Кубизм что это такое
Кубизм: история, особенности 1 933 слова читать
13 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки
В изобразительном искусстве термин «кубизм» описывает революционный стиль живописи, изобретенный Пабло Пикассо (1881–1973) и Жоржем Браком (1882–1963) в Париже в период с 1907 по 1912 год. Их кубистские методы – первоначально под влиянием геометрических мотивов в пейзажных композициях художника постимпрессионистов, например, Поля Сезанна – радикально пересмотрели природу и сферу изобразительного искусства и, в меньшей степени, скульптуры и возвестили совершенно новые способы представления реальности. В этом смысле кубизм знаменует конец эпохи Возрождения и начало эпохи современного искусства.
Введение: революционное абстрактное искусство
В значительной степени это тип полуабстрактного искусства – хотя порой оно приближается к полномасштабному необъективному искусству – кубизм традиционно делится на три этапа:
Помимо Бракa и Пикассо, в число других известных художников, тесно связанных с этим движением, входят художники Хуан Гри (1887–1927), Фернан Леже (1881–1955), Роберт Делоне (1885–1941), Альберт Глайз (1881–1953), Андре Лоте (1885-1962), Роджер де ла Фресне (1885-1925), Жан Метцингер (1883-1956), Фрэнсис Пикабиа (1879-1953), художник-универсал Марсель Дюшан (1887-1968) и скульпторы Жак Липчиц (1891–1973), Александр Архипенко (1887–1964). (См. Художники-кубисты и Скульпторы 20-го века.) Кубизм был отправной точкой или существенным элементом ряда других движений современного искусства, включая футуризм (1909–14), орфизм (1910–13), ворцизм (1914-15), русский конструктивизм, (c.1919-1932) и дада (1916-1924).
Каковы были истоки кубистского искусства?
ПРИМЕЧАНИЕ. Чтобы увидеть, как не натуралистическая живопись импрессионистов привела к абстрактному искусству, подобному кубизму, см.: От реализма к импрессионизму (1830-1900). Чтобы понять, почему кубизм связан с классицизмом, см. статью «Классическое возрождение в современном искусстве» (c.1900-30).
Происхождение термина «кубизм»
Как понять кубизм
Каковы характеристики кубизма?
Со времен Ренессанса, если не раньше, художники писали картины с единой фиксированной точки зрения, как будто они делали фотографии. Иллюзия глубины фона создавалась с использованием стандартных условных обозначений линейной перспективы (например, объекты показывались меньшими по мере отступления) и путем рисования фигур и объектов с закругленными затененными поверхностями для создания трехмерного эффекта. Кроме того, сцена или объект изображались в определенный момент времени.
Напротив, Брак и Пикассо считали, что полное значение объекта можно уловить, только показав его с нескольких точек зрения и в разное время. Таким образом, они отказались от идеи единой фиксированной точки и вместо этого использовали множество точек зрения. Затем объект повторно собирался из фрагментов этих различных видов, как сложная головоломка. Таким образом, много разных видов объекта были одновременно изображены на одном и том же изображении. В некотором смысле это все равно, что сделать 5 разных фотографий (в разное время) одного и того же объекта, затем разрезать их и заново собрать на плоской поверхности.
Такая фрагментация и перестановка формы означали, что картину теперь можно рассматривать не как своего рода окно в мир, а скорее как физический объект, на котором создается субъективная реакция на мир. Что касается художественной техники, кубизм показал, как можно создать чувство солидности и изобразительной структуры без традиционной перспективы или моделирования.
Таким образом, стиль фокусировался на плоской, двумерной поверхности плоскости изображения и отвергал традиционные условные обозначения пространства и техники линейной перспективы, кьяроскуро (использование затенения, чтобы показать свет и тень) и традиционные идеи подражания природе. Вместо создания естественных трехмерных объектов, художники-кубисты предложили совершенно новый набор изображений, собранных из двумерных фрагментов, на которых объекты были видны с нескольких сторон одновременно. Если фовисты и импрессионисты стремились выразить свое личное ощущение определенного объекта или сцены, кубисты стремились изобразить интеллектуальную идею или форму объекта и его связь с другими предметами.
Другие важные стилистические тенденции, подобные кубизму, ищите в разделе Художественные движения, периоды, школы (примерно с 100 г. до н.э.).
Кубистские выставки
Кубизм имел две идентичности: публичную и частную. Стиль был разработан совместно Пабло Пикассо и Жоржем Браком на основе наблюдений, полученных от Сезанна, а также, в некоторой степени, от этнографического примитивизма, подобного тому, который исследовал Пикассо в период его интереса к африканскому искусству. Брак дебютировал с персональной выставкой, организованной Канвайлером в ноябре 1908 года. Но после этого он и Пикассо более или менее пошли на попятную, но знамя кубизма было поддержано другими – так называемыми «салонными кубистами», это Роберт Делоне, Альберт Глейз, Фернан Леже, Анри Ле Фоконье и Жан Метцингер в Салоне Независимых в 1911 году.
Примерно в начале 1912 года Пикассо и Брак перешли от аналитического кубизма, с которого они начали, к синтетическому кубизму – новому, более декоративному и ориентированному на поверхность стилю, созданному с использованием новых техник, таких как коллаж и папье-колли. Включение детрита в их картины можно рассматривать как начало искусства барахла (джанк-арт). На этом этапе к ним присоединился Хуан Гри.
Во время Первой мировой войны вынужденный отъезд Даниэля-Генри Канвайлера привел к тому, что Леонс Розенберг (1879-1947) стал главным дилером художников-кубистов в Париже. Его брат Пол Розенберг (1881-1959) был главным дилером Пикассо в межвоенные годы.
Символ художественной и интеллектуальной моды
Кубизм был стилем с претензией. Это было иконоборчество, вызов. Он был сосредоточен на идеях, а не на красивых картинках. Но он захватил дух эпохи – эпохи сложных французских музыкантов Клода Дебюсси (1862-1918), Эрика Сати (1866-1925) и Мориса Равеля (1875-1937), и аналитический кубизм, в частности, соответствовал идеям французского философа Анри Бергсона (1859-1941), чья концепция одновременности утверждала, что прошлое перекликается с настоящим, которое впадает в будущее. Между тем изобразительное искусство находилось на распутье. Импрессионизм был вчерашней модой, Belle Epoque парижского плаката закончилась, Тулуз-Лотрек был мертв, модерн находился в упадке и даже красочный фовизм иссякал. В то же время политическая температура в Европе повышалась, открывая ужасные стороны войны и хаоса. В своем нападении на старые черты искусства эпохи Возрождения, кубизм отражал призывы к переменам во многих других дисциплинах, а также в мире в целом. Объяснение некоторых великих кубистских работ Пикассо и других: Анализ современной живописи (1800-2000).
Кубистская скульптура
Известные произведения в стиле кубизм
Пикассо (1881-1973)
Голова женщины (1909) МоМА, Нью-Йорк.
Гитара (1912) Музей Пикассо, Париж.
Раймонд Дюшан-Виллон (1876-1918)
Большая Лошадь (1914) Национальный музей современного искусства, Париж.
Анри Лорен (1885-1954)
Голова женщины (1915) МоМА, Нью-Йорк.
Александр Архипенко (1887-1964)
Ходьба женщины (1912) частная коллекция.
Походный солдат (1917) частная коллекция.
Наум Габо (1890-1977)
Голова женщины (1917-20) МоМА, Нью-Йорк.
Жак Липчиц (1891-1973)
Человек с гитарой (1915) МоМА, Нью-Йорк.
Матрос с гитарой (1915) Национальный музей современного искусства, Париж.
Купальщики III (1917) Фонд Барнса.
Кубистский дизайн в Чехословакии
Дом Черной Мадонны (1911-12), универмаг, спроектированный Гокаром, был первым произведением кубистской архитектуры. Расположенный на первом этаже Grand Cafe Orient с кубистским интерьером и кубистскими светильниками, он быстро стал местом встречи авангарда вплоть до его закрытия в середине 1920-х годов. В настоящее время здание является частью Чешского музея изобразительных искусств. Здесь находится Музей чешского кубизма, который был открыт в 1994 году и содержит постоянную выставку картин, мебели, скульптур и фарфора. Чешский музей кубизма также содержит выставку коллажей чешского художника и поэта Иржи Колара, который также работал во Франции. Его идеи позже представили коллаж в более широком контексте. Париж, возможно, был местом рождения кубизма, но именно в Праге его возможности были исследованы наиболее полно.
Наследие
В конечном счете, кубизм сам по себе менее важен как художественный стиль и более важен как показатель того, что возможно в изобразительном искусстве. Он расширил границы искусства, включив альтернативы традиционной единой точке зрения; он продемонстрировал, что изобразительное искусство могло быть сделано из чего угодно, даже обломков мусора; и он поднял важные вопросы о природе реальности в искусстве. Это было одно из самых важных движений, связанных с Парижской школой и внесло значительный вклад в авангардное искусство в начале 20-го века. В частности, кубизм оказал широкое и постоянное влияние на самые разнообразные движения живописи, в том числе, что наиболее важно, футуризм (c.1909-14) – см., Например, « Женщина на балконе» (1912, частная коллекция) Карло Карра (1881-1966). Другие движения и стили под влиянием кубистских мотивов включают в себя: французский орфизм (c.1910-13), английский вортицизм (c.1913-19), русский лучизм (c.1912-15) и конструктивизм (c.1914-25), голландская дизайнерская группа Де Стейл (1917-31), а также американские стили, такие как синхромизм (c.1913-18) и Прецизионизм (1920-е годы). Его анти-художественные элементы стимулировали появление Дада в 1916 году и сюрреализма в 1924-м.
Величайшие кубистские картины
Пабло Пикассо
Дома на холме (1909) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Женщина с веером (1909) Музей Пушкина.
Портрет Амбруаза Воллара (1910), Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Девушка с мандолиной (Фанни Телье) (1910) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Натюрморт с креслами-стульями (1911-12) Музей Пикассо, Париж.
Три музыканта (1921) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Герника (1937) Музей королевы Софии, Мадрид.
Плачущая женщина (1937) Коллекция Тейт, Лондон.
Жорж Брак
Дома в L’Estaque (1908) Kunstmuseum, Берн.
Large Nude (1908) Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду.
Натюрморт с сельдями (1909-11), МоМА, Нью-Йорк.
Португалия (1911) Художественный музей, Базель.
Фруктовое блюдо и бокал (1912) частная коллекция.
Хуан Гри (1887-1927)
Портрет Мориса Райнала (1911) частная коллекция.
Портрет Пабло Пикассо (1912) Художественный институт Чикаго.
Скрипка и гитара (1913) частная коллекция.
Натюрморт с фруктами и бутылкой воды (1914) Музей Кроллера-Мюллера, Оттерло.
Упаковка кофе (1914) Музей Ульмера, Ульм.
Фернан Леже (1881-1955)
Обнаженная в лесу (1909-11) Кроллер-Мюллер, Оттерло.
Свадьба (1911) Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду.
Солдаты за игрой в карты (1917) Государственный музей Кроллера-Мюллера, Оттерло.
Марсель Дюшан (1887-1968)
Обнаженная, спускающаяся по лестнице (№2) (1912) Филадельфийский художественный музей.
Король и королева перед быстрым обнаженным на высокой скорости (1912) Филадельфия.
Робер Делоне (1885-1941)
Окно (1912) Коллекция Мортона Дж. Неймана, Чикаго.
Круговые формы: Солнце и Луна (1912) Kunstmuseum, Цюрих.
Фрэнсис Пикабиа (1879-1953)
Удни, молодая американская девушка (1913) Национальный музей современного искусства.
Альберт Глезес (1881-1953)
Портрет Жака Найрала (1911) Тейт Модерн, Лондон.
Женщина с животными (1914) Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция.
Жан Метцингер (1883-1956)
Время чая (Женщина с чайной ложкой) (1911) Филадельфийский художественный музей.
Танцор в кафе (1912) Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало.
Лионель Фейнингер (1871-1956)
Францисканская церковь (1924) Staatsgalerie, Штутгарт, Германия.
Роджер де ла Фресне (1885-1925)
L’Artillerie (1911, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
Кубизм – модернистский стиль в живописи XX века: суть направления, история, фазы развития
Кубизм (фр. Cubisme) — стиль в живописи, являющийся одним из модернистских направлений. Кубизм зародился во Франции а начале XX века. Художники-кубисты раскладывали трёхмерные объекты на отдельные элементы и переносили их на двумерную плоскость. На первый взгляд кубизм — упрощение. Но в итоге кубистам удалось расширить возможности человеческого взгляда на изображаемые объекты. Предметы на картинах изображены так, будто на них одновременно смотришь с разных сторон. Получается, что сводя трёхмерный мир к двухмерности, художники-кубисты на самом деле словно открывали портал в четвёртое измерение!
Кубизм позволил живописцам отражать свойства художественных объектов, которые невозможно отразить классическими живописными методами. Кроме того, перед творцами открылись новые колористические возможности: геометризм нового стиля позволяет акцентировать внимание на цвете.
История кубизма
Истоки кубизма искусствоведы усматривают в работах Поля Сезанна (Paul Cézanne). Базовые принципы зарождающегося стиля критики отмечают в его полотнах «Горы в Провансе» и «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю».
Немалое влияние оказали и эпистолярные советы мэтра молодому художнику Пабло Пикассо (Pablo Picasso): в переписке Сезанн советовал смотреть на художественную натуру как на слияние простейших геометрических форм.
Пабло Пикассо, внимательно отнёсшийся к рекомендациям старшего коллеги, и стал основателем кубизма. Именно в его творчестве многогранно раскрылись возможности живописного анализа и синтеза: разбирая объекты на элементы, Пикассо затем конструировал из этих «лоскутов» новую реальность.
Кубизм появился на свет в 1905-1907 годах. Первым полотном, открывшим начало новой вехи в истории живописи, считаются «Авиньонские девицы». А название ему дал художник Анри Матисс (Henri Matisse) в 1908 году. Взглянув на картину Жоржа Брака (Georges Braque) под названием «Дома в Эстраке», Матисс выдал знаменитую фразу: «Bizarreries cubiques!» В переводе — «Что за кубики!»
Направления и фазы кубизма
Искусствоведы выделяют три направления или, точнее, фазы развития кубизма:
Кубизм стал одним из самых известных направлений живописи, своеобразным манифестом изменений в творческом подходе. Картины знаменитых художников-кубистов входят в число самых дорогих лотов на аукционах.
Магия и геометрия: как в живописи 20 века появился кубизм
Художнику под силу создавать новую реальность, а не просто фиксировать происходящее вокруг. Эта идея пропитывает кубизм – направление в искусстве, популярное в начале 20 века. Вместо стандартных портретов, пейзажей и натюрмортов на полотнах появляются новые объекты. Изображения, словно мозаика, разбиваются на множество деталей, а затем воссоздаются вновь из простых геометрических форм.
С чего начался кубизм
Что такое этот французский кубизм и какова его история? Если кратко, смесь магии и математики на полотнах. Художники начала 20 века отказались от правил академической живописи. О перспективе, оптическом реализме и светотени решили забыть. Представители нового направления не хотят подражать природе и не стремятся передавать действительность с фотографической точностью.
Кубический натюрморт
Кубисты и их последователи отрицали трехмерную реальность. В результате творческих экспериментов появляются новые формы, линии, контрасты. В основе всего лежат идеи – мир, созданный сознанием художников.
Пабло Пикассо и Жорж Брак
Основоположник кубизма – испанец Пабло Пикассо. У истоков стиля также стоял француз Жорж Брак. Первая их встреча произошла в 1905 году. Два года спустя Пикассо показал своему знакомому картину, которая стала первой в истории кубизма. Сегодня она известна как «Авиньонские девицы», но первоначальное название было более кричащим – «Философский бордель».
«Авиньонские девицы»
Героинями работы стали пять дам легкого поведения. Каждая из них написана в разной манере. Вдохновение Пабло Пикассо нашел в творчестве Поля Сезанна, особенно в его «Купальщицах». Впечатление на испанского художника также произвели африканские макси, выставленные в парижском Этнографическом музее.
«Купальщицы», Поль Сезанн
Несмотря на то, что Поль Сезанн — один из самых выдающихся представителей постимпрессионизма, он внес серьезный вклад в развитие кубизма. Картина «Пьеро и Арлекин» написана за 20 лет до появления нового направления, но уже в ней появились геометрические детали. Последователи Поля Сезанна начали копировать его стиль и использовать похожую технику.
Выставить смелую работу публично Пабло Пикассо долго не решался. В 1920 году меценат Жак Дусе из Франции приобрел в свою коллекцию скандальное полотно. Широкая общественность впервые познакомилась с «Авиньонскими девицами» только в 1937 году. В наши дни произведение искусства хранится в Нью-Йорке – увидеть ее можно в Музее современного искусства.
Картина Пабло Пикассо в галерее Нью-Йорка
Основатель кубизма Пабло Пикассо создал 20 тысяч работ и попробовал себя в разных направлениях живописи – у него есть полотна в стилях сюрреализм и постимпрессионизм. Он стал одним из самых дорогих художников мира.
«Купание»
В 2015 году с молотка за рекордную сумму ушла на аукционе картина «Алжирские женщины». По результатам многочисленных опросов его признавали лучшим живописцем последнего столетия. Немудрено, что кубизм Пикассо пользуется огромной популярностью у похитителей.
«Три женщины»
Как появилось название нового стиля
Существует две версии происхождения термина «кубизм». Согласно первой, название возникло в 1908 году во время выставки шести пейзажей Жоржа Брака.
Жорж Брак начинал свою карьеру как декоратор. На творческие эксперименты его вдохновил сезанновский кубизм. Судьбоносным стало знакомство с Пабло Пикассо.
Жюри Осеннего Салона работы приняло холодно и нелестно отозвалось о новом стиле. Анри Матисс при знакомстве с пейзажем «Дома в Эстраке» от удивления воскликнул: «Что за кубики!».
«Дома в Эстраке», Жорж Брак
Вторая версия связана с именем Луи Вокселя. Художественный критик дал краткую, но запоминающуюся характеристику работам Брака. Изображенные с помощью геометрических фигур горы и деревья он назвал «кубическими причудами».
Начало новой эпохи ознаменовала посмертная выставка творчества Поля Сезанна, которая состоялась в 1907 году. В это же время Эмиль Бернар опубликовал заметки художника о том, как сложные предметы легко собираются из простых геометрических форм и о создании пространства при помощи цвета. На молодых живописцев работы Поля Сезанна и сформулированные им постулаты произвели неизгладимое впечатление.
О вкладе художника в новое направление написали в 1912 году в книге «О кубизме» Жан Метценже и Альбер Глез. Его творчество причислили к глубокому реализму, противопоставив работам Сислея и Монэ.
Самые известные представители направления, кроме Пабло Пикассо и Жоржа Брака, – Фернан Леже, Марсель Дюшан и Хуан Грис.
Три стадии кубизма в живописи
Направление не оставалось неизменным. Выделяют три фазы развития стиля: сезановский кубизм, аналитический и синтетический.
Сезановский кубизм (1907-1909)
Стремление упрощать формы и увлечение абстракциями – главные принципы кубизма первой фазы. Исследователь искусства Андре Сальмон считал – новый стиль стал реакцией на отсутствие формы у импрессионистов.
Развивается направление под влиянием символистов, которые во главе всего ставили идею, а не ее материальное отражение. Художники не стремились фиксировать переменчивость вещей, а передавали замыслы через наделенные особым смыслом образы. Первые картины создаются под влиянием творчества Поля Сезанна, их наполняют символы.
Французский художник передавал свое особое видение реальности на полотнах. Так гора Сент-Виктуар Полю Сезанну представляется множеством гигантских глыб, образованных из огня. Самое удивительное, что художнику кажется, будто огонь до сих пор продолжает бушевать в неподвижных предметах. Об этом Поль Сезанн рассказывал своему товарищу Иоахиму Гаске.
«Гора Сент-Виктуар», Поль Сезанн
Аналитический кубизм (1909-1912)
Вторая фаза характеризуется необычными переливами цветов – они становятся полупрозрачными, когда плоскости пересекаются. Художники продолжают эксперименты с расположением предметов в пространстве. Картины начинают казаться монохромными за счет снижения контрастов фактуры и цвета.
Пейзаж, портрет и натюрморт в стиле кубизма выполняются в непривычной манере. Объекты состоят из маленьких деталей, которые с легкостью отделимы друг от друга. Появляется ощущение, что в изображенном мире не действуют законы времени и пространства. Линии могут внезапно разорваться, а формы перемешаться. Художник похож на ребенка, который обожает экспериментировать. Он словно разбирает башню из кубиков, а затем возводит из старых деталей новое здание.
Вместо привычных объектов на полотнах появляются их плоские отпечатки. Детали изображены с разных сторон. Ни одно описание не передаст с такой точностью все особенности второй фазы, как сами работы. Чтобы познакомиться с аналитическим кубизмом, посмотрите работы живописцев из «Золотого сечения». В это творческое объединение входили Марсель Дюшан, Жак Вийон, Альбер Глез, Жан Метценже и другие.
«Две женщины, сидящие у окна», Альбер Глез
Синтетический кубизм (1912-1914)
Эту стадию иначе еще называют «коллажным кубизмом». Элементы на полотнах как будто предварительно вырезаны из разных работ, а затем аккуратно склеены. В творчестве Брака и Пикассо есть натюрморты, которые состоят из таких отдельных кусочков, словно лоскутные одеяла.
Натюрморт Жоржа Брака
Завершенности работам придают лаконичные линии, связывающие детали воедино. Живописцы уделяют наибольшее внимание узорам и фактурам поверхностей.
«Индейка с трюфелями и вином», Пабло Пикассо
Синтетический кубизм в живописи отличается красочным исполнением. Художники для завершения замысла пользуются графическими знаками. На полотнах появляются ноты, цифры и буквы. Интересное замечание принадлежит критику из Франции Алену Жуфруа. Он сравнил такие изображения с картинками из типичного кафе, где на столе рядом размещены газеты, меню и ценники. Художники составляли коллажи из отдельных деталей или рисовали их с нуля.
«Натюрморт с гитарой», Пабло Пикассо
Несмотря на общие черты, работы каждого кубиста легко отличимы от творчества других живописцев. Так на полотнах Брака появляются термины из мира музыки. Запоминаются работы испанского иллюстратора и скульптора Хуана Гриса. Он также активно использует прием коллажа для создания натюрмортов.
Натюрморт Хуана Гриса
Направление в России
Кубизм в России объединился с итальянским футуризмом. В нашей стране новое направление стало известно благодаря коллекционеру С. И. Щукину. Он первым привез в Москву работы Пикассо.
Стиль кубизм в России – это в первую очередь переходное явление. Художники (за редким исключением) остановились на сезанновском этапе и переосмыслили его. Готовые к смелым экспериментам живописцы (К. С. Малевич и В. Е. Татлин) стремительно переметнулись в сторону кубофутуризма. Однако Казимир Малевич не переставал повторять, что изучающим искусство нужно обратить внимание именно на кубизм.
Работа Андрея Саратова
Самые яркие примеры работ в позднем кубизме принадлежат скульптору А. Архипенко. Он творил под влиянием французских живописцев, но постепенно отказался от первоначально выбранного направления и пошел по своему пути в искусстве.
Кубизм сегодня
Современный кубизм далек от традиционного. У него мало общего с сезанновским, аналитическим и синтетическим течениями. Направление активно используется в рекламе спортивных и модных брендов, музыкальных событий и техники с 2000 годов, как можно увидеть на фото. В стиле кубизм создаются иллюстрации и логотипы, привлекающие внимание молодых жителей мегаполисов.
Современный кубизм
Один из самых ярких примеров – в рекламе Adidas. Логотип компании собран из маленьких ледяных деталей. Зимние виды спорта – первая ассоциация, которая приходит на ум при виде его.
Рисунок с геометрическими деталями использовала Coca-Cola в рекламной компании, посвященной 50-летию независимости Кении. Работы, выполненные в стиле кубизма, популярны в афишах концертов альтернативной музыки. Такой выбор сделан неспроста – изображения, собранные из геометрических деталей, показывают, что участники коллективов далеки от попсы и стандартных подходов в творчестве.
Почему постимпрессионизм называют «размышлением с кистью в руках»?
Импрессионизм и магические трюки художников-импрессионистов
Что такое сюрреализм?
Художник Александр Шилов
Художник Владимир Любаров и его «Деревенский астрал»