Выпуск грузовых автомобилей в россии по годам
Российский автопром
Российская автопромышленность — важная отрасль российского машиностроения и в целом экономики России.
В 2021 году Европейская ассоциация автопроизводителей опубликовала интерактивную карту, на которой размещены автомобильные сборочные и производственные предприятия Старого Света. Её эксперты насчитали 34 таковых в России. Почти в половине из них (18) осуществляется производство легковых авто, в 9 сборка грузовых и коммерческих транспортных средств. Еще 8 завязаны на двигателестроении, 6 выпускают автобусы и 3 фургоны.
По состоянию на 2020 год Россия занимает 10-е место в мире по количеству производимых моторных транспортных средств[5]. Этот показатель медленно, но верно растёт, начиная с 1970-ых годов, с перерывом на экономические кризисы, которые сильно влияют на продажи автомобилей.
Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на территории РФ по состоянию на середину 2021 года доля импортных автомобилей составляет 36,5% от всего российского парка[6].
Уровень локализации составляет от 30% до 90% в зависимости от модели и сегмента.[7]
Крупнейшими автопроизводителями в России являются АвтоВАЗ (легковые автомобили), ГАЗ (малые грузовики и фургоны), КАМАЗ (большие грузовики и самосвалы), ЛиАЗ (автобусы).
В автопроме в 2020 году были заняты около 300 тысяч человек[8] (с учётом смежных производств — более миллиона человек).
Производство автомобилей в России выросло с 1,2 млн автомобилей в год в 2000 году [9] до 1,72 млн единиц автомобильной техники в 2019 году (включая легковые автомобили, грузовики, автобусы и т. д.)[10]. Российский автопарк вырос с 7,25 млн в 1991 году до 60 млн в 2021. На начало 2021 средний возраст парка транспортных средств в России составил 15,2 лет. У самой многочисленной категории – легковых автомобилей – всего 13,9 лет[11]. Для сравнения тот же возраст по легковым автомобилям в 2021-м в Финляндии составил 12,2 года[12], в США — 12 лет[13].
Содержание
Отличия автотранспорта бывшего СССР от соседей
Отличия в первую очередь связаны с географией и особенностями застройки.
Отсюда кузова «седан» и «кроссовер», как лучше проходящие препятствия и более ёмкие по сравнению с хэчбэком. Подвеска всегда усиливается. Трудноремонтируемые новшества непопулярны. Вместе с многими современными авто поставляется система ЭРА-ГЛОНАСС.
Общие данные
Автобусы
Россия является абсолютным лидером по производству тяжёлых автобусов в Европе, по данным OICA в России в 2013 году было произведено 23 107 шт. автобусов данного типа, в то время как во всем Евросоюзе (27 членов) — 12 460 шт.[14]
В целом, доля России составила 42,6 % от произведённых в Европе в 2013 году тяжёлых автобусов (54 208 шт.), или 6,7 % произведённых в мире тяжёлых автобусов (345 279 шт.)
В период 2001—2008 год введены в строй мощности по производству 26 700 автобусов в год (всех типов). Для сравнения в период 1991—1999 в России были введены в строй мощности, производительностью 250 шт./год. [1]
В тоже время следует отметить, что абсолютным рекордсменом в данной области является Китай с производством в 173 148 автобусов в год по состоянию на 2013 год.
Грузовые автомобили
Россия занимает второе место в Европе по производству тяжёлых грузовиков (с полной массой более 3,5 тонн), уступая по этому показателю лишь Германии (по состоянию на 2010 год, к сожалению, начиная с 2010 года Германия, Франция и Швеция прекратили публикацию статистики в OICA).
По данным OICA в России в 2013 году было произведено 66 393 шт. грузовиков и самосвалов в то время как во всем Евросоюзе (27 членов) было произведено 162 021 шт. [15] Таким образом, доля России составила 23,5 % от произведённых в Европе в 2013 году грузовиков и самосвалов (283 068 шт.), или 1,7 % произведённых в мире грузовиков и самосвалов (3 818 186 шт.)
В период 2001—2008 год введены в строй мощности по производству 29 870 тяжёлых грузовиков (в том числе включая автосамосвалы) в год. Основные мощности введены в строй в 2005 (12 тысяч грузовиков), 2007 (1 700 грузовиков и 4 070 самосвалов, причём самосвалы — новое производство, новые мощности не вводились в строй со времён СССР) и 2008 году (12 100 грузовиков). В период 1991—1999 в России были введены в строй мощности, производительностью 36 050 грузовиков в год. [1]
В 2017 году объём рынка новых грузовых автомобилей в России составил 80,2 тыс. единиц, что на 50,4 % больше, чем за тот же период 2016 года.[16]
Легковые автомобили
Россия занимает второе место по количеству произведённых легковых автомобилей в Европе, уступая лишь Германии с её 5 439 904 произведёнными автомобилями в 2013 году.
По данным OICA в России в 2013 году было произведено 1 919 636 шт. легковых автомобилей, в то время как во всем Евросоюзе (27 членов) — 11 341 479 шт. [17] Таким образом, доля России составила 11 % от произведённых в Европе в 2013 году легковых автомобилей (17 383 144 шт.), или 2,9 % произведённых в мире легковых автомобилей (65 462 496 шт.)
В период 2001—2008 год введены в строй мощности по производству 422 920 легковых автомобилей год. Основные мощности введены в строй в 2007 (235 тысяч л/а) и 2008 (135 тысяч л/а) годах. В период 1991—1999 в России были введены в строй мощности, производительностью 25 500 шт./год. [1]
Отечественные производители
«АвтоВАЗ»
«Волжский Автомобильный завод», крупнейший производитель легковых автомобилей в Восточной Европе, 19 % машин России — его производства. Основан в 1966 году, путём покупки оснастки и лицензий у автоконцерна «Fiat». Однако, после испытаний предложенных моделей, отечественным инженерам пришлось внести свыше 800 изменений в конструкцию первенца завода. Так, например, заново был сконструирован двигатель «ВАЗ-2101».
Научно-технический центр «АвтоВАЗа» включает в себя аэродинамическую трубу, комплекс ударных испытаний (краш-тесты), аэроклиматический комплекс, комплекс электромагнитной совместимости, камера по исследованию шумов, комплекс испытательных автомобильных дорог (имеется овал длиной 10 км с профилированными виражами) и опытно-промышленное производство мощностью 15 тысяч автомобилей в год.[18], [19], [20].
В непосредственной близости к производственной площадке «АВТОВАЗ» расположена особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти». Площадь ОЭЗ 660 гектар. По состоянию на 1 мая 2015 года резидентами ОЭЗ «Тольятти» являются 16 компаний. Большая часть предприятий производители автокомпонентов.[21], [22]. Напротив завода (через дорогу) находится технопарк в сфере высоких технологий «Жигулёвская долина» — один из крупнейших технопарков России. Общая площадь его объектов составляет 55 437,7 кв.м. Основной задачей Технопарка является предоставление поддержки проектам и компаниям, работающим в сфере инноваций и высоких технологий на всех стадиях: от идеи до внедрения на рынок конечного продукта. Общая стоимость проекта 4 млрд. 818 млн рублей.[23]. Таким образом Государство не просто помогает АвтоВАЗу многомиллиардными кредитами, но создаёт условия для того, чтобы завод сам зарабатывал деньги.
В сентябре 2015 года на «АвтоВАЗе» стартует выпуск новейших моделей российских автомобилей «Лада Веста». Планируется, что модель заменит линейку автомобилей «Приора».[24] В январе 2016 года планируется запустить производство нового кроссовера «Лада X-RAY».[25] 1 сентября на АвтоВАЗе стартовал выпуск спортивного автомобиля «Lada Kalina NFR».[26]
Вопреки распространённому мифу, качество выпускаемых сейчас на заводе автомобилей вполне соответствует среднемировому уровню: в том числе и по уровню безопасности. Так, например, в 2015 году «лада гранта люкс» показала в краш-тестах весьма достойный результат, опередив некоторые «иномарки» того же класса. [27]
6 ноября 2015 года «АвтоВАЗ» представил модель нового городского кроссовера «Lada Xray», серийный выпуск которого планируется начать с 15 декабря.[28]
22 декабря 2015 года «АвтоВАЗ» впервые открыл автосалон «Lada» в Венгрии. Планируется, что в скором времени автосалоны с российскими автомобилями появятся ещё в 9 городах страны.[29]
В начале 2016 года «АвтоВАЗ» впервые запускает производство двигателя с изменяемыми фазами газораспределения, который может быть поставлен на любую модель завода. [30]
По продажам в РФ за июнь 2018 года 1-е место заняла Лада «Веста» (9 843 автомобиля) против 6 609 автомобилей за июнь 2017 года. Тем самым продажи увеличились на 3 234 автомобиля в пользу июня 2018 года. 2-е место заняла «Лада Гранта» (9 182 автомобиля), увеличив продажи, по сравнению с июнем 2017 года (8 552 автомобиля), на 630 автомобилей. 8-е место заняла «Лада Ларгус» (3 846 автомобилей). В июне 2017 года было продано 3 236 автомобилей. Таким образом, разница в продажах в пользу июня 2018 года составила 610 автомобилей. 14-е место по продажам за июнь 2018 года заняла «Лада 4×4» (2 672 автомобиля). По сравнению с июнем 2017 года (2 270 автомобилей) разница составила 402 автомобиля в пользу продаж в июне 2018 года. 20-е место заняла «Лада XRAY» (2 302). В июне 2017 года был продан 2 761 автомобиль. Таким образом, разница составила 459 автомобиля в пользу июня 2017 года. Всего среди 25 самых продаваемых автомобилей в РФ за июнь 2018 года (как и за июнь 2017 года) оказалось 5 российских автомобилей, 5 из которых было произведено на «АвтоВАЗе».[31]
«LADA Sport»
Продукция «АВТОВАЗа» вдохнула в 70-е новый виток в отечественное ралли. Автомобили «Жигули» занимали места в международных ралли — «1000 озёр», «Акрополис» и пр. Наиболее успешная раллийная модель — «Лада ВФТС»[32] («Вильнюсская фабрика транспортных средств») сконструировал и выступал легендарный советский раллист Стасис Брундза [33]. Следующим автомобилем, построенным Брундзой, стала «Лада ЭВА» (Экспериментальный Вильнюсский автозавод, совершенно случайно жену Стасиса тоже зовут Ева) заднеприводный, среднемоторный прототип с 16-клапанным турбированным двигателем мощностью 300 л. с. Те, кто видел прототип в действии, говорил — и по звуку, и по езде — вылитая «Lancia Stratos». Автомобиль был почти готов, когда FIA запретила группу В.[34]. Во Франции же официальным (и единственным) экспортёром Лад был Жан-Жак Пок, который был просто влюблён в Тольяттинские автомобили! Под его руководством и частичном финансировании Автоэкспорта была подготовлена «Нива» для ралли-рейдов, занимавшая на Дакаре дважды второе, а также третье место.[35] Затем по мотивам «ВАЗ-2108» был построен прототип «Lada Samara T3». Дидье Ориоль, будущий чемпион мира по ралли, приехал на ней пятым на Дакаре.[36]
Новейшая история автоспорта на «АВТОВАЗе» связана с созданным в 2011-м году дочерним предприятием «LADA Sport», объединившем в себе как производство спортивных версий автомобилей, так и управление автоспортивными программами завода. С середины 2013-го года производятся «Kalina Sport» и «Granta Sport», отличающиеся от гражданских автомобилей более мощным двигателем, иной подвеской, улучшенными тормозами, изменённым интерьером и экстерьером. За полтора года произведено уже более 5000 автомобилей. [37]
Под управлением «LADA Sport» находятся команды, участвующие в российской серии кольцевых гонок, чемпионате России по ралли и туринговом чемпионате мира WTCC (третьем в иерархии автоспортивных чемпионатов мира, после Формулы-1 и чемпионата мира по ралли).
В 2015-м году в российском ралли «Лада Спорт» стала второй в командном зачёте, а российском кольце — первой в командном зачёте в своём классе, причём е` пилоты, выступающие на «Калинах», стали первым и третьим в личном зачёте в соревновании с автомобилями «KIA Rio», «Ford Fiesta», «VW Polo», «Renault Twingo». [38]
В чемпионате WTCC команда «LADA Sport» выступала ещё в 2009-м году, сначала на автомобиле «LADA 110», а затем — на «Приоре», однако ушла из соревнования в связи с кризисом, коснувшимся завода. В 2013-м, команда вернулась уже с «Грантой», и, перестроив её в 2014-м под новый регламент, добилась первых серьёзных успехов: сначала попала на подиум, а потом и вовсе выиграла несколько гонок, соревнуясь с болидами «Citroen», «Honda» и «Chevrolet». Впервые в истории автоспортивных чемпионатов мира на церемонии награждения прозвучал российский гимн. [39] Новый 2015-й год команда начала уже с Вестой, и снова несколько раз попала на подиум. В следующем году на старт должны выйти серьёзно обновлённые автомобили. [40]
«Лада Веста»
«КамАЗ»
«Камский автомобильный завод» входит в десятку крупнейших заводов по производству грузовых автомобилей в мире. В 2014 году «Камаз» произвёл 38800 грузовиков.[42] Российская команда «КамАЗ» — многократный победитель ралли «Дакар». К 2020 году «КамАЗ» собирается разработать первый в России беспилотный автомобиль.[43] Новая модель «КАМАЗ-5490» была презентована 9 декабря 2013 года. Это принципиально новый магистральный тягач российского производства и по мнению многих специалистов настоящий технологический прорыв в сфере отечественного грузового транспорта.
В апреле 2015 года состоялось открытие новой производственной линии ОАО «КамАЗ» по выпуску газобаллонного транспорта, работающего на метане. Она позволяет ежегодно производить до восьми тысяч единиц 50 различных моделей автомобильной техники.[44]
«КАМАЗ-63968 Тайфун» — универсальный бронированный автомобиль повышенной защищённости на оригинальном шасси. Соответствует машинам типа MRAP. Машина выдерживает подрыв осколочно-фугасных устройств массой 8 кг в тротиловом эквиваленте под любым местом автомобиля. Установлена комбинированная броня из керамики и стали, которая защищает от бронебойных пуль калибра 14,5×114 мм. 50 единиц служат в Южном военном округе по состоянию на 3 апреля 2015 года.
Компания «КамАЗ» имеет свои заводы по производству грузовиков в Казахстане, Вьетнаме, Эфиопии, Пакистане. Также планирует открыть завод в Литве.
Военный «КАМАЗ 6560» зенитной системы Панцирь-С1
Спортивный «КАМАЗ» на этапе ралли Лиссабон-Дакар, 2006
Военный четырёхосный «КАМАЗ-6560»
Магистральный тягач «КАМАЗ-5490»
Бронемашина «КАМАЗ БПМ-97 Выстрел»
Бронемашина «КАМАЗ-63968 Тайфун-К»
«Горьковский Автозавод», на данный момент старейшее автомобильное предприятие в России, основано в 1932 году. Ведёт свою родословную от лучших технологий «Ford», приобретённых у США, став одним из ярких символов первых пятилеток эпохи индустриализации страны, будучи возведённым в рекордные 18 месяцев. Производит Лёгкий коммерческий транспорт (грузопассажирские автомобили семейства «Соболь», «Газель-Бизнес»), Мало и среднетоннажные грузовики («Газель Next», «ГАЗон Next», автомобили семейства «Валдай» и «ГАЗ 3309»), специализированную технику для военных и геологов (МТЛБ, БТР, «ГАЗ-Водник»…). В начале 2015 года, в Германии, стартовали продажи автомобилей семейства «Газель». На данный момент в продажу поступили 5 из 6 предложенных моделей. [47] [48]
«ГАЗ «Газель» для МЧС
СПМ-2 «Тигр» (ГАЗ-233036)
«Ульяновский Автомобильный завод». Основан в 1941 году, в рамках проведения операции по переброски производств на восток страны, от наступающих гитлеровских войск. Являлся филиалом АМО «ЗиЛ», затем, принял в производственную программу автомобиль «ГАЗ-69» повышенной проходимости, ставший «дедушкой» всех нынешних вездеходов завода. В производственной гамме предприятия сегодня автомобили семейства 3160 «Патриот», 3151 «УаЗ-Хантер»/469, грузовики, фургоны и микроавтобусы повышенной проходимости семейства «УАЗ 3909». Автомобили «УАЗ» стали визитной карточкой России и Российской Армии.
В сентябре 2015 года УАЗ продемонстрировал ряд внедорожников разработанных специально для нужд МВД. Также представители «УАЗа» сообщили, что в серийное производство были запущены военные «УАЗ-Патриот».[49]
По итогам 2015 года «УАЗ» улучшил свои показатели по продажам новых автомобилей в России сместившись с 15-ой строчки на 11-ую, увеличив свою долю рынка среди пассажирских и коммерческих автомобилей до 3 %.[50]
«Ликинский автобусный завод» начал свою работу в 1937 году. На производство автобусов марки ЗиЛ предприятие подключили в 1959 году. С тех пор из ворот данного завода вышли сотни и тысячи автобусов и троллейбусов, которые мы видим на улицах наших городов. На автобусах марки «ЛиАЗ-677» в 1967 г. была впервые применена в отечественном автобусостроении автоматическая коробка передач. В настоящее время «ЛиАЗ» выпускает современные городские автобусы. В 2012 году на базе автобуса «ЛиАЗ-5292» был разработан электробус на литий-ионных батареях, максимальный запас хода которого составляет 200 км.[51][52]
«Павловский Автобусный завод» — с 1951 г. приступил к производству автобусов малого класса, для эксплуатации на дорогах без усовершенствованного покрытия. Сегодня «ПАЗ» — современное предприятие, с широкой модельной гаммой, в которой, в том числе есть и современные низкопольные автобусы городского класса, с изменяемым дорожным просветом.
«ПАЗ-3201». На его шасси делали автолавки
«ПАЗ-3205» — самый известный «Пазик»
«ГолАЗ»
«Голицынский автобусный завод» был основан в 1990-м году. Предприятие производит автобусы среднего, большого и особо большого класса, а так же сельхозтехнику. Автобусы моделей «ГолАЗ 525110», 622810 и 52911 «Круиз» обслуживали зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году.
«Брянский автомобильный завод». Основан в 1958 г. Завод специализируется в постройке тяжёлых автомобильных шасси и тягачей специальных конструкций, для нужд армии и народного хозяйства.
РСЗО «Ураган» на базе брянского «ЗИЛ-135ЛМП»
ЗРК «Оса-АКМ» на шасси «БАЗ-5937»
ЗРК С-400 установленный на тягаче «БАЗ-64022»
ТРК «Точка-У» на тягаче «БАЗ-5921»
«УралАЗ»
Основан в суровом 1941 году, во время колоссальнейшей эвакуации предприятий на восток страны. На данный момент завод выпускает грузовики, самосвалы, тягачи и шасси повышенной проходимости для армии и народного хозяйства.
РСЗО «Град» установленная на «Урал-4320»
Водомётный спецавтомобиль «Лавина-Ураган» «Урал-532362»
«Курганский Автобусный завод». Основан в 1958 году, на протяжении 50 лет производил различные модели капотных автобусов «КАвЗ» на базе грузовиков «ГАЗ». На данный момент завод сосредоточился на выпуске автобусов среднего класса «КАвЗ-4235» и «КАвЗ-4238» «Аврора». Автомобили по-прежнему несут традиции первых моделей — простоту и надёжность, а так же ремонтопригодность.
«Marussia Motors»
Россия с 2009 по 2014 год была представлена в Формуле-1 командой «Marussia». «Marussia Motors» занималась производством спортивных автомобилей, первых российских спорткаров. В 2018 году появилась информация о плане возрождения штучного производства компанией VIP-Service из Новосибирска. [53]
«АК Дервейс»
000 «АК «ДЕРВЕЙС», организованное в октябре 2002 года в северокавказском Черкесске братьями Деревыми, стало первой в России частной автомобильной компанией. В 2003 году фирма предложила на рынок оригинальный внедорожник «Derways-3131 «Cowboy». С конца 2005 года фирма освоила отвёрточную сборку сразу нескольких моделей внедорожников из китайских SKD-комплектов. В начале 2007 года было заключено соглашение о сотрудничестве между Китайской компанией «LIFAN», Группой компаний «АВТОМИР»и 000 АК «ДЕРВЕЙС», согласно которому в г. Черкесске к 2009 г. был построен новый автосборочный завод для сборки автомобилей из SKD-комплектов с последующим переходом на CKD в количестве не менее 25 000 автомобилей в год. Серийная сборка легковых автомобилей «Lifan Breez» началась 10 августа 2007 года. В 2009 г. начато производство (по полному циклу) хэтчбеков «Lifan-7131A»/«7161A Breez». В 2010 году начато производство автомобилей «Haima 3» китайской компании «Hainan Mazda». Всего завод производит 22 модели автомобилей, как под собственным брендом, так и под брендами «Chery», «Lifan», «Haima», «Geely», «Hawtai», «JAC».
Автоспецоборудование «Силант»
Открытое акционерное общество «Автоспецоборудование» расположено в Великом Новгороде и занимается производством многоцелевых вездеходных транспортных средств под маркой «Силант» (сила новгородских технологий), на основе автомобиля Научного автомоторного института НАМИ-2338.[54] Продукция
Лесопатрульный комплекс «СилаНТ»
Снегоуборочная машина «СилаНТ»
Машиностроительный завод «Тонар»
Завод «Тонар» начал выпуск автопродукции в 1990 году, с изготовления прицепов к легковым автомобилям. Позже были разработаны и произведены полноразмерные прицепы и полуприцепы. С сентября 2011 года завод начал выпуск седельных тягачей и самосвалов собственной конструкции, с применением некоторых иностранных комплектующих. А в 2013 году с конвейера вышел первый карьерный самосвал.[55].
Впрочем, прославилась компания в первую очередь своими перевозными киосками, благодаря чему все оборудованные колёсами вагончики сейчас называются тонарами. «ТОНАР» так и расшифровывается — товары для народа.
Седельный тягач «Тонар-6428»
«Ирбитский Мотоциклетный Завод» («ИМЗ»)
Единственный в мире завод, производящий тяжёлые мотоциклы с коляской. Основан в 1941 году, когда советом по эвакуации при СНК СССР было принято решение о переводе Московского мотозавода в город Ирбит. Первым серийно выпускаемым мотоциклом стал «М-72». В настоящее время на ИМЗ выпускается 8 различных моделей мотоциклов «Урал», среди которых есть и мотоциклы повышенной проходимости с приводом на колесо коляски, и чисто дорожные, и мотоциклы-одиночки. Как и прежде, «Уралы» имеют оппозитные четырёхтактные двигатели объёмом 750 куб.см, четырёхступенчатую трансмиссию с задним ходом, а так же главную передачу с карданным валом. Модели повышенной проходимости имеют жёсткоподключаемый бездифференциальный привод. С 2015 года все двигатели оборудуются системой распределённого впрыска. В наши дни в производстве используется много импортных комплектующих: тормоза, карбюраторы или инжекторы, генераторы, амортизаторы, подшипники, электронные блоки. Хотя, такая картина характерна практически для всех мировых производителей техники. Сейчас завод ориентирован, в основном, на западный рынок. В России мотоциклы «Урал» пользуются мизерным спросом, так как большинство платёжеспособного населения проживает в городах, где мотоцикл с боковым прицепом просто неудобен в эксплуатации. Продукция ИМЗ во всем мире считается весьма надёжной; лёгкой в обслуживании и ремонте; «всеядной» по отношению к используемым ГСМ; недорогой, в сравнении с мототехникой других производителей. Но главное преимущество «Уралов» в их уникальности и эксклюзивности. Многие владельцы считают изюминкой этих мотоциклов их примитивность и чрезвычайную простоту конструкции всех агрегатов. В 2010 году «Урал-Патруль» попал в десятку лучших мотоциклов, продаваемых в США.
«ПК Транспортные системы»
Российский разработчик и производитель городского электротранспорта. Учреждённая в 2013 году, компания специализируется на создании 100%-низкопольного подвижного состава. Компания выпускает 8 моделей 100%-низкопольных трамваев на уникальной тележке:
Компания также выпустила 2 модели колёсного транспорта на электрической тяге — полностью низкопольный троллейбус «Адмирал» с увеличенным автономным ходом и инновационный электробус «Пионер» с использованием прицепного аккумулятора.
ООО «ШЕРП» производит уникальный вездеход-амфибию на шинах сверхнизкого давления. Снегоболотоход, спроектированный на основе разработок Алексея Гарагашьяна был представлен в 2015 году и сейчас активно продаётся в 49 странах мира.
«Авторос»
Компания «Авторос». Основаная в 1997 году, занимается производством гражданских вездеходов «ШАМАН», снегоболотоходов «MYL» и шин низкого давления и дисков марки «AVTOROS». Вездеходы «ШАМАН» используются в условиях крайнего севера, в Сибири и степи.
Прочие
«Завод малолитражных автомобилей» («ЗМА») был основан в качестве дочернего предприятия ОАО «КАМАЗ» в 1987 году. Основной его функцией было выпуск малолитражных автомобилей «ВАЗ 11113-ОКА». В 2008 году полный пакет акций выкупила компания «Соллерс» и основала предприятие ОАО «Соллерс-Набережные Челны». В настоящее время предприятие занимается сборкой импортных и отечественных автомобилей таких как «Уаз-Патриот», «SsangYong», «ISUZU».[56]
Одно из крупнейших российских предприятий по сборке иностранных автомобилей марки «BMW», «Chevrolet», «Hummer», «Kia». Основано в 1996 году в Калининградской области.[57]
Российское автобусностроительное предприятие расположенное в Волгоградской области. Компания была основана в 1993 году и занималась сборкой продукции «Ликинского автобусного завода». В дальнейшем «Волжанин» перешёл на выпуск собственных автобусов различного класса.[58]
Крупный российский производитель автобусов и спецнадстроек на шасси КамАЗ, входящий в группу предприятий ОАО «КамАЗ». Завод расположен в республике Башкортостан городе Нефтекамске.[59]
Российское автомобильное предприятие основанное в 1960 году в городе Аргун Чеченской республике. В настоящее время завод занимается сборкой автомобилей марки «Лада».[60]
Российская компания по производству бронетранспортёров, лёгких бронированных автомобилей, автозапчастей и спецтехники. Также на «АМЗ» производятся гражданская версия военного автомобиля «ГАЗ-2330» «Тигр».[61]
«Ногинский завод топливной аппаратуры» — широко известное в России и за её пределами предприятие массового производства топливной аппаратуры для дизельных двигателей тракторных и автомобильных модификаций. В 1947 году был собран первый топливный насос высокого давления типа НТН 1-6,5 для трактора «КД-35». С этого момента начат отсчёт истории нового предприятия.[62]
Иностранные автомобильные компании в России
Начиная с 2000-х, российские промышленники ведут сотрудничество с иностранными компаниями. Например, основанный в 1997 «ТагАЗ» начал с 2001 года выпускать ставшие очень распространёнными в области «Hyundai Accent» и «Hyundai SantaFe», a также автомобили марки «Daewoo». Впоследствии «ТагАЗ» начал выпускать машины собственной разработки C100 и старые модели «Ssang-Yang» и «Chery» под брендами «Tagaz» и «Vortex».
Собственные заводы на территории России имеют концерны «Volkswagen» (самый большой — в Калуге), «Ford», «Renault-Nissan» (совладелец «АвтоВАЗа»), «General Motors» и многие другие.
Согласно данным Минпромторга, средний уровень локализации автомобилей в России — 45 %, при этом локализация автокомпонентов для них не превышает 20 % (уровень локализации рассчитывается по добавленной стоимости). [63]
«Фольксваген-Поло седан»
Первый легковой автомобиль, сконструированный иностранной компанией в России и для России. Производится с 2010 года на калужском заводе «Фольксваген», поначалу очереди растянулись на полгода, в одной России продано порядка 500 тысяч. Впоследствии автомобиль адапировали под рынки других небогатых стран. Любим такси и каршерингами. Отличия автомобиля:
Экспорт российских автомобилей
Россия вполне успешно экспортирует автомобили во многие страны мира, в том числе, которые не входят в Таможенный союз. Так в 2016 году за рубеж было поставлено более 20 тыс. автомобилей.[66] Традиционно Германия является крупнейшим импортёром российских автомобилей в ЕС. В 2016 году немцы купили не менее 3,3 тысяч автомобилей из РФ, что на 43 % больше чем годом ранее.[67] Наиболее продаваемым автомобилем стала «ЛАДА Гранта», которых было продано 1686 единиц. Второе место занял внедорожник «ЛАДА 4×4», а третье хэтчбэк «ЛАДА Калина».[68]
Мифы и стереотипы о российском автопроме
В 1990-е и начале 2000-х изначально нейтральное выражение «Российский автопром» превратилось почти что в синоним плохого автомобилестроения. В особенности критиковали продукцию крупнейшего российского завода — «АвтоВАЗа», примерно в таком стиле: ничего нет хуже «семёрки», которой уже не меньше тридцати лет, у которой просела задняя ось, в которой постоянно что-то ломается и необходимо чинить, покупая новые запчасти. В интернете есть неисчислимое количество картинок и приколов на эту тему. Эти мифы обыгрывала и массовая культура. Так, на телеканале ТНТ несколько лет назад выходил комедийный сериал «Наша Раша» — калька с британского скейтча «Маленькая Британия» есть как минимум два эпизода, посвящённых продукции Волжского автозавода. В одном из них рублёвские бомжи Сифон и Борода издеваются над потребительскими качествами новенькой «Лады Калины», привезённых кем-то из олигархов на помойку. Во втором телезритель из Таганрога Сергей Юрьевич Беляков вслух издевательски комментирует рекламу автомобиля «Лада Приора». Думается, что если бы в оригинальном сериале «Маленькая Британия» существовали бы подобные эпизоды, высмеивающие «Ровер Мини» или «Ягуар», производители бы просто разорили телевизионщиков судебными исками. Но наш автопром ещё не научился защищать в суде честь, достоинство, деловую репутацию.
В защиту старого российского автопрома можно сказать следующее: отечественные автомобили показывают феноменальную живучесть! Мало какая легковушка массового производства будет исправно выполнять свой долг 40 и более лет! Только лишь в последние годы сознание наших сограждан начало заслуженно ценить тех ветеранов, которые ещё на ходу: красавицу «Победу» (а ведь самой молодой сейчас 57 лет), стремительную «Волгу», юркие «Жигули», неприхотливые «Москвичи» и забавные «Запорожцы». Заботливое сохранение образцов технической мысли прошлого откроет глаза нам сегодня на то, что мы могли достигать высот, и неправы были хулители отечественного автопрома 90-х.
Современный же российский автопром — это не только «АвтоВАЗ», это многие другие предприятия в России. В последнее десятилетие в России открылось множество автозаводов иностранных производителей, заняв значительную долю рынка. Но и российские компании, в том числе «АвтоВАЗ», провели к концу 2000-х гг. масштабную модернизацию и оптимизацию производства, что резко повысило как качество их продукции, так и общую экономическую эффективность.
См. также
Ссылки
Возможно, часть ссылок ниже следует перенести в тело статьи.