Кто утверждал что добродетель и знание добродетели одно и тоже

Добродетель есть знание

Добродетель есть знание

Этика Сократа может быть сведена к трем основным тезисам:

а) благо тождественно удовольствиям, счастью; б) добродетель тождественна знанию; в) человек знает только то, что он ничего не знает.

Все люди стремятся к удовольствиям и их сложным комбинациям, которые называются пользой, счастьем. Это — аксиома человеческого существования. Сократ говорит:

«Благо — не что иное, как удовольствие, и зло — не что иное, как страдание»[31].

Если учесть, что понятия блага и зла обозначают позитивные и негативные цели деятельности, то мы тем самым получаем строгий закон человеческого поведения, а вместе с ним и критерий его оценки: стремиться к удовольствиям и избегать страданий.

Однако мир удовольствий, как и мир страданий, оказывается сложным. Существует много удовольствий и существует много страданий. Разным людям приятны разные вещи. Часто один и тот же человек может быть раздираем одновременно желанием разных удовольствий. Кроме того, нет строгой границы между удовольствиями и страданиями, одно сопряжено с другим. За радостью опьянения следует горечь похмелья. Страдание может скрываться за личиной удовольствий. Путь к удовольствиям может лежать через страдания. Человек постоянно оказывается в ситуации, когда необходимо выбирать между разными удовольствиями, между удовольствиями и страданиями. Соответственно встает проблема основания такого выбора. То, что было критерием — граница между удовольствиями и страданиями, само нуждается в критерии. Таким высшим критерием является измеряющий, взвешивающий разум.

«Раз у нас выходит, — спрашивает Сократ собеседника, — что благополучие нашей жизни зависит от правильного выбора между удовольствием и страданием, между обильным и незначительным, большим и меньшим, далеким и близким, то не выступает ли тут на первое место измерение, поскольку оно рассматривает, что больше, что меньше, а что между собой равно?

— А раз здесь есть измерение, то неизбежно будет также искусство и знание»[32].

Выделяя то новое, что Сократ внес в этику, Аристотель говорит:

«Он приравнял добродетель к знаниям»[33].

Этот вывод Сократа является безупречным, если принять первоначальную посылку, согласно которой человек всегда стремится к удовольствиям, пользе, счастью. Человек выбирает для себя лучшее. Такова его природа. И если тем не менее он ведет себя плохо, порочно, то тому может быть только одно объяснение — он ошибается. Согласно одному из сократовских парадоксов, если бы было возможно намеренное (сознательное) зло, оно было бы лучше ненамеренного зла. Человек, совершающий зло, ясно понимая, что он совершает зло, знает его отличие от добра. У него есть знание добра, и это в принципе делает его способным к добру. Если же человек совершает зло ненамеренно, не ведая о том, что он делает, то он вообще не знает, что такое добро. Такой человек наглухо закрыт для добрых дел. Сказать, что человек знает добродетель, но не следует ей, — значит сказать бессмыслицу. Это значит допустить, будто человек действует не как человек, вопреки своей пользе.

«Между мудростью и благоразумием Сократ не находил различия: он признавал человека вместе и умным, и благоразумным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководится этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его»[34].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

11. Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели

11. Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению содержания таких понятий, как «справедливость», «добро», «зло» и т. д. В центре внимания у него, как и у софистов, всегда стояли вопросы человеческой

43) «ЗНАНИЕ – ГЛАВНАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ» (СОКРАТ)

43) «ЗНАНИЕ – ГЛАВНАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ» (СОКРАТ) Слова, принадлежащие древнегреческому философу Сократу, раскрывают суть его отношения к понятию о нравственном назначении человека.Сократ говорит, что «есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество. Богатство

Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть

Глава XXII. (Что) Он один есть то, что Он есть, и Тот, Кто Он есть Итак, Ты один, Господи, есть то, что Ты есть, и Ты один есть Тот, Кто Ты есть. Потому что то, что в целом представляет собой одно, в частях своих — другое, и в чем есть нечто изменчивое, не вполне есть то, что оно есть.И

ГЛАВА 1 О ТОМ, ЧТО ЗНАНИЕ ЕСТЬ НЕЗНАНИЕ

ГЛАВА 1 О ТОМ, ЧТО ЗНАНИЕ ЕСТЬ НЕЗНАНИЕ Во всех вещах мы замечаем дарованное Богом естественное стремление существовать наилучшим образом, какой только доступен природе данного свойства. С той же целью действуют, располагая нужными орудиями, существа, которым прирождена

Добродетель

Добродетель Море было синим, а на белом песке едва виднелась зыбь. Вдоль широкого залива, к северу, стоял город, а к югу, почти у самой воды, росли пальмы. Едва видимые за горизонтом, появились первые акулы, за ними — рыбачьи лодки, представлявшие собой несколько бревен,

I. МИФ НЕ ЕСТЬ ВЫДУМКА ИЛИ ФИКЦИЯ, НЕ ЕСТЬ ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ВЫМЫСЕЛ

I. МИФ НЕ ЕСТЬ ВЫДУМКА ИЛИ ФИКЦИЯ, НЕ ЕСТЬ ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ВЫМЫСЕЛ Это заблуждение почти всех «научных» методов исследования мифологии должно быть отброшено в первую голову. Разумеется, мифология есть выдумка, если применить к ней точку зрения науки, да и то не всякой, но

Есть или не есть? Размышления о генной инженерии Наталья Аднорал, кандидат медицинских наук

Есть или не есть? Размышления о генной инженерии Наталья Аднорал, кандидат медицинских наук О генной инженерии говорят сегодня все. Одни связывают с ней надежду на избавление человечества от страданий. Другие считают реальной опасностью, ведущей мир к нравственной и

Знание не есть «истинное мнение»

Знание не есть «истинное мнение» Теэтет понимает, что нельзя утверждать, будто бы мнение есть знание, поскольку возможны неверные мнения. Поэтому он высказывает предположение, что знание – это истинное мнение, по крайней мере, это определение можно принять в качестве

Знание не есть истинное мнение плюс «определение»

Знание не есть истинное мнение плюс «определение» Истинное мнение, как мы видели, может быть не более чем истинной верой, а истинная вера – это еще не знание. Поэтому Теэтет предлагает добавить к этому определение или объяснение, что поможет превратить истинную веру в

Добродетель есть знание

Добродетель есть знание Этика Сократа может быть сведена к трем основным тезисам:а) благо тождественно удовольствиям, счастью; б) добродетель тождественна знанию; в) человек знает только то, что он ничего не знает.Все люди стремятся к удовольствиям и их сложным

ДОБРОДЕТЕЛЬ — ЭТО ЗНАНИЕ

ДОБРОДЕТЕЛЬ — ЭТО ЗНАНИЕ В центре всего сократовского философствования стоят вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах человека. По существу своему учение Сократа — это философия морали, этика. Этически сориентирована и его теория познания,

10. Почему язык есть препятствие для философии, а философия есть борьба с языком?

10. Почему язык есть препятствие для философии, а философия есть борьба с языком? Философия в своем прорыве к истине (безотносительно к тому, как ее понимать: как подчиненную бытию или тождественную бытию) всегда прорывается через множество препятствий, которые возводит

ДОБРОДЕТЕЛЬ

ДОБРОДЕТЕЛЬ Море было очень спокойно, и на белом песке едва замечалась волнистость. К северу от бухты раскинулся город; к югу тянулись кокосовые пальмы; они почти касались воды. За отмелью маячили рыбачьи лодки — несколько бревен, связанных прочным канатом. Лодки

Добродетель

Добродетель Море было синим, а на белом песке едва виднелась зыбь. Вдоль широкого залива, к северу, стоял город, а к югу, почти у самой воды, росли пальмы. Едва видимые за горизонтом, появились первые акулы, за ними рыбачьи лодки, представлявшие собой несколько бревен,

Глава 1 О ТОМ, ЧТО ЗНАНИЕ ЕСТЬ НЕЗНАНИЕ[2]

Глава 1 О ТОМ, ЧТО ЗНАНИЕ ЕСТЬ НЕЗНАНИЕ[2] Во всех вещах мы замечаем дарованное Богом естественное стремление существовать наилучшим образом, какой только доступен природе данного свойства. С той же целью действуют, располагая нужными орудиями, существа, которым

Источник

О добродетелях

Соста­вил про­то­и­е­рей Алек­сандр Зеле­ненко для слу­ша­те­лей курса “Основы пра­во­слав­ной веры и духов­ной жизни” взрос­лых групп Вос­крес­ной школы Спасо-Пар­го­лов­ского храма.

Доб­ро­де­тель как осно­ва­ние доб­ро­де­тель­ной жизни

Корень доб­ро­де­тель­ной жизни есть рев­ность к бого­уго­жде­нию, по кото­рой чело­век все обра­щает к славе Божией и ничему, кроме Его закона, не поко­ря­ется.

Доб­ро­де­тель – есть посто­янно рев­ност­ное попе­че­ние о точном испол­не­нии закона Божия, осно­ван­ное на вере и оду­шев­ля­е­мое любо­вью и бла­го­го­ве­нием к Богу.

Опре­де­ле­ние поня­тия «доб­ро­де­тель»

Доброде́тель — фило­соф­ский и рели­ги­оз­ный термин, озна­ча­ю­щий поло­жи­тель­ное нрав­ствен­ное свой­ство харак­тера опре­де­лён­ного чело­века, опре­де­ля­е­мое его волей и поступ­ками; посто­ян­ное дея­тель­ное направ­ле­ние воли к испол­не­нию нрав­ствен­ного закона (запо­ве­дей). Явля­ется анто­ни­мом слова «грех». /Фило­соф­ский сло­варь/

Доб­ро­де­тель есть опре­де­лен­ный Богом образ внут­рен­него рас­по­ло­же­ния чело­века, вле­ку­щий его к дела­нию добра. Доб­ро­де­тели заклю­чают в себе как добрые дела чело­века, так и доброе рас­по­ло­же­ния его души, из кото­рого про­ис­хо­дят сами дела. Кратко можно ска­зать, что доб­ро­де­тель – это добро, вошед­шее в при­вычку.

Доб­ро­де­тели – это бого­по­доб­ные свой­ства чело­века, кото­рые дея­тельно про­яв­ля­ются в его жизни.

Доб­ро­де­тель не что иное есть как испол­не­ние воли Божией. /преп. Симеон Новый Бого­слов/

Доб­ро­де­тель есть всякое слово, дело и помыш­ле­ние, соглас­ное с Зако­ном Божиим. /Свт. Тихон Задон­ский/

Доб­ро­де­тель в трех зна­че­ниях

А есть ли у злых про­яв­ле­ний чело­ве­че­ской при­роды подоб­ная схо­жесть?

Пояс­не­ние

Доб­ро­де­тель в двух зна­че­ниях

«Должно назы­вать доб­рыми делами — дей­ствия по запо­веди, а доб­ро­де­те­лями – уко­ре­нив­ши­еся навы­ком добрые рас­по­ло­же­ния души» /преп. Гри­го­рий Синаит/

Истин­ная доб­ро­де­тель состоит в том, чтобы

Это есть хри­сти­ан­ская победа, более слав­ная, чем победа над наро­дами.

Этого тре­бует от нас Бог: «Не будь побеж­ден злом, но побеж­дай зло добром» ( Рим.12:21 ) /Свт. Тихон Задон­ский/

Доб­ро­де­тель – Бого­че­ло­ве­че­ское дей­ствие

«Каждая еван­гель­ская доб­ро­де­тель соткана из дей­ствия бла­го­дати Божией и чело­ве­че­ского сво­бод­ного воле­из­во­ле­ния; каждая из доб­ро­де­те­лей – это Бого­че­ло­ве­че­ское дей­ствие, Бого­че­ло­ве­че­ский факт» /Пре­по­доб­ный Иустин (Попо­вич)/

Доб­ро­де­тели – не наша соб­ствен­ность и заслуга: их дарует Бог. Сколько бы ты ни тру­дился, сколько бы ни ста­рался – не считай доб­рого дела своим, потому что если бы ты не полу­чил помощи свыше, все труды твои были бы напрасны. /Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст/

Истин­ная доб­ро­де­тель — награда сама по себе

“Где истин­ная доб­ро­де­тель, там и любовь;
где любовь, там добрая и спо­кой­ная совесть,
где спо­кой­ная совесть, там мир и покой,
где мир и покой, там уте­ше­ние и радость”. /Свт. Тихон Задон­ский/

Доб­ро­де­тель – путь в Цар­ство Небес­ное.

Цель доб­ро­де­тели — при­бли­же­ние к Богу.

“Если душа совер­шает добрые дела, Дух Святой оби­тает в ней”. /Пре­по­доб­ный авва Исаия/

“Доб­ро­де­тель достав­ляет истин­ную сво­боду”. /Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст/

“Душа каж­дого из нас подобна лам­паде, дела­ние добра елею, любовь – фитиль, на кото­ром почи­вает, как свет, бла­го­дать Боже­ствен­ного Духа. Когда же недо­стает елея, то есть доб­ро­де­ла­ния, то любовь исся­кает и свет Боже­ствен­ной бла­го­дати… гаснет, потому что доб­ро­де­тель и любовь, исче­зая, уносят с собой и бла­го­дат­ные даро­ва­ния. Когда же Бог отвра­щает лицо Свое, насту­пает полный мрак”. /Свт. Гри­го­рий Палама/

“Три доб­ро­де­тели служат при­зна­ком дости­же­ния спа­се­ния:

а) рас­суж­де­ние, раз­ли­ча­ю­щее добро от зла во всех слу­чаях;
б) бла­го­вре­мен­ное преду­смот­ре­ние и добра, и зла (с отло­же­нием от зла);
в) сво­бода от внеш­него вли­я­ния (спо­соб­ного вос­пре­пят­ство­вать спа­се­нию)” /Авва Исаия/

“У кого есть тру­до­лю­би­вая Марфа — все­сто­рон­нее доб­ро­де­ла­ние, и Мария, сидя­щая у ног Иисуса, — вни­ма­тель­ное и теплое обра­ще­ние к Гос­поду всем серд­цем, к тому Сам Гос­подь придет и вос­кре­сит Лазаря – его дух, и раз­ре­шит его от всех уз душев­ных и телес­ных. Тогда нач­нется у него поис­тине новая жизнь – бес­те­лес­ная в теле и незем­ная на земле. И это будет истин­ное вос­кре­се­ние в духе прежде буду­щего вос­кре­се­ния с телом!” /Свт. Феофан Затвор­ник/

Виды доб­ро­де­те­лей

Суще­ствует мно­же­ство хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей, и мно­же­ство клас­си­фи­ка­ций их.

Иногда доб­ро­де­тели раз­де­ляют на высшие и началь­ные.

Пре­по­доб­ный Гри­го­рий Синаит раз­де­ляет доб­ро­де­тели на: дея­тель­ные, есте­ствен­ные и боже­ствен­ные

Три глав­ней­шие доб­ро­де­тели: воз­дер­жа­ние, нес­тя­жа­тель­ность и сми­ре­ние; пять за ними сле­ду­ю­щих: чистота, кро­тость, радость, муже­ство и само­уни­чи­же­ние, – и потом весь ряд прочих доб­ро­де­те­лей.

Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин делит доб­ро­де­тели на телес­ные, душев­ные и духов­ные

Телес­ные доб­ро­де­тели – это:

а) воз­дер­жа­ние (пост),
б) молит­вен­ное бдение (молит­вен­ное пра­вило и бого­слу­же­ние),
в) физи­че­ский труд по само­обес­пе­че­нию и послу­ша­нию; и др. аске­ти­че­ские подвиги на благо ближ­них, тре­бу­ю­щие физи­че­ских (телес­ных) усилий над собой.

Душев­ные: доб­рота, про­стота, почти­тель­ность, спра­вед­ли­вость, вели­ко­ду­шие, мило­сер­дие, щед­рость, бла­го­род­ство, муже­ство.

Духов­ные: рас­су­ди­тель­ность, цело­муд­рие, от кото­рых рож­да­ются вера, надежда, любовь, сми­ре­ние, кро­тость, тер­пе­ние, прав­до­лю­бие, сво­бода, состра­да­тель­ность, бого­бо­яз­нен­ность, бла­го­дар­ность, уми­ле­ние, бла­го­го­ве­ние.

Телес­ные доб­ро­де­тели должны слу­жить душев­ным, душев­ные — духов­ным, а духов­ные — бого­по­зна­нию. /Преп. Нил Синай­ский/

Часто выде­ляют доб­ро­де­тели есте­ствен­ные и сверхъ­есте­ствен­ные.

Есте­ствен­ные (свой­ствен­ные чело­ве­че­ской при­роде (по есте­ству), в силу бого­об­раз­но­сти), такие как: чело­ве­че­ское бла­го­ра­зу­мие, мило­сер­дие, спра­вед­ли­вость; чело­ве­че­ская бла­го­дар­ность, щед­рость, снис­хо­ди­тель­ность.

Сверхъ­есте­ствен­ные – Еван­гель­ские доб­ро­де­тели. «Какие рас­по­ло­же­ния в сердце должно иметь хри­сти­а­нину, ука­зы­вают изре­че­ния Христа Спа­си­теля о бла­жен­ствах, именно: сми­ре­ние, сокру­ше­ние, кро­тость, прав­до­лю­бие и исти­но­лю­бие, мило­сти­вость, чисто­сер­де­чие, миро­лю­бие и тер­пе­ние» /свт. Феофан Затвор­ник/

«Плод же духа: любовь, радость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, мило­сер­дие, вера, кро­тость, воз­дер­жа­ние. На тако­вых нет закона», т.е. они про­ис­те­кают свыше, от Бога, по дару бла­го­дати, а не от сле­до­ва­ния только закону ( Гал. 5:22-23 ).

Все хри­сти­ан­ские (еван­гель­ские) доб­ро­де­тели заклю­чены в испол­не­нии двух наи­глав­ней­ших запо­ве­дей – любви к Богу всем серд­цем, разу­ме­нием и силами души, и к ближ­нему как самому себе. (Иерар­хи­че­ская три­ме­рия любви).

После гре­хо­па­де­ния хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели не свой­ственны чело­веку. Они стали выше­есте­ствен­ными.

Хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели бес­ко­нечно пре­вос­хо­дят извест­ные чело­ве­че­ству мораль­ные прин­ципы.

В Еван­ге­лии Хри­стос учит кро­то­сти, запре­щая мщение вплоть до совер­шен­ного незло­бия и любви к врагам. Еван­гель­ская кро­тость – это призыв к тер­пе­нию оскорб­ле­ний и гоне­ний с молит­вой за врагов, подоб­ной той, какую явил Сам Бог на Кресте: «Отче прости им, ибо не ведают, что творят».

В Еван­ге­лии Хри­стос запо­ве­дует нес­тя­жа­ние не просто как доволь­ство необ­хо­ди­мым, но и как мило­сер­дие к нищим, готов­ность отдать нуж­да­ю­ще­муся все.

В Еван­ге­лии Хри­стос запо­ве­дует цело­муд­рие не только в виде отказа от рас­тли­тель­ных дей­ствий, но и от самих помыш­ле­ний.

Глу­бина хри­сти­ан­ского сми­ре­ния должна про­сти­раться до неосуж­де­ния ближ­него, про­ще­ния его грехов.

Хри­стос гово­рит о любви к Богу, выра­жа­ю­щейся в отло­же­нии всех сует­ных дел ради позна­ния Бога, непре­стан­ной молитвы и даже муче­ни­че­ского испо­ве­да­ния веры.

Для при­об­ре­те­ния хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей чело­век должен под­ви­заться, при­ла­гать усилия по борьбе со своими стра­стями и падшим есте­ством. Цар­ствие Божие нудится, и нужд­ницы вос­хи­щают его ( Мф.11:12 )

Но итог подвига зави­сит от бла­го­дати Духа Свя­того, все­ля­ю­щейся в чело­века, пре­об­ра­жа­ю­щей и обнов­ля­ю­щей чело­ве­че­ское есте­ство, пода­ю­щей ему силу испол­нить запо­ведь и тво­рить добро.

Вза­и­мо­связь доб­ро­де­те­лей

“Все доб­ро­де­тели свя­заны между собой, как звенья в духов­ной цепи, и одна от другой зави­сят”. /Пре­по­доб­ный Мака­рий Еги­пет­ский/

«Все доб­ро­де­тели хороши, но надобно, чтобы они имели голову и ноги, подобно телу. Ноги доб­ро­де­тели — сми­рен­но­муд­рие, а голова — любовь. Под любо­вью нахо­дятся: состра­да­ние, мило­сти­вость, щед­рость, незло­бие, вели­ко­ду­шие, бла­го­тво­ри­тель­ность и чело­ве­ко­лю­бие, кото­рые вместе с нею чело­века делают богом по бла­го­дати» /Свт. Амвро­сий Медио­лан­ский/

Совет жела­ю­щим стя­жать доб­ро­де­тели: не сле­дует браться сразу за стя­жа­ние всех доб­ро­де­те­лей или несколь­ких, но надо выбрать прежде одну, над при­об­ре­те­нием кото­рой будешь тру­диться, а затем – другую.

Для при­об­ре­те­ния доб­ро­де­тели нужны:

О воз­рас­тах доб­ро­де­тель­ной жизни хри­сти­ан­ской

Мла­ден­че­ский воз­раст

Это период от начала жизни хри­сти­ан­ской до обра­зо­ва­ния порядка этой жизни и правил хри­сти­ан­ского дей­ство­ва­ния вообще.

У св. Иоанна Лествич­ника при­пи­сы­ва­ются ново­на­чаль­ным пре­иму­ще­ственно телес­ные подвиги: пост, вре­тище, пепел, мол­ча­ние, труд, бдение, слезы и др.

Юно­ше­ский воз­раст

Это время борьбы и подвига над иско­ре­не­нием стра­стей и насаж­де­нием добрых рас­по­ло­же­ний.

У св. Иоанна Лествич­ника этому воз­расту при­пи­сы­ва­ются пре­иму­ще­ственно подвиги душев­ные: нет­ще­сла­вие, без­гне­вие, бла­го­на­де­жие, крот­кое уве­ща­ние, непо­роч­ная молитва, несреб­ро­лю­бие.

Муже­ский воз­раст

Это время, когда внут­рен­няя борьба ути­хает, и чело­век начи­нает вку­шать покой и сла­дость духов­ных благ.

Св. Иоанн Лествич­ник усво­яет им пре­иму­ще­ственно жизнь в духе и пре­бы­ва­ние непо­движ­ное в Боге: непо­ра­бо­щен­ное сердце, совер­шен­ную любовь, умом из мира выступ­ле­ние и во Христа внед­ре­ние, небес­ного света в душе и мыслей во время молитвы нерас­хи­ще­ние, обилие Божия про­све­ще­ния, жела­ние смерти, нена­ви­де­ние жизни, небес­ных тайн вме­ще­ние, власть над бесами, неис­по­ве­ди­мых Божиих судеб хра­не­ние и пр.

Пре­де­лов воз­рас­та­ния в доб­ро­де­тель­ной жизни нет, ибо запо­ве­дано быть «совер­шен­ными, якоже Отец Небес­ный совер­шен есть» ( Мф.5:48 ).

Глав­ные стра­сти и про­ти­во­по­лож­ные им доб­ро­де­тели

Восемь глав­ных стра­стей: чре­во­уго­дие, блуд, среб­ро­лю­бие, гнев, печаль, уныние, тще­сла­вие, гор­дость.

Восемь глав­ных доб­ро­де­те­лей: воз­дер­жа­ние, цело­муд­рие, нес­тя­жа­ние, кро­тость, пока­я­ние, трез­ве­ние, сми­ре­ние, любовь.

Чре­во­уго­дию про­ти­во­стоит ВОЗ­ДЕР­ЖА­НИЕ

Воз­дер­жа­ние – удер­жа­ние жела­ний, не согла­су­ю­щихся с волей Божией.

Усло­вия стя­жа­ния: Объ­ек­том воз­дер­жа­ния могут быть: 1) пороч­ные стра­сти и гре­хов­ные вле­че­ния чело­ве­че­ской при­роды и 2) ее есте­ствен­ные нужды и необ­хо­ди­мые потреб­но­сти. С 1‑м тре­бу­ется бес­по­щад­ная борьба, а 2‑е должно под­чи­нить духу и удер­жи­вать в разум­ных пре­де­лах.

При­меры, после Иисуса Христа: пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский, пре­по­доб­ный Гера­сим Иор­дан­ский.

Плоды: Тело должно поко­риться душе, а душа — духу.

Воз­дер­жа­ние явля­ется родо­на­чаль­ной, основ­ной по отно­ше­нию к другим доб­ро­де­те­лям.

Блуд­ной стра­сти про­ти­во­стоит ЦЕЛО­МУД­РИЕ

Цело­муд­рие – совер­шен­ное под­чи­не­ние тела душе, чистота души и тела.

Усло­вия стя­жа­ния: Начало цело­муд­рия – ум, не колеб­лю­щийся от блуд­ных помыс­лов и меч­та­ний. Укло­не­ние от сла­до­страст­ных бесед, сквер­ных слов, хра­не­ние чувств, осо­бенно зрения, слуха и ося­за­ния. Телес­ные труды. Пост, молитва. Избе­гать всего, что может поло­жить и малей­шее пятно на чистоту души.

Цело­муд­рие есть воз­дер­жа­ние и пре­одо­ле­ние (всяких) похо­тей борь­бою.

При­меры, после Иисуса Христа: Бого­ро­дица, Рав­ноап­о­столь­ная Фекла, муче­ница Пела­гея дева, бла­го­вер­ная кня­гиня Иули­а­ния Вязем­ская.

Плоды: Телес­ная и духов­ная чистота.

Среб­ро­лю­бию про­ти­во­стоит НЕС­ТЯ­ЖА­НИЕ

Нес­тя­жа­ние – удо­вле­тво­ре­ние себя (одним) только необ­хо­ди­мым.

Усло­вия стя­жа­ния: Люб­ле­ние еван­гель­ской нищеты.

При­меры, после Иисуса Христа: пре­по­доб­ный Нил Сор­ский, бла­жен­ная Ксения Петер­бург­ская.

Плоды: Мило­сер­дие к нищим, пре­зре­ние к рос­коши, готов­ность отдать послед­нее.

Гневу про­ти­во­стоит КРО­ТОСТЬ

Доб­ро­де­тель кро­то­сти заклю­ча­ется в совер­шен­ном без­гне­вии и непо­движ­ном устро­е­нии души, пре­бы­ва­ю­щей оди­на­ко­вой при бес­че­стиях и похва­лах.

Усло­вия стя­жа­ния: Послу­ша­ние. Испра­ши­ва­ние помощи у Бога. Само­уко­ре­ние.

При­меры, после Иисуса Христа: пре­по­доб­ный Павел Пре­про­стый, свя­ти­тель Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский

Плоды: Тер­пе­ние, без­гне­вие, воз­мож­ность при оскорб­ле­ниях от ближ­него без сму­ще­ния и искренно о нем молиться.

Печали про­ти­во­стоит ПОКА­Я­НИЕ

Пока­я­ние — фун­да­мен­таль­ная пере­мена в жизни: от про­из­вольно-гре­хов­ной, само­лю­би­вой и само­до­ста­точ­ной к житию по запо­ве­дям Божиим, в любви и стрем­ле­нии к Богу.

Усло­вия стя­жа­ния: Совер­ше­ние в тече­ние всей чело­ве­че­ской жизни, (нико­гда не бывает излиш­ним)

При­меры, после Иисуса Христа: Авва Сисой Вели­кий, Апо­стол Петр

Плоды: Виде­ние своей гре­хов­но­сти, появ­ле­ние жела­ния слу­жить ближ­ним, нрав ста­но­вится непри­твор­ным и нели­це­мер­ным. Пере­ход на каче­ственно иной образ мыслей.

Унынию про­ти­во­стоит ТРЕЗ­ВЕ­НИЕ

С одной сто­роны, трез­ве­ние есть вни­ма­ние к спа­се­нию души среди скор­бей и иску­ше­ний пре­хо­дя­щего мира, про­ти­во­сто­я­щее рас­се­ян­но­сти и лено­сти.

С другой сто­роны, трез­ве­ние – это пра­виль­ная (здра­вая) оценка своих сил и своего духов­ного состо­я­ния, осно­ван­ная на позна­нии своей немощи и упо­ва­нии на Боже­ствен­ную бла­го­дать.

Усло­вия стя­жа­ния: Хра­не­ние ума от помыс­лов и сер­деч­ное без­мол­вие. Еже­днев­ное испы­та­ние ума и сердца.

При­меры, после Иисуса Христа: свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов; преп. Пахо­мий Вели­кий.

Плоды: Исправ­ляя сердце, исправ­ляем внут­рен­нее зрение своей души. При­об­ре­та­ется сво­бода от иску­ше­ний, сво­бода от само­об­мана, виде­ние своих грехов и упо­ва­ние на Бога, сдер­жан­ность в радо­сти и сохра­не­ние бла­го­ра­зу­мия в скор­бях.

Тще­сла­вию про­ти­во­стоит СМИ­РЕ­НИЕ

Сми­ре­ние – почи­та­ние себя греш­ни­ком, не сде­лав­шим ничего доб­рого перед Богом, уни­чи­же­ние духа, трез­вое виде­ние своих грехов.

Усло­вия стя­жа­ния:

При­меры, после Иисуса Христа: пре­по­доб­ный Сергий Радо­неж­ский, Андрей, Христа ради юро­ди­вый

Плоды: Чем более при­бли­жа­ются подвиж­ники к Богу, тем более греш­ными себя видят.

Есть два сми­ре­ния: счи­тать себя ниже всех и при­пи­сы­вать Богу свои подвиги (это совер­шен­ное сми­ре­ние святых).

Гор­до­сти про­ти­во­стоит ЛЮБОВЬ

Любовь — венец доб­ро­де­те­лей — сово­куп­ность совер­шенств, по про­ис­хож­де­нию есть дар Духа Свя­того, по своей сущ­но­сти – обо́жение чело­века, по форме – жерт­вен­ное слу­же­ние пред­мету любви – Богу и Его тво­ре­нию.

Усло­вия стя­жа­ния: «Если ты нахо­дишь, что в тебе нет любви, а жела­ешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сна­чала без любви. Гос­подь увидит твое жела­ние и ста­ра­ние и вложит в сердце твое любовь». /Пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский/

При­меры, после Иисуса Христа: Апо­стол Иоанн Бого­слов, пре­по­доб­ный Силуан Афон­ский.

Плоды: Жерт­вен­ное слу­же­ние Богу и людям. Зрение в ближ­них образа Божия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *