Все машины с автопилотом
15 компаний, которые уже сейчас делают автомобили с автопилотом
На самом деле, абсолютного автопилота в машинах еще нет. Сообществом автомобильных инженеров была разработана шестиуровневая классификация автоматизации автомобилей, где 0 — водитель выполняет всю работу сам, и 5 — абсолютный автопилот. На данный момент технология автопилота находится на отметке 2-3. Рассмотрим наиболее «умные» беспилотные автомобили на сегодня.
Теslа
Tesla Model S можно смело относить к третьему уровню автоматизации. Модель умеет самостоятельно парковаться, встраиваться в полосу, ездить по улицам города, переходить с одной трассы на другую и останавливаться при обнаружении препятствий. Инженеры Tesla планируют достичь пятого уровня в ближайшие 2-3 года.
Американская компания Fоrd находится на четвертом месте по объему выпуска автомобилей за весь период существования. В последних моделях Focus, Kuga, Mondeo и Explorer стала доступна система активной помощи при парковке. Эта функция требует одного нажатия кнопки, после чего датчики найдут достаточное для парковки место, когда автомобиль будет проезжать мимо. После этого система автоматически направляет автомобиль на выбранное место, а водителю остается лишь управлять педалями газа и тормоза, а также коробкой передач.
Nissаn
Nissаn Sеrеnа в 2016 году стал первым автомобилем, обладающим технологией ProPILOT. Уже тогда автопилот значительно упрощал движение по шоссе, одновременно управляя рулем, акселератором и тормозной системой.
В 2019 стала доступна новая версия автопилота РrоPILOT 2.0 для Nissan Skyline. Эта система может удерживать автомобиль по центру полосы, соблюдать дистанцию и поддерживать скорость движения.
Классическая линия BMW пятой серии недавно получила функции автопилота. Они могут самостоятельно припарковать автомобиль, а также управлять им во время пробок, позволяя водителю отдохнуть.
Vоlvо
Внедорожник Volvo XC60 оборудован максимальным числом автономных функций. Автомобиль сам справляется с торможением, ускорением и управлением на скорости до 130 км/час. Однако водитель должен держать руки на руле, а бортовой компьютер следит за тем, чтобы он не отвлекался от дороги.
Audi A8 на скорости до 60 км/час позволяет водителю убрать руки с руля и наслаждаться поездкой. В числе самостоятельных функций у этого автомобиля есть автопарковка, езда по улицам города, маневры средней сложности и остановка перед препятствиями.
Mercedes-Benz
Сейчас в автомобилях компании Mercedes-Benz установлена система Intelligent Drive. Эта система собирает информацию с камер, датчиков и радара, что позволяет машинам этой серии самостоятельно регулировать скорость, останавливаться, если водитель отпустил руль или уснул, перестраиваться в другую полосу и тормозить перед преградой.
DevBot
Производителем автомобиля DevBot стала компания Drayson Racing Technologies. Этот автомобиль-робот, базируемый на компьютере Nvidia Drive PX 2, предназначен для гонок RoboRace. Автомобиль имеет кабину для пилота или инженера, который будет находиться там на случай критических ситуаций.
В городе Питтсбург, США, сервис по вызову такси Uber запустил беспилотные автомобили. Компания использует модифицированные версии Fusion. На случай неполадок с автопилотом в такси с пассажиром будет ездить водитель.
Электрокары компании Google самостоятельно паркуются, регулируют скорость, перестраиваются в другую полосу, тормозят перед препятствиями и предсказывают траекторию движения объектов.
В автомобилях Self-Driving Car отсутствует не только руль, но и педали газа и тормоза.
Land Rover
Знаменитый производитель внедорожников, компания Land Rover, как и другие автопроизводители, занимается созданием автопилота для машин. Компания планирует создать автопилот, который сможет справиться даже с бездорожьем.
В настоящее время технология автопилота компанией только тестируется, а точной даты выхода на рынок пока нет.
Ноndа
В декабре 2017 года стало известно о намерениях Honda разработать собственный беспилотный автомобиль. К 2020 году компания планирует представить разработанную совместно с SenseTime самоуправляемую машину. О предполагаемых характеристиках автомобиля пока ничего не сообщается.
Tоуоtа
В рамках выставки электроники СЕS, проходящей в США, компанией Тоуоtа была представлена система беспилотного управления собственной разработки. Такая система способна:
Экспериментальная система прошла первые испытания на Lехus LS.
Mitsubishi
В октябре 2015 года компания Mitsubishi продемонстрировала свою концепцию беспилотного автомобиля. Создатели предусмотрели возможность дистанционного управления, для которого используются спутниковые данные и 3Д-карты высокого разрешения.
Нуundai
Автономное авто Нуundai — это седан G90 с адаптивным круиз-контролем, помощью по поддержанию полосы движения, экстренным торможением, обнаружением пешеходов и мертвой зоны и дополнительными технологиями для поддержки водителя.
Разработкой автомобилей с беспилотной системой управления занимаются многие компании, однако их технологии автопилота находятся на втором уровне. Такие компании, как Google, Tesla и Audi подошли к созданию беспилотной машины ближе всех. Именно эти компании имеют реальный шанс создать полностью беспилотный автомобиль в ближайшие несколько лет.
Лучшие автомобили-беспилотники в 2021 году
Беспилотные автомобили в 2021 году не носят звания концепт-каров и являются вполне реальными. Технологии развиты настолько, что на дороге практически не отличишь автомобиль, управляемый живым водителем от беспилотника. Планируется, что к 2025 году такие машины станут не редкостью и перестанут вызывать удивление.
Причин, почему мир помешался на автоматизированных ТС несколько:
И это не говоря уже об особой категории граждан, которые физически или психологически не способны управлять автомобилями.
Что умеет беспилотник
Беспилотные машины позволят не только уменьшить количество временных и энергетических затрат на вождение, но и семье обойтись всего одним транспортным средством. И действительно, когда водитель добрался до точки назначения, около 90% времени машина занимает место на парковке, когда остальным членам семьи приходится приобретать другой автомобиль, чтобы получить такую же свободу передвижения или вовсе пересаживаться на городской транспорт.
Стремясь избавиться от этой и других проблем, инженеры-конструкторы наградили беспилотники следующими возможностями:
Поездка в таком автомобиле превращается в настоящее удовольствие. Теперь владелец тратит меньше времени и сил на вождение, получив возможность уделить его себе или работе. А заботы о транспортировке грузов, детей в школу и тёщи в поликлинику можно доверить «умному» автомобилю.
Плюсы и минусы беспилотных автомобилей активно обсуждаются обывателями и специалистами. Но верным является одно – они являются будущим автомобилестроения, а их появление на дороге – уже не за горами.
Первые беспилотные эксперименты
Еще в 30-х годах прошлого столетия Generals Motors представила два прототипа первых беспилотных автомобилей на выставке Futurama World’s Fair. Один вариант управлялся посредством радиоволн, а второй – предлагал просто изменить трассы по типу скейтбордных. Сдвигаясь к обочине, автомобиль должен был сразу вернуться на середину трассы. В то время такое предложение вызвало настоящий восторг среди обывателей.
Спустя 20 лет компания предложила первый смарт-кар в титановом корпусе, с автоматизированной системой торможения и магнитными датчиками. Последние снова подразумевали изменение самого концепта дорог будущего, оснащая их специальными проводами, регулирующими движение автомобиля.
Прошло ещё 40 лет, и, в 90-е уже компания Citroёn представила полностью автоматизированный Mercedes Vario со встроенной системой автопилота. Такой автомобиль отличался манёвренностью и разгонялся до 130 км/ч.
Как устроен беспилотный автомобиль
Устройство беспилотников 2021 года – практически одинаковое во всех моделях, потому представим его на примере Toyota Prius, над которым поработала компания Google.
По всему корпусу автомобиля расположены датчики и сенсоры, непрерывно сканирующие окружающую обстановку, создавая 3D карту местности. Специальная видеокамера, встроенная в лобовое стекло, фиксирует свет фар других машин и определяет препятствия впереди (пешеходов, велосипедистов и др.). Особый датчик движения, вмонтированный в заднее крыло, фиксирует расположение машины на карте, а радары, вмонтированные в передний и задний бамперы предназначены для определения расстояния до объектов.
Соответственно, в бортовом компьютере беспилотного автомобиля, встроена специальная программа, осуществляющая сбор данных, поступающих от датчиков, а также их обработку.
Как работают беспилотные автомобили
Всего существуют 6 уровней автономности беспилотных автомобилей, определяющие степень участия водителя в их управлении. Считаются с нулевого уровня, когда машина полностью находится под управлением водителя.
Принцип работы беспилотного автомобиля пятого уровня полностью подразумевает работу автопилота, вместо живого водителя за рулем. Лидары (лазерные радары), камеры и датчики самостоятельно управляют машиной, не только определяя её местонахождение на карте, но и наличие препятствий, а также возможность ДТП.
Объяснение работы беспилотных автомобилей 6 уровней автономности можно определить следующим заложенным алгоритмом:
На основании полученных данных, беспилотники 2021 года самостоятельно развиваются, беспрестанно анализируя получаемую информацию. В результате получаем настоящий искусственный интеллект, который не нуждается в человеческом участии.
Перспективы беспилотного транспорта
Будущее беспилотных автомобилей – уже не просто футуристические планы. Многие логистические компании рассматривают оснащение автопилотом автомобили для перевозки грузов. И действительно, такие машины позволят не только экономить на зарплате водителям, но и сократят затраты топлива и время на расчёт оптимального маршрута из точки А в точку Б, не говоря уже о доставке.
При этом развитие беспилотных автомобилей не стоит на месте. Согласно последним исследованиям AT Kearney, они давно превзошли даже профессиональных водителей. Даже несмотря на аварию со смертельным исходом, которая произошла с Tesla в 2016 году, считается, что техническое оснащение беспилотников способно на 70% снизить количество ДТП.
Время, когда беспилотные автомобили появятся на отечественных дорогах не за горами, и уже совсем скоро они перестанут быть диковинкой в транспортном потоке. Но просто запустить автоматизированное авто на дорогу недостаточно – необходимо и само полотно приспособить к такому виду транспорта. Также потребуется внести изменения в особенности страховой и законодательной базы, заставить пешеходов носить специальную одежду или аксессуары, которые предоставят возможность автомату легче определять их наличие на дороге.
Специалисты утверждают, что 2025 год – время, когда беспилотные автомобили начнут массово использоваться на дорогах всего мира. А тем временем нам остаётся только ждать и следить за развитием новых смарт-каров.
Лучшие беспилотные автомобили
В 2021 году беспилотники уже пробуют себя в транспортном потоке, и обыватели уже определили, какие из них являются лучшими. Среди беспилотных автомобилей в России выделяют модели Yandex и Uber, которые уже успели удивить своими возможностями смарт-каров.
Что касается топ-5 лучших беспилотных автомобилей в мире, то в список вошли автомобили следующих компаний:
Беспилотные технологии являются чем-то новым в мире, а потому весьма критично воспринимаются как экспертами, так и простыми обывателями. Тем не менее их развитие остановить невозможно, и теперь стоит ждать не только технологических совершенствований беспилотников, но и концептуальные изменения законодательства в сфере страхования, налогообложения и кадров.
Мы часто говорим о беспилотных автомобилях, но настоящего автопилота человечество еще не видело.
И тем не менее, даже такой неполноценное и урезанное самоуправление кажется удивительным. Вот лучшие автомобили с функциями частичного автопилота, доступные прямо сейчас.
Mercedes-Benz S-Class
Эксперты называют новый Mercedes-Benz S-Class самой умной роскошной машиной. На борту автомобиля находится система интеллектуального управления Intelligent Drive. Она получает данные с внешних камер и радаров, затем сопоставляет их с информацией о дальнейшем маршруте и на основании этого принимает решение о регулировании скорости. Водитель при этом должен контролировать движении. Если борткомпьютер замечает, что водитель отвлекся или уснул, автомобиль останавливается.
Tesla Model S
Model S умеет держаться полосы движения, перестраиваться из полосы в полосу, осуществлять переходы с одной автострады на другую или съезжать с автострады на улицы города. Также машина умеет самостоятельно парковаться.
Tesla продолжает работу над автопилотом и обещает в скором времени сделать его более умным.
BMW 5 серии
Также имеется система Traffic Jam Assist, которая самостоятельно управляет автомобилем во время городских пробок и “тянучек”. Автопилот анализирует поведение находящегося впереди автомобиля и просто аккуратно подтягивается вслед за ним. Водитель в это время может отдохнуть.
Volvo XC60
Функция Pilot Assist сама справляется с торможением, ускорением и управлением на скорости до 130 километров в час. Правда, это работает только на дорогах с отчетливо различимой разметкой. Водитель при этом все равно должен держать руки на руле. Бортовой компьютер следит за тем, чтобы вы не отвлекались от дороги.
Audi A8
Согласно классификации сообщества автомобильных инженеров, роскошный седан Audi A8 можно отнести к автомобилям с автопилотом класса 3. Система даже позволяет водителю убирать руки с руля при движении со скоростью до 60 километров в час. Правда, далеко не везде местные законы позволяют такую вольность.
На борту имеются лазерный датчик, радар, сверхзвуковой датчик и набор камер. Автомобиль имеет полное представление о происходящем вокруг, но в особенно сложных ситуациях может попросить водителя вмешаться. Система автоматической парковки вообще не требует наличия человека в салоне. То есть, водитель может выйти из машины, а уже затем приказать ей парковаться.
8 беспилотных российских автомобилей, которые появятся на дорогах в ближайшие годы
Пока весь мир следит за успехами Tesla и обсуждает скандалы, связанные с её автопилотом (который, к слову, так и не заработал на обещанном Маском уровне), другие не стоят на месте.
Каждый уважающий себя производитель автомобилей обратил внимание на пока ещё пустующую нишу. Не отстают и стартапы — новые имена появляются и исчезают ежегодно.
Официально Россия находится в списке догоняющих. Но так будет не всегда: пока производителей подводит инфраструктура, а не разработчики.
Что происходит в России с беспилотными автомобилями
Многие из читателей уже видели беспилотники на дорогах
Первые беспилотные автомобили появились на дорогах общего пользования в России ещё в 2018 году в Москве и Татарстане.
В 2020 появился первый цифровой полигон для тестирования беспилотных автомобилей и инфраструктуры. Следом на дороги массово вышли самоуправляемые машины «Яндекса», автомобили компании «Старлайн» и МАДИ.
Текущие испытания беспилотных автомобилей в России пока ещё проходят с инженером на водительском кресле. Куда деваться: вне полигонов по федеральному законодательству именно оператор должен прийти на помощь в критической ситуации, в том числе при риске ДТП или поломке.
Сейчас в список список регионов, допустимых для проведения тестирования, увеличился до 13 и включает, в частности, Подмосковье, Санкт-Петербург, Ленинградская область, а также Владимирская, Нижегородская, Новгородская и Самарская области.
Уже сейчас правительство открыло коридоры для беспилотных фур на трассах М11 «Нева» Москва-Петербург и строящейся М-12 Москва-Казань-Екатеринбург.
Футуристично и очень удобно. Но пока только на испытаниях
Вице-президент по технологиям НП «ГЛОНАСС» Евгений Белянко говорит, что эксперимент по тестированию беспилотных автомобилей завершится к 2022 году, по крайней мере — для легковых автомобилей.
Впрочем, «Яндекс» планировал вывести на дороги общего пользования около 1 тысяч таких машин ещё в 2019, постепенно наращивая мощности. Что-то из этого даже получилось – о них пишут СМИ, а некоторые могли увидеть подобные автомобили собственными глазами.
Но неужели кроме них нет никого, кто пытается найти свою нишу в условиях таких перспектив?
Перспективы развития беспилотных автомобилей в России
Эксперимент на территории Москвы и Татарстана, в соответствии с Постановлением правительства №1415, продлится до 1 марта 2022 года, заняв, таким образом, около четырёх лет.
Коммерческие беспилотные автомобили появятся на дорогах общего пользования в России к 2023 году. План также предусматривает, что к октябрю 2021 года в России будет разрешено тестирование робомобилей без водителя-испытателя в салоне на дорогах общего пользования
Это если верить дорожной карте между Сбербанком и Яндексом при участии «ГАЗа» и «КамАЗа», которая предусматривает три этапа.
Свежая разработка Сбера вселяет надежду на массовый запуск беспилотников
В ходе первого этапа, запланированного на 2020 год, инициатива предполагала существенно расширить условия тестирования для ускорения адаптации создаваемых систем к реальным условиям.
На втором этапе — в 2021 году — планировалось разработать нормативные и технологические условия для перехода от опытной эксплуатации к полноценной. Эта часть плана так же успешно выполняется в срок.
На третьем этапе (начиная с 2022 года) разработчики дорожной карты планировались создать условия для полноценной эксплуатации высоко- и полностью автоматизированных транспортных средств. Пока все идёт по плану.
Также ранее «КАМАЗ», Сбербанк (подразделение Sber Digital Auto) и «Яндекс» совместно разработали проект изменений в Постановление Правительства № 1415 для расширения условий опытной эксплуатации высокоавтоматизированных автомобилей для ускорения внедрения беспилотного движения.
Проект одобрили. Что ждём?
1. Cognitive Pilot КамАЗ-4308 Одиссей
Одним из самых старых проектов в России является коллаборация автомобилестроительного предприятия КамАЗ и разработчиков системы компьютерного зрения Cognitive Pilot, представленный в 2019 году под названием «Одиссей».
Серийный грузовик КамАЗа для переоборудования в беспилотник
Проект беспилотного грузовика использует серийный грузовой автомобиль КамАЗ-4308, который оснащён высокопроизводительным компьютером, видеокамерами, радарами, лидарами и ультразвуковыми датчиками, а также рядом модулей промышленной связи — Wi-Fi, 4G и даже радиопередатчиком УКВ-диапазона.
Такой большой объем данных с датчиков, прошедших обработку комплексом C-Pilot, позволил достичь невероятной точности работы комплекса — навигация ошибается всего на пару сантиметров.
Беспилотные грузовики протестировали на угольных карьерах Кузбасса для использования на опасных участках. Эксплуатация оказалась настолько успешной, что в компании появились планы для по созданию карьерного самосвала (об этом — чуть позже).
Проект доказал состоятельность и возможность доработки любого транспорта
К началу декабря 2019 года КамАЗ-4308 начал участвовать логистических операциях на дорогах на территории промплощадки КамАЗа, выполняя челночные перевозки по заданным маршрутам практически во всех производствах. Так что модель можно смело назвать самой удачной — пользы «Одиссей принёс больше коллег.
В начале этого года Cognitive Pilot объявили о заморозке проекта — компания сконцентрировалась на системах автоматического вождения сельскохозяйственной техники. Впрочем, компания вышла из совместного проекта уже давно.
Но партнёров у Камского автомобильного завода достаточно: он продолжает создавать беспилотники, в том числе при участии академических организаций.
2. НАМИ-КамАЗ-1221 ШАТЛ
Электробус для комфортабельной перевозки по ограниченным маршрутам, который был показан на Московском автосалоне аж в 2016 году. Сейчас в Казани проходит тестирование уже второй версии с изменённым дизайном и улучшенными характеристиками.
Концептуальный пассажирский транспорт может оказаться крайне востребованным
Проект НАМИ и Камского завода может перевозить до 12 человек и передвигаться со скоростью до 110 километров/час. За ходовые качестве отвечает двигатель собственной разработки мощностью 96 киловатт.
Аккумуляторной батареи российского производства ёмкостью 35 киловатт-час достаточно на 120 километров хода, заряжается она всего 50 минут.
Для ориентации в пространстве используются данные с камер, радаров, лидара на крыше и ультразвуковых датчиков.
Информация используется автономным оборудованием для текущих принятий решений и одновременно с тем передаётся в реальном времени на сервер КамАЗа через пилотную сеть 5G, которую развернул «Мегафон».
Синхронизация с диспетчерским пунктом со скоростью 1,2 гигабит в секунду и минимальной задержкой 6-8 миллисекунд позволяет оперативно решать более сложные задачи и управлять шаттлом дистанционно на дорогах общего пользования уже сегодня, без адаптации самой дорожной инфраструктуры.
3. МГТУ-КамАЗ-6561 Геркулес
Карьерный беспилотный самосвал не заставил себя ждать: как лидер отрасли, КамАЗ уже в июле 2021 года разработанную совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана модель КамАЗ-6561 с шарнирно-сочленённой рамой и двумя степенями свободы, получившую имя «Геркулес».
Беспилотный карьерный самосвал КамАЗ
Автомобиль выполнен по схеме «последовательный гибрид», имея ДВС и электрический генератор. Первый приводит в действие генератор, второй даёт энергию для тягового электродвигателя и заряжает аккумуляторную батарею.
Проект задуман пару лет назад и уже готов к серийному выпуску
Гибридное устройство позволяет местами передвигаться на электричестве, экономя до 15% топлива по сравнению с дизельными аналогами.
Есть и система рекуперация, которая происходит при спуске в карьер. Напротив, при подъёме наверх с грузом — накопленная энергия в батареях помогает подняться автомобилю в гору.
При длине в 10,1 метра самосвал оказывается одним из наиболее шустрых и поворотливых на рынке благодаря своей схеме. Кроме того, неплохим получился и КПД: при снаряженной массе в 31 тоннe «Геркулес» перевозит до 40 тонн.
Даже при сохранении водителя, продвинутый ADAS может многое изменить к лучшему в промышленности
В самосвале применяется система автономного вождения ADAS пятого уровня, которая обеспечивает движение в карьере без участие водителя, но водительское место сохранено полнофункциональным.
Он и режим дистанционного управления, позволит запустить производство и эксплуатацию новинки без длительной сертификации и законодательных решений по дорожным беспилотникам (сверхтяжёлая техника сейчас требует обязательного наличия водителя на дорогах общего пользования).
4. Volgabus MatrЁshka
Киберпанк в жизни. Но это не единственный проект Volgabus
Беспилотная коммерческая модульная система MatrЁshka состоит из модулей, в которых расположены кузовные элементы, энергетическая установка и движущие электроприводы.
Разрабатывается сразу 3 варианта:
Пассажирскую версию успели протестировать и показать на множестве автосалонов. Получилось неплохо: купейная компоновка футуристического салона показывает неплохую вместительность и обеспечивает комфорт внутреннее пространство.
Двигатель и модульные LiFePO4-аккумуляторы собственной разработки обеспечивают до 130 км хода при ограниченной скорости в 30 км/ч.
Платформа использует полный привод, управление обеспечивает оригинальная операционная система реального времени с телеметрией всех узлов автомобиля.
Предполагается интеграция всех систем в одно приложение, которое будет отвечать за диагностику, управление и маршрутизацию перемещения. Кроме того, Volgabus рассчитывает предлагать полный цикл эксплуатации, предлагая аренду автомобилей, техническое и гарантийное обслуживание транспортного средства.
Несколько экземпляров автомобиля прошли полную обкатку. Дело за правительством
Модульная схема позволяет быстро менять неисправный или требующий ТО модуль, не снимая платформу или смартбус с эксплуатации. При этом на замену модуля уходит не более 15 минут.
Модульность обеспечивает возможность проводить быструю замену центральной части кузова для выполнения различных работ, а так же менять требующие ремонта модули, не выводя транспорт из эксплуатации — прямо во время зарядки.
5. Беспилотный грузовик EvoCargo
Малотоннажник EVO-1 компании EvoCargo полностью основан на российских разработках и представляет собой продуманный гибридный концепт с питанием от электрических батарей и водородных топливных элементов. Вторые используются для генератора, когда аккумуляторы будут разряжены.
Беспилотная перевозка груза между контрольными точками серьёзно снизит себестоимость самых разнообразных товаров
Компоновка позволила сократить время заправки до 5 минут. Этого достаточно на 1000 километров без остановки, снизить массу аккумуляторов и повысить ремонтопригодность.
На дороге EVO-1 чувствует себя отлично
Грузовик разработан как полностью беспилотный: в нём отсутствуют кабина, кресло, рулевая система управления. Видимая «надстройка» — своеобразная «рубка» для оборудования, обеспечивающих как самостоятельное перемещение транспорта, так и взаимодействие с подключённой инфраструктурой «умной дороги» стандарта V2X.
Для внедрения своих беспилотников EvoCargo предлагают сервис электрических магистральных перевозок, позволяющий клиентам обойтись без покупки грузовика и капитальных затрат, оплачивая транспортные услуги по подписке или за километраж.
Подробностей немного. Но грузовик EvoCargo уже ездит, в отличие от многих зарубежных конкурентов
Тестовый запуск беспилотных грузовиков EVO-1 из 3 единиц на территории испытательного центра в Москве успешно прошел в марте 2021 года в полностью в автономном режиме с заданной скоростью с учетом дорожных знаков и разметки.
6. Безкабинный электромобиль КамАЗ-3373 Челнок
КамАЗ-3373 «Челнок» — ещё один работоспособный концепт Камского автозавода, эксплуатирующийся на собственном производстве с начала 2020 года.
Едва ли не самый интересный проект беспилотного грузовика в мире
Безкабинная платформа с бортовым фургоном имеет грузоподъёмность 10 тонн, длину 8 метров, ширину 2,55 и высоту 4 метра, развивая скорость до 40 километров в час. Отсутствие кабины позволяет разгружать фургон с обеих сторон.
Но это ещё не все: предусмотрена и симметрия световых приборов — любая сторона может быть как передней, так и задней частью грузовика. Дублируются даже органы ориентации в пространстве (лидары, радары и камеры). Для высокоточной навигации спутниковую систему продублировали инерциальной.
Запас хода «Челнока» составляет около 50 километров, которых в ходе испытаний хватало для работы в роли заводского кара на две смены (сутки).
За движение беспилотника отвечает синхронный электродвигатель, работающий от сменных батарей, полная зарядка которых занимает 5 часов при использовании зарядного устройства на 380 вольт. Возможна и более продолжительная зарядка от обычной розетки.
Что нужно – есть, все лишнее – отсутствует
Предполагается, что на платформу можно будет устанавливать не только бортовой фургон, но и сцепку для создания беспилотных автопоездов. Также планируется создание самосвала на базе представленного автомобиля.
7. BaseTracK ГАЗ Next Eva
Не только КамАЗ развивает беспилотный транспорт: ещё в июле 2019 года разработчик технологии управления транспортом BaseTracK продемонстрировал один из рабочих прототипов беспилотного маршрутного такси ГАЗель Next Eva на территории Инновационного центра Сколково.
Для проекта применили стандартную серийную маршрутку
Технология компании реализуется в виде 2 частей: «железной» части в едином исполнении для установки в стандартное транспортное средство и запатентованного программного комплекса софта для передвижения по виртуальному рельсу.
BaseTracK полностью отказались от оптических средств ориентации, положившись на высокоточное геопозиционирование и штатную систему помощи водителю ADAS.
За интеграцию автомобильных систем в комплекс BaseTracK отвечает сам Горьковский автозавод, параллельно ведущий собственную разработку автомобилей с системой.
И никаких проблем с маршрутчиками?
Известно, что концепт прошел штатные испытания, а на данный момент проводится доработка сценариев для различных сложных дорожных ситуаций. Однако, в каком виде и в какие сроки продукт будет представлен как полностью готовый, на данный момент не известно.
8. SberAutoTech ФЛИП
Являясь компанией с одним из самых сильных IT-подразделений в стране, Сбер не мог оставить без внимания рынок беспилотников, представив широкой общественности концепт-кар электрической платформы собственной разработки ФЛИП.
Самый футуристичный беспилотник России
Транспорт способен передвигаться в полностью автономном режиме, но предусмотрена так же бесшовная интеграция в «умные дороги» стандартов V2V и V2X, которые предполагают «общение» всех ФЛИПов на дороге между собой и дорожной инфраструктурой.
Для движения она использует обычный электродвигатель, но разработчики предполагают возможность быстрого переоборудования на другие альтернативные виды топлива, в том числе газ и водород.
На данный момент Сбер представил и обкатал вариант для перевозки 6 пассажиров. Кроме того, предполагается размещение других видов надстройки — грузовой и грузопассажирской.
Проект проходит испытания и вот-вот будет готов к массовому производству
Последняя с учётом внутреннего пространства ФЛИП может оказаться наиболее выгодной: хотя автомобиль имеет стандартные габариты легковой машины (3,62 м на 1,95 м). Благодаря отсутствию места водителя, его ёмкость на 40% больше аналогов.
Но на этом не всё
Кроме уже упомянутых проектов «беспилотников под ключ», в России бурно развивается ниша систем для доработки существующего транспорта.
Эта область привлекает независимых разработчиков, поскольку не требует компетенций в проектировании автомобилей и производственной базы — роль шасси для систем управления играют серийные автомобили наиболее распространенных моделей.
В перспективе разработчики, не связанные с автомобильными производителями, имеют больше перспектив: адаптировать готовый программно-аппаратный комплекс проще и дешевле, чем интегрировать кабину или блок на специальном автомобиле.
Так, продукт StarLine одноименного НПО прошёл обкатку на ряде автомобилей и предлагается разработчикам в качестве готового продукта в тематике компьютерного зрения для интеграции в самые разнообразные системы.
Аналогичным образом распространяется проект Auriga, на раннем этапе развития представлявший собой инструмент разметки видео и стрима данных для машинного обучения. Сегодня он так же адаптирован для использования в беспилотных системах и представляет собой законченный продукт для интеграции в автомобили.
Команда УлГТУ в ходе конкурса проектов по автоматизации серийных образцов транспорта
Кроме профессиональных компаний, на территории России действует множество объединений и фанатских сообществ на базе тематических компаний, альянсов.
Среди них выделяются SmartVision Tomsk из альянса «Техническое зрение» и «Зимний город» МАДИ. Обе «команды» представляют собой ряд производственно-научных лабораторий высокого класса, дополненных фанатами из числа студентов.
Команда УлГТУ с 2011 года создаёт универсальную беспилотную платформу, используя базу грузовика «Газель NEXT» на механической трансмиссии с гидроусилителем. Разработка использует собственный блок машинного зрения и ориентации в пространстве, передавая управляющие сигналы на штатные педали и ручку переключения передач автомобиля, хотя для ряда задач задействует стандартную CAN-шине.
К их результатам приближаются
Их системы пока существуют в виде конкурсных проектов — реализованных и отработанных. Продукты развиваются.
Кто знает, может быть одна из этих команд уже завтра станет поставщиком автопилотов всей России. А может быть, этим станет один из наших читателей?
Николай Маслов
Не инженер, радиофизик и музыкант. Рассказываю о технике простым языком.