Кто говорил что пушкин наше все

ПОЧЕМУ «ПУШКИН — НАШЕ ВСЁ»?

Со временем Пушкин разошелся на цитаты, был принят в бытовой обиход. Его мысль пронизывает сознание представителей самых разных социальных групп и профессий. У деревенского мальчишки или студента, профессора истории или философии, лингвиста, писателя — у каждого свой Пушкин: кому-то интересны его сказки, кто-то наслаждается его лирикой или ясностью мысли, высказанной в прозе. Но одновременно он и один на всех. Почему?

Возможно, потому, что творчество Пушкина и его жизнь пришлись на время формирования отечественной культуры Нового времени, когда определились ее язык и ее будущность. Именно Пушкину предстояло завершить формирование литературного языка, начатое его предшественниками в XVIII веке. Как писал Иван Тургенев, «ему [Александру Пушкину] одному пришлось исполнить две работы, в других странах разделенные целым столетием и более, а именно: установить язык и создать литературу».

Культура живет национальной памятью и вечно возобновляемым потоком традиции. В этом смысле Пушкин, с которым наша культура уже почти два века состоит в своеобразном диалоге, неизменно предстает в ней желанным собеседником, хотя не всегда обе стороны выступали как равноправные в этом диалоге.

В течение нескольких десятилетий после смерти Александра Пушкина в 1837 году многим казалось, что историческая роль поэта исчерпана и его следует отнести к разряду завершенных — классических — явлений литературы. Поэт Владислав Ходасевич позднее назвал это время «первым затмением пушкинского солнца». Критики утверждали тогда, что пушкинское творчество — значимая, но перевернутая страница истории, а Аполлон Григорьев, напротив, призывал присмотреться к Пушкину как к выразителю народной души.

Бурные 1860-е годы поставили перед поэзией новые общественные задачи, и уже поэт новой эпохи Николай Некрасов объявил Пушкина «собратом по борьбе за свободное слово». Следом разгорелся жаркий спор западников и славянофилов, в котором Пушкина представляли то носителем европейской культуры, то хранителем «русского духа», преодолевшим «иноземные влияния». Постепенно на передний план общественного сознания выступила «литература совести», устремленная к идеалу, взыскующая в слове писателя утешения и надежды. И вновь внимание общества обратилось к Пушкину — к тому, кто наиболее последовательно и определенно выразил этот нравственный идеал. В пространстве культуры станут эталонными и жизнь, и судьба, и слово поэта: «Оставь герою сердце! Что он будет без него? Тиран!»

Мог ли предвидеть Аполлон Григорьев, что в начале XX века перед лицом неминуемой гибели, краха старого мира поэты условятся перекликаться («аукаться») именем Пушкина «в надвигающемся мраке»? Мог ли представить Владислав Ходасевич, который и предложил в 1921 году отыскивать единомышленников, «своих», через отношение к Пушкину, что в лютые блокадные дни 1942 года в Ленинграде у дома на Мойке, 12, сойдутся несколько человек, чтобы 10 февраля отметить годовщину смерти Пушкина, и что единственно произнесенные тогда слова «Красуйся, град Петров, и стой / Неколебимо как Россия. », приобретут новый, всепобеждающий смысл?

Нет в нашей истории другого поэта, с которым общественное сознание так легко продолжало бы давно начатый разговор «по душам», так живо «аукалось». Причина тому не только в гениальности Пушкина–художника и мыслителя, но в гармоничной цельности его миросозерцания. Кажется, что его тексты содержат естественный отклик и точные ответы едва ли не на все вопросы, встающие перед человеком со дня его рождения до смерти. Пушкин для русского сознания — это и «смутное влеченье чего-то жаждущей души», и «сказка ложь, да в ней намек», и иронично-мудрое «чорт догадал меня родиться в России с душою и талантом», но также и сердечное «веленью Божию, о Муза, будь послушна!» и пронзительное «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»!

Источник

Фраза Аполлона Григорьева Пушкин наше все уже давн

Фраза Аполлона Григорьева «Пушкин – наше все» уже давно стала крылатой.
Продолжая ее, поэт писал: «Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами… Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически нашего…».
Этой душевной сочувственностью, видимо, и объясняется национальный характер творчества А.С. Пушкина, любовь к нему каждого нового поколения.

Из статьи «Несколько слов о Пушкине» (1832) N. В. Гоголя (1809—1852): «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

Увлеченные Пушкиным: итоги конкурса творческих работ библиотекарей

В ЧОЮБ становится доброй традицией проводить конкурсы читательских пристрастий библиотечных специалистов области.

Очередной конкурс творческих работ библиотекарей муниципальных библиотек Челябинской области «Увлеченные Пушкиным» был посвящен юбилею поэта.

Фраза Аполлона Григорьева «Пушкин – наше все» уже давно стала крылатой.

Продолжая ее, поэт писал: «Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами… Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически нашего…».
Этой душевной сочувственностью, видимо, и объясняется национальный характер творчества А.С. Пушкина, любовь к нему каждого нового поколения.

Кто-то через всю жизнь несет воспоминание о первом знакомстве с его сказками; кому-то помогают в тяжелые минуты стихи Александра Сергеевича, кто-то под влиянием пушкинских строк начал сам писать стихи; кому-то памятны яркие дни, проведенные в пушкинских местах.

Но это мнение человека взрослого, а как объяснить молодым величие и значение поэта для русской культуры, не впадая в морализаторство и не делая из поэта фетиш?

Это сложная задача, которая потребует от библиотекаря значительного «душевного» вклада и поиска нетрадиционных путей работы с классической литературой, умения вести сложный разговор на понятном молодым языке.
В решении этой проблемы на помощь библиотекарю приходят новые педагогические технологии развития критического мышления, которые делают чтение вдумчивым и осмысленным, превращают традиционное мероприятие в библиотечное событие, а молодым людям дают возможность проявить свои способности и углубить знания.

Мероприятие в таком формате предлагает своим молодым читателямОльга Николаевна Грыгораш, методист МУ «Городская библиотека», г. Снежинск.
В ходе интерактивного театрализованного представления «Ожившие страницы книги» по повести «Капитанская дочка» Ольга Николаевна предлагает ребятам вместе найти ответы на вопросы, которые их волнуют: Как правильно выстроить свою жизнь? Как быть настоящим человеком? Как уметь противостоять обстоятельствам и сохранять собственное достоинство в сложнейших жизненных ситуациях? Ответы на эти и многие другие вопросы молодые люди находят в произведениях А.С. Пушкина.

Серьезное исследование восприятия творчества Пушкина современными подростками провела Ирина Викторовна Сметанина, библиотекарь филиала № 21 «Дом друзей» г. Златоуста. Она считает, что тему Пушкина надо раскрывать «…без суеты, через привлекательный для молодежи компьютер, через плавный и размеренный рассказ о Пушкине, восстанавливающий его биографию в поступательной смене всех периодов его жизни – от младенчества до безвременной гибели», используя игровые формы, позволяющие включить сознание подростка, активизировать его мышление.

Сценарий литературной игры «Строим музей Пушкинских сказок»Ольга Евгеньевна Кульпина, заведующая библиотекой п. Спасский Верхнеуральского района, дополнила комментариями о том, как дети воспринимают творчество поэта, жившего два столетия назад.
Многие работы участников конкурса «Увлеченные Пушкиным» глубоки по содержанию, отличаются лиризмом и личностным отношением к творчеству поэта.
Нурия Рахильевна Хасанова, гл. библиотекарь детской библиотеки-филиала № 6 г. Магнитогорска, рассказывает своим молодым читателям о Пушкине не только как о поэте, но и как о человеке, муже, отце, приближая тем самым его к современникам, делая образ живым и ярким: «По моему мнению, мир создан для красоты, а не для разрушения. И надо заметить, что молодёжная аудитория нуждается в такой позиции.

Атмосфера библиотечных стен располагает к восприятию Пушкина не как хрестоматийного гения, которого изучают в школе, а как живого человека, который творил, страдал, любил».
Чтобы достичь этой цели, Нурия Рахильевна по крупицам отыскивает интересные факты биографии поэта, объясняет забытые понятия и правила этикета, рассказывает о судьбах потомков А.С. Пушкина.

Творчество Любови Степановны получило признание поэтов челябинских объединений «Светунец» и «Вечный огонь», сборник ее стихов «Память» занимает достойное место в разделе «Копейск литературный»; ее новые стихи радуют любителей поэзии. С 1995 года Любовь Степановна пишет стихи о А.С. Пушкине, восхищаясь его талантом.

Марина Валентиновна Лукашенко, руководитель литературного объединения «Провинциалы» из г. Карталы, созданного при центральной районной библиотеке, начала писать стихи в трудный период своей жизни.
Именно Пушкин, его проникновенные строки наполнили Марину «…надеждой на скорое счастье». Вскоре появились единомышленники, которые пришли в поэзию «…разными путями, но с одной лишь целью: постигнуть тайну высокого искусства, сделать мир лучше, научиться стихами проверять свою собственную душу, ее неосвещенные углы».
Сегодня карталинские поэты печатаются в альманахах, выпускают авторские сборники стихов, постоянные участники не только областных и районных литературных конкурсов, но и ежегодного театрализованного городского пушкинского праздника.

Свое увлечение творчеством А.С. Пушкина библиотекари стараются привить и передать читателям. На конкурс поступило немало сценариев, посвященных его жизни и творчеству: от викторин и праздников до интеллектуально-развлекательных игр и общегородских фестивалей.

Светлана Ивановна Сафонова, зав. отделом нестационарного обслуживания Копейской ЦГБ, признается, что благодаря профессии библиотекаря имеет прекрасную возможность нести свет пушкинской поэзии людям.
Более 30 лет она рассказывает о многогранном творчестве Александра Сергеевича трудовым коллективам города. Организуя литературно-музыкальные композиции и мини-спектакли, она воплощает желания читателей участвовать в этих мероприятиях, выразить себя в творчестве, «примерить» на себя пушкинскую эпоху.

*****
Балы в XIX веке были неотъемлемым элементом жизни светского общества, Пушкин любил «…и тесноту, и блеск, и радость…» балов, атмосферу праздника, умных бесед, встреч с друзьями.
Эту атмосферу постарались создать для своих читателей и вместе с ними Ольга Леонидовна Соколова, заведующая библиотекой Борисовской Павленковской модельной библиотекой Пластовской ЦБС,

и Галина Викторовна Селезнева, заведующая библиотекой п. Новокаолиновый Карталинского района.
Участники «Пушкинских балов» из обычных людей превратились на время в прекрасных дам и галантных кавалеров, знатоков бального этикета, танцев и игр той поры.

Необычный ракурс в работе с пушкинским наследием нашла Людмила Васильевна Николаева, заведующая Сухореченской сельской Павленковской модельной библиотекой, проведя фотосессию у портрета Александра Сергеевича «Фотоаппарат настроив, мы превратимся в сказочных героев».

Людмила Геннадьевна Волкова, зав. молодежным информационно-правовым центром ЦГБ г. Копейска, представила сборник «С библиотекой по пушкинским местам» – результат и итоги городскогоконкурса «По памятным Пушкинским местам».
Библиотекари пригласили копейчан вспомнить и поделиться с земляками воспоминаниями, впечатлениями от посещения мест, связанных с именем Пушкина, т.к. для каждого – это яркие, назабываемые моменты жизни, подтверждающие слова К. Паустовского: «Чтобы почувствовать Пушкина, как говорят до «конца», надо побывать в пушкинских местах».

Любовь к поэту и стремление воспитать детей на лучших образцах классической литературы подвигли Елену Александровну Богданвсе помещение детской библиотеки-филиала № 7 г. Магнитогорска, которой она заведует, при активной помощи читателей превратить в пушкинское Лукоморье, создав атмосферу волшебного мира его сказок.

Тем не менее, конкурс есть конкурс. Из 29 работ, поступивших из 13 территорий области, жюри отобрало 16, как наиболее точно отвечающих условиям Положения о конкурсе.
В числе награжденных дипломами и памятными подарками библиотекари из Брединского
района Татьяна Ивановна Шмакова и Ольга Николаевна Евсеенкова; Ольга Евгеньевна
Кульпина, заведующая Спасской сельской библиотекой Верхнеуральского района, и Ольга Леонидовна Соколова, возглавляющая Борисовскую сельскую Павленковскую модельную библиотеку Пластовской ЦБС.

Конкурс закончился, но остался положительный эмоциональный заряд от общения с людьми, не просто увлеченными творчеством любимого поэта, но несущими свет его произведений, его души современному поколению.
Творчество любимого поэта по-прежнему волнует и вдохновляет, исцеляет и утешает, заставляет радоваться и удивляться жизни.

Как считает Нурия Рахильевна Хасанова: «Все творчество Пушкина – средство от депрессии! И хотя сам Александр Сергеевич в поздних стихах писал, что «на свете счастья нет», мы имеем право добавить: но есть стихи Пушкина! И тем прочнее это счастье, что к нему всегда можно прикоснуться, сняв томик Пушкина с полки».

Информацию подготовила
Т.Р. Елисеева, зав. организационно-методическим отделом ЧОЮБ

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Русский дух: Пушкин остается «нашим всем» третье столетие

Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть фото Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть картинку Кто говорил что пушкин наше все. Картинка про Кто говорил что пушкин наше все. Фото Кто говорил что пушкин наше все

220 лет назад, 6 июня 1799 года, родился Александр Сергеевич Пушкин — «наше всё», по определению, данному еще в 1859 году Аполлоном Григорьевым. Каждая юбилейная дата, связанная с Пушкиным, — повод и для научных статей, и для массовых книг, и для торжественных собраний. Так, впрочем, было не всегда — «Известия» вспоминают, как зародилась и развивалась традиция «юбилейной пушкинистики».

Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть фото Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть картинку Кто говорил что пушкин наше все. Картинка про Кто говорил что пушкин наше все. Фото Кто говорил что пушкин наше все

Мы привыкли измерять любовь к классикам юбилеями. И «пускай стыдится тот, кто плохо об этом подумает», потому что в нашей суматошной жизни только знаменательные даты и помогают оглянуться, чтобы вспомнить и осмыслить великое, чтобы перечитать то, о чем основательно забыли со школьных или студенческих лет. Трудно было бы нам без этой «датской» традиции! Как трудно переоценить роль Пушкина в становлении русского литературного языка, да и разговорной речи. Именно Пушкин научил Россию мыслить, шутить, объясняться в любви по-русски.

У русского человека, независимо от эстетических пристрастий и политических воззрений, есть представление о Пушкине как о «главном» поэте, как об «отце-основателе» и символе русской литературы. Его портрет можно увидеть едва ли не в каждом школьном классе. И мы узнаем Пушкина с полувзгляда, по силуэту, по легкой тени бакенбардов.

В нашем восприятии он как король Артур среди литературных «рыцарей круглого стола». При этом лишь немногие современники поэта осознавали столь важное значение пушкинского наследия. Канон сформировался в течение нескольких десятилетий после смерти Пушкина, а в советские времена стал, без преувеличения, всенародным.

Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть фото Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть картинку Кто говорил что пушкин наше все. Картинка про Кто говорил что пушкин наше все. Фото Кто говорил что пушкин наше все

Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть фото Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть картинку Кто говорил что пушкин наше все. Картинка про Кто говорил что пушкин наше все. Фото Кто говорил что пушкин наше все

Страна «сотворила себе кумира» — и это оказалось благом. Когда в культуре есть маяки — легче идти по курсу. Пушкин стал точкой отсчета не только для писателей. С ним связан взлет русской музыки, живописи, театра. У Пушкина учились не только ощущению «тайной свободы», не только легкости и изяществу стиля. Тысячи талантливых людей поверили, что можно реализоваться в искусстве, в литературе, в науке — не где-нибудь, а на русской почве. До Пушкина такой уверенности ни у кого не было, в культурном отношении Россия оставалась глубоко провинциальной страной.

Праздники на нашей улице

Еще в XIX веке возникло понятие «пушкинский праздник». В те времена их еще называли «фестивалями». Самый яркий из них состоялся в Москве 6 июня 1880 года. Вообще-то тот праздник намечали на 26 мая 1880 года. Это был день 81-й годовщины со дня рождения поэта — разумеется, по старому стилю. Афанасий Фет даже написал стихи «На 26 мая 1880 года» — они и сейчас выходят под таким названием. Но в связи со смертью императрицы Марии Александровны торжества перенесли на 6 июня — то есть отметили пушкинский день по новому стилю, совсем как мы.

Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть фото Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть картинку Кто говорил что пушкин наше все. Картинка про Кто говорил что пушкин наше все. Фото Кто говорил что пушкин наше все

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину, установленный на Страстной площади (ныне Пушкинская) в честь празднования 81-й годовщины со дня рождения поэта

Почти вся литературная Россия воодушевленно собралась на пушкинский праздник. Только Лев Толстой проигнорировал приглашение и не покинул Ясную Поляну: босоногому графу уже тогда претили многолюдные собрания и шумные чествования.

В те дни Белокаменная гуляла с размахом. Газеты рапортовали:

«С утра вся Москва на ногах. Все очевидцы этого события отмечали огромное стечение народа. Улицы и тротуары, специальные трибуны, сооруженные предприимчивыми дельцами, и амфитеатр, построенный городом для гостей-женщин, были полны народа, равно как соседние крыши и окна (где места были проданы заранее. ). Когда процессия. появилась из монастырской церкви, четыре оркестра и несколько хоров и групп школьников, которыми всеми дирижировал Рубинштейн, начали исполнять гимн «Коль славен». Площадь и прилегающие улицы были украшены гирляндами цветов. Делегаты имели особые значки и несли венки. другие несли знамена с названиями знаменитых произведений Пушкина. »

Главным событием дня, несомненно, стало открытие памятника Пушкину на Страстной площади. Это означало, что государство признаёт высокое предназначение русской светской словесности. Не все приняли образ, предложенный скульптором Опекушиным. Многие сочли, что автор памятника «приземлил» Пушкина, представил его слишком обыкновенным, ординарным. Но ведь и Пушкин от высокопарности классицизма перешел к непринужденной «болтовне» «Евгения Онегина»! Прошли десятилетия — и пушкинское изваяние с Тверского бульвара стало признанной классикой.

Николай Телешов — один из немногих долгожителей в русской литературе — 75 лет спустя вспоминал:

«Обычно памятники воздвигались на улицах Москвы только царям. И это отметил присутствовавший на торжестве Островский. Возглашая тост за русскую литературу, он метко сказал: «Сегодня на нашей улице — праздник!» Хорошо помню красивую голову маститого писателя Тургенева с пышными седыми волосами, стоявшего у подножия монумента, с которого торжественно только что сдернули серое покрывало. Помню восторг всей громадной толпы народа, в гуще которого находился и я, тринадцатилетний юнец, восторженный поклонник поэта. Помню бывших тут же на празднике писателей — Майкова, Полонского, Писемского, Островского. Помню и сухощавую, сутулившуюся фигуру Достоевского и необычайное впечатление от произнесенной им речи, о которой на другой день говорила вся Москва».

Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть фото Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть картинку Кто говорил что пушкин наше все. Картинка про Кто говорил что пушкин наше все. Фото Кто говорил что пушкин наше все

Он не стоял еще за власть советов.

В 1919 году, несмотря на Гражданскую войну и голод, книги Пушкина были изданы общим тиражом 750 тыс. Это считалось политически важным — чтобы установившаяся советская власть ассоциировалась в том числе и с Пушкиным. Поэтому призывы крайне левых «сбросить Пушкина с парохода современности» проходили только по разряду эпатажа. Пушкина в СССР почитали и старались интерпретировать в революционном духе. «Он не стоял еще за власть советов, но к ней прошел он некую ступень. » — провозглашал пролетарский поэт Демьян Бедный.

И всё-таки в первые годы советской власти пропаганда относилась к Пушкину если не с опаской, то не без отчуждения. Иногда казалось, что он устарел, как фрак и цилиндр.

Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть фото Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть картинку Кто говорил что пушкин наше все. Картинка про Кто говорил что пушкин наше все. Фото Кто говорил что пушкин наше все

Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть фото Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть картинку Кто говорил что пушкин наше все. Картинка про Кто говорил что пушкин наше все. Фото Кто говорил что пушкин наше все

Новый взлёт пушкинской славы начался в 1937-м, когда имя Пушкина звучало в прессе немногим реже имени Сталина. Целый год вся страна отмечала 100-летие дуэли и гибели поэта. В торжественном заседании в Большом театре участвовали все руководители страны. Этот вечер транслировался по радио на всю страну. На Черной речке открыли обелиск с барельефом поэта работы Матвея Манизера. Был восстановлен архитектурный облик квартиры-музея поэта на Мойке. В московском Историческом музее открылась Всесоюзная Пушкинская выставка — уникальная экспозиция рукописей и реликвий. Союз художников и Союз композиторов провели конкурсы на лучшее произведение о Пушкине. На экраны вышел кинофильм «Юность поэта», посвященный лицейским годам Пушкина. Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» выпустила шоколад «Сказки Пушкина», который несколько десятилетий оставался популярной маркой.

Но главным событием стал выпуск первого тома 16-томного полного академического собрания сочинений Пушкина. Кроме него, в 1937-м вышли в свет два шеститомника и серия иллюстрированных изданий шедевров поэта.

Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть фото Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть картинку Кто говорил что пушкин наше все. Картинка про Кто говорил что пушкин наше все. Фото Кто говорил что пушкин наше все

Та пушкинская кампания ознаменовала переход от революционного авангардизма к «освоению классического наследия». Еще недавно на государственном уровне отмечались только юбилеи революционеров. А тут вдруг — камер-юнкер. Правда, свободолюбивый. В 1937-м Пушкин официально вошел в советский культурный канон.

Жаль, что с нами не живешь.

С неменьшим размахом в 1949 году отметили 150-летие со дня рождения поэта. Снова — многотиражные издания (в том числе академический 10-томник), снова в обеих столицах открылись пушкинские выставки. Снова по всей стране появились плакаты с изображением Пушкина и его крылатыми выражениями, которые оказались весьма актуальными: «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Товарищ, верь: взойдет она. », «Здравствуй, племя младое!». Такие плакаты были выпущены на языках всех союзных и некоторых автономных республик. Кроме того, к юбилею восстановили пострадавшую в годы войны усадьбу поэта в Михайловском и Святогорский монастырь.

Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть фото Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть картинку Кто говорил что пушкин наше все. Картинка про Кто говорил что пушкин наше все. Фото Кто говорил что пушкин наше все

Дом поэта Александра Сергеевича Пушкина в селе Михайловское

Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть фото Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть картинку Кто говорил что пушкин наше все. Картинка про Кто говорил что пушкин наше все. Фото Кто говорил что пушкин наше все

Докладчики говорили, что «Пушкин близок и дорог людям сталинской эпохи». Выставки, конференции, открытия музейных экспозиций, новое торжественное заседание в Большом театре, в котором снова принимали участие и писатели, и партийные руководители. Вечером над Москвой и Ленинградом прогремели салюты — в честь Пушкина, как в честь Победы. А на центральных улицах проходили «народные гулянья» — более церемонные и поэтичные, чем обычно.

В московском Театре имени Ермоловой тем временем репетировали пьесу Андрея Глобы «Пушкин», в которой заглавный герой в исполнении отменно загримированного артиста Всеволода Якута не меньше двух часов действовал, мыслил и страдал на глазах у театральной публики. Премьера состоялась чуть позже, под занавес юбилейного года. Для нескольких поколений школьников этот спектакль стал ярким приобщением к истории русской литературы. Правда, пьеса как назло была в стихах. И сочинил их, естественно, не Пушкин, а Глоба — стихотворец, скажем прямо, довольно заурядный. Истинных ценителей поэзии коробило это зрелище: Пушкин, говорящий посредственными стихами. Но играл Якут хорошо. Даже вдохновенно.

Только одно предъюбилейное поручение партии деятели искусств выполнить не смогли: не сняли художественный кинофильм о Пушкине. Помешали самые разные обстоятельства, но главной причиной того, что такой фильм в послевоенные годы так и не состоялся, — всеобщая робость перед тенью национального гения. Поэтому и в 1949-м, и в 1974-м, и в 1984-м обошлись без художественных фильмов. Зато вышло множество документальных и учебных кинолент.

Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть фото Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть картинку Кто говорил что пушкин наше все. Картинка про Кто говорил что пушкин наше все. Фото Кто говорил что пушкин наше все

Увидеть изображение поэта можно было повсюду. В стране появилась сеть музеев Пушкина, самый удивительный из них — заповедник в Михайловском и Тригорском, который десятилетиями совершенствовал Семен Гейченко. Настоящий служитель культа!

Праздник продолжается

С 1967 года ежегодно в первое воскресенье июня в Михайловском, в заповеднике, устраивался Всесоюзный Пушкинский праздник поэзии. При Союзе писателей действовал постоянный оргкомитет по проведению пушкинского праздника, возглавлял его самый телегеничный литературовед всех времен Ираклий Андроников. Традиция пушкинских дней в Михайловском продолжается и в наше время.

Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть фото Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть картинку Кто говорил что пушкин наше все. Картинка про Кто говорил что пушкин наше все. Фото Кто говорил что пушкин наше все

В канун празднования 200-летия поэта Александра Сергеевича Пушкина

Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть фото Кто говорил что пушкин наше все. Смотреть картинку Кто говорил что пушкин наше все. Картинка про Кто говорил что пушкин наше все. Фото Кто говорил что пушкин наше все

В 1999 году мы отмечали 200-летие со дня рождения поэта. Тот пушкинский праздник в массовом сознании смешался со встречей миллениума. Пушкин легкой походкой шагнул в новое тысячелетие. В витринах разместились куклы с бакенбардами и при цилиндрах в окружении узнаваемых пушкинских героев. Преобразились музеи — и прежде всего московский музей поэта на Пречистенке. Борис Ельцин на радостях пообещал сделать 6 июня красным, нерабочим днем календаря. Но, по обыкновению, своего обещания не выполнил.

Из множества книг, вышедших к юбилею, выделялась капитальная «Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина» в четырех томах — плод работы нескольких поколений пушкинистов. А из государственных начинаний — учреждение медали Пушкина, которой награждают за заслуги в области культуры и искусства, просвещения и литературы.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *