Крафтовая мебель это что
Чем пахнут ремесла: крафтовый — что это значит
Какое крафтовое пиво бывает, почему его любят и почему ненавидят.
Фото Tim Gouw, unsplash
Мы уже привыкли к крафтовым барам, в которых продают сотни сортов пива на любой вкус. Но что же вообще такое «крафтовый»? Освежаем память!
В переводе слово «крафтовый» — это всего лишь «ремесленный», от английского «craft», ремесло. То есть изначально этот термин не несет в себе какого-то позитивного или негативного оттенка. Это просто констатация факта: крафтовый — это вещь или продукт, относящиеся не к массовому производству, а к ремесленному, «штучному».
Однако столетия массового производства и корпоративных идеалов овеяли любое ремесленное производство флером необычности. Особенно это заметно именно в сфере пивоварения, где в последние десятилетия случилась настоящая революция.
Как развивалось пивоварение в ХХ веке? В начале столетия бал окончательно стали править светлые лагеры — это пиво оказалось максимально питким, поэтому выгодным для пивоваров. Только сложность изготовления мешала пивоварням полностью переключиться на производство лагеров, но этот вопрос был решен с массовым внедрением на заводы новых технологий: промышленных холодильников, применения чистых культур дрожжей, внедрения огромных танков брожения с регулировкой температуры.
Особенно лагеры удобны для огромных компаний, для богатых пивоваренных корпораций. У них нет проблемы с соблюдением технологий и покупкой дорогостоящего оборудования, поэтому лагеры получаются более «чистыми» на вкус, чем у небольших конкурентов.
Но вопрос питкости пива имел свою обратную сторону: двигаясь дальше в сторону максимальной универсальности вкуса, пивоваренные гиганты в итоге пришли к максимально безвкусному пиву, одинаковому на всех континентах. Кроме того, рулить тут уже начали не пивовары, а маркетологи и рекламщики, продающие скорее упаковку, а не напиток внутри нее.
И ладно бы все ограничилось просто массовым производством такого пива. В конце концов, почему бы и нет? Если судить объективно, пиво от большой пивоварни не лучше и не хуже пива от маленькой — ведь в вопросах вкуса все субъективно, а технически «большие» сорта делаются из таких же «правильных» и натуральных ингредиентов, как и «малые».
Но крупные компании вытеснили своих мелких конкурентов, убив разнообразие. В США к 1960-м годам из нескольких тысяч пивоварен осталось несколько десятков. В России в девяностые шли схожие процессы: корпорации скупали старые пивоваренные заводы и начинали делать на них свое — унифицированное — пиво. И это в лучшем случае, а в худшем купленного конкурента просто ждало банкротство.
В США и Великобритании эти процессы натолкнулись на активное недовольство многих любителей пива, уставших от ширпотреба и хотевших если не удивительных новых вкусов, то хотя бы сохранения традиционных и вымирающих стилей пива. В 1970-е годы процесс потихоньку пошел в обратном направлении: стало появляться все больше небольших производств, ориентированных на вкус пива, а не только на его продажи. С американской руки это получило название «крафтовой пивной революции».
«Надежнее, чем любой стартап». Основатель минской IT-компании открыл «крафтовую» мебельную фабрику
Каково это – сменить IT-компанию на собственную фабрику мебели? dev.by поговорил с Андреем Решетиным, создателем CactusSoft, а ныне – директором мебельной компании Black Owl.
«11 лет в ИT позади: я, наверное, единственный, кто сменил свою IT-компанию на свою мебельную фабрику», – написал в конце декабря прошлого года на странице в Facebook Андрей Решетин. Незадолго до этого компания CactusSoft была продана бельгийским партнерам, и ее соучредитель Андрей открыл производство крафтовой мебели. Он уверен: новый бизнес надежнее, чем любой стартап в IT, ведь «выстреливает в лучшем случае 1 из 10 tech-стартапов, а здесь я вижу гораздо более радужную перспективу», – признается Решетин.
– Почему после десятка с лишним лет в IT-индустрии вы занялись мебелью?
– Все началось со строительства загородного дома – Вера (жена Андрея и директор CactusSoft Вера Решетина. – Ред.) хотела сделать брутальный интерьер. Я продумал дизайн, но оказалось, что мебель с элементами лофта – такую, как нам хотелось – не так-то просто найти: все производители без исключения предлагали громоздкие неразборные конструкции. Внести такую вещь в дом – тот еще квест. Помню, я заказал такой двухметровый стол для переговоров в офис CactusSoft. Пока его принесли, столько всего перебили!
В итоге мебель нам делали сварщики, которые работают в гараже. Я пришел к ним со своими набросками, объяснил на пальцах: здесь согнуть, здесь приварить. Работа была очень кропотливой – даже ручки и крючки делались вручную. Но я так и не остался полностью доволен результатом. Тогда я загорелся идеей организовать фабричное производство и выпустить свою мебельную коллекцию. Ведь ни один гаражный мастер не сделает столь же профессионально, как фабрика. Захотелось достичь в этом совершенства, сделать на уровне лучших мировых брендов, а не «Made in garage».
– В каком сегменте продвигаете Black Owl?
– Мы выбрали для себя люксовую нишу: Black Owl – это крафтовая мебель, которую мы запускаем в массовое производство, уделяя при этом внимание каждой детали. Здесь очень много ручного труда. Конечно, простому потребителю часто непонятно, почему наш стол стоит дороже, чем тот, что сварили на предприятии, делающем козырьки для подъездов и ограды. «Ведь стол – и в Африке стол». Но Black Owl – это авторская разработка с уникальным подходом к качеству материалов и готовому продукту.
Главное отличие нашей мебели – ее можно разобрать от и до: отвинтить буквально каждую деталь, сложить все в ящик, упаковать – и перевезти с одного адреса на другой. Почти никто в мире так не делает: это сложно. Нужно оттачивать буквально каждый миллиметр конструкции, а это в 5, а то и в 10 раз сложнее. Поэтому мы и купили профессиональное оборудование – специальные столы со всеми элементами фиксации: здесь важен каждый миллиметр. Если где-то хоть какое-то упущение – стол или шкаф уже сложен в сборке. А принцип Black Owl в том, что мы делаем хорошую мебель, которую так же легко собрать, как мебель из Ikea.
– В интервью российскому The Village вы отмечали: «Самая глобальная сложность в нашем бизнесе – поиск программистов. Гораздо проще найти клиента». А как обстоят дела с наймом сотрудников в мебельном бизнесе?
– Хороший мастер всегда найдется – был бы заказ. Но как человека, столько лет работавшего с программистами, меня сначала поражало, что здесь все наоборот: ищут тебя.
За полгода работы в мебельном бизнесе я понял, что в Беларуси можно смело начинать любые стартапы, связанные с производством. В чем-чем, а в хороших руках недостатка точно не будет. Мой случай тому подтверждение: люди, которых я нашел, оказались настоящими мастерами своего дела – из тех, что «блоху подкуют». И к тому же очень ответственными.
– Все-таки вы пришли из другой индустрии: возникали ли из-за этого трудности на первых этапах?
– Основные наши трудности, как ни странно, связаны с отношениями с арендодателем – крупным государственным холдингом. Цех мы снимали еще летом. Расписывая сказочные условия, арендодатель заливался соловьями: «Зимой, – обещал он, – в цехах будет даже жарко».
Мы подписали договор. И уже пару месяцев спустя стало понятно: сказка-то страшная. Крыша в цеху как дырявое ведро. Из-за того, что она протекает, портится оборудование, ржавеет металл. Пришла зима – и обратите внимание на градусник: там +8, в мороз еще холоднее – работа просто останавливается. И при этом счет за отопление в прошлом месяце в пересчете на доллары составил почти 1,5 тысячи.
Я начал разбираться, почему так много, – в итоге выяснил, что площадь, указанная в платежке, в 2 раза превышала реальную. И ладно я – у меня есть финансовый задел. Но здесь ведь снимают помещения и ребята, которые в свой бизнес вложили последнее. Для них-то это будет разорением!
– Почему вы не разорвали договор с заводом и не перевезли производство в другое место?
– Я попытался – мне отказали, сославшись на то, что договор аренды составлен на 3 года. Я выдвинул претензию, в которой указал, что арендодатель грубо нарушает мои права. В ответ тишина, словно Гражданский кодекс для них не существует.
Это какие-то временщики – им и дела нет до репутации завода, на котором они работают. После 11 лет в IT даже не верится, что такое бывает. Многие моложе меня, но ведут себя как старая советская номенклатура. На днях я вызвал к себе в цех санстанцию – их сотрудника просто не пустили на предприятие.
Впрочем, я не намерен отступать: я написал несколько писем в вышестоящие инстанции – посмотрим, как будут развиваться события.
dev.by обратился за комментарием к начальнику отдела недвижимости холдинга «Горизонт» Андрею Дикуну. Он отказался обсуждать ситуацию по телефону, предложив отправить письменный запрос на предприятие, и пообещал «рассмотреть его в установленном порядке».
– «Не надейтесь, что ваша компания быстро вернет вам затраты, – продолжайте вкладывать в ее развитие и ждите результата», – отметили вы в интервью четырехлетней давности. Готовы повторить эти слова сегодня?
– Готов! Мне кажется, в бизнесе как в море: нельзя сдаваться, опускаться на дно – нужно плыть, барахтаться изо всех сил, но выплывать. И в какой-то момент покажется берег.
– Вы ждали три года, пока CactusSoft выйдет на окупаемость. Как скоро, по вашим расчетам, начнет приносить прибыль Black Owl?
– Фабрика уже окупается. В этом году мы планируем выйти в плюс – число заказов, которые приходят даже через Instagram, неуклонно растет.
– Кто ваши покупатели?
– В основном белорусы. Также у нас есть единичные заказы из Бельгии и Дании. Интерес к Black Owl высок, но европейцев сейчас отталкивает стоимость доставки, которая может доходить до 700 евро. Для дизайнерской мебели это, конечно, немного, но ведь бренд еще недостаточно раскручен.
Сейчас мы активно ищем дилеров, которые могли бы представлять Black Owl в Европе, и есть кое-какие результаты.
– Вы сами продумывали дизайн первой коллекции Black Owl?
– Дизайн – да. С технической составляющей в чем-то помогали сотрудники: у нас в Black Owl очень хороший конструктор. Она не просто интересуется тем, что делает, а по-настоящему живет этим.
– Как часто вы планируете обновлять мебельную коллекцию?
– У меня идей уже на 5 коллекций, но их проработка требует времени. К тому же, пока первая коллекция не раскручена, нет смысла запускать вторую. Думаю, мы сделаем ее не раньше, чем через полгода-год.
– За полгода работы в Black Owl вам самому приходилось браться за инструмент?
– Нет, не доводилось – у меня других задач хватает. Хотя я мастеровитый: в детстве дедушка многому меня научил.
– Вы изучаете то, что делают другие?
– Конечно, потому что в этом деле важна насмотренность: так ты избегаешь повторов. Пересечения, безусловно, будут – людей часто вдохновляют одни и те же вещи. Я, например, люблю подмечать детали. Могу идти по улице – и, остановившись, надолго задержаться у необычной двери в Лондоне. Или «застрять» на полчаса у моста: мне очень нравится их фотографировать.
Но я категорически против копирования. На мебельных сайтах нередко пишут: «Аналог дивана Cenova от BoConcept» или еще какого-то. Мне же интересно создавать свое. Мы даже по заказу не работаем – только в рамках коллекции.
– Вы также проработали дизайн упаковки.
– Да, мы упаковываем все изделия в черные деревянные ящики, чтобы человек открыл красивую коробочку – и получил «iPhone». Я хочу, чтобы наш покупатель был так же счастлив.
– Ваши сотрудники говорят, что вы «перенесли в мебельное производство принципы работы в IT». Какие, например?
– Мы не работаем «от звонка до звонка», как на других предприятиях. Сотрудники Black Owl сами подбирают рабочий график: для меня главное – выполнение задач и горящие глаза.
Моих ребят очень впечатлило, что с первых дней у них в цеху был кофе. В IT-компании это само собой разумеющееся: кофемашины может не быть в кабинете у директора, но у сотрудников она будет – по крайней мере, так было у нас в CactusSoft. А на заводе все наоборот: и кофе, и даже тепло – все только в кабинетах у начальников.
Фото: Андрей Давыдчик.
Камень, дерево, бумага: крафтовые вещи для твоей квартиры
Как насчет крафтовой мебели, украшений или просто каких-то симпатичных безделушек, которые будут дополнять дизайн твоего дома? И всё это эксклюзивно для тебя.
Какой стиль выбрать? Ты волен выбирать самостоятельно. Основное направление компании — интерьер в стилях сканди, лофт и рустик. Посмотри на фотографии — и сам поймешь, что вещи, изготовленные Evergreen Workshop, будто взяты их обстановки лофт, настолько они аутентичны.
Нам понравились лампы. Теплый и ламповый — это именно про них. Само собой, вкручивать светодиодную, тем более, энергосберегающую лампочку не надо. Только классические лампы накаливания для максимального уюта в доме.
Полезно и красиво
Мы задали вопросы директору компании, так что не думай, что информация взята из воздуха. В своих авторских изделиях ребята используют массивы лиственницы и сосны. Для мебели — практически любой материал на твое усмотрение: дуб, ясень, вяз. Хоть из красного дерева, главное, чтобы хватило на это финансов.
Что касается дизайна, то, опять же, можешь оценить по фотографиям. Нам понравилась возможность заказать изготовление реплики. Объясняем: скидываешь понравившуюся картинку, найденную в интернете, которая зацепила тебя, и тебе охота себе такую же мебель или что-то, что украсит твой дом. Это может быть даже стол из Овального кабинета, если хочешь ощущать себя одновременно миллиардером и президентом. В компании оценят сложность работы и подсчитают затраты на материал и работу. Если тебе всё подходит, то они изготовят аналогичный предмет интерьера, который, по твоему желанию, может быть изменен, например, будет использован другой материал, способ использования и так далее.
Открываешь их Инстаграм, видишь всю эту красоту и думаешь, что это тебе не по карману. Мы тоже так думали, пока не узнали у Evergreen Workshop ценник на дизайнерские вещи. Приятно то, что предметы интерьера не дороже аналогичных изделий в других крафтовых сообществах: на что-то цена та же, а на какие-то вещи даже ниже. Пример — светильник, который стоит 1200 рублей за маленький вариант, и 3500 — за большой.
Что касается самого интересного — мебели, то цена считается индивидуально. Но в том же Инстаграме ты можешь увидеть пример тумбы, которая стоит 7000 рублей, и стола за 12 000.
Да, ты скажешь, мол, да вы совсем, что ли, там крышей поехали, откуда у меня 12 тысяч на стол? Погоди, не спеши нас закидывать помидорами: мебель изготовят из долговечных материалов и она будет надежно скреплена. Это добротная вещь, которая прослужит не только тебе, но и твоим детям, и, возможно, даже внукам.
Заказать крафтовые подарки ты можешь в группе Evergreen Workshop. Вещь отправят по всей России почтой или транспортной компанией на твой выбор.
Что такое крафтовый?
Слово крафт вошло в моду, и его часто применяют по поводу и без него. Сегодня можно встретить массу товаров, в названии которых используется прилагательное крафтовый. Это не только известное всем пиво, но и бургеры, роллы, кофе, виски. Что же такое крафтовый продукт и чем он отличается от обыкновенного?
Что такое крафтовый?
В Англии термином craft обозначали искусно сделанный, выполненный вручную товар, хотя буквально его можно перевести как ремесло. Таким образом, под этим словом подразумевается производство штучного товара. Крафт противопоставляется масс-маркету, то есть ширпотребу, который выпускается для массового потребления.
Изготавливаются крафтовые продукты малыми партиями, потому что только так можно обеспечить надлежащий контроль и высочайшее качество. Кроме того, при производстве используются индивидуальные рецепты, в состав которых входят натуральные, экологические компоненты без вредных добавок.
Сколько стоит такой товар и где его найти
Может ли такой товар быть дешевым? Конечно, нет. Подобное производство требует очень больших вложений, а значит, стоимость должна быть рентабельной.
Вы вряд ли найдете крафтовую продукцию в супермаркете. Реализуют ее обычно в собственных лавках, пекарнях, маленьких магазинчиках.
Сегодня слово крафт стало модным среди маркетологов, и его используют, когда хотят подчеркнуть эксклюзивность товара. Казалось бы, что эксклюзивного может быть в хлебе? Мука, вода, дрожжи. Оказывается, не все так просто. Если вы используете натуральные продукты, без всяких ненужных примесей, у вас в почете ручной труд, а буханка не плесневеет на второй день — вот вам и крафтовый хлеб.
Кто в Минске делает крафтовую мебель. Уставшим от IKEA и ДВП посвящается
В чём разница между крафтом и DIY
Пример первый. Osvetitelno!
У Марии Пожарской есть своя мастерская, где делают буквы-светильники из стали или дерева. Всё началось с того, что Мария и её муж Василий решили сделать сюрприз друзьям на свадьбу: стальные подсвечивающиеся буквы А&О (инициалы молодожёнов). «Свадьба была летом. Буквы хорошо смотрятся в темноте, поэтому мы долго прятали их по углам, чтобы не раскрыть сюрприз раньше времени». Когда ведущий вывел гостей на улицу передохнуть, Мария и Василий всё расставили. Гости вернулись – включились буквы. «Эффект был классным: буквы переливались и давали достаточно света для танцпола. Друзья очень бурно отреагировали: фоткали и выкладывали в соцсети».
Мария и Василий изначально не думали зарабатывать на крафтовой мебели, поэтому мастерская официально открылась только месяц назад. Сейчас мастерская «Осветительно!» делает такие буквы на заказ. Стальные в основном подходят для создания «вау-эффекта» на праздниках и торжествах, деревянные – для дома. Мощность освещения можно регулировать, вкручивая лампочки, разные по яркости. Но приятнее всего, когда свет мягкий и не режет глаз. Светильники разные: с торцевыми элементами – 100 см (4,2 млн, в прокат – 1,5 млн) и 50 см (2,8 млн), и без них – 50 см высотой (2 млн). Цены устанавливают исходя из затрат на изготовление – Мария уверяет, что после девальвации ещё не повышали.
В зависимости от формы светильники можно использовать по-разному. Бордовое сердце – для романтической атмосферы, облако или штурвал – как ночник в детской комнате. Пока мастерская продавала светильники только знакомым и друзьям. Бордовое сердце подарили друзьям на свадьбу, розовое сердце тоже взяла знакомая, и тоже как подарок на свадьбу. Ночник в форме штурвала уехал в Вену, в детскую четырёхлетнего мальчика. Мария раскручивает мастерскую через соцсети, сделала сайт, и, конечно, пользуются «сарафанным радио». Как только мастерская стала больше пиариться – заказы пошли.
Пример второй. Bianko: своя мебель для своего кафе
Алексей Бенько, фото: Relax.by
Алексей Бенько, он же мастер Bianko, делает мебель из дерева. Год назад он открыл кафе Lumber на улице Маяковского, 184. Дощатый пол, отделку и почти всю мебель: барную стойку, стулья, столы и полку для бокалов – Алексей делал сам. Он решил, что это даст атмосфере в кафе в разы больше – это первая причина, и так выйдет дешевле – причина вторая. По словам Алексея, сработало: люди постоянно говорят о необычности интерьера и мебели. Столы сделаны из поддонов, прокрашенных в серый цвет, барные стулья, стойка и полки – из сосны. С этим материалом Алексей в основном и работает, реже – с дубом или ольхой.
В Беларуси дуба нет, потому что его не срубают: надо заказывать из России или других стран, а это дорого. Например, 1 квадратный метр столешницы из дуба стоит 3,7 млн.
А вот сосна и ольха продаются свободно. Сейчас мебель, которая стоит в кафе (и не только), можно заказать – Алексей разместил свои работы на сайте Цех32. И цены на многие вещи не «кусачие»: барный стул – 1 млн, стол – 2 млн, обычный стул –700 тыс, светильник – 900 тыс. Правда, Алексей говорит, что крупных покупателей на этом портале он не нашёл: видно, туда в основном за безделушками заходят. Из-за того, что Алексей пока не рекламировал себя, его покупателями были только знакомые или родственники. Например, индийский комод купил его дядя.
В портфолио мастера Bianko есть светильники, комод, полочка в виде буквы «Z». С покраской Алексею помогает друг, остальное он делает сам. Работает на склад, но если что-то нужно изготовить на заказ, справится максимум за неделю. Летом был перерыв: Алексей сделал только одну свадебную арку, но сейчас будет возобновлять работу. Специального образования у Алексея нет – он экономист. Для создания мебели он использует только ручные инструменты: торцовочную и ручную пилы, электролобзик, фрейзер, шлифовальную машину. Цены на мебель Алексей устанавливает исходя из затрат, и выходит почти как в магазине.
Пример третий. Andrei Voronin Woodworks
Мастер Андрей Воронин занимается деревом: делает арт-объекты и мебель. Его первым творением был куб из поленьев. Впоследствие Андрей не раз делал эту модель на заказ, но самый первый куб оставил себе. Андрей называет его «арт-табуреткой». Такая табуретка довольно практичная: на ней можно сидеть, класть вещи как на столик или просто любоваться.
Мастерская Андрея Воронина находится в Бресте, но большая часть заказов – из Минска. С доставкой проблем нет: её делает мастерская. Основная деятельность – арт-объекты из дерева. Мебель Андрей стал делать около двух лет назад, но серьёзно занимается бизнесом около года. В мастерской Андрея работает семь человек, в том числе одна девушка. Его мастерская раскручена: сейчас так много заказов, что приходится завышать цену. Кроме различных ручных инструментов, Андрей пользуется станками: рейсмус, фуганок, фрезерные станки. Понятно, что они не работают так, как автоматические промышленные, но без них работать было бы куда сложнее и дольше.
Где граница между крафтом и масс-маркетом
На самом деле, «граница» привязана к самому продукту, а не к оборудованию или количеству работников. Крафтовая мастерская гибка к желаниям покупателя, в отличие от масс-маркета. В мастерской может работать и пятьдесят человек, но если они делают что-то уникальное, это всё равно будет крафт. А сложное оборудование только помогает делать эксклюзивные вещи: многие изделия одним напильником сложно изготовить. Если мастерская перейдёт к каким-то ограничениям и станет делать только определённую линейку, закончится и понятие «крафт».
Из чего делается крафтовая мебель? Да из чего угодно: начиная от старых джинсов и ткани из бабушкиного сундука, заканчивая винными пробками, покрышками и европаллетами.
Да хоть картон – сейчас, кстати, это направление активно используется для изготовления мебели, особенно детской. Но главное в крафте – не оригинальность материалов, а сама возможность делать что-то креативное и нестандартное.
Как работает мастерская крафтовой мебели
Крафт-мастерская работает либо на заказ, либо на склад, рассчитывая, что люди купят изделия. У мастерской нет каталога кухонь или диванов, как у обычных фабрик. Здесь уместнее говорить о портфолио – то есть примерах уже сделанных проектов. Клиент может заказать что-то похожее, и если оно уже есть в наличии, этапы с разработкой идеи и производством сами собой опускаются: вы не потратите времени больше, чем в обычном магазине. Но чаще клиент приходит со своей идеей или показывает свой интерьер и говорит: «Сделайте что-нибудь крутое к нему».
Тогда мастер предлагает варианты – работа основывается на доверии клиента. Сколько заказов может вести мастерская одновременно, зависит от количества работников: один или два человека не справятся с большим потоком клиентов. Но с другой стороны, мастер чаще всего и владеет мастерской, поэтому может работать больше 8 часов в день или нанять подрядчиков. В России, например, есть мастерские, где изначально работало только три человека, а сейчас – по 10-15.
На цену крафтовой мебели во многом влияет известность автора, так что она не обязательно будет дороже фабричной. Если художник пока себя не зарекомендовал, то цена будет состоять только из себестоимости (материалы и сложность работы) и прибыли.
Плюсы и минусы крафта
1. Необычность и эксклюзивность. Возможно, такого шкафа, как у вас, больше ни у кого в мире не будет – в Беларуси точно. Все гости будут говорить: «Вау!»
2. Душа. Мастер делает каждый предмет своими руками и вкладывает что-то от себя – это не обезличенный масс-маркет.
1. Всё основано на доверии. Если человек первый раз обращается в мастерскую, не факт, что ему понравится результат – всякое может быть.
2. Время. Надо ждать, пока будет готов заказ. Но этот минус тоже условный: если мастерская не загружена, и изделие несложное, могут и за неделю всё сделать. При этом есть немаловажный человеческий фактор – ответственность мастера.
3. Цена. Как правило, хэнд-мейд стоит на порядок больше.
Самые занятные заказы
Танк для работника Wargaming
Как-то жена сотрудника Wargaming захотела сделать мужу сюрприз. Ей хотелось чего-то оригинального, но чтобы внутрь обязательно можно было вставить фотографию. Так, девушка пришла к Марии Пожарской в компанию «Osvetitelno!». «Мы подумали: просто фоторамка – это слишком скучно, и дешевле заказать на aliexpress. А сердце – слишком банально», – вспоминает Мария. Девушка подсказала, что муж очень любит свою работу – так пришла идея с танком. Жена выпытала у мужа, какая модель танка является его любимой, и Мария сделала нужную форму. В кабине нашлось место для небольшой фотокарточки. Теперь танк стоит у мужа на рабочем столе. Светильник сделан из древесно-слоистой плиты и работает на светодиодах холодного свечения. Его цена – 1,2 млн.
Стол из акации от Andrei Voronin Woodworks
Со столом из акации было так: Андрей Воронин встретился с заказчиком в его дорогом офисе, где был совсем не подходящий дешёвый стол из ДВП. Заказчик хотел это изменить. Идею придумал Андрей, а с заказчиком он обговаривал только мелкие детали: какие будут края, ширина, ножки и прочее. Мастерская Андрея долго делала стол – около двух месяцев. Заказчик терпеливо ждал, но когда получил, был в восторге. После он рассказывал Андрею: столешница была настолько тяжёлой, что он еле затащил её на свой этаж (доставка была только до подъезда). «Это был сложный заказ, но после него мы поняли, что вышли на новый уровень», – признается Андрей.
Большие книжные стеллажи из дуба от Andrei Voronin Woodworks
Большой дубовый стеллаж – 2,5 метра в длину и 3 метра в высоту – мастерская Андрея Воронина тоже делала около двух месяцев. По его словам, это была целая эпопея. Когда Андрей с коллегами пришли монтировать стеллаж, оказалось, что заказчик неправильно измерил потолок. Им пришлось два дня подряд подгонять стеллаж по размеру – в квартире заказчика, где жили три кота. У одного из работников была аллергия на шерсть: чесались глаза, и он постоянно сморкался. Большой стеллаж собрать было сложно – каждую из 114 частей нужно было соединить между собой четырьмя элементами. Если перемножить, получается 456 элементов – всё это надо было закрутить. Но главное, кошкам понравилось: теперь они там постоянно лазят.