Корпоративная столовая это что такое
Корпоративное питание: тенденции в компаниях России
вот в чем вопрос!
Добрый день! Хотелось бы познакомить наших читателей с еще одной услугой Zolle — отраслевым анализом рынка. Для примера, в этой статье поговорим про корпоративное питание и его рынок в России. Оговорюсь сразу: это мини-анализ по вторичным данным, что не должно повлиять на интересность статьи. Итак, приступим!
Статья будет следовать следующему плану:
Статистика по российским компаниям.
Формы дотации на питание.
Есть ли выгода компании в организации питания своих сотрудников.
Динамика и тенденции развития отрасли корпоративного питания.
Что представляет из себя корпоративное питание в России?
На сегодняшний день заметно растет число компаний, которые приходят к осознанию того, что величина заработной платы — это не единственная и зачастую не самая главная мотивация для человека, чтобы трудиться во имя процветания компании.
Поэтому большая часть компаний, крупных и не очень, предлагает работнику оплачиваемый социальный пакет, куда в последнее время все чаще входит организация бесплатного корпоративного питания.
В ходе моего мини-анализа было выявлено, что большинство российских работников самостоятельно организует свое питание в обеденный перерыв. Количество компаний, не занимающихся организацией питания сотрудников, составляет 69% от всех российских компаний.
Как питаются работники в таком случае? По данным исследования Superjob, обед практически каждого второго работника — это еда, принесенная из дома.
Процентное соотношение выглядит так:
При этом мужчины, в отличие от женщин, предпочитают питаться в столовых, близлежащих кафе и ресторанах (соотношение примерно 2:1). Я могу предположить, что такая разница существует по причине того, что женщины более склонны к правильной и полезной еде, приготовленной самостоятельно дома, нежели мужчины.
И все же есть группа компаний, которая организует питание своих сотрудников. Она занимает небольшую часть, а именно — 20% от всех российских компаний.
При этом половина из них обязана организовать питание по трудовому законодательству, то есть это те случаи, где трудовой процесс связан с нахождением работников в условиях вредных и даже опасных для жизни и здоровья.
Оставшаяся половина — это фирмы, добровольно организующие систему питания для своих сотрудников, расценивающие это как дополнительную мотивацию с целью повышения эффективности наемных работников.
Какие есть форматы организации корпоративного питания?
Теперь давайте посмотрим на реальную картинку того, в каких формах компании организуют питание. Существует несколько вариантов:
Организация столовой в компании.
Организация раздаточной линии или буфета в компании.
Организация доставки питания в офис с помощью стороннего кейтеринга.
Организация питания вне офиса в определенном месте.
Компенсация расходов на питание следующими способами:
Интересно, что различные выплаты являются наименее эффективными в плане мотивации сотрудников. Мною была найдена статистика: каждый второй сотрудник, получающий ежемесячную / ежеквартальную / ежегодную выплату на питание, тратит эти деньги на другие потребности (чаще всего на развлечения) и не ощущает материальной помощи от компании.
Не буду углубляться в описание каждой из форм, основные их плюсы и минусы и так ясны. Отмечу лишь, что наиболее распространенная форма организации питания — питание по талонам. Удивительно, но это факт.
Второй по распространенности вариант — доставка горячих обедов в офис от стороннего кейтеринга. И такие “легкие” способы в организации питания сотрудников сейчас набирают обороты среди российских компаний, в частности, в Санкт-Петербурге и Москве.
Нужно ли тратиться на корпоративное питание?
Перейдем к вопросу о том, выгодно ли вообще компании дотировать питание сотрудников или нет. Сначала разберем вопрос на глобальном уровне, а потом обратимся к фактам, основанным на проведенных опросах.
Итак, что получает работодатель взамен на бесплатное питание для своих сотрудников:
Основываясь на опросах среди компаний, организующих питание своих сотрудников, вырисовываются еще и такие плюсы корпоративного питания:
Таким образом, можно сделать вывод, что заботиться о своих сотрудниках, в частности, по вопросу питания, компаниям очень выгодно.
За корпоративным питанием — будущее?
И последний вопрос, который мы разберем, — это динамика развития отрасли корпоративного питания.
Основываясь на материале исследования, в ходе которого был проанализирован весь кейтеринг в целом за последние 10 лет, — ежегодный его прирост составляет 10-20%. Рост кейтеринга в мире составляет около 13% в год.
Эксперты прогнозируют рост числа компаний, обеспечивающих своих сотрудников полноценным питанием в рабочее время, что повлечет за собой перспективность сегмента стационарного обслуживания предприятий и организаций.
А в офисах класса А и В прогнозируется увеличение численности такой формы организации корпоративного питания, как организация питания по системе free flow — совмещение островной системы (3-4 острова) и раздаточной линии на единой точке питания.
Организация питания по системе free flow подразумевает наличие помещения большой площади и расширение штата обслуживающего персонала (ввод новых должностей). Минимизировать временные затраты призван тандем с линией раздачи, плюсом которого является распределение людей по залу и отсутствие очередей.
На этом мой мини-анализ подошёл к концу. Надеюсь, Вы заинтересовались вопросами корпоративного питания.
А у Вас в компании организовано корпоративное питание? Напишите в комментариях, с какой целью оно было внедрено и удалось ли Вам достичь поставленных результатов!