Консультация в школе что это

ЛЕКЦИЯ № 56. Консультация

ЛЕКЦИЯ № 56. Консультация

Консультация – это предэкзаменационное занятие, направленное на решение интеллектуальных и психологических вопросов, возникших у учеников при подготовке к экзамену. Многие исследователи считают, что консультация в школьной практике не нужна. Однако, как показывает практика, хорошо организованная консультация помогает ученикам сдать экзамен более спокойно и уверенно. Консультация преследует две цели:

1) объяснение наиболее трудного материала, ответы на вопросы учащихся;

2) психологическая подготовка учащихся к экзамену.

Зачастую консультация заканчивается, не успев начаться. Учитель интересуется, есть ли вопросы, ученики молчат, после чего педагог всех отпускает. Однако не стоит забывать, что молчание учеников может быть связано с их страхом показать незнание предмета (или конкретного вопроса) непосредственно перед экзаменом. В этом случае у учителя заранее сложится отрицательное впечатление о подготовке учащихся к экзамену. Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы заранее подготовиться к консультации, определив наиболее сложные (противоречивые, дискуссионные и т. п.) вопросы. Учитель сам предлагает на рассмотрение ряд вопросов. Если кто-либо из учеников знает ответ на решение поставленной задачи, то ему предоставляется слово. Если учащиеся не могут дать ответ, то учитель объясняет материал, опираясь на знания и подсказки учеников. Для консультации может быть выбрана и другая форма работы с вопросами. За каждым учеником заранее закрепляется ряд вопросов, ответы на которые должны быть ими изложены в тезисном виде. На консультации учащимися рассматриваются все вопросы. Учитель при необходимости помогает ученикам.

С психологической точки зрения консультация является очень важным занятием по подготовке к экзамену. Ученики должны уйти с этого занятия уверенными в том, что они смогут спокойно прийти и сдать экзамен. Существует несколько этапов консультаций:

1) выявление учителем общего настроя учеников перед экзаменом;

2) учитель объясняет (в очередной раз) процедуру экзамена, заостряя внимание на методе опроса, который будет использоваться;

3) формирование уверенности учеников в их знаниях.

Консультацию рекомендуется проводить за день до экзамена.

День проведения консультации важен, так как ко времени этого занятия ученики должны быть практически готовы к экзамену.

Для педагога консультация важна с нескольких точек зрения.

Учителю необходимо оценить степень готовности к экзамену каждого учащегося. На консультации рекомендуется опросить всех учеников. Это занимает много времени. Ничего страшного, если консультация будет проходить в течение двух уроков. Все будет зависеть от того, насколько динамично она проходит (она должна быть интересна и полезна для учеников). Особое внимание надо уделить «слабым» ученикам, которые могут испытывать наибольшие затруднения при подготовке к экзамену.

Учитель должен понять, насколько психологически готовы ученики к экзамену. Для этого можно провести ролевую игру: «Сегодня экзамен!» Однако такая игра не должна включать стандартные билеты. Это могут быть вопросы на эрудицию, смекалку и т. п. Основная цель такой игры – продемонстрировать ученикам ситуацию «ученик – билет – учитель – экзамен».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Иногда бывает так, что мы теряем веру в себя, нам кажется, что мы ничего не стоим, ни на что не годимся. В такие минуты можно использовать упражнение, предложенное Вирджинией Сатир. Для этого нужно, расслабившись, произнести следующий

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ А бывает, что нужно что-то забыть так, чтобы при необходимости суметь вспомнить. Немецкий психолог Ф. Лезер советует в таких случаях снабжать информацию, которую нужно временно забыть, словесной «биркой» с ответами на три вопроса:? «Что

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Для лучшего усвоения информации и ее прочного сохранения помните о следующих закономерностях нашей памяти.С информацией надо действовать. Не следует бездумно, пассивно «съедать то, что дают». С любым текстом надо работать с карандашом в

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Попробуйте подавить в себе вспыхнувший гнев или проглотить горькую обиду. Согласитесь, не очень-то это получается. Да и последствия такого «подавления» и «проглатывания» эмоций могут оказаться для организма весьма плачевными – сколько

Первая консультация

Первая консультация 3 февраля 1964 года«Пиглю» привезли родители, и сначала мы все на некоторое время собрались в кабинете. Габриела выглядела серьезной, и как только она появилась в дверях, мне стало очевидно, что она приехала работать.Я отвел всех троих в приемную, а затем

Вторая консультация

Вторая консультация 11 марта 1964 годаПигля (ей два года и пять месяцев) появилась в дверях со своим отцом (мать осталась дома с Сусанной) и сразу освоилась. Она хотела пройти прямо в кабинет, но пришлось повременить, и они с отцом пошли в приемную. Там поговорили. Отец,

Третья консультация

Третья консультация 10 апреля 1964 годаПигля (сейчас ей два года и шесть месяцев), выглядела менее напряженной, чем раньше, и в таком состоянии оставалась постоянно. Казалось, что она удалилась еще на один этап от тех актуальных тревог, о которых говорила. По сути, я теперь

Четвертая консультация

Четвертая консультация 26 мая 1964 годаКак я узнал позднее по телефону, Габриела (теперь ей два года и восемь месяцев) всю дорогу в поезде пролежала, свернувшись клубком, на коленях у отца, посасывая большой палец его руки.Она сразу направилась к куче игрушек, сказав при этом:

Шестая консультация

Шестая консультация 7 июля 1964 годаТеперь моей пациентке уже два года и десять месяцев. Я встретил ее на пороге словами: «Привет, Габриела!» На этот раз я знал, что должен говорить «Габриела», а не «Пигля». Она сразу направилась к игрушкам.Я: Габриела снова ко мне

Одиннадцатая консультация

Одиннадцатая консультация 16 июня 1965 годаГабриелу (теперь ей три года и девять месяцев) привез отец. Она вошла в таком состоянии, которое можно было бы назвать застенчивым восторгом. Сразу, как обычно, направилась к игрушкам; без умолку говорила весьма гнусавым голосом,

Двенадцатая консультация

Двенадцатая консультация 8 октября 1965 годаКогда отец с девочкой (которой теперь было четыре года и один месяц) приехали на такси, я стоял у дверей. Отец прошел прямо в приемную, а я сказал «Привет, Габриела!» Она пристально взглянула на меня и потом сразу пошла в комнату, где,

Тринадцатая консультация

Тринадцатая консультация 23 ноября 1965 годаЭто был довольно необычный приезд, характеризовавшийся застенчивостью; Габриеле было теперь четыре года и три месяца. Войдя в комнату, она закрыла дверь и сразу направилась к игрушкам. Я сидел на стуле за столом и писал.Габриела:

Четырнадцатая консультация

Четырнадцатая консультация 18 марта 1966 годаГабриелу (теперь ей четыре года и шесть месяцев) привез отец. Она явно была очень рада, что снова приехала. Я стоял в дверях, а она незаметно прокралась позади отца в дом. Сразу направилась в комнату и сказала: «Я сниму пальто» и

Пятнадцатая консультация

Пятнадцатая консультация 3 августа 1966 годаГабриела (теперь ей уже почти пять лет) приехала со своим отцом. Она выглядела очень хорошо и казалась уже очень взрослой. Мы поговорили немного об отдыхе (она только что ездила отдыхать) и о моем доме, где сейчас орудовали

Шестнадцатая консультация

Шестнадцатая консультация 28 октября 1966 годаГабриеле теперь уже пять лет и два месяца. Этот сеанс не был похож на все предыдущие. По сути дела, он выглядел скорее как встреча друзей. Вместе с отцом они подождали пять минут, поскольку приехали раньше назначенного времени,

ЛЕКЦИЯ № 7 Профессиональная консультация

ЛЕКЦИЯ № 7 Профессиональная консультация 1. Понятие профессиональной консультации Профессиональная консультация в основном предназначена для молодежи с целью профессиональной ориентации, с учетом характерных особенностей, темперамента, склонностей, интересов,

Источник

Консультация к экзамену: что брать, сколько длится, можно ли не идти и полезные советы

Обязательно ли идти на консультацию перед экзаменом? Как она поможет подготовиться? В чем ее суть? Студенты, сдавшие сессию, знают ответы. А для первокурсников я подготовил небольшую статью-инструкцию.

Что такое консультация перед экзаменом

В большинстве случаев консультация представляет собой обычное занятие, проводимое непосредственно перед испытанием (за несколько дней). На нем обсуждают организационные вопросы, подытоживают знания по дисциплине, разбирают спорные и сложные моменты. Если в процессе подготовки у вас возникли сложности, пора с ними разобраться.

Формат занятия зависит от преподавателя и специальности: вопрос-ответ, беседа или привычная лекция.

Что происходит в процессе консультирования:

Обычно преподаватель дает какие-то подсказки, уточнения и полезные советы, реально помогающие на экзамене.

Сколько длится консультация перед экзаменом и что брать

Максимальная продолжительность — 2 академических часа. Граница четко не регламентирована. Если у студентов много вопросов, то весь процесс может растянуться надолго. Если нет, а преподаватель не горит желанием делиться рекомендациями и советами, консультирование может занять 5-10 минут.

С собой стоит захватить:

Можно ли не пойти на консультацию

Проведение консультации перед экзаменом — обязательно, присутствие — нет. Прогул и недопуск к экзамену ставить не будут. Но, исходя из опыта других студентов, преподаватель лучше относится к тем, кто проявил уважение и сознательность прийти проконсультироваться (особенно если это 8 утра).

Если экзамен не сессионный, а вступительный в вуз или магистратуру, очень рекомендую прийти. Они отличаются от стандартных форматом и другими нюансами, о которых лучше знать.

В общем, у опции «прийти» больше плюсов, чем у «не прийти». Это и лояльность со стороны препода, и возможность получить ответы на сложные вопросы. Решение за вами.

Источник

Методический доклад «Роль консультаций в учебном процессе»

Консультация в школе что это. Смотреть фото Консультация в школе что это. Смотреть картинку Консультация в школе что это. Картинка про Консультация в школе что это. Фото Консультация в школе что это

Консультация в школе что это. Смотреть фото Консультация в школе что это. Смотреть картинку Консультация в школе что это. Картинка про Консультация в школе что это. Фото Консультация в школе что это

Содержимое разработки

Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашской Республики в городе Канаш Чувашской Республики

Зав. учебной частью филиала

БПОУ «Чебоксарский медицинский колледж» в г. Канаш

Роль консультаций в учебном процессе

Составитель: Романова Л.В.

Рассмотрено на заседании ЦМК ОГСЭ дисциплин

«___» _______________2020 г.

Председатель ЦМК ____________Л.М.Иванова

Планирование и организация консультаций

Документация по проведению консультаций

Виды консультаций и их роль в учебном процессе

В переводе с латинского консультация означа­ет совет, даваемый специалистом. Место консультации в учебном процессе определяется часто опытом преподавателя, который выделяет наиболее сложные для понимания темы, также качеством усвоения учебной программы учащимися.

Задачей проведения консультаций является:

— повышение качества освоения образовательных программ,

— руководство самостоятельной работой обучающихся,

-оказание индивидуальной помощи обучающимся в подготовке письменных экзаменационных работ и дипломных проектов,

-ликвидация пробелов в знаниях обучающихся,

-углубление и расширение знаний обучающихся по отдельным особо значимым темам и разделам программ учебных дисциплин.

Планирование и организация консультаций.

Консультации для обучающихся очной и очно-заочной формы обучения предусматриваются из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год., в том числе в период реализации среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования.

Количество консультаций на каждую учебную дисциплину, междисциплинарный курс утверждается в начале каждого учебного года приказом директора колледжа «Об установлении педагогической нагрузки на текущий учебный год». Количество часов консультаций на отдельные предметы определяются местом учебной дисциплины в учебном плане основной профессиональной образовательной программы., практической составляющей программы, может составлять от 10 до 15 % от количества часов, отведенных учебным планом на соответствующую учебную дисциплину. По учебным дисциплинам., выносимым на государственную итоговую аттестацию по профессии/специальности., на консультации может быть выделено до 20 часов консультационного времени.

Консультации проводятся во внеурочное время в соответствии с утвержденным графиком. График проведения консультаций составляется на полугодие/семестр заведующим учебной частью и утверждается заместителем директора по учебной работе. При этом количество часов, отводимых на консультации по каждой учебной группе, не должно превышать 3 часа в неделю.

Расписание консультаций доводится до сведения обучающихся путем размещения на информационном стенде рядом с расписанием учебных занятий, на официальном сайте колледжа.

Формы проведения консультаций: групповые., индивидуальные. Т.е. консультации могут проводиться как с целой группой, так и её частью и отдельными обучающимися. Форма проведения консультаций определяется преподавателем, исходя из задач консультаций и с учетом пожеланий обучающихся.

Традиционная форма проведения консультации (обучающиеся зада­ют вопросы, а преподаватель отвечает) далеко не всегда эффективна. Поэтому с целью активизации обучающихся можно сделать так: предло­жить обучающимся заранее в специальный ящик подавать вопросы и затем, выбрав наиболее интересные и трудные, готовить консультан­тов из числа самих обучающихся. В этом случае, как показывает опыт, обеспечивается более высокая отдача от консультации. Конечно, требуются дополнительные усилия для подготовки консультантов.

Основная масса часов консультаций в последнее время отводится на консультации перед экзаменами. Предэкзаменационные консультации проводятся с целью:

– дать организационные указания о порядке работы при подготовке к экзамену (зачету), рекомендации по лучшему усвоению и приведению в стройную систему изученного материала дисциплины:

– ответить на непонятные, плохо усвоенные вопросы;

– на вопросы, возникшие в процессе изучения дисциплины и выходящие за рамки учебной программы;

– помочь привести в стройную систему знания студентов.

Документация по проведению консультаций

Проведённые консультации записываются преподавателем в соответствующем журнале учёта на отведенных учебной частью страницах непосредственно в день проведения.

Преподаватель., проводящий консультацию, отмечает в журнале присутствие обучающихся, записывает тему консультации, допускается выставление оценок участникам консультации, если целью консультации являлась ликвидация пробелов в знаниях обучающихся.

Учёт выполнения педагогической нагрузки по консультациям осуществляется за каждый месяц в соответствующем табеле.

Контроль проведения консультаций осуществляется заместителем директора по учебной работе.

Консультация – это дополнительная к лекциям и практическим занятиям форма работы, требующая как от преподавателя, так и от студента определенных затрат времени, дополнительной физической, умственной и психологической нагрузки. К основным функциям консультации относится помощь студентам в глубоком и всестороннем освоении экономической теории, в организации их самостоятельной работы. Преподаватель должен использовать время, отведенное для консультации, для усвоения студентами методов работы над литературой, методов конспектирования рекомендованной к практическим занятиям литературы, ознакомить их с правилами составления библиографического списка к докладам, рефератам, курсовым работам. Консультация – это время работы со студентами, готовящими доклады, с которыми собираются выступать на практическом занятии, разного уровня конферен-циях, со студентами, пишущими рефераты на определенную тему. Преподаватель обсуждает со студентами теоретические вопросы, которые необходимо проанализировать в докладе или реферате, разъясняет студентам сложные теоретические вопросы, обсуждает рекомендованный ранее библиографический список. Преподаватель должен ознакомить студентов с требованиями, предъявляемыми к докладу и реферату, с критериями оценки доклада или реферата. Будущему докладчику преподаватель должен порекомендовать определенные методы публичного выступления, способы привлечения внимания аудитории, манеру поведения перед аудиторией. Во время консультации преподаватель может ответить на интересующие студентов вопросы экономического развития страны, мировой экономики, направлений экономической политики государства. При существовании доверительных отношений преподавателя со студентами могут обсуждаться личные проблемы студентов, которые преподаватель может помочь решить. Практика преподавания экономической теории показывает, что существуют разные формы консультаций. Все виды консультаций можно структурировать по разным критериям. Так, можно выделить предэкзаменационные консультации и текущие консультации. В настоящее время чаще всего проводятся предэкзаменационнынные консультации. Их часы входят в нагрузку преподавателя, преподаватель считает их необходимыми для лучшей подготовки студентов к экзамену. На предэкзаменационных консультациях преподаватель осуществляет анализ организации будущего экзамена, форм приема экзамена. Особенно это важно, если экзамен будет проводиться в нетрадиционной форме: в форме беседы, тестирования. Преподаватель излагает критерии оценки знаний студентов. Очень важно правильно организовать предэкзаменационную консультацию. Обычно проводится одна консультация для каждой группы. Но существует опыт проведения двух консультаций. Одна из них проводится в конце семестра или в начале подготовки к экзаменам, вторая – за день до экзамена. Первая консультация является установочной. На ней преподаватель рассказывает об организации экзамена, рекомендует литературу, которую необходимо изучить при подготовке к экзамену, выделяет сложные темы и темы, которые необходимо изучить самостоятельно. Преподаватель дает рекомендации по лучшей организации подготовки к экзамену, дает советы по организации рабочего дня в период сессии, режиму работы. На этой консультации подводятся итоги работы группы в течение семестра. На второй консультации осуществляется разборка неясных вопросов. Преподаватель отвечает на вопросы студентов, разъясняет сложные или непонятные студентам вопросы. Существуют две методики организации ответов на вопросы: первая методика предполагает ответы на вопросы в порядке их поступления; вторая требует собрать вопросы в письменном виде, систематизировать их по темам, соблюдая логическую последовательность курса. Преимуществом второй методики является то, что она позволяет студентам лучше понять структуру курса и логическую взаимосвязь отдельных тем. При этом преподаватель может обратить внимание студентов на другие темы, Перед зачетом, как правило, преподаватель не проводит консультации. На предзачетные консультации преподавателю не выделяется учебное время, да и формы приема зачетов, особенно в условиях балльной системы оценки знаний, не всегда требуют консультаций. Тем не менее предзачетные консультации могут принести студентам пользу, прежде всего как форма дополнительного познания студентами сложных вопросов теории, способствующая целостному представлению студентами курса экономической теории. Текущие консультации преподаватель проводит в течение учебного года. Периодичность таких консультаций определяется преподавателем в соответствии с организацией своего рабочего времени, успешностью студентов в освоении учебного материала. Чаще всего преподаватель выбирает режим проведения консультаций или один раз в неделю, в две недели, или по мере возникновения потребности в таких консультациях. Потребность в консультации может быть вызвана сложностью теоретических вопросов, анализируемых на практических занятиях, отдельных теоретических понятий. Такая потребность определяется преподавателем или по просьбе студентов. Сложность проведения текущих консультаций связана прежде всего с тем, что на них не выделяется вообще или выделяется незначительное количество времени.

Консультации проводятся на основе добровольного посещения студентов или в форме обязательного посещения. Добровольное посещение основано на осознании студентом своих пробелов в освоении курса и желании восполнить эти пробелы. Студент обращается к преподавателю за консультацией по этим вопросам, а также за помощью при подготовке докладов, рефератов, составлении библиографического списка. Обязательные консультации проводятся, прежде всего, для неуспевающих студентов. В данном случае консультация используется в качестве контроля за освоением такими студентами пройденного материала. Обязательные консультации могут проводиться и для всей группы. Такие консультации преподаватель проводит в том случае, если какие-либо темы курса выделяются для самостоятельного изучения и у студентов возникают проблемы с их освоением или преподаватель отмечает, что студенты всей группы испытывают сложности в понимании определенных проблем курса. При обязательном посещении возникает гарантия освоения данных тем всеми студентами группы. Консультации препода

Консультация имеет значение не только для студентов, но и для преподавателя. На консультации становится очевидным, какие теоретические вопросы студенты не смогли освоить, методика решений каких задач не уяснена. Преподаватель может сделать вывод о просчетах в методике преподавания экономики, наметить план их преодоления. В настоящее время возникают сложности пр

КОНСУЛЬТАЦИЯ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ И УСВОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2010 Экономика №1(9) УДК 330.1:378.02 С.А. Федорова КОНСУЛЬТАЦИЯ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ И УСВОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Источник

Что такое консультация перед экзаменом

Что делают на консультации перед экзаменом и обязательно ли ее посещать, студенты, уже сдавшие не одну сессию в вузе, знают отлично. Чтобы вузовские новобранцы по достоинству оценили значимость инструкций и помощи преподавателя накануне сдачи первого и всех последующих экзаменов в университете или институте, расскажем о назначении и сути предэкзаменационной встречи педагога и студентов.

Что такое консультация по экзамену

Консультацией называется занятие, которое проводится непосредственно перед экзаменом с целью решения ряда организационных моментов, систематизации знаний по сдаваемой дисциплине, прояснения вопросов, которые могли вызвать сложности в процессе самостоятельной подготовки.

Чаще всего консультация проводится в виде беседы в формате «вопрос-ответ» или лекции, после которой преподаватель обязательно отвечает на вопросы студентов.Консультация в школе что это. Смотреть фото Консультация в школе что это. Смотреть картинку Консультация в школе что это. Картинка про Консультация в школе что это. Фото Консультация в школе что это

В ходе консультирования:

Что брать

Собираясь на консультацию, обязательно нужно взять с собой:

Сколько длится

Длительность консультации обычно составляет от одного до двух академических часов. Но если у студентов нет вопросов, преподаватель может в течение 5 минут разъяснить организационные моменты, и отпустить всех готовиться. И, наоборот, в случае большой заинтересованности студентов, продолжительность «предварительного инструктажа» может быть увеличена.

Обязательно ли ходить на консультации перед экзаменом

Приходить на консультацию необязательно, неявка не будет зачтена как прогул. Но даже если вопросов нет, не стоит ее игнорировать.

Со всей серьезностью следует отнестись к консультации перед вступительным экзаменом в вуз или в магистратуру, так как формат сдачи может отличаться от обычного, особенно для творческих специальностей.

Встреча с преподавателем до экзамена не только поможет уточнить неясности, но и покажет заинтересованность в предмете и будущей оценке. Ответственным студентам преподаватель может дать решение задачи из экзаменационного билета, ответить на сложные вопросы, которые вынесены на сдачу, раскрыть секрет дополнительных заданий.

Идти на консультацию или нет – личное дело студента. Однако, потратив немного времени, можно прояснить множество вопросов, что поможет увереннее чувствовать себя на экзамене, а значит, увеличит шансы на успех.

Источник

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Воловского района Тульской области

Консультативная деятельность – существенное направление работы практического психолога. До сих пор немалая путаница отмечается в понимании того, что такое психологическая консультация. Отчасти это вызвано употреблением термина «консультация» применительно к стольким контекстам и в отношении самых различных типов службы, что он почти теряет значение. Психологический смысл консультации заключается в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Консультации школьным психологом проводятся для воспитателей, учителей, учащихся, родителей, администрации образовательного учреждения. Они могут быть индивидуальными или групповыми.

Психологическое консультирование – непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа. Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач.
Критерием эффективности этого вида профессиональной деятельности психолога является появление у другого человека новых переживаний по поводу своей задачи. С точки зрения самого психолога, критерий эффективности этого вида деятельности может быть найден по показателям соответствия его работы задачам другого человека. Такое соответствие (несоответствие) проверяется по шкале:
1. Психолог не способен быть внимательным, прерывает клиента, пропускает важную информацию.
2. Действия психолога не конструктивны; он слишком старается воздействовать на другого человека.
3. Клиента не слышно или слышно очень мало; психолог реагирует больше сам на себя, а не на клиента.
4. Ответы психолога на воздействие клиента равны тому, что говорит клиент.
5. Суть задачи клиента понята психологом неверно, но через воздействие, все нарастающее по интенсивности, психолог вносит в задачу клиента нечто, облегчающее его состояние.
6. У психолога есть навыки внимания и воздействия через эмпатичность и непосредственность.
7. Высочайший уровень – психолог присоединяется к клиенту, не теряя своей индивидуальности.
В практике психологического консультирования существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов-психологов:
Доброжелательное, безупречное отношение к клиенту. Подразумевает не простое следование общепринятым нормам поведения, а умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждая, стараться понять клиента и помочь каждому, кто обращается за помощью.
Запрет давать советы. Жизнь каждого человека уникальна и непредсказуема. Поэтому невозможно при любом жизненном и профессиональном опыте дать гарантированный совет. Кроме того, взяв на себя ответственность, психолог не способствует развитию личности консультируемого и его адекватному отношению к действительности и принятию собственной ответственности за все происходящее.
Анонимность. Означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия кому-либо, за исключением случаев, специально оговоренных законом (угроза жизни). Об этих правилах клиент предупреждается заранее.
Разграничение профессиональных и личностных отношений. Действие этого принципа связано с возникновением переноса (склонности пациента переносить на психотерапевта и отношения с ним свои проблемы и конфликты) и контрпереноса (склонности психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми, внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом). Действуя в процессе консультирования, эти феномены снижают его эффективность.
Включенность клиента в процесс консультирования. Яркое эмоциональное переживание и рефлексия беседы возможны при условии полного понимания клиентом того, что обсуждается, логичности действий психолога и благоприятности психологической атмосферы.
Целью психологического консультирования является оказание психологической помощи клиенту. Успех консультирования во многом зависит от того, сможет ли психолог профессионально выслушать клиента и расширить его представления о себе и собственной ситуации. Как отмечает Г.С. Абрамова, цель психологического консультирования – культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения.
В процессе консультирования решаются следующие задачи:
– оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи;
– оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;
– информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования;
– повышение общей психологической грамотности;
– мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем;
– коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;
– выявление основных направлений дальнейшего развития личности.
Психолог в процессе консультирования может занимать различные позиции: позиция равенства, позиция сверху и позиция снизу. В разных теоретических ориентациях консультанту приписываются различные позиции, но, пожалуй, наиболее традиционной в консультировании является позиция равенства и партнерства по отношению к клиенту, хотя и в этом случае направляющая и определяющая роль остается за психологом. В случае равенства позиций с психологом в процессе консультирования клиент чувствует себя полноправным партнером и поэтому активно и продуктивно работает наравне с психологом. У него нет оснований скрывать или искажать какую-либо информацию о себе, поскольку консультант открыт, не оценивает и не судит собеседника. В сущности, в позиции равенства и сам консультант менее уязвим по отношению к клиенту, поскольку, чем более авторитетен человек, чем более неприступную позицию он занимает, тем больше требований и ожиданий предъявляется к нему, тем труднее им соответствовать.
Осуществление такой стратегии опирается на два различных аспекта работы консультанта, которые в какой-то мере являются синтезом принципов гуманистической и поведенческой психотерапии: 1) умение сопереживать, поддерживать, анализировать чувства клиента по отношению к ближайшим людям; 2) способность четко и конкретно тонизировать изменения в жизни клиента, структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь, корректировать высказывания.
В первую очередь необходимо рассмотреть понятия «психолог-консультант» и «психолог, занимающийся консультированием как одним из видов своей практической работы». В настоящее время наблюдается тенденция заимствования основных принципов, подходов, положений деятельности психолога образования из близких, родственных областей практической психологии, прежде всего из консультаций для родителей по проблемам семьи. Между тем каждая из этих областей имеет свою специфику, игнорировать которую без ущерба для дела нельзя. Консультации проводятся для воспитателей, учителей, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми.
Консультативная работа в детском саду, школе имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или иных консультациях по вопросам обучения и воспитания детей и школьников. Психолог образования находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов и детей, те или иные их качества, их успехи и неудачи и т. д. Он видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.
Воспитатели и учителя чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: трудности в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумение детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэффективность собственных педагогических воздействий, проблемы формирования детского коллектива, возможности расширения собственных профессиональных умений, выявление и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся, проф-ориентационная работа со школьниками.
Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; отношение ребенка к взрослым в семье, к сестрам и братьям; выбор профессии.
К школьному психологу обращаются и сами учащиеся, главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения. Важная сторона консультативной работы психолога – проведение им по запроса органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, народы судов, инспекций по делам несовершенно летних психологической экспертизы психологического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения обоснованного решения со стороны соответствующих инстанций по вопросам лишения родительских прав, направления школьника в специальные учебные заведен» и т. п.
В непосредственном контакте с детьми психолог работает вместе с ними над решением возникающих у них проблем. Это так называемое прямое консультирование. Иногда он консультирует воспитателей, учителей или родителей по поводу тех или иных проблем детей, т. е. прибегает к непрямому, опосредованному консультированию, требующему соблюдения определенных условий. В таком варианте психолога и учителя следует рассматривать как специалистов в своих областях; сотрудничество по поводу проблемы ребенка позволяет соединить их знания и открывает богатые творческие возможности для решения проблем. В этом состоит основное значение консультативной работы.
Кроме того, поняв суть своих действий в отношении одного ребенка, педагог будет использовать эти знания в работе с другими детьми.
Следует различать понятия «психопрофилактика» и «психологическая консультация» как разные, хотя и имеющие много общего виды работы психолога. Психопрофилактическую работу следует начинать тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения. Инициатива целиком и полностью должна в данном случае исходить от психолога. Психологическую консультацию мы проводим тогда, когда к нам пришли с проблемой, т. е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь. При этом необходимо: а) сначала уточнить и осмыслить проблему, найти средства для ее решения; б) только затем пытаться предупредить, предотвратить возникновение подобных проблем в будущем.
Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Только таким образом он сможет накапливать опыт решения подобных проблем и в будущем.
Очень часто, как показывает практика, неопытный психолог пытается засыпать советами консультируемого – в результате оба оказываются неудовлетворенными консультацией. И это несмотря на то, что пришедшие на консультацию в большинстве случаев хотят, чтобы психолог обеспечил им быстрое решение проблемы, дал ответ, совет и, главное, подтвердил их собственное восприятие ситуации. Это относится и к воспитателям, и к учителям, с этим постоянно сталкиваются психологи. Педагоги часто испытывают чувство бессилия, сталкиваясь с особенностями тех или иных детей. Причину имеющихся трудностей они стремятся искать, как правило, в недостатках семейного воспитания, не подвергая сомнению свои профессиональные умения и личностные качества. Поэтому во время консультации они нередко сопротивляются активному вовлечению в продуктивный процесс решения той или иной проблемы, предпочитая занимать пассивную позицию человека, перекладывающего решение вопроса на другого (консультанта). Психолог не должен в таком случае идти на поводу у педагога.
Многие исследователи и практики утверждают, что вовлечение консультируемого в консультативный процесс является решающим моментом для успешного консультирования. Психолог ответствен за помощь консультируемому в том, чтобы последний стал активным лицом в консультативном процессе: удовлетворенность этим процессом у консультируемого возрастает по мере его вовлеченности.
Подобное достигается только тогда, когда психолог принимает, уважает консультируемого и рассматривает его как значимого человека, помогает ему увидеть собственные потенциальные возможности. Центральный момент консультации – процесс взаимодействия психолога и консультируемого, установление доверительных взаимоотношений между ними. Консультируемый рассматривается как равный, а не подчиненный и, следовательно, имеет равные с психологом права в процессе принятия решения. Иерархизированные отношения могут ограничить свободу общения. Важно, чтобы консультация основывалась на добровольных началах. Многие психологи свидетельствуют, что очень трудно «заставить» воспитателя, учителя проконсультироваться. Лучше, когда инициатива исходит от них самих, так как в этом случае они сознают существование проблемы и мотивированы на ее решение.

Осуществляя консультативную работу в школе, психолог решает следующие конкретные задачи:
1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
Опыт свидетельствует, что учителя разных классов, с различным педагогическим опытом обращаются чаще всего к психологу по поводу неуправляемости отдельных учащихся, в которых видят злоумышленников и виновников осложненных взаимоотношений. В большинстве случаев оказывается, что учителя не знают основных психологических особенностей данного ребенка, поэтому не могут найти правильный подход к нему. Подвести учителя к пониманию – этого не очень простая, но необходимая задача психолога.
Не менее сложно консультировать родителей. Нередко родители приходят к психологу по настоятельной рекомендации директора или классного руководителя и в большинстве случаев трудно принимают версии психологических причин отклонений в поведении и обучении их детей. Они довольно часто стараются отвести разговор от поиска причин возникновения того или иного психологического качества ребенка в сферу семейных отношений, быта. Психологу всегда в центре внимания следует удерживать интересы ребенка и стараться избегать опасности погружения в разбирательство бесконечных супружеских или личностных проблем родителей.
2. Проводит индивидуальные консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.
3. Консультирует группы учащихся и школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.
4. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, предметных структурных подразделениях (мето-добъединениях), общешкольных и классных родительских собраниях.
5. По запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений, связанных с определением дальнейшей судьбы учащихся (лишение родительских прав, направление школьника в специальные учебные заведения и пр.).
Специфика психологического консультирования в детских садах, школах, детских домах и др. заключается в том, что оно сосредоточивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультации рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования, – максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого школьника. Администрация образовательного учреждения, воспитатели, учителя, родители, другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.
Психологическая консультация может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Групповые консультации организуются после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами.
Индивидуальные консультации делятся на: 1) однократные и многократные; 2) консультации по личному обращению; 3) в результате вызова, направления; 4) без дополнительного тестирования или с дополнительным тестированием; 5) без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов; 6) изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи (например, социально-психологический тренинг в промежутках между консультациями).
По характеру решаемых задач различают возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, кризисное и другие виды психологического консультирования.
Содержание индивидуального консультирования определяется заказом клиента. Оно опирается на рефлексию психологом понятий нормы психического развития и позиции взаимодействия с клиентом. С точки зрения Г.С. Абрамовой, знание нормы позволяет психологу дифференцировать социальные, этические, нравственные и психологические задачи взаимодействия с клиентом и осознанно выбирать стратегию работы с ним.
Понятие нормы требует от психолога знания периодизации психического развития, его механизмов на каждом конкретном этапе. В таком случае схема индивидуального консультирования, с точки зрения психолога (клиента), будет представлена следующим образом: содержание задачи взаимодействия (текст заказа) —> механизмы психического развития (психологическая задача), период психического развития (возможность изменения) —> содержание нормы психического развития (выбор направления изменения).
Следовательно, анализируя возможности изменения клиента, психолог работает с задачами и резервами развития данного человека на основе научных данных о содержании того или иного периода психического развития. Без рефлексии на содержание понятия нормы психического развития и связанных с ним понятий пограничных состояний и психического здоровья он утрачивает профессиональное видение ситуации взаимодействия с клиентом и будет строить отношения с клиентом в русле житейской или обыденной психологии.
Одним из наиболее востребованных в работе педагога-психолога является возрастно-психологическое консультирование. Этот вид консультирования имеет основной целью контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.
Его задачи отражаются в психолого-педагогическом назначении:
1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка.
2. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам.
3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.
4. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для учителей и родителей.
5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.
6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами.
7. Психолого-педагогическое просвещение населения.
Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребенка. В соответствии с общей схемой возрастно-психологического консультирования полученные сведения группируются в четырех основных разделах: состояние здоровья; сведения об особенностях социальной обстановки, в которой ребенок растет; данные об особенностях поведения и деятельности ребенка; дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка. На основе полученных сведений психолог делает выводы: 1) общая оценка уровня развития; 2) сущность трудностей ребенка; 3) степень их сложности; 4) факторы, провоцирующие трудности; 5) сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы; 6) условно-вариантный прогноз развития.
Возрастно-психологическое консультирование проводится по следующему алгоритму:
1. Анализ информации, полученной и первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.
2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.
3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).
4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.
5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.
6. Обработка данных, казуальный анализ результатов.
7. Психологический диагноз ребенка.
8. Психолого-педагогическое назначение.
9. Контроль, повторное консультирование.

Психологический диагноз отражает уровень актуального и ближайшего развития ребенка.
1. Уровень актуального развития: а) возрастно-психологическая характеристика; б) социальная ситуация развития; в) уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам; г) новообразования возраста, их развитие; д) трудности и отклонения, их причины.
2. Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития): а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития; б) показ условий для оптимального развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *