Выбор автомобиля для перевозки грузов практическая работа
практическая 5. Выбор типа подвижного состава
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Республики Саха (Якутия)
«Южно-Якутский технологический колледж»
Практическое задание 5
По теме: Выбор типа подвижного состава.
Дисциплина МДК 03.01 Технология перевозочного и перегрузочного процесса
Выполнила студентка ОТТ-1
Бельтюкова Арина Александровна
Тема: Выбор типа подвижного состава.
Краткий теоретический материал
Задача выбора наиболее эффективного подвижного состава применительно к конкретным условиям эксплуатации с учётом реального объёма перевозок и сложившейся структуры парка может быть решена путём сопоставления и сравнения работы подвижного состава различных типов и моделей между собой в одинаковых условиях перевозок. При этом учитывают не только объём и расстояние перевозок, но и величину отправок (партионность), средства и способы выполнения погрузочно-разгрузочных работ, состояние дорожной сети, тип дорожного покрытия,
Выбор типа подвижного состава для перевозки того или иного груза сводится в основном к выбору конструкции кузова, соответствующего перевозимому грузу, так как специализация кузовов многих типов подвижного состава предопределяет сферу их рационального использования. При выборе подвижного состава по типу кузова в первую очередь учитывают соответствие кузова роду и характеру груза, размещение его в кузове, способ погрузки и выгрузки из подвижного состава. При оценке грузовместимости кузова необходимо иметь в виду, что площадь кузова, приходящаяся на 1 т грузоподъёмности подвижного состава, различна по моделям автомобилей.
После того как выбран соответствующий тип кузова, а следовательно, и тип подвижного состава, можно перейти к выбору подвижного состава конкретной модели. Необходимость такого выбора обусловлена разными технико-эксплуатационными качествами автомобилей и автопоездов различных моделей, которые могут быть использованы для перевозки одного и того же груза. Выбор наиболее эффективного подвижного состава производят путём сравнения результатов сопоставительных эксплуатационных и экономических расчётов. Для сравнения выбирают только такой подвижной состав, который своими техническими параметрами и экономическими показателями удовлетворяет заданным условиям эксплуатации.
При организации грузовых автомобильных перевозок существенное значение имеет выбор такого подвижного состава, использование которого обеспечивало бы максимальную эффективность перевозок. В конкретных условиях выполнения перевозок на выбор типа подвижного состава оказывают влияние свойства груза и требования, предъявляемые к его защите от воздействия внешних факторов, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ, дорожные условия и т.п. После выбора типа подвижного состава при наличии у перевозчика нескольких моделей автотранспортных средств данного типа необходимо выполнить расчёт затрат. Наименьшие затраты будут соответствовать лучшей модели автотранспортного средства для выполнения данных перевозок.
На выбор конкретной модели подвижного состава существенное значение будет оказывать ситуация на рынке грузовых автотранспортных средств.
При выборе типа подвижного состава, помимо экономических критериев приходится учитывать значительное число различных технических требований и ограничений. Несколько разнородных критериев можно сравнить и вывести обобщённый показатель.
Вопросы для закрепления теоретического материала
1. Перечислите основные принципы выбора подвижного состава для перевозки заданного груза.
2. Какие критерии учитывают при выборе подвижного состава для перевозки груза?
Задания для практического занятия
Выбрать модель подвижного состава для магистральных перевозок грузов по четырём критериям (вариант 1). По результатам расчётов сделать вывод.
Выбрать модель подвижного состава для магистральных перевозок грузов по пяти критериям (вариант 2). По результатам расчётов сделать вывод.
Исходные данные для выбора типа подвижного состава (вариант 1)
Показатели | Volvo FH 12 Griffin | МАЗ-543208 | КамАЗ-54115 | |
Стоимость, тыс. руб. | 2000 | 2000 | 741 | 574 |
Средний расход топлива, л/100 км | 35 | 32 | 45 | 42 |
Максимальная скорость, км/ч | 110 | 110 | 100 | 100 |
Ресурс, тыс. км | 1500 | 2000 | 500 | 400 |
Исходные данные для выбора типа подвижного состава (вариант 2)
Показатели | Volvo FH 12 | Scania Griffin | МАЗ-543208 | КамАЗ-54115 |
Стоимость, тыс. руб. | 2000 | 2000 | 741 | 574 |
Средний расход топлива, л/100 км | 35 | 32 | 45 | 42 |
Максимальная скорость, км/ч | 110 | 110 | 100 | 100 |
Ресурс, тыс. км | 1500 | 2000 | 500 | 400 |
Трудоёмкость устранения отказов, чел.-ч/1000 км | 5 | 2 | 12 | 15 |
Порядок выполнения отчета
1.Все четыре рассматриваемых в примере критерия (вариант 1) имеют несопоставимые по абсолютному значению единицы измерения, поэтому их абсолютные значения необходимо представить в относительном виде. Для каждого показателя выберем наилучшее из всех вариантов значение и примем его за единицу. Остальные значения представим относительными величинами, которые будут отображать степень ухудшения значения для данного показателя по сравнению с наилучшим.
2.Рассматриваемые показатели могут иметь различное влияние (вес) при формировании обобщённого критерия для выбора подвижного состава. Учесть степень влияния различных показателей можно с помощью их ранжирования. Для этого введём дополнительный столбец «Ранг» и расставим показатели по значимости с 1 по 10 место. Чем больший диапазон мест будет использован, тем более чувствительным будет влияние ранжирования.
3.Каждое относительное значение показателей разделим на его ранг и сложим по столбцам. Полученное значение составит величину суммарного коэффициента, которую и можно принять за обобщённый показатель. Наибольшее значение суммарного показателя будет соответствовать лучшему варианту.
Выбор подвижного состава для перевозки грузов. Методы выбора подвижного состава.
Выбор подвижного состава для перевозки грузов
Методы выбора подвижного состава
Просмотр содержимого документа
«Выбор подвижного состава для перевозки грузов. Методы выбора подвижного состава.»
Выбор подвижного состава для перевозки грузов
Методы выбора подвижного состава
Эффективность использования автотранспортных средств во многом зависит от соответствия грузоподъемности и грузовместимости подвижного состава, его эксплуатационных качеств конкретным условиям эксплуатации.
Все условия эксплуатации можно классифицировать по группам:
транспортные: объем перевозок, род и характер груза, срочность и дальность перевозок, условия загрузки и разгрузки;
организационно-технические: режим работы подвижного состава, среднесуточный пробег, условия хранения, технического обслуживания и ремонта подвижного состава, формы организации работы подвижного состава на линии;
дорожные: состояние дорожного покрытия, пропускная способность дорог, рельеф местности, категория обустроенности;
климатические: зоны умеренного, холодного или жаркого климата.
Современные автомобилестроители, российские в том числе, производят подвижной состав разных типов и моделей, отличающихся между собой как по конструкции, так и по техническим, эксплуатационным и экономическим показателям. Расчеты и опыт эксплуатации показывают, что для перевозки одних и тех же грузов можно использовать подвижной состав разных типов и моделей, которые в одинаковых условиях работы имеют разную производительность и, что особенно важно, разные эксплуатационные затраты.
Например, использование большегрузного подвижного состава более эффективно при перевозках большого количества грузов на значительные расстояния. Применение самосвалов для перевозки навалочных грузов на небольшие расстояния более эффективно, чем универсальных автомобилей. Перевозка грузов малого удельного веса более эффективна подвижным составом с большей площадью кузова и высокими бортами.
В силу этого перед работниками службы эксплуатации АТП и диспетчерами встает проблема выбора подвижного состава таких типов и моделей, которые обеспечивают необходимую производительность, экономичность и качество перевозок.
Выбор наиболее эффективного варианта использования подвижного состава применительно к конкретным условиям эксплуатации с учетом реальных объемов перевозок и сложившейся структуры парка можно осуществить разными методами, суть которых сводится к сравнению результатов работы подвижного состава разных типов и моделей между собой в одинаковых условиях.
Перечисленные методы дают возможность получить достоверные результаты, но сложность подготовки исходной информации, громоздкость расчетов и трудоемкость выполнения графических работ практически неприемлемы на уровне специалистов АТП. В связи с этим применяют метод ускоренных расчетов и сравнительного анализа показателей транспортного процесса по обобщенному показателю Классификация наиболее часто применяемых методов выбора подвижного состава приведена на рис. 1.1.
Выбор типа и модели подвижного состава как по частным, так и по обобщенному показателям, производится в два этапа:
на первом этапе анализируются внешние, явно выраженные, условия эксплуатации и по ним подбирается соответствующий тип кузова, устанавливается приемлемая грузоподъемность подвижного состава и его основные эксплуатационные качества: проходимость, осевые и полная масса, возможные скорости движения;
на втором этапе выполняют сравнительный анализ выбранных на первом этапе транспортных средств путем сравнения частных или обобщенного показателей.
Схема выбора типа подвижного состава для перевозки грузов приведена на рис. 1.2.
Выбор подвижного состава в зависимости от внешних условий эксплуатации производят с учетом того, что вышеперечисленные условия эксплуатации определяют необходимость тех или иных качеств подвижного состава.
По роду груза (его физические свойства, плотность, тип и форма тары) подбирают тип кузова (бортовая платформа, цистерна, фургон) и его вместимость.
Объем и партионность перевозок определяют грузоподъемность и специализацию подвижного состава.
При выборе подвижного состава по типу кузова в первую очередь учитывают соответствие кузова роду и характеру груза, размещение его в кузове, способ погрузки и выгрузки из подвижного состава. При оценке грузовместимости автомобиля необходимо иметь в виду, что площадь кузова, приходящаяся на 1 т грузоподъемности различна для разных моделей подвижного состава. Для автомобилей малой грузоподъемности удельная нагрузка на пол кузова значительно меньше, чем для автомобилей большей грузоподъемности.
Срочность и дальность перевозок обусловливают выбор подвижного состава с определенными скоростными свойствами, необходимым запасом хода и повышенными надежностью и безопасностью.
По условиям погрузки и разгрузки (тип и производительность механизма) определяют тип кузова автомобиля (автомобиль-самосвал, самопогрузчик, погрузочная высота, ширина проема двери), его грузоподъемность и прочность (при экскаваторной и бункерной загрузке), а также необходимость специальных устройств и приспособлений.
Существенное влияние на выбор подвижного состава оказывают климатические условия. Так, для защиты грузов от атмосферных явлений (дождь, снег, ветер, пыль, солнце) необходимы кузова специальных конструкций. В полярных климатических зонах важными условиями эксплуатации являются возможность обеспечения быстрой готовности автомобилей к действию, отопление кабины, нестесненные условия управления автомобилем водителем в теплой одежде и др. Здесь особое значение приобретают проходимость автомобиля и безопасность его движения в гололедицу, при снежных заносах, снегопадах и метелях.
После того, как выбран тип подвижного состава, переходят к выбору конкретной модели. Выбор наиболее эффективного для данного вида груза подвижного состава производят путем сравнения экономических и эксплуатационных показателей.
Одним из основных показателей, по которому производится сравнительная оценка подвижного состава конкретных моделей, является производительность (часовая, сменная, годовая).
При определении производительности сравниваемого подвижного состава такие показатели, как время в наряде, коэффициент использования пробега и расстояние перевозок груза, характеризующие условия работы подвижного состава, принимаются в расчетах одинаковыми по величине.
Все расчеты по себестоимости перевозок грузов также сводят в таблицы и строят графики, отражающие изменение себестоимости перевозки груза в зависимости от расстояния перевозки. Анализ расчетов показывает, что с увеличением расстояния себестоимость перевозки 1 т груза повышается, но в большей степени рост сказывается на подвижном составе меньшей грузоподъемности.
Для выбора транспортных средств по обобщенному показателю определяют набор показателей, по которым предполагается оценивать подвижной состав (стоимость подвижного состава, себестоимость перевозок, ресурс по пробегу, производительность, расходы на эксплуатацию и т. д.). Затем рассчитывают относительные значения выбранных показателей и устанавливают их значимость (ранг), после чего относительные значения показателей уточняют с учетом присвоенного им ранга (относительные значения показателей делят на ранг) и суммируют по моделям (маркам) подвижного состава. Данный метод получил название «метод ранжирования показателей», последовательность выполнения расчетов по выбору подвижного состава показана в табл. 1.1-1.3.
В табл. 1.1 в качестве примера приведены исходные данные, которые могут быть приняты во внимание при выборе подвижного состава.
Суммируя полученные с учетом ранжирования значения показателей по маркам подвижного состава, получим суммарный коэффициент, наибольшее значение которого соответствует нашему представлению о лучшем типе подвижного состава. В табл. 1.2 это отечественный КамАЗ.
Данный метод весьма чувствителен к набору показателей и их ранжированию. Так, если в рассматриваемом примере ввести еще один показатель и присвоить ему достаточно значимый ранг, то результат выбора изменится (см. табл. 1.3). Наилучшим оказался автомобиль Volvo.
При выборе конкретной модели транспортного средства следует учитывать, что современные производители автотранспортных средств используют модульный принцип конструирования. Так, шведская фирма «Scania» производит 7 вариантов кабин, 4 двигателя, 4 коробки перемены передач, 3 типа рамы, 3 задних и 4 передних моста. Комбинация вариантов комплектования позволяет получить технико-экономические свойства подвижного состава, удовлетворяющие любым условиям эксплуатации. Выделяют четыре группы автотранспортных средств, имеющих характерные области эксплуатации:
тягачи для магистральных перевозок (long houl); они имеют комфортабельную кабину, двигатели мощностью 300-500 л.с., подвеску, как правило, пневматическую, для эксплуатации по хорошим дорогам;
универсальные автотранспортные средства (general purpose); эта группа автомобилей предназначена для всех дорог. Автомобили имеют усиленные лонжероны рамы, многолистовые рессоры, увеличенное количество передач в трансмиссии;
cтроительные автотранспортные средства (сonstruction); они имеют колесную формулу 6 Ч 6 или 8 Ч 4 и предназначены для передвижения как по дорогам, так и вне дорог с твердым покрытием. Как правило, это специализированные автомобили для перевозки различных строительных грузов;
развозные автомобили для городских и пригородных перевозок (distribution); они эксплуатируются преимущественно на хороших дорогах и относительно коротких маршрутах, имеют низкую кабину, двигатель мощностью 150-260 л. с., маневренны.
Характеристика тягача Foton Auman BJ 4253.
Седельный тягач Foton Auman BJ 4253 разработан для работы при экстремальных температурах и в агрессивных средах, прочная ходовая часть и устойчивые к коррозии детали позволяют свести эксплуатационные затраты к минимуму.
Конструкция и технологии, использованные при создании данного автомобиля, нацелены максимальную эффективность автомобиля в работе. Просторная кабина, спальное место, комфортабельные сиденья, системы снижения шума и нагрева обеспечивают комфортные и безопасные условия для водителя.
· Регулируемая рулевая колонка
· Коробка отбора мощности
· Пневмоподвеска сидения водителя
· Зеркала с электроприводом и подогревом
· Топливный фильтр с подогревом
· Пепельница и прикуриватель
· Спальное место верхнее и нижнее
· Солнцезащитные козырьки и шторки
· Гидравлический подъемник кабины
Длина х Ширина х Высота, мм:
Масса снаряженного автомобиля, кг:
Грузоподъемность (прицепа), кг:
Максимальная скорость автомобиля, км/ч:
Контрольный расход топлива при движении с постоянной скоростью,л/100 км:
Емкость топливного бака, л
WEICHAI POWER 10.375, Дизельный, с турбонаддувом и охладителем надувочного воздуха
Количество цилиндров и их расположение, рабочий объем цилиндров, л:
Максимальная мощность, кВт (л.с.) при об/мин:
Максимальный крутящий момент, нетто, Н·м при об/мин:
Однодисковое, сухое, с пневмо-гидравлическим приводом
Механическая 12J160TA, 12-ступенчатая
Ходовая часть и тормоза
Дисковые, с неразборным ободом 5Ѕ Jx16H2
продольная рессорная с амортизатором телескопического типа
двухрычажная продольная с полуэллиптической листовой рессорой.
ZF8098 Полностью гидравлический усилитель рулевого управления
Рабочая тормозная система:
двухконтурный пневматический тормоз, пружинный энергоаккумулятор, моторный тормоз-замедлитель с дроссельной заслонкой, 4W4S.
Тормозные механизмы передние / задние:
Гарантия производителя и cервис
2 года или 100000 км
10000 км или 1 раз в год
Характеристика рефрижератора-полуприцепа FRUEHAUF 2D27
Внутренняя высота полуприцепа, мм
Высота проема двери, мм
Высота седла (пустой/груженый), мм
1 100 / 1 170 или 1 250 / 1 220
Полная высота полуприцепа в передней части (пустой/груженый), мм
3 900/ 3 870 или 4 070 / 4 040
Высота платформы на уровне задней тележки (пустой/груженый), мм
Практическая работа № 6. Выбор оптимального способа транспортировки груза
Цель практического занятия: освоение методики выбора вида транспортного средства для доставки партии товара.
Задание 1: В автомобиле грузоподъемностью 20 тонн и грузовместимостью 80 м 3 совместно перевезены табачные изделия и напитки. Затраты компании, связанные с данной транспортировкой, составили 10000 руб. Рассчитать издержки, приходящиеся на табачные изделия, и издержки, приходящиеся на напитки.
Количество перевезенного груза
1. Рассчитать коэффициент использования грузоподъемности автомобиля по формуле 1:
, (1)
где — коэффициент использования грузоподъемности;
— максимальное количество, которое может быть загружено в автомобиль, т;
— грузоподъемность автомобиля, т.
2. Выразить массу 1 м 3 груза (в тоннах) и объем, занимаемый 1 т (м 3 ).
Наименование груза | Масса 1 м 3 груза, т | Объем, занимаемый 1 т груза, м 3 |
Табачные изделия | ||
Напитки |
3. Определить значения расчетных масс отправки грузов по формуле 2:
, (2)
где — фактическая масса отправки, т;
— расчетная масса отправки, расч. т.
Показатель расчетной массы отправки грузов учитывает как характеристику массы груза, так и характеристику объема, что позволяет определить затраты на перевозку каждого из наименований груза исходя из пропорции.
4. Рассчитать коэффициент использования грузовместимости через значения расчетных объемов отправки (формула 3):
, (3)
где — коэффициент использования грузовместимости;
— максимальное количество, которое может быть загружено в автомобиль, м 3 ;
5. Определить значения расчетных объемов отправки грузов по формуле 4:
, (4)
где -фактический объем отправки, м 3 ;
6. Распределить затраты на перевозку пропорционально объему видов перевезенных грузов, выраженных в расчетных единицах.
Задание 2: Определить необходимое количество автомобилей для перевозки 320 тонн груза второго класса. Автомобили работают на маятниковом маршруте с обратным холостым пробегом. Грузоподъемность автомобиля – 4 тонны. Длина груженой ездки и без груза – 15 км. Время простоя автомобиля под погрузку – 30 минут, под разгрузку – 30 минут. Средняя техническая скорость – 30 км/час. Время работы автомобиля на маршруте – 8 час.
Показатель | Единица измерения | Значение |
Объем перевозки | тонн | 320 |
Грузоподъемность автомобиля | тонн | 4 |
Расстояние от склада до магазина | км | 15 |
Время простоя под погрузкой-разгрузкой | час. | 0,5 |
Средняя скорость | км/час | 30 |
Время работы авто на маршруте | час. | 8 |
Коэффициент использования грузоподъемности авто | 0,8 |
1. Определяем цикл одной ездки: время погрузки (разгрузки) + время движения.
Время погрузки (разгрузки) = (30 +30)/60 = 1 ч.
Время движения: 2* расстояния / средняя техническая скорость = 15*2 / 30 = 1 ч.
Один цикл занимает = 1 + 1 = 2 ч.
2. Определяем количество циклов за смену
= 8 /2 = 4 циклов в день.
3. Определяем количество автомобилей: Объем перевозки / (количество циклов* статический коэффициент использования грузоподъемности * грузоподъемность автомобиля)
= 320 / (4*4*0,8) = 25 машин.
Задание 3: Определить необходимое число автомобилей для перевозки груза со склада в магазин на маятниковом маршруте, с обратным холостым пробегом. Найти коэффициент использования пробега автомобиля. Необходимые данные для решения задачи представлены в таблице 3.
Задание 4: Определить для транспортной компании, исходя из анализа издержек по данному виду деятельности:
а) величину предельного, технического и целевого тарифов;
б) тариф на перевозку единицы продукции;
в) порог рентабельности предприятия, исходя из объема грузопотока и получаемой выручки от транспортной деятельности.
– сумма средств, вложенных в транспортно-экспедиторскую деятельность (инвестиционный капитал) К = 320 млн. р.;
– планируемая рентабельность р = 12%;
– переменные издержки Спер = 1300 р./конт.;
– постоянные издержки Спост =110 млн. р.;
– общий годовой прогноз грузопотока Qобщ = 220 тыс. конт.;
– пессимистический годовой прогноз грузопотока Qпесс = 175 тыс. конт.;
– оптимистический годовой прогноз грузопотока Qопт = 250 тыс. конт.
1. Рассчитать величину предельного, технического и целевого тарифов.
Предельный тариф Тпр представляет собой провозную плату, соответствующую компенсации переменных издержек без получения прибыли (тариф нулевой прибыли).
Величина предельного тарифа равняется величине переменных издержек формула 10: т.е.
(10)
Технический тариф Ттех обеспечивает покрытие расходов по переменным и постоянным издержкам и представляет собой тариф безубыточности. Он определяется по формуле 11:
(11)
где Qгод – годовой грузопоток при различных видах прогноза, конт.
Определить значение Ттех для различных видов прогноза:
– при общем прогнозе грузопотока
– при пессимистическом прогнозе
— при оптимистичном прогнозе
Целевой тариф Тц устанавливается с компенсацией переменных и постоянных издержек и, кроме того, включает в себя долю прибыли, которая представляет уровень отдачи на капитал (ожидаемую рентабельность) (формула 12):
(12)
Определить значение Тц для различных видов прогноза:
– при общем прогнозе грузопотока
– при пессимистическом прогнозе
— при оптимистическом прогнозе
2. Установить величину тарифа на перевозку единицы продукции.
3. Определить порог рентабельности предприятия, исходя из объема грузопотока и получаемой выручки от транспортной деятельности:
– порог рентабельности по объему грузопотока (минимальный размер грузопотока, который надо освоить, чтобы покрыть все затраты) определяется по формуле 13:
(13)
– порог рентабельности по выручке (минимальная выручка, которая покрывает все расходы с учетом коэффициента рентабельности ) определяется по формуле 14:
(14)
где коэффициент рентабельности р.
Задание 5: Определить для транспортной компании, исходя из анализа издержек по данному виду деятельности:
а) величину предельного, технического и целевого тарифов;
б) тариф на перевозку единицы продукции;
в) порог рентабельности предприятия, исходя из объема грузопотока и получаемой выручки от транспортной деятельности.
– сумма средств, вложенных в транспортно-экспедиторскую деятельность (инвестиционный капитал) К = 420 млн. р.;
– планируемая рентабельность р = 12%;
– переменные издержки Спер = 2300 р./конт.;
– постоянные издержки Спост =210 млн. р.;
– общий годовой прогноз грузопотока Qобщ = 320 тыс. конт.;
– пессимистический годовой прогноз грузопотока Qпесс = 305 тыс. конт.;
– оптимистический годовой прогноз грузопотока Qопт = 350 тыс. конт.