Красная королева что это
Фильмы и Сериалы 12+
О чем фильм
1953 год. Провинциалка Зоя после несчастного случая вынуждена переехать из Вологды в Москву и сменить имя. В столице девушка тщательно скрывает свое прошлое, ее увлекает новая жизнь и бурный роман, который внезапно обрывается по настоянию родителей ее возлюбленного. Регина, как теперь зовут героиню, по воле случая попадает в Центральный дом моделей, где делает быструю карьеру благодаря своей красоте. Зарубежные поездки, предложение работы от Диора и Кардена, ухаживания самого завидного холостяка Москвы — казалось бы, о такой жизни мечтает любая. Но за внешним блеском скрываются измены мужа, потеря матери, проблемы со здоровьем и хроническая депрессия. Алена Семенова режиссер Фильм у нас о красоте, о первых советских манекенщицах, которые покорили Париж. Мы стараемся придерживаться исторической правды, но, безусловно, какие-то творческие допуски у нас тоже есть. История во многом преувеличена, приукрашена, сделана более сказочной. Но имеет место много исторических фактов.
О команде
В режиссерском кресле «Красной королевы» — Алена Семенова, начинавшая как актриса в таких сериалах как «Не родись красивой» и «Кармелита», и последние несколько лет снимающая собственные картины: «Только ты» с Агнией Дитковските, «Предчуствие» и «Поворот наоборот» с Николаем Басковым.
Сериал стал звездным часом Ксении Лукьянчиковой, для которой роль Регины Барской стала первой в карьере. Режиссер буквально случайно нашла девушку и, несмотря на не совсем подходящую фактуру, смогла убедить продюсеров в том, что Ксения именно тот, кто нужен для картины.
Алена Семенова: «Мы очень долго искали нашу главную героиню. В Сербии, Польше, Беларуси, Украине, России… Мы перевернули, наверное, всю страну и близлежащие государства, в которых артикуляция и произношение, мелодика наиболее нам подходят. Потом перешли на французов, пересмотрели всех вице мисс мира, России, моделей и балерин. Мы уже отчаялись, было несколько претенденток, но ни одна из них нас всех полностью не устраивала. В результате в коридоре одного театрального вуза я увидела Ксюшу — в лосинах, в футболке, грустная, на 15 кг больше, чем она сейчас (мне было очень сложно убедить продюсеров, что она сможет похудеть). Но все получилось!»
Ксения Лукьянчикова: «Насколько я знаю, было около 100 претенденток на эту роль, а счастливый билет получилось, что вытащила я. Пробы и утверждение были тяжелыми, поскольку многих вещей я тогда еще не знала. Грубо говоря, была нулевая. Но сейчас с каждым днем я постепенно набираюсь опыта, очень стараюсь, делаю все от меня зависящее. И я чувствую поддержку со стороны всей группы».
Ксении было, у кого учиться на площадке. Среди ее партнеров по сериалу: Артем Ткаченко («Курьер из «Рая»», «Синдром дракона», «Долгий путь домой»), Ада Роговцева («Вечный зов», «Укрощение огня»), Борис Щербаков («Десять лет без права переписки», «Воскресный папа», «Солдаты»).
О съемках
«Красная королева» — совместный проект российских и украинских студий. Съемки проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Бресте, Львове и Самарканде. Как всегда при съемках ретро-картин, основной проблемой был подбор натуры.
Александр Толкачев, художник-постановщик: «Мы не стремимся и более того — даже отходим от реалий, потому что воссоздать и реконструировать какие-либо достоверные здания, интерьеры или события нет смысла, у нас же художественный фильм, а не реконструкция. Поэтому естественно, что определенная степень домысла и художественной подачи присутствует. В частности, мы в фильме совершенно отошли от внешнего вида Дома моделей (хотя он по-прежнему существует и находится на Кузнецком мосту в Москве) и его интерьеров. Более того, мы его переименовали, он у нас не Общесоюзный дом моделей, а Центральный дом моделей, уходя от потенциальных претензий. Не говоря уже о том, что Париж мы снимаем во Львове, а многие московские объекты — в Минске. Впрочем, в Москве снимать Москву уже давно нельзя, она очень изменилась не в лучшую для нас сторону. Но какие-то знаковые моменты мы сняли».
Дополнительной сложностью стала тема сериала — по словам режиссера, найти документальные свидетельства из мира моды 1960-70-х годов было невероятно трудно.
Алена Семенова: «Для того, чтобы снять фильм, нам была необходима фотохроника, а именно — журналы мод того времени. Найти в архивах их оказалось очень сложно. Потому что журналы моды — нечто эфемерное, почти однодневное творение, они мало у кого хранятся. Мы нашли очень маленькое количество материалов, очень из-за этого страдали, и все думали, как нам выкрутиться».
Проблема решилась мистическим образом — на одном из объектов уже во время съемок обнаружилась подборка более 100 журналов, почти в каждом из которых был портрет прототипа главной героини.
В фильме про индустрию моды невозможно было обойтись без дизайнерских костюмов. Для «Красной королевы» команда из 40 художников под руководством Галы Отенко разработала более тысячи нарядов. Только для главной героини было создано 160 комплектов, не менее 30 — у каждой из ее подруг, плюс 24 коллекции для модных показов, запечатленных в сериале.
Гала Отенко: «Мы старались использовать правильную фурнитуру, вплоть до того, что делали специальные застежки для чулок. Те, которые можно найти у старьевщиков, — более поздние. Во всем Киеве мы нашли только несколько поясов для чулок, а потом создавали их копии. Даже обувь делали на заказ — чтобы форма каблуков, подошва была правильная, потому что если вдруг где-то отпечатается протектор, которого не было в то время, это уже будет неправда. Заморачивались по-настоящему, чтобы у человека, который интересуется тем периодом, не было повода к нам придраться».
Елена Бойко, Мария Бек
Ксения Лукьянчикова (Регина Колесникова), Артем Ткаченко (Лев Барский), Анатолий Руденко (Владимир Лавров), Лариса Домаскина (Дарья Колесникова), Елена Морозова (Вера Аралова), Татьяна Орлова (Калерия Кузьминична), Яна Студилина (Тата Смирнова), Ада Роговцева (Августа Леонтьевна), Анна Здор (Валентина Юдина), Девид Еванс (Генри Аттвуд), Анна Сагайдачная (Марина Дунаева), Анастасия Евграфова (Таша Ефимова)
Красная королева советского подиума: трагическая судьба Регины Збарской
Мечтала стать актрисой, но оказалась на подиуме
Родилась Регина в 1935 году в Вологде в семье офицера Николая Колесникова и врача Дарьи. Развелись родители девочки, когда она была еще школьницей. Мать осталась в Вологде. Отец перебрался в Москву, где сразу получил большую квартиру в доме неподалеку от МГУ. Женился второй раз, однако сказки про злую мачеху не получилось: новая супруга Николая очень хорошо относилась к Регине, и девушка отвечала ей тем же.
В МГУ Регина не стремилась, несмотря на школьный аттестат с хорошими оценками. Она мечтала стать актрисой и выбрала ВГИК, однако не рискнула поступать на актерский факультет, где требовалось обойти других абитуриентов в творческом конкурсе. Девушка выбрала экономику, однако, несмотря на это, исправно ходила на кинопробы и вечеринки, где собиралась богема из кинематографических кругов. Там она и познакомилась с Верой Араловой — художницей-модельером цеха легкой одежды Дома моделей.
Веру Аралову можно смело назвать легендой. Она показывала свои коллекции в Париже задолго до Зайцева и тем более Юдашкина. Как рассказывает советский редактор-модельер Айя Семынина, именно Аралова изобрела женские сапожки с молнией. До этого в Союзе носили только валенки, бурки и уродливые фетровые ботики, а девушки, которые хотели выглядеть элегантно, даже зимой ходили в туфельках. Из-за неповоротливости советской легкой промышленности выпуск новинки, придуманной Верой, на Западе освоили раньше.
Не удивительно, что покровительство Араловой помогло Регине. Но дело было не только в нем: девушку отличала редкая красота. Регина умела себя подать, подчеркнув достоинства и скрыв недостатки. Например, у девушки были слегка кривые ноги. За ней даже гонялся иностранный фотограф, рассчитывающий выставить их напоказ: ходил по пятам, снимал только снизу. В зарубежных журналах фотографии были опубликованы с заголовком «И это ноги самой знаменитой советской модели!», но никто не обратил на статью внимания.
Актрисы из Регины не вышло, но моделью она оказалась прирожденной. Стройная и высокая, она великолепно двигалась и умела принять правильную позу. Манекенщица сама выбирала, с какой прической она будет позировать для журналов, и потом миллионы советских женщин копировали «пучок Збарской».
Странности Збарской
Многое в поведении Регины казалось ее коллегам странными. Например, девушка рассказывала, что родилась в семье провинциальных циркачей и ее родители-гимнасты разбились, выполняя сложный трюк, когда она была еще совсем маленькой. При этом Регина обладала изысканным вкусом, прекрасными манерами и говорила на двух языках без акцента — английском и французском. Девушка приглашала знакомых домой: Айя Семынина говорила, что бывала у манекенщицы в гостях и была знакома с ее отцом.
Регина великолепно одевалась: постоянно меняла платья, юбки и кофты. Откуда она их брала, никто не знал. Как оплачивала, тоже неизвестно: ставки манекенщиц были в те времена весьма скромными. Звезда подиума была замкнутым человеком и даже когда общалась с людьми, держала дистанцию. При этом Регина избегала выходить на улицу одна — только с кем-то. Возможно, дело было в яркой внешности и стильных вещах: девушка опасалась за свою безопасность. Это сейчас женщина, одетая по последнему писку моды, вызовет разве что восхищенный возглас, раньше за брюки-дудочки могли и побить.
Работать с девушкой было непросто. Регина часто не соглашалась с компоновкой моделей и спорила с художниками. Как-то она остановила съемки в Сочи, потому что решила, что прическа должна быть другой, и заставила заниматься ее волосами коллегу, пока фотограф в ужасе считал минуты до заката. Иногда Збарская могла ни с того ни с сего сказать человеку колкость. Семынина рассказывает, что как-то к Регине подошел художник «Журнала мод», начал о чем-то говорить, а манекенщица вдруг смерила его взглядом и спросила:
— А ты читал автора N?
— Нет, — смешался парень.
— Ну тогда нам не о чем разговаривать!
Потом выяснилось, что писателя, упомянутого девушкой, не существовало. Регина, скорее всего, придумала его, чтобы задеть художника.
В СССР манекенщицы получали копейки. Работа была тяжелой: во время примерок приходилось стоять на каблуках по десять-двенадцать часов в одной и той же позе, пока художники и конструкторы обсуждали, как переделать новое платье. Единственной радостью была возможность выехать за рубеж. Выпускали далеко не каждую: девушка должна быть не только хорошей моделью, но и пройти все проверки и собеседования.
Однако была у славы и другая сторона. Коллеги начали шептаться: Регине позволяют выезжать, потому что она работает на КГБ. Ходили слухи, что ее взяли в оборот в 1961 году: дали понять, что если девушка и дальше хочет посещать другие страны, то придется «потрудиться» на благо родины. Не зря же Збарской позволено больше, чем остальным: например, спокойно отлучаться в город по своим делам во время заграничных поездок.
Как бы то ни было, достоверно известно только одно: Регина работала за пределами СССР и пользовалась известностью. Ее красотой восхищался Федерико Феллини, Пьер Карден дарил ей свои лучшие наряды, а Ив Монтан посвящал песни. Ходили слухи, что даже сам Фидель Кастро был фанатом советской манекенщицы. Однако из всех именитых поклонников она выбрала советского художника.
Сто дней с Региной Збарской
Познакомилась с Львом Збарским Регина на показе «для своих»: девушка демонстрировала на редколлегии «Журнала мод» новые модели. Лев, которого пригласили работать над иллюстрациями, был потрясен появлением манекенщицы: замершая в огромных декорированных дверях девушка выглядела как королева на парадном портрете. В редакции Збарский пробыл еще месяц — и почти каждый день ужинал с Региной в ресторане.
В начале 60-х Регина и Лев расписались, и девушка взяла фамилию супруга. В 1967 году манекенщица забеременела. Известно об этом стало во время подготовки к международному форуму моды, после которого Збарской предстояло ехать в Монреаль на торгово-промышленную выставку. Регина колебалась: она хотела ребенка, но отказаться от поездки в Канаду было непросто. Решил всё Збарский: сказал, что не хочет детей, и отправил жену на аборт.
Вскоре после этого Лев завел роман с актрисой Марианной Вертинской, потом переключился на Людмилу Максакову, которая родила от него сына Максима. Регина тяжело переживала предательство и однажды попыталась свести счеты с жизнью, наглотавшись таблеток. Ее откачали и отправили в психиатрическую больницу. Подозревали даже, что женщина страдает шизофренией. Вернулась из клиники Збарская изрядно пополневшей, но продолжила работать на подиуме: одежду тогда показывали девушки разных размеров.
После развода со Збарским личная жизнь у Регины не складывалась. Коллеги выходили замуж, эмигрировали, рожали детей, а знаменитая манекенщица оставалась одна. В середине 70-х Збарская познакомилась с югославским журналистом, но кончился недолгий роман плачевно. В Германии мужчина выпустил книгу «Сто ночей с Региной Збарской». В ней он рассказывал о сексуальных предпочтениях манекенщицы, а также утверждал, что она призналась, что работает на КГБ ради возможности ездить за границу.
Книга не только испортила репутацию Збарской, но и ударила по и без того хрупкой психике женщины. Разразился скандал, Регину постоянно таскали на допросы. Она вновь совершила попытку самоубийства — и опять оказалась в психбольнице. Поддержал женщину Вячеслав Зайцев — позвал ее на работу в свой Дом моды сразу после того, как открыл его в 1982 году. Его сотрудник Александр Шешунов вспоминает, что даже в 47 лет после всех злоключений Збарская была хороша собой и оставалась в отличной форме, хотя и набрала вес.
Иногда Регина выходила на подиум, демонстрируя модели одежды для женщин «элегантного возраста», иногда подрабатывала натурщицей. Ходили слухи, что она даже была уборщицей у Зайцева, но Шешунов утверждает, что это не так. Регина, по его словам, участвовала в показах, а модельер всегда представлял ее «своей музой и любимой манекенщицей».
Панические припадки
Однако психическое здоровье Збарской становилось всё хуже. Как-то она пришла на работу в шубе, вывернутой наизнанку и застегнутой на все пуговицы, объяснив это тем, что хотела «чего-то новенького». Иногда на манекенщицу накатывали приступы паники: тогда она запиралась дома и выбрасывала одежду из окон. Зайцев беспокоился о своей «музе», звонил всякий раз, когда она не появлялась на работе. Узнав, что выйти просто не в чем, собирал пакеты с одеждой и мчался к Регине.
15 ноября 1987 года Регина в третий раз приняла решение уйти из жизни: выпила горсть таблеток и заснула навсегда. По одной версии, она сделала это в больнице, по другой — ее нашли дома с телефонной трубкой в руках. Ходили слухи, что самоубийство Збарской было связано с приговором генералу ГРУ Дмитрию Полякову, которого расстреляли за сотрудничество с американской разведкой. Збарская действительно как-то упоминала, что мужчина — ее любовник, однако и историю про родителей-циркачей она тоже рассказывала до самой смерти.
Хоронили «красную королеву» без почестей. Коллеги из Дома моделей не пришли проводить ее в последний путь, а друзей у нее не было. Тело кремировали, а где покоится прах Збарской, до сих пор неизвестно.
Фото: П.Федотов/ТАСС, Евгений Кассин/ТАСС
Любовь и вымысел в жизни «Красной королевы»
Детство
В кино. Девочка растет в бедной и неблагополучной семье, отец беспробудно пьет, а ей вместе матерью-уборщицей приходилось мыть полы, чтобы свести концы с концами. По сюжету, предел ее мечтаний — выучиться на бухгалтера и выйти замуж за одноклассника. Но случилась трагедия: пытаясь защитить маму от страдающего похмельем отца, девочка случайно его убивает. Мать взяла вину на себя и села в тюрьму. А девочка, окончив школу, уехала из маленького городка — конечно, в Москву.
В жизни. На самом деле девушка росла в очень обеспеченной семье. «Отец Регины во времена нашей юности был жив-здоров, хорош собой, делал успешную карьеру, был высоким чиновником, не помню уже, в каком ведомстве служил, и прилично зарабатывал. Когда его перевели в Москву, сразу дали большую квартиру в хорошем доме неподалеку от МГУ, — вспоминает Валентина Филина. — Я часто бывала у них в гостях и могу точно сказать: никто из наших девочек, работавших в Доме моделей, не жил тогда в таких шикарных условиях.
Родители Регины были в разводе, она вместе с отцом еще школьницей переехала в Москву. А мать осталась в том городе, где они жили раньше. Я никогда эту женщину не видела, не знаю, кем она работала, но точно не безграмотной уборщицей. Зато я прекрасно помню вторую жену отца Регины — тетю Шуру, замечательную добрую женщину, очень интеллигентную, по профессии военного врача. У отца Регины и тети Шуры родился мальчик Володя, и, к чести тети Шуры, она не делала разницы между ним и падчерицей, относилась к ней, как к дочери, Регина мачеху обожала».
В кино. Чтобы навсегда перечеркнуть свое трагическое прошлое, девушка меняет в документах имя Зоя на Регину, что в переводе с латинского означает «королева». Хотела и от фамилии Колесникова отказаться, но не вышло.
Учеба и начало карьеры
В кино. Знаний, полученных в школе, девочке хватило, чтобы с ходу поступить на экономический факультет ВГИКа. О своем прошлом она сочинила легенду: мол, выросла в артистической семье, родители-циркачи погибли — разбились прямо на манеже, и ей тяжело об этом вспоминать. Поступив во ВГИК, девушка мыкается по чужим углам, подрабатывает дворником и уборщицей, поскольку помощи больше ждать неоткуда, а на одну стипендию не проживешь. Знакомство с художником по костюмам Верой Ипполитовной Араловой (актриса Елена Морозова) происходит в экзотических обстоятельствах: Регина попадает в милицию и проводит ночь в участке вместе с чернокожим парнем, который накануне вечером ее защитил. Утром за Джимом приходит мама, это и есть Аралова — добрая фея, которая вскоре предложила девушке стать манекенщицей и даже правдами-неправдами отправила в Париж.
В жизни. «Регина действительно окончила экономический факультет ВГИКа. Ей хорошо давались и математика, и иностранные языки. Она свободно владела английским и французским, много читала. Отец с мачехой постарались дать ей хорошее образование, так что необходимости мести улицы у нее не было, Регина никогда не была дворником, — уточняет Валентина Филина. – С Верой Ипполитовной Араловой она познакомилась на «Мосфильме»: Регина пробовалась на одну из главных ролей в картину к Сергею Бондарчуку «Война и мир». Пробы не прошла, но понравилась Вере Ипполитовне, которая пригласила ее в Дом моделей. Регина была очень дружна с Араловой и ее сыном Джимом, который будучи маленьким сыграл в фильме «Цирк» чернокожего ребенка героини Любови Орловой. Кстати, по сюжету, Джим рассказывает Регине об этом факте, когда они оба сидят в милиции. Потом Аралова с Джимом решили эмигрировать в Америку, за неделю до отъезда Вера Ипполитовна праздновала день рожденья, пригласила Регину, а она взяла меня с собой, чтобы я тоже могла попрощаться, такой замечательный вечер получился».
Характер
В кино. Регина по большей части добра, чутка и совестлива. Вознесшись на вершину успеха, она переживает о том, не подведет ли свою наставницу, выходя на подиум, о подругах, у которых не складывается личная жизнь, о том, что не смогла родить ребенка, а мысли о родных, которых она волей-неволей предала, сводят ее с ума. Красное (под цвет советского флага) платье, которое ей сшили для престижного показа, она не любит, называет кровавым.
В жизни. «Когда я только пришла в Дом моделей, Регина была уже звездой, объездила весь мир, общалась и с Пьером Карденом, и с Ивом Монтаном, подчеркиваю — на равных. Смотрела на всех свысока, даже пренебрежительно, многие наши девочки ее побаивались, а она с ними не особо общалась. А мне вдруг стала покровительствовать, наверное, потому что я была совсем молоденькой и уж точно не составляла ей конкуренции, и мы с ней подружились. Она была со мной достаточно откровенна, и я не припомню, чтобы она, например, страдала из-за того, что не могла стать матерью. Слишком уж была эгоистична и любила себя. Но это только мое мнение, я могу ошибаться. Регине было тяжело смириться только с тем, что со временем ее карьера пошла на спад. В Доме моделей появились новые звезды, на подиуме блистала главная соперница Збарской – красавица-блондинка Мила Романовская. Именно она в платье «Россия», сшитом специально для Регины, уехала на международный показ мод, победила и получила титул «Мисс Россия – 1967». Помню я это красное платье, очень красивое, то ли Слава Зайцев его шил, то ли Танечка Осьмеркина. Регина эту историю тяжело переживала. ».
Любимые мужчины
В жизни. «Збарский был не первым мужем Регины. Она мне рассказывала, что еще во времена учебы во ВГИКе вышла замуж за поляка, — опровергает киноверсию Филина. — Они снимали квартиру, но не потому, что им больше негде было. Просто хотели жить отдельно от ее родителей. Этот студенческий брак продлился недолго, года два-три, потом распался, уже не помню по какой причине. Роман со Львом Збарским начинался совсем не так, как в кино. Все происходило на моих глазах, ведь это я сама их познакомила. Тогда за мной ухаживал друг Збарского — Лев Подольский. Третьим в их компании был еще один художник — Юра Красный. Все трое были известными ловеласами, про них говорили: три светских льва. Они имели мастерские, оформляли книги, что по тем временам приносило солидный доход. В общем, могли себе позволить красиво ухаживать за дамами. Збарский от Регины совершенно голову потерял, и она была в него безумно влюблена. От их пары невозможно было отвести глаз. В сериале фигурирует первая супруга Збарского, он действительно до Регины был женат, а вот успел ли развестись до нее, уже не помню, да и не важно. Они с Региной расписались довольно скоро после знакомства, не тянули, как герои сериала. Збарский купил кооперативную квартиру рядом с метро «Аэропорт» — небольшую «однушку», далекую от представлений о жилье богемы. Там и поселились. Регина была не из тех женщин, которые обустраивают дом, создают уют. Однако ребенка ему родить хотела. А он не мог себе представить свою королеву — и пеленки. После их расставания она жила в этой квартире до последних дней.
После Збарского у Регины еще случались романы, она всегда выбирала мужчин ярких, успешных и талантливых. Встречалась со знаменитым физиком — женатым, поэтому его не назову, тот не собирался разводиться. Потом появился югославский журналист, впоследствии написавший книгу «Сто ночей с Региной Збарской».
Манекенщицы
В кино. Глядя на манекенщиц в сериале, Филина удивляется: при всем внешнем благополучии они несчастны и неустроены, доведены до отчаянья. Одна подсыпает сопернице битое стекло в туфли, другая бросается с моста… «Это все придумано», — говорит модельер.
Попытки суицида
В кино. Отношения с Барским окончательно портятся после того, как он узнает правду о ее прошлом: Зойка, нищета. Королева развенчана! Он предает ее, заставляя встречаться с мужчинами, интересными КГБ. Когда же с помощью Володи обоим удается соскочить «с крючка», отношения пары больше не могут оставаться прежними. Узнав, что Регина беременна, Лев спрашивает: «От кого?» Он больше ей не доверяет, скучает с ней, изменяет и подает на развод. Нервы Регины не выдерживают, она вскрывает себе вены в ванной. Однако ее успевают спасти.
Как вспоминает Валентина Филина, в трудные времена Регину очень поддерживал Слава Зайцев, которым Збарская искренне восхищалась: «Мой Зайчик такой молодец». «В последние годы жизни Слава устроил Регину к себе мыть полы, она сама захотела, потому что уже настолько была уничтожена, а нужно было на что-то жить. О том, чтобы демонстрировать одежду даже для возрастных женщин и речи быть не могло – она располнела, думаю, оттого, что ее долго пичкали лекарствами, поседела на полголовы, но порода в ней все равно чувствовалась. Она часто мне звонила, приезжала в гости и производила впечатление вполне здравомыслящего человека».
Гибель
В кино. Регина принимает смертельную дозу снотворного. В сериале она делает две попытки. Но первый раз выпить не успевает: домой возвращается Володя, с которым она теперь живет. Однако во второй раз его рядом не оказалось: он в командировке, а она совершенно одна и никому не нужна. Ее не берут в Дом моды. Она ощущает, что в жизни не сбылось что-то очень важное. Наконец, накрывает на стол, делает макияж и прическу, наряжается в красивое платье и наливает в бокал вино, которым собирается запивать бесконечное количество таблеток…