Как доказать что предложения составляют текст

Признаки текста

Узнаем, какие при­зна­ки тек­ста поз­во­ля­ют назвать инфор­ма­тив­ный отре­зок пись­мен­ной речи тер­ми­ном «текст».

Чтобы понять, какие при­зна­ки тек­ста свя­зы­ва­ют несколь­ко пред­ло­же­ний в еди­ное целое, преж­де вспом­ним, что такое текст.

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Все пред­ло­же­ния и части тек­ста (абза­цы, пара­гра­фы, гла­вы) долж­ны рас­кры­вать его тему и основ­ную мысль.

Пример:

«Осенью в лесу», «Удачная рыбал­ка», «Поход за гри­ба­ми», «Счастливый слу­чай» и пр.

В каж­дом тек­сте мож­но ука­зать ряд основ­ных при­зна­ков, в соот­вет­ствии с кото­ры­ми его мож­но назвать этим термином.

В рас­кры­тии автор­ско­го замыс­ла исполь­зу­ют­ся такие основ­ные при­зна­ки тек­ста, как тема­ти­че­ское един­ство, раз­вер­ну­тость, после­до­ва­тель­ность, связ­ность, закон­чен­ность и цельность.

Рассмотрим более деталь­но при­зна­ки тек­ста, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют един­ство внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы — его цельность.

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Основные признаки текста

1. Тематическое един­ство. Все пред­ло­же­ния в тек­сте или его части (абза­цы) рас­кры­ва­ют его тему и основ­ную мысль.

2. Развёрнутость. Тема тек­ста рас­кры­ва­ет­ся через под­те­мы или мик­ро­те­мы. Целостный под­бор под­тем обес­пе­чи­ва­ет более пол­ное рас­кры­тие темы. В боль­шом по объ­е­му тек­сте под­те­мы могут уточ­нять­ся мик­ро­те­ма­ми. Подтемы и мик­ро­те­мы обес­пе­чи­ва­ют глу­би­ну тек­ста и опре­де­ля­ют спо­соб раз­ви­тия основ­ной мыс­ли текста.

3. Членимость — это при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что текст делит­ся на струк­тур­ные смыс­ло­вые отрезки:

Учтем, что одно пред­ло­же­ние, даже очень рас­про­стра­нен­ное и зани­ма­ю­щее несколь­ко строк в пись­мен­ной речи, не явля­ет­ся текстом.

4. Последовательность — это при­знак, кото­рый реа­ли­зу­ет­ся тогда, когда каж­дое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние содер­жит новую инфор­ма­цию для раз­вер­ты­ва­ния содер­жа­ния тек­ста. В каж­дом тек­сте про­сле­жи­ва­ет­ся логи­че­ская после­до­ва­тель­ность раз­ви­тия мысли.

5. Связность — при­знак тек­ста, кото­рый обес­пе­чи­ва­ет един­ство тек­ста как смыс­ло­во­го цело­го. Набор раз­роз­нен­ных пред­ло­же­ний не явля­ет­ся тек­стом. Предложения в тек­сте после­до­ва­тель­но свя­за­ны по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. Для свя­зи пред­ло­же­ний в тек­сте исполь­зу­ют­ся как лек­си­че­ские, так и грам­ма­ти­че­ские сред­ства (повто­ры, сино­ни­мы, место­име­ния, сою­зы, парал­ле­лизм син­так­си­че­ских кон­струк­ций и пр.).

6. Цельность — это при­знак, кото­рый не допус­ка­ет встав­ку язы­ко­вых средств (лек­си­че­ских, грам­ма­ти­че­ских или сти­ли­сти­че­ских), про­ти­во­ре­ча­щих автор­ско­му замыслу.

7. Законченность — это при­знак тек­ста, кото­рый выра­жа­ет завер­шен­ность тек­ста. Небольшие тек­сты состо­ят в основ­ном из трех частей: зачи­на (нача­ла), сред­ней части и кон­цов­ки. Законченным, или завер­шен­ным, счи­та­ет­ся тот текст, в кото­ром име­ют­ся три ука­зан­ные части, а тема рас­кры­та пол­но­стью с точ­ки зре­ния замыс­ла автора.

8. Стилистическое един­ство тек­ста пред­по­ла­га­ет исполь­зо­ва­ние лек­си­че­ских, грам­ма­ти­че­ских средств в соот­вет­ствии со сти­лем, к кото­ро­му при­над­ле­жит текст (науч­ный, официально-деловой, худо­же­ствен­ный, пуб­ли­ци­сти­че­ский, раз­го­вор­ный стиль).

Источник

Задание B1) составляют текст.

(Ответ должен быть полным.

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Текста нет, но предложения должны быть связаны единым смыслом.

И одно должно быть логическим

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

B1. Напишите номер предложения, в котором сказуемое вы­ражено именем существительным?

B1. Напишите номер предложения, в котором сказуемое вы­ражено именем существительным.

(1)Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях.

(З)Мерные звуки гуслей не за­глушали пения и располагали к восприятию былины.

Задание В1) со­ставляют текст.

(Ответ должен быть полным.

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Помогите?

Подготовить устный ответ на вопрос, какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью.

Ответ должен быть ( ПОЛНЫЙ.

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Какое значение имеют глаголы?

Какое значение имеют глаголы?

Ответ должен быть полным.

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

В чем особенность н?

В чем особенность н.

(Ответ должен быть полным.

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

В1. Напишите вид связи, которой связаны предложения данного текста?

В1. Напишите вид связи, которой связаны предложения данного текста.

(1) Часто в частушках встречаются эпитеты, уменьшительные суффиксы, сравнения.

(2) Частушки богаты различными повторами, служащим для эмоциональной выразительности.

(3) В Частушках часто присутствует рифма.

( Ответ должен быть полным.

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

5. Напишите номер предложения, в котором сказуемое выражено именем существительным?

5. Напишите номер предложения, в котором сказуемое выражено именем существительным.

(1)Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях.

(3)Мерные звуки гуслей не заглушали пения и располагали к восприятию былин.

Задание 5) составляют текст.

(Ответ должен быть полным) *.

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Какова роль определений в речи ответ должен быть полным?

Какова роль определений в речи ответ должен быть полным.

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Какова роль определений в речи (ответ должен быть полным)?

Какова роль определений в речи (ответ должен быть полным).

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Какова роль определений в речи?

Какова роль определений в речи?

(Ответ должен быть полным).

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Стреляет своим искусством свет Объясните как вы понимаете строчку фрагмента басни приведенные в задании ответ должен быть полным?

Стреляет своим искусством свет Объясните как вы понимаете строчку фрагмента басни приведенные в задании ответ должен быть полным.

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Когда кончилась зима, стали распускаться цветочки и листочки. Ребята чувствовали, что пришла весна. Теплый ветерок дул, солнышко пригревало и ребята стали ждать прилёта птиц. Ребята были трудолюбивые, они стали делать скворечники. Они торопились.

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Моя игра. Она прекрасная играю я всегда когда прихожу со школы. Называется она догонялки, мы каждый день играем в неё с друзьяи и веселимся.

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Четыре, три, пять. Одна, две, четыре.

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Около дома растут четыре дуба, три сосны, пять берёз. В саду растут одна яблоня, две груши, четыре сливы.

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

В конце мая, мы с друзьями и с нашим классным руководителем пошли в поход.

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Жадные (определение) рыбы (существительное) схватят (глагол) листочек (дополнение), утащат (глагол) в воду (обстоятельство места), но (союз) скоро (обстоятельство времени) он (существительное) вынырнет (глагол) обратно (обстоятельство места).

Источник

Практикум по риторике. Образец риторического анализа текста: доказать, что отрывок является текстом

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Путкова Т.Н., учитель русского языка и литературы

МКОУ «Каменноозерская ООШ» ГО Богданович

Практикум по риторике. Образец риторического анализа текста: доказать, что данный отрывок является текстом

Предметом и конечной целью учебного курса «Речь и культура общения/ Практическая риторика» (авторы Д.И.Архарова, Т.А.Долинина) является эффективное общение с помощью речи, поэтому на уроке вся работа строится на основе текста (анализ образцового и создание своего текста). Проводя на уроках литературы, русского языка и риторики разные виды анализа текста (лингвистический, стилистический, литературоведческий, риторический), мы учимся понимать замысел автора, воплощенный через содержание, структуру и языковые средства текста.

Один из видов анализа основан на умении определять признаки текста и приводить доказательства, выстраивая свой ответ как рассуждение. Обучение такому анализу проводится и на уроках русского языка, и на уроках риторики, начинается уже с 5 класса и усложняется к 9 классу.

Ниже приводятся примерные образцы риторического анализа текста, отработанные в практике наших уроков риторики в разных классах.

Наличие нескольких предложений (членимость).

а) единство темы, предмета речи;

б) наличие ОМ, ее развитие;

в) законченное высказывание, имеет начало и конец;

г) можно подобрать заголовок, отражающий тему или ОМ.

Задание: доказать, что данный отрывок является текстом.

Доказательство (анализ текста)

Этот отрывок является текстом, так как 1) он состоит из нескольких предложений; 2) предложения связаны по смыслу:

* на 1 тему (город), есть ОМ (окрестности города таковы)

раскрывается через тематическую через рематическую цепочку:

цепочку: город – он на берегу ручья – за рекой – лес –

* Тексту можно дать названия: Цветочный город (отражает тему).

Окрестности Цветочного города (предмет речи).

1 ч. – ОМ (1 предложение)

2 ч. – развитие ОМ (2-5 предложения)

3) Предложения связаны грамматически: через формы слов, мест. (город – он, рекой – за рекой, лес – в лесу). Вид связи – цепная.

Итак, по всем признакам данный отрывок является текстом.

1.Белка уселась рядом, брала орешки с ладони и разгрызала их.

Доказательство (анализ текста)

Этот отрывок является текстом, т.к. 1) он состоит из нескольких предложений; 2) предложения связаны по смыслу:

* на 1 тему (белка), есть ОМ (а белка делала вот что)

тема раскрывается через тематическую ОМ развивается через рематичес

1 ч. – 1 предложение – начало действия

2 ч. – 2 предложение – развитие действия

3 ч. – 3 предложение – конец действия

3) Предложения связаны лексически, грамматически: в тематической цепочке – синонимы, мест. она; в рематической цепочке – видо-временная соотнесенность глаголов (глаголы прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида).

Вид связи предложений – параллельная со сквозной темой.

Итак, по всем признакам отрывок является текстом.

Образец анализа текста (9 класс)

Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались.

Докажите, что это текст. Какие лексические и грамматические средства служат для связи предложений в единое целое?

Доказательство (анализ текста)

1) Отрывок состоит из нескольких предложений, разделенных на 2 части. В этом проявляется * членимость текста, которая оформляется с помощью графических средств (знаков препинания в конце предложений, двух абзацев).

2) Предложения связаны по смыслу. * Смысловая цельность текста проявляется в следующем:

● предложения на одну тему, тема раскрывается через 4 тематические цепочки (Я, Державин, мы, место и время действия);

● в тексте есть основная мысль, она развивается через 3 рематические цепочки (А с Державиным, мною и нами произошло вот что);

● у текста есть название «Державин» (отражает тему); можно дать и другие названия: «Встреча с Державиным» (предмет речи), «Незабываемая встреча» (основная мысль);

● у отрывка есть начало и конец.

I ч. – 1 абзац (экспозиция: место, время действия, герои; завязка);

II ч. – 2 абзац (развитие действия: что произошло на экзамене русской словесности с Пушкиным и Державиным);

III ч. – 2 абзац, последние 3 предложения (развязка – конец действия).

● Выделим лексические средства , которые служат для смысловой связности текста:

а) слова одной тематической группы (стихи, словесность; голос, сердце, глаза; восхищение, волновались, хвалили);

б) синонимы (восторг – восхищение; оживился – преобразился);

г) повтор слов (местоимение Я – 5 раз, меня – 4 раза, Державин – 6 раз, он – 8 раз, его стихи – 3 раза, экзамен – 3 раза) не является речевой ошибкой, он помогает выделить важные «темы» и подчеркнуть их значимость для автора.

д) Однокоренных слов в тексте нет.

3) Предложения связаны грамматически ( в этом заключается 3-ий признак текста – структурное единство)

Грамматические средства связи :

а) формы одного слова (я – меня, мой – моей, Державин – Державина, он – его, мы – нам, экзамен – экзамене);

б) местоимение (личные – я, он, мы; притяжательные – мой, свой; указательные – до тех пор);

в) видовременная соотнесенность глаголов (большинство глаголов совершенного вида прошедшего времени, т.к. они обозначают уже совершившееся действие, но прошедшее время используется в значении настоящего времени);

г) глагольные формы – деепричастия (подперши голову рукою, стоя в 2-х шагах от Державина) дорисовывают действие;

д) одно неопределенно-личное и одно определенно-личное предложение выдвигают действия на 1-ый план (не помню, искали, не нашли);

е) служебные части речи (подчинительные союзы в сложноподчиненных предложениях со значением времени, места, образа действия, с придаточными изъяснительными со значением дополнения смысла);

ё) сложные предложения с разными видами связи и сложные синтаксические конструкции с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью указывают на взволнованность говорящего, выражающего разные смысловые значения в пределах одной синтаксической единицы;

ж) синтаксические фигуры:

— параллелизм конструкций (сложных предложений, простых предложений с однородными членами) придают речи определенный ритм;

— градация по восходящей (он оживился, глаза заблистали, он преобразился; читаны его стихи, разбирались его стихи, хвалили его стихи; голос зазвенел, а сердце забилось с восторгом) выражает смену чувств и настроений людей – по степени нарастания переживаний;

— фигура умолчания (… в конце последних 3-х предложений) тоже передает высокую степень взволнованности рассказчика;

и) вводное предложение (разумеется) выражает уверенность говорящего.

О структурном единстве текста говорят виды связей предложений в тексте:

I ч. – 1-3 предложения связаны параллельной связью со сквозной темой.

Парал. связь Парал. связь

II ч. – все предложения связаны параллельной связью со сквозной темой, кроме двух:

Между I ч. и II ч. – параллельная связь.

Хотя большинство предложений связано параллельной связью, но смысловая цельность сохраняется за счет сквозной темы, представленной через несколько тематических цепочек, а структурное единство поддерживается с помощью грамматических средств.

Итак, сделаем общий вывод: проведенный анализ показывает, что данный отрывок является текстом, т.к. ему свойственны все 3 признака текста (членимость, смысловая связность, структурное единство).

Источник

Как доказать что это текст?

Вы написали текст, а вам не верят и говорят что это всего лишь предложения

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Любой текст несет в себе некую информацию, и не важно длинный это текст или совсем короткий, но все в нем служит для того, чтобы донести эту информацию, эту мысль до читателя.

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Конечно, не всякий набор предложений носит название текст.

Текстом можно назвать только связанные между собой одной мыслью и темой предложения, много их или мало.

Доказать, что перед вами текст можно так:

Нужно прочитать его, обозначить единую мысль и тему, проследить логику высказываний, если таковых нет, то перед вами лишь отдельные предложения.

Предложения в тексте связываются либо словами (например, союзами), либо смыслом.

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Для начала прочитайте этот текст в слух, потом постарайтесь отметить логическую связь между предложениями, кратко расскажите смысл этого текста, его основную идею. Тогда вы с легкостью докажите что это текст, так как в тексте все предложения имеют логическую связь между собой, текст имеет свой смысл (суть, о чем рассказывается и так далее). Еще текст должен постоянно поддерживать мысли одного «сюжета» или одной логической цепочки. Вот тогда это будет по настоящему текст.

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Любое, связанное между собою логически и синтаксически количество предложений, и есть текст. Любой человек должен без объяснений и доказательств понимать что перед ним именно текст, просто нужно показать связь между предложениями, если человек ее сразу не видит.

Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть фото Как доказать что предложения составляют текст. Смотреть картинку Как доказать что предложения составляют текст. Картинка про Как доказать что предложения составляют текст. Фото Как доказать что предложения составляют текст

Источник

«Строение текста типа рассуждения-доказательства».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

урока развития речи

«Строение текста типа рассуждения-доказательства».

Петрова Надежда Вениаминовна,

учитель русского языка и литературы

урок развития речи. Предложенный конспект урока соответствует рабочей программе по данному предмету на 2018-2019 учебный год, отражает цели и задачи урока, основные его элементы, формы организации учебно-познавательной деятельности, методы и приемы, используемые в ходе формирования универсальных учебных действий.

Дидактической особенностью представленного урока является максимальное использование материалов учебника М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капиноса и др.; под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта – М.: Дрофа 2018. В качестве дополнительного материала используются карточки с текстами, позволяющие организовать их работу по самоконтролю за усвоением текущих знаний.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: дать понятие о тексте-рассуждении, познакомиться со структурой текста рассуждения.

— научить видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательства и вывод;

— научить включать в рассуждение специальные слова;

— формировать навыки в составлении текста-рассуждения.

— содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, умения сравнивать, обобщать.

— прививать вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.

(настрой на плодотворную работу)

— Здравствуйте. Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и начнем наш урок. Все ли готовы к уроку? Какое у вас настроение? (Дети слушают приветствие учителя, вступают в диалог.)

Цель: воспроизведение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»;

– Мы с вами познакомились с несколькими типами текста. Какими?

(Повествование, описание, рассуждение)

– Что вам известно о повествовании?

(В повествовании говорится о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего. В этом типе текста чаще всего используются глаголы.)

– Каковы особенности описания?

– Каковы особенности рассуждения?

(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя. Чаще всего в рассуждении используются наречия.)

Практическая работа: определите, к какому типу нужно отнести данный текст?

1.Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдет – словно солнце осветит!

2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе.

“Что же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать,”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!”

Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.

Обращаем внимание на изобразительно-выразительные средства художественной речи: сравнения, эпитеты, переносное значение слов, олицетворение.

2. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

-Вы узнали, откуда первый текст? Какого он типа речи? Докажите.
-Какого типа речи второй текст? Докажите.
-Давайте вспомним, каково назначение повествования и описания? (рассказать, изобразить)
-Чтобы определить какого типа речи тексты, какие вам помогли знания?
-А тип третьего текста? Попробуйте доказать, что это рассуждение.

( Дети отвечают на вопросы, работают с текстами.)

Цель: определить, в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

-Ребята, вы, наверно, обратили внимание, о чем я вас прошу в течение урока?
Правильно, доказывать свое суждение.

— Догадались, какая сегодня тема урока? Запишем тему урока в тетради.
— Чему мы сегодня на уроке научимся?

— Чем вы будете заниматься, чтобы освоить тему? (На уроке мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение).
— Какой результат мы достигнем?(схема, алгоритм, самостоятельно составленные тексты-рассуждения)
Сегодня мы с вами будем учиться строить рассуждение, приводить доказательства, находить аргументы, делать вывод.
И вы научитесь конструировать тексты типа рассуждения-доказательства. Это и станет результатом совместной работы.
Вы правильно определили для себя учебную задачу.

Что такое рассуждение?

Я предлагаю обратиться к статье С.И.Ожегова и найти толкование слова «рассуждение». Выясняем, что слово многозначное:

1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

Один ученик зачитывает. Заранее на партах выложить табличку с понятиями новых слов.

— Ребята, как вы думаете, в каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип речи рассуждение?

(Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга стоит того, чтобы ее прочитали; вечеринка была скучной; товарищ поступил плохо; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, пример.)
1.Работа с толковым словарем С.И. Ожегова.

(Ученики приходят к пониманию понятия «рассуждение», обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства, ресурсы, отличительные черты, отвечают на вопросы.

4.Разработка плана по выходу из создавшегося затруднения.
Можем еще раз повторить, какова основная задача этого типа текста?

(Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)

– Попутно вспоминаем, каково назначение повествования? Описания?

(Повествование – рассказать о каком-то событии; описание – раскрыть признаки предмета)

– Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа.

Практическое задание: по заданной структуре определите тип текста.

А. 1.Общее впечатление от предмета.
2. Детали предмета.

Б. 1. Начало события.
2. Развитие действия.
3. Кульминация.
4.Конец события, развязка.

А эта структура какого типа текста?

В. 1. Тезис.
2.Доказательства.
3. Вывод.

– В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод. ( ТДВ)

Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.

– Что такое доказательства?

Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

Вывод – это то, что следует из сказанного выше.

Чтобы ваше рассуждение было грамотно построено, я рекомендую использовать слова-подсказки. Давайте их зачитаем.

для тезиса : мне кажется, я считаю, на мой взгляд;

для введения доказательств : кроме того, во-первых, одна из причин, к примеру;

для выводов : вот почему, таким образом, итак, следовательно, я пришел к выводу.

Следует запомнить, что эти слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания, чаще всего запятыми.

Пожалуйста, сохраните эти закладки, т.к. они вам помогут в дальнейшем при подготовке к итоговой аттестации.

Вы так много рассуждали

Вы, наверное, устали?

Я прошу всех дружно встать

И друг друга описать. (поворачиваются друг к другу лицом)

Мой сосед такой бо-о-о-льшой!

Поднимает вес любой!

Во-вторых, он любит драться,

Рожи корчить, улыбаться.

И за парту в миг усесться

(Дети изучают заметку, обдумывают ответы на вопросы, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины, подбирают и приводят примеры, работают с толковым словарем С.И. Ожегова.)

5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

№ 573. Рассмотреть схему. По схеме устно проанализировать тексты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *