Конспект урока по русскому языку 2 класс занков что нужно для общения
Конспект урока русского языка по программе Л.В. Занкова на тему «Компоненты речевой ситуации (зачем? с кем? где?). Адекватное использование средств устного общения. Звуки речи.» (2 класс)
Тема : Компоненты речевой ситуации (зачем? с кем? где?). Адекватное использование средств устного общения. Звуки речи.
создать условия для анализа особенностей речевой ситуации, усвоения компонентов речевой ситуации, усвоения правил общения, средств устной речи
развивать речь, коммуникативные умения, память, мышление, творческое воображение;
воспитывать интерес к предмету, культуру учебного труда, аккуратность, чувство взаимопомощи.
Предметные: Анализировать особенности речевой ситуации. Анализировать средства письменной речи. Различение звуков и букв. Выделение звуков речи. Умение отличать произношение и написание слов. Умение определять качественную характеристику звука.
Личностные: оценивают нравственное содержание поступков, ситуаций, переживают этические чувства на основании анализа простых ситуаций, проявляют знание основных моральных норм поведения, участвуют в оценке работ, ответов одноклассников.
Метапредметные универсальные учебные действия:
• познавательные: анализируют факты языка с выделением их отличительных признаков; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
• коммуникативные: адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач;
• регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной речи, в уме; в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, Нечаева Н.В. – Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.; рабочая тетрадь, мультимедийные средства обучения, сигналы обратной связи, карточки для индивидуальной работы
Мотивация к учебной деятельности
Прозвенел уже звонок,
Проверяем, всё ль в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
Про улыбки не забыли.
Всё готово! Все вперед!
К новым знаниям в поход!
Готовность к уроку.
Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения
Личностные: представления об основных моральных нормах поведения в школьной жизни.
Коммуникативные : учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Познавательные : в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме
На доске записаны предложение и схема:
С помощью русского языка мы общаемся с другими людьми.
– Что записано на доске? Почему вы решили, что это предложение?
– Из чего состоит предложение? ( В схему вставляется карточка с записью «Слово ».) Слитно или раздельно пишутся слова в предложениях?
– Приведите примеры способов общения людей ( беседа, письмо ). Какой бывает речь? ( в схему добавляются карточки с записью «письменная», «устная».)
– Чем устная речь отличается от письменной?
– Спишите предложение. С маленькой или большой буквы пишется первое слово в предложении? Какое словарное слово встретилось в этом предложении? (Русского.)
— Проверьте друг у друга, оцените работу.
— Что можно рассказать по этой схеме?
Работа по презентации
— Для чего она нужна?
— На какие 2 группы можно разбить нашу речь?
Конспект урока по русскому языку 2 класс по системе Занкова на тему «Имена собственные»
Урок русского языка по программе Л.В. Занкова по теме:
Цель деятельности учителя : создавать условия для формирования обобщенного представления об именах собственных.
Тип урока : конструирование способа действия.
Предметные: опознают имена существительные собственные; употребляют прописную букву в начале предложения, в именах собственных; находят границы предложения; пишут предложения под диктовку; различают грамматические группы слов; осваивают средства устного общения; безошибочно списывают текст из учебника и с доски; понимают смысловые связи слов в предложении и тексте; выполняют звукобуквенный разбор слов по данному в учебнике образцу; участвуют в инсценировках, групповой и фронтальной работе, адекватно используют средства устного общения; определяют лексическое и грамматическое значения слов; используют небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, при списывании – абзац и знаки препинания.
Личностные: переживают этические чувства на основании анализа простых ситуаций, проявляют знание основных моральных норм поведения, оценивают нравственное содержание поступков, ситуаций, участвуют в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные универсальные учебные действия:
• познавательные: используют схемы, приведенные в учебнике; понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
• коммуникативные: принимают участие в работе группами, допускают существование различных точек зрения, договариваются, приходят к общему решению, используют в общении правила вежливости;
• регулятивные: ориентируются на возможное разнообразие способов решения задач, владеют основами смыслового чтения текста; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Методы и формы обучения : объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, парная, фронтальная.
Образовательные ресурсы : Презентация «Имена собственные»
Организационная структура урока
Мотивация к учебной деятельности.
«Мы урок начнем с разминки,
Выпрямляем свои спинки,
Вправо, влево потянулись
И друг другу улыбнулись»
— Улыбнитесь друг другу. Ваша улыбка располагает к приятному общению, настроит на радостную работу – вокруг нас так много интересного, стоит только оглядеться вокруг. Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила:
Учимся работать сообща.
Мы слышим друг друга.
-Сегодня на уроке мы проведём исследование, и ответим на вопрос народной загадки шутки: вывешиваю на доску ( не читать)
Без чего человеку жить нельзя?
Чтобы правильно прочитать загадку-шутку давайте обратимся к справочнику произношений, найдите и прочитайте выделенное слово. Пишем чего, говорим (чево)
Прочитайте загадку – шутку.
А чтобы ответить на вопрос мы начнём исследование.
Учитель: Вы любите играть?
Учитель: Предлагаю вам поиграть в фанты. Возьмите из мешочка по фанту и выполните моё желание.
Дети достают фанты:
«Подойди к мальчику и возьми у него дневник»,
«Спроси у одноклассницы, который час»,
«Позови девочку в библиотеку» и т.д.
Затрудняются выполнить задание.
Учитель: Чего не хватает?
Дети: Не написано, к кому надо подойти, кого пригласить…
— Не хватает имён или фамилий…
Учитель: Значит, о чём сегодня будем говорить на уроке?
Дети: Об именах и фамилиях человека …
Можем мы теперь ответить на вопрос народной загадки- шутки? (Да)
Без чего человеку жить нельзя? – без имени.
— Значит, что мы будем изучать сегодня на уроке?
Учитель: Правильно, тема нашего урока так и звучит: «Имена собственные».
Слайд ТЕМА УРОКА: Имена собственные.
-Какие цели на уроке можно для себя поставить?
1.Выделять слова из текста …
Что возьмем на помощь, чтобы реализовать цели урока? (учебник, умения,)
III. Изучение нового материала. Актуализация знаний.
1.Посмотрите на доску.
На доске прописные буквы: А И В Е Д П М КФ
Какое задание вы можете предложить?( Написать красиво, разделить на группы)
-А для чего нам на уроке нужны эти прописные буквы? ( для записи имен)
Давайте послушаем стихотворение
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой – уважения знак!
2.- Чтобы вы смогли сами открыть новое правило, я предлагаю вам выполнить минипроект, работая в паре(группе) Из слов, которы е у вас лежат в конверте, вы попробуете составить правило.
имена, Вс е, собственные , с, буквы, пишут прописной(заглавной).
— Как проверить своё открытие? (сравнить с эталоном)
— Сравним ваши работы. (Проверка смайликами)
3. Ну, а теперь я открою секрет этих прописных букв, с этих букв начинаются имена детей в нашем классе.
Несколько учеников называют своё имя. (как твоё имя?)
А)Выберите свою букву и запишите своё имя. (самопроверка)
Свою работу мы продолжим по учебнику с. 59, Упр. 138
Б)Выполните звукобуквенный разбор. Расходится ли в твоём имени (называю имя) количество букв и количество звуков? Почему?
В)Можно ли перенести записанное тобой слово?
Г) На какие две группы можно разделить имена учеников нашего класса и даже имена людей всего мира? (на мужские и женские)
— А вы знаете кто такие тёзки?
-Где мы можем получить ответ на вопрос?
-Узнайте! (Ученик читает из толкового словаря)
4. Давайте проверим себя и отдохнём (слайд ребус – имена)
-Что объединяет эти слова? (это слова имена собственные)
IV. Первичное осмысление и закрепление. Работа в паре.
1.Выполните задание: Прочитайте слова, подберите к словам левого столбика соответствующее имя собственное из правого столбика и соедините стрелкой:
Девочка Ольга Михайловна
Мальчик Иван Степанович
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
V. Применение знаний на практике.
Теперь я думаю, вы сможете самостоятельно выполнить задание.
Запишите предложения вставляю нужную букву. (слайд)
Как же записать правильно? Какое правило надо помнить?
Наша (П,п)оля вернулась с (П,п)оля.
Моя подружка (Р,р)оза посадила (Р,р)озы.
— Запишите самостоятельно одно предложение на выбор в тетрадь, соблюдая это правило.
Конспект урока русского языка. 2 класс, система Л. В. Занкова
Конспект урока русского языка во 2 классе по системе Л. В. Занкова
Составила учитель начальных классов Каратаева Татьяна Ивановна
Тема урока: Лексическая сочетаемость слов.
Цель: сформировать представление о лексике как разделе науки о языке, о лексической сочетаемости слов.
Задачи: формировать УУД:
личностные – формирование целостного взгляда на русский язык, развитие навыков сотрудничества;
предметные – овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка, овладение учебными действиями с языковыми единицами, умение применять орфографические правила.
Оборудование: таблицы со словами «грамматика», «лексика», толковые словари С. И. Ожегова, В. И. Даля, листочки с текстом для работы в парах, пословица «Слов много, да складу нет», презентация к уроку, лесенка успеха, индивидуальные планшеты.
Прозвенел сейчас звонок – начинается урок.
Минутка чистописания. (Слайд 1)
— Красиво и аккуратно запишите соединения: ая, яя, на, под, ый, из . (слайд 2)
— Распределите записанное в 2 группы. Какие это группы? (окончания прилагательных и предлоги).
— Что общего у окончания и предлога?
3. Актуализация знаний.
— Какую тему вы изучали на последних уроках? (Связь слов в предложении).
— Прочитайте пословицу. (слайд 3) «Слов много, да складу нет». Как вы её понимаете? (Человек говорит много, но ничего не понятно). (слайд 4)
— Составьте из слов предложение. (Дима нарисовал машину на листе бумаги.)
— Что пришлось изменить? (Изменили окончания и добавили предлог.)
— Для чего вы это сделали? (Чтобы слова были связаны по смыслу, чтобы получилось предложение).
— Назовите средства связи слов в предложении. (Предлог и окончание).
— Тема «Связь слов в предложении» относится к разделу науки о языке, который называется «грамматика».
4. Пробное действие.
— Попробуйте составить предложение из следующей группы слов: пчела, побежать, луг, нектар. (Пчела побежала на луг за нектаром.)
— С точки зрения грамматики всё правильно? (Да).
— Но вы понимаете, что в предложении что-то не так. Что же? (Так не говорят. Пчела летает, а не ходит.)
5. Формулирование темы и задач . (слайд 5)
— Сегодня мы начинаем новую тему «Лексическая сочетаемость слов». Мы окунёмся в другой раздел науки о языке – лексику.
— Что такое лексика? (Все слова языка)
— Где можно узнать лексическое значение слова? (В толковом словаре)
— Какие задачи поставите перед собой на урок? (Понаблюдать за сочетаемостью слов)
— Какие качества ученика вам потребуются на уроке? (Внимательность, наблюдательность, активность)
— Итак, будьте внимательны, наблюдательны, активны. (слайд 6)
6. Наблюдение за сочетаемостью слов.
— Найдите упражнение 299. Прочитайте стихотворения. Что это?
— Перед уроком я попросила 2 учеников посмотреть в толковом словаре значения слов «нелепица» и «небылица». Давайте послушаем. (Зачитывают).
Нелепица – от слова нелепый, то есть странный, несуразный. Нелепым может быть ответ, характер, поступок, вид.
Небылица – вымысел, лживое сообщение. В народном творчестве это шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает.
— Вернёмся к упражнению. Нелепицы ещё называют путаницами. Какую небылицу вы узнали? Кто автор? («Путаница» К. Чуковского).
— А первая небылица народная. Что в ней нелепого?
— К. Чуковский назвал свои небылицы «лепые нелепицы». (слайд 7) Почему?
— Запишите вторую нелепицу (комментированное письмо). Сколько пропущено орфограмм? Какие? Докажи, что написал правильно.
7. Творческое задание.
— Прочтите текст, записанный на листочке. Можно ли его назвать нелепицей? Докажите. Эту нелепицу К. И. Чуковский поместил в своей книге «От двух до пяти».
8. Работа в парах. (слайд 9)
— Поработайте в парах. (слайд) Попробуйте сами сочинить нелепицу. Повторим правила работы в парах. (Говорить в полголоса, слушать, не перебивать).
— Что же у вас получилось? (слайд 10)
9. Самостоятельная работа, включение в систему знаний.
— Найдите упражнение 301. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Выполните задание.
Дополнительное задание для тех, кто быстро справился с работой: Выделите корень в однокоренных словах. Приготовьтесь объяснить разницу в их значении.
10. Индивидуальная работа с использованием планшетов в режиме «один ученик – один компьютер».
Лексика – это все слова языка (да, нет);
Лексическое значение слова можно узнать в словаре синонимов (да, нет);
Окончание и предлог – это средства связи слов в предложении (да, нет).
— Над какой темой мы начали работу?
— Какую задачу ставили перед собой на урок?
— Понравилось работать с нелепицами и небылицами?
— Представьте, что вся наша речь превратилась в нелепицу.
— Какой вывод сделаете? (слайд 11)
— Оцените свою работу на лесенке успеха. Если вам было всё понятно на уроке и у вас не осталось вопросов по теме урока, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вам было понятно, но у вас остались 1-2 вопроса, поставьте себя на вторую ступеньку. Если вам было непонятно, о чём мы сегодня говорили и у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
— Кто стоит на верхней ступеньке? На второй? Есть ли такие, кто стоит на нижней ступеньке? Это был лишь первый урок по теме «Лексическая сочетаемость слов». Работу над этой темой мы продолжим.
12. Домашнее задание. Упражнение 302.
План-конспект урока русского языка во 2 классе по системе Л.В. Занкова. Тема: «Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения».
План – конспект открытого урока русского языка
по учебнику «Русский язык» 2 класс
Тема: «Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения».
Учитель начальных классов Дружинина Наталья Николаевна.
(Технологическая карта изучения темы)
Познакомить с видами предложения по цели высказывания.
Отрабатывать умения определять цель предложения.
Учить различать эти виды предложений и составлять их, закреплять умения расставлять знаки препинания в конце предложений.
Формировать каллиграфические, орфографические и пунктуационные навыки.
Развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы.
Развивать связную речь, творческие способности.
Воспитывать умение слушать и понимать других.
Учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Уметь различать предложения по цели высказывания.
Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом, данным учителем.
Уметь работать с текстом учебника (отвечать на вопросы по содержанию).
Уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу.
Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; цель высказывания.
Русский язык, литературное чтение.
Учебник «Русский язык» 2 класс. А.В. Полякова
Компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office Power Point, раздаточный материал.
Фронтальная работа, индивидуальная
работа, работа в парах.
Обучающие и развивающие
задания каждого этапа
Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Формировать правила поведения на уроке и аргументировать их.
Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.
Уточняет понимание и нужность работы.
Вот для нас звенит звонок,
Ровно встали, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Тихо сели. Настраиваемся на урок. Чтобы урок пошёл вам впрок, как надо себя вести? Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех»(высказывания учащихся).
Цели: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания; выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Запись даты с комментированием.
Запись под диктовку слов из словаря.
Взаимопроверка, проверка по эталону.
Оценивание собственной работы на полях в тетради.
С помощью учителя подходят к формированию темы урока.
Организует запись слов под диктовку, выделение орфограмм, самооценку, работу со словами (Схожесть, различие, выделение лишнего слова для дальнейшей работы с ним по теме урока).
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.
Запись слов под диктовку (один ученик у доски): Лебедь, сорока, ворона, соловей, воробей.
-Разделите слова на слоги, поставьте ударения, подчеркните опасные места.
-Проверьте правильность написания слов; обменяйтесь тетрадями, сравните с записью на экране; оцените свою работу отметкой на полях; поднимите руку, кто поставил себе 5,4,3.
-Дайте совет одноклассникам по исправлению низкого результата.
-Составим предложение с этим словом (Лебеди улетают в тёплые края.)
-Записываем под диктовку (один ученик у доски); вспоминаем правила написания предложения; находим основу предложения.
Умение проводить сравнение, вычленять определённые признаки. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя.
Цель: подвести детей к формулированию темы урока; планированию деятельности на уроке.
Работа со слайдом, участие в подводящем к теме диалоге, формулирование темы урока, работа по учебнику
Организует подводящий к теме диалог, формулирование темы урока и составление плана работы.
-Прочитайте предложения с экрана.( Слайд 4 )
Лебеди улетают в тёплые края.
Лебеди улетают в тёплые края?
Лебеди, улетайте в тёплые края.
— Одинаково ли звучат эти предложения? Для чего, с какой целью мы произносим их?
— Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью. Иногда мы хотим сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях ( 1 пр.)
Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то (2 пр.)
А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем (3 пр.)
Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные (Слайд 5)
-Сформулируйте тему урока.
-Откройте учебник на с.106
-Прочитайте правило, сделайте вывод.
Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя, уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в письменной форме.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Цель: фиксирование нового знания в устной и письменной речи; формирование умения распознавать предложения по цели высказывания; составлять предложения различные по цели высказывания; формировать умение использовать полученную информацию.
Работают с текстом упражнения. Находят в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Находят признаки каждого типа предложений, выписывают в тетрадь только заданный каждому ряду тип.
Организует работу с текстом слайда. Подводит учащихся к пониманию различия предложений по цели высказывани. Помогает учащимся в организации самопроверки и самооценки.
— Выполним упр.195.
— Пользуясь полученными на уроке знаниями, определите тип каждого предложения.
-1 ряд запишет в тетрадь все вопросительные предложения,
-2 ряд – повествовательные предложения,
-3 ряд – побудительные.
— Проверим. Докажите, что вы верно выполнили задание.
— Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то – это повествовательные предложения.
— Побудительные предложения могут выражать совет, просьбу, предложение, пожелание, требование.
— Предложения, в которых мы о чём-либо спрашиваем, называются вопросительными.
— На экране даны предложения, спишите, поставьте в конце предложения нужный знак.( Слайд 6 )
— Проверяем ( Слайд 7 ), подчеркните побудительные предложения, докажите правильность своего выбора (что выражают эти предложения).
— Какие ещё предложения встретились вам? (повествовательные и вопросительные).
— Прочитайте сначала повествовательные предложения, затем вопросительные; докажите правильность своего выбора.
Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Цель: зафиксировать новые знания, полученные на уроке; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что узнали нового на уроке, смогли ли воспользоваться новыми знаниями для решения поставленных задач. Дают самооценку своей работе.
Организует фиксирование содержания урока.
Организует самооценку учебной деятельности.
-Дополните предложения (правила темы урока).
-Приведите примеры каждого вида предложений.
-Поднимите руку, кто доволен своей работой?
Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.