Выпускаются ли сейчас мотоциклы ява
Мотоцикл Jawa 350 OHC Prima: начинаются поставки в Россию
Во времена Советского Союза мечтой любого мальчишки был мотоцикл Jawa — и обязательно красного цвета! Хотя в гамме чешского завода были и другие варианты окраски. Но в те времена, когда японские и европейские мотоциклы можно было увидеть лишь на картинках, красная Jawa для советских мотолюбителей считалась едва ли не образцом совершенства.
Думаете, Jawa вместе с другими мотозаводами бывшего соцлагеря давно почила в бозе? Ничуть не бывало! Основанная в 1929 году марка до сих пор выпускает мотоциклы, хотя о былой славе остались лишь воспоминания. Приватизированная фирма разделилась на две: Jawa Divišоv занимается техникой для гонок, а Jawa Moto из городка Тынец-над-Сазавой выпускает мотоциклы для дорог общего пользования.
Более того, дорожные Явы по-прежнему можно купить в России! Самая доступная Jawa 350 Premier с двухцилиндровым двухтактником мощностью 23 л.с., кикстартером и раздельной системой смазки оценивается в 230 тысяч рублей, а за топовую модель Jawa 660 Sportard с мотором итальянской фирмы Minarelli (49 л.с.) просят аж 540 тысяч!
Впрочем, наш рынок давно перестал быть приоритетным для чешской фирмы: сейчас Явы продаются главным образом в Латинской Америке. Ведь в Европу мотоциклам с двухтактными моторами путь заказан, а машины с итальянскими четырехтактниками дороги. Поэтому для Старого Света чехи подготовили новую версию с отвечающим современным нормам китайским четырехтактным мотором Shineray. Мотоцикл именуется Jawa 350 OHC, где в буквенном индексе зашифрована система газораспределения: overhead cam — верхний распредвал. А лукавое число 350 опять же напоминает о популярной модели Jawa 350/634 образца 1974 года, хотя на деле рабочий объем китайского мотора составляет 397 «кубиков», а сам агрегат во многом копирует аналогичный двигатель Yamaha. Отдача в евроверсии — 27,7 л.с. и 30,6 Нм.
Мотоцикл с ретровнешностью оснащается АБС, весит 160 кг и стоит на родине 99 930 крон, то есть примерно 3750 евро. О начале поставок этой модели объявил и российский импортер Явы. Правда, цена кусается: у нас Jawa 350 OHC Prima оценивается минимум в 375 тысяч рублей. Причем продавцы требуют полную предоплату: первую половину суммы необходимо внести при заказе, а вторую — при отгрузке машины из Чехии. Интересно, что модель Jawa 350 Replica с такой же внешностью и 23-сильным двухтактником обойдется заметно дешевле — от 290 тысяч рублей.
Как легендарный мотоцикл «Ява» пытается вернуть былую популярность
История чехословацкой фирмы Jawa началась в 1929 году. После войны завод выиграл тендер и начал поставлять в СССР по 100 тысяч мотоциклов в год.
Jawa 350 имеет четырехтактный 27,7-сильный двигатель, объем которого равен 397 кубических сантиметров.
Внешне новая Jawa 350 отчасти напоминает классическую «Яву» с таким же цифровым индексом: в первую очередь фирменными хромированными боками и боковыми накладками. Но в дизайне произошли и изменения. Так, например, колеса байка не похожи на те, что все время устанавливались на мотоциклах Jawa.
Сейчас Jawa можно купить и в России. Самая доступная Jawa 350 Premier с двухцилиндровым двухтактным двигателем мощностью 23 л.с. оценивается в 230 тысяч рублей, а за топовую модель Jawa 660 Sportard с мотором итальянской фирмы Minarelli (49 «лошадок») нужно отдать 540 тысяч рублей.
Чехи не исключают, что их мотоциклы появятся и в далекой Индии, так как в прошлом году индийская компания Mahindra купила торговую марку Jawa. Хочется надеяться, что некогда популярная марка в будущем заставит говорить о себе все чаще.
Легендарная ЯВА вернулась: компания готовит выпуск новых моделей мотоциклов
Легендарная марка мотоциклов ЯВА возвращается на рынки с новыми моделями, но теперь уже под руководством индийской компании.
Новая Jawa 350 Replica почти повторяет модель 1970-х годов: тот же двухтактный двигатель, остались все те же «фишки» мотоцикла. Внешний облик был скопирован с модели Jawa 350 634/7, но двигатель оставили от модели Jawa 350 640. Новым в мотоцикле стали «китайские» светодиодные поворотники и дисковый тормоз на переднем колесе. Ну, и современную панель управления поставили вместо прежней версии.
Но за три года интерес к модели заметно упал. Хотя компания планировала открыть производство этих реплик даже в Ижевске. Но не срослось…
Сама индийская компания строит грандиозные планы в отношении бренда BSA Motorcycle при помощи созданной ими компании Classic Legends Private Limited (CLPL), которая, кстати, и займется выпуском Jawa.
Индийская версия Jawa не будет оснащена двухтактным мотором, новые модели будет разрабатывать итальянское подразделение компании Mahindra Racing, а производить их будут в Индии. Выпуск первой обновленной модели Jawa назначен на 2018 год, которая в 2019 году начнет полноценное шествие по азиатским рынкам.
В свою очередь, британский бренд BSA нужен индийцам для того, чтобы покорять рынки Европы и США. Компания планирует продавать новые модели как премиальный товар.
Остается только пожелать удачи индийцам в их деле и продолжать радовать любителей ретро-стиля «Явы» с новой «начинкой», которых в России по-прежнему много.
Какие были модели мотоциклов «Ява»: крутизна прошлого
Мотоциклисты советского периода в определенной степени были счастливыми людьми: в отличие от автолюбителей они могли просто в магазине купить себе настоящий байк-иномарку. Причем – иномарку безо всяких оговорок.
В то время как легковые автомобили-иномарки в стране были редкостью даже в государственных организациях, мотоциклы в Союз импортировали довольно активно. Кроме отечественных марок, в свободном доступе были немецкие MZ, венгерские Pannonia и конечно, чехословацкая Jawa. И если мотоциклы первых двух марок особенно перед пятью отечественными никто не выделял, то “Ява” стояла отдельно – она была принципиально комфортнее и надежнее.
Импортных мотоциклов на советский рынок поставлялось немало, но не все они были принципиально лучше отечественных. На фото: Pannonia Т5 с коляской
Чехословацкие мотоциклы Jawa стали известны в Европе еще с 1930-х годов. Тогда в мире появлялось и исчезало немало мотоциклетных брендов, но Jawa более или менее прочно закрепилась на рынке. Удачно пережив Вторую Мировую, производитель “выстрелил” своей моделью Perak – для тех времен необычно аккуратно оформленной, технически передовой и как позже выяснилось, безотказной. Но в нашу страну попали “Явы” следующей генерации.
Jawa Perak была одним из самых передовых мотоциклов в послевоенные годы. К нам эта модель не поставлялась
Jawa-250/353.03 и Jawa-350/354.03 (1955 – 1959)
Jawa линейки 353/354 сразу поразила стилистикой и комфортной работой агрегатов
Облицовка передней вилки первой из «старушек» была объединена с фарой, экипажная часть в большой степени прикрыта кожухом, каплеобразный бак украсили хромированными боковинами, глубокие крылья получили сложные объемные линии. Непривычная «фишка» – одна педаль кикстартера и переключения передач. На более поздней модификации Jawa-350/354.04 (1958 г.) замок зажигания переехал из бака в фару, амперметра, который тоже был на баке, не стало совсем.
Jawa-350/354.06 (1962 – 1959)
Двигатель стал мощнее на две лошадки, но нам кажется, что более весомые усовершенствования пришлись на дизайн новинки. И без того невероятный по стилю кожух фары “распространился” на руль и прикрыл его, как это бывает на мотороллерах. Спидометр вместо круглого стал умопомрачительной формы – овальными с верхней стрелкой и нулем справа, да еще и получил подсветку!
Модель 353/354 постепенно модернизировалась. Большая часть выпуска начала отправляться на советский рынок
Jawa-350/360.00 (1964 – 1974)
Фактически это очередная модернизация “кивачки”, но обозначенная новым главным индексом, а не изменением последних цифр после нулей. Изменился бак: хром на боковинах отныне – не единое тело бака, а массивные накладки. Переднее крыло осовременили, сделав его не таким глубоким.
Дизайн “старушки” долго не старел, к тому же производитель удачно “освежал” экстерьер, развивая выбранную стилистику
На этой модели (версия 360.01 с 1966 г.) уже была такая полезная (а на самом деле и несложная технически) новинка как полуавтомат сцепления – диски размыкались от хода педали переключения передач. Модернизировали переднюю вилку, воздушный фильтр и ввели некоторые другие технические усовершенствования. Все вышеназванные модификации вскоре после появления новой модели “Явы” начнут уважительно называть “старушкой”.
Jawa-350/634 (1973 – 1984)
Радикально новая модель с новым двигателем мощностью аж 22 л. с. Сами ее создатели признавались тогда, что создавали новый мотоцикл под советские условия эксплуатации – то есть не столько передовой технически, сколько прочный, простой и неприхотливый к сервису. Например, раму почти полностью взяли от мотоцикла для так называемых шестидневных соревнований (эндуро) – Jawa была многократным чемпионом мира в этой дисциплине.
В течение конвейерной жизни 634-ка несколько менялась: получила отдельные от фары щиток приборов и замок зажигания (634.8.00, 1977 г.), резиновые гофры на перьях вилки и тахометр (634.8.15 и 634.5.50, 1979 г.), а также некоторые другие мелочи.
Jawa 634 в течение лет выпуска заметно меняла вид – из-за оформления бака и изменения цвета с вишневого на ярко-красный. На фото ранняя версия.
Наиболее заметное изменение 634-ки произошло в 1976-м – Jawa для советского рынка стала красится ярко-красным цветом вместо вишневого (модель 634.4.03). Еще одно значительное внешнее изменение произошло в 1981 году, когда модель 634.7.00 получила узкую хромированную накладку на бензобак вместо сплошной большой. Эта вроде бы незначительная деталь существенно изменила визуальное восприятие мотоцикла, хотя кроме того появились еще новые глушители и пара-тройка мелких новаций.
Jawa-350/638.5.00 (1984 – 1986 р.)
Модель новая, но у мотоциклистов большого фурора ее появление поначалу не вызвало. И недаром, ведь это всего лишь переходная модель к совершенно новому мотоциклу. Между тем, несколько принципиальных новаций было и у этой “переходки”: новый двигатель (24 л. с.), новое 12-вольтное электрооборудование, новая передняя вилка.
Внешне различий между “Ява” 634.7.00 и “Ява” 638.5.00 немного, но основные агрегаты и системы были разными
Внешне этот мотоцикл отличали по цветам крыльев – красному переднему и черному заднему, тогда как у предшественницы в СССР они были серыми. А на словах эту модель называли “12-вольтовой”.
Издалека переходную 638.5 отличали по цвету крыльев: красному переднему и заднему черному
На самом деле такое электрооборудование решило одну из немногих хронических проблем “Яв” – постоянный недозаряд аккумулятора при движении ночью.
Jawa-350/638.00 (1986 – 1991)
Здесь уже советских мотофанов ждала дизайнерская революция: впервые после “старушки” они получили мотоцикл с таким визуально целостным образом. Новая Jawa мгновенно получила собственные имена: «мыльница“ (из-за обилия гладких поверхностей облицовки),”спойлер“ (непонятно почему) и даже ”люксовая» (понятно почему). В техническом плане мотоцикл почти не отличался от переходной модели.
Последняя из импортированных в Союз модель Jawa поразила публику своим целостным стилем – бак, сиденье, облицовка под ним и задний фонарь
До распада Союза и упадка завода-производителя эту модель еще успели модернизировать: в 1989 г. модификация Jawa-350/638.1.03 получила доработанную заднюю подвеску и новые глушители. Цвет этой “Явы” был более светлый, другими были и надписи на баке. Интересно, что новый двигатель двух последних моделей был более шумным и как будто не таким долговечным, как агрегат серии 634. Вероятно, по этой причине для небольшого внутреннего рынка в Чехословакии выпускали новую Jawa-350/638 в комплектации со старым мотором.
Рекомендация Авто24
В это трудно поверить, но мотоциклы Jawa того самого советского периода до сих пор имеют смысл как транспортное средство! Они не шумят и не вибрируют, имеют адекватную нынешнему транспортному потоку динамику, соответствующие тормоза и при том сохраняют должную надежность. Не верите? Посмотрите, по чем продаются сегодня 30 – 35-летние “Явы”! Нет, не те, что “в оригинале” и хоть сейчас в музей, а обычные, в состоянии “на ходу”: за тысячу “зеленых” будет еще не самая дорогая. И это при том, что запчасти к ним не продаются в магазине. Поэтому когда есть тяга к чему-то винтажному, да еще и с возможностью проехать с ветерком, присмотритесь, например, к Jawa 634.05 – скорее всего, не пожалеете.
Мотоцикл Ява (Jawa): почему его покупали, и чем он был хорош
В послевоенное время Европа нуждалась в простом и дешевом транспорте. Там появились малолитражные автомобили, а вот в СССР активно развивалось производство мотоциклетной техники. Мотоциклетная промышленность в Союзе была неплохо развита еще до войны: с 1928 года велось производство довольно интересных моделей «ИЖ», передовые по тем временам крупные модели «ИЖ-1» и «ИЖ-2» с V-образными «двойками» на 1 200 куб.см. Особенность советских мотолюбителей в том, что в селах преимущественно эксплуатировали мотоциклы, которые, часто катали до тех пор, пока что-либо не отвалится.
То есть основная ставка была сделана на то, чтобы по возможности не обслуживать мотоцикл, от слова совсем. В городе же наоборот предпочитали мотоциклы импортного производства. Как известно, такая техника более прихотливая, требует любви и, конечно же, регулярного сервисного обслуживания. Из основных предложений следует отметить MZ производства ГДР, Pannonia из Венгрии и чешскую Jawa. О последнем мотоцикле и пойдет дальше речь. Расскажем, почему «Яву» покупали, и чем она была примечательна.
Почему его покупали
Этот мотоцикл известен своими скоростными показателями: «Яву» покупали те, кто не мог жить без ощущения, когда адреналин вбрасывается в кровь, возникает чувство эйфории. Мотоцикл дарил невероятные впечатления от поездок. Причем, когда мимо владельцев «Юпитера», «Восхода» или «ИЖа» проезжала Jawa, без внимания она не оставалась. Данная техника была известна всем по хорошим эксплуатационным качествам, к тому же притягивал взгляды изящный дизайн мотоцикла, приятный звук работы двигателя. Что касается модельного ряда, то сразу после окончания войны появилась Jawa 250, а спустя еще три года Jawa 350. Эти модели в СССР продавались быстрей горячих пирожков. Не отпугивала мотолюбителей и высокая стоимость – 650 рублей деньги большие для того времени. Но все прекрасно понимали, за что отдавали такие средства, и имели представление, что получат взамен. Данный бренд символизировал надежность, престижность и высокий статус.
Модельный ряд включает такие позиции – Jawa 50, 125, 350, 650 и так далее. Здесь можно найти подходящую мототехнику как для начинающих любителей скорости, так и опытных мотолюбителей. Такая техника, как Jawa 650 Dakar/Sportard оснащена 650-кубовым двигателем. Есть Jawa 650 Style – сбалансированный по своим характеристикам мотоцикл. Он разработан специально для комфортабельных путешествий на большие дистанции. Закат производства Jawa пришелся на распад Советского Союза. Предприятие осталось с устаревшими моделями, были правда патенты на различные технологии, которые придумали чешские инженеры, но их использовали совсем другие компании. Именно за счет патентов в дальнейшем Ява продолжила существование, но мировым производителем так и не стала. Стали производить бюджетные мотоциклы, способные конкурировать в своем сегменте, но уровень интереса к новым моделям заметно ниже, чем раньше. Современная «Ява» строится на собственном шасси и оснащена моторами иностранного производства, ходовая часть, как и прежде, довольно надежная.
Преимущества Явы, и стоит ли брать технику сегодня
Какие плюсы у этого мотоцикла? В первую очередь простота обслуживания. Для тех, кто разбирается в мотоциклетной технике, не составит труда быстро заменить колеса, снять и отремонтировать двигатель. Второе веское достоинство Явы – надежная конструкций, производитель не жалел «металла» для изготовления техники. То есть в плане прочности и надежности Jawa в несколько раз переигрывает современную китайскую технику. Ей не так страшны удары и падения. Третий серьезный плюс – оригинальный выхлоп. Как звучит двигатель этого мотоцикла, знают многие. Многие приобретают Jawa исключительно за уникальный звук выхлопа, который не оставляет мотоциклистов равнодушными.
Стоит ли брать Яву в 21 веке? Решать исключительно каждому. Это надежная и неприхотливая техника, которая может служить в качестве пусть не основного, а второго или третьего мотоцикла. Ведь каждому опытному мотолюбителю иногда хочется вспомнить былые времена, сесть за руль Явы и прокатиться с ветерком под аккомпанемент ностальгии. Также нельзя не отметить надежный двигатель. Он подходит для дальних поездок, способен выдержать высокие нагрузки и «ходить» многие тысячи километров без единой поломки. Поскольку завод до сих пор работает, то реально достать даже сегодня новые оригинальные детали. Чтобы достать оригинал, стоит постараться, но есть и аналоги, выпускаемые партнерами завода, еще производят запчасти в Китае. Отдельно отметим, что Ява хорошо и уверенно держит дорогу, грунт чуть хуже, но это и логично, ведь данный мотоцикл считается чистокровным «дорожником».
То есть сегодня вы не испытаете проблем с эксплуатацией этой мотоциклетной техники. При должном обслуживании и качественном сервисе она будет ходить еще долгие годы. Сегодня на выбор есть множество масел, которое следует добавлять в топливо. В советские годы многие ездили с маслом М8, но особым шиком считалось «авиационное» масло МС-20. Сейчас же ассортимент значительно шире. Даже выпущенная десятилетия назад Jawa практически ничем не уступает современным мотоциклам, конечно, годы берут свое, и такая техника будет нуждается в более частом и качественном уходе. Но это не «китаец», достаточно всего один раз отремонтировать и настроить Яву, после чего она будет служить верой и правдой.