Вождение авто в европе
Их нравы: о культуре и бескультурье вождения в Европе
Триггером к написанию этого опуса стала картинка, ставшая в последние дни чуть ли не вирусной. Москва. Съезд с ТТК на Варшавское шоссе. Можно было бы много написать по конкретной ситуации, позлорадствовать на тему того, что в аббревиатуре «ДТП» буква «Д» означает «две»… Желчи на такие случаи у меня припасено предостаточно. Но вот ведь какое дело: подобная ситуация вполне могла случиться не только в России, но и, например, во Франции, Польше, Хорватии… Но не в Италии. Почему? Попробую объяснить.
О том, что у нас на одной шестой части суши нет культуры вождения, не писал только ленивый. Причин масса: легкость получения (покупки) прав, доступность автомобилей (за 100 тысяч вполне можно купить ржавую иномарку, которая пару лет ещё проездит). И можете обвинять меня в ксенофобии, но я уверен: основные моменты напряжения на дорогах создают либо совсем уж идиоты, либо представители других, не европеоидных рас. Достаточно прокатиться по дорогам наших южных регионов, или бывших соседей по СССР с востока, чтобы понять: они так ездят. У них принято проявлять агрессию на дороге. Не буду сейчас гневно кидаться обидными буквами. Для них такое поведение естественно. Это их территория, они так утверждают своё превосходство над другими.
Жители центральной части России априори более спокойны и в жизни, и за рулём. У нас другая беда: мы нередко соображаем не так быстро, как следовало бы. Но и это не так ужасно, как опасные маневры наших гостей с Юга…
Всего две недели в Италии и Франции заставили меня усомниться в привычной системе координат: россияне водят не хуже европейцев. Опыт командировок и личных турне по Старому Свету позволяет мне делать выводы не в теории, но на личном опыте. Лишний раз хочу заметить: всё очень субъективно.
Лучшие водители в Европе – не только в Германии, а скорее, в германоговорящих странах. Австрия, часть Швейцарии и сама Федеративная республика – их традиции и склад ума выражаются в том, что водят они крайне аккуратно. Не быстро, не медленно, а именно так, как надо. Они понимают логику транспортного потока и всеми своими действиями поддерживают порядок. Немец или австриец никогда не съедет с шоссе на «второстепенку» вторым рядом: это же небезопасно! Все их действия обусловлены заботой о безопасности. Они понимают, что тем самым они берегут не только себя, но и всех вокруг. Нам с вами ездить по Германии может быть трудно: надо неукоснительно соблюдать ПДД. В противном случае легко нарваться не только на недоумённые взгляды соседей по потоку, но и на рандеву с полицией – если не нарвётесь на патруль, в полицию наверняка сообщат анонимные доброжелатели. Там принято «стучать», но не принято договариваться с представителями власти.
И тут я подхожу к главным героям моего хит-парада: французам и итальянцам. Обе страны изъезжены мной и коллегами по журналистскому цеху вдоль и поперёк. Мои выводы из этого опыта многим могут показаться неожиданными. Несмотря на географическое соседство, манеры у французов и итальянцев совершенно разные. Возможно, многие читатели со мной согласятся: итальянцы, как любители быстрой езды, нам ментально ближе. Несколько последних поездок окончательно утвердили мой вердикт: пожалуй, именно итальянцев можно назвать лучшими водителями Европы. Они научились совмещать адекватность со скоростью. Все их манёвры логичны. Они понимают и отлично чувствуют физику автомобиля: это особенно хорошо чувствуется в горных районах.
Не раз я, будучи за рулём мощных современных машин, не мог держать темп, заданный седовласыми аборигенами на стареньких «Фиатах». Итальянцев легко обидеть: достаточно их просто обогнать. И они непременно попытаются отыграться. Но сделают это безопасно и элегантно, без агрессии. Они восстанавливают естественный, по их мнению, порядок передвижения. У них нет цели рисковать ради процесса. Италия ездит красиво и со вкусом. Логично, что они делают лучшие суперкары…
Увы, французов я вынужден поставить на последнее место. Никакого понимания структуры и логики транспортного потока. Мечутся по полосам, будто боятся ехать прямо. Подрезают и в городах, и на трассах. Тупят в левом ряду. Ну, разве что про поворотники помнят почти всегда и постоянно ими пользуются, потому что постоянно пытаются перестраиваться. Не всегда успешно: многие забывают, что для перестроения необходимо свободное пространство в соседней полосе, включают поворотники, начинают смещаться и только потом смотрят, куда. И хорошо, если смотрят вообще.
Ну и любимый прикол французов: вывалиться в левый ряд на магистрали. Не для обгона фуры или другого тихохода, нет! Просто так. Вокруг может быть пусто на сотни метров. Видимо, им надоедает ехать прямо. Даже там, где можно держать 130 км/ч, правый ряд, как правило, движется около 100, левый же, по идее, нужен для обгона. И если вы опережаете несколько машин, надо всегда быть готовым к тому, что одна из них может вылезти в левый ряд в любой момент, заставив вас внепланово проверить тормозной баланс… Разумеется, это может произойти на любом направлении в любой стране. Изредка. «Чайники» есть везде. Но только во Франции это происходит во время каждого второго обгона.
Текст: Евгений Липовицкий
Особенности вождения автомобиля в странах Европы
Собираясь за границу на автомобиле очень важно знать не только свой предстоящий маршрут, но и учитывать особенности стиля вождения местных водителей. Перед автопутешествием необходимо прочитать правила движения в странах, которые вы хотите посетить, и знать некоторые особенности вождения в этих странах.
В Австрии водители отличаются своей неторопливостью и педантичностью. Они водят автомобиль по правилам и вряд ли поймут, если вы, имея приоритет, начнете уступать им дорогу. За грубое нарушение ПДД могут сообщить в полицию.
В Италии, Испании и Португалии водители стремительны, агрессивны и умелы. Резкие подрезания и запоздалое торможение для них абсолютно нормальны. Висеть на хвосте, моргать дальним светом, превышать скорость – они могут это делать, но, без ярко выраженной агрессии. Для езды по Италии иностранному водителю пригодится доля наглости. Иначе хаотично оформленный знаками перекресток здесь не проехать. Мотоциклисты и скутеристы на дороге считают себя свободными от соблюдения правил дорожного движения. Большое количество указателей, порой противоречащими друг другу, вводит в заблуждение даже опытных водителей.
В Англии царит чопорность вперемешку с наглостью, переходящей в хамство: большое количество эмигрантов и приезжих создает путаницу из-за левостороннего движения.
В Финляндии, Швеции и Норвегии – дисциплинированное вождение, автолюбители всегда оказывают друг другу помощь на дороге. Очень жесткое ограничение скорости – любое нарушение серьезно карается. Зимой в этих странах можно ездить только на зимних покрышках.
По Финляндии водители едут на 10-15 километров быстрее чем можно, но если самому начать ехать быстрее, то местные все равно будут тебя постоянно обгонять. Таким образом, пытаясь ехать наравне с финами, можно разогнаться до 150-160 км/ч и все равно найдутся водители, едущие быстрее вас! Штраф можно получить, даже превысив скорость всего на 4 км/ч.
Поляки любят обгонять и делают это неаккуратно, иногда даже через двойную сплошную линию разметки. Автобаны Польши сейчас местами лучше чем в Германии, но в провинции дороги оставляют желать лучшего. Очень большое количество фур на транзитных дорогах страны. Засада полиции в кустах – в этой стране норма.
Чехия: Ездят чехи весьма аккуратно, почти не нарушают, даже скоростной режим, но бывают случаи, что нарушают даже правила обгона, чего никогда не увидишь в соседней Германии или Австрии. В Чехии полиция любит прятаться с радарами в кустах, о чем встречные машины предупреждают о засадах миганием фар.
Россия: наглость и хамство на дорогах. Очень частое пренебрежение правилами дорожного движения. Высокая аварийность. Люди за рулем нервные, озлобленные. Ситуация с каждым годом улучшается, но происходит это очень медленно. К тому же в России ужасные дороги.
Турция в этом плане похожа на Россию: водители любят сигналить и моргать дальним светом, обгонять справа, превышать скорость. С московскими навыками вождения ездить вполне комфортно. Пешеходы отвечают водителям взаимной «любовью» – переходят дорогу там, где хотят.
Беларусь: в последнее время культурнее и внимательнее стали белорусские водители, как по отношению к своим «коллегам», так и по отношению к пешеходам. На белорусских дорогах много водителей, которые проявляют понимание и позволяют выехать со двора дома или затора на полосе, снижают скорость перед лужей, чтобы не обрызгать пешехода, или оказывают, при необходимости, помощь на дороге. Водители стали активнее использовать знаки вежливости: моргают фарами, «аварийкой», приветствуют рукой, кивком головы или просто улыбкой. Актуальной в стране остается проблема вождения в состоянии опьянения, а также без права управления транспортными средствами. По вине пьяных и «бесправников» происходит большинство ДТП с тяжелыми последствиями.
Украина: Будьте готовы к тому, что не все водители вежливы и соблюдают правила дорожного движения. Поэтому, всегда лучше пропустить лихача или подождать самим, если Вас не пропускают, во избежание аварийной ситуации. Не на всех дорогах нанесена разметка пешеходных переходов, поэтому, будьте готовы к тому, что пешеходы могут переходить проезжую часть в совершенно разных и неожиданных местах.
Кроме того, в Украине не придерживаются элементарных Правил дорожного движения, например включения поворотников. Водители часто просто не смотрят в зеркала. Также практикуют разворот через двойную сплошную.
Бывают случаи остановки водителей лже-милиционерами с целью грабежа. Поэтому, всегда требуйте удостоверение инспектора. Документы такого рода печатаются на специальной бумаге, с определенной защитной сеткой. Если документ показывают мимолетно, сразу насторожитесь, попросите повторить имя и фамилию, звание, должность
И еще несколько общих советов:
пропускать автомашины, выезжающие со второстепенных направлений, и перестраивающиеся с полосы на полосу, даже если у вас есть преимущество.
Будьте внимательны на дорогах европейских стран!
Особенности вождения в странах ЕС
После Безвиза с ЕС, увеличились путешествия по Европе на машине. Решились совершить автопробег «по Европам», обязательно изучите нюансы правил дорожного движения, которые могут отличаться от страны к стране.
Наш обзор разъяснит особенности вождения в странах Евросоюза, что поможет вам избегать штрафов и общения с полицией.
Австрия
Обязательно иметь с собой:
Ограничения скорости:
В черте города 50 км/час, в некоторых населенных пунктах 30 км/час (например город Грац)
За чертой города 100 км/час
Межгородская трасса 130 км/час
Все пассажиры должны быть пристегнуты. В случае нарушения, полицейский может сделать устное предупреждение либо выписать штраф 35 Евро. Дети до 14 лет и ростом до 150см должны быть пристегнуты специальным ремнем либо находится в детском кресле.
Штрафы до 90 евро оплачиваются на месте, после чего вы получите квитанцию. Суммы свыше должны быть оплачены в банке в течение 2 недель.
Парковка только в разрешенных местах. Если вы оставите машину в неположеном месте, она будет эвакуирована на штрафплощадку.
Алкоголь:
Максимальный уровень алкоголя в крови 0,49%. В случае превышения, штраф от 300 до 5900 евро в зависимости от степни опьянения и обстоятельств. Также могут запретить въезд в Австрию.
В машине вы обязаны иметь:
Треугольный знак
Светоотражающий жилет
Аптечка первой необходимости
Для легковых машин:
10 дневный: 8,30 Евро
2 месячный: 24,20 Евро
Для мотоциклов:
10 дневный: 4,80 Евро
2 месячный: 12,10 Евро
Когда школьный автобус загружается и выгружается, вы не имеете права его обгонять.
Антирадары запрещены
Сигналить запрещено в Вене возле больниц и госпиталей.
Бельгия
Обязаны иметь:
Треугольный знак
Светоотражающий жилет
Скоростные ограничения:
В черте города 50 км/час
За чертой города 90 км/час
Межгородская трасса 120 км/час но не ниже 70 км/час
Иногда встречаются ограничители 30 км/час в маленьких деревнях и поселках.
Дети ростом до 135см должны быть пристегнуты ремнем либо находится в детском кресле
Антирадар запрещен, но навигационные системы с функцией обнаружения камер допускаются.
В Бельгии не принято часто пользоваться сигналом. Вместо этого моргают фарами. В темное время суток сигналить запрещено.
Трамвай всегда имеет преимущество, поэтому их всегда следует пропускать. Автобус отъезжающий от остановки, также нужно пропускать. Если пешеход стоит рядом возле перехода но еще не ступил на него, все равно нужно остановиться и пропустить его.
Франция
Обязательно иметь в машине :
Треугольный знак
Светоотражающий жилет
Если попали в пробку, помните что правый крайний ряд нельзя занимать, он для автомобилей скорой или полиции.
Обгон трамвая на остановке, запрещен.
На участках с плотным движением сигналить запрещено, за исключением опасных ситуаций.
Ограничения скорости для легковых авто :
В черте города 50 км/час
За чертой города 90 км/час
На межгородских дорогах, разделенных ограждением 110 км
В случае превышения лимита на 40км, права изымаются на месте.
Наличие автостраховки обязательно.
Пристегивание обязательно для всех пассажиров. Детям до 10 лет нельзя ехать на переднем сидении.
Ребенок весом до 13кг должен находиться в корзине для грудничков.
Германия
Обязательно иметь в машине:
Пешеходы всегда имеют преимущество а трамваи всегда имеют право приоритета.
Антирадары и GPS системы с определителем камер запрещены.
При въезде во многие города висит знак Umweltzone, который значит что вам следует купить право въезда. Цена вопроса 5-10евро. Стикеры бывают разных цветов и категорий, в зависимости от типа двигателя и классификации вредности выбросов по Евростандарту.
За въезд без стикера штраф 40 евро.
Обязательны для всех пассажиров. Дети до 12 лет включительно должны находистья в специальном кресле.
Голландия
Наличие автостраховки обязательно.
Ремни безопасности обязательны для всех находящихся в машине.
Дети ростом до 135см должны быть в автокресле. Если машина не оснащена задними ремнями безопасности, детям до 3х лет запрещено в ней ехать.
Скорость:
В черте города 50 км/час
За чертой города 80 или 100 км/час, зависит от знака ограничения.
Межгородские трассы 120 км/час.
Имеются платные дороги и мосты. Перед въездом на которые будет знак TOLWEG
Антирадары запрещены, за нарушение штраф и конфискация устройства. Оплата штрафа производится не месте.
Автобус и Трамвай всегда имеют преимущество, их нужно пропускать везде и при любых обстоятельствах.
В целом, голландцы водят машины аггресивно и на дороге особо не церемонятся. Извиняться включая аварийку не принято.
Греция
Обязательно иметь в машине:
Не паркуйтесь в запрещенных местах, местная полиция просто заберет номер с машины.
Ограничения скорости:
В черте города 50 км/час
За чертой города 80 км/час
Межгородская трасса 130 км/час
Дания
Обязательно иметь страховку и стоп-треугольник.
Ограничения скорости:
В черте города 50 км/час
За чертой города 80 км/час
Межгородская трасса 130 км/час
Ремни безопасности обязательны для всех пассажиров, и в машине не может находиться больше людей чем ремней безопасности.
Глубина протектора шины не может быть ниже 1.6мм
Пешеходы и велосипедисты всегда имеют преимущество, и вы всегда обязаны их пропускать.
В Копенгагене парковка разрешена только в специальных местах, и работа двигателя на холостом ходу дольше 3 минут запрещена.
Штраф за парковку в неположенном месте 500 крон, у полиции есть право забрать автомобиль на штрафплощадку, при этом все расходы вы обязаны оплатить.
Вам также нужно будет приобрести диск-указатель времени, и прикрепить его на лобовое стекло. И показывать там время прибытия.
Обязательно иметь в машине:
Сигналить разрешено только в случае экстремальной ситуации.(Хотя итальянцы сигналят где не попадя. )
Габариты должны быть включены за пределами города в любое время суток.
Путешествуя по городу, во многих зонах вы увидите знак запрещающий въезд. Особенно много таких в Риме. На итальянском это выглядит так. ‘Zona Traffico Limitato.’ Не следует туда заезжать, вас сфоткает камера и штрафа не избежать.
В Милане, для визита центра города нужно купить специальный пропуск. По выходным дням, въезд в центр города свободный.
Лимиты скорости разняться в разных районах Италии, поэтому внимательно смотрите на знаки.
Кипр
На Кипре левостороннее движение.
Антирадар и навигация с отслежкой камер запрещены.
Нельзя есть и пить за рулем.
Дети до пяти лет, не могут сидеть на переднем сидении, до десяти лет детское кресло.
Ограничения скорости:
В черте города 50 км/час
За чертой города 80 км/час
Межгородская трасса 100 км/час
Ограничения скорости:
В черте города 50 км/час
За чертой города 90 км/час
Межгородская трасса 130 км/час
В черте города нельзя использовать сигнал.
Обязательно обращайте внимание на знак ‘Zone de rencontre’, который значит что на этом участке приоритет у пешеходов и скорость движения 20 км/час.
Норвегия
Обязательно иметь в машине:
Треугольный знак
Аптечка
Страховка
Антирадар запрещен, штраф за использование высокий.
Всегда имейте при себе монеты. В Норвегии полно платных участков дорог, где автомат принимает только мелочь. Для въезда в некоторые города, нужно купить пропуск на любой автозаправке.
Ограничения скорости:
Гордская зона 50 км/час
Частный сектор 30 км/час
Вне города 80 км/час
Автобан 100 км/час
Обязательны для всех пассажиров. Для детей оборудование согласно возрасту и росту.
Ирландия
Движение левостороннее.
Обязательно иметь в машине:
Сигнал гудка запрещен во время с 23.30 до 07.00
Использование антирадара запрещено с конфискацией.
В черте города 50 км/час
За чертой города от 60 до 100 км/час
Межгородская трасса 100 км/час
Ремни безопасности обязательны для всех пассажиров.
Дети до трех лет должны быть пристегнуты в десткое кресло, и при этом могут ехать на переднем сидении.
Испания
Обязательно иметь в машине:
Треугольный знак
Светоотражающий жилет
Запасное колесо и набор ключей для монтажа
Обгон справа разрешен и довольно часто применяется.
Если вам нужно развернутся, не на каждом перекрестке это можно делать. дождитесь знака вот такого:
Сигналить не принято, вместо этого люди мигают фарами.
Гордская зона 50 км/час
Вне города 90 км/час
Автобан 120 км/час
Обязательны для всех пассажиров.
Дети до 12 лет не могут сидеть на переднем сидении. Дети до 3 лет могут находится спереди в детском кресле.
Португалия
Обязательно иметь в машине:
Треугольный знак
Светоотражающий жилет
Страховка
Электронный прибор автоматического снятия денег при въезде на платную дорогу. Берется в аренду на любой автозаправке, депозит за устройство 28 евро, которые вам вернут обратно. И ложите минимум 15 евро. Не истраченные деньги также возвращаются.
Антирадар запрещен, штраф с конфискацией прибора.
Нельзя перевозить велосипед на заднем рейлинге, только на крыше..
Запрещено использовать сигнал в ночное время.
Ограничения скорости:
Гордская зона 50 км/час
Вне города 90 км/час
Автобан 120 км/час
Если водительский стаж не более 2х лет, ваш максимум 90 км/час.
Обязательны для всех пассажиров.
Дети до 12 лет не могут сидеть на переднем сидении. Дети до 3 лет могут находится спереди в детском кресле.
Финляндия
Обязательно иметь в машине:
Треугольный знак
Жилетка-светоотражатель
Страховка.
Габариты должны быть включены в любое время суток при любой погоде.
Осторожно ехать следует возле леса, так как много оленей там водится. Если ударите, проблем с полицией не избежать.
Сигналить запрещено за исключением аварийных ситуаций.
Обращайте внимание на знаки, оповещающие о том что улицу будут чистить. Машину ставить нельзя, иначе эвакуация и штраф.
В черте города 50 км/час
За чертой города 80 км/час
Межгородская трасса 120 км/час
Ремни безопасности обязательны для всех пассажиров.
Швеция
Обязательно иметь в машине:
Включенные габариты обязательны в любую погоду и время суток. Как в Норвегии, много оленей и лосей в лесах, потому аккуратно катайтесь по проселочным дорогам.
Парковка по парным числам календаря на парной стороне улицы и наоборот.
Ограничения скорости:
Городская зона 30 км/час
Вне города 70 км/час
Обязательны для всех пассажиров.
Дети до 15 должны сидеть на заднем сидении. Десткое кресло крепится лицом к заднему стеклу.
Швейцария
Обязательно иметь в машине:
Стикер об уплате транспортного сбора.
Действует правило «пешеход всегда прав и ему всегда дорога»
Сигналить можно только для предупреждения аварийной ситуации.
Для права проезда по скоростным дорогам, нужно приобрести стикер, который крепится на стекло. Купить можно на заправке или почтовом отделении.
Ограничения скорости:
Городская зона 50 км/час
Вне города 80 км/час
Автобан 120 км/час
Обязательны для всех пассажиров.
Дети до 12 лет не могут сидеть на переднем сидении и должны быть пристегнуты.
ПДД в странах Европы, и их отличия от российских ПДД
Не нашли нужную информацию?
Правила дорожного движения в Европе — общее описание ситуации
Все европейские страны (кроме Ирландии) подписали в свое время конвенцию «О дорожном движении» (Вена, 1968 год), которая устанавливает и стандартизирует основные (общие) правила дорожного движения, которые могут устанавливаться в странах присоединившихся к этой конвенции.
Эта конвенция хоть и старая, но «живая», работающая. В нее периодически вносятся поправки, изменения и т.п., поэтому она, несмотря на свой почтенный возраст, вполне себе актуальный и действующий документ.
Что же до общих европейских правил дорожного движения, то в настоящий момент ситуация с ними выглядит следующим образом:
То есть, общие правила движения (на красный стой, сплошную не пересекай, пешехода пропускай и т.п.) прописаны в Конвенции и во всех странах Европы абсолютно одинаковы.
При этом в мелких деталях (которые Конвенцией не определяются явно), ПДД стран различаются. Например, содержание алкоголя в крови или скорость движения и т.п. Отсюда и наличие в каждой стране своих правил.
Поэтому даже не ищите книжечку с названием «Общие европейские правила дорожного движения» (или подобным) — её просто не существует. Да еще на русском языке…
Сайт Еврокомиссии со сводкой (выписками из) ПДД по европейским странам есть (как помощь автотуристам), но он на всех европейских языках кроме русского. Если владеете каким-то, то по ссылке выше вы его найдете.
Если же действительно хочется увидеть что-то общее, единое и относящееся к ПДД, то читайте Венскую конвенцию и наслаждайтесь.
Но помните, что Конвенция написана не для индивидуальных автолюбителей, а для государств, которые на ее основе разрабатывают свои ПДД, поэтому, ссылаться на нее в спорах с дорожной полицией — глупо.
Таким образом, ПДД во всех странах присоединившихся к Конвенции (в т.ч. и в России, Беларуси, Украине и т.п.), написаны по одному общему шаблону, но имеют незначительные различия только во второстепенных деталях.
Об этих различиях в правилах и пойдет речь ниже, а пока суть:
* Примечание: если говорить шире, то не только в странах Европы, а во всех странах присоединившихся к Конвенции.
Говоря простым языком: никаких существенных отличий ПДД применяющихся на территории европейских стран, от ПДД применяющихся на территории России (а также Белоруссии, Казахстана, Украины) — нет.
Красный свет — стой, зеленый — двигайся, пешехода пропусти, ремень пристегни, по телефону не болтай, сплошную не пересекай, помеху справа пропусти, требования знаков — выполняй, скоростной режим — соблюдай, и т.п. Вот вообще всё одинаково.
Все базовые правила движения во всей Европе работают также как в России (Белоруссии, Казахстане, Украине). Основные требования ПДД едины везде, хоть в Албании, хоть в Германии.
Вид и значение дорожных знаков и дорожной разметки также стандартизованы конвенцией «О дорожных знаках и сигналах» и различаются лишь в небольших деталях (ширина линий и т.п.). То есть и там нет существенных различий.
Это может тяжело понять и принять сразу тем, кто первый раз погружается в тему, но это действительно так.
Если вы уверенно чувствуете себя на дороге на территории своей страны, то никаких проблем при движении по Европе у вас не возникнет. Как проехавший за рулем 40 тысяч километров по территории 30-ти европейских стран, автор этой заметки проверил это лично на себе.
Все водители и в России, и в Европе, ездят по вполне общим правилам. И существенных различий вы там не увидите. Но они, конечно, есть, и речь о них идет чуть ниже.
Также различия есть в общем отношении водителей к соблюдению правил, (что в основном зависит от жесткости контроля за этим в той или иной стране), но это тема отдельной заметки.
Основные различия ПДД стран Европы, и отличия их от ПДД в России
Несмотря на то, что ПДД всех стран Европы унифицированы, тем не менее различия в них конечно же есть. В основном различия есть в тех моментах, которые Конвенция не прописывает явно (т.е. отдает на усмотрение властей конкретной страны).
Основные отличия в ПДД стран Европы есть:
Перечисленные выше параметры могут различаться в разных странах (но опять же, только в пределах ограниченных Венской конвенцией).
То есть, например, максимальный уровень алкоголя в крови при котором допускается управление ТС, ограничен в Конвенции значением 0,8‰, но каждая страна имеет право уменьшить его (хоть вплоть до нуля), а вот увеличить — нет. И так далее.
Об этих различиях и пойдет речь ниже. Информация изложена по принципу «от простого — к сложному», т.е. сначала идут пункты по которым в ПДД всех стран Европы меньше всего различий, а в конце заметки, идут пункты с максимальными отличиями.
Ремни безопасности
Требования обязательного использования ремней безопасности, присутствуют в ПДД всех стран Европы. Во всех странах за нарушение этого требования предусмотрен штраф.
Во всех странах Европы, требования обязательно пристегиваться ремнями безопасности, всегда относятся также и к пассажирам путешествующим на задних сидениях. Исключений нет.
Ответственность за непристегнутых пассажиров в некоторых странах несет водитель, а в некоторых подразумевается ответственность самого пассажира (если он дееспособный и совершеннолетний) — определяется местными правилами.
Антирадары и радар-детекторы
АНТИРАДАРЫ в ЕВРОПЕ
С антирадарами в Европе все просто:
Во всех странах Европы запрещена даже перевозка антирадаров в упаковке (т.е. ввоз их на территорию страны).
Даже за сам факт владения антирадаром предусмотрен штраф, и очень нескромный, до 75000 (семидесяти пяти тысяч) евро, в Бельгии, например. Это самый большой штраф в Европе (кстати, в Бельгии и камер больше всего).
Но и другие страны в этом плане не сильно отстают, штрафы за антирадар обычно исчисляются не в сотнях, а в тысячах евро, в Испании, например, это 6000 евро.
Так что про анитрадары при поездках по Европе лучше забыть.
РАДАР-ДЕТЕКТОРЫ В ЕВРОПЕ
Всего семь стран Европы «одобряют» (т.е. прямо не запрещают) использование радар-детекторов: Белоруссия, Болгария, Венгрия, Россия, Румыния, Словения, Украина.
За это также предусмотрены достаточно большие штрафы, но меньшие, чем за антирадары. Обычно, порядка сотен евро.
Более того, ПДД некоторых европейских стран требуют, чтобы функция GPS-навигатора, указывающая установку камер контроля скорости, была отключена в период его использования (ну, это уж не дождетесь, конечно).
Так что если вы используете радар-детектор в поездках по России, то при поездке в Европу — лучше оставьте его дома, от греха подальше.
Если его найдут на границе (при въезде в ЕС) — заставят выкинуть, или просто не пропустят вас через границу. Если хотите использовать радар-детектор в Европе, то прячьте его так, чтобы… в общем, вы поняли.
Если все-таки будете пользоваться радар-детектором, то не оставляйте его на торпеде на стоянке, в тех странах, где он запрещен. Местные жители очень даже могут позвонить в полицию и сообщить о нарушении, у них там так принято.
Или его могут увидеть сотрудники полиции, допустим, когда будут проверять оплату уличной парковки. Поэтому, лучше не экспериментируйте с этим.
Телефон за рулем
Последней сдалась Швеция. В ней запрет на использование мобильного телефона за рулем, был введен только с 1 февраля 2018 года.
Во Франции, использование мобильного телефона запрещено даже в стоящем автомобиле (с июля 2018 года вступили в силу новые поправки в ПДД). Использование телефона в автомобиле там разрешено только для вызова служб экстренной помощи.
Перевозка детей в автомобиле
Во всех странах Европы, основные требования к перевозке детей на автомобиле практически совпадают:
дети до трех лет — перевозятся только в специальных креслах,
дети от 3-х до 12-ти лет — только с использованием специальных удерживающих устройств, соответствующих их росту и весу.
Разница в требованиях к перевозке детей проявляется в следующих моментах:
Дети до 3-х лет: в некоторых странах разрешена их перевозка на переднем сиденье, в некоторых — запрещена.
Дети от 3-х до 12-ти лет: колеблется граница по росту, при достижении которого ребенок может использовать штатные ремни безопасности автомобиля без дополнительных устройств. В некоторых странах — это рост 150 см, в некоторых — 135 см, а в некоторых — это определяется еще и по весу.
Тонировка стекол
В подавляющем большинстве европейских стран, требования к светопропусканию лобового и передних боковых стекол совпадают с установленными в России:
В Бельгии, Германии и Швейцарии, допускается снижение светопропускания лобового стекла до 70%, при этом боковые передние стекла, также должны иметь светопропускание не менее 70%.
В Италии, Сербии и Франции — любая тонировка лобового стекла (кроме заводской) — запрещена.
Тонировка задних стекол практически нигде не регламентирована (кроме Дании), единственное требование — наличие боковых зеркал. Некоторые страны требуют, чтобы обязательно были два боковых зеркала, некоторые допускают наличие минимум одного.
В Дании, светопропускание задних стекол должно быть не менее 40%.
Во многих странах, полицейские уполномочены требовать снятия тонировки нарушающей требования ПДД, на месте обнаружения нарушения. В некоторых странах, автомобиль может быть отправлен на штраф-стоянку (за счет водителя).
Тонировка светооборудования автомобиля (фары, стоп-сигналы, габаритные огни и т.п.) — недопустима и запрещена везде. «Бронировка» фар допустима, но только бесцветной пленкой.
Прочие различия
Конечно, кроме того, что описано выше, есть и другие, менее существенные различия в ПДД разных стран, и их довольно много, все не перечислить. Но они уже не играют такой заметной роли на самом деле.
Автор этой заметки и сам их все не знает, но это никоим образом не помешало ему объехать всю Европу без проблем и штрафов (тьфу-тьфу).
Из того, что хотелось бы упомянуть, можно отметить различия в требованиях к оснащению (оборудованию) автомобиля, которые существенно разнятся от страны к стране.
Здесь имеются ввиду требования иметь в машине аптечку, огнетушитель, знак аварийной остановки, светоотражающий жилет, набор запасных ламп.
Требования эти самые разные, и подробно они рассмотрены в заметке про оснащение автомобиля для поездки в Европу, ознакомьтесь, кому интересны подробности.
Если говорить вкратце, то оснащение автомобиля по российским требованиям (включая наличие в машине светоотражающего жилета), полностью перекрывает требования по оснащению автомобиля всех европейских стран. Подробности в заметке по ссылке чуть выше.
Использование ближнего света днем в странах Европы
Страны Европы делятся на три неравных лагеря, по отношению к использованию ближнего света фар в светлое время суток: требуется всегда, не требуется и требуется только за городом.
На рисунке ниже, показано распределение стран:
Зеленым цветом обозначены страны, в которых использование ближнего света фар (или дневных ходовых огней) — обязательно в любом месте и в любое время суток.
Примечание: Украина уже не входит в это число, свет фар обязателен там только ночью (а также в условиях плохой видимости и т.п.). Карта будет исправлена позже.
Желтым цветом обозначены страны, где использование ближнего света фар днем не обязательно.
Желтым цветом с зеленой штриховкой обозначены страны, в которых использование ближнего света днем, необходимо только при движении за городом (Италия, Венгрия, Румыния).
Зеленым цветом с зеленой штриховкой обозначена Хорватия — там использование ближнего света фар обязательно днем только в зимний период: с первого воскресенья октября, до последнего воскресенья марта.
СПИСКОМ:
Ближний свет днем обязателен всегда: Болгария, Босния и Герцеговина, Дания, Латвия, Литва, Македония, Молдавия, Норвегия, Польша, Сербия, Словакия, Словения, Финляндия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.
Ближний свет днем обязателен при определенных условиях:
При движении за городом: Венгрия, Италия, Румыния.
В зимний период: Хорватия.
Ближний свет днем не обязателен (кроме условий плохой видимости, и в тоннелях): Австрия, Албания, Андорра, Белоруссия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Турция, Украина, Франция.
ЧТО ДЕЛАТЬ? (ИЗ ПРАКТИКИ ПОЕЗДОК)
Смотрите всегда, как едет большинство местных водителей: едут они со включенными фарами — и вы включайте, едут с выключенными — можно и свои выключить.
Но лично автор, например, чтобы рефлекс («двигатель завел — фары включил») не «ломать», ездит по Европе всегда со включенными фарами (как и по России) — пусть боятся. Можете поступать так же — ошибки не будет. Ни в одной стране Европы не предусмотрен штраф за использование фар ближнего света днем.
Допустимые нормы алкоголя в крови
Венская конвенция «О дорожном движении», в числе прочих многих вещей касающихся правил дорожного движения, определяет и максимально допустимое содержание алкоголя в крови, при котором допускается управление автомобилем, равным 0,8‰ (промилле).
Допустимый уровень выше этого, ни одна из стран из присоединившихся к этой конвенции установить не может (не имеет права).
Но может этот уровень уменьшить, вплоть до нуля, чем некоторые страны и пользуются.
На рисунке ниже приведены нормы максимально допустимого уровня алкоголя в крови, при котором допускается управление автомобилем по странам Европы:
Легенда карты: зеленый цвет — 0,8‰; салатный — 0,5‰; светло-оранжевый — 0,3‰; оранжевый — 0,2‰; красный — 0,0‰.
В общем, чем красней страна на карте выше, тем аккуратней в ней нужно быть с алкоголем, когда находишься за рулем.
Кроме того, во многих странах предусмотрены разные допустимые нормы содержания алкоголя в крови, в зависимости от стажа водителя. Смотрите примечания к таблице ниже.
ТАБЛИЦА МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМОГО УРОВНЯ АЛКОГОЛЯ В КРОВИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ АВТОМОБИЛЕМ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ
ПРИМЕЧАНИЯ:
Указанные в таблице уровни — это уровни, при которых уже наступает административная (а в некоторых странах и уголовная) ответственность за управление автомобилем в нетрезвом виде. То есть, допустимые уровни на одну ступень ниже (не 0,5‰, а 0,49‰ и т.д.).
То есть при отказе от освидетельствования, выносится максимальное наказание за употребления алкоголя за рулем предусмотренное в данной стране: где штраф — там максимальный штраф, где лишение прав или тюрьма — там максимальный срок.
В некоторых странах есть градации наказания в зависимости от состояния опьянения. То есть не как у нас (в РФ) — водитель либо пьяный, либо нет, а там еще, бывает, смотрят на уровень алкоголя.
До определенного уровня можно отделаться просто штрафом, если его превысил, то лишают прав, а если уровень совсем зашкаливает, то можно и срок получить. В общем, не пейте за рулем, целее будете и вы, и ваш кошелек.
На этом, основные различия в ПДД между европейскими странами и Российской Федерацией заканчиваются. Остается лишь один важный момент — скорость (а точнее, ее ограничения), но этот момент вынесен в отдельную заметку:
На этом, заметку посвященную отличиям правил дорожного движения в странах Европы, от ПДД принятых в России, я закончу. Еще раз подчеркну, что в основном, никаких существенных отличий нет. Есть разница в некоторых деталях, которые и указаны выше.