Вокруг иссык куля на машине
Вокруг Иссык-Куля 2008
Сбылась мечта и мы совершили очень интересное путешествие вокруг озера Иссык-Куль. Это было незабываемо, необыкновенно и очень интересно!
Почему вокруг Иссык-Куля? Красивейшая природа Кыргызстана, относительно не большое расстояние и самое главное — это ещё не покоренная нами дорога. Путешествие длилось 6 дней, с 18 по 24 августа 2008 года. Маршрут: Алматы — Балыкчы — кольцо вокруг озера Иссык-Куль — Балыкчы — Бишкек — Алматы. Общее расстояние: около 1500 км.
Поездка заранее была тщательно запланирована и нарисована карта маршрута. Тремя цветами указан запланированный маршрут. Ехали мы строго по схеме. В это время у меня не было ещё GPS навигации, ориентиром были названия поселков и распечатанная «штаб» карта на бумаге. Поездка началась с невиданным адреналином и нечто радужным на горизонте представлений. Были и кое какие опасения в плане безопасности в чужой стране, но сила оптимизма и решительности взяла верх.
Мы отказались от услуг туристских автобусов и отдали предпочтение личному легковому автомобилю Toyota Cresta, что бы посетить все места вокруг Иссык-Куля и быть полностью независимыми туристами.
Выехали из Алматы вечером, к утру прошли границу Кордай. Проехали ещё 150 км по Кыргызстану через Чуйскую долину и перевал Боом. Перед Иссык-Кулем сделали остановку в городе Былыкчы (бывший Рыбачье). В этом городе, на транспортном кольце было заложено условное начало нашего путешествия вокруг Иссык-Куля, с кольца уезжаем и возвращаемся суда же с другой стороны, тем самым замыкая кольцо вокруг озера. Не далеко от этого кольца, на возвышенности стоял памятник Николаю Михайловичу Пржевальскому, смотрящему в нашу сторону и словно давая напутствие в дальнюю дорогу от лица первого исследователя природы Центральной Азии.
Всё было по плану. Мы начали описывать кольцо вокруг озера двигаясь от города Балыкчы по северному берегу в восточном направлении. Первую остановку для ночлега мы сделали на базе отдыха «Жетыген» в селе Бостери. Это была точка под номером 1 на схеме маршрута. В базе отдыха мы с трудом договорились арендовать один маленький домик с двумя комнатами. Обычно домики туристам сдают минимум на три дня, пришлось заплатить немного больше. Такие странствующие туристы как мы тут встречаются крайне редко. Большинство едет со стандартной схемой отдыха — пляж, пляж, одна поездка с турфирмой в горы и снова пляж… Лично для меня это самый скучный отдыха, люблю я движение и дорогу.
Иссык-Куль — озеро с солёной водой, находящееся в горной местности республики Кыргызстан. Одно из самых посещаемых мест туристами из городов Бишкек (около 200 км) и Алматы (около 500 км), а также Россиян. Впадает около 80 рек, выпадает из озера ни одной. Иссык-Куль считается курортным местом со своим микроклиматом. Наибольшая глубина около 600 м. Климат — смесь кристально чистого воздуха, озера и запаха ёлок.
Это путешествие я вспоминаю 4 года спустя, иллюстрированные фотографии сделанные в этой поездке, пришлось восстанавливать с испорченного архивного DVD диска и с вторичной обработкой. К сожалению восстановить фотографии получилось не все, но основные все таки опубликованы. Сохранился фильм, снятый в этом путешествии.
Наступило утро. Мы собрали вещи и поехали дальше в том же восточном направлении по северному берегу от точки № 1 к точке № 2. Предстояло доехать за 1 день с учётом остановок. Очень красивая и живописная дорога в створе высоких тополей, часто встречались сёла. Иссык-Куль был по правой стороне и иногда совсем рядом от дороги.
Перекусить мы остановились в селе Тюп. Это самая восточная точка Иссык-Куля. Тем самым мы проехали весь северный берег и направились на юг. Между прочим село Тюп это то место, куда приходит другая дорога от Казахстанской границы со стороны Кегеня. Так же к Тюпу очень часто спускаются пешие туристы, которые начинают свой двухдневный путь от Кольсайских озёр из Казахстана.
Никола́й Миха́йлович Пржева́льский (1839, дер. Кимборово, Смоленская губерния — 1888, Каракол) — русский путешественник и натуралист. Предпринял несколько экспедиций в Центральную Азию. В 1878 году избран почётным членом Академии наук. Генерал-майор (с 1886 года).
Крупнейшими заслугами Пржевальского является географическое и естественно-историческое исследование горной системы Кунь-Луня, хребтов Северного Тибета, бассейнов Лоб-Нора и Куку-Нора и истоков Жёлтой реки. Кроме того, им был открыт целый ряд новых форм животных: дикий верблюд, лошадь Пржевальского, ряд новых видов других млекопитающих, а также собраны громадные зоологические и ботанические коллекции, заключающие в себе много новых форм, в дальнейшем описанных специалистами. Академия наук и учёные общества всего света приветствовали открытия Пржевальского. Петербургская Академия наук наградила Пржевальского медалью с надписью: «Первому исследователю природы Центральной Азии».
По мнению А. И. Воейкова, Пржевальский был одним из крупнейших климатологов XIX века. (источник Википедия)
Цитаты Н. М. Пржевальского:
«В сущности, путешественником надо родиться».
«У путешественника нет памяти» (о необходимости вести дневник).
«Путешествия потеряли бы половину своей прелести, если бы о них нельзя было бы рассказывать».
«А ещё мир прекрасен потому, что можно путешествовать».
В 1879 году Николай Михайлович Пржевальский выступил из города Зайсан в третье путешествие во главе отряда из 13 человек. По реке Урунгу через оазис Хами и через пустыню в оазис Са-Чжеу, через хребты Тань-Шаня в Тибет, и вышел в долину Голубой реки (Мур-Усу). Тибетское правительство не хотело пускать Пржевальского в Лхасу, и местное население было так возбуждено, что Пржевальский, перейдя через перевал Танг-Ла и находясь всего в 250 верстах от Лхасы, был вынужден вернуться в Ургу. Возвратившись в Россию в 1881 году, Пржевальский дал описание своего третьего путешествия. Им был описан новый вид лошади, ранее неизвестный науке, позднее названный в его честь. (источник Википедия)
Покидаем музей Пржевальского и двигаемся в сторону города Каракол. Город без остановок проезжаем транзитом и выходим на дорогу вдоль южного берега Иссык-Куля в западном направлении. Недалеко от Каракола мы сворачиваем в горы Терскей Алатау, в ущелье Джеты-Огуз (перевод с Кыргызского — Семь быков). Достопримечательности этого ущелья: гора «Разбитое сердце», скалы: «Семь быков» и санаторий для реабилитации космонавтов после полёта в космос.
Гора «Разбитое сердце» поразила не своим расколом скал, а своим наклонным скальным узором с левой стороны. Создаётся впечатление, что огромная гора когда-то упала набок. С обратной стороны этой горы скалы «Семь быков», это семь скал, которые чем-то напоминают быков. Тут же рядом располагается санаторий советских времён, по некоторым данным тут проходи реабилитацию советские космонавты после полётов в космос.
Семейное путешествие по Средней Азии. Часть 4. Вокруг Иссык-Куля
В середине нашего овощного отдыха мы решили проехать вокруг озера для ознакомительного осмотра южного берега Иссык-Куля. Благо для этого есть все условия — по северному берегу проходит трасса А363 Бишкек — Каракол, а по южному Каракол — Балыкчи.
Утром мы двинули по автодороге А363 в сторону Каракола (Пржевальск). Озеро постоянно виднеется в правое окно автомобиля, а с левой стороны возвышаются отроги хребта Кюнгёй-Ала-Тоо. Лишь когда мы достигли восточного берега озера мы потеряли его из виду. Дорога средней паршивости, в некоторых населенных пунктах, несмотря на ранее утро сотрудники полиции уже контролируют скоростной режим. На участке Тюп — Каракол ведутся ремонтные работы.Через пару часов достигли Каракола, где поменяли денег и заправились на АЗС Газпромнефть по 43 сома/литр. Выехав из Каракола в сторону Балыкчи и проехав несколько километров по той же А363 мы повернули в сторону ущелья и одноименного населенного пункта Джети-Огуз. Отсюда мы начали осмотр хребта Терскей Ала-Тоо, который опоясывает Иссык-Куль с южной стороны.
Это живописнейшее ущелье, в которое организуются экскурсии со всего Иссык-Куля. Асфальтированная дорога доходит только санатория Джети-Огуз Дальше начинается обычная дорога, которая идет вдоль одноименной быстрой горной речки. На обочине, каждые несколько сотен метров встречается местное население, выехавшее на пикник.
Недалеко от санатория, на высоте около 2200 метров находятся две основные достопримечательности ущелья.
Существует несколько легенд, которые связаны с этими интересными выходами красных скальных образований.
Давно это было. Жил богатый бай. Было у него семь сыновей. Шло время, бай старел, а сыновья взрослели и мужали. На старости лет решил бай поделить свои богатства между сыновьями. Когда делил он несметные свои табуны, стада, отары, потерялись семь телят. Долго искали их, но не нашли. Вскоре бай умер. Сыновья стали жить раздельно. Прошло немало времени, и телята нашлись. Они выросли, стали большими быками. Увидели их братья, и глаза загорелись у них на это добро. Каждому хотелось ухватить кусок побольше да пожирней. Ни один из братьев не уступал. Начался между ними раздор, борьба насмерть, полилась кровь. Увидел мудрый старик-колдун неминуемое братоубийство и, чтобы предотвратить его, превратил семь быков в семь огромны кровавых скал. И сейчас они стоят неподалеку от южного берега Иссык-Куля. Называют их Джеты-Огуз – семь быков.
Во времена давно минувшие, жил хан, отличавшийся жестоким характером. Всего у него было много. В его гареме было много жен. И дожил он до возраста 75 лет. Однажды, когда хан охотился вблизи своего лагеря, он увидел молодую девушку, которая была так красива, как будто была дочерью Солнца. Невозможно было оторвать взгляд от ее грациозной походки, длинных, заплетенных в косы, волос. Хан решил завладеть ею во что бы то ни стало. Не раздумывая, он послал своих людей схватить девушку и доставить к нему.
Девушка была родом из бедной семьи. С детства ее обручили с молодым человеком. Судьбе было угодно, чтобы они горячо полюбили друг друга. Как только им стало известно, что воины хана были посланы за девушкой, молодые влюбленные решили убежать высоко в горы и спрятаться там, так как мысль о возможной разлуке была для них невыносимой. Они пустились в путь, но посланцы хана, покорные его воле, схватили влюбленных, убили юношу, а девушку привязали к седлу лошади и направились к лагерю хана.
Переход через горные перевалы, горе и чувство безнадежности, которые овладели девушкой, сделали свое дело. Ее сердце не выдержало, и она умерла.
Прошло время, и на том месте возникла гора. Если стоять у подножия горы и смотреть на ее вершину, то высоко на фоне неба видны очертания разбитого человеческого сердца. В средней части горы выступает красная глина. Кажется, что сердце кровоточит.
Поднимаясь по дороге дальше мы встретили группу израильтян около 10 человек. Один из них нас остановил и попросил его отвести вверх. Он сказал и показал, что повредил ногу. Через несколько км мы выехали на поляну.
Здесь находится куча юрт, которые сдаются в аренду пешим и нетолько туристам. Мы же поехали дальше. Дорога стала хуже, пришлось включить пониженную передачу в раздатке. Израильтянин, так же как и мы не знал куда едет. Сказал, только, что они с группой идут на какое-то озеро, до которого нет автомобильной дороги, только пешая тропа.
Внезапно мотор за рычал, а обороты перестали подниматься выше 2000, как бы старательно я не давил на педаль акселератора. Зажглась лампа Check engine. Я решил выше в горы не лезть и развернуть автомобиль, еврей израильтянин сказал, что мы видимо увлеклись поездкой и он проехал дальше, чем было ему нужно.
Мы спустились до поляны, где высадили пассажира, а сами поехали дальше вниз. Выехав на асфальт, я почувствовал, что машина потеряла в динамике. Нужно где-то было искать автоэлектрика.
Выехав на дорогу А363 мы повернули в сторону Балыкчи. Остановившись на обочине, я полез к мотору и нашел, что от вибраций и старости отвалился провод от клапана управления опережением подачи топлива. Теперь электрик уже не особо был нужен, достаточно просто паяльника. В одном из автосервисов на дороге мне выдали паяльник, припой и канифоль. Я снял разъем, сделал пару перемычек, и все пропаял.
Пообедали мы в придорожном кафе в деревни Барскоон, где был даже бесплатный Wi-Fi.
От Барскоона начинается дорога А364, которая сейчас ведет на крупнейший золотой рудник Кумптор, а раньше вела до селения Кара-Сай, ледника Инельчек и вела в Каракол с восточной стороны.
В середине ущелья установлено два памятника Гагарину Ю.А., который любил здесь бывать и отдыхал недалеко отсюда в военном санатории Тамга, после полета в космос в 1961 г.
Это ущелье, также как и Джети-Огуз покрыто тянь-шаньской елью. Здесь находится несколько водопадов. Первым мы повстречали каскад водопадов «Слезы барса» и «Борода аксакала».
Грустная легенда существует о том, как возник этот водопад. Барсиха родила трех барсят, но ей пришлось уйти на охоту, оставив их одних в логове. Маленькие барсята вылезли из логова и разбились на горных скалах. Вернувшись барсиха, увидела мертвых барсят и горько заплакала. И эти слезы превратились в водопад с тремя уступами.
Мы с женой оставили детей в машине, а сами отправились на осмотр водопада.
Путешествие на автомобиле вокруг Иссык-Куля (Киргизия) самостоятельно
Иссык-Куль (в переводе «горячее озеро») — самое большое озеро в Киргизии на высоте 1609 м над уровнем моря. Протяжённость береговой линии 688 км, наибольшая глубина 702 м. Про Иссык-Куль киргизами придумано множество легенд, которые рассказывают на экскурсиях. У них вообще очень много легенд для каждой горы, ущелья и озера..
Так выглядит один из вариантов маршрута вокруг Иссык-Куля на карте, если ехать из Алматы. Нормальные дороги, вкусный лагман в пути и отдельная тема — Гаишники. Вы узнаете множество способов получения взяток из ничего и поймёте как хороши всё-таки наши русские родные гибддшники.
Про то как мы ехали из Новосибирска в Алматы и про интересные места возле Алматы для автопоездок у меня написано тут>>
Эта вода до сих пор снится мне во снах, иногда я ищу её ночами, чтобы снова испытать очищение, окунувшись туда с головой… Иссык-Куль с тихим берегом и прозрачной водой на северной части побережья, где расположено большинство санаториев и домов отдыха.
Популярные и интересные места вокруг озера Иссык-Куль
Популярные и интересные места здесь: города Чолпон-Ата (откуда обычно ездят по экскурсиям) и Каракол, курортные сёла Бостери, Сары-Ой, Чок-Тал, Булан-Сёгёттю, Чон-Сары-Ой, Тамчы и ущелья: Григорьевское и Семёновское (находятся на северном побережье) и Барскоон, Джети-Огуз (на южном побережье Иссык-Куля).
Рынок Чолпон-Аты. Узбекские лепёшки в Киргизии очень вкусны.
Северное побережье Иссык-Куля
Северное побережье более популярно и заполнено туристами — как правило это киргизы, казахи и русские. Здесь находится большинство санаториев. В некоторых из них из душа бежит вода прямо из горячих источников. Кстати, вот так выглядят горячие источники, впадающие в Иссык-Куль, на территории санаториев северного побережья:
Южный берег Иссык-Куля
Южный берег менее туристический и более безлюдный, но отдыхающих киргизов здесь тоже можно встретить. Это моя любимая часть озера.
Если ехать на машине, то можно заезжать повсюду, куда душа пожелает. В принципе, ущелья из туристических маршрутов юга (карту с описаниями ущелий можно приобрести в туристических лавочках Чолпон-Аты например) тоже очень красивы и интересны для посещения. Не так уж много там туристов. Но мне почему-то больше запали (и в память и в камеру) южные ущелья Иссык-Куля. Вот они.
Ущелья и горы вокруг Иссык-Куля: что посмотреть
Ущелье Барскаун
Ущелье Жеты-Огуз
Жеты-Огуз (в переводе «Семь быков»). Семь быков — это семь красных скал, правда красные они только когда на них светит солнце).
Более дикий южный берег Иссык-Куля с отдыхающими киргизами:
Чтобы приготовить еду на отдыхе, киргизы берут с собой живого барана. Перед тем как зарезать его, они читают молитву — примерно как в «Аватаре» — о том, что это невинная жертва, но им нужно что-то кушать (дальше будет фото с кровью).
Тут с нами произошел один важный случай. Во время нашей стоянки на южном берегу начался дождь. Сначала это было очень красиво. Примерно так:
Но потом нам чудесным образом повезло, потому что прямо через палаточный лагерь в озеро в один внезапный момент пошёл довольно сильный поток воды с окрестных арыков, который затопил палатки и смыл бы наши вещи, если бы не маленький пятачок земли на горке посреди лагеря, на которой мы спасли основной стаф. Вот так выглядел поток, уходящий в озеро Иссык-Куль:
А так выглядел наш палаточный лагерь:
На такое путешествие может уйти несколько дней, а можно потратить и пару недель. Хорошо тут.
Другие посты на эту тему в блоге:
(c) Ольга Салий. Копирование материала запрещено.
Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:
Вы можете оценить эту статью:
(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Едем вокруг Иссык-Куля. Что нужно знать о поездке в Кыргызстан на машине?
Куда отправиться отдохнуть, если у вас в запасе всего дня три? Да так, чтоб и горы, и приключения, и покупаться, и позагорать? Такое место есть, это соседний Кыргызстан!
Вот и у меня требования к поездке были простые: первое — это дорога, чтобы профильтровать мысли. Второе — это горы, просто потому что они меня всегда восхищают величественностью и успокаивают своим безмолвием. Ну и третье — это море, когда только ты, небо и вода, а ты плывёшь к той линии, где небо и водная гладь соприкасаются друг с другом. И больше никого и ничего…
Это важно знать при прохождении границы
Решено было ехать через Кегень, к тому же я уже давно мечтала проехать на Иссык-Куль именно этим путём. Если вас не смущает грунтовка, местами не очень приятная, то не пожалеете — всю дорогу будете любоваться красивыми пейзажами.
С утра на таможне наша машина была единственной. Проходим её за пять минут. Но имейте в виду, что таможня «Кегень» работает только в летнее время с 8:00 до 18:00.
Ну а если грунтовка для вас смерти подобна — через Кордай, ну а там переходы Карасу, Токмок под рукой. Правда, в сезон прохождение границы может затянуться не на один час. Пассажиры обычно проходят со своим багажом через миграционщиков пешком. На границе больше не нужно уплачивать экологический взнос — 1 000 сомов за легковой автомобиль с иностранными номерами (
5 500 тенге). Страховка на машину пока по-прежнему не нужна (вопрос ОГПО обсуждается и постоянно переносится). Если у вас старые казахстанские номера без флага, запаситесь наклейкой KZ, в целом её всегда можно купить у торговцев на границе.
ВАЖНО! Если вы ездите в Казахстане по страховке, а автомобиль оформлен на третье лицо, обязательно сделайте доверенность либо возьмите собственника с собой!
Штрафы за нарушение ПДД Кыргызстана заметно выросли
В текущем году вступил в силу новый кодекс КР о нарушениях. Значительно возросли штрафы за нарушения ПДД. За провинность в стране действует восемь категорий денежных санкций к водителю.
Самый лёгкий штраф — по первой категории, 1 000 сомов (
5 500 тенге)! Ненаказуемый скоростной порог, как и в Казахстане, 10 км/ч. За превышение от 10 до 20 км/ч можно отделаться по минимальному тарифу. Дальше больше: от 20 до 40 км/ч — 3 000 сомов (16 500 тенге), от 40 до 60 км/ч — уже все 5 500 сомов (30 250 тенге). Удивительно, но в Кыргызстане есть ещё и пункт, который подразумевает наказание за превышение водителем установленной скорости движения на величину более 60 км/ч, за такое нарушение придётся отдать 7 500 сомов (41 250 тенге).
Максимальный штраф предусмотрен за управление транспортом в нетрезвом состоянии. Водитель может лишиться прав и 17.5 тысячи сомов (96 250 тенге). Не нарушайте!
Первый день путешествия
Маршрут первого дня нашего путешествия: Алматы — Кеген — Каракол — Барскоон.
Дорога из Алматы достаточно известная потому, особо останавливаться на ней не будем. Доехали быстро до Караколя, та мы плотно завтракаем, приобретаем местные симки (
3 000 тенге) и заправляемся. Кстати, прям на выезде из города есть прекрасная заправка «Газпром».
Следующая точка маршрута — ущелье Барскоон. От Каракола до ущелья порядка 100 километров. К слову, на протяжении всей поездки мы пользовались Google Maps. Навигатор очень точно ведёт по заданному маршруту, так что нигде даже не заблудились. Да и сделать это было бы сложно — на повороте в ущелье стоит соответствующий указатель, а дальше только одна дорога.
Протяжённость ущелья Барскоон около десяти километров. Ущелье знаменито своими водопадами, но чтобы их увидеть, надо карабкаться в горы. Один из наиболее известных — «Слёзы барса». Про этот 100-метровый водопад есть печальная легенда: барсиха, уйдя на охоту, оставила в логове трёх барсят, а они вылезли наружу и разбились, упав вниз со скал. Увидев погибших детёнышей, барсиха заплакала, и её слезы превратились в водопад с тремя уступами, на которые поочерёдно падает вода реки…
Кроме него, примечательны ещё три: «Борода аксакала», «Брызги шампанского» и «Чаша Манаса». Последний, согласно легенде, образовался после того, как Манас зачерпнул воду рукой, и от этого в скале осталась чаша.
В средней части ущелья установлен памятник первому космонавту Ю. А. Гагарину, который очень любил это место и отдыхал в находящемся неподалёку военном санатории «Тамга».
Говорят, что многие мелкие речушки, впадающие в одноимённую реку Барскоон, золотоносные, и в солнечные дни маленькие крупинки золотого песка сверкают у их берегов. Золота мы не нашли.
Переночевали здесь же, в ущелье, в палатках на берегу реки. Замёрзли — ночью температура была, наверное, близкой к нулю. Также остановиться можно и в юртах, но спальное место будет стоить порядка 2 000 тенге.
Второй день путешествия
Маршрут второго дня: ущелье Барскоон — перевал Барскоон — долина реки Арабель — каньон «Сказка» — ночёвка на берегу Иссык-Куля.
C утра пораньше поднимаемся до перевала Барскоон. 3 800 метров. Через ущелье Барскоон когда-то проходил один из маршрутов Шёлкового пути в Китай. А сейчас эта дорога идёт к золотому руднику «Кумтор».
Дорога отличная, хотя и грунтовая, гонять по ней можно под 100 км/ч, что и делают гигантские грузовики, обслуживающие рудник. «Кумтор», кстати, принадлежит канадской золотодобывающей компании Centerra Gold Inc.
Перед подъёмом на перевал стоит шлагбаум, въезд бесплатный, но надо обязательно зарегистрироваться. На выезде машину досмотрят: ну, вдруг вы пару килограммов золота с рудника прихватили.
Поднявшись на перевал Барскоон, вы окажетесь в высокогорной долине с красивым названием Арабель, это весьма редкое и удивительное явление на высоте 3 800 метров. Среднегодовая температура в этих местах составляет всего 5–7 градусов, а земля практически полностью лишена растительности. Здесь выживает лишь трава, мхи и лишайники.
Это такая своеобразная высокогорная тундра. Из-за обильных осадков и таяния ледников в долине очень много рек и озёр. Причём озёр достаточно крупных тут насчитывается более 50.
Столь интересным рельефом и большим количеством озёр долина обязана леднику, который находился здесь в глубокой древности. Именно он выровнял долину и оставил после себя большое количество озёрных впадин.
Спустившись с перевала, мы отправились в каньон «Сказка». Это порядка 40 километров пути. Находится он в нескольких километрах от основной трассы, не доезжая до села Тосор. На дороге тоже стоит указатель.
Место действительно очень своеобразное и необычное. Горы причудливой формы из красной глины и песчаника создают инопланетный ландшафт. Очень популярное место среди туристов, а также местных фотографов для проведения фотосессий с моделями. Некоторые из природных скульптур в каньоне имеют свои названия.
Самой узнаваемой является «Китайская стена», очень напоминающая знаменитый памятник архитектуры Китая. Стоит добавить, что зимой здесь практически не выпадает снег, а потому увидеть «Сказку» во всей красе можно в любое время года. За въезд уже придётся заплатить, но цена чисто символическая — 50 сомов (примерно 300 тенге). Поговаривают, что иногда на шлагбауме никого не бывает и можно заехать бесплатно.
Следующая ночёвка прямо на берегу озера Иссык-Куль, в метрах двадцати от воды. Всю ночь слышишь шум волн, над головой в бездонном небе бесчисленное количество ярких сияющих звезд. Говорят, что именно в это время года здесь самый звездопад. И я вам скажу, не врут. Мы насчитали несколько падающих звёзд.
Дорога домой
Жаль, что с утра надо выдвигаться домой. Но когда едешь вдоль берега озера, то просто невозможно удержаться от желания спонтанно свернуть с дороги, подъехать к бирюзовой воде и ещё разок окунуться.По пути заезжаем на озеро Орто-Токой, точнее водохранилище. В это время года оно уж какое-то сильно обмелевшее, но зато проехали через ещё один живописный перевал. Домой возвращались через погранпереход «Чёрная речка» («Кара-Су»).