Конспект урока что такое фонография или звукозапись 4 класс
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЛюдмила Чарыкова
Похожие презентации
Презентация на тему: » Что такое фонография или звукозапись?. Как передавали информацию древние люди? Первыми средствами были окружающие человека предметы, которые становились.» — Транскрипт:
1 Что такое фонография или звукозапись?
2 Как передавали информацию древние люди? Первыми средствами были окружающие человека предметы, которые становились символами – условными обозначениями какой- нибудь идеи, мысли или понятия. Так возникает предметное «письмо». Об одном таком предметном послании рассказал древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.). Он писал, что скифы отправили персам, с которыми воевали, необычные дары. Это были лягушка, мышь, птица и пять стрел. (Животные и птица были живые, настоящие.) Персы оказались в затруднении. Им предстояло понять символический смысл присланных даров.
3 Персидский царь Дарий I увидел (или хотел увидеть) в этом послании знак покорности своих врагов. Он решил, что таким образом скифы признают своё поражение: мышь и лягушка, живущие в земле и воде, символизируют земную и водную стихии, которые скифы отдают ему во владение. Птица, по мнению царя, могла быть символом быстрого бегства противника, а стрелы – отказа от сопротивления. Совсем иначе расшифровал это живое послание один из приближённых царя: «Если вы, персы, не научитесь скакать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мыши, и летать, как птицы, то вы все погибнете, осыпанные нашими стрелами». Придворный мудрец оказался прав. Скифы победили персов в этой войне.
4 В чём же плюсы и минусы такого способа передачи информации, который существовал в разных древних культурах и предшествовал появлению письменности? А как бы мы с вами сегодня расшифровали послание «лягушка, мышь, птица и стрелы»? Какие ещё виды предметного письма вам известны?
6 У индейцев, живших на территории Перу в XII–XVI вв., существовал другой вид предметного «письма» – кипу, или квипу, то есть узелковое «письмо». С длинного толстого шнура или палки свисала бахрома из тонких разноцветных верёвочек разной длины. На них завязывались узелки, в результате чего образовывалось хитрое сплетение. Количество и форма узлов обозначали числа: простые узлы – единицы, двойные – десятки, тройные – тысячи. Цвет верёвок обозначал считаемые предметы: жёлтый – золото, красный – воинов и т.д.
7 Каков был следующий шаг к изобретению письма? Следующим шагом к изобретению начертательного письма стала пиктография – письмо рисунками. Сначала возникли рисунки, а наносились они на предметы обихода, на стены пещер и поверхность скал. Рисовались они и на камнях, на рогах и костях животных. Так рождалось картинное «письмо», или пиктография. Такое письмо ещё сохраняло связь с наскальной живописью. Пиктограмма «Человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, охотился на моржа, плыл на лодке с другим охотником, заночевал».
8 Где в современном мире используют пиктограмму?
10 Но история письма – это и история алфавита. Где возникли первые алфавиты? Египет Финикия Греция
12 Но развитие запоминания информации не остановилось на месте. Что придумал человек, чтобы сохранять информацию? ФОНОГРАФ С французского языка переводится как воспроизводящий звук.
13 Идея создать аппарат, способный записывать человеческую речь и хранить ее сколь угодно долго, не имела аналогов в мировой науке. Мысль об изобретении говорящей машины пришла в голову Эдисона, когда он разрабатывал новый метод записи телеграмм на вращающемся диске. Однажды он запустил аппарат с большей скоростью, и игла, которой он наносил на диск точки и тире, вдруг начала вибрировать и запела, завизжала… Первые слова, которые сказала говорящая машина голосом самого Эдисона, только с невероятным машинным акцентом были: «Доброе утро! Как поживаете? Как вам нравится фонограф?»
План-конспект урока по занимательному русскому языку.
Выбранный для просмотра документ Занимательный русский язык.Фонография.docx
Занимательный русский язык
Тема: Что такое фонография или звукозапись?
Цель : расширить, углубить и закрепить знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку. Рассказать, как появлялся язык в разных народах.
Задачи. Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о развитии языка.
Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие: развивать смекалку и сообразительность; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
2.Открытие нового знания
– Как вы думаете, что это означало?
Персидский царь Дарий I увидел (или хотел увидеть) в этом послании знак покорности своих врагов. Он решил, что таким образом скифы признают своё поражение: мышь и лягушка, живущие в земле и воде, символизируют земную и водную стихии, которые скифы отдают ему во владение. Птица, по мнению царя, могла быть символом быстрого бегства противника, а стрелы – отказа от сопротивления. Но…
Совсем иначе расшифровал это живое послание один из приближённых царя: «Если вы, персы, не научитесь скакать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мыши, и летать, как птицы, то вы все погибнете, осыпанные нашими стрелами». Придворный мудрец оказался прав. Скифы победили персов в этой войне.
-А как бы мы с вами сегодня расшифровали послание «лягушка, мышь, птица и стрелы»? Какие ещё виды предметного письма вам известны?
6 У индейцев, живших на территории Перу в XII–XVI вв., существовал другой вид предметного «письма» – кипу, или квипу, то есть узелковое «письмо». С длинного толстого шнура или палки свисала бахрома из тонких разноцветных верёвочек разной длины. На них завязывались узелки, в результате чего образовывалось хитрое сплетение. Количество и форма узлов обозначали числа: простые узлы – единицы, двойные – десятки, тройные – тысячи. Цвет верёвок обозначал считаемые предметы: жёлтый – золото, красный – воинов и т.д.
7— Каков был следующий шаг к изобретению письма? Следующим шагом к изобретению начертательного письма стала пиктография – письмо рисунками. Сначала возникли рисунки, а наносились они на предметы обихода, на стены пещер и поверхность скал. Рисовались они и на камнях, на рогах и костях животных. Так рождалось картинное «письмо», или пиктография. (слайд 2)
Такое письмо ещё сохраняло связь с наскальной живописью. Пиктограмма «Человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, охотился на моржа, плыл на лодке с другим охотником, заночевал».
12 Но развитие запоминания информации не остановилось на месте. Что придумал человек, чтобы сохранять информацию?( ФОНОГРАФ С французского языка переводится как воспроизводящий звук. )( слайд4)
13 Идея создать аппарат, способный записывать человеческую речь и хранить ее сколь угодно долго, не имела аналогов в мировой науке. Мысль об изобретении говорящей машины пришла в голову Эдисона, когда он разрабатывал новый метод записи телеграмм на вращающемся диске. Однажды он запустил аппарат с большей скоростью, и игла, которой он наносил на диск точки и тире, вдруг начала вибрировать и запела, завизжала… Первые слова, которые сказала говорящая машина голосом самого Эдисона, только с невероятным машинным акцентом были: «Доброе утро! Как поживаете? Как вам нравится фонограф?»
— 4 На что сейчас можно записать звук?
-Напишите письмо своему другу используя пиктограммы, то есть рисунки.
-Что нового узнали она уроке? Что было самым интересным?
Рабочая программа 4 класс «Занимательная грамматика»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоозерская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Зам. директора по УР На заседании МС
_______/А.Б. Чойнжуров/. _____/Цыдыпова С.Б./ ______/_________/
«01 »______ 2018 г «28 » августа 2018г. « __»________2018г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
По предмету Занимательная грамматика»
ФИО учителя: Жамбалова С.Г
Должность учитель начальных классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности обще-интеллектуальному направлению « Занимательная грамматика» составлена в соответствии с документами
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009г. № 315785);
Приказ Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373,
Положение о рабочей программе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Белоозерская СОШ»
Учебный план МБОУ «Белоозерская СОШ»
Курс внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» относится к общеинтеллектуальной направленности и занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том. чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
• развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
• приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
• развитие мотивации к изучению русского языка;
• развитие творчества и обогащение словарного запаса;
• совершенствование общего языкового развития учащихся;
• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
• воспитание культуры обращения с книгой;
• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
• развивать смекалку и сообразительность;
• приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Планируемые результаты освоения курса
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы..
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Уметь донести свою позицию до собеседника;
-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Что такое орфоэпия?
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Что такое фонография или звукозапись?
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
«Пигмалион» учит орфоэпии.
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (27 часов)
О словарях энциклопедических и лингвистических. (
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
В царстве смыслов много дорог.
Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Как и почему появляются новые слова?
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,.
Об одном и том же- разными словами.
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Как возникают названия.
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Словари «чужих» слов.
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
«Он весь свободы торжество».
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Мы говорим его стихами.
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Слова, придуманные писателями.
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Слова уходящие и слова – новички.
Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Словарь языка Пушкина.
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Паронимы, или «ошибкоопасные» слова.
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».
Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Какой словарь поможет избежать ошибок?
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.
Какие бывают имена?
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарямиОтчество и фамилия.
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Надо ли останавливаться перед зеброй?
Конспект занятия курса «Занимательная грамматика» (4 класс) «Звучащая строка»
Тема. Звучащая строка.
Цели: повторить и систематизировать знания об орфоэпии, фонетических средствах языковой выразительности, выявить смысловую функцию звукописи в художественных текстах.
Предметные: осознание художественной функции звуков речи; знание и понимание терминов «звукопись», «звукообраз», «аллитерация», «ассонанс», «звукоподражание»; умение определять роль звуковых повторов в художественном тексте; орфографическая и пунктуационная грамотность.
Обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Познавательные: объясняют языковые явления и процессы, выявляемые в ходе исследования гласных и согласных звуков.
Коммуникативные: организуют учебное взаимодействие в группе, распределяя роли и договариваясь друг с другом.
Личностные : определение ближайших целей саморазвития, проблемных учебных зон и наиболее заметных достижений.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна.
В нем все оттенки, все переходы звуков
от самых твердых до самых нежных и мягких;
он беспределен и может. обогащаться ежеминутно.
2. Разминка. Спишите слова и поставьте в них знак ударения. Проверь по словарю.
звон Я т т У фля килом Е тр догов О р хоз Я ева дос У г
Спишите новые слова в тетрадь и запомните их произношение.
М Е льком взглянешь- на мель сядешь.
Слово учителя: Сегодня заключительное занятие по фонетике, орфоэпии. Что же мы узнали?
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.
Звуки делятся на гласные и согласные.
Гласные звуки могут быть ударными и безударными.
Согласные звуки делятся на глухие, звонкие и сонорные; могут быть твердыми и мягкими.
Ударение – это выделение одного из слогов в составе слова различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости).
Русское ударение свободное, разнообразное, оно может падать на любой слог. Русское ударение подвижное, оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторон а — стор о нка — ст о роны.)
— Сегодня мы будем вести разговор о фонетическом портрете слова. Вы можете сказать: портреты рисуют художники кисти и пера. Но если человек любит вглядываться в слово, вслушиваться в его звучание, может охарактеризовать звуки, заметить интересные фонетические явления в слове – он тоже поэт и художник!
Наша цель: сформировать умение видеть фонетические явления в слове.
Согласитесь, что каждый человек хотел бы стать великим и известным, но для этого надо научиться в малом замечать великое. Итак, всматривайтесь в малое и вы увидите великое.
— Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.
— Ребята, сегодня я предлагаю вам отгадать «очень трудную» загадку:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Учитель. Хочу отметить, что эту «очень трудную» загадку легко разгадывают дети 4-5 лет. Как вы думаете, почему малышам это легко удается?
Учитель. Как называется такой прием на языке лингвистики?
Учащиеся. Это звукопись.
Учитель. Именно об этом ярчайшем средстве выразительности пойдет речь в нашей мастерской. Использование определенных звуков в определенном порядке как художественный прием выразительности речи для создания образа называется звукописью.
ЗВУКОПИСЬ – это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира.
Звукоподражание- употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.
Характеризуя каждый звук речи, К.Бальмонт пытается наделить его смысловой нагрузкой, закрепить за ним определенные образы:
Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.
Аллитерация – это фонетический приём, заключающийся в повторе согласного звука или сочетания согласных в пределах стиха или фразы Так, например, мы встречаем аллитерацию в виде повторяющихся звуков [ л ] и [ м ] в начальном двустишии стихотворения О.Э.Мандельштама «На бледно–голубой эмали…»:
На б л едно–го л убой э м а л и,
Какая м ыс л и м а в апре л е…
Эти повторяющиеся звуки придают речи поэта вид благозвучной. Кроме того, звучащие легко и плавно сонорные согласные «поддерживают» тот зрительный образ, который должен быть внушен читателю авторской лексикой, гармонируют с ним. Тем же самым отличаются и многие строки поэмы А.С.Пушкина «Медный Всадник», например:
Не в а в зду в алась и ре в ела,
К от л ом кл о к оча и кл убясь,
И в д р уг, как з в е р ь осте рв енясь,
На город кинулась.
Ассонанс – это фонетический приём, заключающийся в повторе ударного гласного звука или нескольких ударных гласных в пределах стиха или фразы, реже – в пределах более крупного отрезка художественного текста. Вот яркий благозвучный фрагмент речи А.С.Пушкина из его «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»:
Учащиеся. При помощи звуков можно творить разные чудеса.
Учитель. Я приглашаю вас в мастерскую. Мы будем исследовать выразительные возможности звукописи, чтобы убедиться в истинности слов поэта, постараемся увидеть, как виртуозным сочетанием звуков или повтором одного и того же звука мастера слова помогают нам получить яркие слуховые впечатления, представить изображаемые явления, понять мысли и чувства автора, а также характер лирического героя, постараемся результаты исследования оформить в виде небольших выступлений.
Давайте обратимся к текстам:
Какие средства выразительности речи встречаются в тексте детской поэтессы А.И.Токмаковой:
Тише, тише, тише, тише,
Шелестят на крыше мыши.
Под мышиным серым флагом
Маршируют шаг за шагом.
Впереди идут старшИны,
Запевают гимн мышиный:
«Тише, тише, тише, тише!»
Для мышей столы накрыты.
Затихает шорох шинный,
Ночью пусть пируют мыши
Тише, тише, тише, тише!
Повтор [ш] изображает шуршание мышей, шорох, который они могут издавать.
Обратимся к поэме А.С.Пушкина «Полтава»:
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Повтор [а] изображает великолепие, великое пространство, глубину, вышину, спокойное, умиротворенное дыхание украИнской ночи.
Русский народ всегда был очень внимателен к слову, чутко улавливал малейшие оттенки и звука, и смысла. Мы должны знать это и гордиться славным наследием нашего великого народа. Работаем в группах. Каждая группа должна выполнить следующие задания:
Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.
Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.
Учащиеся. Это коса. В загадке соединены ассонанс и аллитерация. Повторение шипящего согласного звука [щ] и гласного звука [у] передает звуки при косьбе.
Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.
Еду, еду, следа нету; режу, режу, крови нету.
Учащиеся. Это лодка. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает передать ее движение.
Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.
Без рук, без ног воюет. Без рук, без ног под окном стучит, в избу просится.
Учащиеся. Это ветер. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает представить себе шум ветра, его завывание.
Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Учащиеся. Это вьюга. В загадке использована аллитерация. Повторение звуков [р, ч] помогает описать ее дыхание, кружение снега, порывы ветра.
Учитель. В чем убедила нас проведенная исследовательская работа?
Учащиеся. При помощи звукописи можно передать самые разные звуки природы, понять их, получить разнообразные слуховые впечатления.
— Что такое звукопись?
— Какой приём звукописи называется аллитерацией?
— Какой приём звукописи называется ассонансом?
— Чего достигает поэт, используя приёмы звукописи?
— Какой становится стихотворная речь с использованием приёмов звукописи?
Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность
Ассонанс — приём фонической организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных).