Конспект урока по истории 6 класс что изучает история средних веков фгос
Урок на тему «Введение в историю Средних веков» (6 класс)
Разработка урока по истории Средних веков
по теме: «Введение в историю Средних веков» 6-й класс
Несколько вводных слов…
История – уникальная наука, которая хранит весь багаж человеческих знаний. Через историю и с её помощью можно изучать и математику, и литературу, и музыку, и химию. История позволяет воспитывать в человеке чувство сострадания, сочувствия, благородства, любви к родной земле, уважение к культуре других народов. История несёт на себе огромный груз социальной значимости, способствуя формированию гражданского общества, социально-активной личности, здорового, крепкого государства.
Отсюда становится понятным значимость уроков истории в школе. Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Маленькие граждане нашей большой страны должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающем о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей.
Перед Вами разработка самого первого урока истории в 6 классе, посвящённого знакомству с огромной тысячелетней историей Средних веков. Очень хотелось сделать его ярким, информативным и запоминающимся.
Образовательные: познакомить учащихся с понятием “Средневековье”, дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в мировой истории. Раскрыть особенности перехода от эпохи Древнего мира к Средневековью, сформировать представление о мире варваров.
Развивающие: активизация терминологических знаний (полученных на уроках в 5 классе) позволит продолжить работу над развитием навыка грамотного использования исторических терминов и понятий в речи учащихся, материал данного урока способствует также выработке умений анализа иллюстративного материала, работы со схемами, картами, историческими источниками.
Воспитательные: тематика урока позволяет обратить внимание учащихся на многообразие и неоднозначность истории, на важность каждого её этапа. Осознание этого, в свою очередь, ведёт к пониманию необходимости уважения и сохранения прошлого, в котором заложено настоящее и будущее человека.
Конспект урока по истории средних веков. 6 класс
Конспект урока по истории средних веков.
Цель: дать представление учащимся о хронологических и географических границах средневековья, своеобразии путей исторического развития стран и народов, о становлении западноевропейской цивилизации.
1) План изучения материала:
1. Как работать с учебником истории средних веков.
2. Достижения народов Древнего мира (обобщение курса 5 класса).
3. Римская империя и причины ее падения. (вспомним старое)
4. Что такое Средние века?
5. Откуда мы имеем представление о Средневековье?
2) Организационный момент.
3) Изучение нового материала
Основное содержание: Понятие «средние века». Содержание термина в эпоху Возрождения и в наши дни. Хронологические рамки и периодизация средних веков. Географические пределы средневекового мира. Соседство миров: Западная и Центральная Европа, Византийская империя и мусульманский мир. Восточная Европа и азиатские кочевники. Передняя Азия: особенности развития. Иранское нагорье, Индия и Юго-Восточная Азия: своеобразие исторических путей.
Основные понятия и термины: средневековье (средние века), Возрождение, цивилизация, исторические источники, археология, феодализм, традиционное общество.
Оборудование: карта «Мир в средние века», учебники, рабочие тетради, компьютер, атласы истории средних веков, раздаточный материал.
Интеграция с другими школьными предметами: свзь с географией на протяжении всего урока.
1. В начале урока учитель беседует с учащимися об основных процессах и событиях истории Древнего мира (в тексте «Что и как изучает история Средних веков» в учебнике). В 6 классе начинается изучение курса географии, и работа с картой на уроках истории Средних веков должна приобрести систематический, продуктивный характер. Учитель предлагает показать на карте территорию, которая считается прародиной человечества, территории, где возникли первые цивилизации, территорию Римской империи. Можно предложить учащимся вспомнить об организации древнейших людей и ее развитии во времени, повторить признаки родовой и соседской общины. Требует повторения вопрос о причинах возникновения первых государств, содержание понятий: первобытность, цивилизация, государство, страна, демократия, деспотия. Наряду с этим следует вспомнить о причинах перехода от первобытности к цивилизации.
2. Существенным является знание учащимися причин образования могущественных держав древности. Достижения римской цивилизации связывают древность и Средневековье, и потому им следует уделить особое внимание. При обсуждении причин падения Западной Римской империи целесообразна организованная учителем кратковременная беседа по вопросам: 1. Объясните содержание понятия «республика». 2. Как называлась система законов в Римской империи? 3. Какие исторические личности сыграли важнейшую роль в установлении империи? 4. Что нового римляне внесли в обустройство городов? 5. Почему в Риме получило развитие и ценилось ораторское искусство? 6. Каким было образование в Древнем Риме? 7. Приведите примеры римского служения отечеству и гражданского героизма. 8. Каковы основные идеи христианства? Учитель предлагает найти на полях с. 8 задание и ответить на него.
Перечисленные вопросы не следует воспринимать как обязательную часть урока, это лишь перечень рекомендаций.
3. Главная идея курса истории Средних веков для 6 класса состоит в раскрытии основных исторических процессов этого периода, с тем чтобы показать прогрессивность Средневековья по сравнению с древностью. Приступая к рассказу об особенностях эпохи Средневековья, важно подчеркнуть неоднозначность оценок Средневековья, тем самым условность названия. Наряду с рассказом о частых войнах, жестокости нравов, инквизиции, носивших разрушающий характер, следует особо выделить и подчеркнуть успехи в развитии ремесла, науки, культуры. Необходимо обращать внимание детей на то, что все достижения преимущественно создавались в мирное время, войны лишь задерживали движение общества вперед.
Учитель отмечает, что история Средних веков делится на три периода. Называя периоды Средневековья, следует сопровождать их краткой характеристикой.
5. Пользуясь информацией учебника, перечисляются краткие сведения о разнообразии исторических источников. Далее важно показать в общем виде, как жили люди той далекой эпохи, что их заботило и беспокоило. Задача педагога на вводном уроке — сформировать у учащихся образ противоречивой эпохи, в которой сосуществовали развивающийся мир варваров и мир цивилизации, закладывались основы европейской культуры. Рисуя картину взаимодействия культур, учитель непременно обращается к исторической карте средневековой Европы, показывает варварские государства, образовавшиеся на территории, когда-то принадлежавшей Римской империи, рассказывает об особенностях их политического устройства. Внимание ребят нужно также обратить и на то, что в курсе много говорится о христианстве. Именно христианская религия стала важным связующим звеном между древностью и Средневековьем, способствовала формированию новой культуры. В завершение урока учитель подчеркивает, что, несмотря на небольшую, по сравнению с историей Древнего мира, удаленность во времени от современности, многое из прошлого Средневековья остается нераскрытой тайной. Поиск исторической истины продолжается.
6 На контурной карте выполняются задания на странице 1.
7. Рефлексия. Что узнали? Что поняли? Что понравилось на уроке? Давайте поставим сами себе оценки согласное критериям оценивания (оглашаются учителем).
4) Домашнее задание
Задание на дом:В дополнение к заданиям учебника устно ответить на вопрос: какое из определений цивилизации вам более понятно? Почему? Второе письменное задание предполагает ученику нарисовать средневековые изобретения, которые до сих пор используются в повседневной жизни.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект урока по истории 6 класс «Что изучает история средних веков»
Урок 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ *
Способствовать ознакомлению с учебником; создать условия для формирования первоначальных представлений об эпохе Средневековья, этапах и хронологических рамках данного исторического периода; познакомить с историческими источниками, рассказывающими о Средневековье
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: определяют место Средневековья на ленте времени, характеризуют источники, рассказывающие о средневековой эпохе, знают происхождение и смысл понятия «Средневековье».
Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике, преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы, используют знаково-символические средства, выделяют существенную информацию из текста.
Регулятивные: принимают учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносят в них необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют устные ответы на поставленные вопросы; выражают собственное мнение, учатся аргументированно его отстаивать.
Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу, осознают важность сохранения исторического наследия, проводят самооценку своей учебной деятельности
Агибалова, Е. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской ; под ред. А. А. Сванидзе. – М. : Просвещение, 2016.
Презентация «Что изучает история Средних веков», подготовленная учителем
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, атлас истории Средних веков; карта «Мир в Средние века»
Основное содержание темы, понятия и термины
Знакомство с учебником. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. Источники по истории Средних веков
о рганизационная структура (сценарий) урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Формы
организации совзаимодействия
на уроке
формируемые умения (универсальные
учебные действия)
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности
Работа
с учеб-ником
Знакомит с темой урока, требованиями, предъявляемыми к изучению курса, с учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями).
– Найдите в учебнике и назовите основные темы курса.
– Сформулируйте задачи, которые вам предстоит решить в ходе освоения предмета
Записывают тему урока
в тетрадь. Знакомятся с учебником. Формулируют задачи курса истории Средних веков
Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике.
Регулятивные: принимают учебную
задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу
Работа
с учебником
III. Актуализация знаний
Беседа по вопросам
– Какую историю вы изучали в 5 классе? (Историю Древнего мира.)
– С какими странами вы познакомились в курсе истории Древнего мира?
(Древним Египтом, Междуречьем, Вавилоном, Китаем, Индией, Древней Грецией, Спартой, Древним Римом.)
Формулируют ответы, приводят примеры
Перечисляют страны из курса истории Древнего мира и кратко их характеризуют
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью
Беседа по вопросам
IV. Изучение нового материала
изучает история Средних
Комментирует информацию, содержащуюся в презентации, акцентирует внимание на основных моментах (см. Приложение 1)
Слушают учителя, знакомятся с презентацией, делают записи в тетрадь
Устанавливают связь истории Средних веков
с историей Древнего мира, знают происхождение
и смысл понятия «Средневековье»
Познавательные: преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии
с поставленной за-дачей
– Опираясь на текст в учебнике, начертите в тетради «Ленту времени» и обозначьте на ней основные периоды.
– Разделите эпоху Средневековья на основные этапы
Представляют длительность изучаемой исторической эпохи
Познавательные: используют знаково-символические средства.
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
Работа
с текстом учебника
Предлагает прочитать о том, по каким
источникам ученые изучают историю Средних веков, и ответить на следующие вопросы:
– Что такое исторические источники?
(Исторические источники – это вещественные, устные или письменные свидетельства, а также памятники эпохи, в том числе произведения искусства.)
Работают с текстом учебника, самостоятельно выполняют задание, дают аргументированные ответы на вопросы
Характеризуют
источники, рассказывающие об исторической эпохе
Познавательные: выделяют существенную информацию из текста.
Регулятивные: вносят в свои действия необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки.
Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения.
Личностные: осо-знают важность сохранения исторического наследия
V. Первичное осмысление
и закрепление знаний
Рассказ учителя «Можно
ли называть Средневековье темным временем?»
После рассказа задает вопросы:
– Почему Средние века часто называют темным временем? (Потому что в этот период в Европе постоянно шли феодальные войны. Различные болезни уничтожали население целых городов; господствовало религиозное сознание, действовал религиозный суд – инквизиция.)
– Какие положительные явления современной жизни берут начало в Средне-вековье? (Средние века подарили лю-
дям множество вещей: были изобретены фарфор, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое. Современные государства Европы появились именно в это время. Современные формы демократии, суд присяжных, такие формы правления, как монархия, берут начало в Средневековье. Первые университеты также были открыты в Средневековье, было доказано, что земля шарообразна, и т. д.)
Слушают рассказ учителя, формулируют
ответы, приводят примеры
Дают характеристику изучаемой эпохи
Регулятивные: принимают учебную задачу и планируют
свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: формулируют устные ответы на поставленные вопросы, выражают собственное мнение, учатся аргументировано его отстаивать
VI. Итоги урока. Реф-лексия
– Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь?
– Что нового вы сегодня узнали?
– Что запомнилось больше всего?
– Довольны ли вы своей работой?
Отвечают
на вопросы, оценивают свою работу
на уроке, эмоциональное
состояние.
Личностные: проводят самооценку своей учебной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
Оцени-вание
работы учащихся на уроке
Учебник, с. 7–11; записи в тетрадях
Записывают домашнее задание, уточняют его
Ресурсный материал к уроку
Средневековье – это эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем, продлившаяся примерно 11 столетий, от гибели Западной Римской империи до эпохи Великих географических открытий.
Эпоху Средневековья принято делить на три этапа:
1) раннее Средневековье (конец V – середина XI вв.) – зарождение отличительных черт эпохи;
2) развитое Средневековье (середина XI–XIII вв.) – период максимального расцвета феодализма, складывание национальных государств;
3) позднее Средневековье (XIV–XV вв.) – период зарождения капиталистических черт в обществе и постепенного разложения феодального строя.
МОЖНО ЛИ НАЗЫВАТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ТЕМНЫМ ВРЕМЕНЕМ?
Все эти явления действительно имели место. Но все ли было только плохо? Современные ученые пришли к выводу, что нет. Средние века подарили нам множество вещей, без которых мы не представляем себе повседневную жизнь: фарфоровую посуду, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое.
Большинство современных государств образовались именно в это время – Англия, Франция, Нидерланды, Германия и др. В Средние века в Европе зародилась система современной демократии с ее атрибутами – представительными учреждениями (парламентом) и судом присяжных. В основе средневекового законодательства, как и законов многих современных государств, таких как Великобритания, Франция, Германия, США, Россия и пр., лежит римское право, которое было записано и усовершенствовано по приказу византийского императора Юстиниана также в Средние века. Формы правления, которые существуют и сейчас, к примеру монархия, – тоже достижение этого времени.
В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, было изобретено книгопечатание, положено начало развитию таких наук, как алгебра, астрономия, люди убедились, что Земля – круглая. Достижения средневековой культуры – это готический и романский стили в архитектуре, литература, живопись эпохи Возрождения. Все это тоже Средневековье.
Конспект урока по теме «Что такое Средние века?» (6 класс)
Предмет: Всеобщая история. История Средних веков.
Учитель: Бабухина Любовь Леонидовна
Тема: Что такое Средние века
Цел ь: дать представление об эпохе Средних веков, основных источниках знаний о данном периоде истории человечества.
Образовательные: познакомить учащихся с понятием “Средневековье”, дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в мировой истории. Раскрыть особенности перехода от эпохи Древнего мира к Средневековью, сформировать представление о мире варваров.
Развивающая: формировать умение работать с учебником, иллюстрациями и исторической картой, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к истории Средних веков.
История, средние века, исторический источник, вещественный исторический источник, письменный исторический источник.
Более 5 тыс. лет назад было изобретено письмо.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
овладение знаниями о понятии «Средневековье»
Регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность.
Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Средства обучения: учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М.Л. Несмелова «Конспекты уроков для учителя истории 6-7 класс», ноутбук.
Мотивация к учебной деятельности.
— Начнём наш урок со знакомства. Сначала представлюсь я. Меня зовут Любовь Леонидовна, и с этого года я буду преподавать у вас историю.
— Прочитайте высказывание и объясните его смысл:
«Не знать истории — значит всегда быть ребенком».
— Надеюсь, в этом учебном году вы приложите все усилия для того, чтобы стать ещё взрослее.
Читают высказывание, объясняют смысл
2. Актуализация знаний.
— В прошлом году вы изучали историю Древнего мира. Эта эпоха – самая длинная в истории человечества. Но в V в. с падением Западной Римской империи она подходит к концу.Полторы тысячи лет назад, с крушением Рима, началась новая эпоха всемирной истории. Её принято называть средними веками или средневековьем. Средневековье продолжалось тысячу лет, пока примерно в XV в. на смену ему не пришло Новое время.
— Ребята, что вы знаете о Средневековье?
— Термин «Средние века» возник в Италии в XV-XVI вв. в среде гуманистов. Им обозначали большой исторический отрезок между двумя «просвещёнными» эпохами – Древностью (античностью) и Возрождением, уже самим названием подчеркнув, что эта эпоха была «ненастоящей».
— Посмотрите на линию времени, и вы увидите, какое место занимают Средние века в истории человечества ( стр. 6 учебника.)
История Средних веков делится на три периода:
— Раннее средневековье V-XII вв.
— Развитое средневековье XI-XIV вв.
— Позднее или Зрелое средневековье XIV-XVI вв.
— Откуда мы черпаем знания по истории Средневековья?
— Как вы думаете, что изучает история средних веков?
Слушают речь учителя
Смотрят на линию времени, отвечают: эпоха Средневековья занимала период с 479 – 1400 века н.э.
Записывают в тетради
— Из исторических источников (книг, рукописей и т.д.)
— Средневековые страны, полководцев, обычаи, традиции.
3. Открытие нового знания
— Понятие «Средние века» появилось у тех ученых, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. Можем ли мы применять это понятие по отношению к истории Азии, Африки, Америки? Ученые спорят и об этом. История народов Азии (в том числе Средней Азии), африканцев, американских индейцев во многом отличается от истории народов Европы. История каждого континента неповторима и своеобразна. И все же историки находят общие черты в исторических судьбах разных народов и считают, что свое Средневековье было не только у народов Запада, но и у народов Востока. При этом надо помнить, что каждый народ переживал свое Средневековье в свое время.
— В древности Европы как единого исторического целого не было. Огромная Римская империя, которая сложилась вокруг Средиземного моря, была могучим государством. В ее состав входили многие народы Южной Европы, а также Ближнего Востока и Северной Африки. В Римской империи существовало неравенство между людьми. Ее обслуживало неисчислимое множество рабов. Империя вела непрерывные захватнические, грабительские войны, в конце концов ее и погубившие. Исходя из вышеперечисленного, что можно назвать основными причинами распада Римской империи?
— Верно. Запишите это в свои тетради.
— Народы, населявшие земли севернее и восточнее Римской империи, жили иначе. У германцев, славян, скандинавов, жителей Британии и Прибалтики был родоплеменной строй. Что такое родоплеменной строй? Предположите.
— Каждое племя верило в своих богов. Большинство этих народов не имело своей письменности. Это были как бы два разных мира, хотя их жители немало знали друг о друге.
— Только в Средние века Европа стала единым «историческим континентом», а европейцы ощутили себя жителями единого христианского мира с общей религией и сходными формами жизни. Именно в Средние века появились те языки и государства, которые и сегодня существуют в Европе. Каждая европейская страна внесла свой вклад в построение средневекового мира. Но изучить все из них не представляется возможным. Мы сосредоточим внимание на некоторых самых крупных народах и государствах Западной и Центральной Европы, особенно тех, где эта эпоха получила наиболее законченное выражение.
— Во многих музеях мира хранятся вещественные памятники: инструменты, которыми в Средние века пользовались крестьяне и ремесленники, оружие, монеты, мебель, посуда, одежда. Сохранились остатки кораблей, портреты и картины.
Во многих старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы, застроенные средневековыми домами, крепостные стены и башни, величественные храмы, замки.
— Но вещественные исторические источники не могут всего рассказать о жизни людей. Неоценимую помощь ученым оказывают многочисленные письменные исторические источники, которые сохраняются в хранилищах документов — архивах. Когда люди дарили, завещали, покупали землю или ценные вещи, они оформляли документы. К деловым документам относятся и описания владений, отчеты управляющих имениями, брачные и другие контракты. Особую группу документов составляют записи законов и указов правителей, решения судов, международные соглашения. От Средних веков сохранилось много исторических сочинений, хроник (т. е. летописей), писем, описаний путешествий и автобиографий, где события располагались в той последовательности, в какой они происходили. Нередко авторы не только описывали события, но и пытались сгруппировать, объяснить, оценить их. От Средних веков до нас дошло также немало произведений художественной литературы и сочинений ученых. До изобретения книгопечатания в середине XV в. (и долго после этого) документы были рукописными.