Выпуск автомобиля в свободное обращение
Выпуск автомобиля в свободное обращение
ТК ЕАЭС Статья 262. Выпуск товаров для личного пользования
1. В зависимости от заявленной при таможенном декларировании товаров для личного пользования, за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях, цели их ввоза на таможенную территорию Союза и (или) нахождения на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза такие товары подлежат выпуску:
1) в свободное обращение;
3) для временного нахождения на таможенной территории Союза;
4) для временного нахождения вне таможенной территории Союза.
2. Выпуск товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, в свободное обращение или для вывоза производится таможенным органом при условии, что:
1) уплачены таможенные пошлины, налоги в соответствии с настоящей главой с учетом пункта 3 настоящей статьи;
2) соблюдены запреты и ограничения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса;
3) уплачены таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, если такие сборы установлены в соответствии с законодательством государств-членов, и срок их уплаты установлен до выпуска товаров, в том числе до регистрации пассажирской таможенной декларации.
3. Выпуск товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится таможенным органом до зачисления сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в отношении товаров для личного пользования, на соответствующие счета.
Выпуск товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится таможенным органом до уплаты таможенных пошлин, налогов.
4. Выпуск товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, для временного нахождения на таможенной территории Союза либо временного нахождения вне таможенной территории Союза производится таможенным органом при условии, что:
1) товары для личного пользования могут быть временно ввезены либо временно вывезены в соответствии со статьями 264 и 265 настоящего Кодекса;
2) обеспечено исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 271 настоящего Кодекса;
3) соблюдены запреты и ограничения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.
5. Товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза, не подлежащие таможенному декларированию, считаются выпущенными в свободное обращение или выпущенными для вывоза с момента пересечения линии выхода (выезда) из «зеленого» коридора либо линии завершения таможенных операций в местах прибытия или убытия.
Товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза, которые не подлежат таможенному декларированию и в отношении которых предоставляется возможность совершения таможенных операций, не покидая транспортные средства, считаются выпущенными в свободное обращение или выпущенными для вывоза с момента завершения в отношении таких товаров проведения таможенного контроля в местах прибытия или убытия.
6. Выпуск товаров для личного пользования, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, производится при соблюдении условий и в порядке, которые установлены в соответствии со статьей 118 настоящего Кодекса.
7. Выпуск товаров для личного пользования должен быть завершен в сроки, установленные статьей 119 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В местах перемещения товаров через таможенную границу Союза выпуск товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, за исключением товаров для личного пользования, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, должен быть завершен незамедлительно после подтверждения декларантом соблюдения условий выпуска товаров для личного пользования и проведения таможенного контроля.
8. Выпуск товаров для личного пользования, подлежащих санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), производится после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора).
9. Товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию Союза, приобретают статус товаров Союза с момента их выпуска в свободное обращение, за исключением следующих категорий товаров:
1) транспортные средства для личного пользования, ввозимые в соответствии со статьями 298 и 299 настоящего Кодекса;
2) товары, в отношении которых установлены ограничения по пользованию и (или) распоряжению в соответствии с пунктом 8 статьи 266 настоящего Кодекса.
10. Товары для личного пользования, которые приобрели статус товаров Союза, находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по пользованию и (или) распоряжению.
Таможенный режим выпуска товаров в свободное обращение в России в 2019
Транспортировка грузов через границы государств требует соблюдения определенной процедуры — методов и приемов, используемых государством для воздействия на внешнеэкономические отношения. Режим определяет статус товара, требования и условия перемещения, начисление налогов и таможенных платежей.
«Выпуск для внутреннего потребления» используется при ввозе на территорию России продукции, которая впоследствии не будет вывозиться. Эта одна из основных процедур, которой пользуются предприниматели, приобретающие импортную продукцию для продажи.
Нормативное регулирование в 2019
Понятие выпуска в свободное обращение определено в ст. 163 ТК (Таможенного кодекса). При оформлении применяются нормы, установленные:
Выпуск товара в свободное обращение (понятие)
О режиме в 2019
Помещая груз под режим выпуска в свободное обращение, владелец (его представитель) соглашается с условиями и обязуется их выполнять. Он обязан совершать все действия, предусмотренные процедурой, или отказаться от исполнения. За неисполнение таможня применяет меры административной ответственности.
Данная процедура может применяться не только при ввозе, но и во время нахождения груза на территории страны в соответствии с другим режимом.
Суть и понятие
При использовании процедуры выпуска в свободное обращение таможня применяет меры тарифного и нетарифного регулирования. Суть режима — определить:
Этот режим один из основных и наиболее часто используемых, применяется при перемещении грузов в соответствии с договорами поставки или купли-продажи. Продукция чаще всего предназначена для личного пользования, нужд производственных предприятий, продажи.
Законодательством определены некоторые особенности этой процедуры, если налагаются ограничения по распространению и использованию при условном выпуске, подразумевающем освобождение от налогов и таможенных платежей. Изменение цели применения возможно только при согласии таможни после перечисления таможенных платежей. Если режим свободного обращения меняется на другой, необходимо соблюсти все меры и перечислить платежи, соответствующие новой процедуре.
Назначение и цели
Цель процедуры выпуска в обращение – точно определить цель использования ввезенной продукции и предотвратить ввоз запрещенных товаров. После перемещения через границу декларант может продать груз, передать другому лицу, уничтожить. Если при проверке установлено, что товар запрещено ввозить, он отправляется обратно или уничтожается.
Существуют 2 варианта выпуска: с присвоение статуса российской продукции и сохранением права собственности за иностранным владельцем.
При первом варианте соблюдаются все экономические, налоговые и тарифные ограничения. Режим применяется не только при оформлении ввоза, но и во время нахождения на территории страны после:
Второй вариант называется условным выпуском и применяется с освобождением от налогов и тарифов.
Эти виды грузов запрещено продавать или отчуждать с применением любого другого способа. Через определенное время он должен быть отправлен владельцу или оформлен в соответствии с другой процедурой.
Как оформить выпуск товара в свободное обращение
Чтобы ввести груз в соответствии с данной процедурой, декларант обязан выполнить некоторые условия:
Если при проверке или оформлении обнаруживается контрафакт, груз задерживается на 10 суток. При обжаловании решения таможни срок продлевается.
Защита прав в 2019
Если таможенный орган отказал в выпуске, а декларант не согласен с таким решением, он может обжаловать его в вышестоящем органе таможни или суде. Из практики следует, что даже при положительном решении товар сложно получить, так как таможня требует предоставления новой декларации, хотя это противоречит законодательству. Даже, если новая декларация подается, груз повторно проверяется, возможность отказа не снижается.
Чтобы избежать подобных неприятностей, необходимо серьезно относиться к заполнению декларации и составлению иска в суд. В исковом заявлении следует точно формулировать требования и обратить особое внимание на нормы законодательства, которые были нарушены.
Про этот и другие режимы таможенной процедуры расскажет видео ниже:
Центральное таможенное управление
Ответственность за нарушение правил и условий временного ввоза транспортных средств для личного пользования
Временно ввезенное транспортное средство для личного пользования должно находиться на таможенной территории ЕАЭС в фактическом владении и пользовании физического лица, осуществившего его ввоз (декларанта).
Случаи, при которых допускается передача временно ввезенных транспортных средств иным лицам (без разрешения таможенного органа/с разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования/при условии таможенного декларирования) установлены статьей 264 Таможенного кодекса ЕАЭС.
До истечения годичного срока временного ввоза лицо, осуществившее временный ввоз транспортного средства, обязано обратиться в таможенный орган для таможенного декларирования транспортного средства таможенному органу в целях его выпуска в свободное обращение, помещения под установленные Таможенным кодексом таможенные процедуры или в целях вывоза транспортного средства с таможенной территории ЕАЭС.
Если до истечения годичного срока временного ввоза в отношении транспортного средства для личного пользования не совершены вышеперечисленные действия либо выявлен факт его передачи без разрешения таможенного органа или без таможенного декларирования, такое транспортное средство задерживается таможенными органами.
В случае нарушения правил временного ввоза и использования иностранного транспортного средства на территории ЕАЭС, помимо необходимости уплаты таможенных платежей, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность лица в виде штрафа с возможной конфискацией предмета правонарушения (транспортного средства).
Так, например, Курской таможней в рамках проведения мероприятий в отношении транспортного средства для личного пользования «RENAULT MEGANE» 2004 года выпуска, временно ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС гражданином Республики Молдова, было определено местонахождение в Московском регионе транспортного средства, не вывезенного в установленные сроки. По факту нарушения условий временного ввоза, установленных правом ЕАЭС, должностными лицами Курской таможни было вынесено определение по делу об административном правонарушении и направлено поручение об аресте автомобиля (как предмета административного правонарушения) в таможенный орган, в регионе деятельности которого находилось невывезенное транспортное средство. По итогам административного расследования был составлен протокол об административном правонарушении, который вместе с материалами по данному делу был передан в суд.
Решением суда гражданин Республики Молдова было признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения – автомобиля «RENAULT MEGANE» 2004 года выпуска. Постановление суда вступило в законную силу, транспортное средство конфисковано.
С начала 2018 года по выявленным таможенными органами Центрального таможенного управления нарушениям лицами условий временного ввоза автомобилей, постановлениями судебных органов было конфисковано 18 транспортных средств.
Обращаем внимание, что в соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1998 года № 114-ФЗ «О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию» в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплаты налога, административного штрафа, въезд в Российскую Федерацию таким лицам не разрешается до осуществления соответствующих выплат в полном объеме.
Центральное таможенное управление настоятельно рекомендует своевременно обращаться в таможенные органы и осуществлять мероприятия по обратному вывозу временно ввезенных транспортных средств либо (в предусмотренных случаях) по продлению срока их временного ввоза.
Прокурор разъясняет
Допускается временный ввоз на таможенную территорию Таможенного Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Иностранному гражданину в целях оформления временного ввоза необходимо предъявить документы, подтверждающие регистрацию машины за рубежом и право владения или управления автомобилем. Требуется также предъявить визу или разрешение на въезд.
Временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами второго и последующих транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах, не являющихся членами Союза, при наличии не вывезенных с таможенной территории Союза ранее временно ввезенных такими лицами транспортных средств для личного пользования допускается при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Под вторым и последующими транспортными средствами для личного пользования понимаются транспортные средства для личного пользования того же типа (авто- и мототранспортное средство, прицеп к авто- и мототранспортному средству, водное судно или воздушное судно), что и транспортное средство для личного пользования, ранее временно ввезенное и не вывезенное с таможенной территории Союза.
Российские граждане или оформляющие свой статус в России иностранцы всегда вносят обеспечение при ввозе автомобиля из-за границы.
Временно ввезенные транспортные средства до истечения указанного срока подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории ЕАЭС, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии со ст. 264 ТК ЕАЭС. Исключения составляют случаи, когда указанные транспортные средства конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена ЕАЭС по решению суда, либо приобрели статус товаров ЕАЭС, либо эти транспортные средств оказались уничтожены (или) безвозвратно утеряны вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Данные правила не распространяются на глав дипломатических представительств, консульских учреждений, членов дипломатического персонала дипломатических представительств, консульских должностных лиц консульских учреждений, а также членов их семей, а также членов административно-технического персонала дипломатических представительств, консульских служащих консульских учреждений, работников обслуживающего персонала консульских учреждений, а также членов их семей.
В соответствии с пунктом 6 ст.264 ТК ЕАЭС временно ввезенные транспортные средства для личного пользования (далее – ТСЛП) должны находиться на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в фактическом владении и пользовании декларанта. Передача декларантом временно ввезенного ТСЛП иному лицу допускается в случаях и на условиях, установленных ст. 264 ТК ЕАЭС.
Без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования допускается передача декларантом следующих транспортных средств для личного пользования:
С разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования допускается передача декларантом следующих транспортных средств:
Согласно положениям пунктов 5 и 6 ст. 268 ТК ЕАЭС в случае передачи временно ввезенных транспортных средств иным лицам подлежит исполнению обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 9 ст. 268 ТК ЕАЭС установлено, что в случае передачи временно ввезенных транспортных средств для личного пользования иным лицам в нарушение требований статьи 264 ТК ЕАЭС такие лица несут с декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
К лицам, несущим с декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, в том числе относятся лица, которым временно ввезенные транспортные средства переданы для последующей утилизации.
В случае получения на утилизацию либо осуществления действий по утилизации временно ввезенных транспортных средств утилизирующая организация несет солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней с декларантом.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении декларантом обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок в отношении декларанта и утилизирующей организации, как лица несущего солидарную обязанность, таможенный орган будет принимать меры по взысканию таможенных платежей, пеней в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Разъяснения подготовлены помощником Юго-Западного транспортного прокурора А.Г. Свиридовым
Признан не противоречащим федеральному законодательству подпункт 60.9 п. 60 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России
Признан не противоречащим федеральному законодательству подпункт 60.9 п. 60 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. № 496/192/134, в части, не допускающей оформление паспорта транспортного средства без сведений о наличии одобрения типа транспортного средства или свидетельства на автомобили, выпущенные в свободное обращение и зарегистрированные в органах регистрации на территории других государств – членов Евразийского экономического союза до вступления в силу Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. № 877, при условии соответствия экологического класса автомобиля требованиям, установленным законодательством Таможенного союза на момент выпуска транспортного средства в свободное обращение.
Решение Верховного Суда РФ от 11.01.2018 № АКПИ17-949 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта 60.9 пункта 60 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005»
Административный истец указал, что на основании оспариваемого пункта Положения таможенным органом ему было отказано в выдаче ПТС на принадлежащий ему автомобиль «VOLVO S60», 2008 года выпуска, приобретенный им в Республике Беларусь 28 мая 2011 г., при переезде на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Республики Беларусь.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченными органами исполнительной власти, принят с соблюдением требований к порядку принятия и введения в действие нормативных правовых актов, положение оспариваемого в части пункта соответствует требованиям подпункта 5 пункта 3 раздела I Технического регламента, устанавливает порядок оформления и заполнения ПТС, а также перечень типов транспортных средств, на которые они могут быть выданы, основания для принятия решения об отказе в их выдаче оспариваемый акт не определяет.
Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения административных ответчиков, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей заявленное требование не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
изменения в подпункт 60.9 пункта 60 Положения вносились совместными приказами МВД России, Минпромторга России и ФТС России.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 наличие ПТС является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Этими правилами и является оспариваемый в части Приказ.
ПТС предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию (пункт 1 Положения).
В Российской Федерации таким документом является ПТС.
Из приведенных норм следует, что обязательным условием регистрации и допуска к участию в дорожном движении ввезенного физическим лицом транспортного средства для личного пользования на территории Российской Федерации является наличие ПТС, который выдается в случае соответствия транспортного средства требованиям Технического регламента, подтверждающегося ОТТС или СБКТС.
Оспариваемый административным истцом подпункт 60.9 пункта 60 Положения устанавливает порядок оформления ПТС таможенными органами с учетом указанных в нем особенностей, выражающихся в порядке заполнения строки 17 ПТС. На основании абзаца второго подпункта 60.9 допускается отсутствие сведений о наличии ОТТС или Свидетельства в случаях оформления паспортов на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами или ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, или их совершеннолетним супругом (супругой), их совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми их супруга (супруги). В указанных случаях в строке 17 паспорта транспортного средства делается запись «отсутствует», а в раздел «Особые отметки» вносятся сведения, подтверждающие данные обстоятельства.
риведенное положение полностью соответствует требованиям подпункта 5 пункта 3 Технического регламента, согласно которому действие Технического регламента не распространяется на транспортные средства, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.
Таким образом, предписания подпункта 60.9 Положения, допускающие не представлять сведения о наличии ОТТС или Свидетельства при оформлении ПТС таможенными органами, предполагают наличие документов, подтверждающих участие лица, обратившегося в таможенный орган за получением ПТС, в Государственной программе либо его статус беженца или вынужденного переселенца. Отсутствие сведений о наличии ОТТС или Свидетельства возможно в том случае, если будут предоставлены сведения о том, что транспортное средство было ранее зарегистрировано в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации.
Положений, противоречащих статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» оспариваемая норма не содержит.
Учитывая, что Положение издано в пределах предоставленных полномочий, пункт 60.9 Положения не противоречит федеральному законодательству и международным договорам, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.