Концепция программы это что
Как Создать Концепцию Программного Продукта и Что Это Такое?
Содержание
Некоторые компании, но более часто стартапы, сталкиваются с проблемой ложных ценностей. В основном эта проблема возникает когда изначальная идея была плохо обдумана и проработана. В таком случае, проект уже в начале разработки двигается по неправильному пути. Если вы начали разработку с небольшого MVP и потерпели неудачу, это не так печально.
Намного хуже, если вы потратили несколько десятков тысяч долларов, несколько месяцев, а продукт оказался провальным, к примеру для скрипта криптовалюной биржи. Это очень печально, хотя возникает достаточно часто в стартап индустрии. Чтобы избежать риска и выпустить полностью успешный проект, еще до начала программной разработки стоит проверить концепцию (proof of concept, POC).
Этот этап не заслужено пропускают, хотя он является одним из самых важных в процессе разработку программного продукта. Здесь нет необходимости проводить какое либо кодирование или дизайн какэтот. Данный этап намного проще и быстр в своем выполнении. Кроме того, он может помочь найти слабые стороны продукта и понять, насколько Ваша идея актуальная. Proof of concept повышает шансы на успешный запуск стартапа.
Что такое концепция программного продукта?
Концепция ПО это тестирование готового продукта на основе прототипа. Таким образом данный этап является первой фазой в процессе проектирования приложения. Он объясняет как проект должен работать на основе детального описания требований и спецификации. Доказательством является полное удовлетворение тех функций которые необходимо реализовать.
Такой подход позволяет легче нанять разработчиков для стартапа в будущем. Для того чтобы подтвердить концепцию в программной разработке необходимо сформулировать основные задачи и выполнить следующие этапы: 1.Определить цели проекта и методы их реализации. 2.Получить обратную связь от пользователей и клиентов. 3.Скоректировать идею и приступить к реализации.
Цели проекта и методы их реализации
Перед началом необходимо понять какую цель будет выполнять тот или иной проект. Веб проект может быть крупным маркетплейс или социальной сетью с уникальными функциями и удобным решением. А может быть CRM системой и помогать бизнесу повышать продажи или улучшать учет бизнес ресурсов. Так или иначе каждая платформа имеет конкретную цель.
Для примера, возьмем наш проект mircen.kiev.ua. Он позволяет сравнивать цены онлайн магазинов. Это крупное веб приложение, которое разрабатывалось на протяжении 12 месяцев. Перед началом разработки мы сделали полный анализ идеи и определили цель проекта – помочь людям найти лучшее предложение среди всех онлайн магазинов в регионе. Следующим шагом является построение путей достижения цели. На этом этапе важно не вникать в детали, а оценить общие элементы.
Как будет работать проект, какие функции буду реализовано, как будет веб приложение взаимодействовать с пользователями и т.п. Очень важно обдумать каждый пункт и записать это в отчете. По сути это небольшой мозговой штурм. Как правило это занимает от нескольких дней до пару недель. Собрав детальный план реализации можно приступить к процессу получения обратной связи.
Обратная связь от пользователей и клиентов
Когда у Вас есть готовый документ с описанием проекта и функций, тогда необходимо получить обратную связь от пользователей или клиентов. Предложите им свое решение конкретной проблемы. Ознакомьте их с методами реализации.
Вы получите много предложение по улучшению. В этот момент некоторые Ваши догадки будут разбиты. На этом этапе важно слушать и собирать обратную связь. Нет необходимости торопится и менять концепцию или внедрять все что просят будущие пользователи. Они не имеют экспертной оценки и это только их предложения.
Корректировка идеи и реализация
Именно на этом этапе происходит финальное подтверждение концепции. Получив обратную связь, Вы можете четко понять, как пользователи будут взаимодействовать с Вашим проект. Какие эмоции он вызовет. Необходимо понимать, что это предварительная оценка концепции. Некоторые рекомендации могут не иметь ценности, как другие могут существенно повлиять на дальнейшее развитие.
Таким образом, на основе полученной информации стоит подумать, что можно изменить, чтобы сделать проект более удобным. Если Вы получили много негативных отзывов, стоит подумать о целесообразности запуска проекта. Если Вы действительно решили запустить разработку, мы рекомендуем начинать проектирования с MVP. Минимальная версия позволит разработать проект в кратчайший срок и проверить идею на реальных пользователях.
Выводы
Он дает четкое представление как будет работать проект и какие функции будет выполнять. Если с чистой головой подходить к процессу анализа обратной связи, этот этап в будущем может сэкономить деньги и время.
Что такое концепция
Будучи дизайнером, вы наверняка часто говорили клиентам о том, что, работая над проектом, следует показать несколько концепций в течение какого-то промежутка времени, а будучи клиентом, слышали подобное от дизайнера или студии. Что ещё забавнее звучит, так как это немного не так.
Давайте сразу объясню крайне важный аспект. Концепт и концепция это разные вещи, занимающие соответственно разные позиции в процессе разработки любого проекта. Но практически все дизайнеры и уж тем более клиенты дизайнеров или студий, путают эти понятия, выдавая одно за другое. В процессе анализа таких ошибок, я решил понять, откуда проистекает эта болезнь и понял, что дело в низкой грамотности людей, которые преподносят подобную информацию как истину. В качестве примера приведу текст с сайта одного известного “онлайн-университета” как они себя называют, где подобный подход применяется повсеместно и не только в плане концепций (там в принципе забавный подход к обучению, я так понимаю основанный на байках фрилансеров из нулевых, главное, чтобы платили за курсы). Называть имён не будем, но давайте вместе просмотрим, что они рассказывают дизайнерам и как дела обстоят на самом деле.
С самого начала, стоит привести определения этих терминов, чтобы уже было понятно в чем кроется ошибка и дальнейшее повествование открывало глаза.
Концепт — это видение проекта. Его идейная составляющая в которой раскрывается понимание вектора разработки. Сайта, логотипа, айдентики, чего угодно и в любой из сфер дизайна.
Определение из википедии намного длиннее (как обычно) но также соответствует вышеописанному. На этом моменте, дизайнеры уже должны переписывать свои тексты с описанием услуг и процессом их оказания.
Концепция — это система описательных характеристик проекта. Более детализированный вариант развития проекта.
Концепция это следующий эволюционный виток концепта, когда набросок превращается в систему, где каждый аспект системы имеет общий образ, опирается на метафору и всю предпроектную информацию, такую как: брифинг клиента, исследование аудитории, метафора в рамках которой ведется разработка, сам концепт и многое другое. Если это сайт, то вот такое количество цветов будет, вот так будут выглядеть кнопки, такой стиль иллюстраций, такие сетки, формы и так далее и тому подобное. Из-за понимания объёма работы над концепцией, её презентацией, а также какое место в процессе разработки она занимает, моё лицо неизбежно заливается улыбкой когда я вижу текст похожий на этот.
Я не буду пускаться во все тяжкие и рассказывать для чего реально нужен прототип и сколько их бывает видов, иначе на разборе этого текста мне придется писать книгу, а это только первый скриншот. Давайте сфокусируемся на концепте, более подробно разберем то, что он из себя представляет и как его делать, так как именно его они описывают в тексте, а не концепцию.
Концепт необходим для построения видения проекта, например распространенным подходом является “референсный концепт” – это когда вы находите метафору (поиск ведется по гуманитарной формуле %Проект% как %что?%) и находя подходящую, используете уже существующие примеры подставляя их в контекст проекта, тем самым показывая клиенту как может это все выглядеть и работать, так можно существенно сократить время на проработку этого этапа.
Приведу пример из своей практики, я делал сервис для архитектурного бюро Меандр в 2019 году и показывал два концепта основанных на этом подходе. У нас уже были проведены все предыдущие этапы и я имел представление о контенте, аудитории и приоритетах сервиса. Сервис wrk.space нужен для того, чтобы понять как построить офис или переехать в новый, сколько это будет стоить, сколько на это нужно времени и так далее. К сожалению собственник пока не нашел подходящего времени на полноценный запуск и хоть и проект сдан, по факту он заморожен.
Так как сервис информационный и тем не менее даёт более или менее точную информацию для переезда и стройки, родилось две метафоры:
Комикс инструкция — основанный на американских комиксах времен холодной войны, которые печатали в газетах для информирования людей в понятной форме о том, что делать в случаях ядерного удара и где находятся убежища (очень похоже на реальный переезд). Сразу понятно, какой должен быть стиль иллюстраций, кнопок, цветов, подход к форме объектов и навигации. В процессе из этого понимания выливаются принципы концепции на которых она и держится. В концепте они не закреплены, а лишь показывают общее видение.
Я использовал в этом концепте иллюстрации Notion, чтобы показать стилистику и раскрыть метафору без отрисовки даже скетчей иллюстраций, тем самым сокращая время на проработку этапа.
Вторая метафора звучала как — “Сервис как команда помощников”. Где ответы на вопросы и просчеты дает не бездушный код, а команда помощников, которые персонифицировано решают проблемы каждого пользователя, тем самым показывая высокий уровень эмпатии сервиса к их проблемам. В плане визуализации, мы решили использовать стилистику 3D как раз вновь выходившую в тренды в то время, благодаря Pitch чьи иллюстрации и были использованы в качестве референсов. Второй концепт мы в итоге согласовали и запустили в продакшен.
Превращая концепт в концепцию мы собираем все описанное выше и систематизируем в таблицу, где расписываем тип контента и его стилистические качества в рамках проекта. Например в брендинге это выглядит вот так.
Лучший пример из всех, что можно привести для понимания работы механизма. Все аспекты проекта выведены и представлены визуально, так и вы и клиент понимаете уровень целостности проекта. Многие дизайнеры назовут это дизайн-системой и будут правы лишь отчасти, так как концепция демонстрирует лишь систематизированные принципы для создания дизайн-системы но не её саму.
А для того, чтобы аргументировать решения, достаточно обратится к их источнику — метафоре. А в случае с защитой концепции ещё и к таблице системы. Они обуславливают ваши действия при работе над проектом. Тем самым защита и презентация сомкнуться в одном тексте.
Изучайте вопрос и методологию разработки проекта, не только сайтов, а проекта как такового. У всех проектов есть общие моменты и точное понимание того, над чем вы должны работать в том или ином этапе существенно сократит срок разработки и подарит вам релевантный результат, который можно будет не только легко объяснить но и не стыдно будет показать.
Если у вас есть вопросы, оставляйте комментарии или пишите мне в личку в телеграме @burhudar Возможно я знаю ответ на ваш вопрос. Кому интересно, могут подписаться на мой телеграм канал, где я регулярно или почти регулярно пишу нечто подобное @burhudar_ch
Что такое концепция
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Скучное, но распространённое слово «концепция» пахнет бумажной пылью и чернилами научно-бюрократического аппарата. Так оно примерно и есть, но это в целом несложное понятие не должно завести нас в тупик непонимания.
Чтобы избежать подобного казуса, попытаемся прояснить для себя его значение, а заодно, разобраться – пригодится ли нам это понятие в повседневной жизни.
Что это такое простыми словами
Если опираться на перевод с латыни, слово conceptio подразумевает систему, понимание.
Концепция – это систематизация всех идей (взглядов), выработанных для понимания направления развития. Она дает ответ на вопрос — как достичь намеченной цели. По сути, это единый определяющий замысел (стратегия) для решения любой задачи.
Они отличаются разнообразием – историческая, образовательная, философская, математическая, маркетинговая и тысячи других, наполняющих своими определениями различные словари. А разновидностей у них ещё больше.
Они могут быть далеки друг от друга настолько, что даже излагаться будут совершенно разными терминами. Одно их объединяет — классификация:
Концепция и план также соотносятся друг с другом, как стратегия и тактика. Первое – указывает основное направление к светлому будущему, а второе – шаг за шагом прокладывает путь, по которому можно туда дойти.
Концепция состоит из определённой идеи и принципов, которые должны быть фундаментальными для общества.
Если же фундаментальные принципы автор подменит на другие, более шаткие или двусмысленные, то мы будем иметь сомнительное удовольствие любоваться ложной или спорной теорией.
Когда хочется о чем-то поспорить
Бывает, что замыслы оппонентов различаются кардинальным образом — настолько, что они буквально готовы подраться. Общая стратегия – это тот свет в конце тоннеля, который поможет им прийти к общему знаменателю, отсеять неподходящие мысли и, наоборот, систематизировать нужные.
С целью избавления от хаоса, концепции, в общем-то, и разрабатываются. Не будь их, даже великим научным умам было бы сложно пробираться сквозь дебри разномастных и порой, прямо скажем, бредовых идей.
Авторы многих сомнительных идей черпают воду из мутной лужи недоказуемости. Настоящий клондайк для странных идей – мир космоса. Вот несколько примеров живописных концепций, оспорить истинность или ложность которых довольно затруднительно.
К примеру, в каком возрасте человек возвратится в годы своего детства, в какой ипостаси тело будет пребывать в будущем и настоящем одновременно, будет ли вообще существовать в настоящем человек, кардинально подправивший своё прошлое? Дискуссия открыта и поныне, так что можете присоединяться.
Жизненные концепции каждого
Чтобы прояснить возможность построения концепции для частных случаев, попробуем разобраться на примере.
Главный процесс, протекающий в этом мире – человеческая жизнь. Да-да, вы правильно поняли – это не падение империй, не войны и даже не биржевые кризисы. Это каждая отдельно взятая жизнь – Саши, Маши, Зинаиды Никаноровны.
Основные мировые религии сводятся к тому, что только ради человека был создан и до сих пор существует этот мир. В научном сообществе это называется концепцией антропности Вселенной.
Сразу возникает вопрос – имеет ли право человек бездарно потратить эту жизнь, ценнейшую в глазах мироздания? Как показывает практика, чаще так оно и происходит…
А тот, кто подходит к этому дару осознанно, строит для себя некую жизненную концепцию. Возможно, даже не понимая, что именно он делает. Отказываясь от стереотипов и проторённой колеи, можно поставить для себя некую глобальную цель, вокруг которой постепенно выстраивать свою жизнь.
Лишь редкие индивиды способны взять бразды управления жизнью в свои руки. Не каждый способен и направить взгляд внутрь себя, даже ради упорядочения своего бытия.
А что, собственно, мешает нам потратить немного времени на рефлексию? Может, неосознанный страх не увидеть там ничего интересного? Или увидеть то, в чем не хочется признаваться самому себе?
Но, не потратив усилий на составление концепции своей жизни, есть большой риск пропустить её сквозь пальцы, беспомощно глядя, как она утекает, вместо того, чтобы чувствовать свободу и уверенность.
Великие люди говорили, что, не осознав своего предназначения, человек не сможет стать счастливым. Наверное, потому что это не так просто, как может показаться. Люди, осознавшие своё предназначение – редкое явление даже в масштабах истории. Но именно поэтому мы их и знаем…
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Хорошая статья. Спасибо!
Есть такие люди о которых думаешь, лучше бы они занялись чем-то другим, избрали для себя другую концепцию. Взять Гитлера, вот чего стоило миру его предназначение? Между прочим он был весьма неплохим художником, лучше бы он и стал художником, а не политиком.
Управление программами: Создание Концепции программы (Programme blueprint)
20 Июл 2016
Для того, чтобы дойти до Концепции программы (programme blueprint), Вам придётся преодолеть 80 страниц стандарта PRINCE2: Managing Successful Programmes (MSP). Но сделать это стоит, ведь Концепция программы – один из самых интересных инструментов из всего руководства. В этой статье мы рассмотрим, что такое Концепция программы и почему её нужно использовать, вне зависимости от того, каким подходом к управлению программой Вы пользуетесь.
Что такое Концепция программы (Programme Blueprint)?
Как правило, в самом начале разработки программы, создаётся Видение программы (vision statement). Это краткое описание результатов, которые планируется достичь в ходе программы. Концепция, в свою очередь, не просто описывает выгоды от реализации программы и свойства продукта. Она содержит в себе то, как должна измениться организация в сравнении с нынешним состоянием. И вот эта «будущая организация» и должна реализовать выгоды от программы.
Для чего нужна Концепция программы?
Как уже было сказано, Концепция определяет различия между состоянием бизнеса сейчас и его состоянием в будущем. Эти отличия — хорошая база для GAP-анализа. Более того, результаты GAP-анализа иногда даже включаются в документацию Концепции в качестве приложения.
После того, как в Концепции будут описаны все отличия между существующим и желаемым состоянием, станут видны разрывы между данными состояниями, которые необходимо преодолеть. После чего вырабатывается список проектов, необходимых для преодоления этих разрывов.
В терминологии MSP этот процесс называется Планированием реализации Концепции (planning the Blueprint delivery). В ходе планирования прорабатываются различные возможности достижения поставленной цели – будет это серия небольших проектов или один масштабный трансформационный проект. Будут ли эти проекты реализованы одновременно или последовательно и какие трудности могут возникнуть в ходе их совместной реализации.
Кроме того, Концепция может влиять на оценку уже реализуемых компанией проектов. Ведь когда мы получили подробное видение состояния компании в ходе реализации программы, становится очевидно, какие проекты, реализуемые в данный момент приближают желаемое состояние. Если проекты не делают этого, или ещё хуже, плохо укладываются в желаемую структуру – их реализацию целесообразно прекратить как можно скорее, а высвободившиеся ресурсы направить на реализацию программы по достижению желаемого состояния.
Как Концепция помогает структурировать программу?
На программном уровне ценность Концепции в первую очередь состоит в том, что она создаёт отправную точку. Концепция – это детальная картина успеха. Всё, что производит программа, всё, что станет результатом проектов программы, должно вести к желаемому состоянию. Именно концепция позволяет сохранять фокус и двигаться в нужном направлении.
Кроме того, Концепция позволяет достаточно чётко определить промежуточные шаги на пути к цели. Ведь зачастую в ходе масштабной трансформации организации реализуются несколько программ. И Концепция не только позволяет определить место программы в общей масштабной картине трансформации, но и позволит более точно составить Концепции последующих программ.
Как пишется Концепция программы?
Очевидно, Концепция программы – не тот документ, который можно сесть и написать в одиночку независимо от всех. Если программа посвящена трансформации организации, автору концепции не обойтись без помощи сотрудников из разных частей организации. Вам придётся приложить немало усилий для консолидации усилий команды. Для коллективного написания документа Вам потребуются не просто люди, хорошо знающие структуру организации и то, как работает её бизнес, но и люди с воображением, способные представить будущее компании, описать его и спрогнозировать. Для особо крупных и приоритетных программ, помимо внутренних экспертов, может понадобиться помощь консультантов, внешних экспертов и фасилитаторов – при правильном применении, затраты на них окупятся в будущем.
К сожалению, в самом стандарте MSP не приводится конкретного шаблона для написания Концепции. А потому в данном разделе мы приведём содержание шаблона концепции, предоставленной компанией ILX.
Шаблон Концепции
Раздел 1. Будущее состоянии организации
В первом разделе описывается будущее состояние организации, которого необходимо достичь. Этот раздел включает в себя:
1. Цели и действия
В этом разделе описывается способ достижения Видения компании, включая основные вехи, которые необходимо пройти на пути к достижению цели. На этом этапе определяется, что в принципе планируется сделать. Например, будет ли это масштабная трансформационная программа, несколько программ или серия небольших проектов по изменению.
2. Основные выгоды от программы
Этот раздел посвящён описанию выгод для организации от реализации программы в течение всего её жизненного цикла. Цель данного раздела – не упустить выгоды и не потерять фокус на цели программы в ходе реализации концепции.
3. Модель будущей организации
В данном разделе определяется вид, способ функционирования, создания ценности и бизнес-модель будущей организации. В этом разделе описывается состояние организации «как будет», чтобы сравнить его с тем, «как есть» на данный момент. Это раздел позволяет увидеть разрывы и понять изменения, необходимые для того, чтобы достичь желаемого состояния.
4. Операционные измерения
В этом разделе прогнозируется уровень издержек, производства и сервиса организации будущего. Целевые количественные показатели позволяют более чётко определить успешность реализации программы.
5. Организационная структура
Как понятно из названия, этот раздел описывает организационную структуру, количество персонала, а также роли и умения сотрудников «организации будущего». Это описание состава той организации, которая сможет показывать описанные в видении показатели и результаты.
6. Информационная система
В данном разделе описывается информационная система, а также другие инструменты, необходимые для функционирования будущей организации. Новые бизнес процессы, системы и персонал зачастую требуют технической поддержки и обеспечения функционирования для достижения целевых показателей.
7. Вспомогательные сервисы
Этот раздел целиком посвящён определению состава вспомогательных сервисов, необходимых для эффективного функционирования основных подразделений будущей компании. В разделе должен быть описан список необходимых подразделений, их функции, количество персонала, компетенции и роли.
Раздел 2. Нынешнее состояние
Во втором разделе Концепции программы описывается нынешнее состояние организации. Его можно сделать в произвольной форме, можно взять за основу первую часть Концепции. Главное, чтобы структура позволяла легко и наглядно сравнивать между собой. Зачастую компании не могут сходу ответить на все вопросы о нынешнем состоянии организации и им приходится провести анализ нынешнего положения дел. Это оказывает положительное влияние на процесс и иногда приводит к интересным открытиям, которые заставляют вносить изменения во всю программу.
Раздел 3. Сравнение состояний
Третий раздел концепции представляет собой собственно сравнение состояний и определение отличий между состояниями. Список различий затем используется для формирования пула проектов, позволяющих эти различия преодолеть и достичь желаемого состояния.
Руководство MSP никак не ограничивает Вас в использовании инструментов для написания концепции, лишь бы было удобно Вам. Рекомендуется использовать схемы, ментальные карты и другие инструменты визуализации. Чем Концепция понятнее – тем ниже вероятность разночтений и недопонимания между участниками процесса, а также того, что про Концепцию забудут и не будут в итоге использовать.
Чаще всего, одна трансформационная программа вряд ли сможет радикально изменить всю организацию и реализовать изначальную Концепцию реализации Видения. А потому можно определить несколько промежуточных шагов в достижении желаемого состояния бизнеса, и реализовывать программы по их достижению. Так процесс будет более управляемым и стабильным.
Обновление Концепции
Официально в MSP нигде не указывается, как часто нужно обновлять Концепцию программы. Но исходя из здравого смысла, делать это всё же стоит, и вот почему.
Организация не существует в вакууме – внешние условия оказывают влияние как на бизнес, так и на его развитие. Окружающий мир быстро изменяется, и чтобы ему соответствовать, необходимо подстраиваться под новые условия. А учитывая, что программы трансформации организации могут длиться и 5, и 10 лет – изменения неизбежны и должны быть учтены в концепции.
Кроме того, смена руководителя, например, уход генерального директора или руководителя важного подразделения, может оказать серьёзное влияние на развитие компании. А значит и Концепция должна быть пересмотрена и утверждена всеми участниками.
Насколько регулярно нужно пересматривать концепцию зависит от специфики конкретной организации, отрасли и программы. Тем не менее, данный процесс позволяет не забывать о наличии концепции, заставляет детально анализировать происходящие изменения и поступающие в организацию извне сигналы. А это крайне полезно.
Заключение
Концепция позволяет быть уверенными в том, что у реализуемой программы есть серьёзная база, согласующаяся с видением и стратегией организации. Концепция позволяет организации осознать, где она находится, куда она движется и чего стремится достичь.