Кохлеарная система что это
Кохлеарная имплантация и виды имплантов
Кохлеарная имплантация — актуальный и весьма действенный метод восстановления звуковосприятия. Это уникальная возможность вернуть слух даже полностью глухим детям, взрослым людям.
Речь идет об электронном импланте, применяемом в тех случае, когда использование обычного слухового аппарата не дает нужного результата.
Под термином «кохлеарный имплант» понимают высокотехнологичное изобретение — приспособление нового поколения, разработанное для глухих пациентов. Инновационное устройство позволяет получить расширенное звуковосприятие, благодаря которому человек может распознавать речь.
Известно, что кохлеарная имплантация — единственное спасение, когда нет эффекта от слухового аппарата. Вы можете подумать, что, возможно, слуховой аппарат просто некачественно усиливает звук? Нет, дело совсем в другом. Он не может усилить звук и дать должный результат, когда поражены волосковые клетки в органе слуха (или когда они вовсе погибли). Таким образом, важно понять, что данный имплант предназначен для замены поражённой части слухового органа, а никак не для усиления звука. То есть, он доставляет звук непосредственно к слуховому нерву за счет электрических импульсов.
Показания к проведению кохлеарной имплантации
Среди основных показаний к проведению подобного рода вмешательства, как кохлеарная имплантация, стоит назвать:
Следует знать и понимать, что при длительной потере слуха кохлеарная имплантация может дезориентировать пациента. Поэтому важно заранее подготовить участки головного мозга, отвечающие за обработку звуковой информации. Вот почему такая операция противопоказана пожилым людям: на адаптацию может потребоваться слишком много времени, а ощутимого результата добиться не удастся.
Виды имплантов
Существуют разные кохлеарные импланты, отличающиеся техническими свойствами и внешним видом. Их показатели работы разные на фоне шума, зависят от глубины ввода, разборчивости речи и пр.
Можно привести следующую классификацию кохлеарных имплантов в зависимости от:
Что выбрать? С этим вопросом рекомендуем обратиться к врачу. Только специалист может помочь с подбором качественного средства. Без обследования пациента здесь не обойтись.
Как жить с имплантом
Какие бы кохлеарные импланты вы не выбрали, знайте: они не накладывают ограничения на повседневную активность. Разве что под запретом чрезмерно активные виды спорта, в которых возможны удары по голове.
Все, кто соглашаются на подобную операцию, должны понимать, что на адаптацию может потребоваться немало времени. Процесс привыкания достаточно длительный. Но после его завершения вам не захочется снимать устройство.
За помощью по реабилитации можно обратиться в наш центр «Тоша&Со». Здесь вам (вашему ребенку) предложат комплексный подход к восстановлению нарушенной функции слуха. Будьте здоровы!
Кохлеарная имплантация глазами пользователя КИ
Предлагаем Вашему вниманию статью Сазонова Анатолия, пользователя КИ.
Привет! Меня зовут Анатолий, очень приятно. Я расскажу про одну из очень интересных тем на стыке биологии и технологии: это кохлеарная имплантация, при которой на данный момент глухой с рождения или позднооглохший человек посредством электростимуляции слухового нерва имеет слух, довольно близкий к тому, который есть у слышащих людей.
Сравнивать это с нормальным слухом нельзя, конечно же: все-таки кохлеарный имплантат – это, по сути, очень дорогой и высокотехнологичный протез. Но тем не менее для меня это выглядит вещью, довольно близкой к чуду: человек был глухой, а вот теперь он практически полноценно слышит. Имплантирован и я, на оба уха, билатерально.
Как все начиналось? Еще в 1790 году Алессандро Вольта провел первый в истории эксперимент по электрической стимуляции слухового нерва: к ушам были приложены электрические проводники, состоящие из металлических пластин, подключенных к 50-вольтной электрической цепи. Так Вольта ощутил ушами звук кипения воды: как утверждал физик, это было похоже на своеобразный треск.
В 19-ом и первой половине 20-го века различные исследования и эксперименты доказали явную связь между электростимуляцией и возникновением слуховых ощущений, были выявлены механизмы, возникающие при стимуляции среднего и внутреннего уха: в зависимости от характера стимуляции у человека возникали ощущения шипения, стука, звона, шелеста и других неречевых звуков.
С развитием технологий и с появлением новых биологических материалов, не отторгаемых человеком при операции, стало возможным проведение и создание первых имплантируемых систем. Поначалу они были очень большими и громоздкими. Помните первый компьютер ЭНИАК, занимавший чуть ли не всю комнату? Такими были и самые первые экспериментальные одноканальные системы: первые пациенты оперировались только лишь ради того, чтобы хотя бы понимать только речь (параллельно читая с губ), подключившись на пару часов в лаборатории. К концу 70-х годов появились первые носимые системы с многоканальными имплантатами, позволяющими воспринимать кроме речи все звуки окружающего мира.
В начале 80-х годов началось коммерческое использование имплантируемых систем, появились и первые фирмы, специализирующиеся на производстве систем кохлеарной имплантации. На настоящий момент фирм все также немного – 6 производителей. Миниатюризация внешней части систем была достаточно быстрой: первые образцы были размером с большую почтовую сумку, и их надо было носить на ремне, потом – размером с кассетный плеер, ну а дальше уже появились заушные модели.
Теперь представим примерно, как это все технологически устроено (см. схематичное изображение).
Нейросенсорная тугоухость (причин её возникновения предостаточно: приобретенная – воздействие постоянного шума, действие ототоксичных препаратов, травмы, болезни, пр.; врожденная – генетика, осложнения при родах и т. д) по сути заключается в механизме быстрого или постепенного повреждения волосковых клеток внутреннего уха: если очень упрощать, звуковая волна, начиная от воздействия на барабанную перепонку, путем сложных механических преобразований стимулирует движение волосковых клеток в улитке внутреннего уха. А волосковые клетки, в свою очередь, раздражают волокна слухового нерва, который передает эти ощущения в слуховую зону коры больших полушарий головного мозга. Этих клеток – несколько тысяч. Степень тугоухости или глухоты как раз напрямую зависит от количества поврежденных или отсутствующих волосковых клеток.
Сам кохлеарный имплантат состоит из внешней части, называемой речевым процессором, и внутренней – непосредственно имплантата.
Речевой процессор, по сути – тот же заушный слуховой аппарат, этакий микрокомпьютер (имеющий, кстати говоря, и прошивки, и возможность перепрограммирования), который воспринимает микрофоном (или несколькими микрофонами) звуки окружающей среды и перекодирует их в электроимпульсы. Только у речевого процессора есть еще и плоский магнит-радиопередатчик – вот по нему, посредством радиоканала, импульсы передаются непосредственно на приемник-имплантат, расположенный под кожей тоже за ухом. Его устанавливают во время операции, хирургическим путем, под общим наркозом, непосредственно сама операция идет в районе часа-двух, плюс минус: многое зависит и от индивидуальных физиологических особенностей. От имплантата отходит решетка (цепочка) электродов, уходящая в улитку внутреннего уха и закручивающаяся там. На решетке расположены электроды, обычно больше 20 штук – вот как раз они и заменяют тысячи погибших волосковых клеток, стимулируя электроимпульсами волокна слухового нерва.
Начинает ли человек мгновенно слышать после первого подключения речевого процессора, которое происходит через плюс-минус несколько недель после операции, необходимых для того, чтобы зажил послеоперационный шов? И да, и нет. Чаще всего после первого включения сваливается огромная масса непонятного шума, сливающегося в гул, – а бывает, что гула и шума нет, а есть только тишина и попискивания. Все это очень индивидуально и зависит от того, когда человек оглох, слышал ли он раньше, какой был у него срок глухоты.
Пластичность мозга огромна: постепенно из этого шума и гула он методично вычленяет полезные звуки, в первую очередь речь, попутно отсеивая звуки неполезные и не несущие смысла. Помню, как на третий день после подключения зашел в троллейбус и услышал буквально каждую его гаечку и винтик, это меня сильно поразило в свое время. Слышащие люди тоже это слышат, только не воспринимают, хотя могут – если поднапрягутся и сконцентрируются.
Со временем из непонятных кваканий и пищаний в такт тому, что говорит человек, речь выкристаллизовывается и становится похожей на нормальную, со знакомыми интонациями и индивидуальностью. Период такой адаптации тоже очень разный, у меня занял несколько дней, у других – несколько месяцев. Самый сложный вопрос – это музыка. В целом, имплантаты принимают и кодируют частоты от 0 до 8500 Гц, обуславливается это изначальной целью – все звуки человеческой речи как раз расположены в этом диапазоне, называемом «речевым бананом»: это усредненный спектр речи, отражающий все ее звуки по частотам и громкости звучания относительно нормального слуха. Но тем не менее даже имплантированные люди могут слушать и получать удовольствие от музыки и даже музицировать сами.
Необходимо понимать, что степень удовлетворения имплантацией будет разная. Одно дело – люди, которые слышали всю жизнь, одномоментно оглохли и потом прооперировались. В их случае сравнение с нормальным слухом – как между цветным и черно-белым ТВ. Другое дело – слабослышащие, долгое время носившие слуховые аппараты. Во многих случаях они-то как раз качеством речи и музыки весьма довольны. Глухие дети – отдельный разговор, для них это вполне себе естественный метод слышать, они им очень довольны, так как лучшего не знают.
Кохлеарная имплантация
Кохлеарная имплантация – это один из наиболее эффективных методов реабилитации глухих детей на современном этапе развития науки и техники. Она способна радикально изменить жизнь ребенка, ведь она позволяет абсолютно глухим детям слышать и понимать речь. Это положительно сказывается на всем ходе развития ребенка, его социализации, положительно влияя на воспитание и обучение.
Основная особенность этой технологии в том, что в отличие от обычных слуховых аппаратов, которые просто усиливают звук, она действует по-другому: кохлеарный имплант выполняет работу поврежденного внутреннего уха (улитки) по передаче звуковых сигналов к мозгу.
В процессе операции во внутреннее ухо вводится система электродов, которая обеспечивает восприятие звуковой информации с помощью электростимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.
Всех детей, которые прошли через процедуру кохлеарной имплантации, можно разделить на две группы:
Но проблема в том, что после кохлеарной имплантации требуется проведение соответствующей реабилитации. Объясняется это тем, что эта операция не позволяет глухим детям сразу после подключения речевого процессора различать полученные звуковые сигналы. Иными словами, сразу после завершения операции ребенок не сможет правильно использовать речь в повседневной жизни, т.е. полноценная коммуникация будет отсутствовать.
В чем особенности психофизического развития детей с КИ
Развитие слуха и речи детей в большей степени зависит от их психического и физического уровня развития. Дети, у которых есть какие-либо нарушения слуха, не так развиты в отношении двигательной сферы, как их сверстники, у которых таких проблем нет.
Определенная неустойчивость, проблемы с сохранением равновесия, неточная координация и некая неуверенность движений – все это в той или иной степени присутствует у слабослышащих детей. Наблюдается плохо развитая мелкая моторика, а также общее замедление в выполнении каких-либо действий.
Помимо более низкой двигательной подготовленности глухих детей, присутствуют сложности в:
Такие дети могут испытывать сложности в распознавании предмета, если он закрыт другим. Это достаточно серьезные проблемы, потому что для глухих зрительное восприятие является основным источником представлений об окружающем мире.
Особенности реабилитации после кохлеарной имплантации
После первой настройки процессора нужна комплексная педагогическая помощь для развития слухового восприятия и речи. Основная задача реабилитации после кохлеарной имплантации – это научить детей воспринимать, различать, распознавать окружающие звуковые сигналы, понимать их значение. Все это очень важно для нормального развития речи.
Реабилитация после кохлеарной имплантации включает в себя следующие этапы:
В реабилитационной программе, помимо самого пациента, участвует сурдопедагог и аудиолог. После подключения процессора родителям ребенка рассказывают, что такое кохлеарный имплантат, как именно он будет функционировать, какие этапы реабилитации необходимо будет пройти. Проводится первичная восстановительная сессия (всем пациентам с КИ рекомендуется проведение восстановительных сессий в течение 2 лет).
Занятия для развития слухового восприятия детей необходимо начинать еще до проведения операции, а затем продолжать в послеоперационный период (примерно через 7 дней после снятия швов) до включения речевого процессора. Основная цель заключается в подготовке к включению импланта. На этом этапе ребенок привыкает к определенным действиям, которые предполагает проведение занятий. Он учится быть более собранным, усидчивым, у него формируется навык прислушиваться.
Для развития слухового восприятия с помощью речевого процессора применяются те же методы, что и при работе с детьми со слуховыми аппаратами. При этом нужно отметить, что положительная динамика в данном случае наблюдается значительно быстрее.
У детей с кохлеарным имплантом нужно развивать слуховое восприятие по следующим направлениям:
Речь детей после КИ недостаточно активна, а также сопровождается рядом нарушений. Присутствует несформированность ряда мыслительных операций. Общее психоэмоциональное состояние нестабильно, поэтому ребенок испытывает стресс.
С такими детьми важно проводить занятия для развития невербальных функций. Они включают в себя развитие:
Что такое кохлеарная имплантация?
Кохлеарная имплантация – это хирургическое восстановление слуха, в ходе которого в улитку внутреннего уха устанавливается специальный прибор. Он стимулирует сохранные структуры слухового нерва, что способствует восприятию звуков. Нейросенсорная тугоухость является основным показанием для кохлеарной имплантации, поскольку она характеризуется серьёзными повреждениями тканей улитки. Установленный имплант способен восстановить полностью отсутствующий или утраченный слух.
Кохлеарный имплантат вживляется в зону за ухом. Электродами он соединяется с улиткой. Принцип работы слуховых аппаратов и имплантов полностью отличается. СА усиливают звуки, а КИ заменяет повреждённые рецепторы улитки. Имплант обеспечивает доставку звуковой информации непосредственно к слуховому нерву при помощи электрической стимуляции.
Отбор пациентов
Кохлеарная имплантация возможна не во всех случаях. Специалистами выделяется ряд факторов, оказывающих влияние на успешность вмешательства. Операция рекомендована пациентам:
Важно помнить, что кохлеарная имплантация при длительной потере слуха может дезориентировать пациента. Это связано с тем, что участок головного мозга, который отвечает за обработку звуковой информации, не подготовлен к подобным нагрузкам. Поэтому, как правило, пожилым людям подобные операции не проводят. Адаптация может занять слишком длительное время и не дать ощутимых результатов.
Подготовка к операции
Перед установкой кохлеарного имплантата пациенты проходят стандартную предоперационную подготовку. Также им назначают:
В некоторых случаях перед вживлением кохлеарного аппарата назначаются дополнительные тесты и консультации со смежными врачами (неврологом, психоневрологом и так далее). На основании обследования специальной комиссией принимается решение о возможности проведения операции.
Установка кохлеарного импланта
Операция по имплантации аудиопротеза проводится под наркозом. Как правило, она занимает около 6 часов. Процедуру можно разделить на несколько этапов:
После операции пациент нуждается в уходе. До выхода из наркоза его состояние контролируется врачами.
Реабилитационный период
Процессор КИ подключается спустя 4-5-6 недель после оперативного вмешательства. На этом этапе важно правильно настроить аппарат, чтобы пациент мог комфортно слышать и обрабатывать информацию, а также не испытывать какого-либо дискомфорта.
Реабилитационная программа разрабатывается в каждом случае индивидуально. Помимо пациента в ней участвует аудиолог и сурдопедагог. После подключения процессора пациенту рассказывают, что такое кохлеарный имплантат, как он будет работать, какие самостоятельные упражнения следует выполнять и проводят первичную восстановительную сессию. Объём занятий и дополнительный настроек устройства зависят от конкретного пациента. Однако абсолютно всем пользователям имплантов рекомендуются регулярные восстановительные сессии в течение двух лет. В дальнейшем их количество будет снижаться. Однако тестировать имплант необходимо не менее раза в год.
Возможные осложнения
Кохлеарная имплантация является полностью безопасной процедурой при должном опыте и квалификации специалистов. Но в некоторых случаях пациенты сталкиваются с осложнениями. Операция может привести к:
Важно подойти к выбору кохлеарного аппарата и специалиста с большой ответственностью.
Выбрать батарейки для слухового аппарата у нас на сайте.
Если вы хотите подобрать слуховой аппарат – перейдите в каталог
Краткая история кохлеарной имплантации
Автор: Редакция Мастерслух
От первых опытов Алессандро Вольта до наших дней.
Впереди – лучшее будущее
К хорошему быстро привыкаешь
Сегодня кохлеарная имплантация – сложное, но в общем-то рутинное медицинское вмешательство. Через него прошли около полумиллиона людей по всему миру – иначе они бы не получили возможность слышать. Операцию делают даже младенцам! Технологический прорыв произошел всего за несколько десятилетий. Об этом – в нашей статье.
Полвека назад вживление электродов, чтобы лучше слышать, казалось фантастикой.
Дайджест по датам
В конце XVIII века физик Алессандро Вольта (тот самый, в честь которого названа единица напряжения), проводя первые опыты с электричеством, обнаружил, что электростимуляция может порождать звуковые ощущения. Он описывал их, как звуки кипящей воды.
Весь XIX век ученые вовсю исследовали электричество и электромагнетизм. Появились телеграф и телефон, первые лампы накаливания… Прогресс не остановить, конечно, но:
К первой половине XX века, когда без электричества уже сложно было представить комфортную жизнь, и медицинские технологии стали быстро развиваться, исследованиями стимуляции слухового нерва у слабослышащих в разных странах активно занимались медики и военные.
В середине столетия произошел прорыв – начались первые вживления электродов (пока еще только одноканальных) в слуховой нерв:
Все вмешательства проводились на глухих пациентах-добровольцах, и технически результат был достигнут. Но практически имплантированные системы оказались столь несовершенны, что не показали удовлетворительных результатов именно в части улучшения качества жизни.
Только через 15 лет появились более совершенные многоканальные импланты, их начали создавать в разных странах на волне первых успехов с одноканальными.
В 1977 году в лор-клинике при Венском техническом университете была выполнена имплантация первого многоканального микроэлектронного кохлеарного импланта. Так начиналась история компании MED-EL – одного из ведущих производителей медицинских товаров для слабослышащих.
Почти в то же самое время в 1978-м году была произведена удачная операция по вживлению подобного прибора пациенту в Австралии, в медицинском университете Мельбурна. На волне успеха в стране появилась компания Cochlear. Сегодня это еще один мировой лидер по производству медицинского слухового оборудования.
Первые подобные операции проводились в разных странах, но до 1984 года насчитывалось лишь четыре сотни проимплантированных взрослых пациентов, большинство из которых потеряли слух в сознательном возрасте. К концу 80-х их число так и не доросло до тысячи.
Да, они стали носить первые многоканальные импланты, но технологии были еще несовершенны. Не до конца было понятно:
До приборов, идеально передающих звуки окружающего мира и напоминающих современные, было еще далеко.
1990-м году американская FDA (аналог нашего Роспотребнадзора) снизила возраст применения имплантов у детей сначала до достижения двух лет, спустя восемь лет – до полутора, а по прошествии еще четырех – до года.
Поначалу не спешили оперировать младенцев и европейцы. Только в 2004-м в Германии была проведена первая кохлеарная имплантация пятимесячному ребенку.
Изначально, из-за того что у малышей ушки маленькие, внешнюю часть аппарата дети могли носить только на рукаве, бедре и других местах, но не за раковиной, как сегодня.
А что у нас?
В 1991 году в СССР прошел регистрацию первый имплант от Cochlear. В том же году российскими врачами – сотрудниками НИИ аудиологии и слухопротезирования вместе с зарубежными коллегами были произведены две первые имплантации. Спустя год – третья.
А в 2005-м отечественный Минздрав принял решение о широком внедрении метода. Уже «обкатанная» технология стала активно и успешно применяться в Научно-клиническом центре оториноларингологии», Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи, в Российском научно-практическом центре аудиологии и слухопротезирования. Затем «перетекла» в филиалы по стране. Но передовыми, самыми надежными, конечно, до сих пор считаются центральные клиники-НИИ.
Прогресс не остановить
Все последнее десятилетие XX века разработчики пытались уменьшить внешнюю часть кохлеарных имплантов, сделать техническую «начинку» совершеннее. В первой половине XXI многое удалось. Люди, не слышащие с рождения, могли вести полноценную жизнь. Но наука не стоит на месте, возможно, уже совсем скоро искусственный слух не только полностью сравнится с природным, но и в разы его превзойдет. О перспективных разработках, которые вот-вот появятся в широком доступе, читайте в статье «Ученые работают над этим…».
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Все работы хороши, выбирай на вкус! Востребованные профессии для глухих и слабослышащих
«МастерСлух» разрушает стереотип, что обладателям слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов доступны только примитвные малооплачиваемые специальности. Читать далее →
«Чтобы лучше слышать тебя, внученька». Три лайфхака, которые помогут убедить пожилого члена семьи носить слуховой аппарат
Заставлять никогда никого нельзя. Но попытаться кое-что сделать можно… Читать далее →
Слуховые аппараты и музыка… совместимы
Современные высокотехнологичные устройства позволяют наслаждаться любимыми мелодиями и песнями. При соблюдении некоторых условий, конечно. Читать далее →