Как доказать что предложения составляют текст
Признаки текста
Узнаем, какие признаки текста позволяют назвать информативный отрезок письменной речи термином «текст».
Чтобы понять, какие признаки текста связывают несколько предложений в единое целое, прежде вспомним, что такое текст.
Все предложения и части текста (абзацы, параграфы, главы) должны раскрывать его тему и основную мысль.
Пример:
«Осенью в лесу», «Удачная рыбалка», «Поход за грибами», «Счастливый случай» и пр.
В каждом тексте можно указать ряд основных признаков, в соответствии с которыми его можно назвать этим термином.
В раскрытии авторского замысла используются такие основные признаки текста, как тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, законченность и цельность.
Рассмотрим более детально признаки текста, которые обеспечивают единство внешней и внутренней формы — его цельность.
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют способ развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).
Задание B1) составляют текст.
(Ответ должен быть полным.
Текста нет, но предложения должны быть связаны единым смыслом.
И одно должно быть логическим
B1. Напишите номер предложения, в котором сказуемое выражено именем существительным?
B1. Напишите номер предложения, в котором сказуемое выражено именем существительным.
(1)Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях.
(З)Мерные звуки гуслей не заглушали пения и располагали к восприятию былины.
Задание В1) составляют текст.
(Ответ должен быть полным.
Помогите?
Подготовить устный ответ на вопрос, какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью.
Ответ должен быть ( ПОЛНЫЙ.
Какое значение имеют глаголы?
Какое значение имеют глаголы?
Ответ должен быть полным.
В чем особенность н?
В чем особенность н.
(Ответ должен быть полным.
В1. Напишите вид связи, которой связаны предложения данного текста?
В1. Напишите вид связи, которой связаны предложения данного текста.
(1) Часто в частушках встречаются эпитеты, уменьшительные суффиксы, сравнения.
(2) Частушки богаты различными повторами, служащим для эмоциональной выразительности.
(3) В Частушках часто присутствует рифма.
( Ответ должен быть полным.
5. Напишите номер предложения, в котором сказуемое выражено именем существительным?
5. Напишите номер предложения, в котором сказуемое выражено именем существительным.
(1)Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях.
(3)Мерные звуки гуслей не заглушали пения и располагали к восприятию былин.
Задание 5) составляют текст.
(Ответ должен быть полным) *.
Какова роль определений в речи ответ должен быть полным?
Какова роль определений в речи ответ должен быть полным.
Какова роль определений в речи (ответ должен быть полным)?
Какова роль определений в речи (ответ должен быть полным).
Какова роль определений в речи?
Какова роль определений в речи?
(Ответ должен быть полным).
Стреляет своим искусством свет Объясните как вы понимаете строчку фрагмента басни приведенные в задании ответ должен быть полным?
Стреляет своим искусством свет Объясните как вы понимаете строчку фрагмента басни приведенные в задании ответ должен быть полным.
Когда кончилась зима, стали распускаться цветочки и листочки. Ребята чувствовали, что пришла весна. Теплый ветерок дул, солнышко пригревало и ребята стали ждать прилёта птиц. Ребята были трудолюбивые, они стали делать скворечники. Они торопились.
Моя игра. Она прекрасная играю я всегда когда прихожу со школы. Называется она догонялки, мы каждый день играем в неё с друзьяи и веселимся.
Четыре, три, пять. Одна, две, четыре.
Около дома растут четыре дуба, три сосны, пять берёз. В саду растут одна яблоня, две груши, четыре сливы.
В конце мая, мы с друзьями и с нашим классным руководителем пошли в поход.
Жадные (определение) рыбы (существительное) схватят (глагол) листочек (дополнение), утащат (глагол) в воду (обстоятельство места), но (союз) скоро (обстоятельство времени) он (существительное) вынырнет (глагол) обратно (обстоятельство места).
Практикум по риторике. Образец риторического анализа текста: доказать, что отрывок является текстом
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Путкова Т.Н., учитель русского языка и литературы
МКОУ «Каменноозерская ООШ» ГО Богданович
Практикум по риторике. Образец риторического анализа текста: доказать, что данный отрывок является текстом
Предметом и конечной целью учебного курса «Речь и культура общения/ Практическая риторика» (авторы Д.И.Архарова, Т.А.Долинина) является эффективное общение с помощью речи, поэтому на уроке вся работа строится на основе текста (анализ образцового и создание своего текста). Проводя на уроках литературы, русского языка и риторики разные виды анализа текста (лингвистический, стилистический, литературоведческий, риторический), мы учимся понимать замысел автора, воплощенный через содержание, структуру и языковые средства текста.
Один из видов анализа основан на умении определять признаки текста и приводить доказательства, выстраивая свой ответ как рассуждение. Обучение такому анализу проводится и на уроках русского языка, и на уроках риторики, начинается уже с 5 класса и усложняется к 9 классу.
Ниже приводятся примерные образцы риторического анализа текста, отработанные в практике наших уроков риторики в разных классах.
Наличие нескольких предложений (членимость).
а) единство темы, предмета речи;
б) наличие ОМ, ее развитие;
в) законченное высказывание, имеет начало и конец;
г) можно подобрать заголовок, отражающий тему или ОМ.
Задание: доказать, что данный отрывок является текстом.
Доказательство (анализ текста)
Этот отрывок является текстом, так как 1) он состоит из нескольких предложений; 2) предложения связаны по смыслу:
* на 1 тему (город), есть ОМ (окрестности города таковы)
раскрывается через тематическую через рематическую цепочку:
цепочку: город – он на берегу ручья – за рекой – лес –
* Тексту можно дать названия: Цветочный город (отражает тему).
Окрестности Цветочного города (предмет речи).
1 ч. – ОМ (1 предложение)
2 ч. – развитие ОМ (2-5 предложения)
3) Предложения связаны грамматически: через формы слов, мест. (город – он, рекой – за рекой, лес – в лесу). Вид связи – цепная.
Итак, по всем признакам данный отрывок является текстом.
1.Белка уселась рядом, брала орешки с ладони и разгрызала их.
Доказательство (анализ текста)
Этот отрывок является текстом, т.к. 1) он состоит из нескольких предложений; 2) предложения связаны по смыслу:
* на 1 тему (белка), есть ОМ (а белка делала вот что)
тема раскрывается через тематическую ОМ развивается через рематичес
1 ч. – 1 предложение – начало действия
2 ч. – 2 предложение – развитие действия
3 ч. – 3 предложение – конец действия
3) Предложения связаны лексически, грамматически: в тематической цепочке – синонимы, мест. она; в рематической цепочке – видо-временная соотнесенность глаголов (глаголы прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида).
Вид связи предложений – параллельная со сквозной темой.
Итак, по всем признакам отрывок является текстом.
Образец анализа текста (9 класс)
Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались.
Докажите, что это текст. Какие лексические и грамматические средства служат для связи предложений в единое целое?
Доказательство (анализ текста)
1) Отрывок состоит из нескольких предложений, разделенных на 2 части. В этом проявляется * членимость текста, которая оформляется с помощью графических средств (знаков препинания в конце предложений, двух абзацев).
2) Предложения связаны по смыслу. * Смысловая цельность текста проявляется в следующем:
● предложения на одну тему, тема раскрывается через 4 тематические цепочки (Я, Державин, мы, место и время действия);
● в тексте есть основная мысль, она развивается через 3 рематические цепочки (А с Державиным, мною и нами произошло вот что);
● у текста есть название «Державин» (отражает тему); можно дать и другие названия: «Встреча с Державиным» (предмет речи), «Незабываемая встреча» (основная мысль);
● у отрывка есть начало и конец.
I ч. – 1 абзац (экспозиция: место, время действия, герои; завязка);
II ч. – 2 абзац (развитие действия: что произошло на экзамене русской словесности с Пушкиным и Державиным);
III ч. – 2 абзац, последние 3 предложения (развязка – конец действия).
● Выделим лексические средства , которые служат для смысловой связности текста:
а) слова одной тематической группы (стихи, словесность; голос, сердце, глаза; восхищение, волновались, хвалили);
б) синонимы (восторг – восхищение; оживился – преобразился);
г) повтор слов (местоимение Я – 5 раз, меня – 4 раза, Державин – 6 раз, он – 8 раз, его стихи – 3 раза, экзамен – 3 раза) не является речевой ошибкой, он помогает выделить важные «темы» и подчеркнуть их значимость для автора.
д) Однокоренных слов в тексте нет.
3) Предложения связаны грамматически ( в этом заключается 3-ий признак текста – структурное единство)
Грамматические средства связи :
а) формы одного слова (я – меня, мой – моей, Державин – Державина, он – его, мы – нам, экзамен – экзамене);
б) местоимение (личные – я, он, мы; притяжательные – мой, свой; указательные – до тех пор);
в) видовременная соотнесенность глаголов (большинство глаголов совершенного вида прошедшего времени, т.к. они обозначают уже совершившееся действие, но прошедшее время используется в значении настоящего времени);
г) глагольные формы – деепричастия (подперши голову рукою, стоя в 2-х шагах от Державина) дорисовывают действие;
д) одно неопределенно-личное и одно определенно-личное предложение выдвигают действия на 1-ый план (не помню, искали, не нашли);
е) служебные части речи (подчинительные союзы в сложноподчиненных предложениях со значением времени, места, образа действия, с придаточными изъяснительными со значением дополнения смысла);
ё) сложные предложения с разными видами связи и сложные синтаксические конструкции с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью указывают на взволнованность говорящего, выражающего разные смысловые значения в пределах одной синтаксической единицы;
ж) синтаксические фигуры:
— параллелизм конструкций (сложных предложений, простых предложений с однородными членами) придают речи определенный ритм;
— градация по восходящей (он оживился, глаза заблистали, он преобразился; читаны его стихи, разбирались его стихи, хвалили его стихи; голос зазвенел, а сердце забилось с восторгом) выражает смену чувств и настроений людей – по степени нарастания переживаний;
— фигура умолчания (… в конце последних 3-х предложений) тоже передает высокую степень взволнованности рассказчика;
и) вводное предложение (разумеется) выражает уверенность говорящего.
О структурном единстве текста говорят виды связей предложений в тексте:
I ч. – 1-3 предложения связаны параллельной связью со сквозной темой.
Парал. связь Парал. связь
II ч. – все предложения связаны параллельной связью со сквозной темой, кроме двух:
Между I ч. и II ч. – параллельная связь.
Хотя большинство предложений связано параллельной связью, но смысловая цельность сохраняется за счет сквозной темы, представленной через несколько тематических цепочек, а структурное единство поддерживается с помощью грамматических средств.
Итак, сделаем общий вывод: проведенный анализ показывает, что данный отрывок является текстом, т.к. ему свойственны все 3 признака текста (членимость, смысловая связность, структурное единство).
Как доказать что это текст?
Вы написали текст, а вам не верят и говорят что это всего лишь предложения
Любой текст несет в себе некую информацию, и не важно длинный это текст или совсем короткий, но все в нем служит для того, чтобы донести эту информацию, эту мысль до читателя.
Конечно, не всякий набор предложений носит название текст.
Текстом можно назвать только связанные между собой одной мыслью и темой предложения, много их или мало.
Доказать, что перед вами текст можно так:
Нужно прочитать его, обозначить единую мысль и тему, проследить логику высказываний, если таковых нет, то перед вами лишь отдельные предложения.
Предложения в тексте связываются либо словами (например, союзами), либо смыслом.
Для начала прочитайте этот текст в слух, потом постарайтесь отметить логическую связь между предложениями, кратко расскажите смысл этого текста, его основную идею. Тогда вы с легкостью докажите что это текст, так как в тексте все предложения имеют логическую связь между собой, текст имеет свой смысл (суть, о чем рассказывается и так далее). Еще текст должен постоянно поддерживать мысли одного «сюжета» или одной логической цепочки. Вот тогда это будет по настоящему текст.
Любое, связанное между собою логически и синтаксически количество предложений, и есть текст. Любой человек должен без объяснений и доказательств понимать что перед ним именно текст, просто нужно показать связь между предложениями, если человек ее сразу не видит.
«Строение текста типа рассуждения-доказательства».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
урока развития речи
«Строение текста типа рассуждения-доказательства».
Петрова Надежда Вениаминовна,
учитель русского языка и литературы
урок развития речи. Предложенный конспект урока соответствует рабочей программе по данному предмету на 2018-2019 учебный год, отражает цели и задачи урока, основные его элементы, формы организации учебно-познавательной деятельности, методы и приемы, используемые в ходе формирования универсальных учебных действий.
Дидактической особенностью представленного урока является максимальное использование материалов учебника М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капиноса и др.; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта – М.: Дрофа 2018. В качестве дополнительного материала используются карточки с текстами, позволяющие организовать их работу по самоконтролю за усвоением текущих знаний.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: дать понятие о тексте-рассуждении, познакомиться со структурой текста рассуждения.
— научить видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательства и вывод;
— научить включать в рассуждение специальные слова;
— формировать навыки в составлении текста-рассуждения.
— содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, обобщать.
— прививать вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.
(настрой на плодотворную работу)
— Здравствуйте. Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и начнем наш урок. Все ли готовы к уроку? Какое у вас настроение? (Дети слушают приветствие учителя, вступают в диалог.)
Цель: воспроизведение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»;
– Мы с вами познакомились с несколькими типами текста. Какими?
(Повествование, описание, рассуждение)
– Что вам известно о повествовании?
(В повествовании говорится о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего. В этом типе текста чаще всего используются глаголы.)
– Каковы особенности описания?
– Каковы особенности рассуждения?
(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя. Чаще всего в рассуждении используются наречия.)
Практическая работа: определите, к какому типу нужно отнести данный текст?
1.Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет – словно солнце осветит!
2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе.
“Что же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать,”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!”
Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.
Обращаем внимание на изобразительно-выразительные средства художественной речи: сравнения, эпитеты, переносное значение слов, олицетворение.
2. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
-Вы узнали, откуда первый текст? Какого он типа речи? Докажите.
-Какого типа речи второй текст? Докажите.
-Давайте вспомним, каково назначение повествования и описания? (рассказать, изобразить)
-Чтобы определить какого типа речи тексты, какие вам помогли знания?
-А тип третьего текста? Попробуйте доказать, что это рассуждение.
( Дети отвечают на вопросы, работают с текстами.)
Цель: определить, в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.
-Ребята, вы, наверно, обратили внимание, о чем я вас прошу в течение урока?
Правильно, доказывать свое суждение.
— Догадались, какая сегодня тема урока? Запишем тему урока в тетради.
— Чему мы сегодня на уроке научимся?
— Чем вы будете заниматься, чтобы освоить тему? (На уроке мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение).
— Какой результат мы достигнем?(схема, алгоритм, самостоятельно составленные тексты-рассуждения)
Сегодня мы с вами будем учиться строить рассуждение, приводить доказательства, находить аргументы, делать вывод.
И вы научитесь конструировать тексты типа рассуждения-доказательства. Это и станет результатом совместной работы.
Вы правильно определили для себя учебную задачу.
– Что такое рассуждение?
Я предлагаю обратиться к статье С.И.Ожегова и найти толкование слова «рассуждение». Выясняем, что слово многозначное:
1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
Один ученик зачитывает. Заранее на партах выложить табличку с понятиями новых слов.
— Ребята, как вы думаете, в каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип речи рассуждение?
(Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга стоит того, чтобы ее прочитали; вечеринка была скучной; товарищ поступил плохо; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, пример.)
1.Работа с толковым словарем С.И. Ожегова.
(Ученики приходят к пониманию понятия «рассуждение», обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы, отличительные черты, отвечают на вопросы.
4.Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения.
– Можем еще раз повторить, какова основная задача этого типа текста?
(Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)
– Попутно вспоминаем, каково назначение повествования? Описания?
(Повествование – рассказать о каком-то событии; описание – раскрыть признаки предмета)
– Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа.
Практическое задание: по заданной структуре определите тип текста.
А. 1.Общее впечатление от предмета.
2. Детали предмета.
Б. 1. Начало события.
2. Развитие действия.
3. Кульминация.
4.Конец события, развязка.
А эта структура какого типа текста?
В. 1. Тезис.
2.Доказательства.
3. Вывод.
– В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод. ( ТДВ)
Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.
– Что такое доказательства?
Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.
Вывод – это то, что следует из сказанного выше.
Чтобы ваше рассуждение было грамотно построено, я рекомендую использовать слова-подсказки. Давайте их зачитаем.
для тезиса : мне кажется, я считаю, на мой взгляд;
для введения доказательств : кроме того, во-первых, одна из причин, к примеру;
для выводов : вот почему, таким образом, итак, следовательно, я пришел к выводу.
Следует запомнить, что эти слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания, чаще всего запятыми.
Пожалуйста, сохраните эти закладки, т.к. они вам помогут в дальнейшем при подготовке к итоговой аттестации.
Вы так много рассуждали
Вы, наверное, устали?
Я прошу всех дружно встать
И друг друга описать. (поворачиваются друг к другу лицом)
Мой сосед такой бо-о-о-льшой!
Поднимает вес любой!
Во-вторых, он любит драться,
Рожи корчить, улыбаться.
И за парту в миг усесться
(Дети изучают заметку, обдумывают ответы на вопросы, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины, подбирают и приводят примеры, работают с толковым словарем С.И. Ожегова.)
5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
№ 573. Рассмотреть схему. По схеме устно проанализировать тексты.