и довольные поехали дальше, в Архыз, сидеть у костра!)
А дальше будет поездка к Софийскому леднику!
Легендарная дорога через Кавказ. Как выглядит сейчас Военно-Сухумская дорога со стороны Абхазии
Военно-Сухумская дорога – это самый короткий путь с Северного Кавказа к Черному морю. Трасса длинной 337 километров начинается в Черкесске (Россия), проходит через Клухорский перевал Главного Кавказского хребта и заканчивается в Сухуми (Абхазия). Эта дорога не так известна и не стала стратегически ценной как военно-грузинская дорога, но исторический потенциал у нее был не намного меньше.
Дорога известна еще с начала прошлого тысячелетия, через нее существовал караванный путь называемый «турецкой тропой», который выполняла задачу связи между народами, обитавшими по обе стороны Главного Кавказского хребта. Строительство дороги для колесного транспорта осуществилось еще в Царской России, началась стройка в 1894 году и закончилась в 1904-м. Дорога была проложена через Клухорский перевал, высотой 2781 метр. Проект подразумевал еще и строительство железной дороги, но планы перечеркнула революция и Первая Мировая война. Во время Великой Отечественной войны дорогу использовали для переброски военной техники и с 1946 года для движения автомобилей больше она не использовалась, хотя на советских картах она еще долго указывалась в качестве действующего шоссе
В советские времена по Военно-Сухумской дороге проходил всесоюзный туристический маршрут №43. Путевку, продолжительность которой составляла 20 дней, можно было получить через профсоюз предприятия или купить самостоятельно. Этот маршрут I категории сложности был доступен как для новичков, так и для опытных. Начинался маршрут с радиальных походов из поселка Теберда, далее туристов перевозили в поселок Домбай, откуда по Военно-Сухумской дороге они добирались до турбазы «Северный приют» в Гоначхирском ущелье, где ночевали, затем через Клухорский перевал одним днем проходили к турбазе «Южный приют» в Кодорском ущелье (она полностью исчезла в начале 1990-х годов) и заканчивали свой поход в городе Сухум. После вооруженного конфликта 1992 года между Абхазией и Грузией, дорогу закрыли, и пересечь границу по ней сейчас нельзя.
Начинается Военно-Сухумская дорога в 3-х километрах восточнее Сухума, перед мостом через речку Мачара, откуда держит направление на север по правому берегу реки Мачары
По пути можно сделать несколько остановок, одна из них в кафе у водопада в горной теснине.
Еще одну у Ольгинских водопадов
После этого ровная комфортная дорога заканчивается
Местами дорога представляет собой вырубленную в скале ступеньку
По пути проезжаем несколько поселков, в Цабале расположена военная база.
Иногда вдруг встречаются ностальгические клочки советского асфальта, но они скорее портят путь и подвеску, чем радуют водителей.
Вдали виднеется Главный Кавказский хребет, нам по ущелью туда
Асфальт закончился, началась щебенка и каменный триал
Во время дождей дороги превращаются в ручьи
Проезжаем мост через реки Амткел и Джампал, которые являются притоками Кодора. Он возведен в 1970-е, на месте другого моста, железного, что построил здесь в начале XX века ростовский лесопромышленник Максимов.
Дальше дорога особенно раздолбана. Что интересно, ее можно пройти двумя способами, либо по прямой, вымощенную камнями, с резким подъемом, либо плавными зигзагами с остатками старого асфальта.
Следующее интересное место – Багадские скалы. Именно здесь дорога выходит к реке Кодори и Кодорскому ущелью. Отвесные скалы поднимаются вверх почти вертикально.
Очень живописное место!
Далее через скалы проходят два Багатских тоннеля, они в очень плохом состоянии и потихоньку осыпаются. Ехать жутковато.
Между тоннелями стоит абхазский КПП, далее на север только по спецпропускам.
Не смотря на свой мощный исторический и культурный потенциал, пока полное прохождение Военно-Сухумской дороги как на автомобиле, так и пешим походом останется туристической мечтой. Вопрос о восстановлении дороги, соединяющей Абхазию и Северный Кавказ, обсуждается на федеральном уровне с 2008 года. Для этого есть два возможных варианта постройки тоннеля, который минует Главный Кавказский хребет. Он может идти в Абхазию со стороны одного из курортов Карачаево-Черкесии, причем если он пойдет со стороны Теберды, его длина будет превышать 12 километров, а если со стороны Архыза, то длина составит около 4700 метров.
Если понравился мой пост, буду рад, если сделаете репост:)
Легендарная дорога через Кавказ. Как выглядит сейчас Военно-Сухумская дорога со стороны Абхазии
Военно-Сухумская дорога – это самый короткий путь с Северного Кавказа к Черному морю. Трасса длинной 337 километров начинается в Черкесске (Россия), проходит через Клухорский перевал Главного Кавказского хребта и заканчивается в Сухуми (Абхазия). Эта дорога не так известна и не стала стратегически ценной как военно-грузинская дорога, но исторический потенциал у нее был не намного меньше.
Дорога известна еще с начала прошлого тысячелетия, через нее существовал караванный путь называемый «турецкой тропой», который выполняла задачу связи между народами, обитавшими по обе стороны Главного Кавказского хребта. Строительство дороги для колесного транспорта осуществилось еще в Царской России, началась стройка в 1894 году и закончилась в 1904-м. Дорога была проложена через Клухорский перевал, высотой 2781 метр. Проект подразумевал еще и строительство железной дороги, но планы перечеркнула революция и Первая Мировая война. Во время Великой Отечественной войны дорогу использовали для переброски военной техники и с 1946 года для движения автомобилей больше она не использовалась, хотя на советских картах она еще долго указывалась в качестве действующего шоссе
В советские времена по Военно-Сухумской дороге проходил всесоюзный туристический маршрут №43. Путевку, продолжительность которой составляла 20 дней, можно было получить через профсоюз предприятия или купить самостоятельно. Этот маршрут I категории сложности был доступен как для новичков, так и для опытных. Начинался маршрут с радиальных походов из поселка Теберда, далее туристов перевозили в поселок Домбай, откуда по Военно-Сухумской дороге они добирались до турбазы «Северный приют» в Гоначхирском ущелье, где ночевали, затем через Клухорский перевал одним днем проходили к турбазе «Южный приют» в Кодорском ущелье (она полностью исчезла в начале 1990-х годов) и заканчивали свой поход в городе Сухум. После вооруженного конфликта 1992 года между Абхазией и Грузией, дорогу закрыли, и пересечь границу по ней сейчас нельзя.
Начинается Военно-Сухумская дорога в 3-х километрах восточнее Сухума, перед мостом через речку Мачара, откуда держит направление на север по правому берегу реки Мачары
По пути можно сделать несколько остановок, одна из них в кафе у водопада в горной теснине.
Еще одну у Ольгинских водопадов
После этого ровная комфортная дорога заканчивается
Местами дорога представляет собой вырубленную в скале ступеньку
По пути проезжаем несколько поселков, в Цабале расположена военная база.
Иногда вдруг встречаются ностальгические клочки советского асфальта, но они скорее портят путь и подвеску, чем радуют водителей.
Вдали виднеется Главный Кавказский хребет, нам по ущелью туда
Асфальт закончился, началась щебенка и каменный триал
Во время дождей дороги превращаются в ручьи
Проезжаем мост через реки Амткел и Джампал, которые являются притоками Кодора. Он возведен в 1970-е, на месте другого моста, железного, что построил здесь в начале XX века ростовский лесопромышленник Максимов.
Дальше дорога особенно раздолбана. Что интересно, ее можно пройти двумя способами, либо по прямой, вымощенную камнями, с резким подъемом, либо плавными зигзагами с остатками старого асфальта.