Кросс бордер что это
Что такое кроссбордер и как с ним работать?
Сегодня практически все знакомы с такими крупными игроками на рынке e-commerce как Aliexpress, Amazon или Iherb. Клиентами данных онлайн-площадок становятся сотни людей ежедневно, а объемы ввозимых в Россию заказов исчисляются сотнями тысяч.
Для отечественных предпринимателей трансграничная торговля тоже является интересным направлением развития, например привлечение на свои онлайн-площадки новых зарубежных марок, а также расширение собственного ассортимента без увеличения затратной части.
Однако в силу того, что схема работы кроссбордер представляет собой большой набор элементов и процессов для большинства участников рынка она выглядит достаточно запутанной и сложной. Рассмотрим основные моменты подробнее.
Для успешно проведенной продажи по схеме трансграничной торговли необходимы следующие элементы:
Зачастую доставкой и растаможкой посылок занимается одна и та же компания.
Исходя из вышеперечисленно становиться понятно, что сама схема трансграничной торговли включает в себя огромное количество механизмов, которые должны слаженно работать между собой. В связи с чем очень часто при попытке организовать данный канал сбыта продавцы и поставщики сталкиваются с огромным количеством вопросов, подводных камней и процессов.
Но главным вопросом для иностранных производителей в трансграничной торговле является канал сбыта. Где найти крупную онлайн-площадку, которая была бы хорошо известна российскому покупателю и осуществляла доставку товаров в РФ?
Третий путь, которым идут международные компании –поиск маркетплейса работающего с международными поставщика и широко известного на российском рынке. Данные площадки, бесспорно, являются более привычными и понятными для конечного покупателя и имеют хорошо узнаваемый бренд. Но подводные камни бывают и здесь. Чаще всего, не смотря на крупный рынок сбыта, международный опыт и аудиторию и общение с конечным покупателем – логистическая сторона вопроса ложится на плечи продавца, при этом должна быть включена в стоимость товара на сайте, цены за товар должны быть указаны в рублях, а получение средств за отправленный заказ происходить с большой отсрочкой. При отсутствии международного опыта в кроссбординге выставить цену за товар становится очень сложно.
Так в чем же преимущество использования канала трансграничной торговли?
Специалисты нашей компании имеют большой опыт работы с экспресс-грузами и помогут разобраться в таких вопросах, как доставка товаров из-за границы, таможенное оформление посылок и организация “последней мили”.
Будущее e-commerce — кроссбордер
Несмотря на разговоры о торговых войнах, протекционистских тарифах и санкциях, глобализация бизнеса — это джинн, которого нельзя вернуть обратно в бутылку. Сегодня компании имеют столько возможностей выходить на зарубежные рынки практически без барьеров, сколько не было у бизнеса никогда ранее.
Кроссбордер e-commerce — это трансграничная торговля, которая дает возможность всем тем, у кого есть товар в одной стране, продавать его, по сути, по всему миру. Не нужно отправлять товары на склад Amazon, или в другие страны. Можно хранить его в стране до момента непосредственной продажи, а потом отправить покупателю почтой.
Что это дает компаниям? Во-первых, вы увеличиваете свою клиентскую базу. Согласно исследованию Pitney Bowes, две трети потребителей в мире уже совершили трансграничные покупки в 2018-м году, а 32% делают это ежемесячно. По прогнозам экспертов, к 2025 году объем розничной торговли через границу достигнет 1,6 трлн. долл. В РФ в том же 2018-м году трансграничная торговля занимала треть от общего e-commerce, и составляла порядка 363 миллиардов рублей. Объем рынка за 2016 — 2018 годы вырос в 2 раза, и продолжает стремительный рост.
Во-вторых, кроссбордер дает новые возможности для бизнеса. Особенно четкие эти перспективы сейчас, во время кризиса, связанного с Covid. С одной стороны, покупатель во всем мире ищет возможности сэкономить и более открыт к предложениям из других стран. С другой стороны, российский бизнес ищет выходы на зарубежные рынки. Он видит острую потребность в масштабировании, потому что столкнулся с экономическими проблемами внутри страны.
По нашей статистике Scallium, 71% товаров покупают в Китае, в США, в Британии и Германии. Именно эти страны больше остальных любят модель кроссбордер торговли и готовы с ней работать. 65% всех продаж прошли через Amazon, Alibaba и eBay. Но, пожалуй, главный интерес вызывают остальные 35%, которые не относятся к гигантам. И это колоссальный объем рынка!
Важно, что 87% покупателей довольны теми товарами, которые они покупают за рубежом. Есть много предрассудков: товар идет долго, он не всегда должного качества и так далее. Тем не менее, 87% отметили свой положительный опыт таких покупок.
Мы сделали анализ российских компаний, которые продают в США. И вот что они продают:
Это всего 20 магазинов и только на Etsy. А Etsy — это в объемах кроссбордер продаж в США всего 6%. Представьте, сколько продается на других площадках.
Чеки, за которые вы сможете продать свой товар на этих рынках, по нашим оценкам, примерно на 40% выше, чем в России. Это очень важно понимать, потому что вы можете, с одной стороны, дифференцировать свои каналы продаж, с другой — найти более эффективный канал.
Вот страны, куда наши ребята отправляли в прошлом году свои товары: США, Британия, Беларусь, Казахстан, даже Япония есть. То есть это уже протоптанная дорога, в эти страны уже можно отправлять свои товары.
Какие конкурентные преимущества есть у российского поставщик? Если вы хотя бы половине из них соответствуете, вам стоит попробовать:
Нужно понимать, что если вы просто купите какой-нибудь товар в Китае, привезете его в Россию, и отсюда будете продавать его по этой модели, то стать супер-успешным сложно. Но если вы сами здесь запустите свое производство, либо найдете здесь крафтовых производителей, и сможете с ними построить такой формат взаимодействия, тогда у вас есть хороший шанс развить свой бизнес и приумножить свой капитал.
По сути, это пока что новая модель для региона. Мы знаем B2C, уже давно изучили B2B. А это модель M2C: «merchant to customer». Когда я, как продавец, не имея своей витрины, имею возможность доставить свой товар напрямую конечному клиенту. И это та модель, благодаря которой маркетплейсы сейчас активно развиваются в том числе в трансграничной торговле.
Конечно, не все так безоблачно. Есть и барьеры в развитии кроссбордер e-commerce. Очень важно обратить на них внимание.
Барьеры в развитии модели кроссбордер
Диспут – это важная история. Если вы в штатах на условном Shopify или Amazon получите 5 негативных отзывов – вас просто отключат. Если придет хотя бы 2 негативных отзыва в платежную систему, через которую вы работаете с заказчиком, платежная система вас тоже отключит. Разбираться потом долго и дорого.
В развитых e-commerce рынках высокие стандарты качества. Это ключевая история на которую нужно обратить внимание. Но если вы им будете следовать, то довольно таки быстро получите желаемый объем продаж.
Ну и еще один момент связан с языком. Когда вы продаете в другие страны, вам нужно понимать некоторую ментальность. Есть большая разница между работой с российским покупателем и с американским, или канадским, или британским. Есть нюансы, которые как раз упираются в языковый барьер. Поэтому важно начинать свой путь в кроссбордер именно с англоязычного контента. Важно это сделать хорошо, чтобы для американского клиента ваши товары не выглядели как для нас сейчас товары с Amazon, которые переведены коряво.
Если кроссбордер вам интересен, призываем вас сделать две вещи:
Александр Шуркаев, руководитель кросс-бордера в «Яндекс.Маркете»: «Кросс-бордер дополняет e-commerce, потому что во всем мире есть тенденция покупать из-за границы»
Александр Шуркаев из «Яндекс.Маркета» ответил на вопросы о кросс-бордере, рассказал о планах «Яндекса» и назвал 5 ключевых трендов в глобальном e-commerce.
Александр, как вы оцениваете интерес зарубежных интернет-магазинов к размещению на «Яндекс.Маркете»?
С точки зрения импорта товара из-за границы интерес у партнеров повышенный. В первую очередь, у азиатских. С середины-конца прошлого года интерес появился у европейских и американских компаний. Похоже, они видят потенциал в изменении экономической ситуации в России и возвращаются после кризиса 2014 года.
При этом есть интерес и со стороны потребителей. Мы делали исследование совместно с GfK и результаты воодушевляют. Потребители стали больше заказывать и больше платить. В первую очередь, в азиатских магазинах, которые им сейчас интересны.
Какие товары из зарубежных интернет-магазинов пользуются наибольшим спросом в «Яндекс.Маркете»?
В иностранных магазинах можно выделить такие категории товаров, как одежда, обувь и аксессуары. Есть товары, которые уникальны и не представлены в России, и люди покупают их. Причем покупают по разным моделям — и CPA, и CPC.
Товары с большим весом и габаритами в зарубежных магазинах редко берут — бытовая техника может стоить 5000 рублей, а доставка — ещё 2000 рублей. Итоговая цена непривлекательна. Поэтому бытовую технику покупают в локальных магазинах, а в зарубежных в топе находится одежда.
Расскажите подробнее про модели: CPA — внутри «Маркета», CPC — вне «Маркета»?
Модели принципиально разные. CPC призвана помочь потребителю определиться с товаром. CPA помогает определиться и купить. CPC на «Маркете» существует с момента создания сервиса, а CPA — относительно новая модель.
Какая из моделей больше востребована на зарубежных рынках?
Европа и Америка исторически склоняются в сторону CPC-модели, поскольку зачастую у них сильные бренды. Им важно, чтобы потребитель понимал, что покупает в сильном брендовом магазине — это удерживает аудиторию и сохраняет лояльность.
В Азии всё иначе. У них интернет-магазины достаточно сложные для восприятия нашей целевой аудиторией — плохо переведены. В итоге при переходе с Маркета на сайты магазинов конверсия в покупку получается низкая, и все недовольны: мы не получаем выручку, мерчант не получает заказы, а потребитель остается без товара. Поэтому мы развиваем свою модель CPA с покупкой внутри «Маркета» и считаем, что для азиатских партнеров эта модель наиболее релевантна.
Как «Яндекс.Маркет» планирует развиваться в направлении кросс-бордера?
Активно. Это точно. Кросс-бордер — одно из фокусных направлений для «Маркета», и мы сейчас расширяем команду. Подробные планы сейчас не могу озвучить, но трансграничная торговля — важная часть стратегии развития «Маркета». Сейчас ищем ребят, которые будут нам помогать с категорийным менеджментом, продажными операциями, анализом поведения потребителей.
Безусловно, у нас есть ряд инструментов для этих задач, но на «Маркете» изначально были локальные магазины, поэтому инструменты нужно приспособить под кросс-бордер.
Будете увеличивать количество трансграничных игроков на «Яндекс.Маркете»?
Перед нами стоит другая задача — увеличение товарооборота. Такую цель можно достигать разными способами. Например, увеличить количество партнеров и ассортимент и тем самым повысить количество продаж. Другой вариант — работать с чеком: увеличивать его или, наоборот, снижать. Обе стратегии могут повысить товарооборот, который является для нас наиболее важным критерием.
Как относитесь к мнению, что кросс-бордер мешают российскому e-commerce?
Я бы сказал, что кросс-бордер дополняет e-commerce, потому что во всем мире есть тенденция покупать из-за границы. Всё больше компаний начинают следовать слогану «Stay local, sell global».
В России пока недоступны товары из некоторых интернет-магазинов с отличным ассортиментом, причем необязательно по экономическим или юридическим соображениям. Мы хотим это исправить. Есть страны, которые хороши в производстве определенных товаров : Италия хорошо производит кожу, Китай научился делать классные гаджеты. Почему бы нам не сделать производителя ближе к потребителю? Это хорошо для всех.
Мы хотим дать пользователям Маркета максимально широкий ассортимент товаров из тех, что есть в России и в мире.
Но у кросс-бордера есть определенные сложности. Самая очевидная — долгая и не всегда надежная доставка. Посылки теряются, задерживаются на почте или на таможне. А бывает и так, что человек ждет посылку через 2-3 недели и уезжает на это время в отпуск. Посылка приходит через 6 дней, не дожидается владельца и отправляется обратно, либо даже утилизируется. Редко, но бывает.
Редкая проблема — низкое качество сервиса иностранного магазина. Оно может отличаться от ожиданий нашего потребителя. Некоторые интернет-магазины привозят покупателю одежду на дом и ждут, пока он примеряет. Если что-то не подошло, возвращает. Это уникальная история в России — такого за рубежом не бывает. Подобное не очень хорошо для бизнеса, но это уже такой стандартный паттерн в торговле одеждой.
Почему не очень хорошо? Разве не увеличивается лояльность?
Увеличивается, конечно, но не просто так — свою лояльность оплачивает сам потребитель. Доставка одежды на дом — это расходы: на саму доставку, на возврат товара, который не подошел, на пересортировку и прочее. Это повышает стоимость одежды — иначе не получится быть рентабельным. В итоге покупатель переплачивает.
В кросс-бордере всё конкретнее: выбрали, оплатили, ждете доставки.
В России есть тенденция к более жесткому регулированию интернет-торговли. Как думаете, к чему это может привести?
Это вопрос не про личные покупки, а скорее про законы рынка. Закон о дистанционной торговле и закон о защите прав потребителей пересматриваются и корректируются. На мой взгляд, упорядочивание рынка в целом необходимо.
С точки зрения регулирования мы находимся где-то в золотой середине, что хорошо для рынка, и для потребителя. Чрезмерное регулирование способно затормозить развитие электронной торговли.
Наши потребители любят зарубежные интернет-магазины. Что нужно сделать отечественным, чтобы переманить клиентов?
Полагаю, нужно выделяться с точки зрения очевидных физических преимуществ. Например, высокой скоростью доставки и знанием локальных трендов. У российских магазинов лучше понимание аудитории и качественнее сервис за счет общения на русском языке. Российский магазин может позволить себе филиал в регионах, а не только в Москве.
Сам я покупаю за рубежом как минимум потому, что работаю с иностранными магазинами. Как потребитель оцениваю их, получаю инсайты, которые потом использую в работе. И я уверен, что у российских магазинов есть все основания быть лучше иностранных в ряде аспектов.
Есть ли у иностранных магазинов какие-нибудь неочевидные проблемы помимо сроков доставки?
В кросс-бордере сложнее вернуть товар — это приходится делать за свой счет, а иногда в магазине просто не предусмотрен возврат. Другая проблема — качество контента сайтов. На азиатских сайтах не всегда понятно название или описание товара. Но тогда это элемент развлечения, и некоторые покупают именно в зарубежных магазинах, потому что получают от этого удовольствие.
Люди в основном уже понимают нюансы покупок в иностранных магазинах. Видят цену на 30% ниже, чем в локальном магазине, но не уверены, что придет именно то, что нужно. Принимают решение и делают покупку — особенно, если товар стоит 150—200 рублей или еще меньше. Пришло, что нужно — супер. Пришло что-то не то — это риск, на который покупатель пошел сознательно.
Можете ли выделить 5 ключевых трендов в глобальном e-commerce?
Глобальные тренды достаточно интересные. Например, дополненная реальность. Некоторые магазины в России уже обустраивают помещения и дают покупателю возможность вживую прочувствовать, что это такое.
Если говорить про более приземленные вещи, это автоматизация и персонализация. Когда автоматизируешь бизнес, его проще масштабировать.
Что касается персонализации — с помощью машинного обучения создаем персонализированные ленты для пользователей. Робот подстраивается под профиль потребителя и смотрит, где он находится, чем интересовался, что покупал раньше. Сам тренд старый, но он очень важен и продолжает развиваться. Все крупные компании инвестируют в улучшение персонализации.
Еще один тренд — voice shopping. Это покупка голосом с помощью устройств вроде Amazon Echo. В Америке тренд популярен — у Google уже около 20 % поиска осуществляется голосом. Людям удобнее взаимодействовать с сетью, не нажимая кнопок. Человек приходит домой уставший и говорит смартфону: «заказать пиццу». В ресторане получают заказ и уже знают адрес и платежные данные клиента — не нужно ничего диктовать. В Китае появляются подобные разработки — они адаптированы для местного рынка, потому что ни Amazon, ни Google не понимают китайский язык на должном уровне.
В Азии есть другой глобальный тренд — Super-apps. Это приложения, которые включают в себя массу функций. Яркий пример — WeChat. Там есть блоги, чаты и любой e-commerce от заказа суши или такси до покупки брендовых вещей. «Билайн» делает нечто подобное, и эта тенденция может быть применима в России, но пока что у нас мессенджеры стоят отдельно от заказа такси.
Кроссбордер в поисках баланса
Стирая границы
Площадки электронной коммерции агрегируют огромные выборки товаров и услуг, делают ценообразование и сравнения более прозрачными. А дальнейшее развитие цифровых платформ, логистических технологий и способов обработки данных будет сокращать трансграничные транзакционные издержки, в том числе таможенное оформление посылок, и стимулировать развитие международной электронной коммерции, отмечают в MGI.
С одной стороны, электронная торговля стирает границы между странами и позволяет, по сути, любому, даже небольшому, бизнесу выйти на международный рынок. С другой — заставляет власти искать новые подходы к регулированию коммерческих потоков, чтобы обеспечить равные возможности для местных и зарубежных игроков, и пересматривать принципы налогообложения компаний, оказывающих заметное экономическое влияние, но при этом не имеющих физического представительства в стране.
В частности, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала «План противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения» (BEPS), который в 2015 году одобрили лидеры стран ОЭСР и G20. Он предполагает ряд мер, нацеленных на борьбу с уходом от налогов крупнейших международных компаний, контроль за трансграничными операциями и противодействие схемам налоговых оптимизаций. Например, в рамках реализации этого плана ЕС начиная с этого года обяжет электронные торговые площадки с годовым оборотом поставок свыше €10 тыс. обеспечивать уплату НДС на товары, ввозимые из-за границы Евросоюза. Выработкой собственного подхода к налогообложению трансграничной электронной торговли занимаются и в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), однако пока консенсуса по этому вопросу евразийской пятерке достичь не удалось.
В России самая высокая доля населения, совершающего трансграничные покупки, отмечают в международной Ecommerce Foundation.
Учет и контроль
По данным завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрия Завьялова, в трансграничной торговле в российской электронной коммерции участвуют по меньшей мере 22 млн покупателей, которые получают 350 млн посылок в год. И это, по его словам, является предметом беспокойства как для государства, так и для бизнеса, «рассматривающих зарубежные покупки россиян как очевидную слабо контролируемую конкурентную силу».
Зарубежные интернет-продавцы, как правило, имеют конкурентные преимущества за счет грамотно организованных бизнес-процессов, логистики, говорит Дмитрий Завьялов. Кроме того, иностранные продавцы в отличие от российских не могут предложить покупателям быструю доставку товара и оплату при получении, поэтому низкая цена остается их единственным преимуществом. Иностранные интернет-магазины иногда даже дотируют доставку товара себе в убыток, чтобы зайти на российский рынок, отмечает руководитель кластера «Электронная коммерция» РАЭК Иван Кургузов.
«Границы постепенно стираются, ретейл объединяется с производством, и суровая и срочная необходимость — выравнять условия для компаний, у которых и продавец (юридически и физически), и покупатель находятся в России, и компаний, у которых физического и/или юридического присутствия в России нет», — уверен Иван Кургузов.
По словам первого заместителя ФТС России, вице-председателя совета Всемирной таможенной организации Руслана Давыдова, число международных почтовых отправлений, обрабатываемых российской таможней, выросло с 2011 по 2018 год в 30 раз, с 11 млн до 340 млн. «Отсутствие полноценного контроля в данной сфере делает ее фактически беспошлинной для иностранных государств, что влечет за собой финансовые потери в отечественном секторе», — заявил чиновник.
По словам главы комитета Госдумы по бюджету Андрея Макарова, только в 2017 году неурегулированность трансграничной интернет-торговли принесла России убытков на 130 млрд руб., а при сохранении существующих тенденций к 2020 году эта сумма может достичь 3 трлн руб.
Дискуссия о несправедливом конкурентном преимуществе иностранных игроков перед российскими, вынужденными уплачивать налоги, и недополученных доходах бюджета в России идет не первый год.
В 2017 году с инициативой введения НДС для зарубежных интернет-магазинов выступила ФАС, Минфин не исключал, что норма может вступить в силу уже в 2018–2019 годах, однако эта инициатива так и осталась под сукном — в отличие от так называемого налога на Google, обязавшего взимать 18-процентный налог с операций, проводимых иностранными ИТ-компаниями в интернете. Изначально эта обязанность ложилась на плечи покупателей — юридических лиц, которые выступали в роли налогового агента, однако с 1 января нынешнего года иностранные компании должны встать на налоговый учет и уплачивать НДС самостоятельно. Впрочем, как пишут «Ведомости» со ссылкой на проект письма ФНС, налоговый орган готов пойти на уступки бизнесу и вернуться к старым правилам.
Опустить планку
Регулирование импорта товаров решено было направить по другому пути: с 1 января 2019 года произошло двукратное снижение порога беспошлинной торговли. Теперь заплатить 30-процентную пошлину придется за зарубежную покупку, стоимость которой превышает €500 (прежний лимит — €1000), а вес — 31 кг. Данное решение было принято всеми странами — членами ЕАЭС. «На наднациональном уровне устанавливается только верхняя граница минимумов, сами страны вольны устанавливать минимумы ниже верхней границы. При этом наиболее активную позицию в данном вопросе занимает Республика Беларусь, что привело к неоднозначным последствиям», — говорит завлабораторией развития налоговой системы Института экономической политики им. Гайдара Наталья Корниенко.
Действительно, Минск несколько лет назад установил планку беспошлинного ввоза на уровне €22, однако в результате бюджетные сборы выросли незначительно (по данным ЕЭК, средняя стоимость посылки из-за границы союза не превышает эту сумму), государственный почтовый оператор «Белпочта» пожаловался на убытки в 4,6 млн белорусских рублей ($2,1 млн по тогдашнему официальному курсу). При этом вырос поток серого импорта, ввозимого через страны Таможенного союза с более высоким порогом беспошлинного ввоза.
«Нужно не пытаться закрыть внутренний рынок, а помочь развитию отечественных цифровых маркетплейсов, открыв им доступ к зарубежному потребителю. На сегодняшний день наши интернет-продавцы делают только первые шаги по выходу на зарубежные рынки», — говорит Дмитрий Завьялов.
В рамках ЕАЭС этому может способствовать создание открытой платформы для ведения внешнеэкономической деятельности в рамках реализации цифровой повестки союза. Ее создание в декабре поддержала рабочая группа по нормативному регулированию при АНО «Цифровая экономика», сообщил ее глава Дмитрий Тер-Степанов. «Такая платформа позволит клиентам получать в электронном виде любые сервисы по логистике, перевозке, страхованию, таможенным операциям, финансовому обеспечению внешнеторговых сделок, получению разрешительных документов, взаимодействию с госорганами, предоставлению отчетности», — отметил он. Среди других поддержанных инициатив — запуск единого стандарта раскрытия и доступа к информации, необходимой для принятия бизнес-решений и уменьшения рисков. Кроме того, ЕЭК уже приступила к разработке концепции согласованной налоговой политики в сфере электронной торговли стран евразийской пятерки — там рассчитывают, что это поможет бороться с уклонением от налогов и создаст справедливые конкурентные условия для электронной торговли между странами. 
Отечественные покупатели задают темп
Российский сектор e-commerce, по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), остается один из самых динамичных в цифровой экономике страны, несмотря на то что темпы его роста несколько замедлились из-за общего снижения покупательной способности. Его объем в прошлом году вырос на 16% и достиг 2 трлн руб. Число заказов в российских интернет-магазинах за последние пять лет выросло в 2,5 раза и за прошлый год — на 25% по отношению к 2017-му. Таким образом, динамика покупок в отечественных онлайн-магазинах сравнялась с темпом роста числа заказов в иностранных интернет-магазинах (25%). «Опережающий рост кроссбордера закончился», — констатируют в РАЭК.
По данным Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), темпы роста трансграничной торговли продолжают опережать рост внутренней, но разрыв действительно сильно сократился: если в 2016 году зарубежные игроки демонстрировали прирост на 30% в год, а отечественные — только на 6%, в 2018 году — 20 и 16% соответственно. При этом трансграничная торговля демонстрировала те же тренды, что и внутрироссийская, — рост числа заказов при сокращении средней суммы чека. Доля российских интернет-магазинов в объеме рынка электронной торговли, по данным НАДТ, достигает порядка 76%, более 24% приходится на зарубежные.
Оценки объемов рынка и числа покупателей несколько расходятся в зависимости от методик и анализируемых показателей. Однако очевидно, что россияне тяготеют к возможности совершать покупки за рубежом, не выезжая из страны.