Конспект статьи добролюбова что такое обломовщина 10 класс
Конспект статьи Добролюбова “Что такое обломовщина” кратко
Конспект статьи Добролюбова «Что такое обломовщина» кратко
«Обломов» И. А. Гончарова – это история о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его. В ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью.
Слово, обозначающее это явление – обломовщина. Оно является разгадкой многих явлений русской жизни.
Причиной обломовской апатии является отчасти внешнее положение, отчасти образ его умственного и нравственного развития.
Обломов не существо, лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия созданы воспитанием и окружающими обстоятельствами. Сокровища были зарыты в натуре Обломова, только раскрыть их пред миром он не мог.
В общественном сознании все более и более превращаются в Обломова. …то, что превращение это уже начинается, доказывает тип Обломова, созданный Гончаровым. Ранее образованных и хорошо рассуждающих лежебок принимали за настоящих общественных деятелей. Теперь эта точка зрения изменилась.
В каждом из нас сидит значительная часть Обломова. Одно в Обломове хорошо: то, что он не старался надувать других, а так и был по-настоящему – лежебокой.
Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь – в настоящее время…
Гончаров создал противоядие Обломову – Штольца, но таких, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль сразу переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества.
Может быть, Ольга Ильинская, ближе всего стоит к нашей современности, нежели Штольц. Она долго и упорно, с любовью трудится она над тем, чтобы возбудить жизнь, вызвать деятельность в Обломове и продолжает свои отношения и любовь к нему, несмотря на все насмешки и т. п. до тех пор, пока не убеждается в его решительной дрянности.
Она бросила Обломова, когда перестала в него верить, как может оставить и она оставить и Штольца, ежели перестанет верить в него. Ей хорошо знакома Обломовщина, и она сможет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтоб произнести над нею суд беспощадный…
Конспект статьи Добролюбова “Что такое обломовщина” кратко
Выводы
Как много может совершить человек до 25 лет? На примере Николая Александровича мы видим, что он может не так уж и мало — заметить самому и указать другим на «свет» среди «полночной темноты», выразить свою мысль исчерпывающе, ярко и емко. В соседней с угасающим от смертельной болезни литературным гением комнате безотлучно находился Н.Г. Чернышевский, который продолжил «зависшую в воздухе» мысль друга, «ребром» мощно поставив вопрос перед соотечественниками: «Что делать?»
Не только ответил Добролюбов «Что такое обломовщина?». Кратко, емко, художественно достоверно он подчеркнул тлетворное влияние устоев крепостничества, необходимость дальнейшего общественного прогресса. Возможно, поэтому его авторская оценка романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» стала и знаменитой, и классической.
Проблема нового человека
Нужна перезагрузка, надо чтобы во власти и в промышленности появились новые люди. Гончаров создал поэтому образ активного и творческого Андрея Штольца. «Впрочем, их на текущее время нет!» — говорит в своей статье Добролюбов «Что такое обломовщина?» Краткое содержание, а точней изложение последующих его мыслей – это потенциальная неспособность «Штольцев» стать «умом и сердцем» России. Неприемлемым для людей, выполняющих столь важную миссию, является рефлекс «склонять голову» перед обстоятельствами, когда им кажется что эти обстоятельства сильнее. «Общественный прогресс требует большей динамики, чем ею обладает Штольц!» — считает Добролюбов.
Что такое обломовщина? Краткое содержание статьи, где впервые прозвучал этот вопрос, указывает на то, что в самом романе Гончарова содержится и противоядие от этой болезни общества. Образ Ольги Ильиной, женщины, открытой для всего нового, не боящейся никаких вызовов времени, не желающей во исполнение своих устремлений ждать, а, наоборот, самой активно менять окружающую реальность. «Не Штольца, а Ольгу Ильину можно по-лермонтовски назвать «героем нашего времени»!» — считает Добролюбов.
Н. А. Добролюбов «Что такое Обломовщина?» краткий конспект (Гончаров И. А.)
Роман был бурно обсуждаем и ожидаем еще задолго до издания. Однако при его выходе, очень многим первая часть показалась совсем не интересной, обыденной. Но с выходом второй части мнение о романе изменилось.
Гончаров не делает выводов и не призывает читателя к ним: жизнь в «Обломовке», не заставляет приходить к отвлеченной философии, а сама является прямой целью.
Гончаров создает живое изображение, схожее с реальностью, не передает «горячности чувства». Образы, рисуемые Гончаровым, проявляются постепенно, пока не составят полный
образ во всех чертах. Его свойство: спокойствие и полнота поэтического миросозерцания, в чем состоит отличие от других русских писателей.
В романе нет препятствий и каких-либо внешних событий. Многие критики описывают действия в романе как растянутые из-за описания всех обыденных событий аж в четырех частях. Гончаров передает подробно абсолютно все. Он иллюстратор, рисующий глубину жизненных явлений. Слова его спокойны, объективны, трезвы, он до поры до времени не высказывается, но для него ни одна мысль, ничего необходимого ни в коем случае не может пропасть. Этот роман — не один из самых важных на свете, однако
в нем отражается живой современный русский тип, с беспощадной строгостью и правильностью. Обломов — не новый персонаж в литературном творчестве, однако впервые выставленное так просто и естественно. Главные черты его характера заключаются в абсолютной инертности, исходящей из апатии, причинами которой являются воспитание и обстоятельства, происходившие с героем. Все «обломовцы», которых можно найти в литературе, ни разу не преобразовывали слова в действия.
Вся Россия — Обломовка
Название деревни — Обломовка — критик предельно обобщает. По-своему видит в контексте гончаровского романа Николай Александрович Добролюбов, что такое обломовщина. Краткое содержание его статьи дает четкое представление о России как о совокупности тысяч и тысяч деревень Обломовок. Конечно, не в прямом смысле, а фигурально. Огромными ресурсами бездарно владеют дворяне, являющиеся зачастую людьми-паразитами, по своей сущности — рантье, глубоко презирающими своих соотечественников, не стремящимися сделать ничего конструктивного для общества. В результате общество теряет динамику, становится пассивным, погружается в кризис.
Критики Добролюбов и Дружинин о романе “Обломов”
Потомственные дворяне и бояре — «обломовцы»?
О чем пишет литературный критик? О том, что Гончарову удалось рассмотреть истинно русский типаж и раскрыть его беспощадно и достоверно. Действительно, это тогда было. Худшая часть дворянства и барства, понимая, что ничего толком для общества они уже не сделают, жила, упиваясь своим богатством, лишь в свое удовольствие. Дремотное существование «жизнью желудка» этой прослойки общества тлетворно разлагало остальное русское общество. Литератор выносит суровый исторический вердикт дворянству и барству в России: их время прошло бесповоротно! Статья Добролюбова «Что такое обломовщина?» открыто обличает антиобщественный характер «обломовцев»: презрение к труду, потребительское отношение к женщине, бесконечное словословие.
Между прочим, это то же что клеймят и наши классики-современники, например Виктор Пелевин: гламур и дискурс, только названные иначе. Ведь современное необарство и неодворянство породило новых людей-паразитов.
Конспект статьи Добролюбова «Что такое обломовщина» кратко
«Обломов» И. А. Гончарова – это история о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его. В ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью.
Слово, обозначающее это явление – обломовщина. Оно является разгадкой многих явлений русской жизни.
Причиной обломовской апатии является отчасти внешнее положение, отчасти образ его умственного и нравственного развития.
Обломов не существо, лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия созданы воспитанием и окружающими обстоятельствами. Сокровища были зарыты в натуре Обломова, только раскрыть их пред миром он не мог.
В общественном сознании все более и более превращаются в Обломова. …то, что превращение это уже начинается, доказывает тип Обломова, созданный Гончаровым. Ранее образованных и хорошо рассуждающих лежебок принимали за настоящих общественных деятелей. Теперь эта точка зрения изменилась.
В каждом из нас сидит значительная часть Обломова. Одно в Обломове хорошо: то, что он не старался надувать других, а так и был по-настоящему – лежебокой.
Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь – в настоящее время…
Гончаров создал противоядие Обломову – Штольца, но таких, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль сразу переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества.
Может быть, Ольга Ильинская, ближе всего стоит к нашей современности, нежели Штольц. Она долго и упорно, с любовью трудится она над тем, чтобы возбудить жизнь, вызвать деятельность в Обломове и продолжает свои отношения и любовь к нему, несмотря на все насмешки и т. п. до тех пор, пока не убеждается в его решительной дрянности.
Она бросила Обломова, когда перестала в него верить, как может оставить и она оставить и Штольца, ежели перестанет верить в него. Ей хорошо знакома Обломовщина, и она сможет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтоб произнести над нею суд беспощадный…
Добролюбов «Что такое обломовщина» краткое содержание
Статья Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» позволяет разобраться в сложном социальном понятии. Основные позиции статьи критика:
Жизнь, изображенная в романе, не нацелена на определенные выводы читателя. Гончаров описывает действительность. Оценить достоинства – дело читателя. Автор к выводам совершенно равнодушен.
Образу Обломова автор придает «родовое и постоянное значение». Все, что касается персонажа, для важно, нет ни одной ничтожной детали и пустого действия.
Гончаров – это не только гениальный писатель, он еще и художник, замечающий важные явления жизни, умеющий передать их словами.
Обломовщина – новый образ жизни русского общества. О Обломове нельзя сказать, что это новый тип. Его черты есть в Онегине, затем в других произведениях литературы. Время вносит свои коррективы в образ, обломовщина меняет поведение, но суть остается прежней. Главные черты социальной болезни, обломовского характера: инертность, апатия. Причина их в умственном и нравственном развитии. Потеряна святость труда. Лень почетнее работы.
Обломов не глуп, не человек без эмоций. Он ищет что-то, думает, но впадает в состояние «нравственного рабства». Барство и рабство тесно переплетаются, становятся единым качеством, они составляют единственную «любопытную сторону» личности человека.
Многие герои русской литературы имеют сходные черты с Обломовым. Онегин, Печорин, Рудин становятся им в разные моменты соей жизни. Обломов бездельничает столько же, сколько его литературные собратья. Они умело прикрывают лень словами, прогулками.
Обломовы живут и сегодня. Они «сколок» (часть) персонажа романа Гончарова. Превращение в него у кого-то еще не завершено, другие опередили Обломова. Разговоры прячут безделье. Обломов у писателя разоблачен. Он снят с «красивого пьедестала», уложен на мягкий диван, одет в халат. Автор романа показывал героя с целью предупреждения – знамения времени.
Гончаров хоронит обломовщину, создает «похвальное надгробное слово». Россия должна очнуться.
Критика
Вопросы
Тезисы
Штольц как «противоядие Обломову»
«В Ольге можно видеть намёк на новую русскую жизнь»
Характер Обломова
Обломов есть лицо не совсем новое в нашей литературе. Родовые черты обломовского типа мы находим еще в Онегине и затем несколько раз встречаем их повторение в лучших наших литературных произведениях. Дело в том, что это коренной, народный наш тип, от которого не мог отделаться ни один из наших серьезных художников. Но с течением времени тип этот изменял свои формы, становился в другие отношения к жизни, получал новое значение. В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению — он барин; «у него есть Захар и еще триста Захаров», по выражению автора. Преимущество своего положения Илья Ильич объясняет Захару таким образом: «Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан неясно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался».
И Обломов говорит совершенную правду. История его воспитания служит подтверждением его слов. С малых лет он привыкает быть байбаком благодаря тому, что у него и подать, и сделать есть кому; тут уж даже и против воли нередко он бездельничает. Ну, скажите, пожалуйста, чего же бы вы хотели от человека, выросшего вот в каких условиях: Внутренние силы «никнут и увядают» по необходимости. Удовлетворенные капризы развивают бесхарактерность. Обломов не привык делать что-нибудь, следовательно не может хорошенько определить, что он может сделать и чего нет. Его желания являются только в форме: «А хорошо бы, если бы вот это сделалось»; но как это может сделаться,— он не знает. Оттого он любит помечтать и ужасно боится того момента, когда мечтания придут в соприкосновение с действительностью. Тут он старается взвалить дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось. От природы он человек, как и все. В ребячестве ему хотелось побегать и поиграть в снежки с ребятишками, и в ближайший березняк пробраться через канал, плетни и ямы.
Но — к несчастью или к счастью — Илья Ильич родился помещиком средней руки, получал дохода не более десяти тысяч рублей на ассигнации и вследствие того мог распоряжаться судьбами мира только в своих мечтаниях. Зато в мечтах своих он и любил предаваться воинственным и героическим стремлениям. «Он любил иногда вообразить себя каким-нибудь непобедимым полководцем. А то он вообразит, что он великий мыслитель или художник, что за ним гоняется толпа, и все поклоняются ему. Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории. Обломов как барин не хочет и не умеет работать и не понимает своих настоящих отношений ко всему окружающему. Он действительно не знает и не умеет ничего, действительно не в состоянии приняться ни за какое путное дело. Он и вообще жизни не умел осмыслить для себя. В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой ее смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали ее, «как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд как наказание…» Точно так относился к жизни и Илья Ильич.
Обломов не мог осмыслить своей жизни и потому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать. Служил он и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Выезжал он в общество и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Сходился он с женщинами, но подумал: однако чего же от них ожидать?
Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к «муравьиной работе людей», убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего.
Обломовщина –
это …
В романе сказалось новое слово нашего общественного развития. Слово это — обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни. В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы видим… знамение времени. Лень и апатия Обломова есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина.
В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим. Здесь-то он и подает нам повод к сравнению с прежними типами лучших наших писателей. Давно уже замечено, что все герои русских повестей и романов страдают оттого, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. Вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела, в чем представляют разительное сходство с Обломовым. В самом деле, раскройте, например, «Онегина», «Героя нашего времени» — в каждом из них вы найдете черты, почти буквально сходные с чертами Обломова. Онегин, как Обломов, оставляет общество, затем, что его «измены утомить успели, друзья и дружба надоели». И Онегин
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать, но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его.
Все наши герои, кроме Онегина и Печорина, служат, и для всех их служба — ненужное и не имеющее смысла бремя; и все они оканчивают благородной и ранней отставкой. Обломову не понравилось, что с начальником все говорят «не своим голосом, а каким-то другим, тоненьким и гадким»; — он не захотел этим голосом объясняться с начальником по тому поводу, что «отправил нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск», и подал в отставку. Везде все одна и та же обломовщина.
В домашней жизни обломовцы тоже очень похожи друг на друга:
Прогулки, чтенье, сон глубокий,
Лесная тень, журчанье струй,
Обед довольно прихотливый,
Бутылка светлого вина,
Вот жизнь Онегина святая.
То же самое рисуется у Ильи Ильича в идеале домашней жизни. Вообще обломовцы склонны к идиллическому, бездейственному счастью, которое «ничего от них не требует».
И Печорин полагает, что счастье-то, может быть, заключается в покое и сладком отдыхе. Он вечно недоволен своей борьбой, и сам же беспрестанно высказывает, что все свои дрянные дебоширства затевает потому только, что ничего лучшего не находит делать. Та же обломовщина.
Отношения к людям и в особенности к женщинам тоже имеют у всех обломовцев некоторые общие черты. Людей они вообще презирают с их мелким трудом, с их узкими понятиями и близорукими стремлениями. Печорин топчет всех ногами. Даже Онегин пишет:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей.
Обломов даже весьма категорически выражает Штольцу сознание своего превосходства над всеми людьми. «Жизнь, говорит, в обществе? Хороша жизнь! Чего там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!»
В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же, как и вообще в жизни. Они не прочь пококетничать с женщиной; не прочь они и поработить себе женскую душу. Но только чуть дело дойдет до чего-нибудь серьезного, чуть они начнут подозревать, что пред ним действительно не игрушка, а женщина, которая может и от них потребовать уважения к своим правам, — они немедленно обращаются в постыднейшее бегство. Трусость у всех этих господ непомерная: Онегин, который так «рано умел тревожить сердца кокеток записных», который женщин «искал без упоенья, а оставлял без сожаленья»,— Онегин струсил перед Татьяной, дважды струсил, — и в то время, когда принимал от нее урок, в тогда, как сам ей давал его.
Таким же оказывается и Печорин, специалист по части женского сердца, признающийся, что, кроме женщин, он ничего в свете не любил, что для них он готов пожертвовать всем на свете. И он признается, что, во-первых, «не любят женщин с характером: их ли это дело!» — во-вторых, что он никогда не может жениться. «Как бы страстно я ни любил женщину, — говорит он, — но если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, — прости, любовь. Мое сердце превращается в камень, и ничто не разогреет его снова. Свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? Что мне в ней? куда я себя готовлю? чего я жду от будущего? Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие». А в сущности, это больше ничего, как обломовщина.
А Илья Ильич, подобно Печорину, хочет непременно обладать женщиной, хочет вынудить у нее доказательство любви. Он, видите ли, не надеялся сначала, что Ольга пойдет за него замуж, и с робостью предложил ей быть его женой. Он начал пытать ее, столько ли она его любит, чтобы быть в состоянии сделаться его любовницей! И ему стало досадно, когда она сказала, что никогда не пойдет по этому пути. А все-таки он струсил под конец до того, что даже на глаза Ольге боялся показаться, прикидывался больным, давал понять Ольге, что она его может компрометировать. И все отчего? Оттого, что она от него потребовала решимости, дела, того, что не входило в его привычки. Женитьба сама по себе не страшила его так, как страшила Печорина. Но Ольга захотела, чтоб он пред женитьбой устроил дела по имению; это уж была бы жертва, и он, конечно, этой жертвы не совершил, а явился настоящим Обломовым. А сам между тем очень требователен. Он сделал с Ольгой такую штуку, какая и Печорину впору была бы. Ему вообразилось, что он не довольно хорош собою и вообще не довольно привлекателен для того, чтобы Ольга могла сильно полюбить его. Он начинает страдать, не спит ночь, наконец вооружается энергией и строчит к Ольге длинное послание, в котором повторяет известную, тертую и перетертую вещь, говоренную и Онегиным Татьяне, Печориным княжне Мери: «Я, дескать, не так создан, чтобы вы могли быть со мною счастливы; придет время, вы полюбите другого, более достойного».
Илья Ильич, разумеется, не выдержал себя на высоте уничижения перед Ольгой: он бросился подсмотреть, какое впечатление произведет на нее письмо, увидел, что она плачет, и не мог удержаться, чтобы не предстать пред ней в сию критическую минуту. А она доказала ему, каким он пошлым и жалким эгоистом явился в этом письме, написанном «из заботы об ее счастье». Тут уже он окончательно спасовал, как делают, впрочем, все обломовцы, встречая женщину, которая выше их по характеру и по развитию.
Итак, у них всех одна общая черта — бесплодное стремление к деятельности, сознание, что из них многое могло бы выйти, но не выйдет ничего. В этом они поразительно сходятся. «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, — лучший цвет жизни». Это — Печорин.
Илья Ильич тоже «болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало. Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором».
Обломов тоже мечтал в молодости «служить, пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разработывания неистощимых источников. «
А бездельничает он ничуть не больше, чем все остальные братья-обломовцы; только он откровеннее, — не старается прикрыть своего безделья разговорами в обществах.
Но отчего же такая разница впечатлений, производимых на нас Обломовым и героями, о которых мы вспоминали выше?
Во-первых, — у Обломова темперамент слишком вялый; и поэтому для осуществления своих замыслов и для отпора враждебных обстоятельств употребляет еще несколько менее попыток, нежели сангвинический Онегин или желчный Печорин. В сущности же они все равно несостоятельны пред силою враждебных обстоятельств, все равно погружаются в ничтожество, когда им предстоит настоящая, серьезная деятельность.
В чем обстоятельства Обломова открывали ему благоприятное поле деятельности? У него было именье, которое мог он устроить; был друг, вызывавший его на практическую деятельность; была женщина, которая превосходила его энергией характера и ясностью взгляда и которая нежно полюбила его.
Посмотрите теперь, как изменилась точка зрения на образованных и хорошо рассуждающих лежебоков, которых прежде принимали за настоящих общественных деятелей.
Вот перед вами молодой человек, очень красивый, ловкий, образованный. Он выезжает в большой свет и имеет там успех; он ездит в театры, балы и маскарады; он отлично одевается ; читает книжки.
Он выше окружающего его светского общества настолько, что дошел до сознания его пустоты; он может даже оставить свет и переехать в деревню; но только и там скучает, не зная, какое найти себе дело. От нечего делать он ссорится с другом своим и по легкомыслию убивает его на дуэли. Через несколько лет опять возвращается в свет и влюбляется в женщину, любовь которой сам прежде отверг, потому что для нее нужно было бы ему отказаться от своей бродяжнической свободы. Вы узнаете в этом человеке Онегина. Но всмотритесь хорошенько; это — Обломов.
Перед вами другой человек, с более страстной душой, с более широким самолюбием. Он не хлопочет о туалете и наряде: он светский человек и без этого. Ему не нужно подбирать слова и блистать мишурным знанием: и без этого язык у него как бритва. Он действительно презирает людей, хорошо понимая их слабости; он действительно умеет овладеть сердцем женщины не на краткое мгновенье, а надолго. Все, что встречается ему на его дороге, он умеет отстранить или уничтожить. Одно только несчастье: он не знает, куда идти. Сердце его пусто и холодно ко всему. Он все испытал, и ему еще в юности опротивели все удовольствия, которые можно достать за деньги; любовь светских красавиц тоже опротивела ему, потому что ничего не давала сердцу; науки тоже надоели, потому что он увидел, что от них не зависит ни слава, ни счастье; военные опасности тоже ему скоро наскучили, потому что он не видел в них смысла и скоро привык к ним. Наконец, даже простосердечная, чистая любовь дикой девушки, которая ему самому нравится, тоже надоедает ему. Но что же это за порывы? куда влекут они? отчего он не отдается им всей силой души своей? Оттого, что он сам их не понимает и не дает себе труда подумать о том, куда девать свою душевную силу; и вот он проводит свою жизнь в том, что острит над глупцами, тревожит сердца неопытных барышень, вмешивается в чужие сердечные дела, напрашивается на ссоры, выказывает отвагу в пустяках, дерется без надобности. Вы припоминаете, что это история Печорина. Всмотритесь, пожалуйста, получше: вы и тут увидите того же Обломова.
Эти люди и лгут беспрестанно. Они читают полезные книги для того, чтобы знать, что пишется; пишут благородные статьи затем, чтобы любоваться логическим построением своей речи; говорят смелые вещи, чтобы прислушиваться к благозвучию своих фраз и возбуждать ими похвалы слушателей. Но какая цель всего этого читанья, писанья, говоренья, они или вовсе не хотят знать, или не слишком об этом беспокоятся.Теперь им слово найдено. Слово это «обломовщина». Если я вижу помещика, толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности, я уже с первых слов знаю, что это Обломов.Если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он Обломов.На всех их лежит печать обломовщины. Кто же наконец сдвинет их с места этим всемогущим словом «вперед!»До сих пор нет ответа на этот вопрос ни в обществе, ни в литературе. Гончаров, умевший понять и показать нам нашу обломовщину, решился похоронить обломовщину и сказать ей похвальное надгробное слово. «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век», — говорит он устами Штольца, и говорит неправду. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова. Одно в Обломове хорошо действительно: то, что он не усиливался надувать других, а уж так и являлся в натуре — лежебоком. Но, помилуйте, в чем же на него можно положиться? Разве в том, где ничего делать не нужно? Тут он действительно отличится так, как никто. Но ничего-то не делать и без него можно. Он не поклонится идолу зла! Да ведь почему это? Потому, что ему лень встать с дивана. А стащите его, поставьте на колени перед этим идолом: он не в силах будет встать. Не подкупишь его ничем. Да на что его подкупать-то? На то, чтобы с места сдвинулся? Ну, это действительно трудно. Грязь к нему не пристанет! Да пока лежит один, так еще ничего; а как придет Тарантьев, Затерный, Иван Матвеич — брр! какая отвратительная гадость начинается около Обломова. Его объедают, опивают, спаивают, берут с него фальшивый вексель (от которого Штольц несколько бесцеремонно, по русским обычаям, без суда и следствия избавляет его), разоряют его именем мужиков, дерут с него немилосердные деньги ни за что ни про что. Он все это терпит безмолвно и потому, разумеется, не издает ни одного фальшивого звука.
Нет, нельзя так льстить живым, а мы еще живы, мы еще по-прежнему Обломовы. Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь — в настоящее время, когда 8 и пр. Кто из наших литераторов, публицистов, людей образованных, общественных деятелей, кто не согласится, что, должно быть, его-то именно и имел, в виду Гончаров, когда писал об Илье Ильиче следующие строки:
Особенности романа
История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью. Лень и апатия Обломова — единственная пружина действия во всей его истории.
Художественная манера
И.А. Гончарова
В этом уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его — заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. Гончаров является перед нами прежде всего художником, умеющим выразить полноту явлений жизни.