Военный авто на базе камаза
СуперКамАЗы: броня и 730 лошадиных сил
Армейско-спортивный снаряд
В предыдущих частях истории, посвященной семейству КамАЗ-4310, шла речь о семействе «Мустанг» и его сравнении с зарубежными аналогами.
Но в камазовской гамме вездеходов есть машины, аналогов которым в мире найти трудно.
Грузовиков таких было выпущено совсем немного – всего 15 экземпляров. И предназначались они для необычной миссии экстренной доставки военных грузов и личного состава в труднодоступные районы.
Машина получила имя КамАЗ-4911 «Экстрим» и оснащалась восьмицилиндровым мотором ЯМЗ-7Э846 мощностью 730 л. с. с гигантским крутящим моментом в 2 700 Нм.
При полной массе в 15,6 тонн КамАЗ обладал рекордной энерговооруженностью в 46,7 л. с. на тонну. Двигатель был смещен к центру колесной базы, что улучшало развесовку по осям и проходимость, а также позволяло при прыжках на трамплинах не клевать носом.
Подобные компоновочные решения с головой выдавали в 4911-й машине спортивные корни. И действительно, экстремальный двухосный грузовик, способный развивать до 180 км/ч и разгоняться до 100 км/ч за 16 секунд, был выпущен для прохождения омологации FIA.
В начале 2000-х Международная автомобильная федерация FIA потребовала, чтобы грузовики, участвующие в ралли-рейдах, были созданы на базе серийных.
Условно, конечно, иначе на гонки «Дакар» никто бы и не вышел в таком случае. Для омологоции, то есть для соответствия требованиям, допускалось выпустить с конвейера всего 15 машин, что в Набережных Челнах и сделали. На 99 % машины были копиями знаменитых «дакаровских» КамАЗов начала 2000-х годов, ставших настоящими символами российского автоспорта.
В 2021 году команда «КамАЗ-Мастер» в восемнадцатый раз стала победителем ралли-марафона «Дакар», который в этот раз проходил в Саудовской Аравии. Справедливости ради стоит отметить, что последние годы гонка грузовиков или, как их еще называют, камионов, проходит без особой интриги.
Есть заводская команда «КамАЗ-Мастер» с внушительным бюджетом и есть несколько гонщиков любителей, пытающиеся просто составить конкуренцию парням из Набережных Челнов. Девять лет назад в ралли-рейды пришел белорусский завод МАЗ, но на данный момент у минчан не получается на равных соперничать с КамАЗами – то техника подведет, то опыта окажется недостаточно.
Камазовцам удается побеждать и числом, и умением. Сравните, МАЗ привез на «Дакар-2021» две машины, а «КамАЗ-Мастер» сразу четыре! В итоге весь пьедестал оказался за пилотами из Набережных Челнов.
Но вернемся к главному герою – экстремальному КамАЗу-4911.
Машина отличалась рядом нетривиальных конструкционных решений. К примеру, в дополнение к листовым рессорам в подвеске установлены так называемые гидропневматические рессоры – со встроенными клапанами амортизаторов. Стойки подвески скоростного КамАЗа заимствованы у БМД.
Все это позволяет немаленькому грузовику брать неровности рельефа на огромной скорости, отрываясь от земли на полтора-два метра в высоту. В полном соответствии с правилами мирового автоспорта и здравого смысла, кабина оборудована дугами безопасности.
Немаленький аппетит «боевого» камиона призваны утолять два топливных бака по 450 литров каждый.
За такую рекордную технику в Набережных Челнах в 2003 году просили больше четырех миллионов рублей. Для сравнения, средняя заработная плата рабочего на конвейере КамАЗа была около 5 тыс. рублей. По данным издания «Авторевю», одна машина 4911 из пятнадцати собранных была куплена эмиратским шейхом, а еще одна ушла к нефтяникам.
Интерес проявляли МЧС и службы аэропортов – надеялись, что из скоростного болида выйдет отличная пожарная машина. Неизвестно, сколько выпущенных машин сейчас на ходу, но большая часть из них находится в российской армии. Пару грузовиков с защитной зеленой и песчаной окраской можно увидеть на кадрах кинохроники с заездов на полигонах в Бронницах и в Кубинке на форуме «Армия».
Панцири для бэби-КамАЗов
Второй важной вехой в истории платформы 4310, помимо постоянных модернизаций, стало оснащение броней.
С 90-х годов прошлого века «локальное» и «капсюльное» бронирование грузовой техники стало общим трендом. Опыт Афганистана, Югославии и Чеченской Республики заставлял искать новые подходы к защите личного состава и экипажей транспортной техники.
Бронированием армейских КамАЗов занимались на протяжении последних тридцати лет, как умельцы в ремонтных базах, так и вполне солидные фирмы.
Начнем с самых компактных двухосных машин. Московская фирма «Техника» по заказу Внутренних войск в 2009 году забронировала самый маленький бэби-КамАЗ-43501, предназначенный для ВДВ. Машина получила звучное имя «Горец-3958». Кабина оснащена скрытым бронированием, которое обнаружить сложно даже с 5–10 метров.
А вот бронекунг вполне однозначно сигнализирует о своем предназначении. Снаружи броневик демаскируют восемь бойниц по бортам (по одной на каждого бойца) и две в кормовых дверях. Кунг объявлен взрывозащищенным, хотя форма днища не V-образная, зато кресла крепятся через амортизационную систему к потолку.
Логичной эволюцией броневика стал переход на капотную компоновку в модели «Горец-К». Это позволяло серьезно повысить взрывозащищенность экипажа от подрыва под передними колесами.
Но предела совершенству нет – эксперты указали инженерам на отсутствие связи между кабиной экипажа и десантным отделением в кунге.
И вполне справедливо. В случае ранения водителя нет возможности оперативно оказать медицинскую помощь и заменить бойца на боевом посту. Именно поэтому дальнейшая эволюция привела к появлению бронемашин (точнее, даже бронетранспортеров) с едиными отделениями управления и десанта. Но это тема для другой истории.
В 2015 году московской «Технике» пришел заказ на модернизацию капотного «Горца» для одной из стран Латинской Америки (предположительно, из Мексики). Экспортную машину создали на проверенной платформе двухосного КамАЗ-43502 и опционно оснастили 250-сильным дизелем Cummins SB6.7.
При снаряженной массе в 11,9 тонны, полезная нагрузка составляла всего тонну – остальное «съела» броня 5 класса защиты. В ценах 2015 года броневик стоил порядка 9,5 млн рублей. В дальнейшем откровенно страшную машину облагородили до версии «Горец-М» и предложили Росгвардии и Военной полиции. Получилось, правда, тоже не особо эстетично.
Потомки КамАЗ-4310: как отстать от Oshkosh и Volat
Давид и Голиаф
В предыдущей части истории про отечественный бескапотный внедорожник шла речь о развитии семейства «Мустанг».
Сейчас в армии эксплуатируются три линейки полноприводных машин – двухосный КамАЗ-4350, трехосный КамАЗ-5350 и четырехосный КамАЗ-6350. Особый интерес вызывает десантная модификация КамАЗа с индексом 43501, которая стала своеобразной заменой ушедшего на покой ГАЗ-66.
Ходят слухи, что на роль преемника планировался ГАЗ «Садко». И это логично – машина собрана во многом на базе «Шишиги».
По одной из версий на копровых испытаниях (моделирование удара о землю) у грузовичка лопнула рама. А по другой – КамАЗ предоставил гораздо более совершенную машину. Несмотря на гораздо большую (чем у «Садко») массу КамАЗа, новый десантный грузовик берет на борт 3 тонны и оснащен гораздо более мощным дизельным мотором.
Изначально семейство КамАЗ-4350 планировалось для Пограничной службы. И для десантируемой модификации пришлось понизить (появились колесные арки) и немного укоротить грузовую платформу. В итоге немаленький КамАЗ вместился на десантную платформу П-7М и в 2007 году вполне успешно прошел испытания. Несколько сотен десантируемых КамАЗов сейчас на вооружении Российской армии.
Тяжелая часть линейки «Мустангов» начала свою историю в 1998 году с четырехосной модели 6350 полной массой 26,8 тонн и с 360-сильным мотором КамАЗ-740.50. Коробка передач механическая 8-ступенчатая.
На вершине линейки стоит КамАЗ-7560 с 400-сильным дизелем и автоматической 16-ступенчатой коробкой переключения передач. Для зенитных комплексов «Панцирь-С» в качестве колесной платформы используется гибрид из этих двух моделей КамАЗ-6560 с дизельным мотором 740.35-400.
Существует бортовая версия машины, оснащенная 16-ступенчатой механической коробкой передач. А вот тяжелый КамАЗ для «Панцирей» просто напичкан зарубежными компонентами, в частности, оснащен болгарскими мостами Мадара.
Бортовые КамАЗы-6560 и в качестве платформы для «Панциря-С1». Фото: Виталий Кузьмин, vitalykuzmin.net
Нередко в войсках можно увидеть КамАЗы-6560 с демонтированными импортными узлами и установленными взамен российскими «импортозамещенными» аналогами.
Уставшие «Мустанги»
Все это свидетельствует о моральном и техническом устаревании машин семейства «Мустанг». На дворе 2021 год, а в Набережных Челнах так и не смогли создать семейство автомобилей, полностью соответствующих требованиям еще советской армии.
До сих пор нет собственной автоматической коробки передач, серийного гидротрансформатора и независимой подвески. О том, что инженеры из Набережных Челнов в нише многоцелевых армейских грузовиков откровенно топчутся на месте, говорит уровень современных зарубежных аналогов.
Бескапотные FMTV от Oshkosh – заокеанский аналог семейства КамАЗ-4310. Источник: autoreview.ru
Возьмем для примера разработки американской компании Oshkosh, продукцию которой условно можно назвать аналогами отечественных КамАЗов.
В 1996 году в армию США начались поставки бескапотного грузовика FMTV (Family of Medium Tactical Vehicles), который был разработан на базе австрийского Steyr 12M18. Во многом это схожая с «Мустангами» машина – грузоподъемность от 2 до 9 тонн, зависимая подвеска и колесные формулы на выбор: 4х4 и 6х6.
Среди отличий – полностью бронированная каркасно-панельная кабина у последних серий и автоматическая трансмиссия. Первоначально грузовики выпускались фирмой Stewart & Stevenson, а позже все производство полностью переехало на Oshkosh. В общей сложности в американской армии сейчас более 110 тысяч таких машин. Опыт локальных конфликтов показал ущербность бескапотной компоновки машины. И пару лет назад в армию США пошли первые «капотники» Oshkosh FMTV A2.
Рецепт создания грузовика достаточно прост. Базовую бронекабину сдвинули внутрь базы, а мотор вынесли на переднюю ось, укрыв стеклопластиковым капотом.
Что-то подобное было организовано в Советском Союзе в 80–90-х годах с перспективным проектом «Суша». Тогда в Миассе планировали новое поколение капотных «Уралов» на базе камазовской кабины, но в Набережных Челнах решили не делиться с конкурентами своей продукцией.
Вернемся к новым капотным (точнее даже полукапотным) Oshkosh, изюминкой которых является фирменная независимая подвеска всех колес TAK-4. Как известно, это серьезно повышает тактическую мобильность и проходимость техники. Аналогичной подвеской оснащается еще один грузовик от Oshkosh, известный под аббревиатурой MTVR. Но он уже конкурент тяжелым миассовским «Уралам» серии «Торнадо-У».
Злые языки скажут, что это американцы – у них и денег больше, и опыт производства гораздо богаче. Мол, нельзя сравнивать возможности отечественной автомобильной промышленности и законодателей мировой технической моды. Отчасти это, конечно, так.
За державу обидно!
Но давайте посмотрим в сторону соседней Белоруссии, у которой и денег меньше, чем в России, и компетенции развивались во многом синхронно.
Несколько лет назад Минский завод колесных тягачей выкатил целую линейку новых машин семейства Volat-6001. Именно так должны были выглядеть российские «Мустанги» XXI века.
Ассортимент представлен тремя моделями – 4х4, 6х6 и 8х8. Все грузовики с независимыми пружинными подвесками, а две старшие модели (МЗКТ-600100 полной массой до 24,8 тонн и МЗКТ-600200 до 34,4 тонн) с автоматическими гидромеханическими трансмиссиями местного производства. Кабины каркасно-панельные, значительно упрощающие процесс бронирования.
Машины в экспортном исполнении оснащаются моторами Caterpillar, но могут перейти и на продукцию Ярославского моторного завода. К слову, трансмиссия и независимая подвеска из Белоруссии перекочевали на российскую бронемашину «Урал-Тайфун» практически в неизменном виде.
Трехосный МЗКТ-600100 и четырехосный МЗКТ-600200 – идеальные «Мустанги» для российской армии. Жаль, только они белорусские. Источник: autoreview.ru
Семейство Volat-6001 несколько лет назад рассматривали в качестве основных многоцелевых грузовиков для российского РВСН.
Прогрессивная по всем статьям белорусская машина не была принята на вооружение, хотя старшие братья-ракетоносцы вполне исправно служат в аналогичных условиях.
Безусловно, снижение зависимости отечественной армии от иностранной техники – это правильно. Но только в случае, если есть адекватная замена. В данной ситуации решено было закупать устаревшие «Мустанги» КамАЗ-6350.
На форуме «Армия–2020» была представлена широкая линейка колесной техники 8х8 обеспечения для РВСН: машина контроля проведения работ на ракетном вооружении (агрегат 15В380), машина дежурной смены охраны и обороны (агрегат 15В395) и подвижный технический пункт управления (агрегат 15В379). Аналогичную платформу используют также для монтажа механизированного комплекта оперативного развертывания временных дорог и опытного тяжелого механизированного моста ТММ-7.
Самое удивительное и печальное в этой связи, что КамАЗ на данный момент вообще не имеет адекватной замены устаревшим «Мустангам». Даже в варианте демонстратора технологий или опытных прототипов.
Эксперименты с независимой подвеской для КамАЗов проводят сторонние фирмы. К примеру, так поступила фирма «Ростар» из Набережных Челнов, представив в 2019 году двухосный КамАЗ-43502 с пружинной независимой подвеской собственной конструкции.
Стратегическое отставание российской армии в сегменте многоцелевых грузовиков становится все более угрожающим.
К слову, аналогичная ситуация сложилась и в сегменте танковозов высокой проходимости. Единственный сейчас седельный тягач КамАЗ-65226 для армейских нужд подходит очень условно и рассчитан только на транспортировку полуприцепов по дорогам общего пользования.
Широко разрекламированная программа создания специальных колесных шасси и тягачей «Платформа-0» признаков жизни вообще не подает. Хотя еще весной 2019 года гигант-электроход 16х16 КамАЗ-7850 был принят на вооружение.
Беспилотник-вездеход «Ермак» и электрокар «Кама-1» – новейшие разработки из Набережных Челнов. И опять на иностранных комплектующих. Источник: autoreview.ru
Чем же сейчас занят КамАЗ?
Из новостей известно, что инженеры разработали утопический для России электромобиль Кама-1. Видимо, не дает покоя камазовцам сомнительная слава прохоровского «Ё-мобиля». И еще из модных новинок – роботизированные полноприводные КамАЗы-43118 проекта «Ермак», способные автономно передвигаться в автоколоннах.
Безусловно, направление перспективное. Но вся аппаратная база (лидары и радары) иностранная и куплена за валюту. А гидромеханическая трансмиссия, вообще, Allison, так как отечественная не разработана, а роботизация техники с «механикой» в принципе невозможна.
При таком напряженном графике конструкторской работы у инженеров КамАЗа, очевидно, нет времени и сил заниматься действительно насущными для российской армии проектами.
Есть и второе объяснение этого парадокса – российские военные чины просто не торопятся обновлять армейский автопарк.
В этом варианте развития событий история походит на государственную измену.
ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ
Измеритель диаметра, измеритель эксцентриситета, автоматизация, ГИС, моделирование, разработка программного обеспечения и электроники, БИМ
КамАЗ-6560. Фото: Виталий Кузьмин, vitalykuzmin.net. Сейчас в армии эксплуатируются три линейки полноприводных машин – двухосный КамАЗ-4350, трехосный КамАЗ-5350 и четырехосный КамАЗ-6350. Особый интерес вызывает десантная модификация КамАЗа с индексом 43501, которая стала своеобразной заменой ушедшего на покой ГАЗ-66. Ходят слухи, что на роль преемника планировался ГАЗ «Садко». И это логично – машина собрана во многом на базе «Шишиги». По одной из версий на копровых испытаниях (моделирование удара о землю) у грузовичка лопнула рама. А по другой – КамАЗ предоставил гораздо более совершенную машину. Несмотря на гораздо большую (чем у «Садко») массу КамАЗа, новый десантный грузовик берет на борт 3 тонны и оснащен гораздо более мощным дизельным мотором. Изначально семейство КамАЗ-4350 планировалось для Пограничной службы. И для десантируемой модификации пришлось понизить (появились колесные арки) и немного укоротить грузовую платформу. В итоге немаленький КамАЗ вместился на десантную платформу П-7М и в 2007 году вполне успешно прошел испытания. Несколько сотен десантируемых КамАЗов сейчас на вооружении Российской армии.
Десантный «Мустанг» КамАЗ-43501. Источник: autowp.ru
Тяжелая часть линейки «Мустангов» начала свою историю в 1998 году с четырехосной модели 6350 полной массой 26,8 тонн и с 360-сильным мотором КамАЗ-740.50. Коробка передач механическая 8-ступенчатая.
На вершине линейки стоит КамАЗ-7560 с 400-сильным дизелем и немецкой автоматической 16-ступенчатой КПП Zahnradfabrik. Для зенитных комплексов «Панцирь-С» в качестве колесной платформы используется гибрид из этих двух моделей КамАЗ-6560 с дизельным мотором 740.35-400.
Существует бортовая версия машины, оснащенная 16-ступенчатой механической коробкой передач. А вот тяжелый КамАЗ для «Панцирей» просто напичкан зарубежными компонентами. «Автомат» куплен в Германии у упоминаемой Zahnradfabrik (модели 6HP 602 Ecomat или 16 S 1822).
Бортовые КамАЗы-6560 и в качестве платформы для «Панциря-С1». Фото: Виталий Кузьмин, vitalykuzmin.net
Подобные агрегаты можно встретить на тяжелых военных MAN и даже бронетранспортерах Boxer.
Лицензионным выпуском части коробок было занято совместное предприятие ООО «ЦФ Кама» в Набережных Челнах. Раздаточная коробка у четырехосного гиганта немецко-австрийская Zahnradfabrik Steyr, а мосты болгарские Мадара.
Сразу стоит оговориться, данные комплектующие монтируются не на все «Панцири-С1», в войсках часть машин оснащена отечественными 16-ступенчатыми механическими КПП.
Мало того, нередко можно увидеть КамАЗы-6560 с демонтированными немецкими «автоматами» и установленными взамен российскими «механиками».
Уставшие «Мустанги»
Все это свидетельствует о моральном и техническом устаревании машин семейства «Мустанг». На дворе 2021 год, а в Набережных Челнах так и не смогли создать семейство автомобилей, полностью соответствующих требованиям еще советской армии.
До сих пор нет автоматической коробки передач, серийного гидротрансформатора и независимой подвески. О том, что инженеры из Набережных Челнов в нише многоцелевых армейских грузовиков откровенно топчутся на месте, говорит уровень современных зарубежных аналогов.
Бескапотные FMTV от Oshkosh – заокеанский аналог семейства КамАЗ-4310. Источник: autoreview.ru
Возьмем для примера разработки американской компании Oshkosh, продукцию которой условно можно назвать аналогами отечественных КамАЗов.
В 1996 году в армию США начались поставки бескапотного грузовика FMTV (Family of Medium Tactical Vehicles), который был разработан на базе австрийского Steyr 12M18. Во многом это схожая с «Мустангами» машина – грузоподъемность от 2 до 9 тонн, зависимая подвеска и колесные формулы на выбор: 4х4 и 6х6.
Среди отличий – полностью бронированная каркасно-панельная кабина у последних серий и автоматическая трансмиссия. Первоначально грузовики выпускались фирмой Stewart & Stevenson, а позже все производство полностью переехало на Oshkosh. В общей сложности в американской армии сейчас более 110 тысяч таких машин. Опыт локальных конфликтов показал ущербность бескапотной компоновки машины. И пару лет назад в армию США пошли первые «капотники» Oshkosh FMTV A2.
Американская армия постепенно переходит на капотные многоцелевые грузовики Oshkosh FMTV A2 с фирменной независимой подвеской TAK-4. Источник: autoreview.ru
Рецепт создания грузовика достаточно прост. Базовую бронекабину сдвинули внутрь базы, а мотор вынесли на переднюю ось, укрыв стеклопластиковым капотом.
Что-то подобное было организовано в Советском Союзе в 80–90-х годах с перспективным проектом «Суша». Тогда в Миассе планировали новое поколение капотных «Уралов» на базе камазовской кабины, но в Набережных Челнах решили не делиться с конкурентами своей продукцией.
Вернемся к новым капотным (точнее даже полукапотным) Oshkosh, изюминкой которых является фирменная независимая подвеска всех колес TAK-4. Как известно, это серьезно повышает тактическую мобильность и проходимость техники. Аналогичной подвеской оснащается еще один грузовик от Oshkosh, известный под аббревиатурой MTVR. Но он уже конкурент тяжелым миассовским «Уралам» серии «Торнадо-У».
Злые языки скажут, что это американцы – у них и денег больше, и опыт производства гораздо богаче. Мол, нельзя сравнивать возможности отечественной автомобильной промышленности и законодателей мировой технической моды. Отчасти это, конечно, так.
За державу обидно!
Но давайте посмотрим в сторону соседней Белоруссии, у которой и денег меньше, чем в России, и компетенции развивались во многом синхронно.
Несколько лет назад Минский завод колесных тягачей выкатил целую линейку новых машин семейства Volat-6001. Именно так должны были выглядеть российские «Мустанги» XXI века.
Ассортимент представлен тремя моделями – 4х4, 6х6 и 8х8. Все грузовики с независимыми пружинными подвесками, а две старшие модели (МЗКТ-600100 полной массой до 24,8 тонн и МЗКТ-600200 до 34,4 тонн) с автоматическими гидромеханическими трансмиссиями местного производства. Кабины каркасно-панельные, значительно упрощающие процесс бронирования.
Машины в экспортном исполнении оснащаются моторами Caterpillar, но могут перейти и на продукцию Ярославского моторного завода. К слову, трансмиссия и независимая подвеска из Белоруссии перекочевали на российскую бронемашину «Урал-Тайфун» практически в неизменном виде.
Трехосный МЗКТ-600100 и четырехосный МЗКТ-600200 – идеальные «Мустанги» для российской армии. Жаль, только они белорусские. Источник: autoreview.ru
Семейство Volat-6001 несколько лет назад рассматривали в качестве основных многоцелевых грузовиков для российского РВСН.
Прогрессивная по всем статьям белорусская машина не была принята на вооружение, хотя старшие братья-ракетоносцы вполне исправно служат в аналогичных условиях.
Безусловно, снижение зависимости отечественной армии от иностранной техники – это правильно. Но только в случае, если есть адекватная замена. В данной ситуации решено было закупать устаревшие «Мустанги» КамАЗ-6350.
На форуме «Армия–2020» была представлена широкая линейка колесной техники 8х8 обеспечения для РВСН: машина контроля проведения работ на ракетном вооружении (агрегат 15В380), машина дежурной смены охраны и обороны (агрегат 15В395) и подвижный технический пункт управления (агрегат 15В379). Аналогичную платформу используют также для монтажа механизированного комплекта оперативного развертывания временных дорог и опытного тяжелого механизированного моста ТММ-7.
Самое удивительное и печальное в этой связи, что КамАЗ на данный момент вообще не имеет адекватной замены устаревшим «Мустангам». Даже в варианте демонстратора технологий или опытных прототипов.
Эксперименты с независимой подвеской для КамАЗов проводят сторонние фирмы. К примеру, так поступила фирма «Ростар» из Набережных Челнов, представив в 2019 году двухосный КамАЗ-43502 с пружинной независимой подвеской собственной конструкции.
Стратегическое отставание российской армии в сегменте многоцелевых грузовиков становится все более угрожающим.
К слову, аналогичная ситуация сложилась и в сегменте танковозов высокой проходимости. Единственный сейчас седельный тягач КамАЗ-65226 для армейских нужд подходит очень условно и рассчитан только на транспортировку полуприцепов по дорогам общего пользования.
Широко разрекламированная программа создания специальных колесных шасси и тягачей «Платформа-0» признаков жизни вообще не подает. Хотя еще весной 2019 года гигант-электроход 16х16 КамАЗ-7850 был принят на вооружение.
Беспилотник-вездеход «Ермак» и электрокар «Кама-1» – новейшие разработки из Набережных Челнов. И опять на иностранных комплектующих. Источник: autoreview.ru
Чем же сейчас занят КамАЗ?
Из новостей известно, что инженеры разработали утопический для России электромобиль Кама-1. Видимо, не дает покоя камазовцам сомнительная слава прохоровского «Ё-мобиля». И еще из модных новинок – роботизированные полноприводные КамАЗы-43118 проекта «Ермак», способные автономно передвигаться в автоколоннах.
Безусловно, направление перспективное. Но вся аппаратная база (лидары и радары) иностранная и куплена за валюту. А гидромеханическая трансмиссия, вообще, Allison, так как отечественная не разработана, а роботизация техники с «механикой» в принципе невозможна.
При таком напряженном графике конструкторской работы у инженеров КамАЗа, очевидно, нет времени и сил заниматься действительно насущными для российской армии проектами.
Есть и второе объяснение этого парадокса – российские военные чины просто не торопятся обновлять армейский автопарк.
В этом варианте развития событий история походит на государственную измену.
Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!