Конспект урока что такое толерантность общественно политическая лексика стилистические фигуры
Краткосрочный план урока в 10 классе (Язык Первый) на тему » Толерантность»
Урок, проведенный в 1 учебной четверти.Раздел 1.Толерантность и диалог межнациональных культур.
Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный план урока в 10 классе (Язык Первый) на тему » Толерантность»»
Раздел Толерантность и межкультурный диалог Школа:
Класс: 10Я1 Количество присутствующих:
Что такое толерантность?
ЦО, кот.дост-ся на данном уроке (ссылка на уч.программу)
10.1.2. Определение основной мысли
10.3.2. Представление информации в различных формах
Совершенствовать навыки слушания: определять основную мысль на основе структурных элементов текста и целевой аудитории.
На основе прослушанного текста представляют информацию в форме несплошного текста ( рисунков, схем, таблиц, диаграмм и др.).
Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Определяет основную мысль прослушанного текста.
— определяют ключевые моменты;
— озвучивают комментарий, используя 3 предложения с деепричастными оборотами
— учитывают целевая аудиторию;
— соблюдают речевые нормы.
Представляет информации в различных формах
—представляют информацию сплошных текстов в виде ментальной карты;
— составляют ментальную карту;
— отражают ключевые моменты прослушанного текста;
— соблюдают грамотность письма и речи.
Учащиеся смогут использовать в своей речи фразы и фразеологизмы по теме.
Полезные выражения для диалогов и письма: я считаю, по моему мнению, я думаю, что; мое мнение таково и т.д.
Урок направлен на развитие интереса к истории человечества, а также на привитие таких ценностей, как обучение на протяжении всей жизни, сотрудничество, открытость.
Привитие ценностей осуществляется через просмотр изучение материалов из различных источников и их обсуждение, через анализ прочитанного текста.
Через привитие данных ценностей строится понимание идеи Мәңгілік ел – Светское общество и высокая духовность.
На уроке наблюдается межпредметная связь с предметом История Казахстана, которая реализуется через обсуждение прослушанного материала.
Навыки использования ИКТ
Учащиеся будут искать необходимую информацию, изучать и сравнивать их
Это 1 урок раздела
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
2. Китайская притча. «Ладная семья»
-Как вы думаете, что написал старик?
Продолжение притчи… Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? (Любовь, терпение, прощение)
Как вы думаете, какова будет тема урока?
Вам знакомо это слово?
3. Переход к основной части урока.
Познакомить учащихся с целями обучения и критериями оценивания.
Конспект урока » Толерантность»
БПОУ ОО «Болховский педагогический колледж»
На тему: « Воспитание толерантности у студентов »
Студента 3 курса группы «Ж»
Залумханова Идриса Ахмедовича
Тема : « Воспитание толерантности у студентов »
Форма: коллективно-творческое дело.
• формирование навыков ведения позитивного диалога;
• осознание многообразия мира и проявлений личности в этом мире;
• развитие способности к самоанализу, самопознанию;
• развитие способности к сопереживанию;
• развитие способности к рефлексии.
Оборудование: текст с пропущенными словами,лист.
Деятельность мастера производственного обучения
«-Здравствуйте! Сегодня занятие проведуу вас я Залумханов Идрис Ахмедович.»
(Зрительная проверка присутствующих.)
Обучающиеся приветствуют практикантов.
1 Сообщение темы и цели.
4. Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”
5.Заключительное слово ведущих занятие.
«Наше занятие я предлагаю вам начать с того, что бы вы посмотрели друг на друга. И поняли, что мы все разные, все уникальные. Кто догадался какая тема нашего занятия?
«Воспитание Толерантности у студентов»
Ведущий предлагает каждому написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер.) Студенты записывают свои имена и выполняют задание (3-5 минут). Ведущий предупреждает, что записи зачитает вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений. Ведущий собирает листочки и еще раз отмечает положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга. Затем зачитываются по очереди листочки, участники определяют автора, если это не удается сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам. Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать непохожесть партнера.
Упражнение «Давайте пофантазируем. » Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
• Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
• Хорошо или плохо, что мы все разные?
• Как жить в мире, где столько разных людей?
Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. А что у нас общее?
в) группа, т.е. коллектив;
г) возрастные интересы.
И чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята группы были преданными друзьями.. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем»жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
Назовите черты толерантной личности:
1. Расположенность к другим
6. Умение владеть собой
8. Умение не осуждать других
13. Терпимость к различиям
15. Способность к сопереживанию
16. Мировая религия.
Сейчас мы поработаем в группах. У каждой группы на столе лежат положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из них.
• «Не делай другому того, от чего больно тебе».
• «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
• «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
• «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».
• в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи-или мнения;
• Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).
• Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).
• А что же объединяет эти определения? (Ответы).
• Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).
Общий вывод: не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интолерантных людей. В современном мире нет примеров толерантного общества. У человечества не выработался иммунитет против интолерантности. Человек совершает в жизни разные поступки. Важно, есть ли в нас стремление к толерантным отношениям, желание полноценно реализовать свои способности, опираясь на устойчивые жизненные позиции, ценности и идеалы. Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем? В школе было проведено анкетирование по методике «Толерантность». Материалы анкетирования представлены на слайде. Проводится анализ результатов.
-Можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?
Если хочешь изменить государство, начни с провинций;
Если хочешь изменить провинции, начни с городов;
Если хочешь изменить города, начни с домов;
Конспект урока на тему «Что такое толерантность?»
Конспект открытого урока
подготовки к сочинению-рассуждению в 8В классе
на морально-этическую тему «Что такое толерантность?»
1. воспитать у учащихся чувство доброты и ответственности, самоуважения и уважения окружающих.
Оборудование: на доске – плакат с изображением яркого солнца, воздушные шары, ПК, мультимедиа, реквизиты для инсценировки.
1. Вступительное слово учителя.
2. Проверка домашнего задания (защита презентаций).
3. Работа с пословицами.
4. Сообщение учащегося об определении слова «толерантность» на разных языках.
5. Инсценировка «Перед вами две дороги, выбирайте…»
6. Работа по группам над понятием «толерантная» и «интолерантная» личность.
7. Работа по составлению «солнца» толерантности.
8. Построение синквейна.
9. Обобщение урока, выставление оценок.
Приложение: презентация урока.
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где мы узнаем много интересного и полезного! Кто готов приступить к работе? Сядьте красиво, удобно. Сейчас улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
Наш урок начнем с разговора о вечном, о любви. Послушайте сказку (звучит классическая музыка – «К Элизе» Бетховена, рассказывается сказка).
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
— Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
— А кого выбрали бы вы? Почему? (Доброту, так как без нее нельзя прожить на свете).
(Звучит музыка и продолжение сказки)
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
— Ребята, В. Гюго писал: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце».
Доброта без разума пуста.
Доброе дело питает и душу, и тело.
Добрый человек в добре живет век.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
— Вспомните, ребята, в каких произведениях говорится о доброте и милосердии?
Какие вам особенно запомнились и какие чувства они вызвали у вас?
— Давайте обобщим сказанное. Каким делает человека доброта? (Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах).
— Какой человек может быть добрым? (Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других).
— Ребята, мы сегодня говорим о толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Послушайте, как слово «толерантность» определяется на разных языках земного шара.
4. Сообщение учащегося.
— Какое из определений импонирует вам более всего? (На арабском, так как более раскрывает смысл этого понятия).
— Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (У каждой нации свои представления о человеческих ценностях).
5.Выступление учащихся (инсценировка «Перед вами две дороги, выбирайте…»)
— Почему молодой человек отказался помочь? (Он считает, что этот человек не достоин помощи).
— Как вы бы поступили в данном случае?
Вывод: Сделав добро, человек сам становится чище, лучше, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это будет проявление доброты.
6. Работа по группам над понятием «толерантная» и «интолерантная» личность.
— Итак, есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Сейчас класс разделится на две группы: одна группа будет описывать черты, присущие толерантной личности, вторая – интолерантной личности. Давайте уточним понятие «интолерантная личность». Это человек, который думает только о себе, равнодушен к окружающим.
***Толерантная личность – уважение мнения других, доброжелательность, желание что-либо делать вместе, понимание и принятие, чуткость, любознательность, снисходительность, доверие, гуманизм.
***Интолерантная личность – непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, пренебрежение, раздражительность, равнодушие, цинизм.
Вывод: Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций, обычаев.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.
7. Работа по составлению «солнца» толерантности.
— Ребята, давайте обобщим сказанное. Слово «толерантность» у нас будет в виде солнца, а ваши ответы – в виде лучиков.
8. Построение синквейна.
— Проведем работу в виде синквейна. Вспомните общую схему построения синквейна.
1 существительное (тема)
2 прилагательных (атрибутивная характеристика)
3 глагола (характеристика по действию)
Фраза из 4 слов (отношение автора)
Существительное (синоним темы, эмоциональная точка)
Поддерживает помогает облагораживает
Конспект занятия по теме: «Толерантность и мы»
Конспект занятия по теме: «Толерантность и мы»
Разработала: Семёнова Е.В., социальный педагог, СПб ГБУСО социальный приют «Транзит»
-Познакомить учащихся с понятием “толерантность”,
-выявить основные черты толерантности,
-сформировать правильное представление о толерантном и интолерантном поведении;
-Дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
-Воспитывать чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
-Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
-Способствовать развитию у воспитанников самосознания
. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
Оборудование: презентация, ИКТ, тесты, карандаши, листы бумаги, карточки с определениями.
Здравствуйте ребята и уважаемые гости
— Сегодня мы собрались, чтобы обсудить одну, очень важную, тему.
16 ноября жители многих стран мира отметили Международный день Толерантности. Этот праздник был учрежден еще в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный, культурный человек – это не только образованный человек, но человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими, это – толерантный человек.
Тема занятия «Толерантность и мы».(Слайд №1)
На этом занятии мы познакомимся
= с понятием толерантность
-=выявим основные черты толерантности,
-=сформируем представление о толерантном и интолерантном поведении;
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному (Слайд№2)
-А что же объединяет эти определения? (Ответы)
Толерантность—терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.(Слайд №3)
Как вы думаете, почему в наше время стоит говорить о толерантности?
— В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Какие события, угрожающие миру, можно назвать? (Ответы учащихся)
Множество людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни. Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы? Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. Мы должны проявлять милосердие!
.Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
Я предлагаю вам прослушать сценку «Перед вами две дороги. Выбирайте…» А прочитать её по ролям мне помогут
«Перед вами две дороги. Выбирайте…»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
— Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
— А нам-то что? Он сам виноват.
— Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
— Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
— Знаешь что, я. Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
— Я сломал ее. кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
— Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувстввала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. Она поднялась и приблизилась к парню.
— Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
— Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
Вопрос:= Почему молодой человек отказался помочь?
=А был ли этот человек на самом деле бомжем?
=Как бы вы поступили в этом случае?
=Как нужно поступать, если мы видим, что человеку нужна помощь?
Что такое толерантная личность мы поговорили. Но есть ещё понятие – интолерантная личность.
Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность и интолерантная У меня на столе лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. Вы должны определить в какую колонку прикрепить карточку, которую вы выберите. (Слайд№4)
Уважение мнения других
Какого человека мы можем назвать толерантным и интолерантным (ответы учащихся )Слайд№5
Давайте попытаемся выяснить, на сколько мы толерантны
Тест «Проявляешь ли ты толерантность?»
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
Б. Ты подсмеиваешься над ним.
2 Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…
А. Ты просишь, чтобы он объяснил это.
Б. Ты говоришь, что он выглядит смешно.
3. Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
А. Ты стремишься лучше узнать его.
Б. Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
4 Пожилая женщина медленно идет…
А. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Б. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
5 На твоих глазах на кого – то нападают…
А. Ты пытаешься защитить его.
Б. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
6 К тебе подходит ребенок – инвалид…
А. Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Б. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось.
Если у тебя одни «А»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 5 «А»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью.
Если у тебя менее 3 «А»: Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
Мы попытались выяснить, на сколько мы толерантны.
«Первый шаг в воспитании толерантности»
Попробуйте назвать то качество толерантной личности, которое вы хотели бы воспитать в себе в первую очередь. Это и будет первым шагом в воспитании толерантности в каждом из вас
Второй шаг. Можно поступить и так.
Мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения и запишем их на плакат.
ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ( Слайд№7)
1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
5. Стремись учитывать интересы других.
А что же для этого нужно?
Вопросы по тексту: какие слова написал глава семьи. Любовь,Прощение.Терпение.
Примером толерантности в нашей школе может служить то, что у нас учатся
ребята других национальностей, вероисповедания, с другим цветом кожи несмотря на эти индивидуальные различи у нас в школе царит дружелюбная, толерантная атмосфера.(Слайд№8)
Наше занятие я бы хотела завершить строками из стихотворения «Что такое толерантность». (Слайд №10)
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успе х
Если каждый друг к другу будет терпим
То вместе мы сделаем толерантным наш мир
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект занятия с презентацией «Что такое толерантность?» (10-11 класс)
Выбранный для просмотра документ Занятие «Что такое толерантность?».doc
Комплексное занятие по толерантности
(для учащихся 10-11 классов)
Тема: «Что такое толерантность?»
Цель: Расширение субъективных представлений учащихся о проблеме толерантности.
Сформировать представление о феномене толерантности, ее особенностях, видах, формах.
В ходе дискуссии обсудить с учащимися в чем причины толерантного и интолерантного поведения людей.
Проинформировать учащихся о феноменах, которые являются причиной проявления интолерантности.
Закрепить и интегрировать полученные знания в ходе создания коллажа.
Ноутбук, проектор для демонстрации презентаций, магнитная доска, бумага форматом А4 по количеству участников, маркеры, карандаши, листы бумаги А2 две штуки, ножницы (по количеству участников группы), клей (по количеству участников группы), магниты для доски (20 шт).
Наименование формы деятельности
Приветствие «Поздороваемся как…»
Задание «Что такое толерантность»
Обсуждение в группах
Отрывок из мультика «Гадкий утенок»
Заполняем таблицу «Как проявляется интолерантность?» (Заполнение таблицы вторая часть)
Упражнение «Островитяне» (вступление в контакт)
Обсуждение (Заполнение таблицы вторая часть)
1. Приветствие «Поздороваемся как…»
Для начала предлагаем Вам поздороваться, однако делать мы это будем особым образом: прежде всего, Вам необходимо начать двигаться в пространстве хаотично (броуновское движение). Встречая на своем пути человека, остановитесь напротив него, поприветствуйте друг друга максимально корректно, не нарушая личного пространства, и по очереди произнесите завершение неоконченного предложения: «Я думаю, что толерантность это…».
2. Задание «Что такое толерантность» (одним словом)
Сегодня мы с Вами поговорим о таком феномене как «Толерантность», знакомое понятие? Наверняка каждый из вас хоть что-то слышал о толерантности.
*Участники пишут на бумажках слова и прикрепляют их на доску с помощью магнита.
Обсуждение (Слайд 1 и Слайд 2)
Вывод о том, что толерантность – это … (Толерантность – это готовность к конструктивному диалогу и изменению собственного мнения в силу получения новой информации).
КРИШНАИТ, СКИНХЭД, ПОЛИЦЕЙСКИЙ, ЦЫГАНКА, ЧЕЛОВЕК, ОСВОБОДИВШИЙСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, ЖЕНЩИНА С ГРУДНЫМ РЕБЕНКОМ, МУЖЧИНА «КАВКАЗСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ», БАБУШКА С БОЛЬШИМ ТЮКОМ, АФРОАМЕРИКАНЕЦ, АЗИАТ, КУШАЮЩИЙ ЕДУ СО СПЕЦИФИЧЕСКИМ ЗАПАХОМ, БОМЖ.
Только высокий уровень рефлексии позволяет избежать превращения стереотипа в предубеждение.
Однако, стереотипы – не единственный источник интолерантных проявлений. Существуют и другие. Какие? Давайте выясним!
4. Просмотр отрывка из мультика «Гадкий утенок» (Слайд 3)
Участникам предлагается просмотреть 30 секундный отрывок из мультфильма «Гадкий утенок». Отрывок посвящен приходу утки с утятами на птичий двор.
Учащимся могут быть заданы следующие вопросы:
Что происходило на птичьем дворе?
Зачем утка повела утят на птичий двор?
В чем, на Ваш взгляд, причина нападков, на «гадкого утенка»? и т.д.
В процессе обсуждения выясняем, что причиной интолерантности может служить мировоззренческая позиция.
Предотвратить итнолерантные проявления возможно только благодаря глубокому анализу причин собственного поведения и собственной системы ценностей.
Следующий вопрос для обсуждения:
Как проявляется интолерантность? (Слайд 4)
Итак, мы с Вами поговорили о том, от чего зависит проявление интолерантности, разобрали, что ее провоцирует, а теперь давайте несколько слов скажем о том, в чем проявляется интолерантность. Так в ЧЕМ же на Ваш взгляд она проявляется? (Вспомните то, что вы сейчас видели и слышали… )
Таким образом, проявления интолерантности разнообразны и их ОЧЕНЬ много. Прежде всего, они мешают устанавливать контакт с окружающим миром, со всем инаким, отличающимся… Толерантность же, напротив, способствует ведению конструктивного диалога и познанию окружающего мира. И что бы в этом убедиться, давайте сделаем с вами следующее небольшое упражнение.
5. Упражнение «Островитяне» (вступление в контакт)
Для начала рассчитайтесь на 1-2. Отлично!
Инструкция для 1ых: Итак, друзья мои, вы – исследователи, которые приехали на неисследованный остров. На острове вы обнаруживаете аборигенов, которые НЕ знают вашего языка. Ваша задача – вступить с аборигенами в контакт, может быть, узнать, какие-то их слова, как-то пообщаться. НО ГЛАВНОЕ замечайте, что ВАМ помогает, а что мешает установлению контакта.
Инструкция для 2ых : Вы островитяне. Живете здесь испокон веку и тут к вам приезжают странные люди. Они для вас чужие, но любопытные. Ваша задача вступить в контакт (по желанию) и вести себя как островитяне. НО главное – вы их не понимаете. У вас свой язык (придумайте как будет «да» и «нет», «меня зовут»…) и когда с вами говорят не на вашем языке вы их не понимаете.
*Пока идет игра на проекторе появляется слайд с вопросами: 1. Что помогало вашей группе вступить в контакт? Что мешало представителям вашей группы вступить в контакт? А так же, какие действия представителей другой группы помогали/мешали вам с ними контактировать?
Готовы, отлично! Теперь возвращайтесь на свои места, и мы с Вами обсудим то, что у нас получилось. (Соотносим то, что мешает с интолерантностью, а то, что помогает, заносим во вторую колонку таблицы ). (Слайд 4)
Участникам предлагается кратко, в порядке готовности, высказать свои впечатления от прошедшего занятия.
Можно задать учащимся такие вопросы как:
Что вы запомнили из прошедшего занятия?
Показалось ли Вам что-нибудь интересным? Если «да», то что? И т.д.