Вступление россии в авто
ВТО дорого обошлась России. Зачем мы вообще туда входили?
Ровно семь лет назад – 22 августа 2012 года – Россия стала членом Всемирной торговой организации. В этом году Москва выполнит все тарифные обязательства, которые взяла на себя при вступлении в ВТО. За эти годы российская экономика сделала большие шаги вперед. Но выгоду ей принесли те решения, которые «по духу» прямо противоположны ВТО.
На фоне угроз Дональда Трампа выйти из ВТО и, по сути, разрушить организацию, на практике Россия продолжает выполнять обязательства, взятые семь лет назад в этот день, когда официально вступила в ВТО. Причем этот год интересен тем, что по его итогам Россия выполнит все свои обязательства перед ВТО и больше не будет ничего должна.
Остались последние шаги – с 10 сентября снизить ввозные пошлины на легковые автомобили с 17% до 15% и на самолеты – с 14% до 12,5%. Это окончательный уровень пошлин. И еще один шаг – с 1 января 2020 года заменить тарифные квоты на свинину на плоский тариф на уровне 25%. Сейчас действует нулевая ставка по квоте, однако на свинину, которая идет сверх квоты, накладывается пошлина в 65%. «В части либерализации импортного тарифа это будет самый последний шаг, больше мы ВТО ничего не должны по нашим тарифным обязательствам», – заявила директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Екатерина Майорова.
Когда Россия в 2012 году вступала в ВТО, смысл этого действия был в том, чтобы в торговле России с другими странами устранялись избыточные таможенные барьеры. Считается, что это способствует формированию конкурентных производств и вытеснению малоэффективных. В последние годы принципы и нормы ВТО поставлены под большие сомнения, в первую очередь самими Соединенными Штатами.
Что же Россия получила и потеряла за эти семь лет членства в ВТО?
Россия очень долго торговалась с ВТО, поэтому смогла вступить на относительно гибких условиях. Где-то пришлось поступиться ради ускоренной интеграции страны в мировую экономику, а в некоторых отраслях удалось защитить отечественное производство. В частности, по ряду товаров смогли отстоять переходный период снижения тарифных пошлин на два–три года, а по более чувствительным товарам – на пять–семь лет, как, например, по легковым автомобилям, самолетам и свинине.
Участниками ВТО являются почти все страны: доля стран – участниц ВТО в мировом торговом обороте составляет более 95%. На начало 2018 года средневзвешенная ставка по импортному тарифу в США была около 3,4%, в Китае – 8,5%. «С момента вступления России в ВТО средневзвешенный импортный тариф в России снизился примерно в два раза, на 4,2 п.п., до 4,8% (с начала 2012 года). Для каких-то групп российских товаров снижение было больше. Например, средневзвешенная ставка для продовольственных товаров, по нашим оценкам, снизилась примерно на 4,5 п.п., на текстиль, текстильные изделия, обувь и на кожевенное сырье, пушнину, изделия из них – примерно на 6 п.п. Более низкие импортные пошлины повышают конкуренцию у внутренних производителей. Сейчас доля российского внешнеторгового оборота со странами – участницами ВТО около 90%», – отмечает Василиса Баранова, старший аналитик группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА.
Один из важных положительных моментов членства в ВТО в том, что Россия получила возможность пользоваться процедурой ВТО по разрешению споров. Россия стала подавать иски в ВТО против других стран, в основном европейских, чтобы снять те или иные тарифные ограничения. В частности, Россия спорит в ВТО по Третьему энергопакету с ЕС, по вагонам и железнодорожному оборудованию – с Украиной, а также пытается отменить пошлины на сталь и алюминий со стороны США. Другое дело, что добиться положительного решения удается не всегда, но главное, что споры длятся очень долго, и все это время российские компании продолжают нести убытки из-за закрытия внешнего рынка сбыта.
Сам факт вступления России в ВТО, конечно, привел к тому, что ряду стран сразу пришлось отменить часть своих протекционистских мер по отношении к российским конкурентам. Например, США отменили поправку Джексона – Вэника, которая запрещала предоставлять России режим наибольшего благоприятствования в сфере торговли. Одна санкционная политика США в отношении РФ, конечно, перечеркнула все эти преференции одним махом. При этом добиться справедливости через ВТО в этом вопросе невозможно.
В первый год после вступления в ВТО уже наблюдался отрицательный эффект. Из-за снижения пошлин на импортные товары конкуренция внутри России повысилась. Это привело к росту импорта и снижению экспорта. В итоге сальдо внешнеторгового оборота в 2013 году снизилось на 10%. Причем на 7–8% просела торговля со странами СНГ, как по импорту, так и по экспорту. Со странами дальнего зарубежья она выросла, но не сильно – менее чем на 2%.
Структура экспорта после вступления в ВТО слегка изменилась – упал экспорт топливно-энергетических товаров, зато вырос экспорт машин и оборудования, металла и химической продукции. В худших условиях оказались сельское хозяйство и легкая промышленность, где отстоять заградительные пошлины не удалось, и господдержка также была ограничена из-за ВТО. Открытие рынков и принятие правил ВТО ударило по обрабатывающей промышленности в России.
И сложно представить, до чего бы дошло дело, если бы не 2014 год, когда резко обвалились цены на нефть – со 100–110 до 50–60 долларов за баррель, и, как следствие, произошла девальвация рубля, а также началась санкционная война США против России. США ввели санкции, по сути, с поправкой на статью ГАТТ (в основе ВТО), по которой они имеют право вводить ограничения из соображений национальной безопасности. Такая формулировка делает бессмысленным оспаривание в ВТО.
Ожидалось, что положительный эффект от ВТО Россия должна была почувствовать не сразу, а по прошествии нескольких лет. Однако события 2014 года этому помешали. Они нивелировали большую часть положительных эффектов, которые ожидались от вступления во Всемирную торговую организацию.
В 2016 году объем экспорта России сократился почти на треть из-за снижения цены на продукты экспорта. В деньгах просел прежде всего экспорт топлива. С другой стороны, отмечается рост экспорта техники и продукции сельского хозяйства. Однако ВТО здесь уже не играла роли. Наоборот, это случилось, так сказать, вопреки «духу» ВТО. Сельское хозяйство России стало показывать рост даже на фоне падения ВВП во многом благодаря введению ответных продуктовых санкций против стран ЕС, а также оказанию господдержки. При обычных условиях эти меры можно было назвать протекционистскими и нарушающими правила ВТО. Однако в контексте санкционной войны и недружественных экономических мер против России они приобретают уже иной смысл. В любом случае именно контрмеры вкупе с хорошими погодными условиями для зерновых подстегнули развитие аграрного сектора России. В какой-то момент именно сельское хозяйство стало драйвером российской экономики: в 2016 и 2017 годах рост составил 4,8% и 3%. Теперь темпы меньше, но сектор по-прежнему в плюсе: в первом полугодии 2019 года сельскохозяйственное производство выросло на 1,2%.
В автомобильной промышленности, где снижение ввозных пошлин удалось удлинить на семь лет, был существенно снижен импорт как легковых, так и грузовых автомобилей. Это удивительный эффект, так как по мере снижения ввозных пошлин в рамках ВТО доля импорта должны была бы, наоборот, расти. Однако российское правительство пошло, можно сказать, на хитрость. Во-первых, были введены утилизационные сборы для всех автопроизводителей. Это не нарушало правил ВТО и нивелировало снижение импортных пошлин. Во-вторых, подтолкнуло иностранные концерны переносить заводы по производству машин и оборудования на территорию России. Правда, в последние годы из России ушли американские General Motors и легковой сегмент Ford, однако многие другие автоконцерны остаются, платят налоги и даже думают о расширении производства.
В авиапромышленности Россия также добилась значительных успехов, благодаря тому, что удалось отстоять импортные пошлины. При их обнулении в парках российских авиакомпаний по-прежнему было бы засилье иностранной техники. При этом Россия создала первый со времен СССР гражданский авиалайнер «Сухой Суперджет 100» и продолжает работу над двумя другими типами отечественных самолетов – среднемагистрального лайнера МС-21 и, совместно с Китаем, широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. Построив все эти лайнеры, Россия станет обладателем собственного парка самолетов всех типов. И хотя первая ласточка – «Сухой Суперджет 100» – не получился идеальным, на успех претендует МС-21. Собственно, те санкции США, которые направлены прямо против МС-21, являются лишним доказательством тех высот, которых достигла современная российская авиапромышленность. Вашингтон испугался реальной конкуренции с российским самолетом.
Самое смешное, что главная цель вступления в ВТО – облегчение доступа российского экспорта на международные рынки – так и не была выполнена. Наоборот, к существовавшим до 2014 года ограничениям добавились новые в связи с санкционной войной.
Доступа к новым передовым технологиям, чего особенно ждали от ВТО, когда соглашались на не очень приятные условия для сельского хозяйства и легкой промышленности, Россия так и не получила. Наоборот, США своими санкциями закрыли к ним доступ, в частности по нефтегазовому оборудованию, которое так необходимо для добычи труднодоступных углеводородов, или по авиационному. Роста объема прямых инвестиций членство в ВТО также не дало – они, наоборот, падают. При этом Россия потеряла доступ к дешевым финансовым кредитам за рубежом, за что опять стоит благодарить санкции.
Иными словами, 2014 год стал не просто переломным для всей мировой торговли. Он полностью уничтожил те главные блага, ради которых Россия шире открыла свой рынок для иностранцев, вступив в ВТО. По экспертной оценке, российский бюджет за пять лет недосчитался 800 млрд рублей из-за снижения импортных пошлин.
«Когда мы вступали в ВТО, нам говорили, что наша продукция пойдет на мировые рынки без всяких дискриминаций. Но мы увидели обратную ситуацию – санкции, односторонние ограничения», – заявил первый заместитель председателя комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг. По его словам, страны, создавшие ВТО, ее крупнейшие участники, в частности США, «в полную силу используют свое доминирование на мировых рынках и навязывают свои правила игры, которые идут в нарушение норм ВТО».
В последние годы механизм ВТО, да и само существование этой организации ставится под большое сомнение. Потому что во время экономических кризисов западные государства налево и направо вводят протекционистские меры, чтобы помочь своим экономикам, или путем ограничений устраняют конкурентов, как это делают США с Китаем. Система ВТО оказалась не в состоянии этому противостоять.
Дональд Трамп не раз грозил выйти из ВТО, если к США не будет исключительного отношения. США хотели в одностороннем порядке вводить пошлины, и они уже это проделывают и с Россией, и с Ираном, и с Китаем. Российское Минэкономразвития переживает, что готовящаяся сделка США с Китаем будет нарушать нормы ВТО: они поставят себя над правилами организации, что фактически будет означать «войну всех против всех».
Вступление России в ВТО: изменение российского законодательства (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. подписан в Женеве 16 декабря 2011 г.
Полноправным членом ВТО Россия стала 22 августа 2012 г. (подробнее о ВТО)
Изменения в части регулирования фармацевтического рынка
Федеральный закон от 11 октября 2010 г. N 271-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»
С 22 августа 2012 г. вступила в силу часть 6 статьи 18 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», в соответствии с которой запрещается в течение 6 лет с даты госрегистрации препарата получать, разглашать, использовать в коммерческих целях, в том числе для госрегистрации иных лекарств, данные о результатах его доклинических и клинических исследований без согласия правообладателя такой информации. Также не допускается обращение в России лекарств, зарегистрированных с нарушением указанной нормы.
Изменения в сфере интеллектуальной собственности
Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2011 г. N 781 «О внесении изменений в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами»
С 22 августа 2012 г. увеличены пошлины, связанные с патентованием и госрегистрацией в сфере интеллектуальной собственности.
На 15% уменьшена пошлина за регистрацию заявки на патент, если она подается в электронном виде. Это касается и пошлин за регистрацию заявки на товарный знак, на знак обслуживания, на наименование места происхождения товара.
На 50% уменьшены некоторые пошлины, связанные с патентованием изобретений и промышленных образцов, для субъектов малого предпринимательства.
Федеральный конституционный закон от 6 декабря 2011 г. N 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам»
Создается специальный суд по интеллектуальным правам, который будет рассматривать споры в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности.
При этом сторонами дела могут быть любые организации, ИП или граждане.
Изменения в сфере таможенного регулирования
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 190-ФЗ «О некоторых мерах государственной поддержки отдельных категорий производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов»
Участникам инвестиционного режима «промышленной сборки» автомобилей и автокомпонентов компенсируются следующие потери:
— затраты, связанные с повышением импортных пошлин на товары, предназначенные для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД ТС, их узлов и агрегатов. Речь идет о тех, которые предназначены для промышленной сборки;
— потери, связанные с исключением из ТН ВЭД ТС кодов товарных позиций для «промышленной сборки».
Речь идет о затратах, которые могут возникнут после 1 июля 2018 г.
Указанные затраты компенсируются в первую очередь путем субсидирования. Порядок выделения средств определяет Правительство РФ.
Кроме того, для производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов сохраняются прежние условия реализации инвестпроектов, если до 1 февраля 2014 г. будут изменены (не в лучшую сторону) условия внесения неналоговых платежей.
Данные меры поддержки российских автомобилестроителей обусловлены вхождением нашей страны в ВТО.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза»
Принята новая редакция Единого таможенного тарифа Таможенного союза, которая сформирована с учетом обязательств Российской Федерации по присоединению к ВТО и которая вступила в силу 23 августа 2012 г.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 55 «О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров»
Перечень содержит более 100 позиций. В него, в частности, включены автомобили. Их Белоруссия и Казахстан будут ввозить по действующим ставкам, а нормы ЕТТ будут применяться только для импорта в Россию.
Ставки ввозных таможенных пошлин, приведенные в перечне, действуют для Казахстана в течение 6 месяцев. После их действие продлевается до присоединения этой страны к ВТО. Для Белоруссии они применяются до ее присоединения к ВТО.
Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 595 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863»
С 22 августа 2012 г. утверждены новые ставки экспортных таможенных пошлин на товары, вывозимые из России за пределы ТС. Они приведены в соответствие с обязательствами нашей страны после ее присоединения к ВТО.
Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 835 «Об эквивалентности санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска»
Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 834 «О Положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)»
Вводится аудит зарубежной официальной системы надзора. В его рамках определяется ее способность обеспечивать уровень безопасности подконтрольных товаров как минимум эквивалентный тому, что установлен требованиями ТС. Если аудит завершен успешно, предприятия включаются в Реестр предприятий третьих стран в соответствии с перечнем, предоставляемым компетентным органом такого государства. В остальных случаях предприятие вносится в Реестр по результатам совместной проверки или под гарантии указанного компетентного органа.
Регламентирован порядок проведения аудита. Он предусматривает документарный анализ. Возможны инспекции для верификации надлежащего применения соответствующего законодательства третьей страны. Они включают посещение предприятий. Возможен повторный аудит после устранения выявленных недостатков.
Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 830 «О внесении изменений в Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)»
Определены меры регулирования ввоза подконтрольных товаров, применяемые с момента присоединения первой из стран ТС к ВТО. Так, на большинство товаров потребуются ветеринарный сертификат и разрешение на ввоз.
Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 812 «Об опубликовании проектов решений Комиссии Таможенного союза»
Установлено, что проекты обязательных решений Комиссии ТС, затрагивающих торговлю товарами, доводятся до сведения хозяйствующих субъектов и уполномоченных органов путем их размещения на ее официальном сайте.
Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 810 «Об изъятии в применении ветеринарных мер в отношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)»
Установлено, что уполномоченные органы России не осуществляют ветконтроль в отношении некоторых товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветконтролю (надзору), ввозимых в нашу страну из третьих государств.
России поручено обеспечить перемещение указанных товаров на территорию других сторон в соответствии с Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, предъявляемыми к товарам, подлежащим ветконтролю (надзору).
Решение Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 721 «О применении международных стандартов, рекомендаций и руководств»
Установлено, что при отсутствии документов ТС или документов национального законодательства, действующих на территории Союза
— устанавливающих обязательные ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования к живым животным и продуктам животного происхождения, следует применять стандарты, рекомендации и руководства Международного эпизоотического бюро.
— по части обязательных фитосанитарных требований к растениям и растительной продукции, необходимо руководствоваться Международной конвенцией по карантину и защите растений.
— устанавливающих обязательные гигиенические и санэпидтребования к продуктам животного и растительного происхождения, следует применять стандарты, рекомендации и руководства Комиссии «Кодекс Алиментариус».
Соглашение в форме обмена письмами между Правительством РФ и Европейским союзом о введении или повышении экспортных пошлин на сырьевые товары (Женева, 16 декабря 2011 г.)
Правительство России обязуется приложить максимальные усилия для того, чтобы не вводить или не повышать экспортные пошлины на сырьевые товары, перечисленные в Приложении к данному соглашению.
В случае рассмотрения Правительством РФ вопроса о введении или повышении экспортных пошлин на данные сырьевые товары оно будет проводить консультации с Европейским союзом, по крайней мере, за 2 месяца до введения этих мер с целью нахождения решения, учитывающего интересы обеих Сторон.
Соглашение временно применяется с даты присоединения России к ВТО (22 августа 2012 г.)
Соглашение в форме обмена письмами между РФ и Европейским союзом в отношении администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из Российской Федерации в Европейский союз (Женева, 16 декабря 2011 г.)
Установлен порядок применения тарифных квот на экспорт леса из России в Европейский союз, который подлежит обложению экспортными пошлинами. Так, Правительство РФ открывает тарифные квоты, на основе своего Перечня уступок и обязательств по товарам, принятых Россией в рамках ВТО, которые делятся между РФ и ЕС. Российская Федерация выдает экспортные лицензии при условии, что российские экспортеры выполняют все надлежащие экспортные требования. Европейский союз распоряжается выделяемой ему частью тарифной квоты в соответствии со своими внутренними процедурами. Российская Федерация не применяет ограничений или деления в рамках части тарифной квоты, выделяемой Европейскому союзу.
Порядок администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из России в ЕС закреплен в Протоколе между Правительством РФ и Европейским союзом от 16 декабря 2011 г.
Указанные документы временно применяются с даты присоединения России к ВТО (22 августа 2012 г.)
Соглашение между Правительством РФ и Европейским союзом о торговле между Российской Федерацией и Европейским союзом узлами и агрегатами моторных транспортных средств (Женева, 16 декабря 2011 г.)
Создается механизм («компенсирующий механизм») для обеспечения того, что экспорт из Европейского союза в Россию узлов и агрегатов моторных транспортных средств, указанных в Приложениях N 1 и 2 к Соглашению, не снижается вследствие вступления в силу инвестиционного режима в автомобильном секторе.
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами (Женева, 9 ноября 2011 г.)
В 1993 г. Россией было принято решение о вступлении в ВТО. За последние несколько лет было получено согласие на вступление почти от всех участников организации. Последним членом ВТО, с которым Россия договорилась, стала Грузия.
Достигнутое между Грузией и Россией соглашение по ВТО предусматривает создание комплексной системы наблюдения и аудита за перемещением грузов, посредством которой частная компания будет осуществлять международный мониторинг торговли.
По условиям соглашения, нейтральную частную компанию выберет нейтральная третья Сторона (Швейцария), которой она будет подотчетна.
Изменения в области торговли услугами
Соглашение в форме обмена письмами между Правительством Российской Федерации и Европейским союзом о подтверждении обязательств в области торговли услугами, содержащихся в СПС (Женева, 16 декабря 2011 г.)
В соответствии с Перечнем обязательств России в ВТО определено 18 секторов деятельности, по которым может быть заключен Договор об оказании услуг, при этом оговорено, что предметом такого договора не могут быть «услуги по размещению и подбору персонала».
Соглашение временно применяется с даты присоединения России к ВТО (22 августа 2012 г.)
Изменения в банковской сфере
Указание Банка России от 17 мая 2012 г. N 2818-У «О признании утратившим силу пункта 28 Положения Банка России от 23 апреля 1997 года N 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями»
В связи с присоединением России к ВТО и в целях выравнивания условий открытия филиалов российскими банками отменено требование, касающееся получения дочерней кредитной организацией иностранного банка (резидент) предварительного разрешения Банка России для открытия на территории России филиала.
Изменения в области государственной поддержки сельского хозяйства
Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства (Москва, 9 декабря 2010 г.)
С 22 августа 2012 г. Россия не применяет меры государственной поддержки сельского хозяйства, определенные статьей 6 Соглашения. Обязательства по внутренней поддержке и субсидированию экспорта теперь установлены Перечнем уступок и обязательств России в ВТО, которые определяются денежной суммой (ранее это было процентное соотношение). Так, с 2012 г. по 2018 г. Россия должна уменьшить поддержку национальных производителей с 9 млрд.руб. до 4,4.
Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»
Статьей 7 Федерального закона определены условия выполнения работ по Соглашению о разделе продукции. Однако если такие условия вступают в противоречие с принципами ВТО, в случае присоединения России к ВТО, они теряют свою силу или должны быть приведены в соответствие с этими принципами в сроки и порядке, которые предусмотрены документами ВТО.
Перечнем специфических обязательств по услугам, приведенным в Протоколе о присоединении России к ВТО, установлено всего два ограничения национального режима:
— юридические лица РФ имеют преимущественное право на участие в реализации Соглашения в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве по соглашениям (контрактам) с инвесторами,
— не менее 80% всего нанятого персонала, задействованного в реализации соглашения о разделе продукции, должны быть гражданами РФ.
Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (Минск, 19 мая 2011 г.)
Договор заключён в целях создания условий для присоединения Белоруссии, Казахстана и России к ВТО, углубления интеграции Сторон в международную торговую систему и эффективного функционирования Таможенного союза (ТС) в соответствии с правилами и обязательствами в рамках ВТО в случае присоединения одного или нескольких его членов к ВТО.
Нормы ВТО, касающиеся сферы регулирования ТС, становятся частью правовой системы ТС. Договором устанавливается приоритет обязательств Стороны в рамках ВТО перед её обязательствами в рамках ТС. При этом любая присоединяющаяся к ВТО Сторона обязана информировать другие Стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия её присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему ТС.
Права и обязательства Сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из Сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условия присоединения Стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы ТС, не подлежат отмене или ограничению по решению органов ТС, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключённым между Сторонами.
В случае если отдельные нормы правовой системы ТС являются более либеральными по сравнению с Соглашением ВТО, но не противоречат ему, то Сторонами обеспечивается применение таких норм для целей эффективного функционирования ТС и развития международной торговли.
Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. N 1388
Минэкономразвития России обеспечивает членство нашей страны в ВТО. Это уполномоченный орган госвласти, осуществляющий взаимодействие с данной организацией. Расширены его полномочия.
Так, Министерство осуществляет функции контактного информационного центра по вопросам указанного членства, кроме вопросов технических барьеров в торговле, а также санитарных и фитосанитарных вопросов. Координирует совместно с МИДом России деятельность органов госвласти по вопросам, связанным с участием нашей страны в ВТО.
В настоящей бизнес-справке отражена суть внесенных в российское законодательство изменений в связи с принятием Россией обязательств по ВТО.
Нормативные документы, представленные в справке, для удобства структурированы по конкретным сферам деятельности.
Для тех отраслей экономики, которые пока не готовы работать по условиям ВТО (т.е. недостаточно конкурентноспособны), предусмотрен переходный период.
По мере принятия недостающей законодательной базы данная бизнес-справка будет пополняться.