Выбор бюджетного усилителя в авто
Как выбрать усилитель мощности в автомобиль
Какие бывают усилители мощности
В автомобильных системах среднего и высокого класса для достижения высокого качества звучания, большей громкости, а также для подключения сабвуфера становится недостаточно мощности встроенного усилителя автомагнитолы. Для решение этой проблемы предназначены автомобильные усилители мощности. Рассмотрим основные виды автомобильных усилителей мощности, их характеристики, а также принципы на которых надо основываться их выбирая.
Усилители бывают 1-канальные (моноблоки), 2-х канальные, 3-х канальные, 4-х канальные, 5-ти канальные, 6-ти канальные. Так же усилители делятся на класс AB (аналоговые, с высоким качеством усиления и не высоким КПД и соответственно мощностью) и D (цифровые, высокий КПД, большая мощность, низкое качество).
1-канальные усилители (моноблоки) используются в автомобильных системах как правило для сабвуферов. Слово моноблок при выборе усилителя для сабвуфера обозначает только то, что усилитель может работать на низкоомную нагрузку (1-2 Ом), если сабвуфер рассчитан на 4-8 Ом, то искать моноблок для него не принципиально, будет достаточно и 2-х канального усилителя, подключенного мостовой схемой. Моноблоки в основном все идут класса D, т.к. рассчитаны на подключения сабвуфера в автомобиле, а для саба самое главное хорошая мощность, а не качество звука. Также имеют развитый кроссовер в низкочастотном диапазоне и выносной регулятор громкости, что очень удобно при подключении к штатной автомагнитоле, в которой нет встроенной регулировки громкости сабвуфера.
2-х канальные усилители мощности используются как для пары динамиков, так и для подключения сабвуфера используя мостовое соединение, либо по катушке/сабвуферу на канал усилителя, если позволяет мощность.
3-х канальные усилители сейчас используюся очень редко, т.к. все современные 4-х канальные усилители имеют возможность мостового подключения и работы в режиме 2 каналов на акустику + 1 на сабвуфер. Но все же они есть.
4-х канальные усилители — самые распространенные автомобильные усилители мощности. Могут быть использованы как для 4-х динамиков, так для 2-х динамиков и сабвуфера, а также и для 2-х сабвуферов. Наиболее часто продаваемые и устанавливаемые усилители.
5-ти канальные усилители используются в автомобильной системе для усиления 4-х динамиков и сабвуфера. Как правило служат удешевленной альтернативой для более качественной компоновки системы, когда ставится отдельно усилитель для акустики и отдельно для сабвуфера. Также экономит место.
6-ти канальные усилители мощности используются и распространены крайне редко за своей не востребованностью. Редкая автозвуковая система в них нуждается.
Термины и обозначения которые нужно знать и использовать выбирая усилитель
6 бюджетных 4-канальных усилителей для автозвука
Если вы только начинаете свой путь в автозвуке, то скорее всего денег на покупку оборудования у вас немного. Сегодня мы продолжим серию статей про бюджетные усилители и после обзора 2-канальных рассмотрим бюджетные 4-канальные усилители.
Для удобства всех читателей мы будем смотреть только на усилители из магазинов электроники, ведь не во всех городах есть специализированные магазины автозвука.
Содержание:
Краткий топ
Место | Модель | Цена | |
---|---|---|---|
1 | ACV LX-4.100 | от 5 800 руб | Посмотреть |
2 | SWAT M-4.100 | от 5 500 руб | Посмотреть |
3 | Kicx SP 4.80AB | от 4 500 руб | Посмотреть |
4 | Урал BV 4.70 | от 4 700 руб | |
5 | SWAT M-4.65 | от 4 270 руб | |
6 | ACV LX-4.60 | от 3 600 руб |
6. ACV LX-4.60 – от 3 600 руб.
Характеристика | Показатель |
---|---|
Мощность на канал (4 Ом) | 60 Вт |
Мощность на канал (2 Ом) | 80 Вт |
Коэффициент гармоник | 0.15 % |
Отношение сигнал/шум | 96 дБ |
Макс. ток предохранителя | 40 А |
Фильтры | ВЧ, НЧ |
Неплохой вариант для самого начала. Усь при 4 Ом сопротивления выдает 60 Вт на один канал. При мостовом подключении выйдет 160 Вт, чего хватит для простенького сабвуфера. Есть любимый новичками Bass Boost, а от сильного напряжение спасет два 20-амперных предохранителя. Порадует вас также диапазон настроек.
В реальности «усь» выдает свои характеристики, но на максимальных 60 Вт начинает немного греться. Много ему мощности давать не нужно, но, если сгорит, всегда найдутся запчасти.
5. SWAT M-4.65 – от 4 270 руб.
Характеристика | Показатель |
---|---|
Мощность на канал (4 Ом) | 65 Вт |
Мощность на канал (2 Ом) | 100 Вт |
Коэффициент гармоник | 0.1 % |
Отношение сигнал/шум | 95 дБ |
Макс. ток предохранителя | 40 А |
Фильтры | ВЧ, НЧ |
SWAT делает довольно хорошую продукцию. Как вы поняли из названия, здесь на один канал выдается 65 Вт. При подключении мостом сабвуферу отдастся 200 Вт. Здесь также 2 20-амперных предохранителя, но свои характеристики он держать будет.
Присутствуют все регулировки, есть настройка Bass Boost от 0 до 12 Дб и переключатели LPF, HPF. Особых проблем с ним не замечено, может как и все уйти в защиту при большой мощности. Из минусов можно отметить маленькие клеммы, куда не подключишь провод нормального сечения, с другой стороны это устройство не для серьезных аудиосистем.
4. Урал BV 4.70 – от 4 700 руб.
Характеристика | Показатель |
---|---|
Мощность на канал (4 Ом) | 70 Вт |
Мощность на канал (2 Ом) | 120 Вт |
Коэффициент гармоник | 0.05 % |
Отношение сигнал/шум | 100 дБ |
Макс. ток предохранителя | 40 А |
Фильтры | ВЧ, НЧ |
Это российский довольно известный производитель. Усилитель отдает одному каналу уже 70 Вт – можно подключать хорошие колонки. При подключении мостом «усь» отдает как и предыдущий 200 Вт. Производитель добавил все необходимые регулировки в довольно широких диапазонах с полосовым фильтром.
Само устройство небольшое, что является плюсом, ведь при желании поместиться второе. Тут есть два управляющих выхода, как раз для подсоединения второго усилителя.
В реальности устройство довольно сильно греется и у некоторых выключается. Ему нельзя на постоянке отдавать большую мощность. Его прямое предназначение – делать качественную музыку, а не максимальный бас.
3. Kicx SP 4.80AB – от 4 500 руб.
Характеристика | Показатель |
---|---|
Мощность на канал (4 Ом) | 80 Вт |
Мощность на канал (2 Ом) | 120 Вт |
Коэффициент гармоник | 0.01 % |
Отношение сигнал/шум | 88 дБ |
Макс. ток предохранителя | 60 А |
Фильтры | ВЧ, НЧ |
Прекрасное устройство для хорошего баса начального уровня или качественной аудиосистемы. 4-канальный усилитель выдает 80 Вт с канала, а при подключении мостом отдает внушительные 240 Вт. Этого хватит чтобы раскачать бюджетные сабвуферы.
Регулировки как у всех с максимальным диапазоном от 50 герц до 5 килогерц, хотя предыдущий усь регулировался до 8 килогерц.
Неплохую начальную аудиосистему с четырьмя колонками и одним 12-дюймовым сабвуфером он держит без проблем. Если будете его сильно напрягать, то конечно уйдет в защиту, но даже максимальную мощность он способен держать некоторое время.
2. SWAT M-4.100 – от 5 500 руб.
Характеристика | Показатель |
---|---|
Мощность на канал (4 Ом) | 100 Вт |
Мощность на канал (2 Ом) | 135 Вт |
Коэффициент гармоник | 0.01 % |
Отношение сигнал/шум | 95 дБ |
Фильтры | ВЧ, НЧ |
Еще один представитель компании SWAT в нашем топе. Найти его по такой цене можно, но в основном его продают дороже 6 тысяч рублей. С таким устройством можно подключать «злые» аудиосистемы, ведь в один канал отдаются внушительные 100 Вт.
Для подключения сабвуфера используется мостовое подключение, выдающее 260 Вт. Дешевые сабы от него сгорят, поэтому не выкручивайте Gain на максимум. Вам также доступно масса способов резать частоты и настраивать свою аудиосистему.
Вывод: SWAT M-4.100 – прекрасный вариант на вырост. Поставьте его на простенькую аудиосистему, а когда захочется купить динамики и сабы помощней, необязательно будет покупать новый усилитель, ведь этого вполне хватит.
1. ACV LX-4.100 – от 5 800 руб.
Характеристика | Показатель |
---|---|
Мощность на канал (4 Ом) | 100 Вт |
Мощность на канал (2 Ом) | 150 Вт |
Коэффициент гармоник | 0.15 % |
Отношение сигнал/шум | 92 дБ |
Макс. ток предохранителя | 60 А |
Фильтры | ВЧ, НЧ, инфранизких частот |
Лидер нашего топа способен выдержать 60 А тока, что прекрасно. В мостовом подключении устройство отдает больше предыдущего – 300 Вт, а на один канал уходят те же самые 100 Вт. Настройки идентичны.
Кидать ему максимальную мощность не стоит, по опыту использования он не сможет ее держать долго. Собственно как на всех усилителях лучше использовать 70% его потенциала, тогда он прослужит вам долго.
Этот усь прекрасно подойдет для подключения пары динамиков и одного сабвуфера приемлемой мощности. Если вам нужно запитать 4 качественных динамика, то он даст вам качество и прослужит довольно долго.
Вывод
Если вы только начинаете свой путь в автозвуке, я бы рекомендовал остановиться на Kicx SP 4.80AB, либо за немного большие деньги купить SWAT на вырост. Этого вам вполне хватит и поверьте бас и громкость получаться хорошими.
Что вам еще понадобиться
Вместе с усилителем вам придется купить комплект проводов – примерно 2 тысячи рублей. Потому что усь нужно подключить к магнитоле, динамика и сабу. Если ваша магнитола изначально 2-канальная, то потребуются разветвители или так называемые игрики.
От качества магнитолы то же зависит уровень звучания вашей аудиосистемы, но мы по своему опыту знаем, как не тратить деньги на нее и не портить звук дешевым головным устройством. Читайте: как использовать усилитель без магнитолы.
Рейтинг лучших автомобильных усилителей звука: двухканальных, четырехканальных и более
Возможности штатных магнитол достаточно ограничены. Поэтому для получения качественного звука необходимо дополнить акустику автомобильным усилителем. После его установки в уже знакомых треках появятся инструменты, которые ранее не были слышны или звучали расплывчато.
Чтобы знать, какой усилитель звука лучше купить в машину, необязательно хорошо разбираться в радиотехнике. Главное – учесть несколько основных критериев выбора, которые описаны ниже. А чтобы максимально упростить выбор, мы составили рейтинг лучших усилителей звука в машину 2021 года.
При выборе усилителя в автомобиль стоит учесть следующие критерии:
Модели класса D гарантируют более мощный, но менее чистый звук. Они компактны, не сильно нагреваются (иногда вообще не греются). Обычно такие устройства используют для подключения сабвуферов. Недостаток этого класса – более высокая стоимость в сравнении с AB.
Усилители с одним каналом (моноблоки) часто применяются для подключения сабвуферов. Они компактны, обладают высокой мощностью. В моноблоке обязательно должен быть фильтр НЧ (низких частот), который будет убирать «лишний низ». При подключении мощных сабов желательно, чтобы в устройстве присутствовал фильтр сверхнизких частот. Он отсекает не слышимые человеком, но вредящие слуху и электронике звуки с частотой меньше 20 Гц.
Двухканальные усилители – универсальный вариант. Подойдут для подключения двух колонок или одного сабвуфера. Трехканальные встречаются редко, рассчитаны на 2 колонки и 1 сабвуфер. Четырехканальные усилки используются для построения аудиосистемы в машине целиком. Пятиканальные позволяют подключить 4 колонки и сабвуфер.
В продаже можно найти шестиканальные и даже восьмиканальные усилители, но спрос на них небольшой. Такие модели нужны для работы с многокомпонентными аудиосистемами.
Мощность, которую производитель пишет на коробке или корпусе устройства, лучше не рассматривать. Часто это или максимальная мощность, или вовсе выдуманный показатель. Точные данные указаны в документации и характеристиках товара.
Рейтинг производителей автомобильных усилителей
Выбор производителя – еще один важный этап при покупке автомобильного усилителя. Мы составили подборку из 10 самых надежных компаний на рынке по мнению экспертов:
Есть и другие надежные производители, которые не попали в подборку. Например, ACV, Magnum или Mystery.
ТОП-12: Лучших автоусилителей звука – (Рейтинг 2021)
В рейтинг включены лучшие автоусилители за 2020 и 2021 год. Подбор велся с учетом мнений экспертов и отзывов опытных автолюбителей.
№ | МОДЕЛЬ | ОПИСАНИЕ | ЦЕНА |
---|---|---|---|
1 | Sony XM-N1004 | 4-канальный усилитель для авто. Сочетает в себе миниатюрные размеры и отличную мощность; | Узнать цену |
2 | Pioneer GM-A3702 | Хороший усилитель в машину от японского производителя. Два канала, расширенный диапазон частот, класс – AB; | Узнать цену |
3 | JBL Stage A9004 | Доступный 4-канальный усилитель. Совместим почти с любой акустикой; | Узнать цену |
4 | Swat M-4.100 | Качественная модель с функцией усиления басов и продуманной безопасностью; | Узнать цену |
5 | ACV LX-4.100 | Бюджетный четырехканальный усилитель для магнитолы; | Узнать цену |
6 | EDGE EDA200.4-E7 | Стильный усилитель класса AB. Его особенность – высокая мощность и простота монтажа; | Узнать цену |
7 | Digma DCP-420 | Недорогой усилитель для нетребовательных пользователей; | Узнать цену |
8 | Ural PT 8.120 | 8-канальный усилитель в авто. Подойдет для создания многокомпонентной аудиосистемы; | Узнать цену |
9 | Kenwood KAC-PS404 | Хороший 4-канальный усилитель звука дешевле 8000рублей; | Узнать цену |
10 | Mystery MJ5.400 | Пятиканальный бюджетный усилитель в авто. Баланс цены и качества; | Узнать цену |
11 | Ural DB 1.2500 | Хороший моноблок для сабвуфера, создан для аудиофилов; | Узнать цену |
12 | JVC KS-DR3001D | Недорогой моноблок для сабвуфера. Высокая мощность, класс – D. | Узнать цену |
12. JVC KS–DR3001D
Открывает рейтинг компактный одноканальный усилитель, предназначенный для подключения сабвуферов. Этот моноблок класса D значительно улучшает качество звучания акустики, имеет миниатюрные размеры, поэтому легко устанавливается в салоны авто любых габаритов.
Характеристики модели порадуют даже требовательных меломанов: два способа подключения, встроенный фильтр НЧ, который помогает «отсечь» вредные частоты. Внимания заслуживает и мощность усилителя. В пике он выдает аж 800 Вт и легко справляется с продолжительными нагрузкам при 2 и 4 Ом, что подтверждается многочисленными тестами.
ТОП-6 автоусилителей до 6 тысяч рублей
Содержание
Содержание
Аудиоусилители для автомобилей, которые покупали в DNS чаще всего с марта по июль в 2019 году.
Если вас не устраивает звучание штатной аудиосистемы в авто, то без усилителя не обойтись. Для тех, кто не любит тратить время на выяснение какие же самые популярные товары в определенной категории товаров, мы подготовили ТОП-6 самых продаваемых автоусилителей до шести тысяч рублей. В рейтинг попали по 2 модели от фирм JBL и SWAT, а также усилители от Mystery и Sony.
6 место
Открывает рейтинг 2-канальный Sony XM-N502 в матово-черном корпусе. Устройство относится к AB-классу, что говорит о среднем КПД и больших габаритных размерах. Усилитель обладает одним из самых широких диапазонов частот во всей подборке (от 5 Гц до 50 кГц) и лучшим показателем сигнал/шум (100 дБ). Мощность при 4 Ом составляет 130 Вт, а при 2 Ом — 170 Вт. Из всех участников топа, только в Sony XM-N502 отсутствует регулировка уровня басов. Усилитель не отличается повышенной надежностью, так как предусмотрена защита только от перегрева.
5 место
Четырехканальный усилитель SWAT M-4.100, как и модель от Sony, относится к AB-классу. У прибора наибольшая номинальная мощность при 4 Ом среди всех участников топа — 400 Вт. Диапазон частот вполне стандартен для подобных агрегатов — от 10 Гц до 20 кГц. Фильтр низких частот отличается достаточно большим диапазоном — от 500 до 5000 Гц. В усилителе реализованы меры по защите от короткого замыкания и перегрузки. Основным недостатком устройства стали большие габаритные размеры — в длину 330 мм, по ширине не более 220 мм и не выше 52.5 мм. В отзывах покупателей можно встретить упоминание о повышенной предрасположенности к перегреву.
4 место
Первым представителем класса D в подборке стал компактный 4-канальный усилитель STAGEA6004 от JBL. По характеристикам прибор считается крепким середнячком. Его частотный диапазон показывает стандартный охват от 20 Гц до 20 кГц. Номинальная выходная мощность при 4 Ом достигает 240 Вт, а при 2 Ом — 280 Вт. В наличии фильтры низких и высоких частот на 32–320 Гц. От других моделей усилитель отличается надежностью — предусмотрены защиты от перегрева, перепадов напряжения и короткого замыкания. Из недостатков — низкий показатель сигнал/шум (75 дБ).
3 место
Несмотря на то, что 2-канальный MYSTERY MK-2.80 относится к AB-классу, производителю удалось уместить все компоненты в небольшом стильном корпусе цвета серебра. Модель стала популярной, в том числе, благодаря высокой пиковой мощности — 350 Вт при 4 Ом и 700 Вт при 2 Ом. Модель может похвастаться самым широким частотным диапазоном среди участников топа — от 10 Гц до 55 кГц. MYSTERY MK-2.80 весьма надежен в плане электроники, так как установлены все необходимые элементы защиты: от перегрева, от короткого замыкания, от перегрузки (предохранитель на 25 А) и от падения напряжения.
2 место
Второе место топа занял очередной представитель фирмы SWAT — 4-канальный M-4.65. От рассмотренной выше модели того же бренда, усилитель отличается, в первую очередь, ценой. Прибор гораздо дешевле своей более старшей версии. При этом все технические показатели на уровне. Номинальная выходная мощность при 4 Ом составляет 260 Вт, а при 2 Ом 400 Вт. Усилитель получил самую широкую полосу фильтра высоких частот (от 50 Гц до 5 кГц) и отличный показатель сигнал/шум (95 дБ). SWAT M-4.65, как и M-4.100, имеет все тот-же единственный недостаток — большие габаритные размеры.
1 место
Победителем топа стал второй представитель усилителей класса D в подборке — 2-канальный JBL STAGEA6002. Это самое компактное устройство всего обзора — его ширина всего 156.6 мм, длина не превышает 145 мм, а по высоте корпус укладывается в 50 мм. По своим характеристикам усилитель практически не отличается от рассмотренного ранее A6004. Единственное отличие — меньшее количество каналов и, соответственно, сниженные значения номинальной и пиковой мощности (120 Вт при 4 Ом и 140 Вт при 2 Ом). При этом цена существенно меньше, что наверняка и определило выбор большинства покупателей. В усилителе реализована регулировка басов, встроены различные типы защит электронных компонентов, а также предусмотрен широкий диапазон рабочих частот (20 Гц–20 кГц). За свою цену — это безусловный лидер ТОП-6.
Звук в автомобиле: подбираем усилитель — мощный, но аккуратный
Штатные автомобильные аудиосистемы — настоящая головная боль для тех, кто привык к качественному звучанию. Я уже рассказывал о возможных способах их апгрейда, сегодня остановлюсь подробнее на одном из элементов — автомобильных усилителях. Их специфика порой сильно отличается от домашних.
Чем не угодил штатный усилитель?
Полагаю, пропустить этот вопрос было бы неверно. Причин поменять штатный усилитель несколько.
Во-первых, выходная мощность. В данном случае она нужна совсем не для громкости, или, строго говоря, не только для неё. В штатных системах чаще всего используются совсем простые усилители и динамики с пониженным импедансом. Если мы собрались строить новую систему, то совсем не факт, что новые динамики от штатного усилителя зазвучат хорошо. Они могут иметь, например, импеданс выше, чувствительность ниже, и с ними мы с большой вероятностью получим чёрт знает что. Исключения составляет акустика, которая изначально позиционируется производителями для апгрейда «штаток», но мы вроде бы замахнулись на более серьёзные улучшения, а этот вариант уже оставили позади.
Штатные аудиосистемы в основном делаются не самими автопроизводителями, а сторонними компаниями по заказу автопроизводителей. Но далеко не все выносят свой шильдик на лицевую панель
Во-вторых, потому что системы разрабатываются под достаточно жесткие требования — как ценовые, так и конструктивные. Если открыто объявить, что, предположим, аудиокомпоненты для Honda делают Pioneer и Alpine — это может ударить по репутации этих брендов.
В-третьих, оснащение. Штатный усилитель рассчитан на один единственный вариант системы и имеет ноль целых шиш десятых по части дополнительных настроек. А если нам нужно элементарно включить ФВЧ во фронтальных или тыловых каналах? А если нужно подстроить ФНЧ в каналах сабвуфера, чтобы состыковать его с акустическими системами? А если есть более серьёзные намерения?
Итак, по всему получается, что при апгрейде системы простая замена акустики прокатывает не всегда, и новый усилитель становится в разряд must have.
С чего начать поиск правильного усилителя?
Как всегда, выбор следует делать исходя из потребностей. Иными словами, сначала проектируем состав системы, а по нему уже становится видно, каким должен быть усилитель. Самое простое — возьмите листок бумаги и нарисуйте, где какие динамики у вас будут установлены.
Определитесь с типом подключения акустики — через пассивные кроссоверы или поканально с активным делением полос. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки, но это — тема отдельного разговора. Пока лишь отмечу, что первый вариант попроще, а второй имеет больше возможностей по настройке и «сведению» полос. В зависимости от выбранного варианта будем подбирать усилители с нужным числом каналов и функционалом.
Аудиосистема может быть достаточно сложной. Поканальное усиление с активным делением и процессоры —обычное дело для автомобильной системы высокого уровня
Уже на этом этапе оцените, что будет являться источником в системе. Если головное устройство с обычными линейными выходами, то тут проблем никаких. Если же вы имеете дело со штатной «головой», то тут почти всегда приходится искать обходные манёвры. Я уже рассматривал эту тему подробнее в статье «Звук в автомобиле: как заставить штатную систему звучать лучше», сейчас отмечу лишь то, что касается подключения усилителей.
Итак, вариантов несколько. Самый простой — подключение прямо к выходам штатного усилителя. Для этого новый усилитель должен иметь кроме обычных входов еще и высокоуровневые. Если их нет, то можно использовать так называемые «преобразователи высокого уровня в линейный».
Высокоуровневые входы входят в оснащение многих моделей автомобильных усилителей
Этот вариант прост, но применим далеко не всегда. Чаще всего штатный усилитель выдает в лучшем случае скорректированный сигнал, а в худшем — приходится иметь дело вообще с многополосным усилением. В этом случае «собрать» исходный сигнал можно только специализированным процессором, и уже потом подключать к нему усилитель. Сюда же отнесём и варианты штатных систем с MOST-шиной, из которой специальным адаптером можно «вытащить» SPDIF или аналоговый сигнал.
Поскольку подобных сложных систем становится всё больше, совсем неудивительно, что на рынке начали появляться усилители с уже встроенным процессором. Но об оснащении чуть дальше.
Чем отличаются автомобильные усилители от домашних?
На самом деле, сама усилительная часть — особо ничем. Разве что блок питания здесь работает не от бытовых 220 Вольт, а от бортовой 12-вольтовой сети. Принципиальных же отличий, на мой взгляд, два.
Импульсный блок питания занимает немалую долю внутреннего пространства усилителя
Во-первых, большинство автомобильных усилителей универсальны в плане подключения: они предусматривают как обычное подключение нагрузки, так и мостом к паре каналов. Эта возможность позволяет использовать обычные широкополосные усилители не только для подключения акустики, но и для подключения сабвуферов. Последние всё же более «прожорливы» в плане мощности. Простейший вариант, который по праву можно назвать классическим — это 4-канальный усилитель, два канала которого работают на фронтальную акустику, а два оставшихся включаются мостом на сабвуфер.
Схема с 4-канальным усилителем, работающим на фронтальную акустику и сабвуфер, по праву считается классикой автомобильных аудиосистем
Второе принципиальное отличие автомобильных усилителей от домашних — это оснащение. Домашние в большинстве своём — чистые «оконечники». В автомобиле же, как минимум, приходится использовать фильтры.
Например, всё та же простейшая схема с четырёхканальником, к которому подключена фронтальная акустика и сабвуфер. В большинстве случаев акустическое оформление для фронтальных НЧ/СЧ-динамиков реализовано в дверях. Скажем прямо, оно не самое лучшее, а значит, нижний бас желательно ослабить, и в этих каналах нужен ФВЧ. Сабвуфер, напротив, не должен петь голосом, а значит, в этих каналах нужен ФНЧ. Оптимальная частота стыка акустических систем и сабвуфера обычно находится в промежутке между 50 Гц и 100 Гц — чуть ниже, чем принято делить в домашних системах. Пассивное деление тут не прокатит, мотать катушки размером с запасное колесо — нет уж, увольте. А вот активное деление — самое то. Поэтому исторически так и сложилось, что минимальное оснащение усилителя — это активные фильтры НЧ и ВЧ. В основном регулируемые, но встречаются и с фиксированной частотой настройки.
Регулируемые фильтры НЧ и ВЧ есть в подавляющем большинстве автомобильных усилителей
Ну а дальше — больше. К примеру, если предполагается поканальное включение акустики с активным делением, то усилитель должен иметь фильтры с более широкими пределами регулировки. Некоторые олдскульные модели имеют даже переключатели крутизны среза фильтров. Скажем, JL Audio в своё время промышлял подобным. И так по нарастающей, вплоть до оснащения усилителя встроенным процессором и превращения его в настоящий «звуковой комбайн».
Песня о комбайнёрах, или Усилитель плюс процессор
Сейчас этот класс усилителей со встроенными процессорами (или процессоров со встроенными усилителями, кому что ближе) можно считать самым перспективным по ряду причин.
Во-первых, если в домашней системе вы можете уютно устроиться в самой лучшей точке для прослушивания, то в машине вы всегда имеете дело с отвратительными акустическими условиями салона и чёрт знает как раскиданными по нему динамиками. «Собрать» звучание со всего этого бардака ох как непросто. И как бы презрительно ни кривились аудиофильские снобы и ценители pure passive, сделать это можно только с помощью звукового процессора. Если подойти к делу с умом, то результату могут удивиться даже самые избалованные «домашним звуком» аудиофилы. Проверено неоднократно.
Автомобильные цифровые процессоры, как правило, управляются с подключаемого компьютера или ноутбука. Программа имеет достаточно наглядный интерфейс, позволяющий быстро настроить нужную конфигурацию
Во-вторых, в большинстве случаев только с процессором можно построить систему на базе штатного головного устройства. Немало автомобилей, в которых никаким способом нельзя вытащить исходный сигнал со штатной «головы» — он либо скорректирован, либо вообще порезан на частотные полосы.
В качестве наглядного примера — итальянский концерн Elettromedia, который давно и довольно успешно разрабатывает тему построения новых систем от штатных головных устройств. Суть процессоров, выпускаемых под брендом Audison, следующая. Вы отключаете штатные динамики и заводите сигнал со штатного усилителя на входы процессора. Настройка происходит так. Включаете диск из комплекта и запускаете в процессоре режим настройки. Процессор «слушает» входы, автоматически «складывает» порезанные на частотные полосы сигналы (в том числе и с учетом фазовых сдвигов), проводит деэквализацию, и вы получаете «восстановленный», как томатный сок из пасты, звуковой сигнал. Алгоритм такого сложения — и есть предмет гордости разработчиков.
Audison prima — один из представителей семейства автомобильных процессоров со встроенным усилителем. Или, если угодно, усилителей со встроенными процессорами
Снобы наверняка покривятся, мол, какая уж тут аудиофилия, если мы имеем дело не с исходным сигналом, а собранным, простите, «из г… и палок»? Согласен, о High End тут никто и не говорит. Но, во-первых, система в итоге всё равно заиграет на две головы лучше, чем штатная «балалайка». А во-вторых, и это самое главное — процессор в данном случае нужен для того, чтобы корректно вписать в систему дополнительный высококачественный источник, полностью сохранив функциональность штатного головного устройства.
Правда, серьезных источников, предназначенных исключительно для автомобильного применения, на сегодняшний день пока не очень много. Разве что Sony GS-9, читающая всё, вплоть до формата DSD, да Audison bit Play, который итальянцы до сих пор доводят до ума. Умельцы, правда, вовсю используют в автомобилях домашние плееры (в том числе и ваш покорный), но это можно в расчёт не брать. Тем не менее, как говорил персонаж из старого анекдота, «тенденция, однако» — курс на Hi Res в автомобиле уже взят. И процессоры (в том числе и со встроенными усилителями) здесь — ключевое звено.
Размер имеет значение: даже D-класс бывает разным
Но мы отвлеклись, вернёмся снова к усилителям. Если каких-то пять-семь лет назад АВ-класс имел непререкаемый авторитет, то сегодня автомобильные усилители D-класса во многих случаях выглядят уже предпочтительнее.
Во-первых, компактность. Дома усилитель размером с тумбочку хоть и выглядит громоздким, но всё равно не вызывает настолько серьёзных проблем. В машине разница в длине корпуса всего в 5 см может оказаться решающей. Далеко не каждый сегодня хочет выставлять компоненты аудиосистемы напоказ и тратить много денег на инсталляцию. А компактный D-класс позволяет сделать инсталляцию скрытой. Возможность уместить усилитель, скажем, под сиденьем или под панелью кажется весьма привлекательной.
При всей своей компактности некоторые автомобильные усилители на современных чипах D-класса имеют вполне взрослые показатели выходной мощности и весьма приличное звучание
Во-вторых, — энергоэффективность. Опять же, по сравнению с домашней техникой, в автомобиле этот вопрос стоит особо остро. Особенно с увеличением числа электромобилей и гибридов. Пускать больше половины потребляемой энергии в тепло, согласитесь, не самый рациональный способ её расходования. Впрочем, совсем под обивку прятать такие усилители всё равно не стоит, тепловыделение хоть и не такое, как у АВ-класса, но всё-таки не нулевое. Хотя бы какой-то воздухообмен обеспечиваться должен.
Новое поколение усилителей вовсю использует чипы D-класса с эффективностью выше 95%
Ну и третий довод в сторону D-класса — это, как ни странно покажется многим, качество звучания. Я не беру сейчас в расчёт дорогие усилители высокого класса, там другой расклад. Но в умеренной ценовой категории при сопоставимых ценах АВ-класс чаще всего действительно проигрывает современному D-классу. Лет пять назад это было бы спорным утверждением, но с появлением новых чипов, работающих на несущих частотах под полмегагерца, это уже факт.
Особенности подключения автомобильного усилителя
Существует интересная фраза, о том, что «усилители на самом деле ничего не усиливают, они просто модулируют питание». Одно из существенных отличий автомобильного усилителя от домашнего, о котором вскользь упомянул в самом начале, — это работа от бортовой сети автомобиля. Номинальное напряжение в ней составляет 12 Вольт (реально чуть выше, но сейчас это не суть). Значит, чтобы получить на выходе достаточную мощность, токопотребление должно быть доводьно серьёзным — десятки, а в пиках сигнала даже сотни Ампер. Отсюда и особые требования к подключению питания. На первый взгляд, всё это выглядит немного пугающе, но на самом деле, если придерживаться нескольких простых правил, проблем возникнуть не должно.
Во-первых, усилитель ни в коем случае нельзя подключать к штатной проводке. Она не рассчитана на такие токи. Берите отдельные кабели и прокладывайте их от усилителя непосредственно к аккумулятору. Можно и плюс, и минус, а можно только плюс (минус при этом идёт по «массе»). Однозначного ответа, какой вариант лучше, пожалуй, нет, но лично я предпочитаю первый способ. Хотя бы потому, что в нынешних автомобилях слишком много электроники, которая тоже «завязана» на кузов.
Аккуратность прокладки проводки — залог надёжности и безопасности
Не жадничайте, используйте для подключения специализированные автомобильные кабели — они имеют мягкую изоляцию, устойчивую к перепадам температур. Любители использовать разного рода КГ-25 и прочие подобные промышленные кабели уже через год будут лицезреть в подкапотном пространстве рассыпающуюся резиновую изоляцию. Наблюдал такое неоднократно, к счастью, не у себя.
Кстати, имейте в виду, дешевые кабели могут быть не медными, а так называемыми CCA (Copper Clad Aluminium), «обмеднённые» алюминиевые. Они менее долговечны, сильнее подвергаются коррозии и быстрее ослабевают в местах контактов. Чистая медь в этом плане всё же лучше, хоть и дороже. А ещё лучше — луженая медь.
Во-вторых, подбирайте достаточное сечение питающих кабелей исходя из их длины и токопотребления усилителя. Даже десятые доли Ома в питающей линии могут давать просадку напряжения в пиках сигнала на несколько Вольт. А это не только влияет на звучание, но и чревато выходом из строя блока питания усилителя. По этой же причине старайтесь сразу просчитать необходимую длину кабеля, чтобы избежать лишних стыков.
При выборе сечения кабеля можно руководствоваться таблицами, которые есть в правилах любых автозвуковых соревнований
В-третьих, обязательно ставьте в разрыв питающего кабеля предохранитель. Он должен располагаться как можно ближе к аккумулятору. В отличие от предохранителя в самом усилителе, им вы защищаете не аппаратуру, а сам кабель. Номинал выбирайте исходя из сечения. Например, для кабеля сечением 4 Ga (21 кв.мм) можно использовать предохранитель не более 100 А, а для кабеля сечением 2 Ga (33 кв.мм) — не более 150А.
Пять выводов про автомобильные усилители
Итак, подытожу. Если вы всерьёз решили проапгрейдить штатную аудиосистему, новый усилитель определённо нужен. Это раз.
Определитесь с источником. Если это будет штатное ГУ, из которого невозможно вывести линейный сигнал или «цифру», то вам нужно будет либо преобразовать высокоуровневый сигнал в линейный отдельным устройством, либо выбрать усилитель с высокоуровневыми входами. Либо, если штатная система с полосовым усилением и коррекцией сигнала, придётся «восстанавливать» исходный сигнал процессором. Это два.
Любой автомобильный усилитель имеет дополнительное оснащение — от простых фильтров НЧ и ВЧ, позволяющих разделить акустические системы и сабвуфер, до всё тех же продвинутых процессоров, встроенных в сами усилители. Выбор делайте в зависимости от поставленных задач. Это три.
Определитесь с типом инсталляции. Если это «напоказ», то ограничений практически никаких. Если скрытая инсталляция, то есть смысл отдать предпочтение компактным усилителям D-класса. Это четыре.
И наконец, уделите должное внимание питанию. Качественное питание — залог нормальной работы усилителя. Это пять.