Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика

Экономика. 10 класс

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №1 «Что изучает экономика. Потребности и блага»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Глоссарий по теме: микроэкономика, макроэкономика, потребности, свободные блага, экономические блага, товар, услуга, комплементы, субституты.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Экономика. Задумывались ли Вы когда-нибудь, что означает термин, который ежедневно встречается в телевизионных и интернет-новостях, газетах и журналах, обращениях президента, да и просто в обычных беседах людей?

Слово «экономика» произошло от двух греческих слов: Οϊκοϛ [ó͜йкос] – дом и νόμοϛ [нóмос] – правило, что дословно переводится как «искусство ведения домашнего хозяйства». Домохозяйство неотъемлемо связано с фирмами и государством. Эти объекты взаимодействуют между собой в процессах производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. «Искусство вести домашнее хозяйство» означает успешно справляться с экономическими объектами и процессами.

В современном русском языке это слово имеет два значения: экономика как хозяйство страны и экономика как наука – экономическая теория.

Экономика как хозяйство включает ресурсы (природные или созданные в процессе производства), которые люди используют для обеспечения своей жизнедеятельности.

Экономика как наука исследует, как с помощью ограниченных ресурсов наиболее полно удовлетворить неограниченные потребности людей.

Изучение экономических отношений происходит на разных уровнях.

Микроэкономика изучает поведение отдельных фирм, домохозяйств и отдельных рынков, таких как рынок земли, капитала, отдельных фирм и т. д.

Макроэкономика исследует экономические процессы, происходящие в стране. Предметом изучения макроэкономики являются экономический рост, инфляция, безработица, международная торговля и т.п. Микро- и макроэкономика взаимосвязаны. Микроэкономический анализ и его результаты используются в макроэкономике, а глобальные решения макроэкономического уровня оказывают влияние на домашние хозяйства и фирмы.

На протяжении всей жизни человек испытывает чувство нехватки чего-либо, в экономической теории это называется желанием удовлетворять свои потребности.

Потребности выражают необходимость владеть чем-либо для осуществления жизнедеятельности и развития личности.

Потребности людей дифференцированы. Различают потребности первичные (вода, еда, жилище, одежда), потребности более высокого порядка (образование, культура), высшие потребности (самореализация, участие в общественной жизни и т.п.).

На потребности оказывают влияние различные факторы: уровень жизни, климат, степень развития производства. Значительно влияет на их развитие информация. Потребности растут безгранично. В каждый определённый момент времени у людей имеются неудовлетворённые потребности.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются блага. Различают свободные и экономические блага.

Свободные блага, имеющиеся в распоряжении общества в большем количестве, чем величина потребности в них (например, воздух, вода из природного источника, солнечная энергия).

Экономические блага, произведённые людьми и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве (телефон, костюм, квартира). Экономические блага могут быть воспроизводимыми (оборудование, продукты) и невоспроизводимыми (картины Айвазовского, скульптуры Фальконе).

Люди потребляют экономические блага в виде товаров и услуг.

Товар – это продукт, произведённый для потребления или обмена (хлеб, дом, мотоцикл).

Услуга – это деятельность, обладающая определённой ценностью (здравоохранение, образование, охрана).

Блага, дополняющие друг друга, называются комплементы, а блага, заменяющие друг друга, – субституты.

Для увеличения количества экономических благ необходимо организовать их производство.

Таким образом, можно сказать, что экономика – это наука, изучающая поведение людей в процессе производства, обмена и распределения экономических благ.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

___– это полезный ресурс, необходимый для удовлетворения ___ человека. Компьютерный вирус – это тоже ___, но бесполезный, т.к. он разрушает компьютер. Потребности человека могут удовлетворяться с помощью свободных и экономических благ. ___ блага доступны всем, их размер значительно больше потребности в них. ___ блага должны производиться, их имеющийся объём значительно меньше потребности в них.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Порядковые номера ответов занесите в таблицу.

Поля для ввода ответов:

Источник

Урок №1. Что такое экономика.

Презентация «Что такое экономика» ориентирована на 10 класс (базовый уровень); структурирована следующим образом: титульный слайд анонсирует тему урока, домашнее задание; далее: определены цели урока, формируемых знания, умения и навыки, выделен необходимый для усвоения понятийный ряд, план урока. Содержание основной части урока может быть использовано как путь дальнейших действий, как иллюстративный материал, как вариант для закрепления. Представлены вопросы для контроля за качеством усвоения учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок №1. Что такое экономика.»

Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть картинку Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Картинка про Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика

экономика, 10, баз.ур.

ТЕМА 1. Главные вопросы экономики

Что такое экономика

Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть картинку Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Картинка про Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика

Универсальные учебные действия

Изучение нового материала

Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть картинку Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Картинка про Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика

ТЕМА 1. Главные вопросы экономики

Проблемы, которые рассматриваются в главе 1.

Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть картинку Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Картинка про Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика

Экономика как система хозяйственной жизни общества.

Экономическая наука изучает

Способы удовлетворения экономических потребностей

Это определяет основные понятия экономики

Ресурсы (факторы производства )

Средства удовлетворения потребностей – товары и услуги.

Природные, рукотворные и людские ресурсы, необходимые для создания товаров

Выбор наилучшего из возможного для удовлетворения потребностей при определенных затратах

Возможности общества по производству экономических благ при эффективном использовании имеющихся ресурсов и технологий.

Нужда в чем-либо для развития личности, фирмы, общества в целом

Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть картинку Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Картинка про Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика

Представления об экономике…

Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть картинку Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Картинка про Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика

Что человеку надо для жизни?

БЛАГА – всё, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд.

ДАРОВЫЕ – имеющийся объем которых больше потребностей людей, а потребление их одними людьми не приводит к возникновению нехватки этих благ для других.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ – средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в объеме меньшем, чем объем этих потребностей

Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть картинку Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Картинка про Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика

Три главных участника экономической жизни

Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть картинку Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Картинка про Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика

Главными вопросами в экономике являются:

То, что нужно покупателю, доступно по цене, выгодно производителю

Так, как позволяет конкуренция

Для кого производить?

Для того, кто имеет деньги

Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть картинку Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Картинка про Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика

Основные виды ресурсов экономики

возможности получения людьми материальных благ

за счЁт использования чего-либо (финансов, технологий, людей и проч.)

Экономисты различают четыре вида ресурсов:

Усилия людей, затрачиваемые на производство товаров и услуг

Земля, вода, воздух, леса, полезные ископаемые

Средства производства (газопроводы, станки, инструменты)

Управленческие и организаторские навыки

Доход – зарплата, процент с капитала

Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть картинку Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Картинка про Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика

Органы государственной власти, банки

Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть картинку Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Картинка про Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика

Производство – это процесс создания экономических благ и услуг.

Распределение – это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Обмен – это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление – заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть картинку Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Картинка про Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть картинку Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Картинка про Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть картинку Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Картинка про Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика

Источник

Конспект урока по экономике в 10 классе «Что изучает экономика»

Тема: Что изучает экономика.

Цель: Объяснить учащимся насколько важно изучение экономической теории.

Дома: §1, п.1; задача1, написать эссе на тему: «Нужны ли мне экономические знания? »

Цена путеводителя (руб. за одну шт.)

Стоимость доставки (руб.)

Доставка бесплатно, если сумма заказа превышает 2000 руб.

Доставка бесплатно, если сумма заказа превышает 4000 руб.

Во сколько рублей обойдётся наиболее дешёвый вариант покупки с доставкой?

Понятия экономика в буквальном и широком смысле слова. Экономическая наука. Потребности. Субъективный характер потребностей. Факторы, влияющие на формирование потребностей.

Два значения слова экономика

Что изучает микроэкономика и макроэкономика.

Что необходимо для урока экономики.

I . Учитель: Прежде чем изучать предмет надо определить, что означает слово экономика и зачем вообще необходимо её изучать, где она вам может пригодиться. Ответив на эти вопросы, вы для себя сможете определить, на каком уровне вам будет нужен данный предмет, возможно, именно для вас он будет просто интересен.

В русском языке слово экономика имеет два значения. Во- первых это способ организации хозяйственной деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых для потребления. Вообще слово экономика древнегреческое и в переводе означает – искусство ведения домашнего хозяйства. Синонимом значения «экономика»- является – хозяйство. Следовательно, первое значение слова экономика можно рассматривать как хозяйство страны.

Во- вторых, экономика обозначает науку, которая исследует как люди, используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах.

Поскольку экономика изучает поведение людей, то она должна относиться к категории общественных наук, но в данной науке применяются математические методы исследования, поэтому здесь достаточно много вычислений, графиков, диаграмм.

В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и государство. Они взаимодействуют между собой, координируют свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства.

Экономическая наука изучает экономические отношения на разных уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

Микроэкономика изучает поведение отдельных потребителей, отдельных фирм, рынки факторов производства, отраслевые, региональные рынки, проблему внешних эффектов. При этом масштабы объекта изучения могут быть мелкими и очень крупными. Объектами изучения микроэкономики могут быть рынки велосипедов, пшеницы, рынок капитала, электроэнергетики.

Макроэкономика изучает экономику страны как единое целое. Объектами изучения макроэкономики являются проблемы безработицы по всей стране, экономический рост, инфляция, международная торговля, государственный бюджет, денежное обращение.

Микро и макроэкономика связаны между собой. Выводы которые могут быть сделаны на микроуровне используются в государственном масштабе и наоборот государственные решения макроэкономического уровня влияют на ситуацию в каждой семье, на каждом предприятии.

II . Выполнение бинарного теста 1. ( отвечаем устно, объяснить почему )

Экономика как наука рассматривает проблему эффективного использования ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей. ( да )

Проблема безработицы изучается макроэкономикой. ( да)

Микроэкономика рассматривает экономические явления в целом. (нет, по отдельности)

Экономическая наука выполняет познавательную функцию, то есть с её помощью изучается жизнь общества. ( да )

III. Решение задачи.

В таблице указаны средние цены (в рублях) на некоторые основные продукты питания в трёх городах России (по данным на начало 2010 года).

Источник

Конспект урока обществознания на тему «Экономика» (10 класс)

Обществознание. 10 класс

Роль экономики в жизни общества.

Цели урока : углубить представления об экономике как важной сфере жизни общества, её основных проявлениях, о взаимосвязях с другими сторонами жизни общества, о влиянии экономики на общество.

знать: понятия экономики как науки, хозяйства и сферы общественной жизни, структуру экономики, ее основные институты и агентов;

уметь: анализировать и классифицировать разнородные источники социальной информации по теме;

воспитывать: выработку собственной позиции к проблемам экономики, формировать экономическую культуру старшеклассников.

Урок начинается с показа презентации к теме.

План изучения нового материала.

Экономика как подсистема общества.

Экономика и уровень жизни.

Экономическая и социальная структура общества.

Экономика и политика.

Изучение нового материала сопровождается демонстрацией основных понятий темы в презентации. Слайды презентации обобщают изученный на каждом этапе материал.

1. Экономика как подсистема общества.

1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми;

2) использование людьми редких или ограниченных ресурсов и распределение их между членами общества в целях потребления;

3) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств;

4) налаживание и осуществление потребления и производства;

Чем объясняется, что автор предлагает различные определения экономики в одной и той же своей книге? Как в перечисленных определениях проявляются различные стороны экономической жизни? Какое определение экономики из приведённых или Вам известных вы считаете наиболее полными? Обобщая ответы учащихся, учитель говорит, что понятие «экономика» может рассматриваться как наука, как хозяйство и как сфера жизни общества.

Экономика – совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Экономика – сфера деятельности людей, в которой создаются материальные и духовные ценности для удовлетворения разнообразных потребностей человека.

Экономическая жизнь существенно влияет на различные явления общественной жизни и общества в целом:

— существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ

— общественное производство обуславливает развитие его социальной структуры

— экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества

— в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.

Изготовление мебели. Медицинские услуги.

Индивидуальный пошив одежды.

Сбор налогов. Выплата пособий на детей.

Передача права пользования земельным участком

Товарообмен между предприятиями.

Покупка продовольственных товаров.

Использование в быту отопления .

1. Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ.

2.Общественное производство определяет появление и развитие его социальной структуры.

3.Экономические отношения влияют на политическую жизнь общества.

4.В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.

2. Экономика и уровень жизни

Уровень жизни определяют следующие показатели:

1.ВВП( валовый внутренний продукт) на душу населения.

3.Уровень здоровья людей.

4.Состояние окружающей среды.

5.Доступность культурных благ.

6.Степень неравномерности распределения доходов в обществе.

Уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране. Низкий уровень экономического развития ведёт к снижению потребления : чтобы больше потреблять, надо больше производить.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности.

Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определённый период, позволяющий обеспечить его физический прожиточный минимум.

3. Экономика и социальная структура общества

Социальная структура общества – это целостная совокупность всех общностей, взятых в их взаимодействии.

Опираясь на текст учебника, стр.130-131, проиллюстрируйте примерами взаимовлияние экономики и социальной сферы.

Особую угрозу для политической и экономической стабильности в обществе представляет неравенство доходов.

В современных промышленных развитых странах создаются государства всеобщего благосостояния, т. е. доходы перераспределяются в пользу более бедных и обделённых слоёв и др.

абсолютное равенство в доходах убивает в людях стимулы к производительному труду.

неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в обществе.

полное равенство доходов без адекватного экономического роста может привести к банкротству, а экономический рост без социальной защищённости может привести к социальным беспорядкам .

4. Экономика и политика.

Государство может действовать наперекор экономическому развитию –тогда оно терпит крах через определенное время.

Государство может ставить экономическому развитию преграды в одних направлениях и стимулировать его в других

Важная задача российского государства – охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции и разработка оптимальной национальной стратегии экономического развития.

Домашнее задание : пар.12, вопросы и задания, документ, с.135-136.

Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть картинку Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Картинка про Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономикаКонспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть картинку Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Картинка про Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика 3

Источник

Конспект урока по экономике 10 класс на тему: «Что изучает экономика? Потребности и ресурсы».

Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть картинку Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Картинка про Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика

Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть картинку Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Картинка про Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика

Содержимое разработки

Урок экономики 10 класс на тему: «Что изучает экономика? Потребности и ресурсы».

— рассмотрение вопросов изучения экономической науки;

— рассмотрение уровней экономических отношений – макро – и микроэкономики

— изучение понятий «потребности» и ресурсы», их взаимосвязь

— исследование экономических понятий «свободные блага» и «экономические блага», их сходства и отличия.

— учебник Киреев А. «Экономика. Углубленный уровень. 10-11 класс».

Посмотрите на экран. Расшифруйте слово, которое я вам написала.

Это слово экономика. Посмотрите иллюстрации и скажите, что означает это слово в своем изначальном варианте?

Это слово состоит из двух слов – ойкос – дом и номос – закон. В буквальном переводе, слово экономика означает законы ведения домашнего хозяйства или наука о ведении домашнего хозяйства. В более широком смысле, экономика – это наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношениях между людьми в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

А ведь это уникальное слово. Чем оно уникально? Вы знаете, кто придумал слово стол? Слово рука? Слово ручка? А слово экономика мы знаем, откуда произошло и кто его придумал. Оно греческого происхождения, придумал его кто? Греческий мыслитель Ксенофонт.

Изучение нового материала.

Что изучает экономика.

В русском языке слово экономика имеет два значения – экономика как хозяйство страны и экономика как наука – экономическая теория.

Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть картинку Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Картинка про Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Смотреть картинку Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Картинка про Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика. Фото Конспект урока экономика 10 класс что такое экономика

Хозяйство страны Наука (Экономическая теория)

Докажите мне, что экономика является наукой. Давайте вспомним, есть ли какая-то проблема, глобальная проблема, которую экономика пытается решить?

Конечно же, главная проблема экономики состоит в том, что наши потребности безграничны, а ресурсы, которые нужно потратить для удовлетворения этих потребностей ограничены. Экономика пытается разрешить противоречие: как в условиях ограниченности ресурсов наиболее полно удовлетворить безграничные потребности.

Экономика как наука это наука о связях в сферах производства, распределения, обмена и потребления экономических благ при эффективном использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.

Т.о., в этом курсе мы, с одной стороны, рассматриваем, как устроено хозяйство, а с другой стороны, используем научные методы, чтобы попытаться описать различные экономические процессы – процессы производства, распределения, обмена и потребления благ.

Изучение экономических отношений происходит на разных уровнях – микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика.

Микроэкономика изучает поведение отдельных фирм, домохозяйств и отдельных рынков (таких как рынок земли, капитала итд).

Макроэкономика исследует экономические процессы, происходящие в стране. Предметом изучения макроэкономики являются экономический рост, инфляция, безработица.

Микро- и макроэкономика взаимосвязаны. Экономическое положение отдельных фирм и домохозяйств оказывают влияние на экономику и экономическое развитие государства (от потребительской способности домохозяйств зависит уровень производства в стране, производства развиваются, платят налоги, падает безработица итд). Точно также экономическая ситуация в стране оказывает влияние на отдельные предприятия и домохозяйства (государство платит заработную плату врачам и учителям, в целом финансирует здравоохранение и образование, социальную сферу, дает возможность налоговых льгот итд).

Мировая экономика изучает взаимоотношения между национальными экономиками, каким образом устроено мировое хозяйство, как функционирует международная торговля, почему одни государства торгуют с другими, а с какими-то нет итд.

Можно выделить следующие функции экономической теории:

Методологическая функция (экономика учит, как нужно делать, и чего делать не нужно, и объясняет, почему это так)

Научно-познавательная функция (всесторонне изучает проблемы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг)

Критическая функция (дает объективную критическую позитивную или нормативную оценку экономическим явлениям и процессам)

Практическая (рекомендательная) функция – на основании позитивной оценки экономических явлений дает рекомендации руководителям государства, фирмы итд.

Экономическая деятельность состоит из 4 блоков, которые, в совокупности, получили название процесс воспроизводства.

Учащиеся делятся на группы, которым раздаются листы и маркеры, и предлагается составить кластер процесса воспроизводства самостоятельно.

Процесс воспроизводства это процесс производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Производство мы делим на 2 группы: материальное и нематериальное производство. Причем, и материальное производство, т.е. сх, промышленность, энергетика, и нематериальное производство – услуги, образование, здравоохранение, искусство – это все относится к экономике. И то, и другое относится к экономической сфере, и то, и другое изучается в экономической науке, и то, и другое удовлетворяет человеческие потребности.

Вспоминаем, что такое потребности?

Потребности и ресурсы.

Потребности— осознанная нужда человека в чем-либо.

Потребности выражают необходимость владеть чем-либо для осуществления жизнедеятельности и развития личности.

Хотя потребности человека многообразны, основных, по иерархии Маслоу, всего 5.

Они делятся на первичные и вторичные. Нижний уровень потребностей – это биологические потребности и потребность в безопасности, без удовлетворения этих потребностей, потребности следующего уровня просто не возникают. Без удовлетворения биологических потребностей человек просто не может жить. Потребность в безопасности – тоже первичная потребность. Например, въехали люди в новую квартиру – еще ничего там нет, но железная дверь поставлена будет в первую очередь. Или еще пример. В каждом доме есть аптечка. Если в доме есть маленький ребенок или пожилые люди, эта аптечка будет очень массивной – это потребность в безопасности, чтобы в любой момент был доступ к жизненно важным лекарствам в момент, когда они могут понадобиться, а аптеки закрыты.

И потребности второго порядка – это т.н. социальные потребности – любовь, дружба, общение, уважение, самооценка и, наконец, самореализация.

На потребности оказывают влияние различные факторы – уровень жизни, климат, степень развития производства. Значительно влияет на их развитие информация – вы узнаете о каких-то новинках в той или иной области, и у вас появляется новая потребность.

Вспомните, какова особенность потребностей?

Потребности растут безгранично.

Для их удовлетворения необходимы ресурсы.

Ресурсы- имеющиеся в распоряжении человечества средства удовлетворения потребностей.

Ресурсы разделяют на 2 группы (какие?)

— возобновляемые – ресурсы, которые существуют в неограниченном количестве или которые способны к воспроизводству (вода, воздух, солнечная энергия и энергия ветра, растения и животные)

— невозобновляемые – ресурсы, которые существуют в ограниченном количестве, по крайней мере, для нескольких поколений или которые не способны к воспроизводству.

Сегодня потребление мира на 60% состоит из сырья, которого в мире хватит примерно на 200 лет – это нефть, газ, уголь, черные и цветные металлы.

Т.о., если потребности безграничны, то ресурсы у нас ограниченны.

Ограниченность – нехватка ресурсов для одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей в любой момент.

И экономика, как мы уже говорили, как раз изучает механизмы удовлетворения неограниченных потребностей человека в условиях ограниченности ресурсов. Это есть главная проблема экономики, ее главная задача как науки.

Свободные и экономические блага.

Для удовлетворения потребностей человек может использовать только доступные ему ресурсы. И здесь мы переходим к такому понятию как блага.

Благо – это средство для удовлетворения конкретной потребности людей.

Мы с вами знаем, что блага делятся на 2 вида – какие? Свободные и экономические. Так вот свободное благо совпадает по значению со словом ресурс. Что такое свободное благо?

Свободные блага— это блага, доступный объем которых больше потребности в них.

Что это за блага – солнечный свет, вода, воздух.

— Свободные блага неограниченны, и потому бесплатны.

— Они не создаются человеком, эти блага даются природой.

— Потребление их одним человеком не снижает полезности для других людей.

Экономические блага мы как раз получаем путем переработки ресурсов. Попробуйте дать характеристику экономическим благам, используя характеристику свободных благ.

Экономичесиое блага— блага, доступный объем которых меньше потребности в них.

— экономические блага производятся людьми

— экономические блага ограниченны и за них нужно платить.

Экономические блага делят на общественные и частные.

Общественные блага это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства (здравоохранение, образование, охрана порядка, дороги, мосты итд).

Частные блага предоставляются конкретному потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такое благо делимо, оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил.

Общественные блага неделимы и принадлежат обществу.

Кроме того, у общественных благ есть такая характеристика как неисключаемость. Это означает, что невозможно исключить потребление данных благ отдельными членами общества.

Люди потребляют экономические блага в виде товаров и услуг. Вспомните, в чем их ключевое отличие?

Товар –это продукт труда, произведенный для обмена (продажи).

Услуга— это деятельность, обладающая определенной ценностью. (здравоохранение, образование, страхование, строительство, ремонт, обеспечение безопасности итд).

Рассмотрим характеристики более подробно.

Характеристики товара: (попробуйте самостоятельно)

— имеет материальное воплощение

— процесс производства товара может быть отделен от процесса потребления (товар можно произвести, положить на склад, а потребить через несколько лет)

— легко продаваем или передаваем другому лицу.

не имеет материального воплощения

— процесс производства не может быть отделен от процесса потребления (вы получаете услугу в момент ее производства)

Товары, дополняющие друг друга, называют комплементы (дополняющие товары), товары, замещающие друг друга – субституты (товары- заменители).

Товары комплементы дополняют друг друга в потреблении.

Приведите примеры товаров- комплементов – лыжи и палки или лыжные ботинки, компьютер и мышь, плеер и наушники, фотоаппарат и вспышка, а примеры товаров- субститутов – чай и кофе, белый и черный хлеб, мясо и рыба.

Для увеличения количества экономических благ необходимо организовать их производство. Т.о., можно сделать вывод, что

Экономика – это наука, изучающая поведение людей в процессе производства, обмена и распределения экономических благ.

Письменно в тетради: “Придумываем ситуацию”.

В качестве домашнего задания вы можете предложить учащимся придумать примеры, которые бы подтверждали необходимость для каждого человека (в том числе и простого обывателя) изучение основ экономической науки. Можно даже попросить школьников написать маленькое сочинение на эту тему. На следующем уроке следует обсудить и прокомментировать наиболее интересные варианты ответов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *