Где в автомобиле соболь установлен модуль глонасс
Как грамотно отключить Эру-ГЛОНАСС?
Mao Zedong
Новичок
Когда государство принудительно устанавливает в каждую машину непонятно кем изготовленный черный ящик, в котором есть GPS-трекер, микрофон и GSM-модуль, ясно, что такие устройства ставятся в первую очередь для слежки за гражданами, и в последнюю очередь для мифической помощи на дороге.
Надоело каждый раз когда завожу машину произносить скороговорку «Здрав-желаю-тащ-майор!» и решил я отключить Эру-ГЛОНАСС.
Это оказалось не так-то просто: информация в сети крайне скудная. Что удалось узнать:
1. Система состоит из четырех модулей: а) антенны-плавника на крыше (GSM+GPS), б) блока управления, в) модуля с кнопкой вызова вместо очечника и г) резервного динамика на случай если infotainment выйдет из строя при ДТП.
2. Блок управления описан в Программе самообучения 553 под названием J949, имеет предположительный p/n то ли 3Q0035284, то ли 5NA035284C, содержит запасной аккумулятор на трое суток автономной работы, подключен по CAN-шине и его доступность мониторится.
3. Блок управления висит на одном предохранителе с комбинацией приборов и блоком управления от нее. То есть просто выдернуть предохранитель не получится.
4. Программа самообучения 553 божится, что блок управления находится рядом с салонным блоком предохранителей у левой коленки водителя. Действительно, там стоит некий блок, но выглядит он совсем не как J949, а как обычный динамик, и к нему идет двухжильный провод. Предполагаю, что это резервный динамик Эры-ГЛОНАСС. На других ВАГах (Jetta, Polo) блок управления ставится под креслом переднего пассажира, но у меня там, судя по всему, блок Bluetooth.
5. Если удастся найти блок управления и отключить питание, то машина должна начать ругаться на недоступность системы аварийного вызова при каждом включении зажигания (на форуме были темы). Поэтому предполагаю, что самый правильный способ избавиться от Эры — вывести из строя антенну. Ее исправность, вероятно, тоже мониторится, но по идее там кроме сопротивления мониторить нечего, так что она должна обманываться банальным резистором. Единственная проблема в том, что для манипуляций с антенной нужно снимать обивку потолка, а это долго и не хотелось бы ее запороть на новенькой машине. Поэтому самым логичным выглядит выкручивание кабеля антенны из блока управления. Но для этого его сначала нужно найти.
Вопросы:
1. Господа криптоанархисты, кто-нибудь делал подобное? Откликнитесь, пожалуйста!
2. Где находится блок управления Эра-ГЛОНАСС и какой все же у него партнамбер?
4. Есть идеи, как все это провернуть как можно проще и безболезненнее?
5. Если выпилить своими силами затруднительно, то есть ли умельцы, которые это могли бы это сделать за деньги? (Не очень представляю, к кому с таким запросом обращаться, не к официалам же —*пошлют.)
Как узнать, стоит ли на машине ГЛОНАСС: 100% варианты
Как узнать, стоит ли на машине ГЛОНАСС? Это можно сделать визуально, с помощью внимательного обследования или специального оборудования. Для ускорения поиска необходимо знать, где устанавливается аппаратура, и какие места для этого применяются чаще всего. Ниже рассмотрим, как правильно выполнять поиск, и в каких точках может монтироваться специальное оборудование.
Как узнать, стоит ли на машине GLONASS
Чтобы проверить авто на наличие ЭРА ГЛОНАСС или стоит ли трекер, необходимо знать особенности этого процесса. Для удобства рассмотрим каждый из вариантов по отдельности.
Стоит ли GLONASS на машине
Одна из распространенных ситуаций, когда в автомобиль устанавливается специальное оборудование для отслеживания, контроля местоположения, связи с водителем, записи информации всего происходящего в салоне и т. д. Если установка легальна и согласована, это одно. Другое дело, когда трекер устанавливается скрыто для слежки. В таком случае возникает вопрос — как определить, стоит ли ГЛОНАСС в машине, и каким способом узнать о его наличии.
Сделайте следующие шаги:
Стоит ли ЭРА ГЛОНАСС на машине
Проще обстоит ситуация, когда необходимо узнать, установлена ли кнопка ГЛОНАСС на машине. О наличии системы ЭРА можно судить по специальному блоку. На нем обязательно должны быть индикаторы, кнопка SOS для связи и другие элементы. Иногда система монтируется в магнитоле. В таком случае доступ к клавише СОС открыт через дисплей головного устройства.
Где находится
Для ускорения поиска необходимо понимать, где находится ГЛОНАСС в машине. Как и в рассмотренном случае, здесь имеются индивидуальные особенности.
Где находится GLONASS
Если речь идет об обычном датчике, необходимо знать места, где чаще всего стоит такое оборудование. Как правило, датчики устанавливаются в следующих местах:
В зависимости от типа трекера последний может использоваться под сидениями, в багажном отсеке и других местах. Для ускорения процесса можно воспользоваться помощью специалистов, которые проводят компьютерную диагностику и помогают узнать, где стоит на машине ГЛОНАСС.
Где находится ERA GLONASS
По-иному обстоит ситуация, когда необходимо найти блок ЭРА ГЛОНАСС в машине. Он чаще всего стоит в следующих местах:
Последний вариант применяется редко, но в таком случае до системы можно добраться путем одного или двух нажатий на сенсорный экран магнитолы. При этом разработчики стараются не применять этот метод, ведь в случае ДТП дисплей бьется в первую очередь. Как результат, водитель и пассажиры не будут иметь доступа к кнопке.
Уточнение номера
Нередко возникает вопрос, как узнать номер ГЛОНАСС. Для этого сделайте следующие шаги:
Имея под рукой инструкцию, как узнать, есть ли ГЛОНАСС в машине, вы в любой момент сможете отыскать и отключить устройство (при наличии такой необходимости). В комментариях поделитесь опытом поиска подобных девайсов, а также расскажите, с какими трудностями приходилось столкнуться.
Из первых уст: отвечаем на все вопросы о системе ЭРА-ГЛОНАСС
Как работает система ЭРА-ГЛОНАСС? Вызовет ли она помощь при отсутствии сотовой сети? Как устроен модуль для установки в автомобиль? Каковы перспективы развития системы? На вопросы «Колеса.Ру» отвечают Михаил Евгеньевич Кораблев, директор и генеральный конструктор проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» в АО «ГЛОНАСС», и Артем Михайлович Климовский, директор службы по взаимодействию с автопроизводителями АО «ГЛОНАСС».
К: Работает ли система, если нет сотовой связи?
А.К.: Давайте сначала я покажу вам, что представляет собой комплект ЭРА-ГЛОНАСС. Это готовый к установке набор, в который входит модем, навигационный чипсет, динамик, микрофон, антенны и так называемый БИП — блок интерфейса пользователя с двумя основными кнопками. Первая кнопка — это кнопка SOS, вторая включает режим самодиагностики (запуск данного режима может быть реализован другим способом), потому что автопроизводитель должен иметь возможность проверять работоспособность устройства в рамках периодического техосмотра.
Само устройство сначала испытывается как компонент транспортного средства: устанавливается на стенд, подтверждаются его функциональные свойства, соответствие протоколам, стойкость к механическим и климатическим воздействиям, в том числе пылевлагозащищенность.
После этого устройство ставится на машину и испытывается в составе транспортного средства. Проверяется качество звука в кабине транспортного средства: принципиально важно, чтобы оператор четко слышал пострадавшего, чтобы не было эха, чтобы речь была понятна и разборчива. Это ведь не мобильный телефон: в качестве источника звука, как правило, используется штатная аудиосистема, так что совместная работа динамиков и микрофона требует проверки.
К: Понятно. А скажите пожалуйста, если система должна срабатывать при критической ситуации, например, при ударе — значит, должны быть определенные датчики. Где они расположены? Внутри корпуса?
А.К.: Критериями срабатывания системы в автоматическом режиме являются нагрузки, возникающие при условиях, соответствующих 94 и 95 правилам автомобильной безопасности ООН, а также – с 1 января 2017 года – и при опрокидывании транспортного средства. С технической точки зрения нет ограничения по реализации. Но в подавляющем большинстве случаев автопроизводители, устанавливая устройство вызова экстренных оперативных служб в качестве штатного оборудования и подключая его к другим бортовым системам автомобиля, используют в качестве триггера срабатывания блок управления подушками безопасности, и это совершенно правильно и логично. Когда с блока идет сигнал на подрыв пиропатрона, одновременно совершается и экстренный вызов.
Снятие координат и их передача происходят только в момент совершения экстренного вызова. Ни о каком постоянном слежении за транспортным средством речь идти не может.
К: А если кто-то, например, владелец транспортной или таксомоторной компании, как раз и хочет отслеживать положение своих автомобилей? Может он использовать для этого уже установленную аппаратуру ЭРА-ГЛОНАСС?
А.К.: Действительно, само «железо» практически идентично с предназначенными для такой работы трекерами. Но порядок работы устройства описан в стандарте, где четко зафиксировано, что устройство предназначено для срабатывания в экстренных ситуациях. В ходе повседневной эксплуатации оно находится в спящем режиме. Ближайшим аналогом является авиарежим в вашем телефоне: устройство работает, но радиопередающая часть полностью отключена.
Что происходит в случае ДТП или нажатия тревожной кнопки? Устройство просыпается, регистрируется в сети — а мы являемся виртуальным оператором мобильной сети и в устройстве стоит SIM-чип с нашим профилем – совершает звонок 112 с выставленным ecall-флагом, обеспечивающим приоритизацию этого звонка. Оператор принимает звонок, выясняет все детали и в случае подтверждения происшествия передает информацию в службы экстренного реагирования. Устройство же остается в зарегистрированном состоянии еще в течении одного часа: это указано в стандарте, устанавливающем общие технические требования к устройству. В течение этого часа есть возможность повторно связаться с пострадавшим и уточнить детали происшествия. Но через час устройство само дерегистрируется из сети и «засыпает».
К: А где установлена антенна спутниковой навигации?
А.К.: Прибор ведь работает не сам по себе, а в составе оборудования автомобиля. Антенна ГЛОНАСС-GPS может быть установлена где угодно, и автопроизводители лучше нас знают, куда ее монтировать. Она может быть размещена в «плавничке» на крыше, или под радиопрозрачной передней панелью под лобовым стеклом, или еще где-то… Этот вопрос мы никак не регламентируем. Более того, если автомобиль уже имеет собственную навигационную систему, то прибор может получать координаты от нее. Но в любом случае, совместная работа всех блоков будет проверяться в ходе сертификации.
К.: И все же, давайте вернемся к вопросу, который был задан в начале разговора. Что будет, если ДТП произойдет в месте, где покрытия сотовой сетью просто нет? У нас в стране таких мест хватает, и их протяженность может составлять сотни километров…
А.К.: Мы используем для передачи данных каналы сотовой связи операторов «большой тройки». Если нет сети ни одного из операторов — вызов не пройдет. Устройство просто запишет события ДТП в энергонезависимой памяти и передаст информацию при первой же возможности, когда доступность сети будет восстановлена. Это если говорить сугубо о функциональности устройства. Михаил Евгеньевич, но это уже ваш вопрос.
М.К.: Да, мы серьезно занимались проработкой этого вопроса. На сегодня пользователи могут выбрать и добровольно подключить спутниковый модем. Мы отработали сопряжение с двумя системами, Global Star, оператором которой является «Ростелеком», и системой «Гонец», которая сейчас находится на стадии доразвертывания, провели все тесты.
Но нужно учесть, что в целях уменьшения стоимости мы использовали симплексный модем – то есть, аппаратура передает данные только в одну сторону, и отфильтровать вызовы (ложные – прим. ред.) невозможно. Поэтому, нажимая на кнопку, человек, установивший такой прибор, должен понимать, что экстренные службы прибудут по координатам вызова. Дороги общего пользования у нас на 100% покрыты системами GlobalStar и «Гонец».
Основным документом, определяющим работу системы, является «Регламент по безопасности колесных транспортных средств». Он принят всеми странами Таможенного Союза, но для России с ее территориями сотовая связь не может являться основной. Однако страны Таможенного союза принципиально отказались от использования спутниковых каналов связи в качестве основных, и спутниковый модем остался только в качестве опционного устройства. Тем не менее, технология отработана, у терминала есть порт для подключения модема, стоимость которого не превышает 6 000 рублей. Именно высокая стоимость делает невозможным использование двухсторонней связи, но, согласитесь, 5-6 тысяч рублей — не слишком высокая цена за безопасность, если вам много приходится ездить по местам, удаленным от цивилизации и покрытия сотовыми сетями.
А.К.: Если вы работаете, например, в горнодобывающей промышленности и покупаете автомобили для работы в условиях Крайнего Севера, то есть смысл оснастить весь парк такой аппаратурой.
К: Кто приезжает к человеку, если он, к примеру, остался без бензина на загородной трассе зимой? Как быстро? Или это передается в МЧС, и может приехать полиция, пожарные?
А.К.: Возьмем пример: «Заглохла машина, кончился бензин, я замерзаю». Угроза жизни и здоровью есть? Есть. Был такой случай в Кемеровской области, и «Колеса» об этом писали. Человек нажал на кнопку, сказал, что его мобильный телефон не ловит сеть, автомобиль заглох, а за бортом — минус 30. Мы вызвали службу экстренного реагирования, ему помогли.
Также был вызов от человека, который заблудился и застрял. Он решил срезать дорогу между селами в Ярославской области, по подсказке навигатора съехал с асфальтовой дороги, заехал в лес, ехал-ехал, явно переоценил проходимость своего седана, и когда понял, что дорога ведет в никуда, начал разворачиваться и увяз поперек колеи. Топливо заканчивалось, связаться он ни с кем не мог, и тогда нажал на кнопку: бензин на исходе, темнеет, выбраться сам не может, при этом находится неизвестно где. Мы отправили карточку вызова в экстренные службы, и в течение часа его нашли. Причем наш оператор даже запросил повторную передачу координат, потому что картинка на экране была такая: зеленый массив леса, а в нем точка. На этот вызов выезжал наряд местной полиции.
М.К.: Есть зона действия базового функционала — это службы спасения, а есть дополнительные сервисы. Если у вас кончился бензин или вы пробили колесо, вы можете сделать вызов, и мы перенаправим его сервис-провайдерам, оказывающим такие услуги. Они отзваниваются операторам сети ЭРА-ГЛОНАСС (потому что в конкретном месте может не работать тот или иной оператор обычной сотовой сети), совершают обратный вызов, уточняют, какая именно помощь требуется, и к вам выезжает либо эвакуатор, либо техничка с аккумулятором, либо автомобиль с топливом в канистрах – в зависимости от того, что необходимо.
Отстраивая коммерческую составляющую системы ЭРА-ГЛОНАСС, мы в основном опираемся на возможности сервис-провайдеров. С некоторыми из действующих в России крупных компаний уже подписаны партнерские соглашения.
К.: А сколько на сегодня в России автомобилей, оборудованных системой ЭРА-ГЛОНАСС?
А.К.: Около 270 000, и я могу назвать количество с точностью до единиц, но это не имеет особого смысла, потому что их число увеличивается каждый день. С 1 января 2017 г. количество выросло уже на 110 тысяч единиц.
К: Всех интересует ситуация с ввозом подержанных иномарок. Введение системы в действие вызвало в ряде регионов, в частности, на Дальнем Востоке и в Калининграде, реальную социальную напряженность. Можно ли купить блок ЭРА-ГЛОНАСС и поставить его на автомобиль? Нужно ли получить СБКТС в аккредитованной лаборатории? Обязательно ли для этого проводить краш-тесты? Как лаборатория определяет эту «необходимость», прописанную в ТР ТС 018/2011 («О безопасности колёсных транспортных средств»)? Были ли уже прецеденты с самостоятельно установленными блоками ЭРА-ГЛОНАСС?
М.К.: ЭРА-ГЛОНАСС является одной из систем безопасности автомобиля. А раз это система безопасности, она должна быть сертифицирована. Для этого она должна пройти определенные испытания: удары, перевороты и так далее. Этой процедуры не избежать. Но если мы убираем автоматический режим срабатывания и оставляем только функцию вызова экстренных служб, то эта проблема частично снимается. Этот вопрос мы сейчас очень активно прорабатываем и надеемся, что все необходимые решения органов государственной власти будут приняты в ближайшее время. Основную работу ведет Минпромторг России, но все должно быть согласовано и с другими федеральными органами исполнительной власти, должны быть получены необходимые заключения экспертных организаций. Сами приборы уже есть.
К: Но будет ли это означать, что автомобили, оснащенные таким «усеченным» вариантом устройства, не попадают под действие запретительного закона?
М.К.: Мы надеемся, что все будет именно так. Предложения, которые мы представили в Минпромторг, направлены именно на это: дать возможность установить устройства ЭРА-ГЛОНАСС всем, кто эксплуатирует неновые автомобили, но хочет повысить свою безопасность.
А.К.: Да, хочу дополнить. К нам обращается, например, очень много таксомоторных компаний, которые говорят: у нас есть парк машин, и мы хотим оснастить их вашим оборудованием, повысить безопасность пассажиров и получить дополнительное конкурентное преимущество на рынке. Есть логистические компании, которые говорят: мы занимаемся перевозками, в том числе опасных грузов, и хотим поставить аппаратуру, чтобы повысить безопасность своих водителей.
К: То есть, таким компаниям, у которых есть парки автомобилей, не имеющие изначально установленной системы ЭРА-ГЛОНАСС, не надо будет проводить краш-тесты?
А.К.: Мы стараемся сделать все, чтобы этого избежать. Конечное решение, разумеется, будет принимать регулятор, но все документы мы готовим именно в этом ключе.
К: Можно ли считать, что введение ЭРА-ГЛОНАСС отчасти преследует своей целью блокирование ввоза подержанных иномарок на территорию России?
М.К.: Такой цели у нас не было никогда. В Федеральном законе о ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» (Федеральный закон от 28.12.2013 N 395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» – прим. авт.), статье 5, четко прописано назначение системы.
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) Статья 5. Назначение и структура системы
Система предназначена для:
К: То, что главное назначение системы — обеспечение безопасности, уже понятно. Но в какую сторону будет развиваться система, будут ли появляться какие-то дополнительные сервисы?
А.К.: Программа делового партнерства уже запущена, и по мере роста парка оснащенных системой автомобилей будет расти и число сервис-партнеров. Одновременно к нам есть много обращений со стороны автопрома. У нас был открытый диалог, проходило много конференций и круглых столов, согласительных совещаний, где мы обсуждали конкретные требования.
Сейчас все требования гармонизированы со стоимостью самого устройства и найден разумный компромисс. Все зависит от объема выпуска. Стоимость варьируется в пределах 4-8 тысяч рублей при штатном оснащении и, конечно, зависит от объемов заказов. Но теперь, когда эта часть пути пройдена, автопром подошел к идее, что на производимых ими автомобилях уже стоит устройство, в котором есть навигационно-связной модуль. Этот модуль можно использовать для каких-либо дополнительных сервисов.
Например, недавно к нам обратилась компания, производящая массовый на российском рынке автомобиль (не буду ее называть), и предложила использовать наше устройство для удаленного управления системами автомобиля. То есть, используя специальное приложение iOS или Android, владелец может удаленно завести двигатель, включить в салоне климат-контроль, открыть дверь или багажник. Вот производитель и говорит: ваша SIM-карта уже есть, модем есть, энергопотребление мы просчитали. Давайте мы ваш модуль немного доработаем в части программного обеспечения и будем его использовать для такого рода сервисов. Мы, естественно, не против.
Или вопрос об информировании потребителя. Любой производитель проводит сервисные акции. Как это сейчас работает? Сотрудники «садятся на телефон» и начинают обзванивать клиентов, сообщая, что им предлагается заехать в сервисный центр для бесплатной диагностики или замены того или иного узла или детали. Но автомобили перепродаются на вторичном рынке, и производитель не всегда может найти нового владельца. Так вот, производители спрашивают, можно ли через наш модем передать СМС, которое выведет на дисплей сообщение «Уважаемый владелец, на вашу машину открыта сервисная кампания, посетите, пожалуйста, дилерский центр». Для этого устройство периодически должно на минуту выходить из спящего режима, чтобы дать возможность принять «висящее» для него сообщение.
В принципе, некоторые марки уже апробировали такого рода сервисы в ЕС и США. В некоторых странах при помощи кнопки вызова помощи на дороге можно, например, заказать билеты в театр, на поезд, на самолет, забронировать гостиницу. Есть всевозможные решения, связанные с раздачей Wi-Fi в салоне. ЭРА-ГЛОНАСС уникальна тем, что мы начали все с чистого листа, и это, в первую очередь, сеть связи, поэтому в части создания дополнительных сервисов для удобства водителей и пассажиров фантазировать можно очень много.
У логистических компаний другие вопросы: они хотят знать, где находится груз, и спрашивают, можно ли сделать на нашей платформе трекеры. Скоро у нас появится платформа АСМ ЭРА. Но это мы говорим уже о некоторых надстройках и коммерческих сервисах. Еще раз обращаем внимание: в базовой ЭРА-ГЛОНАСС ничего этого нет, а есть только функционал, обеспечивающий получение экстренной помощи на дороге.
К: Сейчас 9 из 10 автолюбителей считают, что ЭРА-ГЛОНАСС и система спутниковой навигации ГЛОНАСС — это одно и то же. Это так?
А.К.: Конечно же нет. Для системы ЭРА-ГЛОНАСС система спутниковой навигации ГЛОНАСС является просто источником сигнала. У спутниковой группировки ГЛОНАСС есть так называемая закрытая часть, а есть открытый гражданский сигнал. Мы — такой же потребитель гражданского сигнала, как и все остальные, как и человек с приемником ГЛОНАСС в своем мобильном телефоне.
К: А на каком уровне происходит принятие решения, какая именно служба будет выезжать на вызов?
А.К.: У нас есть два пути. По технологическому проекту система ЭРА-ГЛОНАСС должна быть сопряжена с Системой 112, но она пока развернута не во всех регионах. Там, где она еще не развернута, мы сопряжены с дежурными частями МВД РФ регионального уровня.
Система 112 должна объединять все службы экстренного реагирования. В отработке приходящего от нас сигнала, будут задействованы пять служб: Служба скорой медицинской помощи, Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, Служба пожарной охраны, Служба полиции, Служба ГИБДД. Решение о привлечении конкретных служб принимает Система 112. Они получают нашу карточку вызова, которая содержит довольно подробную информацию: координаты, тип транспортного средства. То есть, в Системе 112 знают, автобус это или легковой автомобиль. Также есть информация о количестве пассажиров, типе используемого топлива; марка, модель, цвет и госномер транспортного средства. Там, где нет Системы 112, решение принимается в дежурных частях МВД РФ.
К.: Касательно платных сервисов: как будет осуществляться оплата, через вас или с каждым провайдером услуг отдельно? Или это еще не прорабатывалось?
А.К.: Прорабатывалось. С каждым из сервис-провайдеров работа ведется индивидуально. Кто-то говорит, что будет работать с клиентом напрямую. Кто-то предлагает работать через нас в порядке корпоративной подписки. Все очень индивидуально, нельзя сказать, что бизнес-цепочка имеет вот такой и только такой вид. Например, если автомобилист из Москвы, имеющий подписку на местные сервисы, уедет куда-то в регион, где такой службы нет, но есть своя, то мы его свяжем с местной службой, и он будет работать напрямую.
К: А сколько уже принято реальных сигналов и сделано «боевых» выездов?
А.К.: По последней информации — 601 (по состоянию на 11.00 22.02.2017 – прим. авт.). И я хотел бы акцентировать внимание на том, что система позволяет вызвать помощь не только тогда, когда она нужна непосредственно вам. В Федеральном законе есть формулировка «о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах». Поэтому, если вы увидели, как кого-то грабят, вы видите пожар, еще что-то, что может угрожать жизни и здоровью людей, во всех таких случаях можно обращаться к соответствующим службам путем нажатия на легкодоступную кнопку.