Габариты разворотной площадки для пожарной машины
Размеры площадки для разворота пожарной техники
Возможно ли в габарит разворотной площадки включить газон или расстояние от внутреннего края проезда до стены здания?
Требования пожарной безопасности к проходам, проездам и подъездам к зданиям и сооружениям установлены ст. 90 Федерального закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 13.07.2015), СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (ред. от 18.07.2013).
Пунктом 8.8 СП 4.13130.2013 установлены требования к расстояниям от внутреннего края проезда (подъезда) до стены здания или сооружения:
В соответствии с п.8.6 СП 4.13130.2013 ширина проездов (подъездов) для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:
В соответствии с п.8.7 СП 4.13130.2013 в общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
В соответствии с п.8.9 СП 4.13130.2013 конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
В соответствии с п.8.13 СП 4.13130.2013 тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15×15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
Соответственно, в габариты площадок для разворота пожарной техники, возможно, включать сами проезды (подъезды) для пожарной техники, тротуары, примыкающие с любой стороны к проезду (подъезду), а также расстояние от внутреннего края проезда (подъезда) до стены здания при условии, что конструкция дорожной одежды тротуаров и данных участков рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
В настоящий момент ст.90 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, СП 4.13130.2013 не регламентирована возможность включения в габариты площадок для разворота пожарной техники газонов.
Минимальные радиусы разворота автотранспорта и пожарной техники
СП 4.13130.2013
Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям
Согласно действующим европейским нормам любое транспортное средство должно при
движении по окружности укладываться в габарит:
коридор вписывания 7,2 метра;
минимальный возможный наружный радиус не может быть более 12,5 метров.
СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
п.11.11.В конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки для разворота автомобилей и, при необходимости, средств общественного пассажирского транспорта.
п.11.15 Радиусы закругления бортового камня или кромки проезжей части улиц, дорог следует принимать по расчету, но не менее 6 м, при отсутствии движения допускается принимать 1,0 м.
Для общественного транспорта (трамвай, троллейбус, автобус) радиусы закругления устанавливаются в соответствии с техническими требованиями эксплуатации этих видов транспорта.
Графическая иллюстрация минимальных радиусов разворота автотранспорта и пожарной и иной спецтехники для различных зданий
Радиусы разворота длинномерной автомашины. Габариты машины (ДШВ) 16,6 х 2,5 х 3,0. Радиус разворота 14,0 м.
Радиусы разворота длинномерной автомашины. Габариты машины (ДШВ) 16,6 х 2,5 х 3,0. Радиус разворота 14,0 м.
Радиусы разворота длинномерной автомашины. Габариты машины (ДШВ) 16,6 х 2,5 х 3,0. Радиус разворота 14,0 м.
Радиусы разворота длинномерной автомашины. Габариты машины (ДШВ) 16,6 х 2,5 х 3,0. Радиус разворота 14,0 м.
Радиусы разворота пожарных машин и спецтехники
Радиусы разворота пожарных машин и спецтехники
Радиусы разворота машин
Радиусы разворота машин
План разворота автотранспорта
План разворота автотранспорта
Нескоростные дороги складов
Почти на всех складах есть или должна быть а втомобильная дорога обычного типа (нескоростная дорога) категории V (ГОСТ Р 52399-2005).
Во многих случаях она идет снаружи вдоль одной из боковых сторон склада и имеет следующие основные параметры элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна:
Параметры элементов дорог
Автомобильные дороги обычного типа
(нескоростная дорога) категории V
Общее число полос движения, шт.
Ширина полосы движения, м.
Ширина краевой полосы у обочины, м.
Ширина укрепленной части обочины, м.
Поперечные профили автомобильной дороги должны соответствовать профилям, приведенным на рисунке:
Краевые полосы у обочин и полосы безопасности на разделительной полосе должны иметь дорожную одежду такой же прочности, что и проезжая часть.
Тупиковый проезд склада должен быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотной площадкой, обеспечивающий возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.
Поворотная площадка для стоянки автомобилей не должна предусматриваться.
СП 18.13330.2011 «Генеральные планы промышленных предприятий»
5.21 Здания, образующие полузамкнутые дворы, допускается применять в тех случаях, когда другое планировочное решение не может быть принято по условиям технологии либо по условиям реконструкции.
Полузамкнутые дворы следует располагать длинной стороной параллельно преобладающему направлению ветров или с отклонением не более 45°, при этом открытая сторона двора должна быть обращена на наветренную сторону ветров преобладающего направления.
Ширина полузамкнутого двора при зданиях, освещаемых через оконные проемы, должна быть не менее полусуммы высот до верха карниза противостоящих зданий, образующих двор, но не менее 15 м.
При отсутствии вредных производственных выделений во двор ширина двора может быть уменьшена до 12 м.
1 Полузамкнутым считается двор, застроенный с трех сторон примыкающими друг к другу зданиями и имеющими в плане отношение глубины к ширине более единицы.
2 При отношении глубины двора к его ширине более 3, при возможности скопления производственных вредностей во дворе в части здания, замыкающей двор, необходимо предусматривать проем для проветривания шириной не менее 4 м и высота не менее 4,5 м. Низ проема должен совпадать с планировочными отметками прилегающей территории. Устройство в проеме ворот, ограждений и других сооружений, нарушающих функциональное назначение проема, не допускается.
5.22 Применение зданий, образующих замкнутые со всех сторон дворы, допускается только при наличии технологических или планировочных обоснований и с соблюдением следующих условий:
а) ширина двора должна быть, как правило, не менее наибольшей высоты до верха карниза зданий, образующих двор, но не менее 18 м;
б) должно быть обеспечено сквозное проветривание двора путем устройства в зданиях проемов шириной не менее 4 м и высота не менее 4,5 м при возможности скопления вредных веществ.
5.23 В замкнутых и полузамкнутых дворах пристройки к зданиям, а также размещение отдельно стоящих зданий или сооружений, как правило, не допускаются.
1 В исключительных случаях при соответствующих обоснованиях допускается устраивать в указанных дворах пристройки с производствами, не выделяющими вредности, при условии, что пристройка будет занимать не более 25% длины стены, а ширина двора в месте пристройки будет не менее полусуммы высот противостоящих зданий, образующих двор, а также соблюдения требуемых противопожарных расстояний.
2 Отдельно стоящие энергетические или вентиляционные сооружения допускается размещать в полузамкнутых дворах; при этом расстояние от этих сооружений до зданий должно удовлетворять требованиям, предъявляемым к устройству полузамкнутых дворов.
5.40 Ширину проездов на территории объектов и их групп следует принимать минимальной исходя из условий наиболее компактного размещения транспортных и инженерных коммуникаций и элементов благоустройства.
5.41 Расстояния от бортового камня или кромки укрепленной обочины автомобильных дорог до зданий и сооружений следует принимать не менее указанных в таблице 2.
8. Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям
8.1. Подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине:
— оконные проемы всех помещений или квартир выходят на сторону пожарного подъезда, либо все помещения или квартиры имеют двустороннюю ориентацию;
— при устройстве со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой;
— при устройстве наружных лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий;
На территории, расположенной между подъездом для пожарных автомобилей и зданием или сооружением не допускается размещать ограждения (за исключением ограждений для палисадников), воздушные линии электропередачи, осуществлять рядовую посадку деревьев и устанавливать иные конструкции, способные создать препятствия для работы пожарных автолестниц и автоподъемников.
Примечание. Под проездом для пожарных автомобилей подразумевается участок территории или сооружения (моста, эстакады и др.), по которому возможно передвижение пожарных автомобилей с соблюдением нормативных требований по безопасности движения транспортных средств. Под подъездом для пожарных автомобилей подразумевается участок территории или сооружения, по которому возможно как указанное передвижение пожарных автомобилей, так и стоянка с возможностью приведения в рабочее состояние всех механизмов и выполнения действий по тушению пожара и проведению спасательных работ. Планировочные решения проездов, подъездов принимаются исходя из габаритных размеров мобильных средств пожаротушения, а также высоты объекта защиты для обеспечения возможности развертывания и требуемого вылета стрелы пожарной автолестницы и пожарного автоподъемника.
При наличии отступлений от требований нормативных документов в части устройства пожарных проездов, подъездов и обеспечения доступа пожарных для проведения пожарно-спасательных мероприятий, возможность обеспечения деятельности пожарных подразделений на объекте защиты должна подтверждаться в документах предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, разрабатываемых в установленном порядке.
8.4. К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
8.6. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:
8.7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
8.8. Расстояние от внутреннего края подъезда до наружных стен или других ограждающих конструкций жилых и общественных зданий, сооружений должно составлять:
Указанные расстояния для производственных, складских зданий и сооружений, в том числе на территориях производственных объектов следует принимать в соответствии с требованиями раздела 6 и [2].
8.9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
Ширина ворот автомобильных въездов на огражденные территории должна обеспечивать беспрепятственный проезд пожарных автомобилей.
Въезды (выезды) на территорию микрорайонов и кварталов следует предусматривать на расстоянии не более 300 м один от другого.
8.10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.
8.12. В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).
8.13. Тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
В случае, когда длина проезда для пожарных автомобилей превышает указанный размер необходимо предусмотреть еще одну или несколько площадок для разворота, расположенных на расстояниях не более 150 м друг от друга.
8.14. При длине зданий более 100 м в лестничных клетках, вестибюлях или лифтовых холлах в уровне входов в здание или пола первого этажа для прокладки пожарных рукавов следует предусматривать сквозные проходы на противоположную сторону здания не реже, чем через 100 м друг от друга. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами. Ширина этих проходов должна быть не менее 1,2 м с конфигурацией, исключающей резкие перегибы пожарных рукавов при их прокладке.
Указанные сквозные проходы допускается не выполнять в случае, если водопроводная сеть с устройством на ней пожарных гидрантов предусмотрена с обеих продольных сторон здания.
8.15. При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.
8.16. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
8.17. Планировочные решения малоэтажной жилой застройки домами класса функциональной пожарной опасности Ф1.4 (до 3 этажей включительно), а также садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ должны обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.
8.18. На территории садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ ширина проездов для пожарной техники должна быть не менее 3,5 метра.
Площадка для пожарных машин
Требования пожарной безопасности регламентируют строительство жилых, коммерческих и производственных зданий, стандарты, которым должны соответствовать объекты и прилегающие территории. Среди таких требований – наличие пожарных подъездов, выездов и площадок для разворота пожарных машин. От соблюдения всех условий зависит, сможет ли спецтехника в случае нештатной ситуации добраться до места назначения и оперативно ликвидировать возгорание.
Законодательная база
Требования к разворотным площадкам пожарной машины, беспрепятственным въездам и выездам регламентируются следующими законодательными и нормативными документами:
Размеры площадки для пожарных машин
В соответствии с действующими правилами, все тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для пожарных машин. Размеры разворотных площадок проектируются с учетом габаритов техники и радиуса разворота, но должны быть не менее 15 х 15 м. Максимальная длина тупикового проезда – 150 м.
Удаленность мест для разворота техники от зданий и сооружений – не меньше 5 м и не больше 15 м.
Подъезды к водоемам для гашения возгораний также оборудуются пожарными площадками. Их размеры – 12 х 12 м.
Покрытие
Площадка и тупиковый проезд должны иметь покрытие, пригодное для движения спецтехники в любое время года. Само покрытие должно обладать достаточной прочностью, выдерживать нагрузку полностью снаряженного автомобиля, а это – 46 тонн и нагрузка на каждую ось – до 15,5 тонн.
Мягкий грунт затрудняет движение и разворот техники. Если развороты оборудуются на участках с песчаными или глинистыми почвами, рекомендуется укреплять их шлаком, щебнем, другими подручными строительными материалами.
Небольшой уклон также необходим. Он формируется так, чтобы вода, образующаяся после дождей или обильных снегопадов, могла стекать самотеком, и не превышает 6 градусов.
Контур разворотных платформ обрабатывается антисептическим составом, после чего оснащается водосборниками и сточными отверстиями. На участках с закруглениями дополнительно устанавливаются криволинейные бортовые камни.
Что можно, а что – нельзя?
В Своде правил 4.13130.2013 сказано, что в габариты разворотных площадок допускается включать:
Таким образом, законодатель позволяет спецтехнике подъезжать к жилым домам и другим объектам по газонам, если их покрытие выдержит грузовой автомобиль в полном снаряжении.
В указанной зоне не должно быть:
Односторонние и двухсторонние подъездные пути
Пожарный проезд – это сквозной участок дороги, обеспечивающий беспрепятственное прибытие специальной техники к месту возгорания. В соответствии с действующими правилами, проезд должен обеспечиваться:
Ширина подъездных путей
Ширина зависит от высоты объекта и составляет:
Если речь идет о ширине основного подъездного пути, то тротуар в нее не включается.
Максимальное расстояние от зданий до подъездных путей регламентируется пунктом 8.6 СП 4.13130.2013 и составляет:
Соблюдение этих параметров необходимо, чтобы струя воды доставала до источника огня беспрепятственно. На территории, отделяющей стену жилого или коммерческого здания от подъездного пути, как и на разворотных площадках, не должно быть деревьев, кустарников, линий электропередач.
В загородных поселках, дачных кооперативах, частном секторе в черте города минимальная ширина улицы составляет 7 м, а проезда для спецтехники – 3,5 м.
Арочные проемы
В многоподъездных домах и дворах с плотной застройкой часто оборудуют арочные проемы для сквозного проезда транспорта. Действующими правилами пожарной безопасности определены их параметры:
Арки должны находиться друг от друга на расстоянии не более 180 м в новых кварталах. В старой застройке это расстояние почти вдвое большее – 300 м.
Исключения из правил
Не всегда проезды и разворотные площадки удается оборудовать в строгом соответствии с правилами, особенно, когда речь идет о старой застройке, представляющей архитектурную и историческую ценность, признанную памятником архитектуры и не подлежащую конструктивным изменениям.
В таких ситуациях допускаются отступления от правил. В частности, если два соседних дома классифицируются как строения 1-го или 2-го класса огнестойкости, ширина проезда может быть уменьшена на 20%.
При проектировании новых кварталов и объектов также учитывается огнеупорность строительных материалов и сейсмическая активность в конкретном районе. Если материалы, из которых строится объект, обладают низкой огнеупорностью, то ширину пожарных проездов рекомендуется увеличить на 25%.
В районах с сейсмической активностью и риском 9-балльных землетрясений ширину проездов также необходимо увеличить на 20%. То же правило действует для соседних двухэтажных строений, фасадные материалы которых классифицируются как легко воспламеняющиеся.
Для вспомогательных хозяйственных построек четкий регламент расстояний не установлен. Существует технический стандарт, по которому можно определить степень огнестойкости строительных материалов и с ее учетом рассчитать размеры пожарных проездов.
Габариты разворотной площадки для пожарной машины
Системы противопожарной защиты
ОГРАНИЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЖАРА НА ОБЪЕКТАХ ЗАЩИТЫ
Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям
Systems of fire protection. Restriction of fire spread at object of defense. Requirements to special* layout and structural decisions
Дата введения 2013-06-24
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации, правила применения сводов правил установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Сведения о своде правил
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)
3 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 18 июня 2013 г.
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом МЧС России от 14.02.2020 г. N 89 c 14.08.2020
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к объемно-планировочным и конструктивным решениям, обеспечивающим ограничение распространения пожара при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.
1.2 Настоящий свод правил не распространяется на здания и сооружения класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой более 75 м, и здания и сооружения других классов функциональной пожарной опасности высотой более 50 м, а также на объекты специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, подземные сооружения метрополитенов, горных выработок), за исключением атомных электростанций и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие национальные стандарты и своды правил:
ГОСТ 2226-2013 Мешки из бумаги и комбинированных материалов. Общие технические условия
ГОСТ 34305-2017 (EN 81-72:2015) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных
ГОСТ Р 51115-97 Техника пожарная. Стволы пожарные лафетные комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 53254-2009 Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 53279-2009 Головки соединительные пожарные. Общие технические требования. Методы исследований
ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности
ГОСТ Р 53324-2009 Ограждение резервуаров. Требования пожарной безопасности
ГОСТ Р 54808-2011 Арматура трубопроводная запорная. Классы и нормы герметичности затворов
СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты
СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования
СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция, кондиционирование. Требования пожарной безопасности
СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности
СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности
СП 11.13130.2009 Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения
СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности
СП 17.13330.2017 Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76
СП 54.13330.2016 Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003
СП 108.13330.2012 Предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна. Актуализированная редакция СНиП 2.10.05-85
СП 113.13330.2016 Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*
СП 118.13330.2012* Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009
СП 154.13130.2013 Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности
СП 155.13130.2014 Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности
СП 258.1311500.2016 Объекты религиозного назначения. Требования пожарной безопасности
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применены термины с соответствующими определениями.
3.1 автостоянка (стоянка для автомобилей): Здание или сооружение (гараж) или их часть, либо специальная открытая площадка, предназначенные для хранения (стоянки) автомобилей.
3.2 автостоянка надземная закрытого типа: Надземная автостоянка с наружными ограждениями.
3.3 автостоянка открытого типа: Автостоянка без наружных стеновых ограждений. Автостоянкой открытого типа считается также такое сооружение, которое открыто, по крайней мере, с двух противоположных сторон наибольшей протяженности. Сторона считается открытой, если общая площадь отверстий, распределенных по стороне, составляет не менее 50% наружной поверхности этой стороны в каждом ярусе (этаже).
3.4 автостоянки с пандусами (рампами): Автостоянки, которые используют ряд постоянно повышающихся (понижающихся) полов или ряд соединительных пандусов между полами, которые позволяют автомашине на своей тяге перемещаться от и на уровень земли.
3.5 антресоль: Доступная площадка в объеме двусветного помещения, открытая в это помещение, или расположенная в пределах этажа с повышенной высотой, размером менее 40% площади помещения, в котором она находится. Антресоль не является этажом.
3.10 взрывобезопасность объекта: Состояние объекта, при котором выполнено одно из двух условий:
а) частота возникновения взрыва не превышает допустимого нормами значения;
б) нагрузки в случае взрыва не превышают допустимых нормами значений.
3.11 взрывоустойчивость объекта: Состояние объекта, при котором отсутствует возможность повреждения несущих строительных конструкций и оборудования, травмирования людей опасными факторами взрыва, что может достигаться сбросом давления (энергии взрыва) в атмосферу до безопасного уровня в результате вскрытия проемов в ограждающих конструкциях здания, перекрываемых предохранительными противовзрывными устройствами (остекление, специальные окна или легкосбрасываемые конструкции).
3.12 вставка, встройка: Часть здания, предназначенная для размещения административных и бытовых помещений, располагаемая в пределах производственного здания по всей его высоте и ширине (вставка), части его высоты или ширины (встройка) и выделенная противопожарными преградами.
3.12 высотное наружное сооружение (технологический аппарат): Наружное сооружение (технологический аппарат) высотой не менее 30 м.
3.13 высотное стеллажное хранение: Хранение на стеллажах с высотой складирования свыше 5,5 м.
3.14 газгольдер: Резервуар для хранения газообразных веществ.
3.19 инженерное оборудование здания: Система приборов, аппаратов, машин и коммуникаций, обеспечивающая подачу и отвод жидкостей, газов, электроэнергии (водопроводное, газопроводное, отопительное, электрическое, канализационное, вентиляционное оборудование и т.п.).
3.19 кладовая: Складское помещение в жилом или общественном здании без постоянного пребывания людей.
3.20 котельная: комплекс зданий и сооружений, здание или помещение с установленными в них теплогенераторами (котлами) и вспомогательным технологическим оборудованием, предназначенными для выработки тепловой энергии в целях теплоснабжения.
3.20 легкосбрасываемая конструкция: Специальная конструкция, устанавливаемая в наружном ограждении здания, вскрывающая на ранней стадии развития взрыва газо-, паро-, и пылевоздушных смесей сбросные проемы в ограждающих конструкциях здания и обеспечивающая безопасный уровень давления внутри здания (помещения).
3.21 лифтовый холл: Помещение перед входами в лифты.
3.23 механизированная автостоянка: Автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляется специальными механизированными устройствами (без участия водителей).
3.26 организованная жилая малоэтажная застройка: Смежные земельные участки, застройка которых осуществляется одним застройщиком в едином архитектурно-композиционном стиле, в соответствии с документацией по планировке территории, разработанной и утвержденной в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
- Габариты прицепов для грузовых автомобилей
- Габариты ремонтного бокса автомобиля