Выплата по осаго за старый автомобиль
Страховка ОСАГО на старый автомобиль
Если у вас подержанная машина, сравните цены в крупнейших компаниях, выберите самый выгодный вариант и оформите полис за несколько минут.
У каждого автомобилиста есть обязанность – застраховать свой автомобиль. При этом не важна марка, страна выпуска автомобиля, расположение руля и пробег: застраховать должен каждый.
Но какие нюансы есть в страховании старых автомобилей, и после какого возраста автомобиль попадает под этот параметр? Давайте ответим на эти вопросы.
Почему нужно страховать машину?
По полису ОСАГО вы получаете не просто страховку автомобиля, в первую очередь вы страхуете свою ответственность как водителя. Говоря простыми словами: если вы повредите имущество другого человека (или государства) при передвижении на своей машине, ОСАГО покроет расходы до 400 000 рублей на восстановление этого имущества. И абсолютно неважно, на транспортном средстве какого возраста вы допустили ДТП.
Также есть обратная сторона вопроса: если другой участник дорожного движения стал причиной повреждения вашего авто, вам выплатят страховую премию от компании, где застрахован виновник ДТП. Это произойдет независимо от возраста и любых других характеристик как вашей, так и чужой машины.
Отсюда вывод: делать полис ОСАГО даже на старое авто нужно для вашего же спокойствия.
Как влияет возраст автомобиля на стоимость страховки?
Стоимость страховки на любой автомобиль рассчитывается по формуле:
Т – это тариф, который мы заплатим за страховой полис на год.
ТБ – базовый тариф, который устанавливает страховая компания.
Затем идут коэффициенты безаварийной езды, территориальные, возраста и стажа водителей, допущенных к управлению авто и другие.
Особое внимание в этой формуле обратим на КМ – коэффициент мощности автомобиля. Его значение можно посмотреть в таблице ниже.
Мощность двигателя (лошадиных сил) | Коэффициент |
до 50 | 0,6 |
50-70 | 1 |
70-100 | 1,2 |
100-120 | 1,2 |
120-150 | 1,4 |
свыше 150 | 1,6 |
Как мы видим, в этой таблице учитывается только мощность автомобиля — неважно, какого он возраста. Представим два авто одинаковой мощности: при прочих равных стоимость страховки ОСАГО на старый автомобиль и на новый автомобиль будет абсолютно одинаковой, даже если первый старше второго на 10 лет.
Вывод: в законодательстве нет ограничений по возрасту транспортного средства, на которое оформляется страховой полис. Также не предусмотрены повышающие коэффициенты, связанные с возрастом авто. Если вас в страховой компании заверяют в обратном, во избежание конфликта можете оформить полис в режиме онлайн. У нас на сайте есть калькулятор, который в течение нескольких минут сделает расчет стоимости ОСАГО в ведущих страховых компаниях.
Все-таки есть подводные камни
Есть определенный список документов, необходимый для получения полиса ОСАГО на старое авто, без которого даже в режиме онлайн получить страховой полис невозможно.
Итак, для оформления страховки вам необходимо:
Для получения полиса ОСАГО на старую машину (если автомобиль старше 7 лет) нужно получить диагностическую карту, которая будет действовать 1 год. А вот на автомобиль возрастом от 3 до 7 лет диагностическую карту выдают на срок 2 года. Для машин младше трех лет диагностическая карта при оформлении полиса и вовсе не нужна.
Для получения этой карты нужно приехать в любой пункт технического осмотра, аккредитованного РСА. Стоимость прохождения техосмотра регулируется государством и не может превышать 800 рублей. Конкретная цена зависит от вашего региона и выбранного пункта ТО.
Вывод: для оформления страховки на старый автомобиль потребуется только одно дополнительное действие – получение диагностической карты.
Лайфхак: на следующий год вспомните о продлении полиса за несколько дней до окончания срока страхования. Так вы сможете оформить договор на новый срок по старой диагностической карте и сэкономить на оплате за диагностику.
Неважно, старый у вас автомобиль или только из салона. Законы регулируют использование и тех, и других. Единственное, что страховая компания желает знать о вашем немолодом авто, в исправном ли он техническом состоянии. Сделайте диагностическую карту, застрахуйте свою ответственность и спокойно ездите.
ОСАГО, тотал, старое авто
Вопрос в следующем.
Товарищ попал в ДТП, машина старая, ущерб заявлен по ОСАГО.
Ремонт может вылится в сумму превышающую стоимость автомобиля в среднем по рынку.
Годных останков — много, автомобиль в отличном состоянии, фактически целый.
Естественно страховая выплатит за вычетом этих остатков небольшую сумму.
Получается и хозяин без машины и без возмещения, продавать авто по запчастям или целиком — одно долго, второе много не дадут.
Можно ли взыскать с виновника разницу между выплатой ск и калькуляцией ремонта, чтобы автомобиль был на ходу?
Естественно применив износ к заменяемым запчастям.
Комментарии 59
Взыскать можно все, если доказательства в вашу пользу)
Страховые выплачивают или со страховых взыскивать с износом, а вот с виновников уже 100%.
Можно ли взыскать с виновника разницу между выплатой ск и калькуляцией ремонта, чтобы автомобиль был на ходу?
Естественно применив износ к заменяемым запчастям. — можно и не зачем применять износ. Потерпевший не обязан искать б/у запчасти по помойкам если у него авто в годах. Я взыскивал доверителю разницу между выплатой по осаго (цены на запчасти по «единой методике» минус износ) и экспертизой о стоимости ремонта (цены на запчасти среднерыночные и без износа). По экспертизе получалась практически стоимость пострадавшего авто и ничего, никто же не просил разбивать его. Есть детали которые подлежат замене на новые, есть категория, которая может быть заменена на б/у, но это уже задача оценщика при составлении отчёта.
Фактические затраты взыскать можно и КС это подтвердил. Но для этих затрат нужны деньги, а их как раз у человека нет, да и у виновника тоже может не оказаться.
Пока ждём калькуляции и выплат от ск.
Вы же сами в вопросе пишите «взыскать с виновника», понятно, что денег на счетах и офиц. ЗП у него может не быть — это уже вопрос исполнения.
Взыскать можно не только фактические затраты, а как раз надёжнее по оценке эксперта (в Москве составление в среднем 3-5т.р.). По фактическим я бы не рекомендовал: один пойдёт чинится образно в «Лексус Рублёвский», другой у ИП в гараже, понятно, что у 1го фактические затраты будут выше. А оценка делается по среднему рынку — это надёжнее.
Хорошо вам в столице, в регионах и практика другая и с экспертами швах.
Но в целом посыл понятен.
С фактическим затратами как раз проще в суде, но сложнее после. Деньги будут потрачены, а возврат может затянуться на неопределённый срок.
Если машина будет тотал по осаго никто у вас ее не будет забирать, списывать и т.д. Просто заплатят деньги и все.
Я это знаю, как и то, что тотал не означает конструктивную гибель авто, просто может оказаться, что ремонт автомобиля стоимостью в 200 тысяч будет 250тысяч — вот он тотал. А годных к продаже остатков при этом — целый автомобиль, с вычетом например крышки багажника и бампера, только потому, что крышка и бампер будут стоить 200 с учётом износа. (я утрирую, но бампер на мой автомобиль стоит 90к рублей, китайских аналогов нет.)
Те получается и человек вроде бы с целым авто и выплата такая, что ты вроде как и доплатить должен)
Если машина будет тотал по осаго никто у вас ее не будет забирать, списывать и т.д. Просто заплатят деньги и все.
Я это знаю, как и то, что тотал не означает конструктивную гибель авто, просто может оказаться, что ремонт автомобиля стоимостью в 200 тысяч будет 250тысяч — вот он тотал. А годных к продаже остатков при этом — целый автомобиль, с вычетом например крышки багажника и бампера, только потому, что крышка и бампер будут стоить 200 с учётом износа. (я утрирую, но бампер на мой автомобиль стоит 90к рублей, китайских аналогов нет.)
Те получается и человек вроде бы с целым авто и выплата такая, что ты вроде как и доплатить должен)
Я знаю я проходил это
Ремонт авто страховая посчитала 247к
Ремонт с учетом износа 147к
Но машина ушла в тотал за вычетом годных остатков.
Если вы думаете что годные остатки дорого посчитают то нет, у меня это было 18к
при рыночной цене машины в 100к
Считают по цене металла грубо говоря
Я это знаю, как и то, что тотал не означает конструктивную гибель авто, просто может оказаться, что ремонт автомобиля стоимостью в 200 тысяч будет 250тысяч — вот он тотал. А годных к продаже остатков при этом — целый автомобиль, с вычетом например крышки багажника и бампера, только потому, что крышка и бампер будут стоить 200 с учётом износа. (я утрирую, но бампер на мой автомобиль стоит 90к рублей, китайских аналогов нет.)
Те получается и человек вроде бы с целым авто и выплата такая, что ты вроде как и доплатить должен)
у машины был под замену только ноускат, то есть не прям супер повреждения. Я так понимаю у вас тоже премиум какой то пруль
Нет, там старый немец. Пока ждут калькуляцию. Страховщики сказали дадут все, что попросят из доков, без проблем.
Посмотрим, что насчитают. По этому я и перехожу на более свежие авто.
Ладно хоть осага есть у виновника. А то как сводки не посмотришь у всех 12.37 ч2
Утрата товарной стоимости по ОСАГО в 2021 году
К числу наиболее частых оснований для получения компенсации в рамках обязательного автострахования относится утрата товарной стоимости или УТС. Его применение на практике нередко сопровождается возникновением различных проблем, связанных с недостаточно четким законодательным определением термина. Поэтому вопрос о том, как осуществляется выплата УТС по ОСАГО, актуален для большого числа автовладельцев. В статье дается ответ на него с учетом актуальной версии законодательства и правоприменительной практики, сложившейся на середину 2021 года.
Когда наступает утрата товарной стоимости по ОСАГО?
Первым делом следует дать юридически грамотное определение базового термина. Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, которое вызвано ухудшением его внешнего вида и снижением эксплуатационных характеристик из-за ДТП. Выделяют три основных направления негативных последствий попадания авто в аварийную ситуацию. В их числе:
Потеря товарного вида автомобиля по ОСАГО становится основанием для выплаты компенсации автовладельцу. Несмотря на это, далеко не все страховые компании добросовестно выполняют взятые на себя договорные обязательства. Эффективная защита собственных законных прав предусматривает грамотные действия со стороны страхователя.
Что говорит закон?
Характерной особенностью документа выступает полное отсутствие трактовки понятия «УТС по ОСАГО». Именно поэтому многие автостраховщики ссылаются на текст ФЗ при отказе компенсировать потерю товарной стоимости машины страхователя.
Важное значение для рассматриваемого вопроса имеет Постановление Пленума ВС РФ №58 (датируется 26.12.2017). Документ основан на изучении и анализе судебной практики. В нем содержится прямое указание на то, что снижение товарной стоимости автомобиля следует считать ущербом. А потому владелец транспортного средства имеет право на возмещение вреда, полученного в результате дорожно-транспортного происшествия.
Как получить УТС по ОСАГО?
Получение компенсации от страховой компании предусматривает выполнение нескольких обязательных условий. В их число входят:
Если автостраховщик отказывает в выплате, взыскание УТС по ОСАГО осуществляется в рамках судебного производства. Такой вариант развития событий требует документального обоснования позиции истца.
Что потребуется?
Получение страховой выплаты предполагает формирование комплекта документов. В его состав входят:
Заявление на УСТ по ОСАГО в страховую
Особое внимание уделяется правильному заполнению заявления, которое направляется автостраховщику. Образец документа доступен для скачивания по ссылке. При необходимости к заполнению заявления следует привлечь квалифицированного юриста, что в равной степени касается оформления иска в суд.
Пошаговый план действий
Важное значение для успеха описываемого мероприятия имеет правильная последовательной выполняемых действий. Она выглядит следующим образом:
Методы расчета УТС
Немаловажную роль для получения компенсации УТС в рамках ОСАГО играет грамотный расчет размера ущерба, нанесенного транспортному средству. Вычисления проводятся по разным методикам, наиболее популярными из которых выступают три, заслуживающие более внимательного рассмотрения. Важно понимать, что автовладельцу совсем необязательно досконально разбираться в них. Но общее представление иметь все-таки стоит.
Методика Министерства Юстиции
Используется в работе судебными экспертами. Предусматривает отдельный учет потери стоимости каждым элементом автомобиля, который требует восстановление. Для него определяется коэффициент, который суммируется с аналогичными показателями для других узлов машины. Итоговое значение умножается на стоимость авто до аварии.
Метод Хальбгевакса
Особенно популярен в Европе. Базовым параметром для расчета становится пробег автомобиля. Вспомогательным показателями выступают цена ремонта и рыночная стоимость машины с учетом износа. Итоговая УТС определяется с помощью специальной таблицы, достаточно сложной для восприятия.
Что делать в случае отказа в выплате?
В подобной ситуации автовладельцу остается либо обжаловать действия страховой компании у регулятора – Центробанка России, либо обращаться в суд с иском. Допускается одновременное выполнение обоих мероприятий.
Как взыскать УТС с виновника?
Нередко последствия ДТП оказываются намного более серьезными, чем максимально возможное значение компенсации по ОСАГО, равное 400 тыс. руб. В этом случае имеет смысл взыскать ущерб, превышающий данную сумму непосредственно с виновника. Для этого необходимо обратиться в соответствующим исковым заявлением в суд, подкрепив его сопроводительной документацией. Важным условием принятия дела к рассмотрению становится уплата госпошлины.
Примеры из судебной практики
После выхода упомянутого выше Постановления Пленума ВС РФ подавляющее большинство судебных разбирательств по рассматриваемой теме заканчивается в пользу истцов. Главное – правильно оформить нужные документы и предоставить полный их комплект.
В каких случаях взыскать УТС не получится?
Получение компенсации УТС по ОСАГО невозможно в нескольких ситуациях:
Ответы на вопросы
Что понимается под УТС по ОСАГО?
Под УТС понимается снижение реальной стоимости машины, связанное с ухудшением внешнего вида и характеристик авто, вызванным попаданием в ДТП.
Как получить выплату от страховой компании?
Для этого необходимо сформировать комплект документов, подтверждающих факт УТС, после чего обратиться в страховую компанию с соответствующим заявлением. Главное при этом – уложиться в установленные договором сроки.
Что делать при отказе автостраховщика выплачивать компенсацию?
В этом случае остается обратиться с исковым заявлением в суд. Альтернативный вариант действий – подача жалобы регулятору страхового рынка, которым является ЦБ РФ.
Насколько реально получить выплату при обращении в суд?
Если документы, подтверждающие позицию истца, и сам иск оформлены правильно, вероятность выигрыша дела очень высока. Это подтверждается судебной практикой, которая сложилась в последние несколько лет.
Подведем итоги
Утеря товарной стоимости машины – это страховой случай, который становится основанием для выплаты по ОСАГО. Чтобы получить компенсацию, автовладельцу необходимо провести экспертизу и расчет стоимости ущерба, после чего обратиться с комплектом документов в страховую компанию. В случае отказа последней защита законных прав страхователя осуществляется в суде.
Ответят без износа: как получить за ремонт по ОСАГО больше
Новый подход, позволяющий автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО, начал применять финансовый уполномоченный с апреля 2021 года. Такую возможность ему дало решение Верховного суда, ставшее событием на рынке автострахования. В Российском союзе автостраховщиков считают, что пока никакой новой практики не сложилось: каждый случай рассматривается индивидуально. Страховые компании продолжают оспаривать в судах решения, при которых приходится оплачивать новые запчасти. В каких случаях можно отремонтировать машину новыми запчастями, разбирались «Известия».
Если страховщик отказал в ремонте
Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.
Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд. Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда. В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.
В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).
Новый подход
Опрошенные «Известиями» юристы назвали такое решение крайне важным для отрасли и посоветовали подождать, когда появятся примеры новой практики.
И теперь, как сообщили «Известиям» в пресс-службе финомбудсмена, новые подходы при рассмотрении таких дел уже начали применять. Там уточнили, что при наличии правовых оснований финансовые уполномоченные действительно принимают соответствующие решения — взыскивают со страховых компаний стоимость запчастей без учета износа.
«Вопрос возможности изменения практики рассмотрения споров финансовым уполномоченным в связи с принятием определения Верховным судом был рассмотрен методологическим комитетом в апреле текущего года и подходы, принятые им, применяются с 26 апреля 2021 года», — рассказали в пресс-службе финансового уполномоченного.
Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.
«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»
Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.
«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», — объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.
По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.
«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные, — в зависимости от этого и формируется решение», — пояснил представитель страхового сообщества.
В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.
«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются б\у запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», — привел пример Ефремов.
Страховщики требуют доказать реальные убытки
В ПАО СК «Росгосстрах» (РГС) в свою очередь отметили, что в практике финомбудсмена, действительно есть случаи, когда со страховщиков, неправомерно заменивших ремонт на выплату по ОСАГО, взыскивают стоимость запчастей без учета износа.
«На данный момент количество принятых решений по данной категории дел составляет не более 30, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РГС. Там подчеркнули, что практика принятия подобных решений нуждается в усовершенствовании.
«В том числе по причине того, что финансовому уполномоченному в первую очередь необходимо руководствоваться фактом несения потерпевшим фактических расходов на ремонт транспортного средства», — сообщили в РГС.
В пресс-службе «Росгосстраха» завили, что не могут согласиться с данными решениями финансового уполномоченного.
«В своем определении Верховный суд указал на необходимость учета фактических убытков потерпевшим, тогда как финансовый уполномоченный данный факт игнорирует. Таким образом, Верховный суд пришел к выводу о праве требовать выплату страхового возмещения без учета износа на основании ст. 393 ГК РФ, так как потерпевший произвел ремонт самостоятельно, то есть понес реальные убытки», — сообщили в РГС.
Там добавили, что, кроме того, еще в п. 5 постановления пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст. 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
«Таким образом, Верховный суд четко установил, что разница между стоимостью восстановительного ремонта без учета износа и стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа может быть расценена как убытки, которые были только реально понесены потерпевшим, — объяснили свою позицию в РГС. — В большинстве заявленных финансовому уполномоченному обращений отсутствуют как доказательства несения убытков потерпевшим, так и доказательства виновных действий страховщика, из-за которых не был проведен восстановительный ремонт. При этом финансовый уполномоченный продолжает ссылаться на положения ст. 393 ГК РФ без предоставленных доказательств, подтверждающих наличие у потребителя убытков, а также обосновывающих с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства страховщиком и названными убытками».
По мнению РГС, финансовый уполномоченный должен учитывать такие обстоятельства, как волеизъявление самого потерпевшего на получение страховой выплаты в денежной форме, предусмотренные федеральным законодательством основания для замены формы выплаты с натуральной на денежную и проведенную страховщиком выплату в течение предусмотренного федеральным законом срока, противодействия потребителя натуральной форме возмещения.
Данные обстоятельства, уверены в РГС, не должны позволять финансовому уполномоченному принимать решение о выплате без учета износа.
В РГС заявили о необходимости выработать четкие и соответствующие действующему законодательству критерии применения обсуждаемой нормы с учетом вышесказанного. Без этих изменений страховщики будут оспаривать такие решения в судах.
«Подобные решения финансового уполномоченного по большей части обжалуются страховщиками. Определение ВС было принято по одному страховому делу, поэтому конкретизирует лишь обстоятельства этого дела. И было бы неправильно применять его ко всем другим спорам по аналогии», — подытожили в РГС.
«Эти иски еще не „шаблонизировались“»
Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.
«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.
По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:
— Надо изложить суть событий, написать заявление или потратиться на юристов. Эти иски еще не «шаблонизировались». В судах будет первое время сложно доносить всю суть. Придется долго объяснять, рассказывать, проводить аналогии, ведь не все судьи знают об этом определении ВС. А еще нужно понимать, что судиться придется за эту разницу в цене между новыми и старыми деталями, а это примерно 30%, о которых говорят в РСА. Допустим, ремонт был на 200 тыс. рублей, а страховщики самовольно заплатили 140 тысяч. И захочет ли водитель судиться за 60 тыс. рублей? Другими словами, многое еще будет зависеть от общей суммы ущерба.