Как исповедоваться в костеле что говорить
Исповедь — как правильно называть свои грехи на исповеди, советы батюшки
Дорогие читатели! Эта статья для начинающих христиан или для тех, кто ищет Бога. Хотя она может оказаться полезной и для опытных христиан.
Некоторые люди говорят, что получили свои греховные наклонности (страсти) по наследству, и этим себя оправдывают. Или говорят, что у них такой дурной характер, и с этим ничего нельзя поделать, нельзя измениться. В этом они как бы обвиняют своих родителей и Бога. Этот грех самооправдания страшен тем, что не дает человеку покаяться и начать исправляться.
А есть такие люди, которые считают себя хорошими и совсем не видят своих грехов, но в других людях видят грехи и осуждают. Таким людям гордость не дает увидеть свою греховность. Но каждый человек рождается и с хорошими задатками, и с плохими. И он должен потрудится, чтобы от плохих своих качеств (грехов) избавится, а хорошие качества (добродетели) развить, чтобы стать подобием Божиим.
Иисус Христос говорил фарисеям (которые считали себя праведниками), что мытари и блудницы ( которые считали себя грешниками) раньше них войдут в Царство Небесное. Первым вошел в Божье Царство покаявшийся разбойник, который был распят справа от Христа. И еще Господь сказал, что пришел призвать не праведников, а грешников на покаяние, потому что не здоровые имеют нужду во враче, но больные.
Что такое исповедь в православной церкви, как она проходит?
Когда Иоанн Креститель крестил иудеев в Иордане, он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иисус Христос говорил то же самое, когда вышел на проповедь.
В девятом символе веры мы говорим: «(Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». Господь создал Свою Церковь — Духовное Тело Христово, внутри которой человек спасается, то есть кается, очищается от грехов, исцеляется и «прививается» Богу. Главою Церкви является Иисус Христос.
Церковным таинством называется священное действие, через которое тайно, невидимо, человеку подается благодать Святого Духа (спасительная сила Божья). Если человек уверует в Христа, покается и крестится, то он входит в Церковь Христову и может пользоваться другими таинствами.
В таинстве крещения мы омываемся от всех грехов, которые совершили до крещения, отрекаемся от сатаны и соединяемся с Христом. И становимся членами Церкви — детьми Бога Отца, а значит братьями и сестрами для других христиан.
По благодати Божией мы начинаем свой духовный путь внутри Церкви Христовой. Наша цель — обожение, совершенствование. Однако, по нашему нерадению, этот путь может прерваться, и не один раз. В большинстве случаев в православной Церкви человека крестят в младенчестве и не могут воспитать его правильно, по-христиански. В таком случае человек перестает быть членом Церкви.
Но в какой-то момент своей жизни, особенно в период скорбей или болезней, человек может прийти в себя и обратиться к Богу. И Бог человеколюбец дает нам возможность вернуться в лоно Церкви, для исцеления наших ран, посредством таинства покаяния, исповедания своих грехов. Хороший пример — возвращение блудного сына (Лк.15;11-32). Мы все, как блудные сыновья, от греха возвращаемся к Богу.
Исповедь в православной Церкви — это таинство покаяния, в котором мы исповедуем (открываем устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получаем через священника прощение грехов от самого Иисуса Христа.
Господь наш дал святым апостолам, а через них всем епископам и священникам, власть прощать грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20,23).
Для получения разрешения грехов от исповедующегося требуется:
Кающемуся подается спасительная помощь Божья для борьбы с грехом.
Как правильно подготовиться к исповеди?
Грех — это рана, которую мы наносим себе сами. Грех — это результат удаления человека от Бога, неисполнение Его заповедей. Иоанн Златоуст говорит, что грех — это самое великое в мире зло. Церковь Христова — это духовная лечебница, имеющая множество средств для нашего исцеления.
Когда мы приходим к врачу, то называем ему симптомы нашей болезни. Так же и в духовной лечебнице мы исповедуем свои грехи, как симптомы болезни, показываем наши раны Господу. И милостивый Господь подает нам лекарства для исцеления наших духовных болезней.
Сначала определим понятия покаяние и исповедь. Покаяние — по-гречески «метанойя» и означает обращение к Богу, изменение ума. Покаянием человек избавляется от невыносимой тяжести прошлого и от беспросветного отчаяния относительно будущего. Покаяние рождается из желания исправится, очистить свое сердце, послужить Богу и ближнему.
Хороший пример из Евангелия — обращение Закхея. Когда Иисус проходил через город Иерихон, начальник мытарей Закхей залез на дерево, чтобы видеть Иисуса, потому что был малого роста. Иисус, проходя мимо, сказал Закхею, чтобы он слез с дерева: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня мне надобно быть у тебя в доме». И Закхей с радостью принял Его в своем доме.
Как мытарь, Закхей стяжал себе неправедное богатство. Его все иудеи ненавидели и считали грешником. От прикосновения Божьей благодати Закхей покаялся и изменил свою жизнь, сразу лишился всего своего богатства: «Господи, половину имения моего я отдам нищим и, если кого обидел, воздам вчетверо». (Лк.19;1-10). Господь же сказал, что ныне пришло спасение дому сему, ибо Он пришел взыскать и спасти погибшее. По преданию, впоследствии Закхей стал священномучеником за Христа.
Покаяние — это труд, жертва, борьба с самим собой, со своими неправдами и грехами, со страстями. Самый трудный бой — это бой с самим собой. Покаяние — труд целой жизни.
А исповедь — одно из главных действий покаяния. После того, как человек придет в себя, познает свои грехи, сокрушится о них перед Богом и оплачет их, он должен искренне исповедать их в Церкви в таинстве исповеди, обнаружить свое греховное состояние.
При подготовке к исповеди надо постараться со всеми примириться, попросить прощения. Если невозможно лично примириться, то мысленно, от всего сердца всех простить. Это необходимо, потому что Господь сказал, что если вы будете прощать согрешения людям, то и Отец ваш Небесный простит вам, а если не будете прощать людям, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мф.6;14).
Обычно человек, начавший вести духовную жизнь, записывает грехи в тетрадку. Это удобно при подготовке к исповеди, чтобы не забыть. Чтобы научится каяться, надо приучить себя постоянно контролировать свои мысли, слова и поступки.
Как только заметим что-нибудь плохое (например, оскорбили ближнего или прекословили), сразу сокрушенно обратимся к Богу: «Господи, прости меня и помилуй! Я опять оскорбил ближнего». А потом этот грех записать.
Записывание грехов приучает человека следить за собой. Так делал, например, св. Иоанн Кронштадтский.
На исповеди не нужно бояться, что священник вас осудит. Наоборот, батюшка будет рад, что вы покаялись и вернулись к Богу. На небе ангелы радуются каждому покаявшемуся грешнику. Не бойтесь называть самые стыдные свои грехи, потому что если вы сознательно скроете какой-нибудь грех, то Господь не простит вам его. В Церкви мы все блудники, блудницы, разбойники и мытари, которые каются и очищаются, и друг друга не осуждают. Как больные в больнице не осуждают друг друга за болезни, а, наоборот сочувствуют.
Святые отцы советуют, что грехов чувственности (блудных) подробно описывать не надо, а сказать только образ греха, чтобы памятью подробности не осквернить чувств. Но другие грехи, наводящие стыд самолюбию, надо исповедать подробнее, с обвинением себя.
Еще святые отцы рекомендуют нам обращать внимание на то, в чем нас упрекают и укоряют близкие люди, какие грехи они в нас видят. Потому что в другом человеке легче замечать грехи, чем в себе самом. Даже когда мы смотрим на себя в видеозаписи, со стороны, то кажемся себе не такими, как представляли.
Перед исповедью надо помолиться, чтобы Господь дал нам видеть наши грехи и не осуждать никого. Нельзя на исповеди оправдывать свой грех или обвинять других людей в совершенном нами грехе (например, когда каются в ссорах, раздражительности, гневе). Надо говорить только о своих грехах и обвинять только себя.
Совесть свою можно проверять по десяти заповедям Моисея или по Евангельским заповедям. Если мы начнем понуждать себя к исполнению заповедей Христовых, то нам будут открываться наши немощи. Естественный процесс правильной духовной жизни приводит человека к видению своей греховности. Человек познает свои грехи по мере познания Бога.
Для возгревания покаянного чувства хорошо читать канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, молитвы к святому причащению (из молитвослова), нагорную проповедь Иисуса Христа (Мф.5-7), псалтирь. Хорошо слушать псалтирь на русском языке под духовную музыку, записанный Русским библейским обществом. В псалтири много покаянных молитв, особенно пс.50.
Для умягчения своего сердца нужно читать духовные книги, святых отцов церкви. Для мирян лучше всех объясняет авва Дорофей в «Душеполезных поучениях».
Как правильно называть свои грехи на исповеди
На исповеди не нужно подбирать такие слова, чтобы казаться лучше. Нужно обвинить себя прямо. Например, воровал. Так и говорить: «я воровал на работе детали (или зерно, или еще что-нибудь, в магазине, или у человека, или на рынке…). Главное — это наше раскаяние, а не форма. Форма исповеди у каждого человека может быть разной.
Например, правый разбойник на кресте исповедался так: «Мы осуждены справедливо, достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал…Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое!» И этого было достаточно, чтобы Господь ему сказал: «Ныне же будешь со мною в раю».
А блудный сын сказал: «Отче, я согрешил против неба и перед тобой и недостоин уже называться сыном твоим!» А отец простил его даже раньше, чем сын повинился перед ним.
Если вы исповедуетесь в первый раз, то можно назвать только те грехи, в которых вы покаялись перед Богом, когда вас настигла Его призывающая благодать. Во второй раз вы можете вспомнить и другие грехи, которые совершили в жизни и в которых вас обличает совесть, и принести эти грехи на исповедь.
Если вы в первый раз по настоящему покаялись, то Господь своей призывающей благодатью будет вам помогать вести духовную жизнь и воцерковляться. Он пошлет вам людей в помощь или книги духовные и т.д. И, по мере духовного совершенствования, вы сможете видеть в себе и более тонкие грехи и страсти, такие как гордость, самолюбие, тщеславие и т.п., которые описывают святые отцы Церкви (например, авва Дорофей, Иоанн Лествичник, Игнатий Брянчанинов, письма Никона Беляева).
В следующие разы вы уже можете исповедовать не только дела, но и свое внутреннее устроение. Главное — всех прощать, чтобы и Господь вас простил, и не оправдывать себя, а обвинять, потому что Христос спасает не «праведников», а грешников, то есть тех, кто сознает свои грехи.
Так как страсти сразу искоренить нельзя, то и грехи по этим страстям могут повторяться. Поэтому на исповеди надо исповедовать грех повторно до тех пор, пока он не перестанет вас тревожить. На это могут уйти годы (у всех по-разному).
Если у вас нет чувства покаяния, то можно исповедать окамененное нечувствие или жестокосердие, и Господь может умягчить ваше сердце даже во время исповеди или после нее и пробудить покаянное чувство.
Как проходит таинство исповеди в церкви – что надо делать и с каких слов начать
В православной церкви обычно проводится исповедь на вечернем Богослужении или утром перед Литургией. Хотя в некоторых храмах бывает и во время Литургии, перед причастием (для немощных и детей).
В православной Церкви существует обычай перед исповедью покупать свечу в церковной лавке и класть ее на аналой. Эта свеча является нашей маленькой жертвой Богу, символом очищения нашего сердца. Потому что исповедь — это очищение души от грязи.
Перед началом исповеди священник кладет на аналой Крест и Евангелие и читает общую молитву. Затем исповедник подходит к аналою и кается в своих грехах перед Господом Иисусом Христом в присутствии священника, как свидетеля, который внимательно слушает. Священник может дать совет исповеднику, чтобы скорректировать его духовную жизнь, особенно если человек пришел в первый раз.
Исповедь можно начать, например, так: «Господи, я согрешил(а)…», а закончить так: «согрешил(а) и множеством других грехов, которых и не упомнишь. Господи, прости меня, каюсь». Это только пример формы исповеди, у всех может быть по разному.
В конце исповеди священник спрашивает имя исповедника и, видя его искреннее раскаяние, возлагает на его наклоненную голову конец епитрахили, осеняет крестным знамением и произносит разрешительную молитву. Грехи прощает сам Иисус Христос. Затем исповедник целует Крест и Евангелие. Если после исповеди человек собирается причащаться Святых Христовых Таин, то он берет у батюшки благословение на причастие.
Но в некоторых храмах благословляется проведение общих исповедей. Здесь батюшка читает список самых распространенных грехов, а затем читает разрешительную молитву или над всеми сразу (исповедники называют свои имена), или над каждым в отдельности, или небольшими группами.
В первый раз лучше исповедаться лично, а не в общей исповеди. Хорошо, если человек сам говорит о своих грехах. Но в некоторых случаях, когда исповедник смущается, боится или забывает, священник может ему помочь. Если нужно исповедать много грехов, то можно их записать на листе бумаги и на исповеди прочитать.
Список основных грехов для мужчин и для женщин
Греховность — это не только внешнее плохое поведение, но в большей степени внутреннее расположение и пристрастие к греховному. Человеку с плохим поведением бывает легче покаяться, чем человеку с хорошим поведением, потому что у «плохого» все грехи на виду, а у «хорошего» — скрыты внутри. Поэтому важно видеть и исповедовать согрешения делом, словом и мыслью. И бороться со страстями с помощью нашего Спасителя.
Источник всех человеческих страстей — эгоизм, то есть забота только о себе и своих интересах (у св. отцов — себялюбие, самолюбие). Страсти в православии — это искаженные добродетели (греховные навыки). Святые отцы выделяют восемь главных страстей и восемь противоположных им добродетелей:
Грехи блудные естественные: блуд, прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные. Блудные ощущения и пожелания тела и души. Разжжение. Принятие нечистых помыслов, услаждение ими, медление в них и соизволение им. Блудные мечтания и пленения. Ночное осквернение во сне. Чтение книг и смотрение фильмов и картин развратных. Сквернословие. «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5;28).
Пристрастие к деньгам и всякому имуществу. Желание и размышление об обогащении. Корыстолюбие. Скупость, накопительство, алчность. Неверие в Божественный промысел. Жестокосердие к нуждающимся. Все виды кражи: воровство, грабительство, святотатство, взяточничество, мошенничество, обман. Сребролюбие — это идолопоклонство. (Грехи против второй, восьмой и десятой заповеди Закона Божьего)
Внутренний гнев: вспыльчивость, раздражительность, возмущение сердца яростью, жажда мести, принятие гневных помыслов.
Наружный гнев: споры, ссоры, крики, оскорбления, бранные и обидные слова; драки, убийство. Аборты.
Злопамятство: ненависть, вражда, мщение, осуждение, злословие, клевета, возмущение и обида ближнего.
Скорбь от житейских неприятностей или потери близких людей (стресс). Печаль от неисполнения желаний. Ропот на Бога и на людей. Обидчивость, недовольство своей судьбой. Нетерпение, тоска, огорчения.
Опасение и страх за свою участь. Ненадеяние на Бога. Недоверие Богу и его промыслу о нас. Неблагодарение Бога за все, что с нами случается (неблагодарный всегда всем недоволен). Страх, малодушие, боязнь страданий и болезней.
Первый вид уныния повергает в сон. Расслабление души, духовное изнеможение. Леность (непринуждение себя) к молитве, поклонам и добрым делам. Сонливость, рассеянность во время молитвы. Оставление чтения духовной литературы. Лень. Излишнее успокоение сном, лежанием (как Обломов). Забвение о страшном суде. Забвение Христовых заповедей и своих грехов. Лишение страха Божия и нерадение о своем спасении. Неблагоговение. Гнетущее, скорбное состояние души (духовное замерзание души). Депрессия.
Второй вид уныния ввергает в праздность. Празднословие, пустые разговоры, шутки, постоянные развлечения (игры, телевизор, зрелища, компьютер, наркотики, пьянство и др.). Окамененное нечувствие сердца, ожесточение сердца. Отчаяние.
Влечение к положительному мнению окружающих людей. Желание и поиск земных почестей, суетной славы, высоких должностей, человеческой похвалы. Пристрастие к наукам и искусствам суетным (артисты, певцы, танцоры и др). Пристрастие к политике, профессиональному спорту для приобретения славы. «Звездная болезнь». Желание первенства.
Превозношение своими плотскими преимуществами и видимыми вещами. Хвастовство. Пристрастие к красивым вещам и одеждам, к косметике. Самолюбование перед зеркалом, красование перед другими, внимание к красоте своего лица, фигуры, голоса и др. (себя показать).
Стыд исповедовать свои грехи, утаивание их перед духовником и перед людьми. Желание казаться лучше, чем есть на самом деле. Самооправдание. Лукавство. Лицемерие. Прекословие. Ложь, подозрительность, притворство. Зависть. Лесть, человекоугодие. Уничижение ближнего. Бессовестность. Переменчивость нрава. Бесовские нрав и жизнь.
Гордость плотская: Высокомерие, презрение (уничижение) ближнего. Предпочтение себя всем. Властолюбие. Своеволие. Дерзость. Колкое насмешничество.
Гордость духовная: Омрачение ума и сердца, пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Прелесть. Непокорность Божьему Закону. Оставление смирения. Нелюбовь к Богу и ближнему. Ложное мировоззрение. Ересь, сектантство. Неверие. Волшебство, колдовство, гороскопы. Безбожие. Безумие.
Как правильно исповедоваться детям, что говорить батюшке
Если родители сами неверующие или не ведут духовную жизнь, но ребенка хотят воспитать православным верующим, то они могут отвести его в воскресную школу при церкви. И здесь верующие учителя и батюшка научат ребенка православной вере и научат его исповедоваться и причащаться Христовых тайн. Такой ребенок может даже родителей привести к Богу, потому что родители увидят, как их ребенок меняется в лучшую сторону.
Не давая детям общаться с Господом в таинствах Церкви, мы нарушаем евангельскую заповедь «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10;14).
Если родители верующие и участвуют в таинствах, то такому ребенку будет легче в первый раз пойти на исповедь, потому что дети воспитываются примером родителей. Если в семье каждый день или перед сном читают детям Евангелие, то дети знают, что такое покаяние. И Иисус Христос, и Иоанн Креститель проповедовали покаяние для прощения грехов.
А грех — это те поступки и мысли, за которые ребенку стыдно и в которых его обличает совесть. Бесы действуют на детей так же, как и на взрослых и всевают им дурные мысли, заставляют делать дурные поступки. Надо научить ребенка отделять грех от него самого.
Готовиться можно по десяти заповедям Закона Божия и Евангельским. Можно читать детям душеполезные поучения аввы Дорофея о страхе Божием, о совести; о смиренномудрии; о том, что не должно лгать; о злопамятстве; о том, чтобы не судить ближнего; о том, что надо скорее отсекать страсти, чтобы они не превратились в злой навык души; Сказание о блаженном Досифее (о послушании); и др.
Не нужно исповедовать сразу много грехов, достаточно два, три, четыре самых главных, которые ребенок сам осознает. Нельзя ребенку навязывать исповедь. Родители должны относиться к этому деликатно, чтобы не навредить ребенку. Если ребенок пока не хочет исповедоваться, то нужно подождать и продолжить подготовку.
Родители должны побуждать детей к исповеди. Например, собственным примером учить их, как повиниться перед близкими, перед детьми, попросить у них прощения. Так же надо просить прощения и у Бога на исповеди и дома. Учить детей всех прощать и не таить обиды. Дальше родители должны передать ребенка в руки любящего и внимательного батюшки, который будет главным учителем того, как ребенку каяться.
Родители не должны выпытывать тайну исповеди ребенка и не должны использовать ее в качестве инструмента воспитания. После искренней исповеди и причастия Господь подает ребенку помощь в борьбе с грехом. Сам ребенок не сможет справиться с грехом, ибо Господь сказал: «человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк.10;27). А родители должны молиться за детей, это их самая действенная помощь.
Пример написания грехов на листочке
Грех надо записать так, чтобы обвинить только себя и не оправдывать себя. Не писать длинную историю, а только суть греха. Например, вас побеждает гнев. Вначале своей духовной жизни вы можете записать грех так: «Муж уязвил мое самолюбие, а я не смирилась, разгневалась на него и обзывала бранными словами (или ударила)».
Если вы будете вести брань с этой страстью, то в следующий раз сможете записать грех так: «Муж уязвил мое самолюбие, а я смутилась и забыла помолиться, чтобы Бог мне помог».
Дальше, по мере борьбы, вы, может быть, сможете написать так: «Муж уязвил мое самолюбие, но я не смогла в это время помолится о муже, потому что молилась только о себе».
Когда страсть гнева вы победите, то надо уже бороться против самолюбия, и тогда вы уже, может быть, запишите грех так: «Когда муж меня ругал, я не смогла сама себя укорить и обвинить». Но при этом вы уже можете молиться и за себя, и за мужа.
Или, например, возьмем страсть скупости. Сначала вы можете исповедаться так: «Я поскупилась и не подала милостыню просящей женщине». Если вы будете подвизаться, то в следующий раз, может быть, напишете так: «Я поскупилась и дала слишком маленькую милостыню просящему».
Возьмем, к примеру, страсть осуждения (или злословия). Грех можно записать так: «Я забыл(а) о своих грехах и превознесся(лась) над ближним осуждением (или злословием) его». А когда вы научитесь оплакивать свои грехи, то меньше будете замечать чужие грехи. И может быть, сможете написать грех так: «По гордости я не могу увидеть себя хуже других и замечаю грехи других».
А чтобы не осуждать и не злословить, надо стараться говорить и думать о людях только хорошее. Так же можно проанализировать свое духовное устроение и по другим страстям. Авва Дорофей очень понятно все объясняет.
Посмотрите видео: советы священника Павла Островского о правильной исповеди.
Понудим же себя к покаянию и исповеди, ибо Царствие Небесное силою берется. Господь знает наши грехи и страсти. И если мы будем обращаться к Нему в покаянии постоянно, то постепенно Он уврачует и сами наши греховные привычки. Главное — искренно захотеть оставить наши греховные навыки.
Все вопросы об ИСПОВЕДИ
Зачем нужно исповедоваться?
Зачем нужно исповедоваться?
Если присмотреться к нашей жизни, то самым точным диагнозом будет то, что сказал апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». (Рим 7,18). В этом тайна нашей человеческой жизни, жизни крещеных людей. Мы постоянно живем в состоянии внутреннего разлада.
I. Из истории исповеди
1. С какого времени в Церкви существует практика исповеди?
Св. Евангелие во многих местах говорит о том, что Иисус Христос прощал грехи людям, которые переживая укоры совести и желая исправиться, становились достойными этого прощения. После своего Воскресения Иисус Христос, явившись Апостолам, дал им власть прощать грехи: «Мир вам! Как послал меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20, 20-23).
О практике исповедания грехов узнаем также из послания св. Иоанна: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин 1 9).
В первые века христианства за тяжкие грехи (идолопоклонство, убийство, святотатство, мужеложство) покаяние было публичным, а сам процесс примирения продолжался долгое время.
«Дидахе» или «Учение Господа народам через 12 апостолов», документ датируемый концом I века передает: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Таков путь жизни» (4,14). Автор «Дидахе» учит, что перед Евхаристией нужно исповедовать грехи: «В день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваши, дабы чиста была жертва ваша» (14,1).
Святой Папа Климент Римский в письме к Коринфянам пишет о роли епископов и пресвитеров (священников) в процессе покаяния и примирения с Церковью: «покоритесь пресвитерам, и примите вразумление к покаянию, преклонив колена сердца своего» (57, 1). В книге «Пастырь Гермы» датируемой II веком говорится о возможности покаяния после Крещения, однако только один раз в жизни.
Святая Церковь с самого начала пользовалась властью прощения грехов. Об этом свидетельствуют древние церковные писатели и Отцы Церкви (Тертуллиан, св.Киприан, св.Амвросий, св.Августин). Св.Киприан, живший во II-III веках, писал: «Пусть каждый исповедует свой грех, пока согрешивший находится еще в этом мире, пока исповедь его может быть принята, пока удовлетворение и отпущение, при посредстве священников, угодно Господу» («О падших»).
Уже в VI веке установилась практика Покаяния и Примирения (Исповеди), которую можно повторять. Эта практика сохранилась и по сей день.
2. Почему возникла исповедь? Не достаточно ли общего исповедания грехов?
Господь Иисус Христос предвидел, что человеку будет трудно не грешить, потому установил Таинство Покаяния и Примирения. Иисус дал своим Апостолам власть управлять верными Его Вселенской Церкви: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите не земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18, 18). Власть прощения грехов в Церкви вручена епископам, преемникам Апостолов. Они, в свою очередь, дают эту власть священникам, те же используют ее в таинстве Покаяния и Примирения. Только при непосредственной встрече священник может узнать состояние кающегося, его грехи и готовность принять Дар Прощения и Примирения.
Общее исповедание грехов допускается в Католической Церкви в случае угрозы жизни, если нет возможности индивидуальной исповеди.
3. Если Христос – единственный посредник между человеком и Богом, зачем исповедовать грехи священнику?
Христос – единственный посредник между нами и Богом. Святой апостол Павел в Первом послании к Тимофею пишет: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим 2,5). Тем не менее, для того, чтобы приблизиться к нам, а мы приобщились к Нему, Он поставил священнослужителей – в свою очередь посредников.
Таким образом, Господь неразрывно связал Свое прощение с прощением Церкви. Именно Он установил, что для прощения грехов незаменимы священники: они являются посредниками между нами и единственным Посредником.
Единственный Спаситель – Господь Иисус Христос. Но Иисус соединяется с нами посредством священнослужителей и посредством служения Церкви. Есть существенная разница между двумя посредничествами: посредничество Христа нас спасает. Посредничество Его служителей – необходимый путь к этому спасению.
II.Сущность исповеди
Цель Исповеди – примирение человека с Богом и Церковью, отпущение грехов.
1. Для чего существует исповедь и что она дает?
Поскольку грех – это оскорбление Бога и нарушение нашей дружбы с Ним, покаяние дает «отпущение причиненных Ему обид, и в то же время примиряет с Церковью, которой мы нанесли раны своими грехами, и которая содействует их обращению своей любовью, примером и молитвами» (ср. LG 11).
Грешник, по благодати милосердного Бога вступающий на путь покаяния, возвращается к Отцу, Который прежде возлюбил нас, ко Христу, предавшему Себя за нас, и к Святому Духу, Которого Отец излил на нас обильно (Тит 3,6).
Все люди связаны между собою сверхприродными узами, вследствие чего грех одного поражает многих, подобно тому, как святость одного всем несет благодеяние. Поэтому покаяние – это также и примирение с братьями, страдающими от последствий нашего греха.
2. Как необходимо воспринимать исповедь? Правильно ли, если для верующего это возможность выговориться и надежда найти решение своих проблем?
III. Условия исповеди
1. Для чего существует разделение грехов на смертные и обыденные? Про какие из них нужно говорить на исповеди?
Катехизис Католической церкви учит, что «смертный грех требует полного осознания и полного согласия. Он предполагает знание греховного характера действия, его противоречия Закону Божию. Он предполагает также согласие достаточно свободное, чтобы стать личным выбором. Мнимое неведение и ожесточение сердца не уменьшают, а увеличивают волевой характер греха» (ККЦ 1859).
Серьёзность материи греха определяется десятью заповедями. Поэтому тот, кто нарушает нравственный порядок и нравственное благо большой значимости, и делает это совершенно осознанно и по собственной воле, совершает смертный грех.
Сам Иисус на примере виноградной лозы показывает, что только тот приносит пользу, кто остается с Ним: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин 15, 5-6).
«Обыденный грех мы совершаем, когда не соблюдаем меры, предписанной нам моральным законом касательно серьезной материи, но не совсем сознательно или без нашего согласия» (ККЦ 1862).
Всякий грех, даже наималейший, является оскорблением Божественной любви, неблагодарностью по отношению к Творцу и Отцу нашему, сущему на небесах.
2. Что дает твердое намерение больше не грешить, когда знаем свою грешную натуру и можем предвидеть, что после исповеди не перестанем быть грешными?
Искреннее сокрушение и твердое намерение исправиться – это самое главное условие для получения прощения грехов. Человек призван бороться с грехом при помощи благодати Божией, а твердое намерение больше не грешить – это подтверждение доброй воли человека. Иногда случается что, идя к исповеди, кающийся не уверен, сможет ли сдержать данное слово. Важно, чтобы человек действительно жаждал перемены жизни. Нужно довериться Богу и надеяться на Его милосердие, делая все возможное, чтобы в дальнейшем избежать греха. Нужно обратиться к Богу с молитвой: Господи Боже, не хочу дальше так жить, здесь и сейчас прошу Твоего прощения за прошлое, милости на будущее и надеюсь на Тебя.
3. Как определить, сколько раз необходимо исповедоваться? Есть ли золотая середина?
Законодательство и Традиция Церкви требуют от католиков приступать к исповеди хотя бы один раз в год. Ошибается тот, кто считает, что не надо приступать к исповеди чаще, ссылаясь на Учение Церкви как на ограничение этого Таинства. Христианин должен стараться жить в состоянии освящающей благодати. Случается, что из-за человеческой слабости он падет, но не должен оставаться в грехе. Разрыв связи с Богом ведет к умножению грехов. Один тяжкий грех влечет за собой другие. Они становятся сетями, которые связывают и лишают свободы. Думаю, что Церковь мудро предложила исповедоваться в первую пятницу месяца. Если исповедоваться каждый месяц, то наверняка в этом будет много хорошего. Поэтому стоит исповедоваться регулярно, и, конечно, каждый раз, когда согрешим тяжко. Апостол призывает нас: “Не давайте места диаволу” (Еф 4,27).
Катехизис Католической Церкви учит, что «исповедание обыденных грехов, не будучи строго обязанным, тем не менее живо рекомендуется Церковью. Действительно, регулярная исповедь наших обыденных грехов помогает нам воспитывать совесть, бороться с дурными наклонностями, позволять Христу исцелить нас, продвигаться вперёд в жизни Духа. Чаще получая в этом таинстве дар милосердия Отца, мы сами стремимся быть милосердными, как Он» (ККЦ 1458).
4. Как долго после исповеди можно приступать к Причастию? Не является ли святотатством участвовать в Мессе и принимать Причастие без предварительной Исповеди?
Если верующий знает за собой только обыденные грехи, то, приступая к Причастию, он не совершает никакого святотатства, поскольку обыденный грех не лишает человека состояния благодати. Обыденные грехи отпускаются также в обряде покаяния, который мы совершаем в начале Святой Мессы: «Исповедую Богу Всемогущему…». Обыденные грехи отпускаются через освящающую благодать, которую мы принимаем в момент причащения.
Тем не менее, лучше исповедоваться регулярно, даже если на совести – только обыденные грехи. Рекомендуется приступать к Таинству Покаяния один раз в месяц, еще лучше – каждые две недели или чаще.
Если я осознаю, что нахожусь в ситуации смертного греха, то я не совершаю святотатства, посещая Святую Мессу. Чтобы участвовать в Мессе (разумеется, не приступая к Причастию), достаточно того раскаяния, которое мы выражаем в акте покаяния в начале богослужения.
Таким образом, и разведенные католики, вступившие в повторный брак, не только могут, но, в силу церковной заповеди, должны посещать Святую Мессу каждое воскресенье и в дни предписанных праздников.
Христос жаждет дать нам Себя в Причастии, Он говорит: “Примите и вкусите от него все, ибо это есть Тело Мое”. Но с другой стороны Он перед этим омывает учеников.
5. Как исповедоваться, если не видишь грехов?
6. Как не отчаяться из-за того, что на каждой исповеди исповедуешься в одних и тех же грехах?
7. Что может отвернуть нас от исповеди?
Часто нас отворачивает от исповеди кажущаяся неэффективность Таинства Покаяния. Потому что мы иногда думаем, что если исповедаешься, то сразу должен стать святым. К сожалению, так не бывает. К Таинству Покаяния надо возвращаться многократно. Оно открывает нашу слабость и грешность, и не делает нас святыми одним махом. Поэтому нам придется много раз исповедоваться в одних и тех же грехах. И слава Богу, что исповедуемся в тех же самых грехах, а не каждый раз в новых!
8. Какое значение имеет разрешительная молитва?
В Таинстве Исповеди разрешительная молитва имеет огромное значение. Это невероятная тайна. Только Бог может прощать грехи, и эту власть прощения грехов Бог дал Церкви. Церковь имеет действительную власть отпущения грехов, то есть, если священник произносит слова разрешительной молитвы: “И я прощаю тебе грехи”, это значит, что все твои грехи прощены, их больше нет. Отпущенные грехи сожжены. Это великая тайна Божественного милосердия. Эти грехи часто остаются в нашей памяти, но их больше нет. Бог действительно отпустил те грехи, которые ты исповедовал. Бог действительно прощает наши грехи, и в эту благодать надо поверить. В этом великая тайна Таинства Покаяния.
IV.Порядок исповеди
1. Обязательно ли здороваться?
2. Обязательно ли говорить, когда исповедовался последний раз, и что делать, если не помнишь дату предыдущей исповеди?
Время от предыдущей исповеди, даже приблизительное, дает исповеднику информацию об интенсивности и серьезности подхода к сакраментальной жизни, также как и сведения о исповедании всех грехов (необходимо сказать о не исповеданных или забытых на последней исповеди грехах), а также об исполнении наложенной епитимии.
3. Очерчен ли определенный церемониал исповеди (обязательно должна быть исповедальня, стула)?
Согласно законодательству и Традиции Церкви «надлежащим местом принятия исповеди является храм или ораторий. В доступном месте Церкви должны находится исповедальни (конфессионалы), оборудованные решёткой, отделяющей духовника от кающегося, чтобы ими могли свободно пользоваться верующие, которые того пожелают. Не следует принимать исповеди вне исповедальни без наличия справедливой причины» (Кан.964 §1,2,3).
Обычно священник должен быть одет в сутану, комжу и стулу фиолетового цвета. В случае необходимости исповедь может состояться в любом месте (напр, больного человека дома или в больнице).
5. Обязательно ли священник должен давать духовные наставления или может ограничиться лишь назначением епитимии?
Наставление является частью Таинства Исповеди. Однако от него не зависит важность исповеди. Священник может ограничиться назначением епитимии, но всегда полезно обратиться к кающемуся хотя бы с кратким наставлением, укреплением или поддержкой.
6. Что делать, если забыл епитимию, назначенную священником?
7. В каких случаях священник может не отпустить грехи?
Священник должен помочь кающемуся хорошо исповедоваться, побудить его к истинному сокрушению и принятию решения исправиться. Однако может случиться так, что некоторые жизненные обстоятельства (напр., неосвященный Церковью брак), пребывание в тяжком грехе в течение долгого времени без сожаления и решения исправиться, могут сделать невозможным полное примирение с Богом. Отказ в отпущении грехов не имеет целью ранить грешника или унизить его, а должен помочь грешнику открыться Богу, пересмотреть самые основы своей жизни и совершить такие перемены, которые позволят вернуться к полному общению с Господом. Исповедник, который осознает, что не может отпустить грехи, должен деликатно, с любовью объяснить, почему он должен так поступить, и побудить кающегося к вере в Божью любовь и молитве, которая поможет ему увидеть истинное состояние его души. Некоторым нужно время, чтобы “дозреть” до полного обращения и примирения. Бог очень терпелив к человеку и иногда позволяет нам поблуждать, прежде чем мы дойдем до цели.
8. Есть ли грехи, которые священник может отпустить только с разрешения епископа?
Каждый священник всегда исповедует и совершает свое служение с разрешения епископа, но имеются случаи, когда право отпущения некоторых особо тяжких грехов закреплено за Святым Престолом, или за местным епископом, или за уполномоченными им пресвитерами (священниками). К таким грехам относятся: отход от веры, аборт, избиение или убийство епископа, попытка совершать мессу или отпущение грехов лицом, не имеющим посвящения, заключение брака священником или монашеским лицом, принадлежность к объединению, борющемуся с Церковью.
Каждый священник может отпускать грехи и снимать экскомунику с того, кто находится в опасности смерти.
9. Что такое тайна исповеди?
Об установленной на протяжении веков тайне исповеди говорит Компендиум Катехизиса Католической Церкви: «Принимая во внимание тонкость и величие этого служения, а также долг уважения к людям, любой духовник без исключения обязан под страхом строго наказания хранить печать таинства, то есть абсолютную тайну в отношении грехов, о которых он узнал на исповеди» (КККК 309).
Следует также помнить, что обязанность сохранить тайну исповеди, кроме священника, имеет переводчик (если кто-то исповедуется через него) и тот, кто случайно услышал или узнал что-то из исповеди другого человека (напр., стоя недалеко от исповедальни или найдя список грехов, который человек подготовил перед исповедью).
10. В чем специфика Первой исповеди и генеральной исповеди? Как готовится к генеральной исповеди?
Когда человек уже способен сознательно и добровольно совершать поступки, то может приступить к Святому Причастию, а перед этим идти к исповеди. К этому важному событию детей (бывают и взрослые) готовят родители и родные в сотрудничестве с сообществом Церкви.
Генеральную исповедь, охватывающую всю жизнь или значительный ее период, разрешил в XIV веке Папа Бенедикт XI конституцией «Inter cunctas». Такая исповедь необходима в том случае, если кто-то раньше исповедовался неискренне или без выполнения всех условий. Можно приступить к генеральной исповеди по поводу важного жизненного события, всегда помня, что предыдущие грехи уже прощены Богом, а их повторное исповедание помогает увидеть величие Божьего Милосердия, которое проявилось в жизни верующего. Подготовка к генеральной исповеди такая же, как и к обычной, только относится к большему промежутку времени.
11. Что делать, если исповедь не принесла морального облегчения?
Св.Фаустина пишет в своем дневнике об объявлении Иисуса относительно одной сестры, которой исповедь не приносила облегчения: «Я спросила ее, говорила ли она когда-нибудь об этом исповеднику, и она мне ответила: «Я уже много раз говорила об этом исповедником, но исповедники всегда говорят, что мне нужно быть спокойной, а я сильно страдаю, и ничто не приносит облегчения; мне все кажется, что Бог меня не простил». Я ей ответила, что она должна быть послушной исповеднику и совершенно спокойной, потому что, наверное, это искушение. Однако она со слезами на глазах молила, чтобы я спросила Господа, простил ли Он ее и хороши ли ее исповеди или нет. Я решительно ей ответила, что она должна сама спрашивать, если не верит исповеднику, однако она схватила меня за руку и не хотела отпустить, пока я не скажу ей, что помолюсь за нее и передам ей, что Господь мне о ней скажет. Горько плача, она не хотела меня отпускать, и говорит мне: «Я знаю, сестра, что Господь с тобой говорит». А я не могу от нее вырваться, потому что она схватила меня за руку… и я пообещала ей, что помолюсь за нее. Вечером во время благословения я услышала в душе такие слова: Скажи ей, что ее недоверие ранит Мое Сердце больше, чем грехи, которые она совершила. Когда я об этом ей сказала, она расплакалась, как дитя, и огромная радость вошла в ее душу. (Дневник 628)».
12. Может ли священник во время исповеди называть кающегося по имени, если знает его?
Священник как духовный отец, действующий от имени Бога, может называть во время исповеди человека по имени не только тогда, когда знает его, но и когда кающийся в начале Таинства назвал свое имя.
13. Что такое удовлетворение за грехи (епитимия)?
В наши дни священники обычно возлагают легкую епитимию. Происходит это по причине слабой веры и лености современных христиан.
Епитимия необходима для действительности Таинства и получения отпущения, она непосредственно связана с разрешением от грехов.
14. Имеет ли право священник советоваться с другими священниками по поводу епитимии для конкретного человека?
Теоретически священник мог бы советоваться относительно епитимии как средства в процессе духовного возрастания кающегося, однако должен это делать таким образом, чтобы, даже косвенно, не выдать тайну исповеди. Время обучения в духовной семинарии, личная практика, а особенно открытость на действие Святого Духа делают духовника способным самостоятельно выбирать и назначать епитимию для конкретного человека.
15. Можно ли рассказывать другим о епитимии, которую назначил священник?
Законодательство Католической Церкви не запрещает кающемуся рассказывать о назначенной епитимии и о том, что услышал в исповедальне. Приступая к Таинству Примирения христианин не обязан хранить тайну. Однако, принимая во внимание характер исповеди, следует задать вопрос, зачем кающемуся рассказывать о том, что услышал в исповедальне? Иногда кому-то может показаться, что рассказывая другим о своей епитимии, он помогает им в духовном возрастании. Однако нельзя забывать, что исповедник назначает епитимию конкретному человеку, учитывая его духовное состояние, потребности и возможности.
16. На какие вопросы священника во время исповеди верующий может не отвечать? А на которые должен?
Кодекс канонического права указывает, что «задавая вопросы, священник обязан делать это рассудительно и разборчиво, принимая во внимание положение и возраст кающегося, и воздерживаться от расспросов об имени соучастника греха» (Кан.979). Исповедник иногда задает вопросы, которые могут помочь кающемуся хорошо исповедаться, например, о количестве, обстоятельствах греха. Как врач, который задает больному различные дополнительные вопросы, так как хочет его блага, также и священник должен стремиться распознать состояние кающегося, чтобы его исповедь была искренней, полной и настоящей. Хорошо поставленный вопрос может открыть глаза на грех или преодолеть страх перед названием совершенного зла.
17. В каком случае исповедь бывает недействительной?
Исповедь недействительна в том случае, если сознательно и добровольно человек не исповедал тяжкого греха. В таком состоянии нельзя причащаться, ибо это будет новое святотатство, нельзя также приступать к таинствам Миропомазания, Елеопомазания, Брака, ибо это будут новые оскорбления Господа. Следует поспешить на исповедь и во всем сознаться. Надо знать, что все исповеди, последовавшие за святотатской, были недействительными (не приносящими отпущения), но лишь преумножали с каждым разом число грехов. Поэтому, чтобы освободиться от бремени, следует заново исповедоваться во всех грехах, совершенных со времени последней действительной исповеди.
18. Что вы думаете о постоянном духовном руководстве?
Исповедник и духовный отец могут быть разными лицами. Исповедника можно менять, а руководство духовного отца постоянно. Исповедником может быть только священник. Духовным наставником может быть и мирянин, и не рукоположенный монах. У послушников в монастырях есть наставники, которые необязательно являются священниками. Совершенно естественно, что исповедник часто становится и духовным руководителем, особенно когда человек обращается все время к одному и тому же священнику и спрашивает у него совета в разных жизненных ситуациях.
19. А на чем основано духовное руководство? Куда оно ведет?
20. Можно ли исповедоваться у разных священников, или нужно всегда ходить на Исповедь к одному и тому же священнику?
Исповедоваться у разных священников, конечно, можно. Но многие духовные отцы советуют исповедоваться у одного и того же священника. Если у нас есть постоянный исповедник, то полезно идти именно к нему в моменты особой напряженности. Иногда, даже если у нас есть постоянный исповедник, мы вынуждены обращаться к другому священнику – например, если отпущение грехов не терпит отлагательства. Тогда мы обращаемся к священнику, который доступен в данный момент.
Иногда случается, что кающийся чувствует себя по каким-то причинам некомфортно с тем или иным священником. В таких случаях он абсолютно свободен, пойти на Исповедь к другому.
21. Можно ли католику исповедоваться у православного батюшки в случае, если католической среды нет (человек живет в эмиграции), а православный приход есть?
Кодекс канонического права утверждает: «Всякий раз, когда этого требует необходимость или к этому склоняет подлинная духовная польза, причём отсутствует опасность заблуждения или безразличия, тем верным Христу, которые физически или морально не могут обратиться к служителю-католику, позволяется принимать таинства покаяния, Евхаристии и помазания больных от служителей-некатоликов, в Церкви которых вышеуказанные таинства существуют действительным образом (ККП кан. 844 § 2).
Католическая Церковь признает, что поскольку православные христиане (Восточные Церкви) имеют истинные Таинства Священства и Евхаристии, благодаря которым они очень тесно соединены с католиками, то «совместное участие в священнодействиях (communicatio in sacris) в соответствующих обстоятельствах и с согласия церковных властей не только возможно, но и желательно » (II Ватиканский Собор, Декрет об экуменизме« Unitatis Redintegratio »15).
В свете документов Католической Церкви католику позволяется приступать к Таинствам Исповеди и Евхаристии в православной святыне, однако допуск к ним будет зависеть от православного священника.
22. Как преодолеть нежелание исповедоваться у знакомых священников?
Церковь понимает Таинство как видимый знак невидимой благодати, а также учит, что священник не действует от своего имени, но от лица Христа Главы (in persona Christi Capitis), всегда присутствующего в Церкви.
Исповедь не является встречей со священником в человеческом измерении, но входом в сакраментальную действительность, в которой действует сам Христос. Человек, который исповедует всю правду о себе, может чувствовать стыд, и даже страх перед священником, и еще больший страх, если его знает. Кающийся задает себе вопрос: что он обо мне подумает, как будет позже на меня смотреть?
Помощью в правильном обращении к исповеди могут быть слова Иисуса, сказанные св. Фаустине: «Когда ты приступаешь к исповеди, к этому источнику Моего милосердия на твою душу всегда нисходит Моя Кровь и Вода, излившаяся из Моего Сердца и совершенствует ее. Каждый раз, приходя на святую исповедь, с большим упованием целиком погружайся в Мое милосердие, чтобы Я мог излить на твою душу Свои обильные милости. Когда ты идешь на исповедь, знай, что Я Сам жду тебя в исповедальне, и хотя закрываюсь священником, но Сам действую в душе. Здесь нищета души встречается с Богом милосердия. Скажи душам, что из этого источника милосердия милости черпают только сосудом упования. Если их упование будет велико, Моей щедрости не будет границ. Потоки Моей благодати изливаются на смиренные души. Гордые всегда в нищете и убожестве, поскольку Моя благодать отворачивается от них к смиренным душам »(Дневник 1602).
23. У кого исповедуются епископы?
В Компендиуме Катехизиса Католической Церкви читаем, что «Христос доверил служение примирения Своим апостолам, их преемникам – епископам и пресвитерам, соработникам епископов, которые тем самым становятся орудиями милосердия и справедливости Бога. Они осуществляют власть прощать грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа »(КККК 307). Папа Римский, епископы, священники или монашествующие, также как верные миряне, получают дар прощения грехов и примирения через исповедников (епископов или священников), которых сами свободно выбирают.
25. Возможна ли исповедь по скайпу (skype)?
Нет возможности исповедоваться по скайпу или по телефону. Для совершения этого важного Таинства необходим личный контакт со священником. Электронные средства коммуникации являются хорошей возможностью для передачи информации, однако никогда не заменят личного контакта, который необходим для каждого Таинства. В интернете нет Таинств, и даже религиозный опыт, возможный в нем благодаря Божьей благодати, недостаточен в отрыве от соучастия с другими верующими в реальном мире.
Источники:
1. Священное Писание
2. Катехизис Католической Церкви, Катехизис Католической Церкви Компендиум
3. Кодекс Канонического Права Католической Церкви
10. Веруешь ли ты в Сына Божия? (Взрослым об основах католического вероисповедания). Гродно 1998, Гродненская Римско-Католическая Епархия