Кружок что где когда для детей
Образовательная программа дополнительного образования «Что? Где? Когда?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ « Лицей г.Уварово им. А.И.Данилова»
ИНН 6830003915, КПП 683001001, ОГРН 1056829384237
Образовательная программа дополнительного образования «Что? Где? Когда?»
Срок обучения – 1 год.
Макарова Людмила Николаевна
МБОУ «Лицей г.Уварово им. А.И. Данилова»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей г.Уварово
Сведения об авторах
Макарова Людмила Николаевна, старший воспитатель, педагог дополнительного образования
Сведения о программе
Закон РФ «Об образовании»
Положение об учреждениях дополнительного образования
Концепции модернизации российского образования на период до 2016г.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10(зарегистрированного в Минюсте РФ 03.11.2011г. №19993)
Дополнительное образование, внеурочная деятельность
Возраст обучающихся по программе
Формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие –важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений. Развитие интеллектуальных возможностей дает не только успешность в учении, но и помогает осознанию своего внутреннего мира, своих возможностей. Воспитание интеллекта ребенка требует всестороннего развития его познавательных способностей, но в особенности развития мышления. Воспитание интеллекта – одна из центральных задач всестороннего гармонического развития личности.
При проведении школьных уроков выпадает большой объём познавательного материала, который должен расширять кругозор обучающихся и развивать их мышление, умение ставить цели, выдвигать гипотезы исследований.
Образовательная направленность занятий в рамках программы «Что? Где? Когда?» связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к знаниям, развитием их любознательности, повышением их познавательной мотивации.
Актуальность программы в развитии познавательных интересов, читательской активности, логического мышления, создании условий для самореализации, воспитании гармонически развитой личности.
Педагогическая целесообразность заключается в привлечении детей к интеллектуальному творчеству, создании установки для получения новых знаний. Программа объединения «Что? Где? Когда?» способствует развитию и поддержке интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия являются источником мотивации учебной деятельности обучающихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируют такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развивают эстетические чувства, формируют творческие способности.
Программа направлена на достижение следующей цели :
• Создание условий для интеллектуального развития детей, их коммуникативной, творческой самореализации.
• Формирование культуры общения детей, развитие коммуникативных навыков.
• Развитие логического мышления
• Формирование опыта, умений и навыков участия в интеллектуальных играх, работы в команде
• Формирование эрудиции и культуры мышления учащихся
• Реализация творческого потенциала личности.
Отличительные особенности данной программы в том, что содержание и система занятий направлены на развитие личности через формирование у учащихся поискового типа мышления, творческих способностей. Участие в интеллектуальных играх создает предельно широкий фронт для познания, самостоятельной деятельности и реализации творческого потенциала учащихся, начиная от приобретения конкретных знаний о различных предметах, выходящих за рамки школьной программы, до самостоятельного исследования. В ходе игры приобретаются навыки анализа и синтеза, формируются умения работы в команде, расширяется кругозор учащихся.
Работа объединения ведется в направлениях:
Подбор литературы для игр, отбор материалов для вопросов,
составление вопросов. Знакомство с новыми читательскими технологиями,
технологиями мозгового штурма.
игры «Что? Где? Когда?»
Программа «Что? Где? Когда?» рассчитана на учащихся 12-14 лет при сроке реализации 1 год и 1-часовой недельной нагрузке. На реализацию программы отводится 35 часов в год.
Формы и методы работы:
— индивидуальная и групповая форма;
— работа с научно-популярной литературой, цифровыми ресурсами.
Ожидаемые результаты от реализации программы:
— повышение мотивации к учебной деятельности учащимися,
— повышение познавательной активности,
— реализация интеллектуально-творческого потенциала подростков посредством участия в конкурсах разных уровней,
— успешная социализация выпускников
— становление интеллектуальной личности с активной жизненной позицией
По окончании курса дети приобретут навыки позитивного общения, свободного высказывания и отстаивания своей точки зрения, научатся слушать собеседника, концентрировать внимание на поставленной задаче, эффективно взаимодействовать друг с другом для выработки общего решения, работать со словарями и энциклопедиями, самостоятельно составлять вопросы и задания для интеллектуальных игр и уметь организовывать их, различать формы интеллектуальных игр, знать условия
каждой игры и соблюдать её правила.
Основным средством проверки результатов деятельности учащихся являются итоговые интеллектуальные игры, где они используют полученные знания и навыки участия в интеллектуальных играх.
1. Введение в игру. (1 ч) Особенности игры «Что? Где? Когда?». Нормы поведения в интеллектуальном клубе и кодекс чести знатока. Правила игры. Поведение каждого в команде. Командный дух. Роль и действия капитана.
2. Компоненты успешной игры. (3 ч) Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление. Внимание к деталям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Скорость реакции. Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции. Примеры применения каждого компонента успешной игры. Игровые пробы.
3. Техника мозгового штурма. (2 ч) Правила мозгового штурма. Проведение мозгового штурма в разных проблемных ситуациях — практические занятия. Игровые пробы.
4. Составление вопросов к играм. (6 ч) Вопросы к игре и их особенности. Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. Использование научно-популярных журналов, художественной литературы для составления вопросов. Игры с использованием самостоятельно разработанных вопросов. Составление тематических вопросов. Игровые пробы.
5. Разбор вопросов по темам (11ч) Разбор вопросов по темам «Мировая художественная культура», «Великие изобретатели», «Географические открытия», 2Страны и континенты», «Кинематограф», «Загадки Вселенной», виртуальная экскурсия «Третьяковская галерея», «Эти удивительные животные», «Музеи мира», «Первые в космосе», «Планета насекомых».
6. Занимательные вопросы (2ч) Вопросы из пословиц, загадок и сказок.
7. Игры «Что? Где? Когда?». (10 ч) Тренировочные игры «Что? Где? Когда?». Тематические игры «Что? Где? Когда?»: «Страницы российской истории»; «Мировая художественная культура»; игра «Верю-не верю», Подведение итогов. Диагностика.
Игра «Что? Где? Когда?» для начальной школы. Вопросы и ответы
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для младших школьников. Конспект
Цель: развитие интеллектуальных способностей, творческой инициативности, активности; воспитание дружеских отношений в игре.
Ход игры
Участники команды сидят за круглым столом, на столе разложены вопросы. Крутится волчок, игроки отвечают на вопрос, тем самым зарабатывают количество очков.
Литература (10 очков).
2. Возлюбленная пушкинского Руслана. (Людмила.)
3. Герой произведения Агнии Барто, которому оторвали лапу. (Мишка.)
4. Оруженосец Дон Кихота. (Санчо Пансо.)
Астрономия (15 очков).
2. Он является зодикальным бычком. (Телец.)
3. Небесное тело с прической. (Комета.)
Зоология (15 очков).
1. Он не потеет, и поэтому возникают проблемы с перегревом тела. Вот тут-то его выручают огромные уши. (Слон.)
2. Людской порок, приписываемый ослам. (Упрямство.)
3. Подсадная птица. (Утка.)
Команда выбирает песню, которую хочет прослушать.
География (20 очков).
1. Крупнейшая в мире пустыня. (Сахара.)
3. В какую форму рельефа, судя по поговорке, можно броситься с места. (Карьер.)
Ботаника (20 очков).
1. Этот овощ, с которым в песенке сравнивают кузнечика, люди едят уже более 60 веков. (Огурец.)
2. Корнеплод, раскрасневшийся от каротина. (Морковь.)
3. Из нее делают попкорн. (Кукуруза.)
Химия (25 очков).
1. Вещество в газообразном состоянии, образованное из жидкости. (Пар.)
3. Металл, из которого, как считают поэты, сделаны тучи. (Свинец.)
Мифология (25 очков).
1. Крылатый конь Зевса, от удара которого забил чудесный родник, дающий вдохновение поэтам. (Пегас.)
2. Одноглазый великан у древних греков. (Циклоп.)
3. Этот мифический фракийский певец спустился в Аид, I чтобы вернуть любимую жену Эвридику. (Орфей.)
Музыка (30 очков).
1. Дирижерский костюм. (Фрак.)
2. Звуков этого инструмента очень боялся в детстве Моцарт. (Труба.)
Спорт (35 очков).
1. Спортивный переходящий приз. (Кубок.)
Вопросы зрителей (50 очков).
1. Живописно разбросанные на столе цветы, битая дичь, кухонная утварь. (Натюрморт.)
2. Что на Руси называют вторым хлебом. (Картофель.)
Вопрос-сюрприз (100 очков).
Вносится красиво оформленная коробочка. Отгадать, что находится внутри нее.
1. Благодаря высокому содержанию пектина этот очень популярный фрукт слывет отличным средством укрепления стенок сосудов. (Яблоко.)
Блицвопрос (150 очков).
2. Тренируем быстроту реакции. За 1 минуту вставить пропущенные буквы так, чтобы у вас получились нарицательные имена существительные.
. кон. гон. кот. пот. лет. ход.
Подведение итогов игры, награждение победителей.
Рабочая программа кружка «Что? Где? Когда?» (2-4 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
КРУЖКА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Срок реализации программы: 2013 – 2014г.
Составитель рабочей программы:
Путинцева Анна Владимировна,
учитель начальных классов
Значение, цели и задачи изучения курса:
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Вот почему учителя начальных классов должны
создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.
Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.
Данная рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа из расчёта 1 час в неделю.
Основная цель – подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам. Данная цель достигается через решение следующих задач :
— развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
— решение нестандартных логических задач;
— раскрытие творческих способностей ребенка;
— создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
— увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
— повышение интереса учащихся к предметам: математика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Программа способствует развитию следующих УУД:
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учеб ные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Приобретение опыта самостоятельного управления процессом решения творческих математических задач.
Программа курса внеурочной деятельности «Клуб интеллектуальных игр- «Что? Где? Когда?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Школа-сад №7»
Протокол № 1 от 27.08.2019
Зам. директора по ВР
Программа курса внеурочной деятельности «Клуб интеллектуальных игр-
Составитель программы : Насырова Рафида Муртазаевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория
Участники программы : учащиеся 8-9 классов
Срок реализации программы : 2 года
г. Ханты- Мансийск, 2019.
Программа разработана в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010 г. № 1897;
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-0190435;
Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Цель программы: с оздание условий для интеллектуального и духового развития детей, их коммуникативной, творческой самореализации.
• Формирование культуры общения детей, развитие коммуникативных навыков
• Развитие логического мышления
• Формирование опыта, умений и навыков участия в интеллектуальных играх, работы в команде
• Формирование эрудиции и культуры мышления учащихся
• Реализация творческого потенциала личности.
Общая характеристика программы Курс внеурочной деятельности «Клуб интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».
Данная программа направлена на интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка, на создание для него условий для творческой самореализации. Она представляет собой систему подготовки учащихся к интеллектуальным играм-викторинам. Содержание и система занятий направлены на развитие личности через формирование у учащихся поискового типа мышления, творческих способностей. Участие в интеллектуальных играх создает предельно широкий фронт для познания, самостоятельной деятельности и реализации творческого потенциала учащихся, начиная от приобретения конкретных знаний о различных предметах, выходящих за рамки школьной программы, до самостоятельного исследования. В ходе игры приобретаются навыки анализа и синтеза, формируются умения работы в команде, расширяется кругозор учащихся.
Работа клуба ведется в нескольких направлениях:
Подбор литературы для игр, отбор материалов для вопросов, составление вопросов. Знакомство с новыми читательскими технологиями, технологиями мозгового штурма.
Знакомство с городским клубом интеллектуальных игр.
Программа состоит из тематических и практических занятий, направленных на подготовку к участию в интеллектуальных играх. Занятия носят добровольный и развлекательный характер, состоят из трех частей: теоретической, практической на уровне образовательной организации и практической на муниципальном уровне. При подборе материала и выборе форм игры учитываются возрастные особенности детей. Длительность теоретических занятий — 40 минут (1 академический час), практических в школе — 80 минут (2 академических часа), практических занятий на муниципальном уровне – 160 минут (4 академических часа).
Актуальность программы в развитии познавательных интересов, читательской активности, логического мышления, создании условий для самореализации, воспитании гармонически развитой личности.
Формы проведения интеллектуальных игр:
По окончании курса дети приобретут навыки позитивного общения, свободного высказывания и отстаивания своей точки зрения; научатся слушать собеседника, концентрировать внимание на поставленной задаче, эффективно взаимодействовать друг с другом для выработки общего решения, работать со словарями и энциклопедиями, самостоятельно составлять вопросы и задания для интеллектуальных игр и уметь организовывать их, различать формы интеллектуальных игр, знать условия каждой игры и соблюдать её правила.
Предполагается, что обучающиеся расширят свои знания в различных областях науки, литературы и культуры, спорта.
Основным средством проверки результатов деятельности, учащихся являются итоговые интеллектуальные игры, где они используют полученные знания и навыки участия в интеллектуальных играх, а также результаты выступлений команды школы в играх городского клуба «Что? Где? Когда?»
Практические занятия в школе
Практические занятия на городе
Знакомство с библиотечным фондом
школы: энциклопедия, справочники, словари
Знакомство с общероссийским синхронным фестивалем интеллектуальных игр
Интеллектуальн ых игр»
Знакомство с правилами
Изучение энциклопедий в Интернете
Знакомство с городским клубом
Лекция «Как работать с
Решение логических задач
Доклад по тому энциклопедии
Участие в игре городского клуба
Доклад по тому энциклопедии
Участие в игре городского клуба
Доклад по тому энциклопедия
Участие в игре городского клуба
Доклад по тому энциклопедии
Участие в игре городского клуба
Доклад по тому энциклопедии
«Аванта +» «Культуры мира»
Участие в игре городского клуба
Доклад по тому энциклопедии
«Аванта +» «Культуры мира»
Участие в игре городского клуба
Доклад по тому энциклопедии
Участие в игре городского клуба
Доклад по тому энциклопедии
Участие в игре городского клуба
Доклад по тому энциклопедии
Участие в игре городского клуба
Знакомство со священными книгами
Участие в игре городского клуба
Заочная экскурсия «Праздники
Участие в игре городского клуба
Л e кция «Мифологические образы
Участие в игре городского клуба
Лекция «История Литературы.
Участие в игре городского клуба
Лекция «История слов и
фразеологизмов русского языка»
Участие в игре городского клуба
Участие в игре городского клуба
Лекция «История географических
Участие в игре городского клуба
Лекция «Великие изобретател и »
Участие в игре городского клуба
Лекция «Великие изобретател и »
Участие в игре городского клуба
Лекция «Ведущие музеи мира»
Участие в игре городского клуба
Заочная экскурсия «Музеи мира»
Участие в игре городского клуба
Виртуальная экскурсия «Эрмитаж»
Участие в игре городского клуба
Участие в игре городского клуба
Виртуальная экскурсия «Лувр»
Участие в игре городского клуба
Виртуальпая экскурсия «Древний
Участие в игре городского клуба
Виртуальная экскурсия « Древняя
Участие в игре городского клуба
История спорта, олимпийское движение
Участие в игре городского клуба
История спорта, олимпийское движение
Участие в игре городского клуба
Участие в игре городского клуба
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Всё обо всех. Популярная энциклопедия для детей. — М.: Филологическое общество «Слово»
Своя игра. — М.: Teppa 1997.
Хайчип Ю. Главная игра умных и весёлых. — Донецк: Сталкер 1998.
Хайчин Ю. Твоя игра. Новая книга для умных и весёлых. — Донецк: Сталкер 2001.
Энциклопедия для детей. — М.: Аванта+.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. — М.: ООО «Издательство ACT».
Рабочая программа кружка интеллектуальной игры «Что?Где?Когда?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан
Директор МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ
__________ С.В. Гаранина
Приказ № ___ от _________ 20__ г.
Варгановой Юлии Валентиновны
учителя МБОУ «Гимназия №25»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
на заседании кафедры
от «____»______________ 20___г.
2016-2017 учебный год
Заместитель директора по УР
Рабочая программа разработана на основе:
1. Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Закона «Об образовании в РТ» № 68- ЗРТ от 22.07.2013 года;
3. Приказа Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
4. Основной образовательной программы основного общего образования на 2015-2020 учебные годы МБОУ «Гимназия № 25» НМР РТ;
5. Плана дополнительного образования МБОУ «Гимназия № 25» НМР РТ на 2016-2017 учебный год;
6. Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Гимназия № 25» НМР РТ.
7. Авторской программы внеурочной деятельности А.Н.Александрова «Что? Где? Когда?»
Образовательная направленность занятий в рамках кружка «Что? Где? Когда?» связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к знаниям, развитием их любознательности, повышением их познавательной мотивации. Проведение предусмотренных программой тематических игр «Что? Где? Когда?» позволит педагогу акцентировать внимание школьников на ярких страницах отечественной и мировой истории и культуры. Также можно предоставить подросткам возможность самостоятельно организовать интеллектуальные викторины для учащихся младших классов, участвовать в городском этапе игр «Что? Где? Когда?», что позволит им приобрести и некоторый позитивный опыт социальной деятельности.
На реализацию программы отводится 70 часов, из расчёта 1 час в неделю с каждой группой и 2 часа в неделю общих практических занятий. В течение учебного года на занятия с группой отводится 17 часов, на общие занятия – 36 часов.
Цель данного курса: включение обучающихся в коллективно творческую деятельность, выявление и развитие способностей личности, эффективная реализация ее творческого и интеллектуального потенциала.
учить самостоятельно, искать и получать информацию из различных источников, уметь ее анализировать и критически мыслить;
развивать организаторские способности;
обучать детей уважительному и толерантному общению друг с другом;
способствовать формированию умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступком других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях;
стимулировать умение совершенствоваться в коллективе;
способствовать развитию индивидуальных особенностей ученика; создать условия для творческой деятельности учащихся в предпочитаемых ими областях знаний;
популяризовать науки через игровую деятельность.
Планируемые результаты освоения курса «Что? Где? Когда?»
— положительное отношение к исследовательской деятельности;
— широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
— интерес к новому содержанию и новым способам познания;
— ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
— способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
— внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
— выраженной познавательной мотивации;
— устойчивого интереса к новым способам познания;
— адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
— морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
— принимать и сохранять учебную задачу;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
— планировать свои действия;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
— адекватно воспринимать оценку учителя;
— различать способ и результат действия;
— оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
— вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
— выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
— осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
— высказываться в устной и письменной формах;
— ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
— владеть основами смыслового чтения текста;
— анализировать объекты, выделять главное;
— осуществлять синтез (целое из частей);
— проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— строить рассуждения об объекте;
— обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
— подводить под понятие;
— оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
— видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
— допускать существование различных точек зрения;
— учитывать разные мнения, стремиться к координации;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— договариваться, приходить к общему решению;
— соблюдать корректность в высказываниях;
— задавать вопросы по существу;
— использовать речь для регуляции своего действия;
— контролировать действия партнера;
— владеть монологической и диалогической формами речи.
Введение в игру. Нормы поведения в интеллектуальном клубе и кодекс чести знатока. Особенности игры «Что? Где? Когда?». Правила игры. Вопросы к игре и их особенности. Поведение каждого в команде. Командный дух. Роль и действия капитана. Первые игровые пробы.
Варианты игры: классическая игра, брейн-ринг (игра двух команд), спортивная игра (одновременная игра нескольких команд). Многообразие интеллектуальных игр. Игровые пробы.
Компоненты успешной игры. Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление. Примеры применения каждого компонента успешной игры. Игровые пробы.
Внимание к деталям. Выделение главного. Скорость реакции. Примеры применения каждого компонента успешной игры. Игровые пробы.
Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Примеры применения каждого компонента успешной игры. Игровые пробы.
Техника мозгового штурма. Правила мозгового штурма. Коллективный анализ каждого мозгового штурма. Игровые пробы.
Составление вопросов к играм. Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. Использование научно-популярных журналов, художественной литературы и кино для составления вопросов. Роль широкого кругозора и эрудиции в составлении вопросов. Ценность знания и преимущества эрудированного человека в игре и повседневной жизни. Игровые пробы.
Игра «Своя игра». «В мире интересного».
Игра «Поле чудес» «В мире сказок».
Социальные пробы. Самостоятельная подготовка, организация, проведение и последующий анализ членами клуба интеллектуальных викторин для младших школьников. Самостоятельная подготовка, организация, проведение и последующий анализ членами клуба турниров «Брейн-ринг».
Социальные пробы. Проведение турниров с внешкольными командами.