Вторичный рынок авто встал
На вторичке — паника. Россияне скупают машины даже по неадекватным ценам
Рост продаж на вторичном рынке автомобилей продолжается четвертый месяц подряд и составил в октябре 12%. Более того, с начала этого года в России уже было продано 4,45 млн машин с пробегом, что почти приблизилось к показателям за весь прошлый год. По данным аналитического агентства «Автостат», в октябре россияне купили 588 тысяч подержанных автомобилей и это, судя по всему, еще не предел.
До конца этого года на вторичном рынке будет выбран практический весь спрос на машины с пробегом, поэтому к весне рынок ожидает застой. Мы узнали у крупнейших площадок по продаже б/у автомобилей, какие машины скупают россияне и спросили у экспертов рынка, почему на вторичке так быстро растут цены.
Рост цен на новые автомобили закономерно стимулирует подорожание машин с пробегом. Кроме того, на дилерских складах все еще наблюдается дефицит, и многие клиенты в страхе роста курса обращают внимание на свежие модели с пробегом. Но если раньше вторичка дорожала через два-три месяца после рынка новых машин, то сейчас все происходит более стремительно.
«Цены на вторичке обычно всегда отставали, но сейчас они растут достаточно быстро. И самое важное — хорошие машины быстро забирают. Заметная часть машин находится у дилеров — это то, что люди сдают в трейд-ин, чтобы получить хоть какую-то скидку на новую, других же скидок сейчас нет. Что касается самой вторички, то хорошие машины по адекватным ценам уходят очень быстро», — рассказал Autonews.ru исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.
По словам эксперта, сейчас на рынке с пробегом наблюдается дефицит выгодных предложений. Потому что сейчас цены на вторичном рынке уже достаточно высоки.
«Вероятно, когда цена на новые автомобили поднимется еще больше и догонит разницу курсов, рынок с пробегом уже не будет так расти. Ситуация похожа на 2014 год. Курс доллара тогда вырос, и все машины на вторичке вымели. И потом народ задрал цены на б/у автомобили слишком сильно. Продать ничего тогда было невозможно. Вторичный рынок встал в 2015 году. И продавцам пришлось снижать цены», — объясняет Удалов.
Представитель «Автостата» считает, что рынок уже выбрал спрос на новые автомобили. Те, кто хотел купить машину, уже ее купили или сделают это до конца года. А по высоким ценам в новом году автомобили в таком количестве покупать уже не будут.
«Примерно к марту 2021 года рынок встанет. Причем касается это как новых машин, так и вторичного рынка. Сейчас рынок стимулирует как раз ожидание роста цен и госпрограммы», — уверен эксперт.
По данным площадки по продаже подержанных машин «Дром.ру», количество объявлений в октябре 2020 года выросло на 5,8% по сравнению с сентябрем. Но и средняя цена автомобиля тоже выросла — до 531 700 рублей. По мнению компании, дефицит машин у дилеров продлится до весны, что дает вторичке шансы роста.
«Продавцы на вторичном рынке продолжают поднимать цены, но пик уже пройден, и скоро ситуация стабилизируется. Если в августе-сентябре люди ринулись скупать машины, то сейчас ажиотаж спал. Продавцы так задрали цены, что покупатели теперь не торопятся. Они ждут оптимальный вариант по цене и состоянию, что видно по статистике именно проданных машин», — рассказал аналитик «Дром.ру» Игорь Олейников.
Компания составила рейтинг самых популярных машин в октябре 2020 года. Возглавила список Lada Samara со средней ценой в 120,8 тысячи рублей. Следом идет Lada 2107 за 77 тысячи. Замыкает российскую тройку Priora со средней ценой в 210,2 тысячи рублей. Четвертое место у Toyota Camry, средняя цена которой составила 789,6 тысячи рублей. На пятом месте Lada 2110 за 81 тысячу и на шестом — Ford Focus со средним ценником в 356,9 тысячи рублей.
О том, что хороших машин с пробегом в продаже сейчас мало, Autonews.ru рассказали и в пресс-службе «Авто.ру». Самыми популярными моделями октября, по данным компании, стали преимущественно российские модели, однако возглавляет рейтинг все-таки Ford Focus. За ним идут Kia Rio и Hyundai Solaris, а следом уже Lada 2114 Samara, Toyota Corolla, Lada Priora, Lada 2107, Lada 4×4, Lada Granta. И замыкает десятку Toyota Camry.
В компании «Авито Авто» подтвердили, что сейчас в России наблюдается процесс переориентации покупателей автомобилей на вторичный рынок.
Приобретением подержанных автомобилей пользователи в октябре интересовались на 38% активнее, чем год назад. Свою роль играет и рост курса, объяснили в «Авито Авто». Вторичный авторынок по-прежнему предоставляет возможность сэкономить и купить за ту же цену автомобиль выше классом или более оснащенный. Топ наиболее востребованных моделей на вторичном авторынке в октябре, согласно статистике компании, возглавляет Lada Priora со средней ценой в 210 тысяч рублей. На втором месте Lada Samara за 110 тысяч, третья строчка у Lada Granta с ценником в 315 тысяч рублей. Четвертое место рейтинга оказалось у Ford Focus за 340 тысяч рублей.
Согласно общим данным, самыми популярными машинами октября на вторичке стали:
Средняя стоимость подержанных автомобилей в России в октябре составила 350 000 рублей — столько же автомобили с пробегом стоили в среднем и в сентябре 2020 года. При этом большинство наиболее востребованных моделей на вторичном авторынке в октябре подорожали по сравнению с сентябрем.
Мы попросили аналитиков «Авито Авто» поделиться статистикой и выяснили, что средняя стоимость самой популярной на вторичном авторынке модели Lada Priora выросла за месяц на 2,4%. Стоимость Ford Focus с пробегом в октябре увеличилась на 1,5% в сравнении с сентябрем.
В компании «Авто.ру» Autonew.ru рассказали, что в среднем с начала года подорожание на вторичном рынке составило уже 16%. Помимо ослабления рубля на цены влияет и отношение людей к автомобилю.
«Если в последние годы жители крупных городов с высокой доступностью общественного транспорта все чаще отказывались от личного, то весной этого года своя машина снова стала приоритетным способом передвижения. Респонденты различных исследований называют личный транспорт самым безопасным с точки зрения возможности заразиться вирусами», — уточнили в пресс-службе «Авто.ру».
В компании согласились с другими экспертами в том, что автомобили купили уже и те, кто планировал это сделать, и даже те, кто не планировал, но на фоне обесценивания рубля все-таки решили совершить крупную покупку.
«Сейчас, согласно типовому циклу владения автомобилем, на рынке должны появиться машины, купленные после кризиса 2014 года, а их совсем мало. Тогда была, образно говоря, автомобильная демографическая яма», — говорят в компании.
Дешевле не будет: эксперты объяснили, что происходит с авторынком
Читайте нас в Google Новости
Цены на автомашины с пробегом за год взлетели почти наполовину, но варианты приобрести «железного друга» в хорошем состоянии и не очень дорого всё ещё есть. Какие подержанные автомобили пользуются спросом и как правильно подойти к покупке, чтобы приобрести хороший автомобиль за адекватную стоимость? О пятёрке самых популярных моделей с пробегом, а также о том, есть ли вероятность, что государство снизит таможенные пошлины на автомобили, — читайте в нашем материале.
Дешевле не будет
Цены на новые машины растут из-за дефицита авто, а очередь на доставку некоторых новых моделей сегодня растягивается до года, из-за чего на вторичном авторынке возник беспрецедентный спрос. Но дефицита подержанных автомобилей в стране нет, рассказал NEWS.ru аналитик «Дром.ру» Даниил Бутов. Главной проблемой стала дороговизна.
По данным «Дром.ру», только за месяц, в октябре машины с пробегом подорожали на 4%, а с начала года — на 29%. Средняя стоимость подержанного автомобиля в прошлом месяце, по данным портала, составила 660 тысяч рублей.
В «Автостате» назвали немного другие цифры, но в целом общая картина схожая: в октябре средняя цена легкового автомобиля на вторичном рынке достигла 873 тысяч рублей (+4% за месяц). С начала года ценник подскочил на 27% (185 тысяч рублей), а с октября 2020-го — на все 44% (267 тысяч рублей).
Но покупателей это не слишком отпугнуло, так как выбора у них почти нет.
Активность на рынке автомобилей с пробегом демонстрирует стабильный рост начиная с третьего квартала прошлого года — как только рынок адаптировался после завершения локдауна. На протяжении этого времени растут и средние цены на автомобили, — рассказал NEWS.ru представитель «Авито Авто».
Предпосылок к тому, чтобы рост цен остановился, сегодня просто нет, объясняют участники рынка. Такая ситуация сохранится как минимум до конца текущего года, прогнозируют эксперты.
Какие же автомобили вышли в топ спроса на фоне стремительного роста цен?
На волне спроса
По данным «Авито Авто», первое место в рейтинге самых востребованных моделей с пробегом занимает LADA Priora. За ней следует LADA 2114 Samara и LADA Granta. Замыкают пятёрку лидеров LADA Kalina и Ford Focus. Все популярные модели прибавили в цене по сравнению с прошлым годом 5–20%.
В первую очередь спросом пользуются машины с небольшим пробегом. В «Автостате» среди трёх- и пятилетних машин выделяют Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, LADA Granta и Vesta. Их средняя цена составляет от 470 тысяч до 1 млн рублей (для трёхлетних автомобилей) и от 380 тысяч до 760 тысяч рублей (для пятилетних).
Из статистики «Дром.ру» следует, что самыми популярными авто на «вторичке» в 2021 году стали LADA Priora, Toyota Corolla и LADA 2114 Samara.
В топе сегодня автомобили, возраст которых не превышает двух лет, говорит директор «АВИЛОН Автомобили с пробегом» Николай Баскаков. По его словам, эти модели долго не застаиваются, особенно если имеют небольшой пробег и одного владельца.
Где купить и как выбрать
Купить б/у авто можно в автосалоне через перекупщиков или у частных лиц. Автомобили, выставленные на продажу, можно искать на специализированных сайтах — интернет-площадках. Покупателю стоит помнить: хорошие машины и за хорошую цену здесь не задерживаются даже на несколько дней. Рынок покупателя (как и в случае с рынком новых авто) превратился в рынок продавца.
Учитывая нехватку новых автомобилей, продать автомобиль с пробегом сейчас не составит особого труда. Причём вы можете продать его по очень хорошей цене, а во многих случаях даже дороже, чем покупали. Только вот что потом вы будете приобретать на замену? С этим сейчас сложнее, — пояснил NEWS.ru представитель «Автостата».
Рынок автомобилей с пробегом всегда будет иметь более широкую матрицу предложений, нежели рынок новых автомобилей, отмечают в «Авито Авто». Однако относительно прошлого года и доковидного 2019-го предложение на вторичном рынке всё же сократилось, а спрос, наоборот, вырос. Но найти хороший автомобиль за оптимальную, то есть среднерыночную цену всё ещё реально, считает Даниил Бутов из «Дром.ру».
Перед тем как отправиться изучать объявления, важно сформулировать для себя как можно более детальное описание идеального автомобиля. За одну и ту же цену можно приобрести либо авто поновее с меньшим пробегом, либо автомобиль более дорогого бренда с дополнительными опциями, но постарше.
Покупателю нужно решить для себя, что для него в данном случае важнее — статус автомобиля или его возраст и пробег, — пояснил представитель «Авито Авто».
При этом стоит ориентироваться на среднюю цену по рынку. Её можно узнать из открытых источников — сервисы объявлений и аналитические агентства регулярно публикуют такую информацию. Ну а дальше многое зависит от удачи и потраченного на поиски подходящего варианта времени.
Причём эксперты рекомендуют воспользоваться услугами специалиста, который за вознаграждение подберёт вам хороший автомобиль. При этом цена такой услуги может колебаться от 3 до 30 тысяч рублей, но лучше не скупиться.
Таможня не даёт добро
На фоне роста цен автомобилисты задаются вопросом о снижении таможенных пошлин. Предложение даже появилось на портале Российской общественной инициативы.
Уменьшение ввозных пошлин на подержанные и новые автомобили и снижение или даже отмена утилизационного сбора действительно могли бы оживить рынок и снизить дефицит хороших автомобилей, считает аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Коренев. Последний раз Россия снижала их в 2019 году в рамках договорённостей со Всемирной торговой организацией (ВТО). Тогда ввозная пошлина на новые импортные авто снизилась с 17% до 15%, а на подержанные — с 22% до 17%.
Однако эксперт сильно сомневается, что государство пойдёт на новое снижение «заградительного тарифа» в виде утилизационного сбора или сколь бы то ни было заметное снижение пошлин.
Во-первых, подержанные иномарки составляют колоссальную конкуренцию российским автопроизводителям. А те, в свою очередь, лоббируют свои интересы. Во-вторых, как показывает опыт, власти практически никогда не отказываются от вариантов, способных хоть как-то пополнять казну, рассуждает Коренев. Это касается штрафов, сборов, пошлин и налогов, которые зачастую являются «задвоенными» (тут достаточно вспомнить дорожный налог).
Так что российским автолюбителям стоит надеяться на лучшее, но готовиться к худшему. И если возможности позволяют, не откладывать покупку в долгий ящик.
Добавить наши новости в избранные источники
Берут все: почему на рынке подержанных автомобилей ажиотажный спрос
За прошедшие девять месяцев 2021 года продажи на рынке авто с пробегом выросли на 7,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в исследовании «Авито Авто» (учитываются данные по продажам, согласно идентификационным номерам транспортного средства — VIN-кодам). Средняя цена автомобиля с пробегом в стране составила 335 000 рублей, увеличившись на 17,5% по сравнению с январем-сентябрем прошлого года.
«Из-за дефицита новых автомобилей и роста их стоимости многие покупатели делают выбор в пользу автомобилей с пробегом. И, конечно, всем более всего интересны авто с небольшим пробегом, в возрасте до двух-трех лет и одним бывшим владельцем. Однако в последнее время спрос растет и на менее свежие автомобили, в целом в б/у сегменте спрос значительно превышает предложение», — говорит директор по маркетингу АГ «Авилон» Андрей Каменский.
Что продается
По данным «Авито Авто», первое место среди самых востребованных в России моделей на рынке авто с пробегом занимает ВАЗ (LADA) Priora со средней ценой 207 000 рублей, на второй позиции — ВАЗ (LADA) 2114 Samara (100 000 рублей). Третья строчка — у ВАЗ (LADA) Granta (335 000 рублей). Замыкают пятерку лидеров по продажам на рынке авто с пробегом ВАЗ (LADA) Kalina и Ford Focus.
Больше всего из топ-10 за два года подорожали Hyundai Solaris (+25% до 590 000 рублей) и Kia Rio (25,8% до 600 000 рублей).
На рынке Москвы и Московской области ситуация другая. Удивительно, но наиболее востребованным среди подержанных автомобилей стал Ford Focus со средней ценой 355 000 рублей. В марте 2019 года Ford объявил, что прекращает в России сборку легковых моделей Fiesta, Focus, Mondeo, EcoSport, Kuga и Explorer.
Ничего удивительного в популярности модели Ford Focus нет, считает Павел Носов, руководитель направления по работе со СМИ крупнейшего российского автохолдинга «Рольф». «Среди иномарок Focus был лидером продаж на рынке в 2000-х годов, этой модели было выпущено довольно много. Первое поколение Ford Focus выпускалось с 1998-го по 2005 год, а второе с 2004-го по 2011 год. Последний стал настоящим бестселлером. Это надежный автомобиль и в хорошей комплектации он пользуется спросом до сих пор», — говорит Носов.
Второе место у Hyundai Solaris (средняя цена на рынке авто с пробегом — 569 000 рублей), третье — Kia Rio (средняя цена на рынке авто с пробегом — 585 000 рублей). После идут Skoda Octavia (средняя цена — 627 000 рублей) и Volkswagen Polo (средняя цена — 554 000 рублей).
Самыми подорожавшими в Москве и области стали BMW 5-й серии (+63,3%) и Toyota Camry (+44,2%).
Популярный премиум
Автомобили категории премиум в самые популярные марки авто с пробегом не вошли, говорит представитель «Авито-Авто». Но, если выделять их в отдельный сегмент, то на первом месте в продажах премиум-сегмента в России расположился Mercedes-Benz E-класс со средней ценой 3,2 млн рублей и долей в продажах 7,51%, второе место у BMW 5-й серии (средняя цена на рынке авто с пробегом — 3,1 млн рублей, доля в продажах — 6,89%), после идут BMW 3-й серии (средняя цена на рынке авто с пробегом — 2,7 млн рублей, доля в продажах — 4,17%), Lexus RX (средняя цена — 3,8 млн рублей, доля в продажах — 3,64%) и BMW X5 (средняя цена — 5,69 млн рублей, доля в продажах — 3,59%). Замыкают топ-10 самых продаваемых моделей Mercedes-Benz C-класс, BMW X6, BMW X3, Mercedes-Benz GLC-класс, Lexus LX.
Больше всего в категории премиум по России прибавили BMW: BMW 3-й серии за последние два года подорожала на 74,2%, BMW Х5 — на 72%, BMW Х3 — на 56,9%.
В Москве и области первые три места премиум от данных по России фактически не отличаются, разница заметна лишь в долях в продажах. Самый востребованный — автомобиль Mercedes-Benz E-класс со средней ценой 3,2 млн рублей и долей в продажах 7,15%, потом BMW 5-й серии (средняя цена на рынке авто с пробегом — 3,11 млн рублей, доля в продажах — 6,76%) и BMW 3 серия (средняя цена на рынке авто с пробегом — 2,65 млн рублей, доля в продажах — 4,61%). Изменения становятся заметны с четвертой позиции, где находится BMW X5 (средняя цена — 5,67 млн рублей, доля в продажах — 3,55%) и BMW X6 (средняя цена — 4,6 млн рублей, доля в продажах — 2,77%). После идет Mercedes-Benz C-класс, BMW X3, Mercedes-Benz GLA-класс, Mercedes-Benz GLC-класс, Mercedes-Benz GLS-класс.
В Москве и области сильнее всего выросли цены на BMW Х5: за последние два года авто подорожало на 71,8%, BMW 3-й серии на 71,8%, — 72%, BMW Х3 — 69,3%.
«Позиции седанов Mercedes-Benz и BMW традиционно сильны в премиум-сегменте, они всегда в пике спроса. Например, у Mercedes-Benz E-класс до сих пор в продаже много моделей с индексом w210 (выпуска 1995-2003 годов) и w211 (выпуска 2002-2009 годов) и последующих. У BMW 5-й серии продаются е39 (выпуск 1995-2004 годов) и последующие», — поясняет Павел Носов из «Рольф». Показательно четвертое место в продажах по России внедорожников Lexus RX, говорит собеседник Forbes: не то чтобы автомобиль дешевле Mercedes-Benz и BMW, просто позиции Lexus традиционно сильны за Уралом.
Берут все
Смещение потребительского спроса в сторону вторичного рынка — это тенденция года, отмечают дилеры. «По итогам девяти месяцев 2021 года в «Рольф» продажи авто с пробегом выросли на 54% год к году и на 38% к результату 2019 года», — говорит Павел Носов. Fresh Auto за девять месяцев 2021 года продала на 64% больше авто с пробегом, чем в январе этого же года.
«Спрос сейчас значительно превышает предложение, поэтому все автомобили, даже не самых популярных марок и комплектаций, реализуются достаточно быстро, берут все. Особенно высоким спросом сейчас пользуются автомобили, которые подходят для лизинга», — комментирует Андрей Каменский.
Еще одной тенденцией 2021 года стало увеличение среднего возраста автомобилей с пробегом. «В связи со снижением доходов жители России не спешат продавать имеющееся транспортное средство, поэтому срок владения автомобилем увеличился почти до 13 лет», — отмечает генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.
Почему растет б/у
Ажиотаж в сегменте подержанных авто не утихает на протяжении всего года и связан с дефицитом новых автомобилей и ростом цен на них, напоминает Денис Мигаль. Основная причина проблем — мировая нехватка электронных компонентов (чипов).
Заводы почувствовали дефицит чипов этим летом. Крупнейший российский производитель «Автоваз» из-за дефицита компонентов несколько раз приостанавливал выпуск ряда моделей Lada. В конце июня в Нижнем Новгороде остановили завод «Группы ГАЗ» филиала Volkswagen Group Rus. Оставшись без чипов, «Автоваз» предлагал дилерам комплектации Lada Vesta, Xray и Largus без мультируля с функцией круиз-контроля и мультимедийной системы. Чтобы избежать рисков остановки крупнейших автопроизводителей и возникновения дефицита российских автомобилей у дилеров, автоконцернам позволили до конца года не устанавливать на машины в России и других странах ЕАЭС систему экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС). С середины сентября «Автоваз» перестал устанавливать на новые автомобили ЭРА-ГЛОНАСС-модули.
По словам опрошенных Forbes дилеров, дефицит новых автомобилей был ощутим уже в начале года, но к сентябрю все стало гораздо хуже. На рынке более-менее доступны Renault, BMW и весь модельный ряд выше линейки С у Mercedes-Benz, рассказывают они, но по остальным производителям жесткая нехватка, особенно у Lexus, Volkswagen и Nissan.
«Наибольший дефицит по популярным в России кроссоверам, их не хватает по BMW, Audi, Mercedes-Benz, Porsche и Volvo. Серьезная проблема с поставками у MINI, автомобилей нет совсем. Мы начинаем продавать авто из шоурума и уже опасаемся, что ситуация с поставками может продлиться более длительное время, и потом уже даже в шоуруме будет нечего показать», — добавляет генеральный директор ГК «АВТОDOM» Андрей Ольховский.
Потребители, которые хотят приобрести новый автомобиль, не могут купить его сразу: срок ожидания нового автомобиля массового сегмента вырос примерно до одного-полутора месяцев, в премиальном сегменте — до полутора-двух месяцев.
На волне нехватки машин у дилеров и высокого спроса со стороны покупателей выросли и цены. Средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России по итогам августа нынешнего года составила 2,14 млн рублей, сообщало агентство «Автостат». Если в июне средневзвешенная цена составляла более 1,8 млн рублей, то в июле она уже превысила 1,9 млн рублей, а в августе выросла еще на 200 000 рублей. Рост с января по август составил 21%.