Конспект урока что такое деньги
Конспект урока «Что такое деньги»
ФИО учителя: Батищева Нина Юрьевна
ОУ: ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево
Предмет: окружающий мир
Цель урока: научить обучающихся различать денежные единицы, описывать их характерные особенности, понимать роль денег в жизни человека
Планируемые образовательные результаты:
Знать, что такое деньг и и их характерны е особенност и;
Усвоить новые понятия «бартер», «купля – продажа», «цена», «заработная плата», «сбережения».
Уметь различать денежные единицы, о существлять сравнителный анализ монет и банкнот разного номинала.
1. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
2. Выделять существенную информацию из учебника;
3. Моделировать различные ситуации (бартер, купля-продажа);
4. Уметь сотрудничать в группе в ходе совместной деятельности
личностные: понимание роли денег в жизни человека и общества, развитие интереса к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике
Ведущая мировоззренческая идея урока: все ли можно купить за деньги?
План изучения нового материала:
Постановка проблемного вопроса.
Игра «Найди и обменяй».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология обучения: технология группового обучения, ТРИЗ-технология.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Межпредметные связи: математика, экономика
Оборудование : проектор, колонки, экран, раздаточный материал, учебник окружающего мира, слайдовая презентация.
Мизансцена урока: учащиеся рассаживаются в 2 группы по 6 человек.
Технологическая карта хода урока
Планируемые результаты (ПР)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин.).
— Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас. Меня зовут Нина Юрьевна.
— Что станет темой сегодняшнего урока, вы узнаете, отгадав загадку.
Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
За что конфеты продают?
И что родители в копилочки кладут?
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. (1 мин)
Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем
И тема сегодняшнего урока. «ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ?»
-Что нового вы хотели бы узнать на уроке, чему научиться? На какие вопросы получить ответы?
-Сегодня мы остановимся на некоторых из них.
Вы узнаете что такое деньги, какие они бывают. Научитесь выделять их характерные особенности.
Формулируют тему и цели урока
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20мин)
Выделять существенную информацию из текста, делать выводы
Моделировать различные ситуации (бартер)
Выделять существенную информацию из учебника
Познакомить с понятием «бартер»
Познакомить с новыми понятиями «купля – продажа», «деньги»
Осуществлять анализ монет и банкнот разного номинала
Выделять существенную информацию из учебника
Страничка для любознательных
— А вот как появились первые деньги, вы узнаете, прочитав отрывок из энциклопедии «Я познаю мир. Экономика»
— Ребята, как вы думает, удобны ли такие деньги?
Игра «Найди и обменяй»
— Ребята, представить, что вы оказались на торговой ярмарке и вам нужно что-то приобрести.
— Итак, вы должны договориться и обменяться необходимыми товарами. Но время ограниченно, на это вам отводится 1 минута.
— Данный вид обмена называется бартер. На странице 66 прочитаем, что же это такое.
— Ребята, посмотрите, у меня есть очень интересная книга. Для меня она очень дорога, я бы не хотела её обменять на продукты питания. Что тогда вы предпримите, чтобы ее получить?
— А если вы покупаете, а кто-то продает, сможете ли вы догадаться, как называется данный вид обмена?
— На стр. 66 найдите определение, что такое купля – продажа
— Купить или продать товар-значит обменять его на какое-то количество денег, на какое именно, указывает цена товара.
— Итак, чем купля-продажа отличается от бартера?
— Кто-то может сказать, что такое деньги?
— А теперь сверим ваши предположения с учебником на странице 69.
— Какие виды денег вы знаете?
— Посмотрите, какими деньгами вы воспользуетесь, если будете покупать товары в России? А во время поездки в Европу или США?
Работа в группах. (7 мин)
4. Выступление групп. (4 мин)
— Подведем итог нашего исследования. Слушаем друг друга внимательно, исправляем, дополняем, оцениваем.
— Для чего нужно уметь различать денежные единицы? Как это может помочь в жизни?
— Ребят, а сейчас вам предстоит помочь семье Ивановых.
Ивановы решили один раз в год ремонтировать квартиру и для этого каждый месяц откладывать по 1000. Какие виды ремонта они могут выполнить на скопленные деньги:
1) Наклейка обоев (обои — 2000 рублей, работа — 500 рублей).
2) Замена входной двери (дверь — 5000 рублей, работа по установке двери и замков — 1000 рублей).
3) Замена кухонной газовой плиты (плита — 7500 рублей, работа — 500 рублей).
— Ребята, кто мне может сказать, откуда семья Ивановых получала деньги?
— На заработанные деньги семья покупает необходимые товары и услуги.
— Чтобы узнать как называются деньги, которые откладывала семья Ивановых, обратите внимание на страницу 68 учебника.
— Кто может сказать, где мы можем хранить наши сбережения?
Читают текст о первых деньгах, делают вывод об их неудобстве.
Играют в игру «Найди и обменяй»
Выделяют существенную информацию из учебника
Выделяют существенную информацию из учебника
Решение экономической задачи
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА. (4 мин)
Осознание преобладания духовных ценностей над материальными
— Предлагаю вам купить товары по списку.
°Молоко °Хлеб ° З нания ° Дружба ° Забота ° Яблоки ° Совесть
– Почему вы не все смогли купить из перечисленного?
— А теперь необходимо заполнить интелект-карту.
— Обратите внимания, в ваших картах памяти есть очень интересная информация.
Играют в игу «Магазин»
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.
— Как вы, ребята, уже говорили, знания не купишь, но за вашу активную работу на уроке, я бы хотела раздать шоколад, для укрепления здоровья и ума.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Паспорт урока
ФИО учителя: Батищева Нина Юрьевна
ОУ:ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево
Предмет:окружающий мир
Класс: 3
Тема урока: Что такое деньги?
Цель урока: научить обучающихся различать денежные единицы, описывать их характерные особенности, понимать роль денег в жизни человека
Планируемые образовательные результаты:
1. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
2. Выделять существенную информацию из учебника;
3. Моделировать различные ситуации (бартер, купля-продажа);
4. Уметь сотрудничать в группе в ходе совместной деятельности
личностные: понимание роли денег в жизни человека и общества, развитие интереса к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике
Номер материала: ДБ-274983
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Что такое деньги?»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Урок окружающего мира
в 3 классе по теме:
Сысоева Лариса Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ Дмитриевской СОШ
Цель : познакомить учащихся с ролью денег в экономике.
1) Дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег.
2) Выявить требования, которые предъявляются к деньгам.
3) Рассмотреть виды денег: банкноты и монеты, денежные единицы некоторых стран.
1) Учить анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы, объяснять схему, работать в группах, с учебником.
2) Развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
1) Воспитывать интерес к изучению окружающего мира, уважение к людям, трудолюбие, чувство взаимопомощи, любовь к жизни, бережное отношение к окружающей среде, школьному имуществу.
учащиеся научатся понимать роль денег в экономике, объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Тип урока : урок изучения нового материала.
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Вот книжки на столе, тетрадки
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Ребята, в парах и ответьте на данные вопросы теста.
1. Что даёт нам добывающая промышленность?
1) полезные ископаемые
2) мебель
3) лес
4) рыбу
2. Что производит электроэнергетика?
1) электрические приборы
2) электрическую энергию
3) электростанции
4) нефть
3. Что производит химическая промышленность?
1) машины
2) краски
3) военную технику
4) продукты питания
4. Что производит лёгкая промышленность?
1) автомобили
2) лекарства
3) ткани
4) топливо
5. Что производит добывающая промышленность для химической?
1) энергию
2) продукты питания
3) станки
4) нефть
6. Где производят электроэнергию?
1) в карьерах
2) на шахтах
3) на электростанциях
4) на заводах
7. Какие отрасли промышленности участвуют в изготовлении кастрюль?
1) добывающая промышленность
2) пищевая промышленность
3) металлургия
4) машиностроение
III. Самоопределение к деятельности
Вашему вниманию предлагаю отгадать загадки, чтобы узнать тему урока.
Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, у других нас нет. (Деньги.)
Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет. (Монета.)
–О чём будем говорить на уроке? ( Сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах)
-Какую цель поставим перед собой? (познакомиться с ролью денег в экономике)
IV. Работа по теме урока
1. Беседа «Что такое деньги»
– Что такое деньги? (Ответы учеников.)
В словаре С.И. Ожегова дается такое определение этого слова: (Варя зачитай нам пожалуйста понятие)
«Деньги – металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях – особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».
-Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами.
Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры, земледельцы – зерно, растительное масло, скотоводы – быков, овец, шерсть и кожу.
Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено на изготовление той или иной вещи. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.
Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги.
-А как произошли деньги я предлагаю Вам узнать из видеоролика. (показ видео)
-А как произошли деньги в России, нам сейчас расскажут Андрей и Настя.
В России появились первыми металлические деньги, но у металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.
Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.
-Как известно бумажные деньги сделали прогресс в нашем мире, облегчение торговли. Первые бумажные деньги появились в Китае в 910 году нашей эры. В то время в Китае, сильно не распространялось, как они делали деньги из бумаги, это искусство было под строжайшим секретом, за подделку бумажных денег отрубали голову, за разглашение о том, как изготавливаются деньги в другие страны, назначалась смертная казнь. Бумажные деньги Китая были народным достоянием для страны.
Китай также продавал свои ценные бумаги по всей средней Азии: Корея, Япония. Но, ни одна страна, не могла разгадать секрет по изготовлению денег. И вот спустя век Корея начала печатать свои бумажные деньги, затем Япония. Затем деньги разошлись по всему миру.
-Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – все, во что вложен труд человека. Поэтому говорят, что деньги – это особый товар, известное количество которого всегда оказывается равноценным любому другому товару и может быть на него обменяно.
2. Работа по учебнику.
– Прочитайте в учебнике текст на с. 66-68.
– Назовите два способа обмена.(бартер слайд, купля-продажа слайд)
– Что такое цена товара? (Стоимость одной вещи, одного предмета.)
– Что такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.)
– Как называются металлические деньги? (Монеты.)
– Как называются бумажные деньги? (Банкноты).
-А сейчас в группах рассмотрите как меняются деньги со временем, у вас на столах в мультифорах лежат купюры различного достоинства.
3. Практическая работа.
А сейчас мы с вами проведём практическую работу, но для начала изучим как называются стороны монет.(слайд стр 68 учебника)
(Работа проводится в парах. У каждой пары на столе монеты достоинством 5 копеек и 10 копеек)
– Опишите монету достоинством 5 или 10 копеек.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради.
1. Графический диктант
– Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «–».
Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения.(бартер)
Плата за работу – заработная плата.
Деньги, которые откладывают на будущее, – сбережения.
Оборотная сторона монеты – гурт.(реверс или решка)
Надпись на монете называется легендой.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.
VIII. Подведение итогов урока
– Что такое деньги?
– Что нового вы узнали о деньгах?
– Как вы думаете, будут ли деньги меняться? (Да, уже сейчас они выступают в виде пластиковых карточек.)
Вывод: деньги – особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
Конспект урока обществознания «Что такое деньги» 7 класс
Конспект урока по теме «Деньги, их функции» 7 кл.
Цели: определить, какие функции выполняют деньги в жизни современного общества и государства;
уметь извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, анализировать, делать выводы.
Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.
Развивающая : продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.
Оборудование: учебник «Обществознание», компьютер, проектор, раздаточный материал (карточки).
Тип урока: комбинированный
Методы: проблемный, наглядный, частично-поисковый.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной теме:
в результате изучения данной темы ученики должны
1. основные понятия: деньги, виды денег, функции денег, бартер;
1. приводить примеры различных функций денег;
2. высказывать свою точку зрения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения типичных для подростка социальных ролей.
1. Организационный этап
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня. На нашем уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем! А теперь присаживайтесь, Давайте начнем урок!
-Ребята, скажите, пожалуйста, какие темы мы изучали на предыдущих занятиях? (Экономика и его основные участники, Мастерство работника, Производство, затраты, выручка, прибыль., Виды и формы бизнеса., Обмен, торговля, реклама.).
— Темы, которые вы изучали, какой сфере общества относятся? (Экономической); А как вы думаете для чего мы изучаем раздел экономика? Это пригодится вам в жизни?
-А какие еще сферы общества вы знаете? (Социальная, политическая, духовная); Хорошо, молодцы.
Ребята, мы продолжаем изучение темы «Экономика», но прежде чем начать изучать новую тему нам нужно проверить домашнее задание. Для этого
lll. Проверка домашнего задания.
1)Учащимся предлагаются тематические тесты по пройденному материалу (3 человека)
1. Количество продуктов, произведённых за единицу времени:
А) натуральное хозяйство;
Б) товарное хозяйство;
В) производительность труда.
2. Основным элементом экономики является:
3. Блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности:
4. Человек создающий экономические продукты:
5. Чтобы правильно рассчитать затраты производства, надо знать:
А) прибыль и постоянные затраты;
В) прибыль и переменные затраты.
2)Учащимся предлагается поработать с основными понятиями и терминами раздела «Экономика»
Мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность – это
Соотнеси термин и определение
Торговля с другими странами
Продажа товаров большими партиями: покупка партии цветов магазином у тепличного хозяйства.
Торговля в пределах одной страны: продажа автомобилей ВАЗ на территории нашей страны.
Продажа единичных товаров или мелкими партиями: любая покупка в магазине.
Молодцы ребята, вижу, что прошлую тему вы усвоили хорошо! Теперь можно и к новой теме перейти.
Я предлагаю вам начать изучение нового материала с загадки, вы ее отгадаете и мы узнаем тему нашего урока:
Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
За что конфеты продают?
Какое слово выйдет тут? (Деньги)
Молодцы ребята, мы действительно, сегодня будем говорить о деньгах.
Откройте тетради и запишите тему нашего урока « Деньги и их функции».
— А Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? (Что такое деньги, история возникновения денег, чем служат деньги).
— Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками.
1. Как деньги стали деньгами
А что нам поможет познакомится с новым материалом ( учебник, словарь, презентация)
Мы переходим к первому пункту плана.
Деньги… Одни утверждают, что деньги – зло, потому что из-за них в жизни происходит немало бед и несчастий, другие говорят, что деньги – это всё! Тот, у кого они есть, может все на свете. А как вы думаете, деньги это зло или деньги это все? (обсуждение)
Ребята, это будет наш проблемный вопрос, мы свами вернемся к нему в конце урока и еще раз на него ответим
Проблемный вопрос: деньги это зло или деньги это все?
А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”? ( записываем на доске)
(Приём “Корзина чувств”: на доске пишется слово “Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. (Деньги – магазин, копилка, банк, машина, компьютер, телефон).
Из того что мы записали давайте попробуем ответить на вопрос Что такое деньги?
«Деньги – это особый вид универсального товара, посредством которого выражается стоимость всех других товаров
Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют большое значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Об этом нам расскажет Лиля, вы ребята ее внимательно послушайте и вспомните из прошлого урока, как называется обмен без денег
Текст: «Что было деньгами».
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 4 м. Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца. (слайд 9)
И в итоге у меня получилась вот такая схема
– Как называется такой обмен без денег? (бартер, т.е. обмен товара на товар) Какие сложности возникли при обмене? (бартер обладает недостатками, не всегда участники сделки заинтересованы в товарах друг друга)
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? Да
4. Учитель: Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
Люди нашли решение, товар сначала меняли на товар – посредник. Потом уже этот товар, на нужную вещь. Этот товар- посредник выступал в роли эквивалента.
Вы знаете, что такое эквивалент?
Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. Металлы, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений. И металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах.
Какие предметы в древности выступали в роли денег?
Что такое эквивалент?
Переходим ко 2му пункту плана
Ребята, откройте учебник на стр. 107. Давайте посмотрим, что здесь нарисовано? Правильно это функции денег. Давайте поработаем с текстом учебника стр 106-108. Найдите, что обозначает каждая функция денег. На работу 2 минуты.
Молодцы ребята, вы хорошо поработали, а для того чтобы узнать, как вы запомнили основные функции денег. Посмотрите на экран … Из какого мультфильма этот фрагмент? Правильно, Буратино. У вас на партах лежат листочки с заданием, поработайте в парах и вместо цифр впишите название функции денег.
Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку (1). (Мера стоимости).
Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке.(2) (средство платежа).
Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. (3) . (Средство обращения).
Оставалось еще целое богатство – четыре гроша. Один грош завалился за подкладку.
«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево (4). (Средство накопления)
Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль (5). (мировые деньги)
А сейчас практическая работа
– У вас на столе лежат монеты. Рассмотрите их.
— А теперь рассмотрите пластиковую карточку и определите, какую информацию о владельце она содержит. Какие преимущества карточек перед наличными деньгами? Можно ли реализовать эти преимущества в нашем населенном пункте? Почему?
В) Работа с бумажными купюрами – Что изображено на них?
Ребята, мы с вами разобрали все пункты плана, но не на все вопросы ответили. У нас остался проблемный вопрос.
Проблемный вопрос : деньги это зло или деньги это все?
III. Закрепление изученного на уроке:
Установите соответствие между функциями денег и примерами: