Конспект по теме что такое систематика
Конспект урока: «Основы систематике. Систематика растений».
Тема урока: Основы систематике. Систематика растений.
— Сформирование знаний о систематике растений ее значении, о систематических группах растений.
— Показать значимость науки систематики, в системе биологических наук, познакомиться с названием систематических единиц.
— Формировать навыки классификации растений.
— Воспитать ответственное отношение к учебной деятельности, признание ценности знаний для саморазвития, воспитание трудолюбия.
Тип урока: комбинированный.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний: проверочная работа по пройденным темам.
А)из кожуры и эндосперма Б)зародыша и эндосперма
В) из кожуры, зародыша и эндосперма 2.Семена однодольных, как и двудольных растений, содержат:
А)одну семядолю Б)две семядоли В)зародыш
3.Условия прорастания семян:
А)свет и почва Б)вода и тепло
В)кислород, тепло, вода, питательные вещества семени
4.Время посева семян определяется:
А)их размерами Б)температурой почвы В)формой семян
5.Семя называют органом размножения, потому что?
А)содержит питательные вещества
В)образует новое растение
Г)может распространяться на большие расстояния
6.Питательные вещества семени могут находиться:
А)вкожуре Б)эндосперме В)рубчике
7.Односемянные плоды имеют растения:
А)боб Б)арбуз В)слива
8.Прорастание семян начинается с момента проникновения в семя:
А)воздуха Б)воды В)удобрений
Г)питательных веществ из почвы
2. Что обозначено на рисунке цифрами 1, 2, 3, 4, 7
3. Ответьте на вопросы:
1-Как растения поглощают питательные вещества?
2.Какое значение имеет дыхание для растений?
3.Почему семена разных растений высевают в разные сроки?
4. Опр –Семя, фотосинтез.
5.Какие вещества необходимы для минерального питания растений?
3. Изучение новой темы:
На Земле огромное разнообразие растений до 300 тысяч видов, многие имеют народные названия, которые в каждой стране звучат по-своему. Чтобы избежать путаницы, ученые дали всем растениям латинские названия, понятные во всем мире.
Систематика растений – это наука о распределении организмов на группы по степени родства.
Классификация – это распределение на группы на основании сходства и родства. Данная наука имеет многовековую историю. Попытки распределить организмы в группы были еще в Древней Греции – Аристотель впервые пытался делить организмы на группы. В средние века английский ученый Джон Рей выяснил ряд свойств видов растений. Особую роль в развитии данной науки сыграл шведский ученый 18 века Карл Линней.
Вид- объединяет растения, схожие по 4 признакам:1) общее строение, 2)территория обитания, 3)схожесть жизненных процессов например скорость роста, 4) давать потомство.
Ареал вида представляет собой сочетание видовых требований с определённой суммой экологических условий на обширной территории или акватории.
Конспект по биологии на тему :»Многообразие живых организмов. Наука систематика»( 7 класс)
Тема: « Многообразие живых организмов. Наука систематика »
Учитель: Киселёва Ирина Олеговна
Раздел: Многообразие живых организмов
Тип урока: комбинированный.
Авторский медиапродукт: презентация « Многообразие живых организмов. Наука систематика »
Показать разнообразие форм жизни, познакомить с научной системой их классификации.
Показать принципы классификации живых организмов, сформировать представление о виде, как основной структурной единице.
Составить таблицы основных систематических единиц и многообразия живых организмов.
ОБОРУДОВАНИЕ : таблицы, рисунки и фотографии животных, растений, грибов и бактерий; портреты знаменитых естествоиспытателей: Аристотеля, Чарлза Дарвина, Карла Линнея, комнатные растения.
1)Организационный момент и приветствие(3 мин)
2)Вступительное слово учителя(2мин)
3)Урок- лекция(30мин)
4)Подведение итогов и домашнее задание (5 мин)
Время реализации занятия: 40 минут
— Здравствуйте ребята! Сегодня мы узнаем о многообразие живых организмов и науке систематике.
Тема: «Многообразие живых организмов. Наука систематика».
Проверка освоения материала прошлого урока (слайд 3)
1. Назовите особенности, отличающие живые организмы от неживой природы. (Клеточное строение, рост и развитие, передвижение, питание, обмен веществ, репродукция и т. д.)
2. Перечислите уровни организации живой природы.(Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.)
3. Перечислите ключевые химические элементы, из которых состоит живой организм. (Углерод, кислород, водород и азот.)
4. С чем связано развитие и многообразие живой природы? (С воздействием естественных законов – наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора.)
5. Как были открыты законы развития живых организмов? (С формированием эволюционного учения и вследствие работам Ч. Дарвина.)
6. В чем различие искусственного и естественного отборов? (При естественном отборе выживают более адаптированные к окружающим обстоятельствам особи, при искусственном – отбор осуществляет человек.)
7. Вкратце перечислите важные события в жизни Ч. Дарвина, повлиявшие на его научные исследования.
Объяснение нового материала
1. Систематика. История становления науки, значение работ К. Линнея.
Дополнение. Согласно критерию сбережения познаний о многообразии животного мира, необходимость в их систематизации становилась все более настоятельной. Еще в давние времена античный естествоиспытатель Аристотель (384–322 гг. до н. э.) собрал известную «Историю животных», где не только обрисовал сотни конфигураций, но даже предвосхитил отдельные понятия о их борьбе за существование: «Войну друг с другом ведут животные, что населяют одни и те же места и добывают ресурсы к существования из одного и того же источника». Позже его товарищ и ученик Теофраст (370–285 гг. до н. э.) обрисовывал многообразие растений. Однако только лишь в XVIII в. шведский доктор и ботаник Карл Линней (1707–1778) сформировал слаженную концепцию систематизации животных и растений, основанную в их наружном схожести (к примеру, растения он разграничивал на классы согласно Количеству тычинок в цветке). Вплоть до этих времен сохранилось неизбежное правило данной концепции – двоичная (парная) номенклатура, если академическое наименование любого типа непременно заключается с 2-ух латинских слов, напоминающих фамилию и имя любого человека: наследственного (постоянно пишется с большой буквы) и непосредственно видового наименования (пишется с маленькой буквы). В конце принято обозначать имя человека первым, обрисовавшим этот вид, и время описания этого вида, к тому же с почтения к знаменитостям, давшим имена многим тысячам видов, устанавливается только лишь 1-ая буква их фамилии. К примеру, абсолютное академическое наименование волка Cam’s Lupus L., 1758, обозначает, что же его в первый раз обрисовал как раз Карл Линней («Система природы», 10-е выпуск, т. 1, 1758). Несомненно и само сочетание наименования основного его работы и урока о систематизации живых организмов – систематики – говорит о признании приоритета К. Линнея в ее формировании. Необходимо отметить, что русское наименование вида способен заключаться равно как с 1-го (волк), так и с 2-ух слов (бурый медведь). В последствии работ Ч. Дарвина и К. Линнея начали динамично исследовать похожие взаимосвязи (филогению) видов и надвидовых подразделений, принимать во внимание их в построении натуральной системы живых организмов.
Основные систематические единицы (подразделения): (слайды 9-10)
Отряд (только для животных; в систематике растений не используется)
Тип (для животных) или Отдел (для растений)
Каждый живой организм непременно принадлежит к любому подразделению данной иерархии. Однако ключевых систематических единиц Зачастую отнюдь не достаточно для полной характеристики родственных взаимосвязей, подобия и отличия отдельных групп живых организмов, следовательно в систематике зачастую применяют переходные (вспомогательные) подразделения (надвид, подсемейство, надотряд, подкласс, подтип, подцарство и т. п.).
2. Многообразие живых организмов:
Фиксирование изученного материала (слайд11)
1. что же нового привнес К. Линней в систематизацию организмов?
2. Почему классификация организмов, которую составил К. Линней, является искусственной?
3. Какие основы объединения организмов в систематические категории: виды, роды, семейства и т. д.?
4. В чем значение двойных наименований животных и растений? Приведите примеры.
5. Одинаковы ли систематические группы в зоологии и ботанике?
Домашнее задание (слайд 12)
1. Составить таблицу, в левой части которой расположить типы животных и отделы растений, а также их деление в классы (в случае если они названы). В правой части таблицы указать Количество видов, отмеченных в учебнике для некоторых из этих подразделений: базимицетов (из отдела настоящих грибов), водорослей, голосемянных и покрытосемянных (цветковых) растений, насекомых, моллюсков, червей (3 класса), рептилий, птиц и млекопитающих. В последующем дополнять данную таблицу с помощью педагога и данного пособия согласно критерию исследования любой группы живых организмов.
2. Применяя дополнительную литературу, подобрать сведение о биографии К. Линнея и составить письменно краткий очерк о жизни данного ученого.
Конспект урока по биологии на тему «Наука систематики и её значение для ботаники»
Учитель МОУ «Милославская СОШ» Копылихина О.П.
Тема урока: «Наука систематики и её значение для ботаники» 6 класс
УМК: учебник Пономарёва И.Н. Биология: 6 класс для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013
Рабочие программы «ФГОС биология. Программы 5-9 кл.»-М.: Вентана-Граф,2012г.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ИКТ; презентация; гербарии культурных и дикорастущих растений; таблица «Многообразие живых организмов»; раздаточный материал; портрет К.Линнея
Цели урока для учителя:
развивающие: создать условия для овладения учащимися умениями давать определения понятиям, наблюдать, классифицировать, осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для данной логической операций;
воспитательные: создать условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности
Цели урока для учащихся:
Усвоить определения и значения понятий «систематика», «вид», «бинарное название», «ареал».
Выработать умения: отличать систематику от других наук, приводить примеры названий различных растений, систематизировать растения.
На данном уроке будут использоваться регулятивные УУД: целеполагание, планирование деятельности, контроль и оценка результатов учебной деятельности, рефлексия результатов деятельности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Урок биологии 7 класс ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА систематика
Содержимое разработки
Паспорт урока биологии в 7б классе
ФИО учителя, название ОО Алексеева Елена Дмитриевна
Что такое систематика?
Формирование ценностного отношения ко всему живому и развитие коммуникативных способностей на основе изучения новых понятий: отдел, класс, порядок, семейство, род, вид.
Планируемые образовательные результаты
По окончании изучения темы ученик:
— аргументирует и отстаивает собственное мнение
— анализирует, сравнивает, группирует и обобщает свои знания
— согласует свою точку зрения с другими
— внимательно слушает одноклассников.
— анализирует информацию, выделяет её основные смысловые единицы.- формулирует вопросы определяющие направления деятельности.
— соотносит и владеет основными понятиями.
— расширяет учебные задачи в процессе учебно-группового сотрудничества.
— анализирует информацию и выделяет её основные смысловые единицы.
— перечисляет основные таксономические единицы
— определяет порядок соподчинения единиц классификации.
— приводит примеры классификации.
— даёт определения вида, популяции.
Программные требования к образовательным результатам раздела «систематика»
— принципам построения естественной системы живой природы
Ученик получит возможность научиться:
— различать существенные признаки биологических объектов
— устанавливать черты сходства и различия царств живой природы
-различать объекты в природе, на таблицах, рисунках, схемах
Значение работ К. Линнея и Ч. Дарвина для развитии биологии, таксономические единицы: вид, род, семейство, прядок, класс, отдел, царство. Определение вида.
Комплексное изучение систематики немыслимо без исследования и усвоения исторического периода её развития.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации
План изучения учебного материала
1. Становление систематики.
2. Вид – основная единица классификации.
3. Таксономические единицы.
Систематика, вид, К. Линней., Ч. Дарвин, таксоны: вид, род, семейство, прядок, класс, отдел, царство
Основные законы, закономерности
Иерархичность при построении систематического положения.
Изучение нового материала
Компьютер, презентации, тетради, учебник, цветные карандаши.
4 группы по 6 человек
Предварительная подготовка к уроку учащихся
Повторение изученного ранее: движущие силы эволюции, ученые естествоиспытатели; царства.
Прочитать текст на стр.9-10. В тетради записать классификацию одного из цветковых растений.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3-5 мин.)
Приветствие. Проверка отсутствующих. Распределение на группы. Психологический настрой на урок
Выбор лидера группы
Определение общих правил работы в группе
II. ВВОДНЫЙ ЭТАП (5-7 мин.)
Длительная, охватывающая период в несколько миллиардов лет эволюция когда-то появившихся на Земле примитивных живых организмов через смену одних групп другими привела к современному разнообразию органического мира. Разнообразие жизни на Земле с трудом поддается описанию. Полагают, что сейчас на нашей планете обитает свыше 10 млн. видов живых организмов и не менее 500 млн. видов вымерло в былые геологические эпохи. Нет, и никогда, не будет человека, который знал бы все эти виды. Тем более возникает необходимость в системе живой природы, руководствуясь которой мы могли бы найти место любого организма, который нас заинтересовал, будь то бактерия, вызывающая болезнь, новый гриб, жук или клещ, птица или рыба. Эту необходимость естествоиспытатели поняли давно, когда началась эпоха Великих географических открытий.
Задание: Сформулируйте тему урока. Главный вопрос урока: Для чего нужна систематика?
Коллективная дискуссия, из которой рождаются основные вопросы изучения темы.
Задание 1 группе: «Карл Линней и его заслуги перед наукой»
Задание 2 группе: «Чарльз Дарвин естественная система как результат исторического развития живой природы»
Задание 3 группе: «Систематика в биологии и её задачи»
Задание 4 группе: «Вид – основная единица классификации»
Распределение заданий внутри группы
Знакомство с содержанием рабочих папок: инструкции, учебные материалы, листы оценки и самооценки
III. ОБУЧАЮЩИЙ (ОСНОВНОЙ) ЭТАП (15 мин.)
Практическая работа в микрогруппах
Работа 1 группы: Карл Линней и его заслуги перед наукой
1 знакомятся с информацией
2 создают схему заслуг ученого
3 ставят вопросы к тексту
4 готовят краткое сообщение по теме
Работа 2 группы: Чарльз Дарвин естественная система как результат исторического развития живой природы
1 знакомятся с информацией
2 создают схему заслуг ученого
3 ставят вопросы к тексту
4 готовят краткое сообщение по теме
Работа 3 группы: Систематика в биологии и её задачи
1 знакомятся с информацией
2 создают схему заслуг ученого
3 ставят вопросы к тексту
4 готовят краткое сообщение по теме
Работа 4 группы: «Вид – основная единица классификации»
1 знакомятся с информацией
2 создают схему заслуг ученого
3 ставят вопросы к тексту
4 готовят краткое сообщение по теме
обсуждение, выработка общего мнения или выполнение общей работы, подготовка к презентации итогов работы
-раскрывает сущность понятий систематика, таксоны, соподчинение единиц.
-выделяют особенности заслуг ученого
-активно взаимодействует с другими участниками образовательного процесса;
— анализирует информацию из разных источников;
— организует самостоятельную работу;
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (15 мин.)
Презентация итогов групповой работы
Презентация работы 1 группы: Карл Линней и его заслуги перед наукой
Презентация работы 2 группы: Чарльз Дарвин естественная система как результат исторического развития живой природы
Презентация работы 3 группы: Систематика в биологии и её задачи
Презентация работы 4 группы: Вид – основная единица классификации
ОТ КЛЕТКИ ДО БИОСФЕРЫ ЧАРЛЗ ДАРВИН ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ. СИСТЕМАТИКА
Вставьте пропущенное слово.
1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова
Все живые организмы имеют сходство в строении – все они состоят из …
2. Клетки многоклеточного организма, в отличие от одноклеточного,
специализированы и не могут существовать …
3. Живое вещество биосферы – это все … …, обитающие на …
4. Эволюционное учение создал ученый …
5. Основная единица классификации – …
6. Всего различают пять царств живой природы: …, …, …, …, …
7. Видом называют особи, имеющие сходство по морфологическим, …, … и
биохимическим признакам, свободно … и дающие … потомство.
Выберите правильный ответ
А. Группа клеток, выполняющих различные функции
Б. Группа клеток, образующих ткани, выполняющих различные функции
В Группа клеток, образующих ткани и органы, осуществляющих только одну
Г Согласованное взаимодействие клеток, тканей и органов, составляющих этот
A Особи одного вида
Б. Особи одного вида, обитающие на одной территории
B. Все живые организмы, обитающие на одной территории
Г. Особи одного вида, обитающие на одной территории и частично или полностью
изолированных от особей других таких же групп
10. В основе систематики лежит:
A. Изучение многообразия живых организмов
Б. Изучение строения живых организмов
B Распределение живых организмов по группам на основе сходства и родства
Г. Изучение ископаемых видов живых организмов
11.Основоположником систематики является:
12 Выберите правильную последовательность систематических категорий
А Вид, семейство, род, порядок, класс, отдел царство
Б. Вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство
В. Род, вид, семейство, класс, порядок, отдел, царство
Г. Вид, род, семейство, класс, порядок, отдел, царство
Выберите верное утверждение
1 Английский ученый Чарлз Дарвин в 1906 г. опубликовал книгу, где объяснил
развитие природы действием естественных законов.
2. Создание человеком новых пород животных и сортов растений производится на
основе индивидуальной наследственной изменчивости.
3. Из поколения в поколение человек выбирал животное или растения с полезными
для себя признаками, например растения с сочными и крупными плодами.
4. Понимание происхождения культурных форм растений и животных позволило
объяснить происхождение видов животных и растений.
5. Причинами, определяющими процесс видообразования, являются борьба за
существование и естественный отбор.
6. Борьба за существование включает только сложные и многообразные отношения
между живыми организмами.
7. Конкуренция между различными видами включает борьбу за пищу.
8. В процессе борьбы за существование происходит естественный отбор
9. Наиболее приспособленные организмы к определенной среде обитания оставляют
плодовитое потомство и их численность возрастает
10. Движущие силы эволюции – это наследственная изменчивость, борьба за
существование и естественный отбор.
14. Расставьте в правильной последовательности один из примеров естественной
классификации растительного царства, указав систематические категории – вид, род,
семейство, порядок, класс, отдел, царство.
Растения (1), Покрытосемянные (2), Двудольные (3), Бобовые (4),Горох посевной (5), Бобовоцветные (6), Горох (7),
Возвращение к главному вопросу урока, обсуждение
Вывод, обобщение по уроку: Систематика (классификация, таксономия) – наука о многообразии живых организмов и распределении их по группам на основании (эволюционного) родства
У доски вся группа
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3-5 мин.)
Содержательная оценка и самооценка работы группы, участие каждого в групповой работе. Итоги коллективной работы.
Листы оценки и самооценки
Поэзия названий Карл Линней
Цветов, деревьев, трав.
Я раньше по поляне
Я с именами древними
Был шапочно знаком:
Деревья звал деревьями,
Цветок я звал цветком.
Был прав великий гений,
Цветам названья дав:
В отечестве растений
Нет безымянных трав.
К. Линней старался систематизировать все. Описания растений и животных отличались сложностью и противоречивостью. Каждый вид растений и животных в разных странах назывался по-разному и даже в одной стране имел нескольку названий. Это приводило к ошибкам и вызывало споры.
Линней взял за основу систематики растений тычинки и пестики – такие мелкие части цветка, на которые натуралисты и внимания не обращали.
Линней разбил все растения по числу и строению тычинок на 24 класса, классы разделил на отряды, отряды – на роды, роды – на виды.
Под видом он понимал группы организмов, происходящих от общих предков и дающих при скрещивании плодовитое потомство.
Каждому растению Линней дал видовое и родовое название на латинском языке.
Такой способ обозначения растений двумя словами называется бинарной (двойной) номенклатурой. Попытка применить бинарную номенклатуру была сделана еще за 100 лет до Линнея (К. Баугин), но Линней первым применил её широко и прочно закрепил в науке.
Из двух слов одно – существительное – обозначает род, а второе (чаще всего прилагательное) – название вида.
Например, Лютик едкий и Лютик золотистый, Клевер красный и Клевер ползучий, Пшеница твердая и Пшеница мягкая. Здесь Лютик, Клевер, Пшеница – названия родов, а золотистый, едкий, красный, ползучий, твердая, мягкая – названия видов.
Раньше шиповник назывался «обыкновенной лесной розой с «новым душистым цветком» – по Линнею он стал Розой лесной. Линней подсчитал, что из шести прилагательных и трех существительных, то есть из девяти слов, можно составить названия для 100 видов.
И если раньше, по словам современников, пользоваться видовыми названиями представляло «величайшее затруднение для памяти, языка и пера», то новая система была практичной, удобной и удивительным образом облегчила занятия наукой. Благодаря системе Линнея за несколько десятилетий число известных видов растений увеличилось от 7 000 до 100 000.
Сам Линней знал и описал около 10000 видов растений и свыше 4200 видов животных.
Линней провел реформу языка ботаники. Он впервые предложил такие названия частей цветка, как венчик, пыльник, нектарник, завязь, рыльце, тычиночная нить, цветоложе, цветоножка, околоцветник. Линней ввел в ботанику около 100 новых терминов.
Но система Линнея, непревзойденная по своей простоте и изяществу, была все-таки искусственной: она помогала распознавать растения, но не раскрывала их родственных связей.
Линней и сам понимал искусственность своей системы, но считал, что такая система, которая учит распознавать растения, необходима, пока нет естественной.
Правда, Линней понимал под естественной системой такую, которая отражала бы порядок природы, установленный «Творцом», а не исторический процесс развития организмов, как это понимается сейчас.
«Карл Линней и его заслуги перед наукой»(продолжение). Линней представлял себе живой мир в виде непрерывной цепи, в которой растительные звенья незаметно переходят в животные.
Всех животных Линней разделил на шесть классов (млекопитающие, птицы, амфибии, рыбы, насекомые и черви) и каждому классу дал соответствующую характеристику.
Каждому животному он также дал родовое и видовое название: Синица большая, Синица болотная (гаечка), Синица черная (ковка); Воробей домовой, Воробей полевой и так далее.
Линней первый выделил классы млекопитающих и птиц причислил к млекопитающим кита (которого раньше принимали за рыбу) и отделил червей от насекомых.
Человека Линней поместил рядом с обезьянами. Он сделал это за 120 лет до Ч. Дарвина, обосновавшего происхождение человека. Но при этом Линней заметил, что близость в системе не говорит о кровном родстве.
Вопроса о происхождении видов для Линнея не существовало. Он полагал, что все виды созданы «всемогущим Творцом».
Карл Линней умер 22 января 1778 г. Весь Упсальский университет присутствовал на похоронах. На могиле поставили памятник с медальоном и надписью «Карлу Линнею – князю ботаников. Друзья и ученики. 1778 г».
2. Чарльз Дарвин предложил понимать естественную систему как результат исторического развития живой природы. Он писал в книге «Происхождение видов»: …общность происхождения и есть та связь между организмами, которая раскрывается перед нами при помощи наших классификаций».
Дарвин предположил, что наблюдаемая таксономическая структура связана с их происхождением друг от друга. Так возникла эволюционная систематика, ставящая во главу угла выяснение происхождения организмов, для чего используются как морфологические, так и эмбриологические и палеонтологические методы.
3. Наибольшее развитие систематика получила в биологии, где её задачей является описание и обозначение всех существующих и вымерших организмов, установление родственных отношений и связей между отдельными видами и группами видов. Стремясь к созданию полной системы, или классификации, органического мира, систематика опирается на данные и теоретические положения всех биологических дисциплин; по своему духу и характеру систематика неразрывно связана с теорией эволюции. Особая функция систематики состоит в создании практической возможности ориентироваться во множестве существующих видов животных (около 1,5 млн.), растений (около 350-500 тыс.) и микроорганизмов. Это относится и к вымершим видам. Систематика животных и систематика растений имеют одни задачи и много общего в методах исследования. Биологическая систематика – дисциплина, в задачи которой входит разработка принципов классификации живых организмов и практическое приложение этих принципов к построению системы. Под классификацией здесь понимается описание и размещение в системе всех существующих и вымерших организмов.
Предмет изучения систематики – описание, обозначение, классификация и построение системы живой природы, которая бы не только отражала сходство в строении организмов и их родство, но и учитывала историю возникновения и эволюцию разных групп организмов.
В настоящее время используется совокупность признаков организмов:
•особенности строения организмов и их клеток;
•история развития группы на основе ископаемых остатков;
•особенности размножения и эмбрионального развития;
•нуклеотидный состав ДНК и РНК;
•тип запасных питательных веществ;
•распространение организмов и т.д.
При классификации бактерий, грибов и растений используется принцип иерархичности или соподчиненности, означает, что виды, объединяются в роды, роды – в семейства, семейства – в порядок, порядок – в классы, классы – в отделы, отделы – в царства.
В микробиологии употребляются такие термины, как » штамм » и » клон «.
4. Новый шаг в этом направлении был сделан последователем Дарвина, немецким биологом Эрнстом Геккелем. Из генеалогии Геккель заимствовал понятие «генеалогическое (родословное) древо». Родословное древо Геккеля включало все известные к тому времени крупные группы живых организмов, а также некоторые неизвестные (гипотетические) группы, которые играли роль «неизвестного предка» и помешались в развилках ветвей или в основании этого древа. Такое чрезвычайно наглядное изображение очень помогло эволюционистам, и с тех пор – с конца XIX века – филогенетическая систематика Дарвина-Геккеля господствует в биологической науке. Одним из первых следствий победы филогенетики стало изменение последовательности в преподавании курсов ботаники и зоологии в школах и университетах: если раньше изложение начинали с млекопитающих (как в «Жизни животных» А. Брема), а затем спускались «вниз» по «лестнице природы», то теперь изложение начинают с бактерий или одноклеточных животных.
5. Вид – это единственная таксономическая категория, которой можно дать относительно точное определение. Вид – это группа особей:
•обладающих единственным в своём роде набором морфологических (структурных) и функциональных признаков, т.е. внешним видом, особенностями расположения органов и их работы и т.п;
•способных, скрещиваясь между собой, давать плодовитое потомство;
•сходных по генотипу (количеству, размеру и форме хромосом);
•занимающих одну и ту же экологическую нишу.