Вокруг байкала на мотоцикле
Вокруг байкала на мотоцикле
Заинтересован
Группа: Пользователи
Сообщений: 27
Регистрация: 15.4.2013
Вставить ник Цитата Из: Москва
Мотоцикл: Honda Silver wing 600, 2007г.
Репутация: 0
Уважаемые постоянные читатели, они же по- читатели, а также владельцы абонементов в читальный зал Джебел-клуба!
Итак, весной 2013г у шестерых человек почти одновременно возникло желание совершить возможно самое увлекательное путешествие в своей жизни – проехать вокруг Байкала на мотоциклах. Объединила их общая цель и сайт Джебел-клаб. И вот эти участники: Роман, Александр, Александр и Павел – все г.Северобайкальск, Игорь – г.Усть-Кут, и ваш покорный слуга – Кирилл – г.Москва.
Четверо из них владели мотоциклами задолго до появления мысли об этой поездке, а двое стали счастливыми обладателями своих мотоциклов непосредственно перед поездкой. Состав мотопарада – Suzuki DRZ400 1 шт, Suzuki Djebel – 3шт, Suzuki DR250 – 1шт и Honda Baja 250 – 1шт.
Дле тех, кто не попадает в узкий круг, знакомых с этой трассой, могу привести несколько фактов – расстояние 2300км, из которых 50% асфальт, 40% грунтовка разного качества и 10% непроходимых камней, бродов, русел рек, трясины, что по-русски громко называется бездорожьем. Собственно, ради крайних 10% и была затеяна данная поездка. Я не буду много писать про 50%+40% маршрута, хотя и они сами по себе уже представляют неподдельный интерес, это красивейшие места Прибайкалья, которые доступны для туризма почти на любых авто и мото транспортных средствах. Так что остановимся на 10%. Итак.
Мы выбрали вариант по часовой стрелке, встреча участников концессии была намечена на 19 июля в Северобайкальске. Я базировался на тот момент в г.Байкальске, поэтому мне потребовалось 3дня, чтобы водиночку преодолеть более половины всего пути до встречи с Игорем, который выехал из Усть-Кута в сторону Северобайкальска. К моменту встречи я уже натерпелся изрядно. Трасса Жигалово – Окунайка – это богом забытые, хотя есть люди, которые считают их богом любимые места, где нет связи, деревень, магазинов, а есть только Ковыктинское газовое месторождение, ради которого и проложили эту грунтовку длиной около 400км и безграничная тайга. На ее преодоление ушел весь день. Этим же поздним вечером прибыли в Северобайкальск, где нас любезно встретил и разместил Роман. На утро был запланирован старт в неизвестность.
День2. Забегая вперед, в этот день мы проехали всего 22км – прошли Срамную и остановились уже на Светлой. Это был один из самых тяжелых дней за последнее время в моей жизни, физическая, эмоциональная и психологическая усталость, я знал, что это сложный маршрут, но не до такой степени. Основная сложность этого дня – это камни. Почти вся дорога идет по камням и по руслу реки Срамная. Это самый тяжелый участок всего маршрута. Моты приходится буквально волочить втроем в гору, по колено в бурном потоке горной реки. Количество падений я не могу посчитать, это десятки. То и дело попадаются существовавшие когда-то мосты, но теперь от них остались только жалкие следы. Говорят, раньше по этому маршруту можно было проехать на ниве.
День3. В этот день проехали около 60км. Было несколько сложных камней, на которые потратили несколько часов. В этот день миновали легендарный километражный столб «110», в честь которого и назван неофициально этот маршрут. Видно на фото. Это был тоже тяжелый день, но все же попроще, чем Срамная, либо мы уже просто были готовы к любым испытаниям после первого дня. В этот день было много луж необъятной глубины, их нужно проезжать аккуратно, так как многие из них глубже ватерлинии джебела. Плюс на дне могут быть стволы деревьев, как раз в одной такой лыже я и упал, утопив фотоаппарат. К неким имущественным потерям надо быть готовым, Игорь потерял номерной знак, я примус и наверное это не полный список. Этим вечером подъехали к первой переправе через Баргузин. Ширина реки около 80м, но глубина и скорость потока не позволяют перенести моты. Принимаем решение о переправе на плоту. Заранее продумали этот вопрос и взяли с собой 200м разных веревок и камеру от ГАЗ-66. Сделали плот и как обычно ночью завершили переправу, на ночь остановились уже на обратном берегу Баргузина. В этот день мы встретили едущий навстречу грузовик Урал, парень был в шоке, увидев нас. Он ехал в тапочках, а тут парни на мото по уши в грязи и мокрые по пояс.Если вы не в состоянии переправиться через реку, то Урал это ваше единственное спасение. Они ездят редко, их можно прождать несколько суток, хорошо, что нам не понадобились.
День4. Осталось еще около 50-60 км до второго брода через Баргузин. Выехали ближе к обеду, ибо после ночной переправы нельзя было не отметить это событие. Стали попадаться полуразрушенные деревянные мосты, которые нельзя объехать. У меня возникал вопрос, как здесь можно проехать на авто. Но в целом третий день был легче, чем предыдущие и к вечеру мы подъехали ко второй переправе. Опять вечер, мы принимаем решение переплавляться, тут уже мы встретили работников заповедника, они нам подсказали, как лучше переходить. На наше счастье вода была приемлема для того, чтобы тащить мотоциклы по дну. Переправа шести мото заняла около 3часов и в 1ч ночи в полной темноте мы ее завершили. На обратном берегу находится курорт с горячими источниками, где мы благополучно сняли домик и остановились на 2 дня перевести дух, обсудить пережитое и размякнуть в источниках. Неужели мы это сделали!
Итак, чтобы проехать от Северобайкльска до Умхея нам потребовалось 4 полных дня. Я читал другие отчеты редких мотопутешественников, у которых на это уходило до 9 дней.
Конечно, я опустил некоторые пикантные трудные моменты, были например, и сливы воды из цилиндров, замена сгоревшего сцепления и десятки падений, и другие поломки. Перечитав свой рассказ, я даже подумал, что со стороны маршрут не кажется таким сложным, но это иллюзия.
Из трудностей, которые могут помешать вам пройти маршрут. Основное, это погода. Если дожди – труба, реки поднимаются моментально – в прямом смысле прямо на глазах.
Второе, легкомыслие. Нельзя недооценивать этот маршрут. Он по –настоящему опасен. Категорически запрещено ехать одному или даже вдвоем. Вам не хватит сил и рук, чтобы преодолеть камни и броды. Мы видели медведей, так что ружья не помешают, у нас было два. И медведей там очень много, судя по следам жизнедеятельности. Психологическая трудность заключается в том, что вы не можете сойти с маршрута. С мотом или без, но вы должны либо вернуться обратно, либо дойти до конца. Нет выхода с маршрута посередине.
Третье – бензин. На каждого у нас было по 20-25литров, что хватило впритык. Первая заправка на ответной стороне – п.Алла, получается около 250км без заправок.
Ну и четвертое – это броды. Два больших брода через реку Баргузин – это испытание, вне зависимости от варианта переправы, который вы выберете. Если на вашу беду прошли дожди, то это препятствие может стать непреодолимым.
Для тех, кого заинтересовал этот маршрут, могу сказать, что по слухам, гуляющим в интернете, правительство Бурятии собирается в течение 10-15 лет проложить капитальную трассу вокруг Байкала, и тогда почитатели эндуро-туризма потеряют эту сказочную трассу. Добро пожаловать в клуб покорителей 110го на мото, количество участников в этом клубе пока небольшое. Торопитесь!
Байкал на мотоцикле:
русский Бонневилль
Самое глубокое и крупное озеро страны давно стало культовым местом для туристов всего мира, в числе которых оказался и я. Байкал поражает своей красотой в любое время года, а особенно зимой, ведь именно тогда поверхность воды затягивается непередаваемо красивым льдом. Казалось бы, при чем здесь мотоцикл?
Самые нетерпеливые читатели могут насладится красотами Байкала, начав с просмотра видеоотчёта о путешествии (18+):
Пролог
Идея поездки на Байкал родилась ещё весной 2015 года, сразу после путешествия по Неглинке. В то время я трудился в журнале «МОТО» и пытался делать по-настоящему интересные и необычные проекты.
Одним из таких проектов и стал Байкал, вернее не само озеро, а железная дорога, идущая вдоль него, о которой в подробностях я расскажу ниже. Идея заключалась в следующем – взять дешёвый китайский мотоцикл, снять резину с колёс, приделать некое подобие коляски и, водрузив его на рельсы, проехать по путям.
Те, кто хочет ездить по льду, а не царапать его знают – шипов много не бывает
Увы, плану не суждено было сбыться – история обещала вылететь в копеечку и затянуться минимум на пару недель в разгаре сезона, непозволительная роскошь для мотожурналиста. Проект лёг в стол и забылся, но желание никуда не делось и, наконец, уже в рамках портала Омоймот, воплотилось в жизни, пусть и несколько иначе.
Изначально планировалось строить дрезину из моего BMW K1100LT, у которого уже была коляска. И пусть во время путешествия в Норвегию она дважды чуть не оторвалась, да и сам мотоцикл имел кучу проблем, вроде текущей вилки и мертвой подвески коляски, задача проехать по железной дороге выглядела вполне реальной.
Бескрайние просторы Байкала похожи на то, что мы видели в кино про Бонневиль. Жаль, что сходство лишь внешнее.
Смешно сказать, но закупив все необходимые материалы и потратив время в сервисе на постройку, я выяснил, что езда по действующим железнодорожным рельсам в нашей стране грозит вполне реальной уголовной ответственностью. В последний момент вся работа пошла прахом, но включать «заднюю» было поздно, поэтому решено было поступить иначе: раз ездить непосредственно по рельсам нельзя, то, что мешает проехать рядом с ними?
Никакой опасности для окружающих людей и поездов, даже гипотетическая вероятность нанести вред путям исключается, а главное – ничего противозаконного. Я, конечно, не херувим. У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость, говаривал Остап Бендер, а мне остается лишь согласиться с ним. Вот только как проехать вдоль путей, если именно вокруг них снег особенно глубокий?
Лыжи на мотоцикле работают! Подробности – в следующей серии.
Пара расширителей лыж от снегохода «Буран», 10 минут работы сварочного аппарата и быстросъёмный комплект для превращения мотоцикла в сноубайк готов, а для уверенного зацепа место асфальтовой резины занял кроссовый баллон Mitas, в качестве дополнения получивший ещё и шипы. Едем!
К слову, на путешествии вдоль пути Кругобайкальской железной дороги задумки не кончились: ровный и бескрайний лёд Байкала так и подталкивал установить какой-нибудь скоростной рекорд. Увы, сделать это официально, с приглашением представителя Книги рекордов России и сертифицированными приборами, позволяющими с высокой точностью зафиксировать скорость, не вышло – слишком уж много захотели в Книге, больше ста тысяч рублей за один рекорд.
Навигатор Neoline Moto2 и рой экшн-камер – вот наши инструменты!
Непозволительная роскошь, и слишком высокий ценник за место в списке таких же сомнительных достижений. Хорошо, что Георгий Белов, участвовавший в обсуждении и, собственно, самой экспедиции, смекнул: сегодня нет никакого рекорда скорости мотоцикла с коляской на льду, так что нам ничего не мешает просто зафиксировать его на видео, сняв показания GPS-навигатора.
А отсутствие официальной записи в книге, назвавшей себя книгой рекордов, на состоятельность самого рекорда никак не влияет. А почему бы и нет? Тем более, что в редакции как раз недавно появился новенький мотонавигатор Neoline, способный, помимо прочего, показывать и реальную скорость, а значит, всё необходимое для рекорда у нас есть. Или нет?
Новый Mitsubishi L200 хорош на льду, особенно с отключенной стабилизацией
До Байкала нужно ещё и добраться. Преодолеть 5200 километров на мотоцикле по зиме – реально, что подтвердила поездка в Норвегию, однако, удовольствие сомнительное. К тому же неизвестно, в какой кондиции мотоцикл доберется до Байкала, зато известно, что пилотам будет явно не до рекордов скорости и прочего безумия.
Именно поэтому для поездки мы взяли два автомобиля – новенький Mitsubishi L200, отлично зарекомендовавший себя во время новогодней поездки в Турцию и УАЗ «Профи». С Mitsubishi все понятно – идеальный автомобиль для путешествий с комфортным салоном, мощным мотором и приличной проходимостью, позволяющий играючи проезжать по полторы тысячи за день, а вот УАЗ… От жертв отечественного автопрома я не ждал ничего хорошего изначально, и, как оказалось, не напрасно.
Слово «качество» в Ульяновске понимают по-своему. Например, рычаг раздатки можно унести домой на ночь
Впрочем, за исключением чахлого мотора, едва разгонявшего грузовичок с мотоциклом в кузове до 100 километров в час и употреблявшего невменяемые 17 литров на сотню, будто старый американский фуллсайз, претензий к нему не было. Нормальная, рабочая машина, так ни разу по крупному и не сломавшаяся за весь пробег. Едем!
Дорога от Москвы до Иркутска, прошедшая через Казань, Екатеринбург, Омск, Красноярск и Новосибирск оказалась на удивление ровной и простой. Хороший асфальт располагал к превышениям скоростного режима, а с обилием камер на пути играючи справлялся радар-детектор Neoline G-Tech X27, со встроенным видеорегистратором и камерой заднего вида.
Увы, ровным лёд только кажется. На деле он больше похож на укатанную грунтовку или зимник.
Дорога на Ольхон не имеет асфальта, но компании внедорожников это не проблема
Действительно насладиться происходящем вокруг удалось лишь в Иркутске – потрясающий город, изобилующий старинной архитектурой зацепил. Ни провинциальной лапотности, ни столичного пафоса, здесь будто оказываешься в России из параллельной реальности, ставшей богатой и зажиточной благодаря труду простых русских мужиков, знающих цену себе и своей земле, а не золотому нефтедолларовому дождю, с мокнущими под ним коробками из бетона с китайской позолотой. Удивительное место.
Красноярск – тот самый город с десятирублевой купюры
Здесь же наша компания встретилась с человеком по имени Сергей, ставшим нашим гидом на время экспедиции. Дело в том, что лед Байкала обманчив: метровая толщина не дает гарантии, что в следующую секунду ты не провалишься в только-только покрывшуюся ледяной коркой трещину, поэтому без ледового капитана спокойно выезжать можно лишь на специально оборудованные, официальные переправы, где совершенно нечего делать туристам.
К тому же легендарный прозрачный лед Байкала еще нужно найти – в зависимости от капризов погоды снег то засыпает бескрайнее стекло, то сдувается ветром, да и выездов на Кругобайкалку, доступных для мотоцикла не так уж и много, как ни крути, проводник необходим. К слову, Сергей не только водит экскурсии, но и владеет небольшим хостелом, посещение которого лишь усилило впечатление от города, описанное парой абзацев выше: деревянный терем конца восемнадцатого века, доведенный до современных европейских стандартов внутри (не путать с евроремонтом) в России встретишь не часто. Никакого ламината и натяжных потолков, вместо них великолепная реставрация, изысканные цвета, аккуратная современная мебель и старинные, кованные петли на дверях…
Серпантин на пути к Дивногорску захватывает дух и летом, чего говорить про время, когда он покрыт снегом и льдом
Но я отвлекся. Экскурсию по Иркутску оставим за скобками рассказа, сосредоточимся на главном – поездке на Байкал. Подготовка в последний момент и масса трудностей не позволяют с гордостью сказать, что намеченное удалось полностью, но и говорить о полном провале нельзя, каждая из намеченных частей удалась и в каждой, при должном старании, можно было бы добиться большего успеха. И хотя на всё, описанное ниже, ушло всего два дня, для удобства повествования я разобью текст на три части, в каждой из которых расскажу о всех победах и поражениях.
Часть 1: Русский Бонневилль
Пожалуй, каждый мотоциклист так или иначе слышал об американском соляном озере Бонневилль. Уникальность его заключается в абсолютно ровной поверхности из засохшей соли, простирающейся на десятки миль и идеально подходящей для езды с максимально возможной скоростью. На планете не так уж и много мест, где можно ехать так быстро, как может техника, без оглядки на прочие переменные, благодаря чему именно Бонневилль стал Меккой для адреналиновых торчков всего мира. Не верите? Посмотрите голливудскую картину «Самый быстрый Indian», снятую на основе вполне реальной и далеко не единичной истории.
Высаженная батарейка не проблема, когда во круг столько аккумуляторов на колёсах!
Хорошее озеро, даже очень, но, если верить телевизионным ведущим и правительству, то нигде в мире нет ничего такого, что Русский мир не мог бы сделать лучше. Импортозамещение же! И если заменить кокаколу – квасом, виски – водкой, а Турцию – Крымом до конца так и не вышло, то почему не попробовать с географическими объектами, тем более, что по всем параметрам Байкал даст сто очков вперед любому Бонневиллю.
Конец февраля и начало марта – лучшее время для покатушек по льду. В это время он набирает максимальную толщину, а мороз напротив, отступает. Именно тогда делается большинство удивительно красивых фотографий по-настоящему уникального льда и потрясающих пейзажей, и именно этот момент улучшили мы для установки рекорда скорости.
Фотография не передает и десятой доли тамошней красоты, поверьте мне, это нужно увидеть своими глазами
Автомобильные рекорды на льду Байкала уже ставились и вполне официально, однако, бюджеты рекордсменов выбивались далеко за рамки наших возможностей, от которых мы и отталкивались. Подготовка к заезду, осуществлявшаяся нашим техническим партнером, свелась к замене масла в моторе и задней тормозной магистрали, а так же переобувки мотоцикла в кроссовую резину Mitas, предоставленную компанией MotodaRT, которую мы ещё и дополнительно зашиповали.
Текущие сальники вилки, безнадежно мертвый амортизатор коляски и многие другие неисправности сервисмены вынесли за скобки, на скорость не влияет! Заводится, едет, что ещё нужно для полного счастья? Идеально ровный лед.
Снег со льда сдувает лишь на открытых пространствах, у берега снега не мало и преодолеть его не всегда просто
Его наш проводник нашел на спутниковых снимках недалеко от острова Ольхон, где ветра традиционно выдувают всё, что так или иначе попадает на лёд, оставляя его чистым, как только что протёртое стекло. И не беда, что от Иркутска до него более 300 километров, встанем пораньше.
Здесь же вылезли и первые сложности – ошиповки оказалось недостаточно, мотоцикл, хоть и пытался уверенно разгоняться и тормозить, рулился непросто. Вдобавок, хоть и совсем крошечные, но снежные переметы на льду всё же были, что для аппарата с неисправными подвесками становилось реальной проблемой.
Реальную опасность трещины представляют лишь в свежем виде, после промерзания, езда по ним вполне безопасна
Впрочем, к чёрту проблемы! Оказавшись на льду за рулём колясыча думать о них нет никакой возможности – бескрайняя ледяная равнина залитая солнцем с вылезающими из-за дымки горизонта горами опьяняет. Первая, вторая, третья, на разгоне колесо в принципе не выходит из пробуксовки, то и дело, требуя парирования траектории рулем. Управляемый занос? Через раз, да, через раз – разворот на 180 градусов, слишком скользкий лёд и слишком мало шипов для большего.
Но так ли нужно пресловутое «большее» для фрирайда? Полагаю, дополнительное количество эндрофинов человеческий мозг просто не переварит и, войдя в допаминовый резонанс, просто прекратит свою деятельность, ну или уйдет в нирвану, в зависимости от того, во что покойник верил при жизни.
Зимний Байкал – рай для специалистов по эрон-дон-дон
При пробуксовке со старта, а иначе на этом льду и невозможно, ABS с ума сходит сразу. И это снимает необходимость отключать систему принудительно, ибо на таком покрытии от него никакой пользы, устойчивости сайдкару хватает и так, а тормозной путь короче на заблокированных колесах. Рекорд скорости? Пару часов мы просто наваливали боком, царапая девственный, сверкающий в солнечных лучах лед, а в перерывах просто валялись на нем, всматривались в причудливые белые трещины и не могли поверить, что все это случилось с нами.
Магия Байкала! Не знаю, кому пришла идея отправиться за лучшей локацией для рекордного заезда, но, погрузив мотоцикл в кузов, мы рванули в другое место, расположенное неподалеку. Хотелось добраться туда по льду, однако, Сергей от этой затеи отговорил – лёд по пути не самый безопасный и ехать лучше по берегу.
Цвета здешнего льда могут быть любыми, от светло-салатового и небесно-голубого до пепельно-черного
Увы, абсолютно идеального льда не нашлось и там, но новая локация оказалась ничуть не хуже. Здесь мы и приступили к тому, что условно решили считать главной целью, установке рекорда. BMW K1100LT 1992 года выпуска – мотоцикл далеко не самый быстрый, однако сотни сил вполне достаточно для того, чтобы увидеть на спидометре отметку в 200 км/ч. Коляска накладывает определенные ограничения, но если отключить здравый смысл, то разогнаться до 160 вполне реально, по крайней мере на асфальте.
На льду все иначе. Что бы я не делал, заднее колесо никак не хотело как следует хвататься за лёд, хотя, мотоцикл продолжал медленно ускоряться. Даже небольшие переметы влияли на траекторию, но радикально изменить её было невозможно ни мне, ни окружающей действительности – после 60 км/ч аппарат становился абсолютно неуправляемым. Ощущения за рулём напоминали спуск с горки в каком-нибудь аквапарке, ты летишь вниз с бешеной скоростью и совершенно ничего не контролируешь, полагаясь лишь на волю случая и строителей, соединявших секции трубы.
Даже трогаться на льду непросто, чего уж говорить про повороты и торможения!
Впрочем, руль теряет функции не до конца, им постоянно приходится подруливать, компенсируя увод кормы то в одну, то в другую сторону. Стрелка спидометра, черпающего знания в трансмиссии, сходит с ума – 160, 180, 200, ощущается скорость еще мрачнее, но GPS навигатор Neoline Moto 2 цинично констатирует реальность – 94,8 км/ч все, на что ты способен, парень. Именно на этой отметке сила, толкающая мотоцикл вперед сравнивается с сопротивлением воздуха. И пусть мощности мотора достаточно, чтобы продавить атмосферу сильнее, возможности шипов этого сделать не позволяют. Увы.
Впрочем, все равно никто не ездил на колясыче по русскому льду быстрее, по крайней мере, доказательств этого факта я пока не встретил, так что рекорд, условно, можно считать установленным, чтобы там не говорили жадины из Книги рекордов России. И пусть смысла в нем не больше, чем в любом другом рекорде, первая задача выполнена.
Кому нужны рекорды, когда под ногами такие узоры?
Спасибо людям, разделившим со мной эту сумасшедшую поездку, а так же компаниям, побаловавших нас своими ништяками: MotodaRT за комплект из двух кроссовых колес Mitas, «Байк Ленд» за зимний снегоходный шлем LS2, Promoto за теплый комбинезон и перчатки Revit, мотосервис NWS за подготовку мотоцикла, компании Mitsubishi (ММС РУС) и УАЗ за предоставленные автомобили. Отдельное спасибо Центру туризма «Горизонт» за помощь в съёмках и организации экспедиции.
Конец? Не совсем, из-за очень уж большого объема текста мы решили разбить его, как наше видео, на две части. Вторая уже на подходе, и, уверяю, ни чуть не хуже первой.