Выбор трехполосной акустики в авто
SQ трехполосная акустика, часть 1. Концепция; покупка компонентов
В нескольких частях напишу, как установил трехполосную систему Herz на процеусе Helix V EIGHT DSP mk2 в студии Блюзмобиль (Чебоксары).
Идея поставить нормальную акустику в Pajero Sport 3 появилась весной 2020.
Магнитола Mitsubishi Connect (Kenwood, 8740A001) имеет приличный звуковой тракт, но слабый усилитель — родные динамики по 15 Ватт звучат на троечку с плюсом. Однако мне удавалось легко отличить качество MP3 128 kbit от MP3 320 kbit.
Слушаю достаточно тяжелый рок, группы Linkin Park, Five Finger Death Punch, Iron Maiden, Metallica, Breaking Benjamin, Muse и подобные.
Варианты изучал следующие:
1. Установка штатного управляемого усилителя Mitsubishi, как сделано в комплектации Ultimate. Отказался, тк аудиофилы отзываются о нем (это на самом деле Rockford Fosgate) как об усилителе второго эшелона. И родная акустика Mitsubishi Ultimate 40 Ватт хуже самой дешевой брендовой европейской акустики. То есть качество не очень получается.
2. Установка процессора Helix DSP, к нему 2 четырехканальных усилителя класса AB под сиденья, двухполоску и саб стелс, как это делает московская студия Accent. Не понравилось, что усилители AB большие, занимают много места под сидениями. Прошлую машину однажды утопил в броде через речку, вода в салоне стояла по щиколотку. Так как мой Pajero Sport часто ездит в лес, шансы утопить его не равны нулю. Утопить при этом усилители тысяч на 70 не хочется.
3. Думал, брать ли трехполоску, что требует переделки стоек. Решил брать, опираясь на две мысли: а) наличие СЧ динамика позволяет поднять сцену на уровень глаз, что правильно и везде применяется в домашней акустике. б) Тяжелый рок сложен для воспроизведения двухполоской, наличие СЧ позволит заметно улучшить качество. Акустику выбрал европейского производства Hertz Mille Pro MPK 163.3 PRO.
4. Думал, делать ли подзвучку для задних пассажиров. Решил не жадничать, поставить на задние двери коаксиальные динамики Hertz Mille Pro MPX 165.3 и сделать их тише передних, чтобы они не ломали сцену передней трехполоски для передних пассажиров.
5. В комплекте акустики идет 3-полосный кроссовер MPCX 3.3. Конечно, он не позволяет делать индивидуальные задержки на каждый динамик, что необходимо для отличного посторение акустической сцены в автомобиле. В отличии от дома, вы не можете в авто переставить колонки так, чтобы сидеть на одинаковом расстоянии от левого и правого динамиков. Значит надо задерживать звук на каждом динамике отдельно, что позволяет делать только процессор. Вместе с каналом на саб требовалось 9 каналов процессора. Для поканального усиления требовалось 2*3+2 = 8 каналов. Решил брать Helix V EIGHT DSP mk2 (это 10 канальный процессор + 8 канальный усилитель класса D, авторитетные аудиофилы хвалят его, как и Helix P Six).
6. Сабвуфер хотел сделать скрытый в крыле (стелс). На Pajero Sport 2 в нише заднего правого крыла есть место для 20 литрового короба стелс. На Pajero Sport 3 во всех комплектациях, кроме механической КПП, это место занято кондицинером для задних пассажиров. Место есть только в нише левого заднего крыла, 10-12 литров. Выбрал саб Helix K 10W, который заявлен производителем на этот объем. Одноканальный усилитель для него выбрал по рекомендациям на форумах, D класса, Alpine S-A60M.
Основным истоником сигнала для процеуся будет родная магнитола Mitsubishi Connect, звук подается по аналоговым входам процеуся. Музыку слушаю с нее через приложение Deezer (почти lossless качество). Также часто пользуюсь цифровым радио (Simple Radio). Еще звук идет от подсказок карт Гугл и Яндекс.
В качестве полностью цифрового источника сигнала поставил в процеусь плату Helix HEC HD Audio USB. На нее смартфон отдает звук по цифре, используется исключительно ЦАП процеуся. Воспроизведение на смартфоне делает приложение USB Audio Player PRO, оно же управляет громкостью.
Третий источник сигнала — беспроводной цифровой Bluetooth приемник Ding Shine BTS2.
Для управления громкостью цифровых источников и саба поставил пульт Helix URC.3.
Топ для реальной жизни. Тест 3-полосных акустических систем RS Audio Revelation 165-3
Недавний тест акустики Stream 3 оставил сильные впечатления – звучание детальное, с хорошим запасом энергетики, но при этом душевное и комфортное. Можно сказать, живое. Серия Revelation формально чуть младше, но родство со Stream определяется сходу – в них много одинаковых конструктивных решений. Тем не менее, построена акустика по-другому. Как всегда, постарался выяснить, что она умеет и как реализовывать её возможности.
Для ориентира, цена трёхполосного комплекта RS Audio Revelation 165-3 – 104990 рублей, а двухполоска Revelation 165-2 стоит 73990 рублей.
В комплект входят пассивные кроссоверы, полностью построенные на комплектующих Mundorf. Судя по всему, других поставщиков в RS Audio не признают – даже в менее дорогой серии Energy кроссы вызывают слюноотделение у ортодоксальных аудиофилов, чего уж говорить о более высоких сериях.
Мидбасовые динамики имеют такие же диффузоры, что и у серии Stream – это плетёный композит, залитый полимерным связующим. Выглядит тонким и даже слегка просвечивает между волокнами, но на деле конусы на удивление жёсткие. Как показали измерения, вес у подвижки очень небольшой, и это хорошо сказалось на микродинамике звучания. Но об этом чуть позже.
Корзины и моторы имеют не столь изысканную конструкцию как у Stream, но исполнение добротное, не придраться.
Обратите внимание на толщину верхней пластины магнитопровода – здесь она определяет высоту магнитного зазора. Она составляет 6 мм, это немного больше, чем обычно делают в мидбасовых динамиках. Фактически, это означает большее число рабочих витков у звуковой катушки (при прочих равных), а значит, от динамика можно ожидать хорошего контроля.
Среднечастотники, в отличие от той же серии Stream, имеют более привычные размеры, формально их можно отнести к калибру 3,5 дюйма.
Диффузоры выполнены из жёсткой прессованной целлюлозы и имеют с лицевой стороны пропитку. По крайней мере, он здесь относительно мягкий. Верхний подвес – тканевый.
Мотор у среднечастотника крупный – диаметр магнита 73 мм. И это, заметьте, при диаметре посадочного отверстия динамика 76 мм.
Корзина, впрочем, открытая, так что проблем с образованием воздушной подушки под диффузором быть не должно. Тем более, Роберто Скалабрино (разработчик RS Audio) рекомендует ставить среднечастотники free-air, т. е. позади динамика в любом случае предполагается открытое пространство.
Твитеры шёлковые, заключены в алюминиевые корпуса. Перед куполами – звукопрозрачная жёсткая «проволочная» сетка.
Каких-то специальных креплений не предусмотрено, но акустика такого уровня вряд ли будет ставиться по штатным местам «по-быстрому», так что здесь это непринципиально. Монтажная глубина, кстати, небольшая.
ИЗМЕРЕНИЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ
На официальном сайте RS Audio приведён подробный список параметров, так что сравнить есть с чем. Измерения, как всегда, делал после хорошего «массажа» центрирующей шайбы с последующим прогревом динамиков в течение нескольких часов.
Заявленные / фактические параметры НЧ/СЧ динамика RS Audio Revelation MB165:
Fs (собственная резонансная частота) – 87 Гц / 62 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 15,9 л / 12,7 л
Qms (механическая добротность) – 4,37 / 7,22
Qes (электрическая добротность) – 0,65 / 0,76
Qts (полная добротность) – 0,57 / 0,68
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11,7 г / 12,2
BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,8 Тл м / 4,8 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом / 3,5 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,7 дБ / 88,1 дБ
Заявленные / фактические параметры СЧ динамика RS Audio Revelation M87:
Fs (собственная резонансная частота) – 145 Гц / 150 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 0,6 л / 0,5 л
Qms (механическая добротность) – 3,56 / 4,74
Qes (электрическая добротность) – 0,65 / 0,91
Qts (полная добротность) – 0,55 / 0,76
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,7 г / 2,8 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,4 Тл м / 3,2 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,1 Ом / 3,2 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,6 дБ / 84,2 дБ
Идеально совпало не всё, но повода к огорчению я не вижу – по факту динамики оказались даже интереснее, чем обещано. К тому же в описании явно закралась опечатка – вряд ли Fs для мидбасового динамика может быть такой высокой, да и по другим параметрам она должна была оказаться ниже. Собственно, что и подтвердилось.
АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ
Начну с мидбасовых динамиков. Если коротко, то придраться особо не к чему – АЧХ достаточно ровная, причём динамик уверенно работает не только на нижних частотах, но и ровно, аккуратно и без выбросов АЧХ входит в модальный режим с повышением частоты. Проще говоря, динамик отлично покажет себя не только в трёхполоске, но и в двухполоске (речь о модели Revelation 165-2).
Единственное, что обращает на себя внимание – небольшой резонанс в подвесах где-то в районе 1 кГц, который привёл к колебанию фазы и, как следствие, «волне» на АЧХ. Он не особо критичен, но надо же было хоть до чего-то докопаться.
У среднечастотника в этом смысле АЧХ посложнее, но тут нужно понимать, что у динамика очень лёгкая подвижка, с которой все резонансные явления в подвесах становятся видны «как на ладони».
Если учесть, что полноценная разминка СЧ динамика обычно бывает слишком долгой, со временем перепад фазовой характеристики (и, соответственно, АЧХ) в районе 1,5 кГц должен сгладиться.
А вот перепад в районе 6 кГц лучше учитывать при настройке и делать стык с твитерами не выше 4-5 кГц, чтобы этот артефакт ушёл за пределы рабочего диапазона. На деле можно и ниже, твитер это позволяет. Кстати, для той же двухполосной системы стык с СЧ/НЧ звеном можно настраивать вообще в районе 2,5-3 кГц.
Твитер тут вообще выдающийся, у него ещё и редкая фазовая линейность – никаких резонансов в подвесе купола, никаких «волн» в самом куполе.
Измерение искажений это тоже подтверждает. Обратите внимание, с понижением частоты твитер начинает колбасить только на неприличных для него частотах ниже 1 кГц. Так что свободу настройки он даёт просто огромную.
Если в случае с RS Audio Stream 3 я придрался к пассивному кроссоверу в комплекте, то для Relevation 165-3 поводов для ворчания нашлось меньше.
Полосы срастаются без излишней резкости и высоких порядков фильтров, с бережным отношением к фазе. Единственное, что обратило на себя внимание – дополнительное сопротивление в СЧ цепи привело к раздемпфированию, и у среднечастотника близко к частоте резонанса вылез небольшой горб. На самом деле это обычное дело для пассивных трёхполосок и лишний аргумент для сторонников поканалки.
Основное прослушивание проводил в варианте с пассивным включением. Во-первых, он не вызвал особых вопросов. А во-вторых, зная сведение полос, уже можно анализировать звучание и выделять особенности.
В целом характер звучания ни разу не тяжёлый. Тут особо показательной оказалась «живая» музыка – инструменты подаются легко, не приходится вслушиваться и ловить нюансы, звук открытый. И в то же время на первый план ничего лишнего не лезет, детали есть, но они подаются как-то естественно, как само собой разумеющееся. Послезвучия не обрываются. Как следствие хорошей микродинамики – достойная передача пространства звуковой сцены.
Единственное, что поначалу смутило (но оказалось поправимым) – какой-то «отлетающий» характер ВЧ. При столь интересных характеристиках твитеров это показалось странным. Проверил полярности подключения – всё согласно маркировке. В качестве эксперимента перевернул полярность твитеров, и… тоналка «ожила». Оставил так. В автомобиле с его отражениями может получиться иначе, но в любом случае если деление СЧ/ВЧ оставлять через пассивный кроссовер, на этот момент нужно обратить внимание.
Понравился бас – плотный и достаточно уверенный. Без рыхлости, собранный такой. Особенно интересно звучит на электронной музыке, трек Interactive Noise – Voodoo вот прямо в грудь бьёт. Знаете, это ощущение, когда проходишь мимо стройки, а там сваи пневмомолотом забивают. Для 6,5-дюймового калибра очень круто. На роке бас-бочка тоже отлично вколачивает, аж ногой притопывать начинаешь. Контроль усилителем уверенный, бас даже на бешеном спид-метале особо не мажется. В общем, «с мясом», но «без жира».
В целом звучание Revelation я бы назвал эмоциональным. Оно не совсем нейтральное, не сухое и не «мониторное», но какое-то увлекательное что ли. Если именно это ставилось задачей при её проектировании, то это однозначно получилось.
Может, я сейчас выскажу крамолу, но в каком-то смысле Revelation мне понравился даже больше, чем более дорогой Stream. Да, там реализована очень крутая идея целиком возложить тонально значимый диапазон на 4-дюймовые динамики, но в машине реализовать эту фичу – нужно постараться.
Здесь же в СЧ звене используются среднечастотники более традиционного калибра, и это упрощает инсталляцию (даже при том, что они не любят тесных объёмов). А НЧ звено явно рассчитано на классическую дверную установку. Иными словами, Revelation может простить некритичные промахи инсталляции (именно некритичные, вызванные осознанным поиском компромиссов, а не просто потому что «так вышло»), и реализовать его возможности может оказаться проще.
Так что Stream – это реальный топ, но требует большого опыта и вдумчивого подхода к инсталляции, а Revelation – это акустика «для реальной жизни», т. е. когда обойти особенности салона не всегда представляется возможным и приходится иногда прибегать к компромиссам. Причём тут тот самый случай, когда не всегда нужно гнаться за трёхполосной системой, двухполоска тоже получается шикарной.
Плюсы:
Драйвовое, детальное и эмоциональное звучание
Мидбасовые динамики хорошо работают как в двух-, так и в трёхполоске
Твитеры с широким частотным диапазоном и линейной фазой
Предсказуемость в настройке, не нужно обходить особенности динамиков
Минусы:
Пара кроссоверов занимает место как иной усилитель средних размеров
Трёхполосная компонентная акустика
Текст и измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
В зоопарк по встречке
Зачем при двух полосах движения в каждом направлении кое-кто у нас порой выезжает на встречную? Затем, что этих двух полос ему не хватает. Кто выезжает? Тот, кому или больше всех можно, или больше всех надо.
VIBE Space 6 | Cadence CWL3WK | PHD MF 6.3 Kit | DLS Iridium 8.3i
Почему в зоопарк? Об этом чуть позже, не волнуйтесь, будет вам зоопарк. Но сперва — про полосы. Теперь уже — в акустическом смысле.
Число потребных частотных полос в акустической системе зависит в первую очередь от требований, предъявляемых к звуковому давлению и зоне покрытия. Если музыка негромкая, а вы имеете возможность эгоистично занять sweet spot (то есть оптимальную для прослушивания точку), то вполне можно обойтись двумя полосами. До середины прошлого века люди обходились и одной, хотя при этом как минимум недополучали баса, как максимум — и верха тоже. Максимум наблюдался далеко не всегда — в те поры человечество умело делать широкополосники с более высокой частотной границей, нежели у многих нынешних купольных твитеров. Другая крайняя опция — озвучка концертных залов и площадок. Там без пяти полос никто и разговаривать не станет (два баса, две середины и верх), а уж сколько головок задействовано в каждой полосе — страшное дело. Плюс ещё всякие хитрости (вроде излучателей с регулируемой дисперсией), которые создателям домашней и автомобильной акустики и не снились.
В машине негромкая музыка почему-то не прижилась, это не лифт в пятизвёздочном отеле. Помимо доброй традиции, на то есть и объективная причина психофизиологического характера. Даже если вам кажется, что в движущемся авто тихо (сами немцы постарались или вы в три слоя всё закатали), это не более чем иллюзия. В салоне на ходу бушует инфразвук (и чем больше ход, тем сильнее), его природа — шумы качения и аэродинамика. Как звук мы эти составляющие не воспринимаем или воспринимаем слабо (на границе слышимого диапазона), но слух, устроенный гораздо сложнее примитивного RTA-анализатора, подстраивает чувствительность уха (вернее, мозга, конечно) под реальную акустическую обстановку. На низких частотах — в особенности, отсюда и разные настройки в чемпионских машинах: для соревнований (на месте) и для себя (в движении). С другой стороны, ограниченный объём салона, соответственно, ограничивает и потребности в мощностях. Так что как будто отводим одну полосу сабвуферу, оставляем две полосы на собственно акустику — и всё.
Или не всё? Мы не учли, что в машине мы никогда не имеем возможности занять ту самую sweet spot — автомобильные конструкторы из вредности ставят туда рычаг КПП. Можно, наверное, известный принцип FTP (начхать на пассажира) довести до логического совершенства и установить акустику таким манером, чтобы sweet spot расположилась как раз в голове водителя. Но тогда посреди салона придётся ставить акустику, что тоже не удобно и не эстетично. А если симметрично, то оба обитателя передних сидений окажутся «не в фокусе» — и вот тут особое значение приобретают характеристики направленности излучателей. Если вы заранее обязуетесь не злоупотреблять громкостью, ставьте фронты на «четвёрках», максимум — на «пятёрках». В первом случае проблемы с направленностью излучения мидбасов почти не возникают, во втором — не слишком существенны. А вот когда мидбасы имеют калибр шесть дюймов, обеспечить точный тембр на верхней середине становится куда труднее. Вот тут-то и будет очень кстати трёхполосный фронт, поскольку полоса мидбаса ограничивается значительно ниже, а для малогабаритного среднечастотника найти более выгодное место установки куда легче. Обратите внимание: трёхполосный фронт нужен тем, кто хочет, чтобы было одновременно и громко, и музыкально, то есть практически всем. Все (ну, пусть многие) были бы не прочь вырваться за пределы отведённых для движения двух полос, вопрос в том, всем ли можно и многие ли готовы на такой манёвр.
«Отведённые две полосы» означает ещё и то, что большинство автомобилей производителями оборудуются акустикой двухполосной, при этом даже радикальная модернизация акустического оснащения может быть проведена довольно безболезненно. Трёхполосная система автоматически создаёт проблемы с инсталляцией серединки, на это готовы не все. Даже не многие.
Но раз уж вы — из избранных (я это сразу замечаю), с вами можно бы и обсудить, какие среднечастотники всё же лучше — купольные или конусные (у нас их называют диффузорными, терминологически это неправильно, потому и укоренилось, так всегда бывает). Давайте разбираться. У обычной СЧ-головки частота резонанса находится в районе 100 Гц (если это «четвёрка»), даже если «серединка» трёхдюймовая, частота резонанса всё равно не достигает 200 Гц, а значит, его нижнюю частотную границу можно выбрать в районе 350 — 400 Гц, где ухо ещё не слишком чувствительно к амплитудным погрешностям. У купольных среднечастотников частота резонанса по большей части находится в районе 700 — 800 Гц, лишь у наиболее прогрессивных представителей своего класса опускаясь ниже 500 Гц. По канонам акустики нижнюю частотную границу надо выбирать в районе 1500 Гц, а поскольку тут же находится и область наибольшей чувствительности слуха, её с разной степенью успеха стремятся опустить примерно до 1 кГц. Для большинства купольных серединок это означает опасную близость частоты резонанса, что может привести к росту нелинейных искажений и, как правило, приводит. На частоту резонанса приходится максимум хода диффузора, а подвес куполов обычно не рассчитан на сколько-нибудь значительное его смещение. Есть исключения, но они редки — правилом можно считать, что работа купольного излучателя (твитера в том числе) вблизи частоты резонанса вызывает рост нелинейных искажений.
При таких проблемах о купольных среднечастотниках можно было бы благополучно забыть, не припаси они козыри. Один из них — широкая дисперсия излучения. При типичном диаметре 54 мм купольник переигрывает даже 70-миллиметровый конусный среднечастотник, в этом случае разница не столь значительна — характеристическая частота (где излучение начинает проявлять направленность) 3,9 и 3,0 кГц соответственно, но ведь дальше — больше, 4-дюймовый диффузорник проигрывает уже «за явным преимуществом». Помимо этого, купольный излучатель не требует оформления, его корпус и есть его личный закрытый ящик. А стало быть, его проще установить в оптимальной позиции с точки зрения создания звуковой сцены. Заметим, оба этих достоинства имеют хождение в нашей отрасли, но никак не ценятся в домашней аудиотехнике. Патриархи и отцы-основатели купольников для car audio в упор не видят собственных творений, проектируя домашние колонки. У Morel и DLS купольные серединки мне не встретились ни разу, Dynaudio использует купольный СЧ-излучатель в одной, совершенно неприступной, модели, да и там в одной из пяти (!) полос.
Тут бы, наверное, самое время посетовать на ограниченность ассортимента трёхполосок, но это будет не совсем искренне, потому что ограниченность эта совершенно объяснима, с какой стороны ни взгляни. Производителей понять проще простого. Трёхполосный кроссовер вдвое сложнее двухполосного (четыре фильтра вместо двух) и более чем вдвое дороже: номиналы компонентов фильтра на 300 Гц на круг втрое больше, чем у фильтра на 3 кГц, а стоимость ёмкостей и индуктивностей с номиналом связана прямо и непосредственно. Среднечастотник (особенно купольный) — тоже удовольствие не дешёвое, а поднимать отпускную цену (в сравнении с двухполоской такого же класса) втрое решится не всякий.
Со стороны покупателя спрос на готовые трёхполосные комплекты, надо отметить, тоже не совсем ажиотажный, главная причина уже упоминалась: «выезд на встречку» практически всегда означает переделку салона той или иной степени тяжести. А раз так, наступает эскалация конфликта, появляются поканалки с процессорами, и усилия производителя и средства покупателя на могучие кроссоверы оказываются затраченными в равной степени напрасно.
И всё же есть у готовых, под ключ, трёхполосных комплектов и шарм, и достоинства, главное из которых — автономность, когда все средства деления полос система содержит в себе, а характеристики этих средств оптимизированы под использованные головки (или хотелось бы так думать). Это же развязывает руки в выборе средств усиления: каналов надо столько же, сколько и для двухполосной системы — левый и правый. Учитывая реалии жизни и неутомимость энтузиастов автозвука, в этом тесте мы решили расширить программу измерений и приводим АЧХ систем не только в штатном включении через комплектный кроссовер, но и АЧХ компонентов совместно с их фильтрами и, главное, компонентов отдельно, напрямую. Таким образом, для выбора схемы включения — штатно через кроссовер, поканально без кроссовера или в смеси, по 2,5-полосной схеме — есть вся необходимая информация, которую мы дополнили своими добрыми советами, где необходимо.
Теперь, наконец, обещанный зоопарк. Участники теста оказались настолько непохожими ни друг на друга, ни на что-либо ещё, что аналогия со зверинцем возникла в самом начале работы над тестом. Ведь туда ходят не на Барсика или Жучку посмотреть, эти — на каждом углу, а жираф или утконос — только там.
Судите сами. У одного из участников басовые динамики не только калибром (это не такая уж редкость), но и повадками схожи с сабвуфером — они спокойно могут обойтись без саба, не требуя от их владельца жертвовать качеством или количеством баса. У другого 4-дюймовый среднечастотник оказался (если в обход фильтра) более басовитым, чем басовик — у другого. Ещё у одного вообще среднечастотником работает твитер, а пищалкой (нет, не среднечастотник) — ещё один твитер, и в отношении этой акустики наш добрый совет может удивить.
Однако прежде чем начать удивляться (а для этого на следующих страницах будут и другие поводы), хочу сделать ещё два разъяснения. В некоторых случаях вас, как довольно опытного читателя, может озадачить форма АЧХ акустики в штатном включении, весьма далёкая от неколебимой горизонтали. Не спешите переворачивать страницу, вначале взгляните на АЧХ, снятую под углом к оси. Одна из моделей акустики в этом тесте в принципе не рассчитана на работу по оси, и это демонстрирует то, что изготовитель знал о реальных условиях её будущей работы, а теперь мы знаем, что он знал. Второе замечание: метод MLSSA, которым мы пользуемся при измерении частотных характеристик, и наш стандарт представления результатов строги и безжалостны в той же степени, в какой точны и справедливы. Для иллюстрации этого обстоятельства я не поленился перегнать АЧХ одного из участников, на первый взгляд — довольно причудливую, в формат данных RTA-анализатора, которым пользуются мои коллеги при измерениях в салоне автомобиля, туда же ввёл нашу стандартную передаточную функцию. График — перед вами, найдите потом среди участников того, к которому он относится, это будет интересным занятием, и сравните первое впечатление. В рубрике «Системы» третьоктавная гистограмма могла бы претендовать на лестную оценку, там такое иной раз бывает…
Что из этого следует? Что факторы, привнесённые в итоговую частотную характеристику поведением салона, зачастую более мощны, чем поведение акустики в искусственно созданных безэховых условиях. Вот, собственно, всё, милости прошу в наш зоопарк…
МЁД & ДЁГОТЬ
Ну как вам, понравилось в зоопарке? Сейчас, когда экскурсия завершена, становится очевидным: самым грациозным из обитателей надо признать DLS. «Лидер», и вполне заслуженно. В таком сложном деле, как создание трёхполосной акустики, всегда есть простор для совершенствования, но у DLS Iridium его меньше, чем у кого-либо из одноклассников. Два участника, VIBE и PHD, устроены очень интересно и предоставляют огромный простор для экспериментов. Однако не все потенциальные пользователи трёхполосной акустики по совместительству отважные исследователи, поэтому мы не рискнём адресовать её широким кругам населения. Это на любителя и энтузиаста. А вот акустика Cadence удивила. В хорошем смысле. И заложенные в конструкцию идеи, и их реализация, и звучание произвели впечатление. Так что Cadence — «Фаворит», никаких колебаний на этот счёт у нас нет.