Военный грузовик российской армии
С капотом и без: рецидив российского автопрома
Машина не для войны
В сухих сводках Министерства обороны трагедия в Хомсе описывается следующим образом:
Если говорить казенным языком, то «жизненное пространство» в кабине отсутствует. По характеру повреждений можно предположить, что под КамАЗом взорвалось устройство эквивалентное противотанковой мине. Аналогичные испытания проводились в Кубинке еще во время первой чеченской кампании. К слову, в «Урале» манекен отделался травмами голеностопа.
Надо отметить, что военная полиция использовала бронированную модификацию грузовика КАМАЗ-5350-379.
Ключевым недостатком КамАЗа, попавшего на фугас в Сирии, была бескапотная компоновка.
Фактически никаких изменений в камазовской кабине для повышения взрывоустойчивости сделано не было. Во многом это обусловлено конструкцией самой кабины – её невозможно превратить в MRAP-кабину без кардинальной переделки.
По сути, инженерам придется принять целый комплекс мер – построить U-образное бронированное днище, поднять кресла водителя и пассажиров на несколько десятков сантиметров вверх, а сами кресла приварить через амортизаторы к потолку. Естественно, никто на такие изменения не решится, проще создать машину заново.
Например, как это реализовано на «Ремдизеле-63968 «Тайфун-К». Но это машина совсем иного класса, назначения и стоимости. По большому счету такое переформатирование КамАЗов и не нужно – просто не пускайте машины на передовую.
Машинам с бескапотной компоновкой вообще нечего делать в современных горячих точках с высокой насыщенностью СВУ. Тем более что в армии есть грузовые автомобили, изначально приспособленные для минной войны на дорогах.
Это семейство капотной компоновки «Урал-4320» и в первую очередь вариант «Урал-63706-0011» или «Торнадо-У» с высокой бронекабиной.
Машины «Урал», как известно, с самого начала проектировались исключительно для военных нужд. НАМИ в начале 50-х годов подготовило эскизный проект машины, ставший на долгие годы настоящим эталоном для военных внедорожников. Мощный бензиновый мотор (пусть и прожорливый), оптимальная развесовка по осям, централизованная подкачка колес и картеры мостов в одну линию, снижающие сопротивление в колее. Капотная компоновка также добавляла немаловажные бонусы – удобство обслуживания и повышенную стойкость к минам.
Речь идет о пресловутых «полутора метрах» жизни.
Скорее всего, в послевоенные годы никто особо не задумывался о возможном противостоянии с ВСУ противника. Методы ведения войны были совсем другими, и инженеры больше заботились о противоатомной защите, чем о тротиле под колесами. Традиционная капотная компоновка тогда была гораздо проще в производстве.
Еще одним преимуществом «Уралов» и ему подобных была устойчивость к фронтальному обстрелу. При удачном стечении обстоятельств водителю и пассажирам можно укрыться за моторным отделением грузовика – далеко не каждая пуля способна его преодолеть.
Миасс или Набережные Челны?
Военная модификация КамАЗа родилась совсем в других условиях.
В Набережных Челнах строили завод, изначально предназначенный для гражданских грузовиков, которые параллельно разрабатывались на московском ЗиЛе. Фактически модель под именем ЗиЛ-170 должна была заменить старичка ЗиЛ-130, но всю документацию передали новому мегазаводу. Это во многом и стало причиной дальнейшего краха московского предприятия, некогда самого передового в стране.
Впрочем, в столице просто не было таких площадей для широкомасштабного производства грузовиков. А в Набережных Челнах был создан, не без помощи американских компаний, завод полного цикла, производящий машины практически без сторонних подрядчиков. КамАЗ стал настоящим заводом стратегического значения, которые так любили в Советском Союзе.
И неспроста любили, надо сказать.
Еще во времена Великой Отечественной заводы с большим количеством смежников не самым лучшим образом справлялись с производством оборонной продукции. То здесь поставщик подведет, то в другом месте дефицит образуется.
Подобное, к примеру, сложилось на танковом заводе «Красное Сормово», который некоторое время вообще выпускал Т-34 с бензиновыми моторами из-за недопоставок В-2. А на Челябинском тракторном, например, такого не наблюдалось – все производители сконцентрировались в местном «Танкограде»…
Вот и для отечественной автомобильной промышленности КамАЗ стал своеобразным «Танкоградом». И вполне понятно, что армейский грузовик КамАЗ-4310, появившийся вскоре после гражданского 5320, оказался очень удобен.
Высокая унификация с мирной продукцией сделала машину экономически выгодной, а это позволило сравнительно быстро насытить армию современными грузовиками. Завод в Миассе в этой истории выступал в качестве полного антипода.
«Уралы» большую часть времени поступали исключительно в армию, а мощности предприятия зачастую не хватало для удовлетворения нужд военных. В Миассе не было своего моторного производства, немалая часть компонентов поступала с других предприятий. Как только «Урал» перевели на дизель, он вообще попал в зависимость от конкурента из Набережных Челнов.
Кстати, в конце 70-х годов была попытка построить «Уралу» новую кабину в рамках проекта «Суша». В качестве основы заводчане взяли камазовский аналог и пристыковали собственный моторный отсек. Но никто делиться с конкурентами кабиной не горел желанием, и «Суша» так и осталась мелкосерийной техникой.
Камазовская техника, безусловно, нужна российской армии. Но практика применения её чуть ли не на переднем крае обороны нередко кончается трагедиями, аналогичными 9 сентября в Сирии. К тому же налицо нежелание заводчан перерабатывать конструкцию грузовика 45-летней давности. Капотные варианты КамАЗов разрабатывает пока только упоминаемая ранее фирма «Астейс», но большая часть техники уходит Росгвардии. На минувшем форуме «Армия-2021» из Набережных Челнов вновь привезли новую вариацию «Мустанг-М» от Ремдизеля («боевое» подразделение КамАЗа) с бронированной кабиной.
О том, какие у машины противоминные свойства, разработчики не распространяются.
Впрочем, и КамАЗы и «Уралы» – это всего лишь военная техника, которая сама себя на мины не поведет. Возникают вопросы к организации той самой «рекогносцировки», в ходе которой и погиб офицер.
Почему в колонне оказался слабозащищенный от СВУ КамАЗ?
Лучшие военные образцы российского автомобилестроения
Военные грузовики XXI века отличаются мощностью, высокими скоростными показателями, повышенной проходимостью. К автомобилям, рассчитанный на применение в военных условиях следует применять повышенные требования.
Военные грузовики КАМАЗ
Ещё в конце 80-х годов прошлого века в КБ отечественного автомобилестроения появляется новая серия КАМАЗ-5350 – военный грузовик «Мустанг». Однако дальнейший ход политических событий приостановил разработку. Но, спустя два десятилетия, эти грузовики попадают в серийное производство. Двух-, трёх- и четырёхосные машины максимально унифицированы. В зависимости от варианта исполнения они способны осуществлять перевозку до 40 человек. При необходимости «Мустанги» могут комплектоваться бронированной кабиной, рассчитанной на работу экипажа в открытых боевых действиях.
Наличие в двигателе системы турбонаддува и эффективного воздушного фильтра повышают надёжность силового агрегата. Существуют версии, оснащённые гидромеханической автоматической коробкой передач. Но несмотря на современную комплектацию, эти грузовики по-прежнему надёжны, неприхотливы и высокопроходимы.
В период с 2003 по 2008 год ПАО КАМАЗ выпустил 50 новых полноприводных военных грузовиков, грузоподъёмностью 14 тонн. Мощность двигателя КАМАЗ-6350 составляет 360 л.с., максимальная скорость – 95 км/ч.
Модельный ряд военных грузовиков КАМАЗ не ограничивается лишь одними «Мустангами». Предприятие продолжает комплектовать своей техникой самые разные виды российских войск:
Военный «УРАЛ»
В 1954 году Научный автомоторный институт приступил к созданию армейской машины высокой проходимости, для работы на открытой линии огня. Доработкой машины до серийных образцов занимались уже в КБ города Миасс. Результатом напряжённого труда стал 5-тонный грузовик УРАЛ 375. Он стал доступен для военного заказа в 1961 году.
На протяжении последующего тридцатилетия, миасское КБ разработало несколько семейств оригинальных высокопроходимых грузовиков. В самом начале 70-х были созданы УРАЛ 379 и УРАЛ 395. Это трёх- и четырёхосные бескапотные грузовики с лёгкостью преодолевали весьма значительные водные преграды.
Армейские внедорожники УРАЛ широко известны в России. Ни одно поколение срочников крутило баранку миасских грузовиков. На балансе российской армии находится целая гамма военных машин с количеством ведущих осей от 2 до 5. Одна из них – это 7-тонный полноприводный грузовой автомобиль УРАЛ-43206, мощностью 230 л.с., с максимальной скоростью 82 км/ч. поступил в серию в 1996 году.
Военные разработки завода имени И.А. Лихачёва
Самые необычные представители военных грузовиков разработаны на заводе им. Лихачёва специально созданным для этих целей КБ, под руководством Виталия Грачёва. Вот наиболее известный перечень экспериментальных машин, которые продемонстрировали лучшие качества военной техники:
Э-134 – две первые пары управляемых колёс располагались прямо под капотом. Его конструкцию пришлось вытянуть, но данный прототип подтвердил, что за многоосными автомобилями большое будущее.
Следующий тестовый грузовик умел плавать и преодолевать гиблые трясины. Функцию подвески колёс выполняли сами широкопрофильные скаты. Безусловно, подобное решение не оправдает себя на скоростных автомагистралях, но при движении по пересечённой местности эта идея оказалась наиболее удачной.
В 1957 году был построен четырёхосный тягач ЗиЛ-134. Огромная скорость, с которой грузовик преодолевал разбитые просёлочные дороги удивляла даже завзятых экспертов. Двухметровые траншеи и уступы высотой 1,5 метров, а также лесная чаща и снежный наст – не могли остановить сто тридцать четвёрку.
Любимым и самым зрелищным показателем грузовика Грачёва стала езда по крутым косогорам. ЗиЛ-134 буксировал по разбитым военным дорогам 9-тонные артиллерийские орудия. Размещение двигателя высоко над землёй позволяло преодолевать глубинные водные преграды. Но разработать серийный двигатель так и не удалось. Эта тема была закрыта, а два опытных образца – списаны.
Данная работа не была проделана впустую. Все военные грузовики: экспериментальные и серийные стали отличной базой для современной конструкторской мысли. Их вклад в создание современных военных грузовиков нельзя переоценить. И сегодня, когда государство ставит очередную задачу перед военными специалистами, с полок конструкторского бюро вновь берутся чертежи, срок давности которых не истекает.
Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»
«Волки», «Рыси» и «Тигры»: какие машины используют российские военные
ТАСС рассказывает о самых популярных военных автомобилях Вооруженных сил РФ
Автомобили являются самым массовым транспортным средством в российской армии и используются во всех видах и родах Вооруженных сил РФ. Причем в каждой воинской части имеется некоторое количество автомобилей различных классов. В войсках в целом их количество многократно превосходит суммарную численность всех видов другой техники.
Общий парк военной автомобильной техники в ВС РФ составляет более 410 тысяч единиц. В последние годы около 90% автопарка идет под монтаж различного вооружения и военной техники, около 10% используется как средства буксировки различных комплексов вооружения и под другие цели.
По данным Минобороны России, ключевым требованием войск к автомобилю XXI века является защита экипажа и оборудования. В настоящее время в этом направлении ведутся работы в проекте «Тайфун», где воплощены в железо требования по противопульной и противоминной защищенности.
Только за последний год прошли испытания 37 образцов военной автомобильной техники, на них проведено около 540 лабораторных работ. В настоящее время ведутся 31 научно-исследовательская и 21 исследовательско-испытательная работы.
ТАСС рассказывает о самых популярных военных автомобилях российской армии.
Новейшие бронеавтомобили «Тайфун» — семейство бронеавтомобилей повышенной защищенности. Первые образцы были представлены на показе военной техники на полигоне в Бронницах в 2011 году.
Предназначены для перевозки личного состава, а также для установки на модульные варианты различного оборудования или систем вооружений. Семейство послужит единой унифицированной платформой для «легких» бригад Сухопутных войск.
Все автомобили этого семейства имеют гидропневматические, независимые подвески, коробку-автомат, двигатели нового, революционного образца и бортовые информационные системы.
В данный момент «Тайфуны» находятся в войсках на опытной эксплуатации.
Бронеавтомобиль «Тайфун-К»
Бронеавтомобиль «Тайфун-К» во время показа техники в рамках подготовки к международному военно-техническому форуму «Армия-2015» в Московской области. |
Источник: Евгений Биятов / РИА Новости |
Предназначен для Сухопутных войск и ВМФ. Представляет собой бронированный автомобиль, созданный на базе шасси КамАЗа. Может перевозить до 16 человек в модуле для транспортировки личного состава воинских подразделений к месту проведения боев.
Максимальная скорость — 80 км/ч. Для него не являются препятствием склоны с углом до 23 и броды глубиной до 1,75 м (при этом водитель сидит уже по пояс в воде, а машина продолжает двигаться).
Имеет противопульную и противоминную защиту экипажа, груза, а также основных узлов и агрегатов. На машинах применена комбинированная броня, состоящая из лайнера, стальной основы и керамических броневых плит на основе керамических элементов. Лоб кабины обладает усиленным бронированием, которое обеспечивает защиту от 30-миллиметровых снарядов.
Автомобили этого семейства защищены от подрыва мины весом не менее 8 кг в тротиловом эквиваленте в любом месте под днищем и колесом.
Бронеавтомобиль «Тайфун-У»
Бронеавтомобиль «Тайфун-У на параде Победы 9 мая |
Источник: Сергей Фадеичев/ТАСС |
Производится на Уральском автомобильном заводе.
Шасси автомобиля капотное, рамное, полноприводное, трехосное. Может быть использован в качестве разведывательной, командно-штабной машины, машины РЭБ/РТР или связи, санитарной машины или для ведения инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, осуществления грузоперевозок.
Коробка передач — гидромеханический «автомат» МЗКТ белорусского производства с кнопочным включением блокировки дифференциала и понижающего ряда в «раздатке». Подвеска — гидропневматическая, которая способна «поджимать» колеса при прохождении неровностей, как на Range Rover последнего поколения.
Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел»
Боевая пограничная машина БПМ-97 (объект «Выстрел») КамАЗ-43269 Источник: http://m.a.abw.by/ |
Легкобронированный бронеавтомобиль, применение возможно в вариантах штабного, патрульного, санитарного, пограничного или разведывательного автомобиля.
Бронеавтомобиль по проходимости препятствий не уступает танку Т-80УК. Одновременно на борту «Выстрела» может находиться до 10 бойцов, включая водителя и старшего машины.
16-миллиметровая броня обеспечивает экипажу и десанту полное локальное бронирование при обстреле по 6-му классу защиты. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С, при относительной влажности воздуха 98%, скорости ветра до 30 м/с, в горной местности на высотах до 4500 м.
Существует пять модификаций, для Сухопутных войск ВС РФ используется БПМ-97. В 2009 году несколько машин приняли участие в крупномасштабных учениях «Запад».
По данным из открытых источников, в РФ находится более 100 единиц в эксплуатации.
Бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат»
Специальный бронированный автомобиль СБА-60-К2 Булат на узлах и агрегатах КАМАЗ-5350 (SBA-60-K2 Bulat)на выставке Интерполитех-2012. Источник: vitalykuzmin.net |
Специальный бронированный автомобиль предназначен для перевозки по дорогам всех категорий в различных климатических условиях и защиты личного состава.
Защищен от подрыва безоболочных взрывных устройств массой до 1 кг в тротиловом эквиваленте под днищем и взрыва гранаты Ф-1 на поверхности крыши. Внутри бронеавтомобиль может быть оснащен антиосколочной и антирикошетной защитой.
Бронеавтомобиль создан на базе агрегатов автомобиля КамАЗ с колесной формулой 6 х 6. В передней части бронекорпуса расположены две боковые распашные двери (водителя и командира), в кормовой части — две распашные двери, а в крыше — шесть люков. Лобовое стекло с электрообогревом.
Вместимость — 10 членов экипажа. Кресла десанта подвесные со встроенными амортизационными устройствами, позволяют снизить нагрузку на человека при подрыве автомобиля на мине.
Пригоден к эксплуатации по дорогам всех категорий в любых климатических условиях в диапазоне температур от –45 до +50 °С.
Автомобиль «Урал-4320»
Бронированный автомобиль «Федерал» для Росгвардии на шасси «Урал-4320» |
Источник: www.interpolitex.ru |
Грузовой автомобиль повышенной проходимости двойного назначения с колесной формулой 6 6, производящийся на Уральском автомобильном заводе в Миассе (Россия).
Был разработан для транспортировки грузов, людей и трейлеров на всех типах дорог.
Обладает значительными преимуществами по сравнению с аналогичными автомобилями: он легко преодолевает заболоченные участки, брод до 1,5 м, канавы до 2 м, рвы, подъемы до 60%.
На сегодняшний день серия «Урал-4320» производится с дизельными двигателями ЯМЗ мощностью 230–312 л. с. экологического класса «Евро-4».
Грузовики и шасси этой линейки начали выпускать в 1977 году и производят по настоящее время в существенно модернизированном виде. В 2014 году автомобиль «Урал-4320ВВ» с усиленной бронезащитой был представлен на выставке «Оборонэкспо».
Защищенный модульный автомобиль «Волк»
Защищенный модульный автомобиль ВПК-3927 «Волк» |
Источник: Сергей Суворов/пресс-служба ООО ВПК/ТАСС |
Полноприводная легкая колесная платформа модульного типа для создания бронетранспортеров, грузовиков, тягачей, шасси для ПТУР и ЗРК ближнего действия, командно-штабных, разведывательно-дозорных, медицинских автомобилей.
Автомобили ВПК-3927 «Волк» предназначены для перевозки личного состава (от 8 до 18 человек), грузов, буксирования прицепов массой до 2,5 т. Максимальная скорость — 120 км/ч.
Они не имеют цельносварного корпуса, что является важным отличием от бронеавтомобиля «Тигр». Модульное исполнение семейства является основой в создании унифицированных транспортных платформ нового поколения.
Одна из особенностей машины — возможность изменения дорожного просвета от 250 мм до 550 мм.
Бронеавтомобиль «Рысь»
Бронеавтомобиль ВС России IVECO LMV M65 «Рысь» в Сирии |
Источник: pbs.twimg.com |
Совместная разработка российских и итальянских компаний, российская вариация итальянской бронемашины Iveco LMV M65.
Автомобиль предназначен для использования в качестве средства обеспечения подвижного личного состава и выполнения задач служебно-боевой деятельности разных родов войск и силовых структур. Также применяется в качестве транспортной базы легких систем вооружения, связи и военной техники.
Разработчик заявляет, что бронемашина может защитить экипаж от подрыва взрывного устройства мощностью 6 кг тротила под днищем или колесом. При этом развивает скорость до 130 км/ч и имеет запас хода 500 км.
По данным открытых источников, договоренность о лицензионном производстве «Рысей» в России была достигнута в 2011 году. В конце 2012 года замминистра обороны Юрий Борисов сообщил о контракте на сборку 358 бронеавтомобилей.
В начале 2013 года он заявил, что контракт будет выполнен, хотя уже стало известно о претензиях к этим бронемашинам. Тогда министр обороны генерал армии Сергей Шойгу потребовал сравнить «Рыси» с аналогичными машинами российской разработки, например «Тигром».
Многоцелевой армейский автомобиль «Водник»
http://btvt.narod.ru/5/Vodnik/v-8.jpg
ГАЗ-3937 разработан изначально как высокомобильный колесный армейский автомобиль многоцелевого назначения. Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе с 1997 года. Впервые был представлен широкой публике на выставке «Средства спасения — 1994».
Автомобиль полностью бронированный, двухосный с колесной формулой 4 х 4, с несущим открытым корпусом модульного типа. Предназначен для перевозки личного состава, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог и местности, а также монтажа вооружения и военной техники.
«Водники» способны быстро перемещаться по дорогам и по непроходимой местности на расстояния до 1000 км без дополнительной заправки горючим, нести вооружение от легкого стрелкового до 120-мм миномета, транспортировать экипаж в 10 человек.
Автомобиль имеет водоизмещающий корпус, что позволяет ему преодолевать водные преграды не только вброд, но и на плаву за счет колесного движителя. Он рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м.
Машины семейства «Водник» сочетают качества вездехода и скоростного маневренного автомобиля.
Бронеавтомобиль «Тигр»
Бронеавтомобиль Тигр |
Источник: Пресс-служба Военно-промышленной компании |
Бронированные автомобили российской разработки производятся для Минобороны РФ группой ГАЗ на Горьковском автомобильном и Арзамасском машиностроительном заводах (входит в Военно-промышленную компанию, ВПК). Они предназначены для разведки, охраны колонн, патрулирования и огневой поддержки пехоты.
«Тигр» — многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Предназначен для перевозки людей (до 10 человек) и различных грузов по дорогам и бездорожью. Независимая торсионная подвеска всех колес и мощный двигатель обеспечивают машине исключительную проходимость на бездорожье и скорость до 140 км/ч на шоссе. «Тигр» способен форсировать водные преграды глубиной до 1,2 м.
Автомобиль оборудован гидроусилителем рулевого управления. В боковых стенках «Тигра» имеются бойницы, в крыше — два люка, в салоне, кроме размещения экипажа, предусмотрены места для установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств. Бронированный вариант автомобиля тяжелее обычного на 700 кг.
На «Тигр» дополнительно могут быть установлены: кондиционер, аудиосистема, электростеклоподъемники, дополнительный отопитель, антиблокировочная система.
Существуют более 20 модификаций этого автомобиля, в том числе с боевыми модулями и противотанковыми системами.
В 2016 году стало известно, что на базе «Тигра» ведется разработка новой машины. «Она будет отвечать всем современным требованиям Минобороны. Облик также изменится. Задача стоит в первую очередь сохранить шасси, а внешний вид корпуса будет изменен», — сказал директор департамента проектирования продуктов Военно-инженерного центра (входит в ВПК) Вячеслав Ершов.
Бронеавтомобиль «Скорпион»
Бронированный автомобиль «Скорпион», вмещающий восемь человек, является многоцелевым. Он может использоваться как для транспортировки личного состава и эвакуации раненых, так и для доставки грузов, ведения разведки, проведения спецопераций, буксировки вооружения и т. д.
Машина с 166-сильным «дизелем» выполнена по колесной формуле 4 х 4 со всеми ведущими колесами, имеет полностью независимую подвеску и способна передвигаться по любому типу покрытий, демонстрируя высокую скорость (до 130 км/ч) и маневренность.
Бортовой тягач КамАЗ-6350 из семейства «Мустанг»
Кузов-фургон К6350-11У.100 |
Источник: www.shumerkaf.ru |
Автомобиль КамАЗ-6350 «Мустанг» используется для транспортировки личного состава, а также сопутствующих грузов и буксировки крупных прицепов практически по всем типам местности.
Температурный интервал, в котором можно эксплуатировать КамАЗ-6350, варьируется от –45 и до +40 °С включительно. Колесная формула 8 х 8 делает его практически незаменимым для несения военной службы. Машина способна работать при любых условиях, при этом практически полностью исключены отказы и перебои.
Основные отличия машины — увеличенная грузоподъемность, а также довольно большая длина рамы транспортного средства. Все направлено на обеспечение возможности установки дополнительных модулей и других специализированных надстроек.
На базовом шасси машины монтируются многие спецнадстройки для армии: кузов-контейнер, автомобильные кухни-столовые, опытный образец ЗРПК 96К6 «Панцирь-С1» и т. д.
Автомобиль «Гусар»
Боевой автомобиль создан на базе внедорожника УАЗ. По классификации НАТО относится к классу легких штурмовых автомобилей.
На усиленной раме, размещенной внутри салона, предусмотрена установка на турели пулеметов калибра 7,62 и 12,7 мм и автоматического гранатомета калибра 30 мм.
Армейский внедорожник оснащен 2,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 203 л. с. (150 кВт). Весит автомобиль 1,8 т, развивает скорость до 180 км/ч, имеет запас хода 500 км, грузоподъемность машины — 1 т.