Кружок что где когда рабочая программа
Рабочая программа кружка «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №1 Бутурлиновского
муниципального района Воронежской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО учителей с зам.директора по ВР директор школы
«___»______2019 г. «___»______________2019 г. «___»____________2019 г.
_________/Дегтярева Н.Н./ _________/Самофал И.В./ _________/ Матвеев А.А./
руководитель ШМО зам.директора по ВР директор школы
кружковой деятельности по математике
«Интеллектуальный клуб « Что? Где? Когда? »
Программа разработана на основе учебного методического пособия Григорьева Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011..
Данный курс предназначен для учащихся 5 классов и рассчитан на 35 часов.
Планируемые результаты освоения кружка «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»:
социальной реальности и повседневной жизни:
— приобретение школьниками знаний об истоках нравственности человека, основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения;
— о правилах конструктивной групповой работы;
— об основах разработки социальных проектов и организации коллективной
— о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
логике и правилах проведения научного исследования.
нашего общества и к социальной реальности в целом:
— развитие ценностных отношений школьника к знаниям, науке и
— человеку, людям (иной этнической или культурной принадлежности), к
человеческой жизни вообще.
— учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности;
— публичного выступления по проблемным вопросам;
— опыт организации совместной деятельности с другими людьми.
Кружковая познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространённых видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативов, кружков, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности: экскурсий, олимпиад, викторин, исследовательских проектов, работы научных обществ учащихся, интеллектуальных клубов и т. п. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, постепенно переходим от простых результатов к более сложным.
Программа ориентирована на школьников 5-9 классов и может быть реализована с группой учащихся из разных классов и параллелей.
Воспитательная направленность занятий в рамках кружка «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к знаниям, развитием их любознательности, повышением их познавательной мотивации. Проведение предусмотренных программой тематических игр «Что? Где? Когда?» позволит акцентировать внимание школьников на ярких моментах из истории математики и ее научных открытиях. Также можно предоставить подросткам возможность самостоятельно организовать интеллектуальные викторины для учащихся младших классов, что позволит им приобрести и некоторый позитивный опыт социальной деятельности.
Содержание деятельности кружка
Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» (35 ч)
1. Введение в игру. (1 ч) Нормы поведения в интеллектуальном клубе и кодекс чести знатока. Особенности игры «Что? Где? Когда?». Правила игры. Варианты игры: классическая игра. Вопросы к игре и их особенности. Поведение каждого в команде. Командный дух. Роль и действия капитана. Первые игровые пробы.
2. Компоненты успешной игры. (1 ч) Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление. Внимание к деталям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Скорость реакции. Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции. Примеры применения каждого компонента успешной игры. Игровые пробы.
3. Техника мозгового штурма. (3 ч) Правила мозгового штурма. Проведение мозгового штурма в разных проблемных ситуациях — практические занятия. Коллективный анализ каждого мозгового штурма: чего удалось достичь команде, какие трудности встретились на пути, самооценка действий школьника во время мозгового штурма, оценка педагогом умения каждого школьника работать в команде. Игровые пробы.
4. Составление вопросов к играм. (2 ч) Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. Использование научно-популярных журналов, художественной литературы и кино для составления вопросов. Роль широкого кругозора и эрудиции в составлении вопросов. Ценность знания и преимущества эрудированного человека в игре и повседневной жизни. Самостоятельная домашняя индивидуальная работа школьников по составлению
вопросов к играм. Разбор составленных вопросов на занятиях. Игры с использованием самостоятельно разработанных вопросов.
5. Игры «Что? Где? Когда?». (7 ч) Тренировочные игры «Что? Где? Когда?». Тематические игры «Что? Где? Когда?». Клубный турнир «Что? Где? Когда?». Показательные игры «Что? Где? Когда?».
7. Социальные пробы. (1 ч) Самостоятельная подготовка, организация, проведение и последующий анализ членами клуба интеллектуальных викторин для младших школьников. Самостоятельная подготовка, организация, проведение и последующий анализ членами клуба общешкольного турнира «Что? Где? Когда?».
Содержание курса внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению обучающихся в возрасте 10-12 лет, рассчитана на 2 года(68 часов) и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
Вид программы: модифицированная, вариативная.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерства образования и науки Российской Федерации – М.: «Просвещение», 2011
Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях
Послание Губернатора Самарской области Губернской думе, Самара, 2013
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик учащегося средней школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание курса «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» отвечает запросам и потребностям обучающихся данной возрастной группы, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность, развивает навыки работы в группах. В рамках реализации данной программы внеурочной деятельности обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях немаловажное значение приобретает деятельность по развитию интеллектуальной стороны личности. Возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках «Интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?», базируются на том, что они связаны с удовлетворением важных для детей познавательных, социальных и интеллектуальных потребностей, так как цели и задачи исследовательской деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.
Исследовательская деятельность учащихся в рамках реализуемой программы организуется таким образом, чтобы обучающиеся могли развивать и формировать навыки работы с информацией с целью решения поставленных перед ними задач. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 10-12 лет.
Сроки реализации программы: 2 года.
Режим занятий : Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю продолжительностью 45 мин каждое. В каникулярное время проводятся, по мере необходимости, индивидуальные и групповые консультации, а также опытно-экспериментальная деятельность обучающихся.
Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.
развивать познавательные способности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Рабочая программа кружка «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №1 Бутурлиновского
муниципального района Воронежской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО учителей с зам.директора по ВР директор школы
«___»______2019 г. «___»______________2019 г. «___»___________2019 г.
_________/Дегтярева Н.Н./ _________/Самофал И.В./ _________/ Матвеев А.А./
руководитель ШМО зам.директора по ВР директор школы
кружковой деятельности по математике
«Интеллектуальный клуб « Что? Где? Когда? »
Программа разработана на основе учебного методического пособия Григорьева Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011..
Данный курс предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 35 часов.
Планируемые результаты освоения кружка «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»:
социальной реальности и повседневной жизни:
— приобретение школьниками знаний об истоках нравственности человека, основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения;
— о правилах конструктивной групповой работы;
— об основах разработки социальных проектов и организации коллективной
— о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
логике и правилах проведения научного исследования.
нашего общества и к социальной реальности в целом:
— развитие ценностных отношений школьника к знаниям, науке и
— человеку, людям (иной этнической или культурной принадлежности), к
человеческой жизни вообще.
— учащиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности;
— публичного выступления по проблемным вопросам;
— опыт организации совместной деятельности с другими людьми.
Кружковая познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространённых видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативов, кружков, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности: экскурсий, олимпиад, викторин, исследовательских проектов, работы научных обществ учащихся, интеллектуальных клубов и т. п. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, постепенно переходим от простых результатов к более сложным.
Программа ориентирована на школьников 5-9 классов и может быть реализована с группой учащихся из разных классов и параллелей.
Воспитательная направленность занятий в рамках кружка «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к знаниям, развитием их любознательности, повышением их познавательной мотивации. Проведение предусмотренных программой тематических игр «Что? Где? Когда?» позволит акцентировать внимание школьников на ярких моментах из истории математики и ее научных открытиях. Также можно предоставить подросткам возможность самостоятельно организовать интеллектуальные викторины для учащихся младших классов, что позволит им приобрести и некоторый позитивный опыт социальной деятельности.
Содержание деятельности кружка
Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» (35 ч)
1. Введение в игру. (1 ч) Нормы поведения в интеллектуальном клубе и кодекс чести знатока. Особенности игры «Что? Где? Когда?». Правила игры. Варианты игры: классическая игра. Вопросы к игре и их особенности. Поведение каждого в команде. Командный дух. Роль и действия капитана. Первые игровые пробы.
2. Компоненты успешной игры. (1 ч) Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление. Внимание к деталям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Скорость реакции. Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции. Примеры применения каждого компонента успешной игры. Игровые пробы.
3. Техника мозгового штурма. (3 ч) Правила мозгового штурма. Проведение мозгового штурма в разных проблемных ситуациях — практические занятия. Коллективный анализ каждого мозгового штурма: чего удалось достичь команде, какие трудности встретились на пути, самооценка действий школьника во время мозгового штурма, оценка педагогом умения каждого школьника работать в команде. Игровые пробы.
4. Составление вопросов к играм. (2 ч) Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. Использование научно-популярных журналов, художественной литературы и кино для составления вопросов. Роль широкого кругозора и эрудиции в составлении вопросов. Ценность знания и преимущества эрудированного человека в игре и повседневной жизни. Самостоятельная домашняя индивидуальная работа школьников по составлению
вопросов к играм. Разбор составленных вопросов на занятиях. Игры с использованием самостоятельно разработанных вопросов.
5. Игры «Что? Где? Когда?». (7 ч) Тренировочные игры «Что? Где? Когда?». Тематические игры «Что? Где? Когда?». Клубный турнир «Что? Где? Когда?». Показательные игры «Что? Где? Когда?».
6. Другие интеллектуальные викторины. (1 ч) «Своя игра». «Пентагон». «Эрудит-лото». «Перевёртыши»
7. Социальные пробы. (1 ч) Самостоятельная подготовка, организация, проведение и последующий анализ членами клуба интеллектуальных викторин для младших школьников. Самостоятельная подготовка, организация, проведение и последующий анализ членами клуба общешкольного турнира «Что? Где? Когда?».
Содержание курса внеурочной деятельности
Образовательная программа дополнительного образования «Что? Где? Когда?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ « Лицей г.Уварово им. А.И.Данилова»
ИНН 6830003915, КПП 683001001, ОГРН 1056829384237
Образовательная программа дополнительного образования «Что? Где? Когда?»
Срок обучения – 1 год.
Макарова Людмила Николаевна
МБОУ «Лицей г.Уварово им. А.И. Данилова»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей г.Уварово
Сведения об авторах
Макарова Людмила Николаевна, старший воспитатель, педагог дополнительного образования
Сведения о программе
Закон РФ «Об образовании»
Положение об учреждениях дополнительного образования
Концепции модернизации российского образования на период до 2016г.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10(зарегистрированного в Минюсте РФ 03.11.2011г. №19993)
Дополнительное образование, внеурочная деятельность
Возраст обучающихся по программе
Формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие –важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений. Развитие интеллектуальных возможностей дает не только успешность в учении, но и помогает осознанию своего внутреннего мира, своих возможностей. Воспитание интеллекта ребенка требует всестороннего развития его познавательных способностей, но в особенности развития мышления. Воспитание интеллекта – одна из центральных задач всестороннего гармонического развития личности.
При проведении школьных уроков выпадает большой объём познавательного материала, который должен расширять кругозор обучающихся и развивать их мышление, умение ставить цели, выдвигать гипотезы исследований.
Образовательная направленность занятий в рамках программы «Что? Где? Когда?» связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к знаниям, развитием их любознательности, повышением их познавательной мотивации.
Актуальность программы в развитии познавательных интересов, читательской активности, логического мышления, создании условий для самореализации, воспитании гармонически развитой личности.
Педагогическая целесообразность заключается в привлечении детей к интеллектуальному творчеству, создании установки для получения новых знаний. Программа объединения «Что? Где? Когда?» способствует развитию и поддержке интереса обучающихся к интеллектуальной деятельности, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия являются источником мотивации учебной деятельности обучающихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируют такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развивают эстетические чувства, формируют творческие способности.
Программа направлена на достижение следующей цели :
• Создание условий для интеллектуального развития детей, их коммуникативной, творческой самореализации.
• Формирование культуры общения детей, развитие коммуникативных навыков.
• Развитие логического мышления
• Формирование опыта, умений и навыков участия в интеллектуальных играх, работы в команде
• Формирование эрудиции и культуры мышления учащихся
• Реализация творческого потенциала личности.
Отличительные особенности данной программы в том, что содержание и система занятий направлены на развитие личности через формирование у учащихся поискового типа мышления, творческих способностей. Участие в интеллектуальных играх создает предельно широкий фронт для познания, самостоятельной деятельности и реализации творческого потенциала учащихся, начиная от приобретения конкретных знаний о различных предметах, выходящих за рамки школьной программы, до самостоятельного исследования. В ходе игры приобретаются навыки анализа и синтеза, формируются умения работы в команде, расширяется кругозор учащихся.
Работа объединения ведется в направлениях:
Подбор литературы для игр, отбор материалов для вопросов,
составление вопросов. Знакомство с новыми читательскими технологиями,
технологиями мозгового штурма.
игры «Что? Где? Когда?»
Программа «Что? Где? Когда?» рассчитана на учащихся 12-14 лет при сроке реализации 1 год и 1-часовой недельной нагрузке. На реализацию программы отводится 35 часов в год.
Формы и методы работы:
— индивидуальная и групповая форма;
— работа с научно-популярной литературой, цифровыми ресурсами.
Ожидаемые результаты от реализации программы:
— повышение мотивации к учебной деятельности учащимися,
— повышение познавательной активности,
— реализация интеллектуально-творческого потенциала подростков посредством участия в конкурсах разных уровней,
— успешная социализация выпускников
— становление интеллектуальной личности с активной жизненной позицией
По окончании курса дети приобретут навыки позитивного общения, свободного высказывания и отстаивания своей точки зрения, научатся слушать собеседника, концентрировать внимание на поставленной задаче, эффективно взаимодействовать друг с другом для выработки общего решения, работать со словарями и энциклопедиями, самостоятельно составлять вопросы и задания для интеллектуальных игр и уметь организовывать их, различать формы интеллектуальных игр, знать условия
каждой игры и соблюдать её правила.
Основным средством проверки результатов деятельности учащихся являются итоговые интеллектуальные игры, где они используют полученные знания и навыки участия в интеллектуальных играх.
1. Введение в игру. (1 ч) Особенности игры «Что? Где? Когда?». Нормы поведения в интеллектуальном клубе и кодекс чести знатока. Правила игры. Поведение каждого в команде. Командный дух. Роль и действия капитана.
2. Компоненты успешной игры. (3 ч) Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление. Внимание к деталям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Скорость реакции. Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции. Примеры применения каждого компонента успешной игры. Игровые пробы.
3. Техника мозгового штурма. (2 ч) Правила мозгового штурма. Проведение мозгового штурма в разных проблемных ситуациях — практические занятия. Игровые пробы.
4. Составление вопросов к играм. (6 ч) Вопросы к игре и их особенности. Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. Использование научно-популярных журналов, художественной литературы для составления вопросов. Игры с использованием самостоятельно разработанных вопросов. Составление тематических вопросов. Игровые пробы.
5. Разбор вопросов по темам (11ч) Разбор вопросов по темам «Мировая художественная культура», «Великие изобретатели», «Географические открытия», 2Страны и континенты», «Кинематограф», «Загадки Вселенной», виртуальная экскурсия «Третьяковская галерея», «Эти удивительные животные», «Музеи мира», «Первые в космосе», «Планета насекомых».
6. Занимательные вопросы (2ч) Вопросы из пословиц, загадок и сказок.
7. Игры «Что? Где? Когда?». (10 ч) Тренировочные игры «Что? Где? Когда?». Тематические игры «Что? Где? Когда?»: «Страницы российской истории»; «Мировая художественная культура»; игра «Верю-не верю», Подведение итогов. Диагностика.