Кривая безразличия что это такое
Кривая безразличия – это не определение равнодушных отношений между мужчиной и женщиной, а экономический термин и инструмент для изучения потребительского поведения. Перед приобретением какого-либо блага всегда стоит выбор: купить товар «А» или лучше «Б»? Выбор потребителя зависит от предпочтений, которые характеризуются полезностью блага. Кривая безразличия изображается графически и представляет собой разную комбинацию товаров, которые для потребителя имеют равноценную полезность.
Определение и возникновение
В основе анализа поведения покупателей лежит выбор между приобретаемыми благами. Решая купить джинсы или туфли, необходимо сделать выбор в пользу того товара (блага), который в момент приобретения будет более полезным. Но выразить эту самую пользу количественно, то есть посчитать, на сколько процентов покупка туфель важнее джинсов, объективно невозможно. А если соизмерять наборы благ, то задача становится вообще нерешаемой.
Современным подходом в определении полезности является теория ординализма, приверженцы которой предлагали определять нужное благо по рангу, не сопоставляя товары или их наборы количественным методом.
Чтобы ранжировать блага и исследовать поведение покупателей, было предложено англичанином Ф. Эджуортом использовать кривые безразличия. Это кривые равного уровня полезности двух благ.
Графическое изображение
В порядковом подходе (ординалистская теория) утверждается, что потребитель совершает покупку наборов благ, которые имеют в составе товары Х и У. Поскольку кривая безразличия – это линия, изображенная в двухмерном пространстве, то для большего понимания необходимо рассмотреть пример.
Предполагается, что в наборы, в которых нуждается конкретный субъект, входят товары двух видов: картошка и макароны. Причем продукты для потребителя одинаково полезны: ему неважно, какой набор с перечисленными продуктами покупать. В таблице сведены данные о количестве продуктов в каждом наборе.
Информацию из таблицы необходимо перенести на график, где осям координат соответствует количество единиц картошки (Х) и макарон (У), входящих в наборы 1-5. В данном случае кривая безразличия – это комбинация конкретных единиц картошки и макарон, входящих в наборы благ, которые по признаку полезности одинаковые.
Предельная норма замещения
На примере: потребитель готов отдать 0,5 единиц макарон для приобретения 1 единицы картошки. То есть ценность макарон в данном случае выше.
Карта безразличия
Если изобразить в системе координат множество кривых, причем каждая из них будет иметь разный уровень полезности, тогда график принято называть картой безразличия. На рисунке представлена подобная карта из трех кривых безразличия.
Точки кривых, расположенных выше тех, которые ближе к началу системы координат, предпочтительнее. На второй кривой точка Р имеет преимущество перед точкой С на первой. Все потому, что в наборе С и Р одинаковое количество макарон, а вот картошки в наборе Р больше. Наборы, представленные на линиях 1, 2, 3, имеют разную полезность. И кривые безразличия, помимо всего, имеют отрицательный наклон и выпуклость линий к началу системы координат. Это говорит о том, что, увеличивая количество одного блага, приходится жертвовать уменьшением второго.
Теория кривых безразличия
Положение равновесия потребителя будет точка касания, но не пересечения кривой безразличия с линией бюджета. Точки на кривых, расположенные выше бюджетного ограничения, являются непостижимыми для потребителя, поскольку превышают бюджет покупателя.
То есть кривая безразличия – это важный инструмент в изучении теории поведения покупателей.
Свойства кривых безразличия
Кривые безразличия и их свойства
Предположим, что потребитель имеет набор благ, состоящий из X и Y. Все соотношения количеств этих благ для него равноценны, потребителю безразлично, какой набор выбрать. Следовательно, эти товары принадлежат к набору безразличия. Набор безразличия — набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью и поэтому не имеет предпочтения перед другими.
Кривая безразличия является графическим отображением набора безразличия. Кривая безразличия — совокупность наборов благ, обеспечивающих потребителю равный объем удовлетворения потребностей, т. е. приносящих ему одинаковую полезность. Взяв другие возможные сочетания благ, соответствующие различным величинам совокупной полезности, можно составить карту безразличия. Карта безразличия — совокупность кривых безразличия, соответствующих различным уровням полезности для одного потребителя и одной пары благ. Вкусы и предпочтения потребителя представляются картой кривых безразличия. Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, предполагает относительно большую величину полезности.
Зона замещения (субституции) — участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим.
Взаимная замена благ X и Y возможна только в пределах отрезка АВ (зоне замены). Количество блага Х1 представляет минимально необходимое количество потребления блага X, от которого потребитель не может отказаться, как бы много товара Y ни предлагалось взамен. Аналогично Y1 — минимально необходимое количество потребления блага Y. Предельная норма замещения — норма, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Предельная норма замещения — количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого блага. Предельная норма замещения рассчитывается следующим образом:
где MRS — предельная норма замещения; Qx — количество товара X; QY — количество товара Y.
Предельная норма замещения всегда отрицательная величина, так как прирост потребления одного блага происходит за счет сокращения потребления другого. Предельная норма замещения уменьшается при движении вдоль кривой безразличия — получая в свое распоряжение все большее количество данного блага и наращивая его потребление, покупатель в обмен готов отказаться от все меньшего количества другого блага, которое становится все более дефицитным. У потребителя, желающего остаться на той же кривой безразличия, прирост полезности от наращивания потребления блага X должен быть равен потере полезности от сокращения потребления товара Y. Таким образом, предельная норма замещения блага X благом Y может рассматриваться как отношение предельной полезности блага X к предельной полезности блага Y:
Рассмотрим некоторые свойства кривых безразличия:
• кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Между количествами благ X и Y существует обратная связь. При уменьшении потребления одного блага, для компенсации потерь и сохранения прежнего уровня полезности, потребитель должен увеличить потребление другого блага. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет отрицательный наклон;
• кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. Выше отмечалось, что при увеличении потребления одного блага потребитель должен уменьшить потребление другого блага. Выпуклость кривой безразличия по отношению к началу координат является следствием падения предельной нормы замещения. Пологий спуск кривой безразличия вниз или подъем наверх свидетельствует об убывании темпов замещения одного блага другим по мере уменьшения доли данного блага в потребительской корзине;
• абсолютная величина наклона кривой безразличия равна предельной норме замещения. Угол наклона кривой безразличия в данной точке показывает норму, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Данное соотношение характеризуется предельной нормой замещения;
• кривые безразличия не пересекаются. Один и тот же потребитель не может характеризовать один и тот же набор благ различными уровнями полезности. Следовательно, две кривые безразличия, представляющие различные уровни полезности, не могут пересечься;
• возможно построить кривую безразличия, проходящую через любой набор благ. Кривую безразличия можно построить для любой пары благ, приносящих определенный уровень полезности. Именно по этому принципу строится карта безразличия, дающая полную информацию о системе предпочтений потребителя.
Кривые безразличия: суть, построение, точки на кривых
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие, сущность и значение кривых безразличия
Кривые безразличия – это линии, отражающие множество всевозможных комбинаций благ, которые имеют для потребителя одинаковую полезность и в отношении выбора которых он демонстрирует безразличность.
Понятие кривых безразличия было введено в научных оборот двумя учеными – Вильфредо Парето и Френсисом Эджвортом. Сегодня оно довольно часто используется в различных отраслях экономической науки.
По большому счету кривые безразличия служат отражением наборов безразличия, под которыми обычно понимаются наборы вариантов потребительского выбора, имеющие одинаковую полезность, а потому – не имеющие предпочтения перед другими наборами. Товары «Х» и «У» формируют набор безразличия в том случае, если все соотношения этих благ будут равноценны для потребителя, которому будет все равно, какой из их наборов выбрать. Таким образом, кривые безразличия отражают собой совокупность наборов благ, приносящих потребителю одинаковую полезность, то есть обеспечивающих равный объем удовлетворения его потребностей.
Кривые безразличия отражают предпочтения потребителей и позволяют найти ответ на вопрос о том, как можно обеспечить максимально полное удовлетворение от покупки в условиях ограниченности бюджета. Иначе говоря, с их помощью можно узнать, какой из наборов продуктов окажется наиболее предпочтителен для потребителя.
Основополагающими свойствами кривых безразличия считаются:
Кривые безразличия двух товаров, расположенные на одной плоскости и построенные для одного потребителя, формируют карту безразличия. Таким образом, под картами безразличия следует понимать совокупность кривых безразличия, которые соответствуют различным уровням полезности для одной пары благ и для одного потребителя. Предпочтения и вкусы потребителей представляются картой кривых безразличия. При этом каждая следующая кривая безразличия, которая проходит дальше т начала координат, будет нести в себе большую величину полезности для потребителя.
Готовые работы на аналогичную тему
Основы построения кривых безразличия
Для того, чтобы разобраться в основах построения кривых безразличия, для начала подытожим их суть, а затем – рассмотрим конкретный пример их построения.
Итак, кривые безразличия представляют собой одинаковую для потребителя совокупную полезность различных благ. Для их построения рекомендуется придерживаться следующего плана:
Таким образом, в основе построения карты кривых безразличия лежит необходимость группировки благ и выделения целевой группы, определение выборов каждого потребителя, агрегирование и исключение возможных ошибок, проведение статистического анализа данных, а также интер и экстраполяция. Рассмотрим данный алгоритм на конкретном примере.
Предположим, что Иван получает полезность и удовлетворение от яблок и апельсинов и, соответственно, приобретает наборы, состоящие из этих благ. Для Ивана одинаковую полезность несут в себе следующие наборы благ: 10 яблок и 25 апельсинов, 14 яблок и 20 апельсинов, 20 яблок и 15 апельсинов, 28 яблок и 10 апельсинов, 38 яблок и 5 апельсинов.
Для построения кривой безразличия используем двухмерное пространство. В рамках системы координат Х Y на осях отложим единицы обоих товаров, входящих в наборы. Полученный результат представим на рисунке 1.
Рисунок 1. Пример построения кривой безразличия Ивана. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, наборы яблок и апельсинов, представленные точками А, В, С, D, E имеют одинаковую полезность для потребителя – ему все равно, какой из них выбрать.
Точки на кривых безразличия
Каждая точка, расположенная на кривой безразличия, является комбинацией двух товаров, имеющих одинаковую для потребления общую полезность. Соответственно, потребителям безразлично, какой из наборов выбрать. В общем виде пример кривых безразличия представлен на рисунке 2. Рассмотрим кривую безразличия и точки на ней представленные более подробно.
Рисунок 2. Пример карты кривых безразличия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К представленным комбинациям товаров «Х» и «Y» потребитель в равной степени безразличен. Это означает, что вне зависимости от того, какой из наборов будет им приобретен, он получит равное (одинаковое) удовлетворение своих потребностей, то есть любые комбинации, отмеченные на кривой безразличия, одинаково хороши для потребителя, поскольку способны принести ему одинаковую полезность.
В том случае, если наборы благ равноценны с точки зрения потребителя, то точки А и В будут лежать на одой кривой безразличия. Так кривая безразличия, что расположена правее и выше другой кривой, а также точки на не расположенные, отражает более предпочтительные для данного потребителя наборы благ. Так, например, набор С содержит в себе то же самое количество товара «Y», что и набор «А», однако в него входит большее количество товара «Х».
В целом справедливо говорить о том, что те кривые безразличия, которые сильнее удалены от начала координат, соответствуют более высокому уровню удовлетворения потребностей. В виду того, что кривая U2 находится справа от кривой U1, всякий набор благ, находящийся на кривой безразличия U2 будет более предпочтителен для потребителя, нежели набор, находящийся на кривой U1.
Свойства, наклон и положение кривой потребительского безразличия
10.11.2021 No Comments Posted in
В статье вы узнаете, что такое кривая безразличия, какими свойствами она обладает, почему у кривой безразличия отрицательный наклон, что такое предельная норма замещения, какое положение у кривой потребительского положения на графике, а также, что такое карта кривых безразличия.
Любой экономический субъект в какой-то мере является потребителем тех или иных товаров и услуг. Он предъявляет спрос на нужный ему продукт и действует с учетом собственных потребностей, вкусов и предпочтений. Именно они определяют величину спроса на рынке и, соответственно, масштабы производства.
В условиях различных ограничений (уровня дохода, времени и т.д.) потребитель вынужден постоянно искать альтернативу, то есть планировать состав своей потребительской корзины.
Графически система предпочтений потребителя изображается в виде кривых безразличия, впервые использованных ирландским экономистом и статистиком Фрэнсисом Исидором Эджуортом в 1881 году.
Создавайте презентации, запоминающиеся публикации, фотоколлажи, инфографику, открытки, плакаты, визитки, оформляйте документы в визуальном редакторе Canva. После регистрации по ссылке каждый подписчик получит 30-дневный бесплатный пробный период Canva Pro.
Что такое «кривая безразличия»
Кривые безразличия используются для исследования многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора оптимального набора благ.
Кривая безразличия — это линия, геометрическое место точек, определяющее комбинацию благ, необходимых для удовлетворения потребностей индивида.
Для примера будем считать, что потребитель имеет фиксированную величину дохода и полностью тратит ее на потребление. Пусть он приобретает только два различных товара: X и Y. Любое благо потребитель оценивает с точки зрения полезности, поэтому наверняка найдется такая комбинация этих товаров, которая будет давать одинаковый уровень полезности.
Получается, что отказываясь от некоторого количества одного товара, потребитель приобретает большее количество другого. При этом ему абсолютно безразлично, какую комбинацию предпочесть, поскольку в любом случае потребности будут удовлетворены в равной степени.
Графически кривую безразличия можно изобразить следующим образом:
Свойства кривых безразличия
Кривые потребительского безразличия обладают следующими свойствами:
Коэффициент, показывающий в какой пропорции одно благо замещается на другое, при условии, что общая полезность или уровень удовлетворения для потребителя не меняется, называется предельной нормой замещения (MRS).
Наклон кривой безразличия
Кривая безразличия имеет отрицательный наклон, что характеризуется обратной зависимостью между количествами благ X и Y, то есть их альтернативностью при ограниченном доходе. Это свидетельствует о том, что потребитель имеет дело с товарами, которые не являются заменителями и по отдельности представляют собой особую ценность.
Кривые безразличия могут иметь различный вид в зависимости от вида товара. Так, например, для товаров-субститутов (взаимозаменяемых благ) кривая безразличия будет функцией линейной зависимости U1.
Для комплементарных или взаимодополняемых благ кривая безразличия U2, при этом MRS=0.
Для товаров, которых чем больше у потребителя, тем большее количество он хочет иметь, кривая безразличия U3:
Угол наклона кривой безразличия определяется предельной нормой замещения двух благ X и Y (MRSxy), то есть количеством одного блага Y, от которого потребитель отказывается, чтобы увеличить потребление другого блага X на одну единицу.
Для увеличения потребления блага X на величину ΔX потребитель должен отказаться от блага Y на величину ΔY, то есть происходит движение вдоль кривой безразличия из точки A в точку B:
Формула расчета предельной нормы замещения:
Знак «-» в данном случае обозначает то, что для увеличения одного блага нужно сократить потребление другого. При этом предельная норма замещения — это положительная величина, так как она соответствует абсолютному наклону кривой безразличия.
Положение кривой безразличия
Кривая безразличия не может быть представлена в единственном виде. Она способна проецироваться на различные части плоскости в зависимости от того, какой уровень потребления выбирает потребитель.
При более высоком уровне потребления кривая смещается вверх относительно первоначальной, при сравнительно низком потреблении — вниз.
Карта кривых потребительского безразличия
Таким образом, накладывая все возможные в результате потребления кривые безразличия на одну плоскость, мы получаем карту кривых безразличий.
Она показывает ранжирование всех потенциальных благ от менее до более предпочтительных.
Путем составления кривых потребительского безразличия решается проблема оптимального выбора, что позволяет экономическому субъекту найти рациональный способ потребления.
Кривая безразличия что это такое
Рассмотрим поведение потребителя на рынке с помощью кривых безразличия. В основе данного метода лежит геометрическое совмещение двух кривых – бюджетной линии и кривых безразличия.
Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода. Например, если продукт А стоит 1500р., В – 1000р., то потребитель мог бы приобрести все комбинации продуктов А и В при денежном доходе, равном 12000р.
Бюджетная линия продуктов А и В, при денежном доходе – 12000 рублей.
Единица продукта А (цена 1500р.) | Единица продукта В (цена 1000р.) | Суммарный доход, т.р. |
12000=8*1500+0 12000=9000+3000 12000=6000+6000 12000=3000+9000 12000=0+12000 |
Изобразим бюджетную линию графически; ее наклон зависит от отношения цены товара В к цене товара А.
Каждая точка этой прямой показывает – какое количество товара А (апельсины) и товара В (бананы) может приобрести потребитель, располагая фиксированным доходом 12000р. и, тратя его полностью на покупку этих двух товаров при условии, что цены на апельсины и бананы не меняются.
Расположение бюджетной линии зависит от :
1. величины денежного дохода;
2. изменения цен на товары.
Снижение денежного дохода при условии, что цены на товары останутся неизменными приводит к параллельному смещению бюджетной линии влево, соответственно увеличение денежного дохода приводит к смещению бюджетной линии вправо.
Если цены на оба товара будут изменяться пропорционально, т.е. увеличиваться или уменьшаться в одно и то же количество раз, то бюджетная линия также будет параллельно перемещаться соответственно влево или вправо.
Если доход и цены одновременно пропорционально изменятся, то положение бюджетной линии не изменится.
Если цены на товары станут меняться не пропорционально по отношению друг к другу, то это приведет к изменению наклона бюджетной линии.
Бюджетные линии дают ответ на вопрос: что может приобрести потребитель, имея определенный денежный доход с учетом сложившихся цен на товары. Информацию о предпочтениях потребителя дают кривые безразличия. Кривые безразличия показывают, что хочет приобрести потребитель на определенный денежный доход. Они демонстрируют все возможные комбинации продуктов А и В, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребностей или полезностей.
Точки на кривой представляют одинаковые по полезности потребительские наборы двух благ. Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем больше удовлетворения приносят представленные ее комбинации двух благ. Множество кривых безразличия называют картой кривых безразличия.
Комбинация, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке, лежащей на наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия. На рисунке, комбинация, максимизирующая полезность потребителя или равновесная комбинация продуктов А и В окажется в точке Z, в которой бюджетная линия касается кривой У2. Отсюда следует, что при данной сумме денежного дохода (12000руб.), потребитель максимально удовлетворит свои потребности в апельсинах и бананах, приобретая 4 единицы продукта А, по цене 1500руб. и 6 единиц продукта В, по цене 1000руб.