Восстановление ретро авто своими руками

Настоящая машина времени: виды восстановления ретро автомобилей

Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть фото Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть картинку Восстановление ретро авто своими руками. Картинка про Восстановление ретро авто своими руками. Фото Восстановление ретро авто своими руками

Старые вещи часто обретают новую жизнь, становясь при этом значительно дороже. Антиквариат моден и познавателен с исторической точки зрения. Автомобили в жизни человечества существуют достаточно короткое время, поэтому к истинным предметам старины отнести их достаточно сложно. Однако они успели пройти в своем развитии столь интенсивный путь, что внешне и внутренне отличаются между собой значительно больше, чем современный человек от питекантропа. Восстановление ретро автомобилей стало увлекательнейшим занятием для многих любителей и серьезным бизнесом для достаточно большого количества компаний. По улицам современных городов разъезжает немало раритетных авто, которые привлекают внимание прохожих и других водителей. Находятся они в прекрасном состоянии и способны прослужить еще не один десяток лет, хотя многие их них имеют весьма преклонный возраст. Это стало возможным благодаря грамотному подходу к их ремонту, который называется восстановление или реставрация.

Виды реставрации автомобилей

Авто, если его не использовать и не подвергать регулярному техническому обслуживанию и уходу, быстро выходит из строя. Проходя по улицам города, можно увидеть брошенные достаточно современные машины, которые после пары лет бесхозного стояния под открытым небом превращаются в хлам. Что же тогда говорить про ретро авто, которые иногда находят после десятков лет заброшенного состояния. Превращение таких раритетных автомобилей из мусорного состояния в стильную и дорогую вещь – необычайно трудная, но невероятно увлекательная задача. Можно выделить два основных способа реставрации таких транспортных средств:

Первый – очень дорогое удовольствие, иногда растягивающееся на годы, второй – гораздо менее затратен и быстрее реализуем, но по своей сути гораздо ближе к новоделу, то есть современной копии старой вещи, чем к истинному понятию слова «ретро».

Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть фото Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть картинку Восстановление ретро авто своими руками. Картинка про Восстановление ретро авто своими руками. Фото Восстановление ретро авто своими руками

Полное восстановление

Истинная реставрация автомобилей заключается в возвращении им первоначального вида с одновременным избавлением от более поздних наложений. Найти натуральные запасные части от старых моделей практически невозможно, поэтому часто их приходится изготавливать вновь по старым чертежам. Все это усложняет и удорожает процесс. Восстановленный таким образом ретро авто будет полностью соответствовать конструкторской документации того периода времени, в который он был изначально изготовлен. Для осуществления такой работы требуется досконально изучить первоначальную комплектацию изделия.

Следует знать технологические процессы и материалы, применявшиеся в процессе его производства, чтобы по возможности повторить их максимально точно. Внешний вид, внутреннее убранство и двигательную часть реставрированных раритетных автомобилей невозможно отличить от первоисточника.

Частичная реставрация

При упрощенном восстановлении транспортных средств совпадение будет неполным. Частичная реставрация ретро автомобилей производится с использованием современных узлов и деталей. Чаще всего их владельцы стремятся полностью восстановить внешний вид машины, не уделяя особого внимания ходовой части, которая может состоять из современных узлов и деталей. Салоны таких раритетных авто могу как полностью повторять исторический прототип, так и содержать элементы современного интерьера и дизайна.

Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть фото Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть картинку Восстановление ретро авто своими руками. Картинка про Восстановление ретро авто своими руками. Фото Восстановление ретро авто своими руками

Историческая ценность таких машин существенно ниже, но это не означают, что их владелец получит меньше удовольствия от обладания ими. Все упирается в финансовые возможности и склонности к коллекционированию. Истинный ценитель антиквариата, несомненно, отдаст предпочтение полной реставрации ретро авто, сколько бы это ему не стоило. Но для среднестатистического владельца машины вопрос о том, что стоит под капотом его транспортного средства: родная восстановленная деталь или снятая с современного авто, имеет гораздо меньшее значение. Поэтому частичная реставрация автомобилей получила очень широкое распространение.

Составные части ретро ремонта

В общем виде восстановление автомобилей включает в себя следующие виды работ:

Ретро авто не может обойтись без различного рода «фишек» характерных для той или иной марки машины. Эмблемы «Мерседеса», «Победы» или «Волги», соответствующие году выпуска изделия, придают им первозданный вид и необходимый колорит. Многие коллекционируют такие знаки и при желании их всегда можно отыскать.

При серьезном подходе к реставрации салон должен быть отделан материалом, соответствующим изначальному.

Те, кто серьезно занимается восстановлением автомобилей, уделяют внимание даже таким мелочам, как способ изготовления обшивки кресел. Так, в шестидесятые годы прошлого века часто использовался ручной труд, поэтому швы отличались от современных, изготовленных машинным способом.

В зависимости от целей, поставленных владельцем, ретро автомобиль может быть покрашен как современными лакокрасочными материалами, так и теми, которые использовались в исторический период изготовления. Это же касается и других используемых комплектующих. В конструкции раритетных автомобилей часто применялось дерево, которое за время эксплуатации и ненадлежащего хранения к моменту восстановления полностью пришло в негодное состояние. Чтобы машина соответствовала историческому облику, при реставрации следует использовать те породы, которые закладывались в изделие изначально. Только тогда транспортное средство можно с полным основанием считать ретро автомобилем, а его рыночная стоимость резко возрастет. Сейчас не так уж много людей владеет истинно раритетными изделиями, которые можно увидеть на различных выставках и мероприятиях, проводимых любителями старины и истории автомобилестроения.

Источник

Как сделать реставрацию старого автомобиля

Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть фото Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть картинку Восстановление ретро авто своими руками. Картинка про Восстановление ретро авто своими руками. Фото Восстановление ретро авто своими рукамиСтатья о том, как сделать реставрацию ретро автомобиля — особенности работы, ее этапы, тонкости процесса. В конце статьи — интересное видео о реставрации ретро машин. Статья о том, как сделать реставрацию ретро автомобиля — особенности работы, ее этапы, тонкости процесса. В конце статьи — интересное видео о реставрации ретро машин.

Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть фото Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть картинку Восстановление ретро авто своими руками. Картинка про Восстановление ретро авто своими руками. Фото Восстановление ретро авто своими руками

Реставрация машины — это отличная возможность получить оригинальный экземпляр, а также неплохая идея для бизнеса. Только подумайте, насколько престижно кататься на шикарном ретро автомобиле и как приятно осознавать, что именно вы вдохнули жизнь в эту старую, ржавую машину. Цена реставрированных автомобилей с каждым годом удваивается, а это значит, что восстановление транспорта — прекрасное капиталовложение.

Особенности реставрации автомобилей

Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть фото Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть картинку Восстановление ретро авто своими руками. Картинка про Восстановление ретро авто своими руками. Фото Восстановление ретро авто своими руками

Перед тем, как приступить к реставрации старой машины, необходимо изучить особенности процедуры, спланировать этапы работы, рассчитать необходимые финансовые и временные затраты.

Так как восстановление машин — дело серьезное, спешить в этом вопросе нельзя. Итак, какие мероприятия необходимо провести, прежде чем приступить непосредственно к работе:

Если вы выполнили все подготовительные мероприятия и готовы приступить к делу, имейте в виду, что реставрация автомобиля — процесс очень длительный. Если речь идет об истиной реставрации, с полным разбором машины и ремонтом каждой мелочи, вы затратите на нее минимум год. Это в лучшем случае. Но время, как и средства, необходимо планировать с запасом, поскольку в процессе работы вы обязательно не раз столкнетесь с непредвиденными ситуациями.

Рассмотрим поэтапно весь процесс реставрации старого автомобиля.

Этапы работы

Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть фото Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть картинку Восстановление ретро авто своими руками. Картинка про Восстановление ретро авто своими руками. Фото Восстановление ретро авто своими руками

Этап 1. Полная разборка автомобиля

Первый этап не представляет для опытного автолюбителя ничего сложного. Действительно, разобрать автомобиль намного проще и быстрее, чем собрать и завести только что отреставрированную машину. Тем не менее, на этом этапе важно соблюдать следующие рекомендации:

Очищенный кузов подлежит обязательной грунтовке, поскольку влага, находящаяся в воздухе, оказывает негативное влияние на «голый» металл.

Этап 2. Ремонт и восстановление шасси

Автомобильная рама — важнейшая конструкция, она является местом крепления основных агрегатов машины и ее кузова. На этом этапе проводится осмотр, дефектовка и выявление проблем шасси (нарушение геометрии, трещины). Затем неисправности «скелета» автомобиля устраняются. Качественный ремонт рамы важен, потому что от ее состояния зависит самое главное — безопасность.

Этап 3. Окраска элементов кузова

Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть фото Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть картинку Восстановление ретро авто своими руками. Картинка про Восстановление ретро авто своими руками. Фото Восстановление ретро авто своими руками

Подготовленные загрунтованные кузовные элементы подлежат покраске. Перед нанесением эмали важно правильно заклеить машину и спрятать детали, которые не будут окрашиваться.

Краскопультом наносим на поверхность кузова эмаль — это первый, «базовый» слой. Эмаль наносят параллельными, горизонтальными полосками, которые перекрывают друг друга примерно на пол сантиметра.

Второй слой лакокрасочного покрытия наносим вертикальными линиями. Затем в режиме «сушки» даем краске окончательно затвердеть. Сушить автомобиль следует при температурном режиме 50-80 градусов, примерно 50 минут.

Этап 4. Реставрация или замена технических узлов машины

Время выполнения этого этапа зависит от технического состояния автомобиля и исправности деталей. В большинстве случаев реставрация узлов занимает почти треть всего времени работы. Сложность заключается в том, что множество необходимых запасных частей уже нереально найти в продаже, поэтому реставратору приходится обращаться к услугам токарей для того, чтобы те воссоздали необходимый элемент.

На данном этапе производится тщательная диагностика агрегатов тормозной системы, рулевого управления, ходовой части, системы охлаждения, топливной системы и их ремонт.

Этап 5. Капитальный ремонт двигателя внутреннего сгорания и КПП

Реставраторам редко удается избежать данного этапа, так как возраст транспортного средства негативно влияет на техническое состояние сердца автомобиля. Этап начинается с полной разборки и дефектовки узлов двигателя и коробки переключения передач. Затем решается вопрос о том, каким образом вы хотите восстановить двигатель.

Здесь два варианта: отреставрировать оригинальный мотор или усовершенствовать его, придав ему новые, более мощные свойства. Как в первом, так и во втором случае вам придется потратить время на поиск необходимых составляющих или в случае отсутствия их в продаже заказать у токаря.

Иногда лучшим решением является не капитальный ремонт мотора, а его замена. Не стоит забывать и о том, что двигатель нуждается в переходе на современный бензин и обкатке после капитального вмешательства.

Этап 6. Гальванические работы (хромирование элементов)

Почти все ретро автомобили имеют множество запчастей, покрытых хромом, которые со временем потеряли свою привлекательность. Восстановление таких элементов необходимо начинать со снятия старого слоя и тщательной полировки. Затем детали подвергаются процедуре меднения, с помощью нее добиваются идеально ровной поверхности. В конце этапа запчасть покрывается никелем и хромом.

Этап 7. Полная сборка автомобиля

К этой работе необходимо отнестись серьезно и ответственно. Тут и пригодятся все записи и фото, сделанные еще на первом этапе, а также руководство по эксплуатации.

Этап 8. Реставрация салона машины

Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть фото Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть картинку Восстановление ретро авто своими руками. Картинка про Восстановление ретро авто своими руками. Фото Восстановление ретро авто своими руками

Объем работы по восстановлению интерьера автомобиля зависит от его исходного состояния и задуманного дизайна. Обязательными процедурами по реставрации считаются следующие:

Также необходима стирка чехлов сидений или перетяжка последних новой тканью, кожей. Обновление салона поможет реставрированному автомобилю шикарно и дорого выглядеть не только снаружи, но и внутри.

Этап 9. Комплектация машины недостающими частями

Этап 10. Испытание ретро автомобиля и его обкатка

Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть фото Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть картинку Восстановление ретро авто своими руками. Картинка про Восстановление ретро авто своими руками. Фото Восстановление ретро авто своими руками

Завершающий этап этой сложной работы заключается в пробных заездах и устранении обнаруженных недоработок, если таковые имеются. Обкатка автомобиля должна быть долгой для того, чтобы проверить его техническое состояние и показатели безопасности. Обычно заезд длиться 500 — 1000 км.

Для полной реставрации автомобиля необходимо провести серьезную и длительную работу. Но увидев и оценив ее результат, вы точно не пожалеете потраченных сил и времени. В настоящее время число реставраторов растет, ведь восстановление автомобилей — дело не только интересное и полезное, но и прибыльное.

Видео о реставрации ретро автомобилей:

Источник

Личный опыт реставрации олдтаймера: 10 ошибок, которые совершают все

Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть фото Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть картинку Восстановление ретро авто своими руками. Картинка про Восстановление ретро авто своими руками. Фото Восстановление ретро авто своими руками

В последние годы довелось немало поработать с восстановлением старого американского железа, начиная обсуждениями за кружкой чая технических решений, обмена опытом на тематических тусовках и заканчивая созданием из листа кузовных элементов. Хотелось бы аккумулировать какие-то свои выводы, неудачи и методы их устранения, подсмотренные у друзей, а также весь обширный мировой опыт в материал, посвященный самым глупым ошибкам, которые ты обязательно совершишь, ввязавшись в эпопею с реставрацией своего горячо любимого, но очень старого автомобиля.

Для начала стоит отсечь заранее комментарии в духе «Привет, Капитан Очевидность». Несмотря на то, что все нижеизложенное покажется понятным, логичным и единственно правильным, на этих граблях была стоптана ни одна сотня подошв, а черенки продолжают трещать с завидным постоянством о твердые лбы особо упертых энтузиастов. Итак…

1. Тебе позарез нужен план

Не в голове и не в заметках смартфона, а написанный собственной рукой и висящий на самом видном месте в мастерской. Импровизация хороша на джазовом концерте и в баре после восьмого стакана, в нашем случае у тебя должен быть четкий и максимально подробный план действий. Только так ты избавишь себя от перспективы выезда на трассу с незатянутыми фитингами тормозной системы и наконец-то перестанешь терять драгоценное время в раздумьях, за что бы взяться сегодня. Ну, а в качестве бесплатного бонуса, вычеркивая пункты, ты получишь наглядное доказательство того, что процесс идет, а это, как ни крути, убойная мотивация не забрасывать свой проект.

Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть фото Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть картинку Восстановление ретро авто своими руками. Картинка про Восстановление ретро авто своими руками. Фото Восстановление ретро авто своими руками

2. Техника безопасности

По этому поводу написано море статей, а печальная статистика просто не подразумевает никаких двояких трактовок. Все знают, что резать болгаркой нужно в маске, даже если она потеет, а багаж опыта вселяет бронебойную уверенность в своих действиях. Естественно, ты уже «сто раз так делал», но тупо соскочившая отвертка, потому что стало лень вытирать руки после замены масляного фильтра, может на неделю лишить тебя работоспособности. Ну и риск падения машины прямо на тебя с наспех поставленного домкрата – ненулевой. Случаи были, и вспоминать о них не хочется.

3. У всего есть свое место, и оно одно

Каждый, кто сталкивался с самостоятельным ремонтом своей «колымаги», может вспомнить тысячу случаев, когда поиски сверла на десять, которым ты только вчера просверлил пару отверстий, оборачиваются абсолютно неметодичным шатанием по гаражу и в итоге ни к чему не приводят. Всегда, конечно, есть надежда на соседа, который, в свою очередь, с большой долей вероятности выдаст тебе что-то в духе: «Где-то там вроде бы полгода назад на него натыкался». Да и в отличие от парней в гаражном кооперативе, соседи по подъезду очень редко держат дома сверла. А уж дюймовые ключи и подавно. Так что пятнадцать минут в конце вечера, потраченные на уборку, сэкономят на следующий день немало нервов и времени.

Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть фото Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть картинку Восстановление ретро авто своими руками. Картинка про Восстановление ретро авто своими руками. Фото Восстановление ретро авто своими руками

4. Ты никогда не уложишься в бюджет

Не стоит себя обманывать умозаключениями в духе «Мост еще походит, вроде предыдущий хозяин поменял все потроха в редукторе, да и четыреста кобыл должен переварить, ведь его же в семидесятых создавали». Будь готов к тому, что если что-то может выйти за рамки отведенного бюджета, оно окажется там еще до того, как ты приступишь к дефектовке. Единственный способ не сойти с ума от затрат в процессе – это стоически принять неизбежность очень больших финансовых вложений, смириться с максимально неудобоваримыми цифрами и пережить всю боль на начальном этапе. Так что верстай свой бизнес-план по максимуму, а потом смело умножай сумму в графе «итого» на два.

5. Ярлыки, фотографии и миллион грипперов

Разбирая сложный механизм или же несколько простых одновременно, потрать время на то, чтобы сложить весь крепеж по пакетикам, подписав каждый из них максимально подробно, а еще лучше закрепи каждый этап демонтажа парочкой фотографий. Приступив впоследствии к сборке, ты неоднократно скажешь себе за это «спасибо». Да и в принципе прекрати надеяться на свою дырявую память, ведь именно ты вчера проел всем друзьям плешь на тему «Кажется, я духовку забыл выключить».

6. Не все сервисы одинаково полезны, а ты не мастер на все руки

В любом случае рано или поздно тебе придется столкнуться с тем, в чем ты разбираешься на недостаточном уровне. Если есть время и желание – форумы, живые люди и Ютуб, как правило, знают обо всем больше тебя. Не стоит изобретать велосипед путем нарабатывания своего подчас весьма сомнительного опыта, горьких ошибок, бесконечных переделок и впустую потраченного времени, которого в подобных делах и так перманентно не хватает. Порой доверить определенные работы проверенным специалистам, поиск которых будет твоим домашним заданием, выйдет в итоге менее затратным по деньгам и гораздо более эффективным с точки зрения все тех же временных ресурсов. При наличии жестких сроков они растворяются с пугающей скоростью, а гектолитры выпитого кофе и другой бодрящей отравы в банках не добавят часов в сутках.

Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть фото Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть картинку Восстановление ретро авто своими руками. Картинка про Восстановление ретро авто своими руками. Фото Восстановление ретро авто своими руками

7. Семь раз разметь шаблон, восемь раз его примерь и не ленись потратить реально много времени на подгонку готовой детали

Лазить под машину, примерять упорно не встающий встык кусок изготовленной с нуля кузовной панели, возвращаться к верстаку, где есть тиски и напильник с точильным станком, всегда лень. Но в случае ошибки переделывать элемент придется полностью и обязательно. Поэтому подумай трижды, прежде чем сточить лишние миллиметры «чтобы уж наверняка». При благоприятных раскладах придется потратить пару часов на создание новой детали, в худшем случае – крепко раскошелиться и приостановить работы, пока морем из Штатов плывет новый, например, порог.

8. Все, что может пострадать во время тех или иных работ, обязательно пострадает

Включая тебя самого. Если капля от сварки остынет в твоем кроссовке – это еще полбеды, а вот если это произойдет на свежевыкрашенном крыле, то мучений, пусть и моральных, будет значительно больше. Искры от болгарки вполне терпимы для кожи рук, но они уничтожат салонный пластик, ЛКП и обшивки сидений гораздо быстрее, чем ты спилишь «всего один закисший болтик». Опыл от краски также оседает в самых неожиданных местах, а отмывается долго, муторно и через силу. Поэтому выкинь свою лень в ведро с промасленными тряпками и тщательно укрой подходящими материалами все, что может быть повреждено в ходе работ.

9. Если твой друг/сын/отец все-таки повелся на то, что в гараже весело и классно, и согласился тебе помочь, то опять же у тебя должен быть четкий план действий

Машина твоя, а значит среди всего этого железа ты – первый после бензинового дьявола, поэтому за продуктивность процесса отвечаешь ты. И если напарник будет слоняться без дела и атаковать дурацкими вопросами, то сей просчет исключительно на твоей совести. Раздели обязанности в соответствии с квалификацией участвующих и наличием необходимого инструмента, при этом постарайся максимально разнести по территориальному признаку рабочие места, чтобы не путаться друг у друга под ногами, руками и головами. В противном случае от такого помощника толку будет не больше, чем от жены, которая молча потягивает мохито, развалившись на снятом с машины заднем диване где-нибудь в углу гаража.

Источник

Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть фото Восстановление ретро авто своими руками. Смотреть картинку Восстановление ретро авто своими руками. Картинка про Восстановление ретро авто своими руками. Фото Восстановление ретро авто своими рукамиdragonfly_ua

Блог реставратора старинных автомобилей и мотоциклов

Реставратора старых автомобилей поджидает множество трудностей, лишь преодолев их, он сможет сохранить для истории уникальные технические образцы.

Реставрационная мастерская BMW. Некоторые автопроизводители оборудуют специальные мастерские для восстановлением старых моделей. Фото: BMW AG

Восстановить раритетный автомобиль до того состояния, в каком он вышел в своё время из заводских ворот, практически невозможно — так же, как невозможно дважды войти в одну и ту же реку. Однако выдающиеся автошедевры хотелось бы сохранить на века.

Отреставрировать машину на 100% сложно по многим причинам: трудно найти автомобиль в полной комплектации, восстановить изношенные и недостающие детали по той технологии и из тех материалов, которые применяли во времена его производства. К тому же нередко оказывается, что утрачена техническая документация на автомобиль, по которой можно было бы изготовить недостающие детали. Однако есть энтузиасты, которых не пугают подобные сложности. И именно благодаря их труду мы можем восхищаться автомобильными раритетами, любуясь ими на тематических выставках, в музеях, а если повезёт — и на дороге.

Тому, в чьи руки попал образец старинной техники, придётся решать, по какому пути двигаться. Один из вариантов — это сохранить то, что есть. Этот путь выбирают, когда попадается редкий образец в хорошем состоянии, имеющий около 90% оригинальных деталей, на котором, скажем, сохранилась заводская краска и обивка. Ведь археологи, обнаружив какой-нибудь старинный меч, от которого остался наполовину изъеденный ржавчиной клинок да какие-то фрагменты рукояти, не приделывают недостающие части. Они очищают находку, консервируют и хранят в таком виде.

Если же реставратору достаётся автомобиль, побывавший в руках несведущего в этой области человека или чаще всего просто эксплуататора техники, который её переделывал по своему усмотрению, то такой автомобиль можно попытаться восстановить до первоначального состояния, но при одном очень важном условии — не портить и не уничтожать сохранившиеся «родные» части машины.

Полная реставрация автомобиля может растянуться на несколько лет. Всё зависит от года выпуска машины, наличия и доступности необходимых запасных частей, схем, чертежей и от мастерства реставратора. Некоторые восстановленные раритеты участвуют исключительно в автопробегах, другие же можно увидеть и на дороге в обыденной жизни. Фото (SXC license): Eduardo Mota Silva

К сожалению, бывает и такое, что представляющую ценность технику губят именно те, кто пытается её восстановить. Происходит это из-за нехватки знаний и опыта.

Одиночке-любителю справиться с реставрацией не так-то просто. Чтобы полностью восстановить автомобиль, нужна хорошо оборудованная мастерская, оснащённая сварочным и другим оборудованием для кузовных работ, окрасочной камерой, набором универсальных станков. Более того, понадобится и специальное оборудование для изготовления деталей по старым технологиям. Поэтому иногда реставраторы передают часть работ в специальные мастерские.

При покупке старинного автомобиля реставратор обращает внимание не столько на его техническое состояние, сколько на то, какую историческую ценность он представляет. Год выпуска в данном случае не является определяющим критерием. Предпочтение отдаётся знаменитым и редким автомобилям — машинам, интересным по конструкции, имеющим заказные кузова или принадлежавшим когда-то известным личностям (естественно, при наличии подтверждающих документов).

Второй немаловажный момент — это комплектность. Чем «моложе» автомобиль, тем выше должна быть его комплектность. Так, любой автомобиль XIX века представляет ценность в любой комплектности, даже если никогда не удастся восстановить недостающие детали. А вот заурядный серийный автомобиль середины века ХХ, половина деталей которого «родные», особой ценности не представляет, даже в том случае, если удастся собрать недостающие детали. Ценятся автомобили 1930-х годов: компрессорные Mercedes-Benz 540 K и Duesenberg SJ, многоцилиндровые Cadillac V16 и Maybach Zeppelin, эксклюзивные модели Horch 853 с закрытыми кузовами.

Опытным реставраторам-профессионалам приходится много путешествовать. Уникальные экспонаты можно найти в самых неожиданных местах, часто при этом их владельцы и не догадываются, что эта груда металла представляет большую ценность. Фото (Creative Commons license): John Goodridge

Работа начинается с изучения автомобиля, сбора информации о нём и аккуратного разбора на детали. При разборке автомобиля на основные части (шасси, кузов, двигатель) даже опытные реставраторы всё записывают и рисуют эскизы. Процесс реставрации, как правило, долгий, память может и подвести.

Начинают реставрацию авто с наиболее трудоёмких работ — с восстановления кузова. Сначала его разбирают на элементы и очищают от ржавчины, обрабатывая сильной струёй песка или смесью мелких стеклянных шариков со скорлупой грецких орехов. Удаляют ржавчину и механическим путем — с помощью шаберов, скребков и шлифовальных машинок с абразивными кругами и металлическими круглыми щётками. Самый радикальный способ — погружение кузова или рамы в специальный раствор, который ещё и удаляет старую краску. Но если кузов очень сильно проржавел, то в результате такой обработки от него мало что останется.

После того как все детали очищены и обработаны преобразователем коррозии, который создает на поверхности металла защитную плёнку, реставратор приступает к выправлению поврежденных мест, которые имеются в любом, даже хорошо сохранившемся, кузове. Очень ветхие и сильно поврежденные места вырезаются, и на их место встык ввариваются новые куски металла. Швы от сварки зачищаются шлифовальными машинками и рихтовочными пилами. Иногда некоторые панели приходится полностью изготавливать заново. Раньше для заполнения неровностей применялась пайка припоями на основе олова и свинца. Теперь для этого используют полиэфирные и другие шпатлёвки, поскольку работать с ними намного проще.

На этом этапе происходит проверочная сборка. Мастер собирает кузов со всеми дверьми, капотами и остальными деталями; регулируют петли и устраняет зазоры. Геометрию кузова и рамы тщательно проверяют различными измерительными приборами, ведь в итоге они должны безупречно соединиться между собой, чтобы без проблем встали другие узлы и агрегаты. Во время проверочной сборки на кузов «примеряют» и остальные мелкие детали — после окраски стучать по кузову и панелям или подпиливать их нельзя.

Особенно трудоёмка работа с кузовом, имеющим деревянный каркас. Чтобы восстановить такой каркас, приходится снимать с него кузовные панели. Некоторые панели на каркасе соединены с помощью сварки, которую приходится разрезать, или закреплены с помощью многочисленных маленьких гвоздиков, каждый из которых нужно аккуратно вынуть. Изготовить новые деревянные детали непросто: каркас кузова имеет много криволинейных брусьев, которые повторяют его сложную форму.

Opel 1,2 Liter 1934 года. Особую сложность представляет реставрация кузова с деревянным каркасом. Помимо всего прочего, их нельзя окрашивать синтетическими эмалями, требующими горячей сушки. Фото автора

После шлифовки панелей мастер наносит первый слой краски. На этом этапе хорошо видны все дефекты, допущенные на предыдущих стадиях работы. Маскируют их с помощью тонкой шпатлевки. Окончательно кузов окрашивают, когда он уже собран — в несколько слоёв, количество которых зависит от типа применяемой краски. В первой половине ХХ века доминировали сначала масляные, затем глифталевые, пентафталевые и нитроцеллюлозные краски. Позже их стали вытеснять синтетические эмали, требующие горячей сушки. Такие эмали не годятся для окрашивания кузовов с деревянным каркасом, поскольку температура сушки составляет 130 °С. В наше время широко используют двухкомпонентные красители и акриловые краски.

Немало хлопот доставляет реставраторам и внутренняя отделка салона. При восстановлении интерьера снимают старую обивку с каркаса, распарывают её, делают выкройку и по ней шьют обновку. Материал обивки мастера стараются подбирать такой же, какой был применён на автомобиле при выпуске с завода. Современные синтетические материалы популярностью не пользуются — так можно скатиться с реставрации до ремонта. Большой удачей считается получить автомобиль с «родными» сидениями и обивкой.

На большей части сидений старинных автомобилей применялись пружины двух типов — спиральные и плоские зигзагообразные. Первые иногда требуют перетяжки. Сверху пружины покрывал матрац из конского волоса или кокосового очёса. Такие матрацы очень долговечны и в большинстве случаев сложностей с ними не бывает. Хуже, если попадется матрац из губчатой резины, которая со временем трескается. Проблема с такими матрацами заключается в том, что они отформованы с воздушными карманами. В домашних условиях такой матрац изготовить невозможно, поэтому выход из положения находят с помощью листовой губчатой резины и поролона.

Реставрация двигателя, сцепления, коробки передач и редуктора заднего моста особых трудностей не представляет, но только при одном очень важном условии — когда есть для них оригинальные запасные детали, пусть не новые, но хотя бы в рабочем состоянии. Если их нет, то восстановление этих узлов превращается в почти неразрешимую задачу, потому что такие детали в домашних условиях восстановить или изготовить практически невозможно.

В конструкциях ходовой части изнашиваются в первую очередь шарнирные соединения, различные втулки, сайлентблоки, рессорные пальцы, шкворни и подшипники. Многое из перечисленного восстанавливается с помощью токарных работ, но когда есть шанс поменять деталь на новую, его не упускают, особенно если это касается рулевого управления.

Не менее важным и ответственным этапом в является реставрация тормозной системы. Восстановить механические тормоза не составляет особого труда. А если тормоза гидравлические, то придётся решать проблемы с поиском изношенных деталей. В любой гидравлической тормозной системе есть резиновые детали, которые со временем приходят в негодность. Если эти детальки уже десятки лет не выпускают, реставратор изготавливает форму и создаёт их методом вулканизации. При этом учитывается состав резиновой смеси, так как тормозные жидкости отличаются по химическому составу и могут агрессивно реагировать на некоторые типы резины. Радикальный способ восстановления старой тормозной системы — это полная замена её на новую современную систему, более или менее подходящую по конструкции. Но, повторюсь, это уже ремонт, а не реставрация.

Реставратор сталкивается со сложностями на всех этапах работы. Не у каждого мастера достаточно опыта и знаний, чтобы решать их самостоятельно. Поэтому иногда они обращаются в реставрационные мастерские. Фото (Creative Commons license): Brian Josefowicz

Что касается системы питания, то здесь основная проблема заключается в опасности сварки бензобаков. Перед сваркой бензобак нужно тщательнейшим образом выпарить во избежание взрыва паров бензина. Сегодня для устранения течи бензобаков применяют различные герметики и составы на основе эпоксидных смол. Среди деталей карбюратора мало что можно восстановить, поэтому обычно их заменяют новыми. Желательно в системе питания заменить все трубопроводы, особенно их резиновые участки.

Недолговечна, как правило, и система выхлопа. Её изготавливают заново по старым образцам путём «гибки» и сварки труб подходящего сечения. Трубы можно гнуть на трубогибе или с помощью нагрева газовой горелкой. Глушитель обычно делают заново по старому образцу или, на худой конец, устанавливают современный — от автомобиля, имеющего двигатель соответствующей мощности и объема.

Система охлаждения, как правило, нуждается в пайке радиатора, замене подшипника водяного насоса и замене резиновых патрубков. Наибольшую трудоемкость из перечисленных работ представляет пайка радиатора.

Система электрооборудования на автомобилях первой половины ХХ века часто имела напряжение не 12, а 6 вольт. Если на автомобиле сохранилась шестивольтовая система, то имеет смысл её оставить, правда, проводку придётся менять полностью и использовать от неё только наконечники, которые нужно тщательно очистить от окисной плёнки. Еще сложнее с аккумулятором — его жизнь коротка, а найти такой шестивольтовый аккумулятор, который устанавливался изначально на реставрируемый автомобиль, практически невозможно. Поэтому агрегат придётся перебирать полностью.

Реставрация автомобилей — процесс трудоёмкий, требующий терпения и знаний. Поэтому и занимаются этим только энтузиасты, влюбленные в своё дело. Такую титаническую работу нельзя оценить никакими деньгами! Удовольствие доставляет сам процесс и возможность своим трудом бережно сохранить в истории человечества редкие, а порой и уникальные экземпляры, бывшие некогда гордостью конструкторов и дизайнеров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *