Конспект что такое математика
Конспект что такое математика
(остальные материалы готовятся к публикации)
Глава 3. Алгебра 8 класс
(остальные материалы готовятся к публикации)
Глава 4. Алгебра 9 класс
(остальные материалы готовятся к публикации)
Глава 5. Материалы для подготовки к ОГЭ
Глава 6. Алгоритмы решения задач по алгебре
Электронные формы учебников для 6-9 классов (ссылки):
Алгебра (от араб. الْجَبْر, «аль-джабр» — восполнение) — раздел математики, который можно нестрого охарактеризовать как обобщение и расширение арифметики. Слово «алгебpа» также употребляется в общей алгебре в названиях различных алгебраических систем. В более широком смысле под алгеброй понимают раздел математики, посвящённый изучению операций над элементами множества произвольной природы, обобщающий обычные операции сложения и умножения чисел.
Алгeбра как раздел математики традиционно включает следующие категории: Элементарная, Общая, Универсальная, Линейная (включая матрицы) и Алгебраическая комбинаторика.
Элементарная алгебpа, которая изучает свойства операций с вещественными числами. В ней постоянные и переменные обозначаются буквенными символами. Элементарная алгeбpа содержит правила преобразования математических выражений и уравнений с использованием этих символов. Обычно преподаётся в школе под названием aлгебра.
Источники идей и цитат для конспектов по Алгебре:
(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной группы «Что такое математика?»
Лариса Левченко
Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной группы «Что такое математика?»
Цель: закрепление и обобщение полученных знаний.
Задачи:
— Обобщить и систематизировать знания по ФЭМП в подготовительной к школе группе.
— закрепить умения отгадывать математические загадки;
— развивать пространственные представления, умение ориентироваться на плоскости;
— развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, посредством включения разнообразных игровых заданий, пространственное ориентирование и ориентирование во времени, а также умение объединять предметы в группу по признаку, логическое мышление;
— развивать речь детей, образное мышление, логическое мышление, зрительную память, внимание;
— воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Демонстрационный материал: музыкальные записи, набор цифр от 1 до 20.
Раздаточный материал: простые и цветные карандаши, рабочие тетради в клеточку.
Предварительная работа: отгадывание загадок, решение логических задач, составление и решение задач, индивидуальные занятия.
Ход занятия Добрый день, уважаемые гости! Совсем скоро наши дети станут первоклассниками. Сегодня мы решили провести небольшое испытание для наших подготовишек, чтобы посмотреть, как они ответственно и серьезно готовятся к поступлению в 1-й класс.
Ребята, а вы знаете, что это за наука «математика»? А чем она занимается? Где нам может пригодиться математика?
Итак, наша ВИКТОРИНА начинается (команды стоят напротив друг друга).
Прошу выйти капитанов команд и взять «шифровки», разгадав их, вы узнаете названия ваших команд.
1 2 3 4 5 6
Воспитатель: Теперь у нас есть две команды, но для проведения викторины нужно еще и жюри, которое будет оценивать, как вы справляетесь с заданиями, и выставлять вам баллы. Такое жюри у нас есть. (Представляет жюри). За каждое правильно выполненное задание команда будет получать одну фишку.
Каждой команде предлагается по 10 вопросов, (вопросы в 2-х конвертах)
Вопросы команде УМНИКИ:
1. Сколько дней в неделе?
2. Сколько в неделе выходных дней?
3. Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора? (по «зебре»);
4. Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь);
5. Прибор для измерения времени (часы);
6. Сколько пальцев на двух руках?
7. Как называются геометрические фигуры с большим количеством углов?
8. Как называется геометрическая фигура с 4 углами?
9. В какое время года птицы строят гнёзда? (весной);
10. Как называется наша станица?
Вопросы команде УМНИЦЫ:
1. Сколько месяцев в году?
2. Что длиннее неделя или месяц?
3. Как называются геометрические фигуры без углов?
4. Что нужно делать, если случится пожар? (позвать на помощь и позвонить 01);
5. Назовите дни недели.
6. В какое время года птицы улетают на юг? (осенью);
7. Соседи числа 8 (7 и 9);
8. Сколько ушей у двух кошек? (4)
9. Сколько яблок на березе?
10. Страна, где мы живем? (Россия).
2. «Кто быстрее»
Команды получают карточки с графическим изображением. Участникам нужно выложить эти фигуры на столах из счетных палочек.
Побеждает та команда, которая быстрее и правильно справиться с заданием.
Физминутка «Живые цифры»
Команды стоят напротив друг друга в руках у каждого цифры от 1 до 10.
Ведущий посередине с набором цифр.
Ведущий поднимает число (по очереди для каждой команды) и к нему должны выбежать «соседи» поднятого числа.
3. «Конкурс капитанов»
На карточке напечатаны цифры от 0 до 20. Цифры меньше 10 обвести зеленым карандашом, цифры больше 10 – красным.
А пока капитаны выполняют задание, команды задают друг другу задачи.
4. «Придумай задачу»
Участники выбирают карточки с математическими примерами, по которым нужно придумать задачу противнику.
5. Поляна «Время»
-Ребята, а какой прибор показывает время? (Часы)
-А для чего нужны человеку часы? Для чего нам нужно знать время?
— Что показывает маленькая стрелка?
— Что показывает большая стрелка?
— Сколько минут в часе?
— Сколько секунд в минуте?
— Что вы делаете утром?
Теперь последнее задание, которое нужно выполнить за пять минут (песочные часы)
6. Графический диктант
Цель: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку
Дети выполняют под диктовку изображение собачки.
Жюри подводит итоги. Детям вручаются смайлики, их нужно раскрасить, вырезать и приклеить в тетрадь.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, можно сказать, что практически готовы к школе. Вам понравилось сегодняшнее занятие? А задания были сложными или легкими? Какое задание вам понравилось больше всего?
Вы хорошо справились со всеми заданиями, вам понравился подарок?
План-конспект занятия по окружающему миру для подготовительной группы «Что такое микробы» План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Познавательно-исследовательская деятельность Что тaкoe микробы?.
Конспект итогового занятия для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии.
Конспект занятия по развитию читательских умений в средней группе «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект по развитию читательских умений в средней группе на 7.02.18 Тема: «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» Подготовила:.
Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» по программе «Безопасный интернет» Тема №1 «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних воспитанников путем привития.
Конспект занятия-беседы для детей подготовительной группы «Что такое красная книга» Цели: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу.
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе для детей с ТНР «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: формирование нравственных представлений у детей. Задачи: 1. Учить давать нравственную оценку поступкам окружающих людей. 2. Формировать.
Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки. Задачи: Формировать умение детей решать проблемные ситуации. Учить аргументировать.
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы «Что такое жертвенность?» Задачи: 1. Содействовать приобщению детей к общечеловеческой ценности – жертвенности, как высшей форме проявления любви к ближнему. 2. Подвести.
Конспект занятия по математике в подготовительной группе по ФГОС «Страна Математика»
Ольга Любарская
Конспект занятия по математике в подготовительной группе по ФГОС «Страна Математика»
Конспект занятия по математике в подготовительной группе ФГОСДО:
«Страна Математика»
Цель: закрепление полученных знаний детей по математике.
1. Закрепить умение детей решать простые примеры на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия.
2. Учить логически мыслить и воспринимать информацию на слух.
3.Закрепить представление детей о геометрических фигурах: умение различать геометрические фигуры, умение сравнивать их по свойствам (по форме и величине).
1. Создать условия для развития логического мышления, внимания, воображения.
2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
2. Воспитывать интерес к математическим знаниям.
1. Сюрпризный момент (письмо)
3. Графический диктант «Маршрут».
4. Логические задачи.
5. Игровое упражнение «Сосчитай».
6. Игровое упражнение «Построй по образцу»
Материалы: 2 письма Царицы Математики, геометрические фигуры разных форм и размеров; счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 10.
Ход занятия:
(Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.)
1. Письмо Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган.Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр, решил задачи с ошибками!
Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Дорогие ребята, если вы сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.
Ваш друг Царица Математика».
— Внимательно слушайте вопросы и дайте правильные ответы.
(Воспитатель. Бросает мяч – дети отвечают на вопросы)
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Какое число меньше 7, но больше 5? (6)
10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).
(В процессе ответов на вопросы дети прикрепляют к доске карточки с цифрами – ответами)
Вы правильно ответили на все вопросы, но для того, чтобы узнать пароль, надо числа поставить по порядку. (выходит ребенок и выкладывает числ. ряд)
— А теперь я перевернукарточки на другую сторону, и мы сможем прочитать «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»).
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы узнали пароль, и теперь мы с вами в математической стране.А вот и первое задание: вам предстоит стать спасателями и строителями. Хулиган разрушил дом Царицы, который состоит из геометрических фигур. Царица Математики прислала нам схему, по которой мы должны восстановить её дом в математическом царстве. Давайте посмотрим, из каких геометрических фигур состоит дом».
Дети: «Из квадратов, треугольников, прямоугольников…».
2. Задание «Построй дом из геометрических фигур»
(Дети собирают дома из геометрических фигур по схеме)
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел!».
3. Следующее задание «Решение задач»
— Посмотрите, какие деревья выросли около дома Царицы Математики?
(На доске 7 картинок дубов и 3 картинки сосен.)
Воспитатель читает задачу:
«Вот 6 дубков и 3 сосны
Как зелены они, стройны!
Деревьев сколько тут? Узнайте
И хорошенько посчитайте.»
— Какое условие в этой задаче?
— Сколько дубков выросло? (реб. Ставит цифру)
— Сколько сосен? (ставит цифру)
— Назовите арифметическое действие, с помощью которого вы будете решать эту задачу. (сложение)
— Какой знак мы поставим? (+)
— Какое же решение получилось? (6+3)
— Какой ответ в задаче? (Всего росло 9 деревьев)
Три медведя шли домой. (Дети шагают на месте вперевалочку.)
Папа был большой – большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх.) Мама с ним поменьше ростом. (Руки на уровне груди.)
А сынок – малютка просто. (Присесть.)
Очень маленький он был, (Присев, качаться по – медвежьи.)
С погремушками ходил. (дети встряхивают руки)
5. Следующее задание «Со счетными палочками.»
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).
5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).
6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).
7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).
8. И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция).
9. И еще 2 палочки. Что получилось? (2 ромба или трапеция и треугольник).
10. И еще две палочки. Что получилось? (трапеция, ромб или 2 ромба и треугольник или 5 треугольников).
11. И еще одну палочку. Какая фигура у нас получилась? (многоугольник).
12. Из каких фигур она состоит? (из треугольников, ромбов,трапеций: 2 трапеций или 3 ромбов или 6 треугольников).
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием!»
У бабушки Маши внук Федор,
Кот Пушок. Собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков. (1)
В корзине лежало 6 грибов, 1 гриб оказался несъедобным и его выбросили. Сколько грибов осталось? (5)
На кусте распустилось 5 роз. Мама срезала 3 штуки, сколько осталось? (2)
На полке стояло 5 красных чашек и 1 синяя. Сколько чашек стояло? (6)
На кусте созрело 8 помидоров. Четыре помидора сорвали. Сколько осталось? (4)
Воспитатель: «Молодцы, ребята,вы прекрасно справились со всеми заданиями: поставили числа по порядку, восстановили разрушенный дом, посчитали деревья у дома, решили шуточные задачки. Ну, а теперь нам пора возвращаться из математической страны. А для того, чтобы мы нашли дорогу домой, Царица Математики прислала нам маршрут. Он находится в этом киндер – сюрпризе. Но вот беда, киндер-сюрприз попал в воду, и мы должны его достать.Но есть одно условие: нельзя опускать руку в кувшин. Как же нам это сделать? (ответы детей).
— Нам осталось только нарисовать маршрут. У вас на столах листочки, красной точкой обозначено наше местоположение, а это наш д/сад. Если вы правильно будете выполнять все мои указания, то мы доберемся до нашего Д. сада. Поставьте карандаш в красную точку и в путь…
8.Воспитатель: «Ну вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»
Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»
Входит пом.воспитателя и говорит: «Вам письмо».
Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?»
Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасные дома из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок».
(Воспитатель зачитывает детям письмо, в котором Царица Математика благодарит детей за оказанную помощь.)
Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного».
«Путешествие в Королевство Математика». НОД по математике в подготовительной группе Цели: развитие способности к анализу, сравнению, обобщению. Образовательные задачи: 1. Закреплять у детей умения считать в пределах 10,.
«Занимательная математика». Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с презентацией Цель: формирование элементарных математических представлений. Задачи: Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.
Конспект интегрированного открытого занятия по математике в подготовительной группе «Помощь планете Математике» Тема: Помощь планете «МАТЕМАТИКА» Цель: Формирование элементарных математических представлений. Программное содержание: Образовательные.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Страна Детства» Детство — это самое счастливое время для многих из нас, мы всегда с очень теплыми чувствами вспоминаем годы нашей молодости и детства.
Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе Цель: закрепление и повторение пройденного материала, полученного на занятиях в течение года. Задачи: продолжать обучать детей составлению.
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Сказочная страна Математика. Закрепление пройденного материала» Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Сказочная страна математика. Закрепление пройденного материала». Цели: 1. Закреплять навыки количественного.
Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Веселая математика» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Решение простых арифметических задач» Цель: Формирование начальных математических.
Конспект занятия по математике в подготовительной группе Конспект занятия по математике в подготовительной группе Образовательная область (познавательное развитие)Программные задачи: • Закрепить.
Конспект урока алгебры в 7-м классе
Конспект урока алгебры в 7-м классе
Тема: «Математический язык»
УМК : Мордкович А. Г. «Алгебра 7»
Тип урока : урок изучения нового материала
— ознакомление учащихся с математическим языком, формирование навыков и умений выполнять перевод выражений и утверждений с естественного языка на математический язык и обратно;
— развитие умения наблюдать, сопоставлять, умения рассуждать по аналогии, развитие логического мышления, интереса к предмету через использование информационных технологий;
— актуализировать знания учащихся о языке как средстве общения;
— вспомнить виды человеческой речи;
— познакомить учащихся с делением языков на естественные и искусственные;
— углубить знания детей по истории математики;
— расширить кругозор учащихся в вопросах языкознания
Формы организации деятельности на уроке :
— изучение нового материала,
— закрепление изученного материала, формирование первичных умений
— подведение итогов урока.
— словесные (проблемный диалог),
— работа учащихся под руководством учителя и самостоятельная.
— классная доска, маркеры
— экран, проектор, компьютер,
— раздаточный материал: алгоритмы-памятки для чтения математических выражений,
Предполагаемый результат : осознание учащимися значимости математического языка; формирование умений и навыков перевода утверждений с обычного языка на математический язык и обратно, деления речи на устную и письменную; мотивация к изучению математики, мотивация к творчеству.
Урок начинаю несколько необычно для учащихся — со входа в класс с японским атрибутом в одежде и чтения хокку на японском языке. Видя недоумение на лицах ребят, поздороваюсь на незнакомом для учащихся языке, например французском, испанском с целью усугубления недоумения. Повторяю приветствие на изучаемом иностранном языке и перевожу его на русский язык.
«Как вы, ребята, думаете, о чем мы будем говорить с вами на нашем уроке?» и услышав возможный ответ детей: «О языках», начинаю рассказ, сопровождая его демонстрацией слайда (рис. 1).
Рис. 1. Примеры языков
Морзе, 2) нотная грамота, 3) математический,
4) японский, 5) старославянский, 6) английский.
«Всего в мире насчитывают шесть тысяч языков. Языки всегда возникали и умирали. В наше время они перестали возникать, но не перестали возрождаться. Стало меньше языковых различий между людьми. Малочисленные народы, например баски, сохраняют свой язык, вводя его в ранг обязательного. Галлы из своего языка сохранили лишь несколько слов. Иврит — возрожденный язык. Старославянский и латинский — почти мертвые языки. Но существуют еще и языки, которые можно считать международными, объединяющими людей различных национальностей, изобретенные с какой-то целью или появившиеся из практических нужд людей. Речь идет об искусственных языках, которые начали появляться со 2-й половины XIX века и появлялись до середины XX века. Таких языков было придумано около тысячи. Но прижились четыре — пять языков, среди них наиболее известен эсперанто.
Есть ли среди языков, примеры которых приведены на слайде (рис. 1), искусственные? Попробуйте разделить эти языки на естественные и искусственные».
Верные ответы: естественные языки — японский, старославянский, английский; искусственные — азбука Морзе, нотный, математический.
Предлагаю учащимся попробовать расшифровать первое слово на слайде (рис. 2): «Если вы знаете азбуку Морзе, вам не составит труда прочесть написанное здесь знаками слово. Для непонимающих язык радистов прилагается фрагмент кодировочной таблицы»
Верный ответ – «математика»
Вы заметили, что из этих точек и тире складываются буквы, из букв — слова, из слов — фразы, из фраз — тексты, посылаемые в эфир. Так с чего начинается изучение любого языка?»
Ожидаемый ответ: изучение любого языка начинается с изучения простейших символов этого языка – букв.
«На сегодняшнем уроке мы будем говорить с вами о математическом языке. Назовите, пожалуйста, «буквы» математического языка».
Возможен вариант ответа, что таковыми в математике являются числа, переменные и степени переменных.Задаю вопрос о принадлежности математических знаков к буквам. При затруднении — просмотр слайда (рис. 3) и разъяснение того, что математические знаки, как и в обычном языке, естественно называть буквами.
Вместе с буквами обычного языка математические знаки составляют алфавит математического языка. Алфавит «русского математического языка» содержит не только 33 буквы русского алфавита, но и буквы латинского алфавита — ими пользуются для записи свойств арифметических действий и для обозначения точек, прямых (рис. 3).
Рис. 3. Элементы математического алфавита
Текст, написанный на естественном языке, состоит из предложений. Ребята, какие бывают предложения? Правильно, предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. В математическом языке встречаются практически только повествовательные предложения.
Так же, как и в обычном языке, в математическом из букв составляют слова, но называются они иначе — выражениями. В обычном языке буквы в слове всегда пишутся «в строчку», а математические выражения более разнообразны, например, дроби или степени.
Первые математические знаки — знаки для изображения чисел — это цифры. Их возникновение, по мнению многих ученых, предшествовало введению письменности. Самые древние системы счисления — вавилонская и египетская. В конце XVI века и начале XVII века входят в употребление знаки равенства Р. Рекорда.
Рис. 4. Творцы алгебраических формул
Возможные ответы: они компактны, лаконичны, их использование экономит труд человека и его время.
Ребята, сейчас мы попробуем представить себя в роли переводчиков. Любой перевод незнакомого текста начинается с перевода незнакомых слов. Посмотрите, пожалуйста, на экран (рис. 5). Попробуйте перевести математические слова на русский язык».
Рис. 5. Математические слова
Верные ответы: 1) произведение чисел 3 и a; 2) разность чисел a и b; 3) частное чисел a и b.
После того, как будут переведены первые три выражения, можно спросить у ребят, в чем состоит их отличие от последующих. Один из ответов может быть таким: «Отличие состоит в количестве действий». Назвать порядок действий в четвертом выражении. Дети, конечно, смогут сформулировать правильный ответ. Акцентирую внимание на последнем действии.
«Правильно, последнее действие — умножение. Ребята, как называется результат умножения? Молодцы, произведение. Значит под номером четыре записано произведение. Назовите множители этого произведения. Правильно, число a и сумма чисел a и b. Как же читается данное выражение?»
Ученик: «Произведение числа a и суммы чисел a и b».
Во избежание будущих ошибок, давайте попробуем составить алгоритм чтения математического слова — выражения».
Учитель переходит к следующему слайду (рис. 6), на котором записано выражение под номером четыре.
У учащихся на столах лежат заготовленные алгоритмы-памятки. Продолжаем перевод математических слов под номерами пять и шесть, используя эти памятки.
Рис. 6. Алгоритм чтения математических слов
Верные ответы: 5) разность квадратов чисел a и b; 6) частное от деления суммы чисел x y на 3 a .
Учитель: «Перевод слов — это только начало, первая ступенька к профессии переводчика. Как вы думаете, что будет на второй ступени? Правильно, перевод предложений. Обратите, пожалуйста, внимание на экран (рис. 7).
Рис. 7. Перевод с математического языка на обычный и наоборот
Перевод с одного языка на другой, причем наиболее точный, близкий по смыслу — залог профессионального успеха переводчика. Перевод с математического языка не допускает неточностей, поэтому мы начнем с предложений, которые вам уже были известны из курса математики».
На слайде в первой строке высвечиваются колонки по очереди: в левой колонке — формулировка переместительного свойства сложения, в правой — его математическая интерпретация. Учитель, показав сначала словесную формулировку, просит ребят вспомнить ее название и записать на доске или в тетрадях соответствующую ей математическую модель. Для проверки демонстрируется ответ на слайде. Работа со второй строкой выполняется в том же порядке; а с третьей и четвертой — порядок меняется: сначала демонстрируется математическая модель, а уже потом, после правильного ответа — словесная формулировка.
Итоговый фрагмент слайда показан на рис. 8.
Рис. 8. Итоговый фрагмент слайда о переводе
Далее продолжается работа по формированию умений перевода математических выражений на естественный язык: «Теперь будем работать в парах, откройте задачник на странице 12 и, используя алгоритмы памятки, выполните задания № 54 – 57 (а, б), взаимопроверка в парах».
После выполнения устных заданий организуется самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой у доски:Самостоятельно выполните № 50, 52 (а, б)».
а) сумма числа x и произведения чисел а и b x + ab
б) разность числа y и частного от деления числа a на число b y —
а) квадрат суммы чисел а и b
задачник № 54-57 (в, г) устно, № 50, 52 (в, г)
Подведение итогов урока:
«Сегодня на уроке мы с вами познакомились с математическим языком, учились разговаривать на «языке формул». Ребята, так каково же предназначение математического языка? Правильно, математический язык призван описывать реальные процессы. Главное назначение математического языка — способствовать организации деятельности, что в наше время очень значимо для каждого культурного человека». Отмечаются самые активные учащиеся, выставляются оценки.