Гарантия на резиновые изделия автомобиля
Срок гарантии на автозапчасти по Закону «О защите прав потребителей»
Чтобы разобраться в вопросе действия гарантийного периода автозапчастей, потребителю нужно ознакомиться с федеральным законом № 2300-1 «О защите прав потребителей», а именно с пунктом 6 статьи 5. В ней говорится о том, что изготовитель или продавец могут устанавливать на продаваемый товар или услугу гарантийный срок.
Гарантийный период – это временной интервал, в течение которого покупатель при обнаружении в приобретенном товаре или услуге недостатка имеет право обратиться к изготовителю или продавцу с требованием об устранении дефекта, возврате или обмена покупки или снижении цены на стоимость имеющегося недостатка.
Действие вышеуказанного закона также распространяется и на автомобильные запасные части. Соответственно, сторона продавца или изготовителя несет ответственность за недостатки на товаре, которые имеют гарантийный срок, если не сможет доказать факт получения дефекта после передачи детали покупателю (пункт 6 статьи 18 ФЗ № 2300-1).
Если на изделие не установлен гарантийный период, то, согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ № 2300-1, гражданин имеет право обратиться ко второй стороне с требованием устранения повреждений в течение разумного времени, но не более чем двух лет.
Если говорить о запасных автомобильных частях как о составляющих основного товара, то нужно опираться на пункт 3 статьи 19 закона № 2300-1.В нем говорится о том, что срок гарантии на комплектующие части устанавливается по таким же условиям, что и на основное изделие, если другие правила не предусмотрены договором сторон.
Гарантийный период на автозапчасти
Срок гарантии на автомобильные запасные части устанавливается самостоятельно изготовителем или продавцом. Но при его установлении особое внимание уделяется категории товара, от которой зависит период и действие гарантии.
Условия действия гарантии
При приобретении запасной автомобильной части потребителю нужно знать, что в определенных случаях вернуть товар с недостатком на ремонт или обмен в течение гарантийного периода не получится. Как правило, к таким случаям относятся:
Также потребителю следует знать, что на запчасти, подверженные нормальному износу, не предусмотрен срок гарантии. Исключение составляют те случаи, когда повреждение запчасти является следствием неисправности узла автомобиля. Как правило, к таким деталям относятся фильтры, свечи зажигания, щётки стеклоочистителя, шланги систем, конденсаторы, тормозные диски, колодки и пр.
При этом гарантия увеличивается на то время, в течение которого потребитель не имел возможности пользоваться деталью.
Гарантийный срок на запчасти
Период гарантийного действия устанавливается изготовителем или продавцом по своему усмотрению и не может быть обязательным условием предоставления товара.
Если срок гарантии установлен заводом-изготовителем, то гарантийный период исчисляется в зависимости от этих данных.
Что касается электрических и электромеханических запасных автомобильных частей, расходных материалов, то гарантийный срок на них не устанавливается.
Момент начала действия гарантии
Согласно пункту 2 статьи 19 ФЗ № 2300-1, гарантийный период на любое изделие начинает течь с момента передачи его потребителю.
Соответственно, гарантия на автозапчасти начинается отсчитываться с момента оформления договора купли-продажи.
Если же по каким-то причинам установить день продажи запчасти не удается возможным, то гарантийный период отсчитывается от момента изготовления детали.
Что касается гарантии на запчасть, установленную в автосервисе, то она исчисляется с момента её установки.
Ответственные за недостатки товара лица
Ответственность за недостатки в автозапчасти, находящейся на гарантии, несет тот, кто установил гарантийный период.
В случае установления детали в автосервисе предъявлять требования по обнаруженному дефекту в запчасти нужно непосредственно в этот автосервис в течение установленного гарантийного срока.
Возврат автозапчасти в торговую точку
Возврат автомобильных запчастей, как и любых потребительских товаров, регулируется федеральным законом.
Так, статья 25 закона № 2300-1 говорит о том, что потребитель имеет право в двухнедельный срок обратиться в точку продажи с требованием обмена или сдачи запчасти надлежащего качества в магазин. При этом запчасть не должна быть использована в эксплуатации, должна иметь первоначальный вид, упаковку, заводскую этикетку и чек.
В случае покупки бракованной запасной части покупатель имеет право запросить от второй стороны замены детали, уменьшение её стоимости на величину недостатка или полного возврата денежных средств. При этом предъявить претензию, согласно статье 19 ФЗ № 2300-1, можно в течение периода действия гарантии или в течение двух лет, если гарантийный срок не был установлен уполномоченным на то лицом.
Для обмена или возврата запчасти потребителю необходимо обратиться в торговую точку, где она была приобретена, и составить заявление. В случае возникновения спорных вопросов может понадобиться проведение экспертизы, после чего выносится решение по требованию заявителя.
Гарантия на резиновые изделия автомобиля
Руководство по хранению
Rubber products. Guidelines for storage
Дата введения 2016-01-01
Предисловие
Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 160 «Продукция нефтехимического комплекса», Научно-производственным республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 сентября 2013 г. N 59-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 2230:2002* Rubber products. Guidelines for storage (Изделия резиновые. Руководство по хранению).
Международный стандарт разработан подкомитетом SC4 «Продукция (кроме рукавов)» технического комитета ISO/TC 45 «Каучук и резиновые изделия» Международной организации по стандартизации (ISO).
Перевод с английского языка (en).
Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
В разделе «Нормативные ссылки» и тексте стандарта ссылки на международные стандарты актуализированы.
Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам приведены в дополнительном приложении ДА.
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2014 г. N 232-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 2230-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 г.
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2016 г.
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 5, 2018 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Введение
Многие резиновые изделия и компоненты перед эксплуатацией хранятся длительное время, поэтому важно их хранить в условиях, исключающих изменение свойств. Такие изменения могут быть вызваны старением, при котором происходит чрезмерное затвердевание, размягчение, растрескивание, образование других поверхностных дефектов. Также могут быть изменения, вызванные деформацией, загрязнением и механическими повреждениями.
При подготовке настоящего стандарта были использованы требования разных потребителей с учетом многообразия типов каучуков и изделий. Известно, что некоторые каучуки более подвержены старению под воздействием таких факторов как тепло, свет, озон, кислород и влажность. Для продления срока хранения изделий воздействие указанных факторов должно быть минимальным, для этого необходима система контроля хранения, надлежащая упаковка и периодическая проверка.
Система записей по настоящему стандарту для надлежащего ведения информации о хранении и проверкам позволяет соблюдать положения настоящего стандарта вместе с общими элементами, связанными с техническими характеристиками и их проверкой при проведении статистически значимых испытаний. Дополнительные указания к информации, приведенной в настоящем стандарте, можно найти в ISO 9000, ISO 9001 и ISO 9004.
По настоящему стандарту недопустимы воздействия озона и радиации. Методы измерения их концентрации или интенсивности не входят в область применения настоящего стандарта.
В приложении А приведены рекомендации по проверке и испытаниям конкретных изделий.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает рекомендации по проведению процедуры проверки, регистрации, упаковывания и хранения изделий, сборочных единиц и компонентов из вулканизированной резины или термопластичных эластомеров перед их использованием.
Стандарт распространяется на изделия из твердой и пористой резины на основе каучука, латекса или другого полимера. Стандарт не распространяется на каучук в кипах, в жидкой форме (раствор или эмульсия), а также крошку, руководство по хранению которых приведено в ISO 7664.
Рекомендации по упаковке составляют неотъемлемую часть процедуры хранения, а также идентификации материала и изделия.
2 Нормативные ссылки
Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные стандарты*. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного документа.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 первоначальный срок хранения (initial storage period): Максимальное время с момента изготовления, в течение которого надлежащим образом упакованное резиновое изделие может храниться при установленных условиях до проведения проверки и повторного испытания.
3.2 увеличенный срок хранения (extension storage period): Время, в течение которого надлежащим образом упакованное резиновое изделие может храниться после окончания первоначального срока хранения до дальнейшей проверки или повторного испытания (при необходимости).
3.3 срок хранения (storage life): Максимальное время, в течение которого можно хранить надлежащим образом упакованное резиновое изделие, и по окончании которого изделие не пригодно к использованию по назначению.
3.4 сборочная единица (assembly): Любое изделие или компонент, содержащий более одного элемента, из которых один или более являются резиновым.
3.5 старение (ageing): Необратимое изменение свойств материала под воздействием окружающей среды с течением времени.
4 Классификация типов резины в зависимости от относительной устойчивости к старению
4.1 Общие требования
Если в спецификации на продукцию нет других указаний, резиновые изделия по степени относительной устойчивости к старению следует классифицировать (для целей хранения) следующим образом.
Дополнительно в группу A включают следующие резины:
— все вновь разработанные вулканизованные резины, для которых срок хранения еще не установлен;
— все термопластичные эластомеры, для которых срок хранения еще не установлен;
— любая резина, которая не может быть отнесена к группе B или группе C.
Гарантия и возврат
1. Условия предоставления гарантийных обязательств. Товары, на которые гарантия не предоставляется
1.1. Гарантийные обязательства на товар распространяются при условии соблюдения потребителем /покупателем/ следующих требований:
1.1.1. установки товара квалифицированным специалистом на сертифицированной станции технического обслуживания (СТО);
1.1.2. эксплуатации и/или хранения товара в соответствии с нормативными документами, установленными техническими характеристиками, рекомендациями завода-изготовителя;
1.1.3. наличия заказ-наряда на установку товара на автомобиль, сертифицированной СТО;
1.1.4. наличия в сертификате СТО разрешения на проведение данного вида работ для данного модельного ряда автомобиля;
1.1.5. наличия заключения о неработоспособности детали, выданного СТО;
1.1.6. соответствия установленного товара спецификации автомобиля.
1.2.При предъявлении Продавцу претензий относительно качества Товара, для проведения Продавцом проверки качества Товара, Потребителю/Покупателю/ необходимо предоставить Продавцу:
Заказ-наряд на установку Товара на транспортное средство, выписанный сертифицированной СТО. Заказ-наряд обязательно содержит следующие сведения:
а) наименование СТО и его адрес;
б) номер, дату и время его составления;
в) ФИО должности лиц, принимавших участие в составлении акта;
г) государственный регистрационный знак (номер) автомобиля;
д) VIN-код автомобиля; код двигателя;
е) пробег автомобиля на момент установки детали на автомобиль;
ж) пробег автомобиля на момент проведения экспертизы;
з) каталожный номер детали и количество;
и) ссылку на заказ-наряд (по перечню работ).
Копия заверенного сертификата и лицензии (свидетельства СРО) на проведение данного вида работ. При отсутствии любого из вышеуказанных документов, а равно их ненадлежащее, некорректное, противоречивое заполнение, влечет за собой отказ в дальнейшем рассмотрении вопроса.
1.2.1. Для потребителей – физических лиц предоставление потребителем документа, подтверждающего факт приобретения товара, обязательно.
1.3. Гарантия на товар производителя BOSCH:
1.3.1. Гарантийный срок составляет 1 год.
1.3.2. Гарантия на Товар устанавливается только при установке в специализированных Сервисах BOSCH, список которых установлен на официальном сайте данного производителя.
1.3.3. Данные правила не распространяются на аккумуляторные батареи, для которых применяются правила, установленные п. 3.2. настоящего Положения.
1.3.4. Гарантийный обмен товара производителя BOSCH либо возврат уплаченных за Товар денежных средств производится на основании положительного заключения экспертизы (гарантийного протокола), выданного специализированным Сервисом BOSCH, осуществляющим гарантийное обслуживание.
1.4. Гарантия на товар категории оригинальный:
1.6. Гарантийный случай не наступает, и ООО «АВТОДЕТАЛИ» не несет ответственности за качество товара:
1.6.1. если дефекты товара явились следствием его неправильной эксплуатации, воздействия атмосферных явлений или иных внешних воздействий, нарушения правил установки и/или хранения;
1.6.2. если имеет место нормальный для определённого производителем срока эксплуатации износ детали;
1.6.3. если имеет место повреждение детали в результате ДТП, неправильной её установки или небрежной эксплуатации;
1.6.4. если неисправность запасных частей топливной системы или системы выпуска произошла вследствие использования не предусмотренного изготовителем автомобиля класса топлива;
1.6.5. если повреждения (в особенности деталей подвески и рулевого управления) произошли из-за неаккуратного вождения на неровностях дороги (экстремальная нагрузка на автомобиль);
1.6.6. если имеются механические повреждения детали;
1.6.7. если причиной выхода из строя товара явилось неисправность другой детали либо агрегата.
1.6.8. на не парно замененные детали ходовой части автомобиля (пружины, амортизаторы, стойки стабилизатора);
1.6.9.на амортизаторы, замененные в количестве менее 2 штук на одну ось автомобиля и без замены защитных комплектов (отбойник плюс пыльник) и установочного комплекта (верхняя опора стойки);
1.6.10.дефекты, неисправности или коррозия запасных частей, возникшие в результате воздействия промышленных и химических выбросов, кислотного или щелочного загрязнения воздуха, растительного сока, продуктов жизнедеятельности птиц и животных, химически активных веществ, в том числе применяемых для борьбы с обледенением дорог, града, молнии и прочих природных явлений;
1.6.11.электрические запасные части, относящиеся к категории неоригинальные, за исключением товаров отдельных производителей, указанных в настоящем Положении. Детали электрической группы перед установкой должны быть протестированы, после их установки на автомобиль рекламации не принимаются, и детали обратному выкупу не подлежат.
1.7. Правила приемки товара.
1.7.1. При получении товара необходимо обязательно проверять точное соответствие наименования, артикула и количества фактически выданного товара.
1.7.2. Особое внимание необходимо обращать при приемке следующих групп товаров:
Гарантия на резиновые изделия автомобиля
Условия гарантии на автозапчасти
Гарантия на запасные части (кроме электрических), согласно законодательству, составляет 1 месяц (даже если она не указана) с момента получения Товара покупателем и выполняется при следующих условиях.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества, согласно статье 25 закона «О защите прав потребителя» производится в случае если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Претензии по качеству деталей не принимаются в случае несоблюдения покупателем:
✔️ на детали, имеющие механические повреждения (следы вскрытия или ремонта);
✔️ на детали, имеющие следы неправильной установки или неправильной эксплуатации.
✔️ на детали, повреждения которых явилось следствием неисправности других узлов автомобиля.
Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем (п.7 статья 5 Федерального закона «О защите прав потребителя»).
Качество запчастей гарантируется фирмами производителями. Гарантийный срок исчисляется с момента получения запчастей покупателем.
Гарантия не предоставляется на запасные части, подверженные естественному износу, такие как:
• фильтрующие элементы воздушных, масляных и топливных фильтров;
• свечи зажигания;
• контакты распределителя зажигания;
• свечи накаливания;
• конденсаторы;
• лампы накаливания (обрыв нити накаливания);
• тормозные колодки, тормозные накладки;
• диски сцепления;
• ремни;
• щетки стеклоочистителя и профильные резинки щеток;
• резиносодержащие элементы ходовой части автомобиля;
• электрические и электронно-содержащие детали и узлы;
• шланги систем охлаждения и шланги, по которым циркулирует горячий тосол.
Гарантийные обязательства
✔ Гарантия на работы и оригинальные запчасти составляет 6 месяцев или
✔ Гарантия на работы и неоригинальные запчасти составляет 30 дней или
✔ Гарантия предоставляется при предъявлении чека на установленные запчасти и заказ-наряда на выполненные работы.
✔ Гарантия на работу со своими запчастями предоставляется только на работу.
✔ Гарантия не распространяется в случае:
• наличия механических повреждений;
• не надлежащей эксплуатации узла либо агрегата;
• вмешательства сторонних лиц;
• несоблюдения рекомендаций изготовителя по условиям эксплуатации.
Не подлежат возврату
Прочие товары бытовой химии: смазочные масла, солидол, колесная мазь, берестовый деготь, вазелин, масло машинное, смазка бытовая, замазка оконная, сухой спирт, сухое горючее, бензин для зажигалок, дистиллированная вода, электролит, серная и соляная кислота, нашатырный спирт, канифоль, парафин, шпакрил, шпатлевка, карболат, шпатлевочный порошок, сухой антимелитель, зеленка для побелки, синька малярная, гермепласт, порошок для пола, графитный порошок, анилиновые красители в пакетах для домашнего крашения, краситель для кожи, свечи парафиновые, восковые (хозяйственные декоративные, обрядовые), аммиак водный, технический.
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 Закона « О защите прав потребителей», если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п.5, статья 19 Федерального Закона «О защите прав потребителя»).
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п.6, статья 18 Федерального закона «О защите прав потребителя»).
Для возврата некачественного товара необходимо предоставлять следующий комплект документов:
• Документы, свидетельствующие о покупке данной детали у Исполнителя;
• Заказ-наряд на установку этой детали, выданный сертифицированным сервисным центром (если Товар является «неоригинальным»), либо официальным дилером (если Товар является оригинальным»), в котором должны быть указаны следующие сведения: государственный регистрационный знак (номер) автомобиля, VIN-код автомобиля (номер шасси), марка автомобиля, тип двигателя, ФИО владельца, пробег автомобиля на момент установки данной детали;
• Заказ-наряд на выполнение работ по замене сопряжённых узлов и агрегатов, если это необходимо;
• Копию документа, подтверждающую оплату данных видов работ;
• Копию сертификата сервисного центра, дающую право на занятие данной деятельностью;
• Заключение сервисного центра о причинах неисправности детали, выполненное на фирменном бланке;
• Полностью заполненный Акт о неисправности, составленный по форме, предоставленной Исполнителем.
• Неполное заполнение документов или непредставление какого-либо из документов может повлечь за собой отказ в рассмотрении Исполнителем гарантийного случая.
В случае отсутствия пакета документов на эти возвратные запчасти компания проводит собственную экспертизу и выносит решение.
Закон установил, что экспертиза проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона «О защите прав потребителей» для удовлетворения соответствующих требований потребителя:
Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы. О таком желании, как и в случае проверки качества товара, желательно уведомить продавца (изготовителя, уполномоченную организацию, импортера) письменно.
Если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки товара возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), то потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю, уполномоченной организации, импортеру), расходы на ее проведение. Такими расходами будут являться документально подтвержденные расходы по оплате непосредственно проведенной экспертизы, а также расходы, связанные с ее проведением (на хранение и транспортировку товара). Оспорить заключение такой экспертизы потребитель вправе в судебном порядке.
Гарантийный срок, срок годности, срок службы
При возникновении спора о том, является ли товар качественным, очень важно уяснить понятия таких терминов, как «гарантийный срок», «срок годности» и «срок службы» товара, так как именно эти понятия будут являться определяющими при предъявлении требований потребителей. Данные сроки регламентированы ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей».
На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель обязан устанавливать срок годности – период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (например, по истечении срока хранения мёд может потемнеть или засахариться, однако он все еще безопасен. А вот если истек срок годности, то от употребления такого лакомства следует воздержаться).
Непригодным к использованию следует считать товар, во-первых, утративший свои потребительские свойства, во-вторых, представляющий опасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды.
В Законе «О защите прав потребителей» указываются лишь некоторые группы товаров, на которые изготовитель обязан устанавливать срок годности. Подробный Перечень таких товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720.
Необходимо обратить внимание, что обязанность по установлению срока годности лежит на изготовителе, однако следить за тем, чтобы товаров с истекшим сроком годности не было в продаже должен продавец.
Правила доведения до потребителя информации о сроке годности товара изложены в ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Срок годности исчисляют с даты изготовления. Срок годности устанавливает изготовитель пищевых продуктов с указанием установленных условий хранения.
Если срок годности пищевого продукта указывают после слов «годен до» или «использовать до», то его окончание обозначают датой: день, месяц и год – если срок годности не превышает три месяца; месяц и год – если срок годности превышает три месяца.
При сроке годности, превышающем три месяца, срок годности продолжается до первого числа указанного месяца.
Допускается при сроке годности, превышающем три месяца, проставлять день, месяц и год. При этом срок годности продолжается до дня, указанного на потребительской таре.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51074-2003 дает определения срока хранения и срока реализации пищевых продуктов. Срок хранения – период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе. Истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению. Установление данного срока является правом изготовителя.
Срок реализации – период, в течение которого пищевой продукт может предлагаться потребителю. Этот срок также устанавливает изготовитель.
Изготовитель обязан помещать информацию о сроке годности всегда и в отношении всех товаров, указанных в перечне, приведенном в Приложении №1, в том числе и в отношении импортных товаров. Продавец, в свою очередь, обязан передать потребителю товар с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором. Иначе использование товара по назначению теряет свой смысл. Например, пачку творога можно употребить в пищу в день покупки, а стограммовую пачку чая используют обычно в течение довольно длительного времени, поэтому такой товар должен быть снят с продажи заблаговременно до истечения срока годности.
Что касается предприятий общественного питания, то на все блюда должны быть установлены сроки годности, по истечении которых товары не реализуются.
Второй вид срока, предусмотренный Законом РФ «О защите прав потребителей» – это срок службы. Он определяется как период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.
Обязанность по установлению срока службы лежит на изготовителе товаров длительного пользования, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Перечень таких товаров также утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.07.1997 г. № 720.
Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Третий вид срока по Закону «О защите прав потребителей» – это гарантийный срок, который определяется как период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка, изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Закона РФ «О защите прав потребителей.
Гарантийный срок также можно определить как срок, в течение которого покупатель, установив скрытые недостатки товара, может предъявить соответствующие претензии продавцу, и срок, в течение которого изготовитель обеспечивает стабильность качественных показателей изделия.
Гарантийный срок, как и все сроки, устанавливаемые законами или сделками, в соответствии со статьей 190 ГК РФ определяется календарной датой или истечением определенного периода времени (год, месяц, неделя, день или час в зависимости от вида товара, работы или услуги).
В отличие от срока службы и срока годности, гарантийный срок не является объективным, его продолжительность определяется чисто коммерческими соображениями. Основное его назначение – установить период обнаружения недостатков товаров, за которые виновное лицо несет ответственность.
Важно отметить, что установление гарантийного срока не является обязательным и он может устанавливаться либо не устанавливаться на любые товары (услуги), таким образом, являясь средством конкурентной борьбы на рынке. Потребитель скорее выберет товар, на который установлена гарантия, чем товар без нее. Кроме того, если на какой-либо товар производитель установил гарантийный срок, продавец не имеет права сокращать его или не устанавливать вовсе.
В случае обнаружения недостатков в товаре, потребитель имеет право предъявить определенные требования, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей, как продавцу, так и изготовителю товара, либо исполнителю услуги.
Практика показывает, что чаще всего потребители предъявляют свои требования именно к продавцу, что обусловлено его более близкой территориальной расположенностью.
Следует отметить, что в случае устранения недостатков товара (работы, услуги) силами продавца (изготовителя, исполнителя), гарантийный срок, установленный на данный товар (работу, услугу) продлевается на период, в течение которого товар не использовался.