Конспект по теме что изучает физика 7 класс перышкин
Урок по физике в 7 классе «Что изучает физика» по ФГОС
УРОК ФИЗИКИ ПО ТЕМЕ:
Истомина Марина Васильевна
учитель физики МБОУ Останкинской СШ
Раскрыть роль науки в жизни человека,
Показать значение предмета физики,
Ввести физические термины: физические явления, физическое тело, материя, вещество, поле,
Пробудить у учащихся интерес к изучению физики.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Что изучает физика», оборудование для проведения опытов.
Организационный момент.(слайд 2)
Я ещё не устал удивляться чудесам, что есть на земле: телевизору, голосу рации, вентилятору на столе.
Самолёты летят сквозь тучи,
мчатся по морю корабли.
Как до этих вещей могучих
догадаться люди смогли?
Как придумать могли такое,
что пластинка песню поёт?
Что на кнопку нажмёшь рукою,
и средь ночи день настаёт?
Ток по проволоке струится.
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Мы с вами живём в век больших научных открытий и технических свершений. К технике, к её достижениям мы ужи привыкли настолько, что мы не считаем чудесами техники телевизор, холодильник, беспроводной интернет, телефон. А всё это стало возможным только на основе применения достижений науки, в том числе и физики.
2. Изучение нового теоретического материала.
Физика является одной из самых древних наук о природе. Природа это – всё то, что нас окружает; это – земля и вода, воздух и растения, животные и люди, и все предметы вокруг нас.
Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис», что означает «природа». Так эту науку назвал еще в 4 в. до н.э. древнегреческий учёный Аристотель. ( слайд 3 ). Он написал книгу «Физика», в которой собрал всё известное людям в то время о природных явлениях и дополнил их своими взглядами на природу и описанием результатов своих собственных наблюдений. За прошедшее с тех пор время знания людей о природных явлениях настолько расширились и углубились, что из физики выделились постепенно в самостоятельные науки астрономия, геология, метеорология, биология и другие науки о природе. Науки, изучающие природу, называют естественными. Их цель – изучить закономерности природы и использовать их для нужд человечества. Не зная закономерностей явлений природы, люди испытывали суеверный страх перед ними. Изучив их, они научились управлять природой. (Слайд 4).
По мере развития наук о природе область явлений, изучаемых физикой, стала меньше. Сейчас она исследует простейшие свойства, общие для всех или многих явлений природы. Она стала одной из ведущих наук о природе, потому что все естественные науки используют законы физики. В русский язык слово «физика» ввёл в 18 веке наш учёный М.В.Ломоносов. (Слайд 5)
Любое тело изготовлено или состоит из вещества. Вещество – это тоже физический термин. Приведите примеры веществ.
Весь мир – материя, мой друг,
Не та, что для штанов иль платья,
А всё, что только есть вокруг
Материально. Должен знать я.
Все, что нас окружает материально. Факт существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении. Материя в нашем мире существует виде вещества и поля. Поле не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какие-нибудь физические тела. (слайд)
Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. Физика изучает разнообразие физических явлений, которые могут происходить со всеми телами, как с живыми, так и с неживыми. К основным физическим явлениям относятся м еханические, электрические, магнитные, тепловые, з вуковые, световые.
Рассмотрим опыты и определим, какие явления они нам демонстрируют:
Действие магнита на стрелку,
Заполним таблицу, распределив по столбцам тела, вещества, явления. № 3(Лукашик).
Заполним таблицу, распределив по столбцам явления. № 12 (Лукашик).
Почему происходят те или иные явления, мы с вами выясним в процессе изучения предмета. Учёные, изучая их, устанавливают причины возникновения явлений, объясняют причины их происхождение.
Физика изучает и объясняет все явления, происходящие в природе: дождь, ветер, полярное сияние, миражи, солнечное и лунное затмения. Физика объясняет многие явления в нашей жизни:
Особенностью физики является то, что она изучает все! Напоследок послушайте притчу о королеве _Физике (слайд 9).
Конспект урока физики в 7 классе. Что изучает физика
Автор: Белых Олеся Валерьевна, учитель физики МБОУ «Верхнедеревенская СОШ» Курской области Льговского района, с Вышние Деревеньки
Данный урок разработан по учебнику Перышкина А.В. и используется на первом уроке физики в 7 классе.
Урок на тему: Что изучает физика
Цели урока:
Познакомить обучающихся с предметом физика, с первичными понятиями в физике (тело, вещество, явление), с методами изучения явлений.
Развивать внимание и любознательность, память и мышление
Воспитать чувство ответственности за сохранность окружающей среды; любовь к природе, умение видеть в ней красоту
Пробудить у детей интерес к изучению физики.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка проблемы
Мы приступаем с вами к изучению основ очень интересной и полезной науки – физики. Садясь в поезд, такси, трамвай, нажимая на кнопку электрического звонка, просматривая кинофильм или наблюдая, как комбайн убирает урожай, вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих больших и маленьких достижений техники, сколько труда вложено в каждое из них. К технике мы привыкли, она стала нашим спутником.
Да, сказки становятся былью: гусли-самогуды воплотились в магнитофон. Электропилы за несколько секунд валят вековые деревья лучше сказочных топоров-саморубов. Не ковры, а самолеты стали широко распространенным средством транспорта. Наши ракеты выводят на орбиты искусственные спутники Земли и космические корабли с космонавтами на борту. Все это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки.
Так что же изучает наука физика?
3. Сообщение темы и целей
Трудно было человеку миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса,
Он всего, всего боялся.
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить.
И решил он, что ж бояться,
Лучше просто все узнать.
Самому во все вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он земли науку,
Кратко «физикой» назвал.
Под названьем тем коротким
Он природу распознал.
Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления, понять, что является предметом изучения физики и как она изучает природу.
4. Объяснение нового материала
«Физика» – это греческое слово и в переводе означает, как вы поняли, «природа». Сам термин «Физика» возник как название одного из сочинений Аристотеля величайшего мыслителя древности, живущего в IV в до нашей эры.
Предметом этой науки, по мнению автора, было выяснение первопричин явлений
Изменения происходящие в природе называются природными явлениями.
Физика изучает различные явления:
Сейчас я буду называть вам примеры некоторых явлений, а вы мне скажите, к какому виду они относятся:
шарик скатывается по наклонному желобу
груз колеблется на пружине
получение различных по размеру изображений свечи на экране
электризация султанов и их взаимодействие
плавление свечи при ее нагревании
(ребята комментируют и объясняют, почему они относят явление к тому или иному виду)
Все рассмотренные явления называются ФИЗИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ
Но физика не просто изучает и описывает различные явления, происходящие вокруг нас, она устанавливает ЗАКОНЫ, которые помогают объяснить, почему происходят те или иные явления.
Задача физики состоит в том чтобы открыть и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.
В физике кроме обычных слов, используют специальные слова, или термины, обозначающие физические понятия. Некоторые из таких слов постепенно вошли в нашу разговорную речь – электричество, сила, энергия.
Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Учащиеся выдвигают свои предположения, которые я записываю на правой половине доски. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что физическое тело – это любой предмет подлежащий рассмотрению в физике.
Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.)
Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках? (Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.)
Какой можно сделать вывод?(Тела могут различаться веществом.)
Что такое вещество? ( Это то, из чего состоит физическое тело.)
Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Дети отвечают.)
Вещество – это один из видов материи.
Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания.
Материя – вещество, поле.
А сейчас подумаем вместе над таким вопросами:“Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?”
– Можно наблюдать за явлением, что мы и делали на уроке.
– Можно самим проводить опыты и эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы: часы, линейка и т. д.
5. Закрепление материала
2. Игра “Отгадай загадку”.
Сейчас вы будете отгадывать загадки, о физических телах, веществах, явлениях.
1. Я в Москве, он в Ленинграде
В разных комнатах сидим.
Далеко, а будто рядом
Разговариваем с ним. (Телефон)
2. В нашей комнате одно
Есть волшебное окно.
Бродят волки и лисицы,
Знойным летом снег идет,
А зимою сад цветет.
В том окне чудес полно.
Что же это за окно? (Телевизор)
3. Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд. (Ракета)
За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)
5. Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит. (Эхо)
6. Что с земли не поднимешь? (Тень)
Тем дождик ближе. (Туча)
8. Цветное коромысло
Над лесом повисло. (Радуга)
9. Белый дым тянул за чуб,
Раскачал на поле дуб,
– Эй, откройте! Кто там? (Ветер)
Когда умрет, тогда заревет. (Снег)
11. И в огне не горит,
И в воде не тонет. (Лед)
12. Что за звездочки чудные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (Снежинки)
13. Две сестры качались,
То остановились. (Весы)
14. Железный нос в землю врос.
Роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг)
А когда – облака. (Барометр)
6. Подведение итогов урока.
7. Д/З пар 1-3, вопросы
Литература
1. А. В. Перышкин «Физика 7 класс» Дрофа, 2010
2. Лукашик В. И. Сборник вопросов и задач М. Просвещение 2008
Конспект урока по физике 7 класс на тему «Что изучает физика. Физические термины. Наблюдения и опыты»
Конспект урока по физике «Что изучает физика. Физические термины. Наблюдения и опыты» для учащихся 7-х классов. Данный урок разработан по учебнику Перышкина А.В. и используется на первом уроке физики в 7 классе.
“ Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.”
Фирдоуси (Персидский и таджикский поэт 940–1030 г.г)
Дидактическая цель: формирование научного мировоззрения.
Обучающие: познакомить учащихся с новым предметом, дать представление о том, что изучает физика, каковы ее методы и значение в научном познании мира; научить детей новым способам нахождения знаний; обеспечить усвоение образовательных стандартов.
Развивающие: развивать аргументированную речь; развивать умение выполнять сравнение и анализ, делать выводы; развивать навыки самопроверки и объективной самооценки; развивать устойчивый интерес к предмету.
Воспитательные: способствовать формированию понимания места и значения науки в жизни человека и необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения и развития человечества в целом.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Предметный: сформировать систему новых понятий, таких как физические явления, наблюдение, описание, эксперимент, научный метод;
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, понимание необходимости приобретения новых знаний, навыки самоорганизации;
Познавательные УУД: формировать навыки познания физических явлений и их проявления в жизни, воспитывать любовь к физике;
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществлять поиск средств ее достижения.
Коммуникативные УУД: в заимодействовать в группе, слушать и слышать других, сотрудничать в совместном решении учебных исследовательских задач.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.
I. Организационный этап.
II. Мотивационный этап. Мотивация. Постановка проблемного вопроса.
Какая наука очень тесно связана с географией, биологией? Что изучает физика?
III. Этап первичного усвоения новых знаний.
В русском языке слово “физика” появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике. Именно тогда в России и стали серьезно заниматься этой наукой.
Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления. Главная задача физики – познать законы природы, свойства различных веществ и поставить их на службу человеку.
Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей деятельности. Мы широко пользуемся электрическими приборами: плитками, чайниками, утюгами, пылесосами, холодильниками. Создание этих приборов стало возможным благодаря изучению электрических явлений и свойств различных материалов. Трудно представить нашу жизнь без радио и телевидения, компьютеров и сотовых телефонов, изобретением которых мы также обязаны физике. Подумайте, представителям каких профессий нужны знания по физике.
В жизни мы постоянно сталкиваемся с различными изменениями, которые происходят в окружающем нас мире.
Физика изучает: механические, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, световые, атомные явления. Давайте разберемся, что это за явления.
Механические явления. Нас постоянно окружает движение: люди бегают, летают самолеты, едут автомобили и т.д. Мы постараемся ответить на вопросы: Почему летают самолеты, ракеты и спутники? Почему плавают люди и корабли? Почему метеориты падают на землю? Почему планеты вращаются вокруг Солнца? Кто сможет сейчас ответить на какой-либо из этих вопросов? Вывод: задача физики ответить на вопрос: как происходит движение самых разных тел и вывести законы движения.
Давайте посмотрим примеры движения.
Электрические явления – это явления, связанные с электричеством.
Как возникает молния? Что такое электрический ток? Чем опасно короткое замыкание? Зачем нужны энергосберегающие лампы? Существуют ли электрические рыбы?
движение поезда на магнитной
Световые (оптические) явления — явления, связанные со светом.
Тепловые явления — явления, связанные с изменениями температуры.
Звуковые явления — явления, связанные со звуком.
IV этап. Первичная проверка понимания.
Вы знаете, как происходят многие явления, и, надеюсь, легко закончите фразы, предскажите, чем закончатся следующие события:
Если сверкнула молния, то….
Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.)
Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках? (Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.)
Какой можно сделать вывод?(Тела могут различаться веществом.)
Что такое вещество? ( Это то, из чего состоит физическое тело.)
Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Дети отвечают.)
Вещество – это один из видов материи (вода, алюминий).
Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные).
А сейчас подумаем вместе над таким вопросами: «Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?»
– Можно наблюдать за явлением.
– Можно самим проводить опыты и эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы: часы, линейка и т. д.
Опыты отличаются от наблюдений, тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану. Для составления такого плана лучше всего иметь предварительные догадки о том, как протекает явление, т. е. выдвинуть гипотезу. Таким образом, источниками физических знаний являются, наблюдения и опыты.
ИТОГ: Задача физики: открывать и изучать законы, которые связывают между собой физические явления, происходящие в природе. Изучением природы занимаются и другие науки: биология, химия, география, астрономия. Все они применяют законы физики. Применяя законы физики, люди развивают технику, придумывают новые технологии, создают новые машины, компьютеры, телефоны, строят электростанции, подводные лодки, ледоколы, самолеты и др. Без техники, а значит и без физики, жизнь немыслима.
V этап. Закрепление. Самостоятельное применение полученных знаний.
1. Определите, от каких существительных образованы данные прилагательные: физический, космический, тепловой, звуковой, световой, электрический, магнитный.
2. Подберите существительные к прилагательным.
а) физический, электрический, космический
б) тепловой, теплый, световой, светлый
3. Подберите прилагательные к существительному явление.
2. Физикой называется наука, которая …
7. Прочитайте, определите границы предложений и расставьте знаки препинания. Физика является наукой о физических явлениях природы “физика” по- гречески значит природа физическое тело — это любой предмет здание, автобус, трамвай являются физическими телами все тела в природе движутся физика изучает движение тел. 8. Ответьте на вопросы. 1. Что называется физическим телом? 2. Что происходит с физическими телами в природе? 3. Что называется физическими явлениями? 4. Что такое физика? 5. Что изучает физика?
9. Придумайте и скажите, какие явления мы наблюдаем, когда: а) слушаем радио, б) включаем электрический свет, в) включаем телевизор.
VI этап. Итоги урока.
План урока по физике «Что изучает физика» (7 класс)
Тема: Что изучает физика.
Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.
Пояснить связь физики с другими науками.
Ввести физические термины: физические явления, физическое тело, материя, вещество, поле.
Выявить источники физических знаний.
Пробудить у учащихся интерес к изучению физики.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Что изучает физика» и все необходимое для проведения опытов.
Здравствуйте, ребята! Сначала я должна рассказать, что же вам необходимо иметь к урокам:
Тетрадь для лабораторных работ – 12 листов
Заниматься мы с вами будем в этом кабинете, здесь у каждого своего места, и в этом кабинете нужно вести себя в соответствии с инструкцией о технике безопасности, с которой я вас обязательно познакомлю.
2. Изучение нового теоретического материала. (Лекция учителя, сопровождаемая презентацией)
Природа это – всё то, что нас окружает; это – земля и вода, воздух и растения, животные и люди, и все предметы вокруг нас. Именно природу, ее законы и изучает физика. (Слайд 2)
Так эту науку назвал еще в 4 в. до н.э. древнегреческий учёный Аристотель. Представляете, какая это древняя наука. Слово «физика» в переводе с греческого означает «природа». (Слайд 3)
В русский язык слово «физика» ввёл в 18 веке наш учёный М.В.Ломоносов. (Слайд 4)
Но не только физика является наукой, изучающей природу. География, биология, астрономия, химия и другие науки тоже изучают природу.
Науки о природе зародились очень давно. Первые познания люди получали благодаря своим наблюдениям: ежедневный рассвет и закат, течение рек, дождь, ветер, звездное небо. В Древней Греции людей, занимающихся наукой, называли философами. Затем постепенно произошло разделение наук.
География изучает климат, а физика объясняет причину возникновения именно таких климатических условий, зарождение циклонов и т.д.
Биология изучает растения и животный мир, физика объясняет, к примеру, как вода из почвы поступает к веткам, листьям деревьев (капилляры), и почему окунь и камбала имеют разное строение скелета.
Астрономия изучает звезды, Солнце, планеты, а физика объясняет, почему планеты движутся вокруг Солнца, а не улетают от него и т. д.
На нашей планете часто случаются природные катастрофы, которые называют катаклизмами. Они приносят разрушения и человеческие жертвы, влияют на формирование рельефа планеты. Раньше эти явления вызывали у людей суеверный страх. Сейчас во многих случаях научились предсказывать грозные явления природы, этим занимаются геодезия, метеорология, сейсмология. Но лишь физика может описать и объяснить причину их возникновения.
Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. К ним относятся: м еханические, электрические, магнитные, тепловые, з вуковые, световые. (Слайды 7-13)
Физика позволяет выводить общие законы на основании изучения простых явлений. Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей жизнедеятельности. В этом и состоит основная задача физики: открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений. (Слайд 14)
Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, книги, карандаши. В физике всякий предмет называют физическим телом. На экране вы видите примеры физических тел. (Слайд 16)
Скажите мне что из ниже перечисленного будет Физическим телом, а что веществом?
Гвоздь – физическое тело, железо – вещество.
Стол – физическое тело, дерево – вещество.
Капля воды– физическое тело, вода – вещество.
А теперь давайте обобщим всю полученную информацию и ответим на вопрос: «Что изучает физика?» (Ученики с помощью наводящих вопросов учителя составляют схему и зарисовывают её в тетради) (Слайд 17)
Так в чем же состоит особенность физики? (Слайд 18)
Физика изучает и объясняет все явления, происходящие в природе: грозу, ветер, замерзание и таяние рек, северное сияние, магнитные бури, солнечное и лунное затмения. Как образуются снег и лед? Почему осадки выпадают то в виде дождя, то в виде снега, то в виде града?
Физика объясняет многие явления в нашей жизни:
Почему мы скользим на льду, а машину заносит на скользкой или мокрой дороге.
Почему бутерброд всегда падает маслом вниз.
Почему масло в воде всплывает.
Что нужно сделать, чтобы стакан не лопнул от кипятка.
Почему окна зимой замерзают.
Почему нельзя работать со сваркой под дождем.
Почему в деревянном доме теплее, чем в каменном.
Сколько весит тело, когда оно падает?
Особенностью физики является то, что она изучает все!
1. Что из перечисленного является физическим телом? (Слайд 20)
2. Какое из слов обозначает вещество? (Слайд 21)
3. Разделите на три группы понятий следующие слова: стул, древесина, дождь, железо, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас. (Слайд 22)
4. Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Слайд 23) (Да.)
5. Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Слайд 24) (Нет.)