Военные машины 87 тяжелая мортира karl

Мортира «Карл». Немецкая «дубина» для Брестской крепости

Самые большие пушки в истории. С приходом к власти Гитлера в 1933 году в Германии активизировались работы по созданию новых образцов вооружений и военной техники. Милитаризация страны продолжалась нарастающими темпами, при этом немцам удалось добиться успехов практически во всех сферах. Очень заметными они были и в артиллерии, где немецкая конструкторская школа была особенно сильна и опиралась на богатый опыт и наследие Первой мировой войны.

Создание самоходной 600-мм мортиры «Карл»

Над созданием новых артиллерийских систем сверхкрупных калибров в Германии задумались в середине 1930-х годов. В 1934 году Управление вооружений сухопутных войск отправило на немецкие предприятия техзадание на создание орудий, способных одним снарядом поражать защищенные объекты с бетонными стенами толщиной до 9 метров.

Уже в 1935 году компанией «Рейнметалл-Борзиг» был разработан проект 600-мм мортиры. Предполагалось, что данная артиллерийская система сможет запускать снаряды весом в две тонны на расстояние в четыре километра. Планомерная работа над проектом началась в 1936. И в следующем году военные смогли по достоинству оценить все наработки немецких конструкторов.

Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть картинку Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Картинка про Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl

Проектирование новой артиллерийской установки велось под непосредственным руководством генерала от артиллерии Карла Беккера. Он курировал проект со стороны военных и внёс несколько ценных замечаний и предложений во время разработки. Именно в честь этого офицера 600-мм самоходная мортира, которая на заводе проходила просто под обозначением Gerät 040 (изделие 040), получила полуофициальное название «Карл». Это название прочно закрепилось за установкой во всей послевоенной историографии.

Всего немецкий концерн «Рейнметалл-Борзиг» собрал семь самоходных мортир. Шесть из них приняли участие в боевых действиях. Так как все они были по-настоящему штучным товаром, каждая из них получила собственное имя:

I – «Адам» (Adam), позднее переименован в «Бальдур» (нем. Baldur);
II – «Ева» (Eva), позднее переименована в «Вотан» (Wotan);
III – «Один» (Odin);
IV – «Тор» (Thor);
V – «Локи» (Loki);
VI – «Циу» (Ziu);
VII – «Фенрир» (Fenrir) – прототип, не принимавший участия в боевых действиях.

600-мм мортира «Карл», которая могла бы использоваться против французских и бельгийских укреплений, опоздала к вторжению во Францию. Французская армия и британский экспедиционный корпус были повержены достаточно быстро, а сама линия Мажино не сыграла сколь-либо значительной роли, не сумев защитить Францию от поражения.

Первая установка была представлена немецким военным только в начале июля 1940 года. При этом полная сдача 600-мм самоходной мортиры «Адам» прошла лишь 25 февраля 1941 года. Шестую установку «Циу» вермахт получил 1 июля 1941 года. А седьмая мортира «Фенрир» была готова только в 1942 году. На ней немецкие инженеры прорабатывали вариант установки нового 540-мм орудия.

Технические особенности мортир «Карл»

Главной особенностью мортир «Карл» был самоходный лафет на гусеничном шасси. Мортиры могли передвигаться и маневрировать самостоятельно, развивая скорость до 10 км/ч. При этом они обладали крайне ограниченным запасом хода. До места расположения их должны были подвозить железнодорожным транспортом на специально созданных соединенных между собой пятиосных платформах.

Была возможна и транспортировка автомобильным транспортом по дорогам с твердым покрытием на специальных тяжелых трейлерах. Для этого мортиру можно было разобрать на четыре составных части.

Гусеничная ходовая часть самоходной мортиры получила гидромеханическую трансмиссию и состояла из 11 опорных катков малого диаметра и пяти поддерживающих роликов, переднего ведущего колеса и заднего ленивца на каждый борт. В движение махину весом 126 тонн приводил рядный 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507. Мощности двигателя в 750 л. с. было достаточно, чтобы обеспечить артиллерийской установке скорость до 10 км/ч.

Размеры установки также поражали. Длина самоходной мортиры составляла 11,37 метра, ширина – 3,16 метра, высота – 4,78 метра. Экипаж мортиры состоял из 16 человек. При этом броня корпуса носила символический характер и была противопульной и противоосколочной – до 10 мм.

Для данной мортиры немцы подготовили три типа снарядов: фугасный весом 1250 кг (из которых 460 кг приходилось на взрывчатку) и два бетонобойных: легкий и тяжелый весом по 1700 и 2170 кг соответственно (масса взрывчатых веществ 280 и 348 кг).

Боевой дебют 600-мм мортир под Брестом

Боевой дебют немецких сверхмощных артиллерийских систем, которые опоздали к моменту начала операции против Франции, состоялся уже 22 июня 1941 года при штурме Брестской крепости. Для кампании против СССР немцы выделили две батареи созданного до войны 833-го дивизиона артиллерии особой мощности. 1-я батарея в составе мортир «Адам» и «Ева» и 60 снарядов к ним передавалась в состав 17-й армии группы армий «Юг». А 2-я батарея 833-го дивизиона прибыла в Тересполь.

Под Брестом оказались мортиры «Тор» и «Один» и 36 снарядов к ним. Задействовать их группа «Центр» планировала при ударе в районе Брестской крепости. Примечательно, что 1-я батарея в составе 17-й армии выпустила только 4 снаряда. После чего мортиры просто вывезли с фронта. В рапорте командующего 4-го корпуса 23 июня указывалось, что необходимости в дальнейшем использовании 600-мм мортир больше нет. При этом при их эксплуатации возникли технические трудности.

В то же время мортиры, действовавшие против укреплений Брестской крепости, израсходовали почти все боеприпасы. Они открыли огонь вместе со всей артиллерийской группировкой немецких войск, сосредоточенной в этом районе, ранним утром 22 июня. При этом в первый день войны мортиры сделали всего 7 выстрелов. Самоходная мортира «Тор» выпустила три снаряда, четвертый выстрел произвести не удалось, возникли трудности. Мортира «Один» выпустила по укреплениям 4 снаряда, пятый произвести не получилось из-за дефекта боеприпаса.

До вечера 22 июня обе мортиры простояли с заклиненными в казенниках снарядами, разрядить их не получалось.

При этом эффективность их огня в тот день была весьма условной, но на всех очевидцев произвела сильное впечатление. Снаряды «Карлов» оставляли после взрывов воронки диаметром 30 метров и глубиной до 10 метров. При этом в небо поднималось облако песка и пыли на высоту до 170 метров.

Несмотря на чудовищные по силе взрывы, после взятия крепости немцы установили, что прямых попаданий в бетонные укрепления не было совсем. В первый огневой налет мортиры выпустили четыре снаряда по ДОТу, расположенному на Западном острове. Это был ДОТ рядом с казематированном редюитом, в котором располагалась окружная школа шоферов пограничных войск. При этом в позициях полевого заполнения и ДОТах на Западном острове в момент артиллерийского обстрела никого не было.

Не попадая в сравнительно небольшие по размерам доты, 600-мм снаряды разрушали здания и укрепления крепости XIX века. Разрывы этих снарядов защитники крепости ощущали на себе, даже находясь в подвалах. Как вспоминал впоследствии командир взвода 455-го стрелкового полка Александр Махнач, удары «Карлов» сотрясали подвалы казарм полка:

Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть картинку Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Картинка про Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl

Обстрел Брестской крепости стал для мортир «Карл», возможно, главным событием всей Второй мировой войны. Хотя позднее они использовались и при осаде Севастополя, а в августе 1944 года и при подавлении Варшавского восстания.

Мы можем лишь в пояс поклониться защитникам Брестской крепости, которые держали оборону под огнем этих чудовищных артиллерийских «дубин» вермахта в страшном июне 1941 года.

Судьба самоходных мортир

До наших дней сохранилась всего одна установка «Карл», захваченная войсками Красной армии. Увидеть эту самоходную мортиру жители России и гости нашей страны могут в экспозиции бронетанкового музея в Кубинке. При этом доподлинно неизвестно, какую именно установку захватили советские войска. Долгие годы считалось, что это «Ziu», но во время реставрационных работ в Кубинке под слоем краски была обнаружена надпись «Adam». Именно это имя собственное и было оставлено на мортире, которая сейчас находится в Московской области.

Мортира «Тор» летом 1944 года была сильно повреждена во время авианалета. Позднее остатки самоходной мортиры захватили войска союзников. В начале 1945 года немецкие солдаты сами взорвали мортиры «Вотан» (бывшая «Ева») и «Локи», позднее их остатки захватила армия США.

Американцам же досталась и опытная установка «Фенрир». Мортиру успели испытать на Абердинском полигоне, но после этого почему-то не передали в музей, а отправили на слом. При этом экспонат был по-настоящему редким.

Ещё одна мортира «Один» также была взорвана немецким экипажем по причине невозможности проведения эвакуации.

Одну из мортир, как мы отметили выше, захватили в целом состоянии 20 апреля 1945 года советские войска в районе города Йютербог (Jüterbog).

Судьба ещё одной установки остается неизвестной.

Источник

«Карл» на службе у Третьего рейха. Часть II

Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть картинку Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Картинка про Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl

В мае 1941 года из четырёх первых серийных мортир был создан 833-й дивизион, 1-я батарея которого (в составе мортир «Адам» и «Ева») была передана командованию Группы армий «Юг» для разрушения ДОТов и укреплений «Линии Молотова» в районе Перемышля. 2-я батарея в составе орудий «Тор» и «Один» была направлена в Группу армий «Центр» для обстрела Брестской крепости.

Все четыре установки открыли огонь 22 июня 1941 года, и у артиллеристов сразу же возникли проблемы. У «Одина» и «Тора» в первый же день снарядами заклинило стволы. У «Евы» при движении своим ходом от железнодорожной станции до позиции слетела гусеница, и в последующих боях она не участвовала. «Адам» выпустил только четыре снаряда, после чего в Группе армий «Юг» посчитали нецелесообразным дальнейшее использование этих мортир, и 1-ю батарею отправили обратно в Германию.

По некоторым данным, командиру 30-й батареи капитану Г.А. Александеру удалось засечь местоположение «Тора» и «Одина» и накрыть их контрбатарейным обстрелом. Разнятся и данные по количеству снарядов, выпущенных мортирами под Севастополем. Минимальное упоминаемое количество – 122 снаряда, из которых, по советским данным, не разорвалось или распалось на несколько крупных кусков до 40%.

О дальнейшей судьбе мортир «Проекта 040» известно мало. После капитального ремонта, по крайней мере, на трёх мортирах («Локи», «Торе» и, скорее всего, «Фенрире») стволы были заменены на другие — калибром 540 мм и длиной в 11,5 калибров. Это увеличило дальность стрельбы орудий с 4 до 10,4 км.

Мортиры «Локи», «Тор», «Один» и «Вотан» (бывшая «Ева») участвовали в обороне Нормандии, но перелома в ситуацию на фронте внести не смогли.

Летом 1944 года союзная авиация повредила «Тор», а в начале 1945 года «Вотан» (бывшая «Ева»), «Локи» и «Один» были взорваны отступавшими немецкими войсками. Их обломки достались американцам, так же как и прототип «Карлов» — мортира «Фенрир». Мортиру же с номером VI захватила Красная Армия, и сейчас она является экспонатом Музея бронетанковых войск в Кубинке. Первоначально считалось, что это установка «Циу». Однако, когда через несколько десятилетий было решено перекрасить мортиру, то под слоями старой краски была обнаружена надпись «Адам». Почему на одной установке оказалось два различных обозначения, какое из орудий на самом деле экспонируется в Кубинке и куда делась последняя, седьмая мортира, неизвестно до сих пор.

Источник

Юрий Пашолок. Не тот Карл

Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть картинку Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Картинка про Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl

Юрий Пашолок. Не тот Карл

Из истории немецкой самоходной мортиры Gerät 040, или Karl-Gerät, ныне хранящейся в Кубинке, и почему она Ziu, а не Adam

Музей, вне зависимости от того, чему он посвящен, является хранилищем предметов, каждый из которых обычно имеет свою историю. В полной мере это касается и танковых музеев, хотя для многих данный факт совсем не очевиден. Как именно часто себя ведут посетители таких музеев, отдельный разговор, но общее ощущение, что пришли они явно в другое место. В парк аттракционов, например. Искренне при этом удивляясь, а что не так. Впрочем, зачастую немного странное отношение к экспонатам обоюдное. То есть отношение к музейным экспонатам как к складу с техникой, а порой почти расходным материалам. Особенно этим страдает генералитет, причем не только у нас. Между тем, танк порой ничуть не менее ценен, чем картина в Третьяковской Глерее. У некоторых из них порой бурная история, которую, впрочем, зачастую не знают сами музейные работники. Особенно смешно бывает, когда материал по этим самым экспонатам под рукой, но даже желание дотянуться отсутствует. Такая вот сэ ляви, причем общемировая. Например, Vickers Mk.E, который стоит в Бовингтоне и раскрашен под китайский танк, на самом деле служил в английской армии. Известен даже его регистрационный номер, но пока он «китаец». Есть чудесная история про M4A3E2 с именем собственным Cobra King, самый известный танк данного типа, ставший знаменитым после боев в Арденнах. В Cobra King красят многие M4A3E2, до которых можно дотянуться, а что настоящий Cobra King жив, стало известно случайно. Примеров таких много, по всему миру.

Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть картинку Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Картинка про Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl

Таким Gerät 040 выглядит сейчас. Имя Adam продолжает гордо красоваться на верхушке орудийной части

Танков с бурным военным прошлым хватает и на территории бывшего танкового музея в Кубинке, который ныне является частью парка «Патриот». От исходного музея, который организовали в 1938 году, до наших дней сохранился только танка Mark V, тоже с историей (трофей Гражданской войны). Почти всё, что было в музее, далее отправилось воевать, либо в эвакуацию, нынешняя коллекция фактически стала формироваться с 1943 года. Есть тут и опытные машины, и трофеи, и техника, попавшая в Кубинку уже сильно после войны, включая и образцы, найденные на местах сражений. Постепенно история некоторых экспонатов становится известной, если повезет, машины обретают свой исходный облик, но так бывает далеко не всегда. Впрочем, есть один образец, спорная окраска которого не является виной музея. О нем и пойдет речь.

Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть картинку Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Картинка про Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl

В 2005 году и мы приняли участие в том, что машина именуется Adam. Повторили предыдущую надпись, ставшую уже тогда «каноничной»

Одним из «ударных» экспонатов бывшего танкового музея в Кубинке является самоходная мортира Gerät 040, также известная как Karl-Gerät. Последнее прозвище машина получила в честь генерала Карла Беккера, который с 1938 по 1940 годы возглавлял Управление Вооружений Сухопутных Сил (ушел он с этой должности вперед ногами, покончив с собой). Как и остальные экспонаты павильона №6, изначально машина была покрашена в советский армейский защитный цвет, а нынешний облик обрела в начале 2000-х годов. При расчистке слоев краски обнаружилось имя Adam, с тех пор машина покрашена в серый цвет и носит это имя. Как-то игнорируется тот факт, что Adam к 1944 году перестал быть таковым, поскольку его переименовали в Rex. Не говоря о том, что Adam имел другое шасси. Ныне серый Adam стал почти каноничным. И всё стоит рассказать о том, что же за машина стоит в Кубинке, благо у нее довольно бурная судьба.

Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть картинку Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Картинка про Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl

А это настоящий Adam. Gerät 040 Nr.I, один из двух с исходной ходовой частью

Для начала, стоит упомянуть о том, что такое Gerät 040 и откуда они появились. В годы Первой мировой войны немцы активно использовали осадную артиллерию, но она имела ряд недостатков. Прежде всего, крайне низкую мобильность. Первыми решить данную проблему решили французы, которые создали целое семейство самоходным орудий. Включая и Mortier 280 mm TR de Schneider sur affût-chenilles Saint-Chamond. Немного странная на вид машина, состоявшая из двух частей, причем силовая установка размещалась во второй секции, куда запихнули и боекомплект. Орудийная же часть получала энергию по проводам. Главное, что всё это работало, да еще и выпустили серией из 25 машин. В 1935 году немцы начали работу над чем-то подобным, но более монструозным. Цель у них была вполне определенная: требовалась мега-система, способная уверенно поражать объекты на Линии Мажино. Работы по данной машине поручили Rheinmetall-Borsig, к 1936 году мега-мортира стала обретать очертания. Окончательно остановились на калибре 600 мм и массе снаряда 2000 кг. Изначально речь шла о буксируемой системе, но позже возникла идея самоходной мортиры. Причины прозаичны: несмотря на всю монструозность шасси, оно получалось более разумным решением, нежели буксируемая система. Последняя состояла из 9 частей, и как-то наивно думать, что противник будет ждать, пока в 3 километрах от него (такова была исходная дистанция стрельбы) будут собирать мега-мортиру.

Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть картинку Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Картинка про Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl

На дальние дистанции САУ перевозили на специальных транспортерах

Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть картинку Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Картинка про Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl

По дорогам Gerät 040 перевозились на специальных прицепах, всего их требовалось 4 штуки. Как можно заметить, верхнюю секцию орудийной части перевозили отдельно, это к вопросу, как верхушка от Adam оказалась на Ziu

Всего было построено 7 машин, из которых боевыми являлись 6. Тот самый Adam, он же Gerät Nr.I, был построен первым, его испытания в собранном виде состоялись в июле 1940 года, а окончательно сдали в начале 1941 года. Именно в такой конфигурации изготовили 2 машины — Nr.I Adam и Nr.II Eva. Спутать их с другими Gerät 040 невозможно, поскольку они имели раннюю конфигурацию шасси. Ходовая часть машин Nr.I и Nr.II имела по 8 сдвоенных опорных катков на борт, причем катки получали резиновые бандажи. Также характерным внешним отличием исходной ходовой части было наличие продольной балки-усилителя. В боевом положении шасси ложилось на брюхо, чтобы от нагрузки при стрельбе не сломало подвеску. Оснащались эти два шасси бензиновыми моторами MB 503 A, скорость передвижения достигала 10 км/ч. При этом на Nr.I стояла 4-скоростная КПП Ardelt, а на Nr.II поставили 3-скоростную КПП Voith Turbo.

Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть картинку Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Картинка про Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl

Начиная с шасси Nr.III ходовая часть была другая. На фото или Nr.III Odin, или Nr.IV Thor. Именно эти САУ вели огонь сначала по Брестской крепости, а затем

По результатам первых испытаний было принято решение шасси дальнейших машин переделать. Количество опорных катков выросло до 11 на борт, сами они стали цельнометаллическими, исчезла балка-усилитель. Именно такую конфигурацию и имеет шасси, которое стоит в Кубинке. Таким образом, Adam оно быть не может при всём желании. Всего таких шасси построили 5 штук, из них боевыми являлось 4. Первое 11-катковое шасси, Nr.III, оно же Odin, сдали 15 марта 1941 года, за ним, 10 апреля, последовала машина Nr.IV, она же Thor. Обе оснащались дизельным мотором MB 507 C, изначально построенным для торпедных катеров. Для установки в Gerät 040 мотор дефорсировали, скорость передвижения снизилась до 6 км/ч. Мало, но машина и так никуда не торопилась. Ее задачей было разрушение фортификационных сооружений. К тому же на дальние дистанции машина перевозилась либо по железным дорогам, либо на колесных прицепах. На один прицеп грузилась шасси, еще на три грузились элементы орудия. Для их монтажа использовался 35-тонный кран-балка, который также перевозился на прицепе. Машины №III и №IV оснащались 4-скоростными коробками передач Ardelt. Кроме того, именно эти самые машины, плюс Adam и Eve, использовались в июне 1941 года. Adam и Eve действовали в ходе осады Рава-Русского укрепрайона (6 УР), а по Брестской крепости вели огонь Odin и Thor. При этом эффективность огня оказалась, скажем так, довольно скромной. Особенно это касалось Eve, которая вообще сломалась, и Adam, сделавший аж 4 выстрела. В дальнейшем Odin и Thor применялись в ходе осады Севастополя, тоже с весьма скромными результатами.

Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть картинку Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Картинка про Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl

Nr.V Loki, изначально строилась как Gerät 040, но в 1944 году перевооруженная на 540-мм Gerät 041. Всего так переделали 3 Gerät 040, но позже Nr.I Rex, бывший Adam, вернули обратно в конфигурацию Gerät 040

Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть картинку Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Картинка про Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl

Nr.VI Ziu в Варшаве, август 1944 года

Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть картинку Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Картинка про Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl

Момент выстрела

Сомнительность использования данных машин видна даже не столько в их скорострельности (1 выстрел в 10 минут), сколько в необходимости ремонта после серии выстрелов. С учетом нагрузки на шасси при выстреле немудрено, да и ресурс створа был невысокий. По тому, какой при этом имелся запас по боеприпасам (264 калибра 600 мм на 29 сентября 1944 года и план на 60 снарядов калибра 540 мм к началу 1945 года), хорошо видно отношение наверху к данному чуду инженерной мысли. Вместе с тем, пороху машинам всё же пришлось еще понюхать. 3 машины, включая Ziu, отправились на запад, при этом машина Nr.VI повоевала больше всех. В марте 1945 года она вернулась в Ютеборг, при этом требовался ремонт мотора.

Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть картинку Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Картинка про Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl

Римская цифра VI дублировалась на казеннике орудия, а также на шасси

К окончанию войны ситуация с самоходными мортирами была следующей. Nr.I, в состоянии Gerät 040, находился под Ютеборгом, он использовался как донор запчастей. Их пустили на ремонт Nr.2, тоже Gerät 040, в ходе перевозки по железной дороге ее накрыли огнем, после чего мортиру захватили американцы. Та же судьба ждала и Nr.V, которая находилась в конфигурации Gerät 041. В дальнейшем Loki отправилась на Абердинский полигон, а в начале 50-х годов машину сдали в металлолом, включая все принадлежности. Американские военные вообще по этому поводу не парятся, если уж они совсем недавно порезали на металл несколько прототипов, включая один из MBT-70, чего-то другого ждать не приходится. Шасси Nr.IV также находилось в районе Ютеборга. В ходе боев в Арденнах машина получила повреждения и ремонтировалась, она всё еще была в конфигурации Gerät 041. Шасси Nr.III существовала номинально, но любимая немцами степень повреждения 50% говорит обо всём. Про Nr.VII тоже все забыли, ибо всё, что можно было снять, пустили на ремонт других шасси. Ну и, наконец, Ziu, которая имела проблемы с мотором, но была вполне комплектной.

Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть картинку Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Картинка про Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl

Захваченный под Ютеборгом Nr.IV Thor. Как не странно, машина в конфигурации Gerät 040

Итого, к концу апреля 1945 года, когда Ютеборг был захвачен частями Красной Армии, там находились бывший Adam (Nr.I), Thor (Nr.IV) и Ziu (Nr.VI). Забавно, что в переписке машины указываются то все с 600-мм мортирами, то всё же выделяют мортиру калибра 540 мм. При этом процесс ремонта был весьма специфичный, видимо, в какой-то момент часть орудийной системы Adam перекочевал на Ziu, благо что орудие состояло из 4 основных секций (ствол, основание и часть качающейся части, верхушка качающейся части и система досылания). Больше того, недавно проскочила фотография шасси Nr.I, у которого отсутствует… правильно, та самая верхушка качающейся части. Бывший Adam и Thor оказались брошены в лесу, при этом они находились в состоянии, исключающем возможность их восстановления. Наиболее целый образец, Ziu, бросили в разбитом эллинге, и вот его было решено направить на НИБТ Полигон. Вопрос подготовки к отправке возложили, в том числе, на личный состав 4-й артиллерийской бригады, которая тогда занимала территорию Ютеборга.

Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть картинку Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Картинка про Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl

Подтверждение того, что в Кубинку уехала именно Nr.VI Ziu

Надо сказать, что какая-то активность в данном вопросе началась только осенью 1945 года. Прибыла машина на НИБТ Полигон в Кубинку в 1946 году, после чего подверглась тщательному изучению. В дальнейшем, для нужд НИИ-100, машину полностью разукомплектовали, так что сейчас в музее стоит пустое шасси с комплектной орудийной частью. Ну и с некоторыми хитростями с точки зрения компонентов орудийной части. В итоге, когда в начале 2000-х начали обдирать верх казенной части, нашли там, правильно, Adam. Хотя даже в 1944 году это уже был не Adam. Не говоря о том, что от Adam здесь только кусок орудийной части.

Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Смотреть картинку Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Картинка про Военные машины 87 тяжелая мортира karl. Фото Военные машины 87 тяжелая мортира karl

Ziu на НИБТ Полигоне, 1946 год

О том, что это не Adam, уже известно довольно давно, причем оно подтверждается и фотографиями. Вместе с тем, в связи с обнаружением надписи версия о том, что это Adam, остается «каноничной». Остается пожелать парку «Патриот» желания таки дотянуться до краткого описания машины, где есть и камуфляжная схема по прибытии на полигон. О том, что это Ziu, есть и документальное подтверждение. Да и, в конце концов, серая машина в павильоне даже сейчас, после реконструкции, несколько теряется.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *